Стих с годами становлюсь мудрей живу в согласии

Произведения для подготовки к сочинению по напралению «Время перемен»

  • Антон Павлович Чехов «Вишневый сад», «Попрыгунья»
  • Александр Александрович Блок «Двенадцать»
  • Валентин Григорьевич Распутин «Прощание с Матёрой»
  • Лев Николаевич Толстой «Война и мир»
  • Леонид Максимович Леонов «Русский лес»
  • Светлана Александровна Алексиевич «Чернобыльская молитва»
  • Борис Львович Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
  • Иван Сергеевич Тургеневаа «Отцы и дети» — о смене поколений и смене взглядов.
  • Евгений Иванович Замятин «Мы»
  • Николай Алексеевич Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • Михаи́л Афана́сьевич Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»
  • Гузель Шами́левна Яхина «Зулейха открывает глаза»

Зарубежная литература

  • Виктор Мари Гюго «Отверженные»
  • Джером Дэвид Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
  • Уильям Сомерсет Моэм «Узорный покров (Разрисованная вуаль)»
  • Рэй Брэдбери «Улыбка»
  • Рэй Брэдбери «И грянул гром»
  • О́лдос Ле́онард Хаксли «О дивный новый мир»
  • Сьюзен Коллинз «Голодные игры»
  • Джоан Роулинг «Гарри Поттер»

Примерные темы сочинения по направлению: «Время перемен»

  • Тема #1. Как современные технологии влияют на жизнь общества?
  • Тема #2. Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
  • Тема #3. Сложно ли жить в эпоху перемен?
  • Тема #4. Почему люди боятся перемен?
  • Тема #5. Почему многие люди боятся перемен?
  • Тема #6. Выбор, который меняет человека.
  • Тема #7. Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
  • Тема #8. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
  • Тема #9. Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Тема #10. Что способно изменить человека?
  • Тема #11. К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
  • Тема #12. Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?
  • Тема #13. Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
  • Тема #14. Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
  • Тема #15. Всегда ли перемены бывают к лучшему?
  • Тема #16. Все ли открытия, совершённые человеком, приводят к благополучному исходу?
  • Тема #17. Какие люди не боятся перемен?
  • Тема #18. Какими качествами должен быть наделён человек, способный пожертвовать собой ради науки?
  • Тема #19. Должен ли человек нести ответственность за свои действия?
  • Тема #20. Стоит ли бояться перемен?
  • Тема #21. Как вы понимаете слова Д.Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Тема #22. Согласны ли вы с высказыванием Франса Анатоля: «Незачем цепляться за тщетные сожаления о прошлом и скорбеть о досаждающих нам переменах, ибо перемены — основа жизни»?
  • Тема #23. Что влияет на формирование мировоззрения человека?
  • Тема #24. Согласны ли Вы с французским писателем Альбертом Комю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя признанным переделать мир»?
  • Тема #25. Всякие ли перемены к лучшему?
  • Тема #26. Как вы понимаете слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Жизнь — это непрекращающееся раждение, и себя принимаешь таким, каким становишься»?
  • Тема #27. Почему многие люди боятся перемен?

Цитаты и высказывания по направлению: Я и другие

Жить по-новому очень трудно. Жить прошедшим еще трудней.

Русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков

Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечеств, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы
могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перремена мысли.

Российский писатель Лев Николаевич Толстой

Если вы заметили, что вы на стороне большинства — это верный признак того, что пора меняться.

Американский писатель Марк Твен

Мы должны стать частью перемен, которые мы хотим видеть в мире.

Индийский политический и общественный деятель Махатма Ганди

Человечество изменится только в том случае, если оно захочет измениться.

Французский философ Анри Бергсон

К большим переменам легче привыкнуть чем к малым.

Английский философ, политик и историк Фрэнсис
Бэкон

В каждой перемене, даже в самой желанной, есть своя грусть, ибо то, с чем мы расстаёмся, есть часть нас самих. Нужно умереть для одной жизни, чтобы войти в другую.

Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс

Человек не в силах противостоять изменениям, которые приносит время.

Немецкий писатель и философ Иоганн В. Гёте

Мы должны стать частью перемен, которые мы хотим видеть в мире.

Индийский политический и общественный деятель Махатма Ганди

В мире нет ничего постоянного, кроме непостоянства

Английский писатель и философ Джонатан Свифт

Даже в самой худшей судьбе есть возможности для счастливых перемен.

Один из наиболее выдающихся учёных-гуманистов Эразм Роттердамский

Так уж устроена жизнь, что мы счастливы лишь предвкушением перемен; сами же перемены для нас ничего не значат; они только что произошли, а мы уже жаждем новых.

Английский литературный критик и поэт Джонсон Сэмюэл

Все, что неожиданно изменяет нашу жизнь, — не случайность. Оно — в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием.

Русский писатель и поэт А. Грин

Любые резкие, внезапные перемены опасны и вредны.

Древнегреческий целитель и философ Гиппократ

Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось.

Советский поэт и композитор Булат Окуджава

Новая метла чище метёт.

Народная мудрость

Что было – видели, что будет – увидят наши внуки.

Народная мудрость

Кафтан то новый, да дыры старые.

Народная мудрость

Прошлого не воротишь.

Народная мудрость

Что было то прошло и быльём поросло.

Народная мудрость

Нового счастья ищи, а старого не теряй.

Народная мудрость

Битого, пролитого, да прожитого не воротишь.

Народная мудрость

Новому везде дорога.

Народная мудрость

Не угадаешь, где упадёшь, где встанешь.

Народная мудрость

Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить.

Народная мудрость


Подборка аргумент к направлению: «Время перемен»

Прежде чем мы перейдем к аргументам для подготовке к итоговому сочинению по направлению «Время перемен», хочется дать небольшую вводную.

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

Комментарий ФИПИ


Прежде чем мы перейдем к аргументам для подготовке к итоговому сочинению по направлению «Время перемен», хочется дать небольшую вводную, а именно определения понятиям подразумевающимся в направлении.

Перемена(ы) – это:
1. изменение в ком-либо, чем-либо, поворот к чему-н. новому, появление чего л. нового.
2. Замена одного другим. Например, перемена профессии, обстановки, места жительства …

Синонимы к слову «перемена»: изменение, видоизменение, смена, чередование, переворот, ломка, перелом, перерождение, превращение, метаморфоза; переделка, преобразование, модификация, реорганизация, реформа, нововведение, превратность судьбы.
Эпитеты к слову «перемена»: резкая, внезапная, неожиданная, существенная, важная, значительная, удивительная, всякая, любая.

А теперь перейдем к тезисам и аргументам к ним.

Человек может изменить мир, если он готов приложить к этому значительные усилия.
Может ли человек изменить мир? Разумеется, да, если он готов приложить к этому значительные усилия. Это доказывает пример из рассказа Платонова «Юшка». Главный герой жил в небольшом городе, где каждый житель норовил выместить на бессловесном и кротком помощнике кузнеца всю ненависть и злость. Даже дети бросали в Юшку камни и смеялись над ним. Так проходили годы, и люди не стеснялись говорить своей жертве, что она пришла в этот мир напрасно. Они считали Юшку ничтожеством, потому что он мало зарабатывал, не имел семьи и всегда болел. Однако после его кончины обитатели города поняли, что потеряли нечто очень важное. Всю злость, которую они срывали на Юшке, люди теперь несли домой, и жизнь их стала гораздо хуже. Именно поэтому все они пришли проводить «ненужного человека» в последний путь, чтобы отдать запоздавшую дань уважения тому, кто действительно смог изменить мир, хоть и ненадолго. Последним подарком Юшки своим соседям стала его приемная дочь, которая стала лечить людей только потому, что когда-то помощник плотника оплатил ее образование. Так, герой смог поменять атмосферу в городе, где жил, и вложил свою лепту в его счастливое будущее.

Может ли человек изменить свою судьбу? Ответ на этот вопрос зависит от готовности личности в переменам. Например, главный герой романа Виктора Гюго «Отверженные» твердо решил исправить свои ошибки и искупить грехи после того, как встретил доброту и понимание в мире, который ненавидел. Жана приговорили к длительному тюремному сроку только за то, что он украл еду для своей умирающей от голода семьи. В заключении он поклялся себе отомстить людям за унижение. Но когда он вернулся с каторги, то встретил священника, который спас его от повторного приговора. Когда Жана привели к нему с украденными у него же вещами, епископ выдал из за подарки и велел жандармам отпустить Жана. С тех пор каторжник изменил свое отношение к миру, что стало ключом к другим переменам: герой стал всеми уважаемым дядюшкой Мадленом, который помогал беднякам и способствовал развитию своего региона. Благодаря его промышленным открытиям сотни людей получили работу и достойные условия для жизни. Жан смог направить свою судьбу так, как захотел, потому что был готов трудиться для этого.
Последствия войны ужасны и пагубно отражаются на быте и нравах мирных жителей.
Как война меняет жизнь людей? К сожалению, последствия вооруженного столкновения народов ужасны и пагубно отражаются на быте и нравах мирных жителей. Об этом писал А. Платонов в рассказе «Возвращение». Герой приехал домой с фронта и увидел, как изменилась жизнь его семьи. Дети повзрослели слишком рано и несли на своих плечах груз нищеты, лишений и одиночества. Супругу годы тоски и страха состарили и заставили искать помощи у другого мужчины. Угнетенная женщина была рада супругу, но сквозь радость проглядывала мука ожидания. Несколько лет разлуки отдалили людей друг от друга. Алексей Иванов тоже изменял жене и стал далек от семейного очага. Он даже попытался сбежать от самых близких людей, потому что не выдержал напряжения первых часов. Очевидно, что война разрушила семейные связи и устроенный быт, и герои вынуждены были через страдания и боль обретать все утраченное снова.
Нравственные и социальные проблемы не решаются с помощью гаджетов и других инноваций.
Могут ли новые технологии сделать людей лучше? К сожалению, многие нравственные и социальные проблемы не решаются с помощью гаджетов и других инноваций. Это доказывает М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Гениальный хирург научился лечить многие болезни и даже сумел создать нового человека, пересадив органы человека псу. Однако его выдающееся открытие не смогло зайти дальше физиологических изменений в природе. Нравственные, интеллектуальные, моральные и этические сферы, определяющие мировоззрение индивида, остались неподвластными Преображенскому. Шариков стал человеком только внешне, но не внутренне. Он перенял все самые плохие черты у нового окружения и своего донора органов — вора и рецидивиста. Сам он не смог развиваться полноценно и стать самодостаточной личностью, имеющей не только права, но и обязанности. Поняв это, профессор превратил Шарикова в собаку и закончил эксперимент. Филипп Филиппович признал бессилие технологий изменить человека к лучшему.

Роман Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» становится своеобразной иллюстрацией конечного этапа развития техносферы.

В романе поднимается проблема технического прогресса, которая в свою очередь тесно связана с проблемой нравственной деградации человечества. Р. Брэдбери изображает, что люди настолько привыкли к тому, что за них все делает техника, что уже разучились думать. Общество представлено в романе как бездумное стадо, в котором нет места для индивидуальностей. Автор рисует тоталитарное общество, которое запрещает всякое проявление инакомыслия. Общество принимает к себе только людей-копий, которые имеют одинаковое, разрешенное властями мировоззрение. Властями разрешено только то, что не может угрожать самой власти. В романе показано, как уничтожаются книги, в которых может оказаться информация, противоречащая принципам государства, как преследуют людей, имеющих собственное мнение, отличающееся от мнения большинства. Читатель видит, что общество вместе с книгами уничтожает само себя. Р. Брэдбери в своем романе показывает, что общество стремится к прогрессу для того, чтобы жизнь человека была идеальной, однако измененная жизнь превращается в сущий кошмар, который вряд ли можно назвать настоящей жизнью.

Главный герой романа Гай Монтаг первоначально является типичным обывателем. Гай Монтаг работает в организации, сжигающей книги. В начале повествования показано, что центральный персонаж ничего не имеет против той жизни, которая была создана прогрессом. Но Р. Брэдбери показывает образ Гая Монтага как личность развивающуюся и внутренне изменяющуюся. После знакомства с Клариссой Маклеллан главный герой с каждым днем осознает ничтожность своего существования. В итоге Гай Монтаг отказывается от работы по уничтожению книг и оказывается среди бродяг, которые заучивают тексты произведений, чтобы иметь возможность передавать их содержание. Главный герой бунтует против деградирующего общества и выступает за изменение окружающей действительности.

Роман «451 градус по Фаренгейту» можно назвать романом-предупреждением, ведь Р. Брэдбери фактически предостерегает человечества от тех последствиях, которые может принести технический прогресс, если его поставить превыше человеческой личности.

Зачастую перемены связаны с переменой места и окружения, внешними обстоятельствами.
Какие явления меняют жизнь людей? Зачастую все они связаны с переменой места и окружения. Например, А.Н. Островский в пьесе «Гроза» познакомил читателей с историей Катерины, которая попала в совершенно другой мир после замужества. Она воспитывалась в дворянской среде, получила образование и пользовалась в своей семье свободой и уважением. Родители любили ее и не стесняли душевных порывов юной девушки. Однако когда она вышла замуж за купца Тихона, ее окружили запреты, упреки и ханжество нового окружения. В доме всем заправляла Марфа Игнатьевна — мать Тихона. Купчиха возненавидела невестку и превратила семейную жизнь юной четы в череду мучений под ее неусыпным контролем. Теперь Катерина не имела прежних свобод, о ней не заботились, ее мнения не спрашивали. Даже супруг отдалился от нее и постоянно сбегал из ненавистного дома. Негативные изменения в судьбе героини были вызваны тем, что она попала в другую среду и вынуждена была подстроиться под ее нормы поведения.

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» особенно ярко продемонстрированы изменения, происходящие внутри центрального персонажа Петра Гринева.

Жизнь Петра Гринева меняется кардинальным образом, когда он в шестнадцать лет отправляется на службу. До шестнадцатилетнего возраста Петр Гринев был типичным недорослем: в двенадцать лет главный герой занимался с французом Бопре, который не дал ему никаких знаний. Петр Гринев отмечает, что его образование закончилось в тот момент, когда его учителя-бездельника выгнали из дома. Петр Гринев до отправления на службу представлен в повествовании как недоросль, гонявший голубей.

А.С. Пушкин показывает первоначальное отношение Петра Гринева к службе: он мечтал о том, что будет служить в Петербурге, где его будет ждать праздная и разгульная жизнь. Главный герой представлен как типичный дворянин, стремящийся к веселью и получению удовольствий.

Вопреки своим ожиданиям Петр Гринев отправился на службу в Оренбург, потому что так захотел отец главного героя, человек с довольно строгим характером. По пути на службу Петр Гринев все еще ведет себя беспечно, проигрывая деньги Зурину. Но уже здесь происходят явные изменения: Петр Гринев отдает вожатому, который вывел их из бурана, заячий тулуп; разве мог типичный разбалованный недоросль совершить такой милосердный поступок?

Когда Петр Гринев оказывается на службе в Белогорской крепости под началом капитана Миронова, он начинает вести себя как настоящий мужчина. Он честно ведет службу, а когда в стране начинается крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева, Петр Гринев остается на стороне государства, рискуя собственной жизнью. Центральный персонаж защищает и Родину, и всех своих родных и близких. Он поступает в соответствии с честью и достоинством.

А.С. Пушкин показывает, что мировоззрение Петра Гринева меняется в результате нескольких факторов. Главный герой повзрослел, поэтому на многие вещи он стал смотреть по-другому. Во многом на становление характера центрального персонажа повлиял наказ его отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». Также на Петра Гринева повлияла служба, которая заставляла пересмотреть свои прежние приоритеты. Важно также то, что на личность Петра Гринева не могли сказать те события, которые происходили в стране.


В романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия» показаны внутренние изменения представителей молодежи в результате изменений, происходящих в окружающей действительности.

Центральными персонажами романа являются представители молодежной организации «Молодая гвардия». А.А. Фадеев показывает, что на внутренний мир героев повлияли события Великой Отечественной войны.

Когда к городу Краснодону, который является центром почти всех сюжетных событий, подходили немцы, многие представители молодежи начали задумываться над тем, как противостоять врагу. А.А. Фадеев показывает, как меняют свое мировоззрение еще школьники или только закончившие школу ребята. Великая Отечественная война заставила еще совсем юных парней и девушек повзрослеть и принимать по-настоящему серьезные решения, от которых зависело очень многое. В романе подчеркивается, что взросление главных героев произошло вынужденно и слишком быстро, буквально в один миг, ведь этого требовали военные события, повлиявшие на всех жителей страны.

Вмиг повзрослевшие ребята, находящиеся в оккупированном немцами городе, начали подпольную деятельность против врага. Вскоре в городе Краснодоне появилась целая организация «Молодая гвардия», которая отличалась тем, что в ней находились ребята от 14 до 20 лет. Ребята понимали весь риск, который несет их подпольная деятельность, однако они не отказывались от совершения тех действий, которые подрывают деятельность немцев и полицаев. Юноши и девушки, у которых впереди была целая жизнь, думали о благе Отечества, перенося собственные интересы и цели на второй план. Опасность не пугала героев, представители «Молодой гвардии» были готовы жертвовать собственными жизнями, чтобы помочь Родине победить врага. Все члены «Молодой гвардии» выдерживают все испытания, с которыми им пришлось столкнуться, когда их арестовали, и остаются верными Родине и самим себе до самой смерти. То, что все ребята, кроме Стаховича, не признавали своей причастности к подпольной деятельности и не сдавали немцам друг друга, говорит о том, что еще юные ребята и девушки действительно внутренне изменились, став преданными собственным нравственным ценностям. Военные события раскрыли жизненные ценности каждого жителя Краснодона: и если некоторые взрослые люди переходили на сторону немцев, то члены «Молодой гвардии» оставались верными Родине до конца, до самой смерти.


В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» продемонстрировано, как на жизнь отдельного человека влияют изменения, происходящие в окружающей среде.

Центральным персонажем поэмы является Евгений. В начале повествования он представлен как ничем не примечательный человек, живущий и служащий в бедном районе Санкт-Петербурга. У Евгения была возлюбленная Параша. Главный герой имел скромные и весьма обыденные цели: жениться на Параше и получить «местечко». А.С. Пушкин показывает, что для Евгения целью в жизни является обретение семьи и возможности работать на более успешной работе, нежели у него была.

Жизнь Евгения в один момент кардинально меняется. Когда на Санкт-Петербург обрушивается наводнение, возлюбленная Евгения Параша погибает. В собственном мире «маленького человека» на момент, когда его возлюбленная еще была жива, Евгений был счастлив. Та совместная жизнь с Парашей, о которой мечтал Евгений, после наводнения не может стать реальностью, поэтому Евгений стал по-настоящему несчастным человеком. То, что было самым ценным в его жизни, то, что давало Евгению смысл жизни, лишило наводнение. Потеряв возлюбленную, Евгений лишился рассудка. Пусть жизнь Евгения до наводнения была повседневна и скучна, но у героя хотя бы были цели и явления, которые приносили ему счастье. После наводнения же Евгений не жил, а существовал, он стал призраком, который был ни живым, ни мертвым. Оставшись в живых без своей возлюбленной, Евгений вынужден был постоянно корить себя и мучить страданиями от гибели Параши и от гибели возможного счастья, которое уже не может исполниться.

То, что произошло с Евгением, заставило его задуматься о государственной несправедливости. Находясь рядом со статуей Петра I, Евгений начинает обвинять царя, который построил город рядом с бушующей стихией, способной лишить человека жизни, не задумываясь о судьбах простых людей. Произошедшее в жизни Евгения несчастье заставляет его задуматься над более глубокими и философскими явлениями, чем собственное существование. Евгений, на несколько минут ставший бунтарем, задумывается над тем, что его жизнь была разрушена самодержавной властью.

Поэма «Медный всадник» заставляет задуматься над тем, что внешние обстоятельства способны вмиг изменить жизнь человека, что эти внешние обстоятельства меняют человеческое мировоззрение.

Пока человек сам не захочет перемен, никто не сможет навязать их ему.
Можно ли заставить человека измениться к лучшему? К сожалению, нет, ведь только мы сами можем развить потенциал и бороться с пороками, иначе полезные знания не будут применяться и быстро забудутся, а борьба с негативными чертами характера и вовсе не будет начата под чьим-то давлением. Это подтверждает пример из «Тихого Дона» М.А. Шолохова. Григорий Мелехов начал встречаться с замужней женщиной и пошел против правил своего окружения, ведь связь не была тайной. Его отец рассердился и заставил юношу жениться не по любви, а ради того, чтобы замять скандал. Упреки, запреты, увещевания и угрозы недолго действовали на Григория. Он так и не смог забыть Аксинью и ушел из дома вместе с ней, покинув Наталью и свою семью. Попытки заставить его измениться ничего не дали, ведь он сам не хотел исправляться, потому что понимал, что не грешит, а искренне любит. Пока человек сам не захочет перемен, никто не сможет навязать их ему: результат угроз долго не прослужит.
Рутина жизни и окружение, отставшее в развитии, негативно влияют на личность.
Почему человек деградирует? Причина заключается в том, что рутина жизни и окружение, отставшее в развитии, негативно влияют на личность. Это доказывает пример из рассказа Чехова «Ионыч». Главный герой переехал в уездный город и познакомился с обывателями, которые застряли в однообразии дней и не меняли ни привычек, ни взглядов, ни целей. В этом «болоте» молодой и активный Дмитрий вскоре стал увязать, потому что нигде не мог найти применения своим способностям. Однообразная медицинская практика вскоре наскучила Старцеву, а новых знаний и навыков взять быть неоткуда. Общение с Туркиными тоже ничего ему не дало: Катерина, возомнившая себя талантливой, отвергла его, и он погряз в одиночестве и меланхолии. Через несколько лет он понял, что и интеллигентное общество Туркиных, и любовь к их дочери были миражами: они ничем не отличались от других обывателей города. В итоге амбициозный и умный человек, мечтавший принести пользу обществу, превратился в алчного, жадного и уродливого Ионыча, который работал только ради денег и ненавидел пациентов. Дмитрий Старцев деградировал из-за негативного влияния среды и собственной слабости, ведь не смог ему противостоять.
Если ничего не делать, то ничего не изменится.
Есть выражение «под лежачий камень вода не течет», которое отражает закономерность развития человека: если он не будет стараться, ничего в его судьбе не изменится. Об этом писал А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Любовь Раневская и ее брат Гаев долгое время закладывали имение и жили на эти деньги, поэтому долги и проценты поглотили их имущество. Они не хотели расставаться с родовым гнездом, однако ничего не сделали, чтобы спасти его от разорения. Они лишь говорили громкие речи и сорили последними деньгами, но реальных шагов для спасения недвижимости они не предприняли. Все предложения Лопахина были встречены инфантильными и пренебрежительными репликами. В итоге Раневская и Гаев лишились дома и сада, потому что «под лежачий камень вода не течет».
Война, революция будят в людях плохие свойства души: жестокость, трусость и эгоизм.
Как война меняет человека? К сожалению, боевые действия далеко не всегда обнажают мужество, доблесть и другие героические качества характера. Зачастую она будит в людях плохие свойства души: жестокость, трусость и эгоизм. Это подтверждает литературный пример из повести В.Г. Распутина «Живи и помни». Андрей дезертировал из армии, потому что устал находиться в голоде и холоде. Он воевал рядом с домом и скрылся в лесу, в охотничьей сторожке. Скрываться ему помогала жена, которая одна знала о его местонахождении и тянула на себе все тяготы двойной жизни. Ей пришлось поступиться многими принципами, чтобы сохранить жизнь мужа. А он эгоистично принимал ее жертву, не думая о будущем супруги и ребенка, которого она носила. Война сломила героя и сделала Андрея ничтожным человеком, равнодушным к семье и помешанном на собственном выживании и комфорте.

Как революция влияет на положение в стране? Зачастую революционные события создают волну насилия и агрессии. Когда власть не устойчива, процветает правовой нигилизм. Эту закономерность подтверждают многие исторические романы, в том числе и
роман Эрнеста Хэмингуэйя «По ком звонит колокол». Главная героиня становится жертвой фашистских фанатиков, которые безжалостно избивают и насилуют девушку. Мария была дочерью успешного человека, имеющего власть в городе, поэтому ей мстили за привилегированное положение отца и ее финансовое благополучие. Фашисты в то время расправились не только с ней, но и с другими людьми, которые не разделяли их взгляды. Счет смертей шел на тысячи, ведь беззащитные женщины с детьми не могли дать отпора вооруженным бандитам. Самой Марии чудом удалось сбежать и примкнуть к партизанам. Этот пример доказывает, что революционные волнения ничуть не лучше войны: они также вредят обществу и стране.
Люди боятся перемен, потому что не хотят принимать связанную с ними ответственность.
Почему люди боятся перемен? Причина вполне ясна: они не хотят принимать связанную с ними ответственность. Так и герои пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» не желают слушать нравоучения Чацкого и менять свой устаревший уклад жизни. Многие из них понимают, что обвинения приехавшего из-за границы соотечественника справедливы, но не принимают необходимость изменений к лучшему. Почему? Потому что им самим придется потерять нечестное нажитые привилегии и потрудиться, чтобы получить новые. Отмена того же крепостного права разорила бы их, ведь сами они работать не умели и не хотели, и все за них делали крестьяне. Повальное невежество тоже невозможно заменить на высокий уровень образования без труда и лишений. Придется отказаться от многих часов праздности и заставить себя учиться. Не менее сложно развивать отечественную культуру, отказавшись от заимствований с иностранных источников. Герои пьесы, может, и рады бы измениться, но не хотят брать на себя ответственность за перемены, ведь она влечет за собой титанические усилия, без которых нет прогресса.
Чтобы изменить себя требуется не только переезд, но и каждодневный труд.
Почему так сложно изменить себя? Ответ можно найти в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Мировоззрение главного героя сформировалось под влиянием легкомысленного и инфантильного общества, развращенного праздностью и богатством. Однако Евгений был умным человеком и понял, что его образ жизни нужно менять. Он презирал свое окружение и решил начать все заново в деревне, где не было тлетворного влияния высшего света. Первые дни в деревне прошли в упоении от новых впечатлений, но потом герой охладел и к ним. Оказалось, что попытки изменить себя требовали не только переезда, но и каждодневного труда. Развитие нужно было подкреплять работой над собой и отказом от плохих привычек. Поэтому герой не выдержал испытания любовью и не взял на себя ответственность за свою судьбу. Он так и остался праздным, эгоистичным и инфантильным барином с либеральными замашками. Ему было сложно измениться, потому что он не привык к труду и не смог заставить себя работать, чтобы стать героем своей мечты.

Однажды писатель и философ Вольтер сказал: «Попробуйте изменить себя, и вы поймете, насколько ничтожны ваши шансы изменить других…». С ним нельзя не согласиться, ведь процесс саморазвития у каждого из нас протекает очень тяжело. Например, героиня пьесы Фридриха Шиллера «Коварство и любовь», леди Мильфорд с огромным трудом переборола свой эгоизм и потратила на это все силы своей души. Став содержанкой влиятельного человека из-за нужды в деньгах, Эмилия переняла некоторые его качества: стала жестокой, мстительной и циничной. Поэтому она намеревалась бороться за сердце человека, который ей понравился, не заботясь о его согласии и воле. Героиня думала лишь о своих желаниях. Однако знакомство с добродетельной Луизой изменило ее: Эмилия решила отпустить Фердинанда и уйти от герцога. Она уехала в монастырь, чтобы очистить душу. Зная о том, что герцог присваивает деньги своего народа, она, тем не менее, никак не может это исправить, ведь все ее силы ушли на самосовершенствование. Если раньше она была уверена в своей власти что-то изменить в мире, то после волевого решения уйти в монастырь она растеряла уверенность в себе и не смогла никак помочь ни Луизе, ни Фердинанду, ни народу, который обкрадывал герцог.
Попытки «догнать» окружение могут лишить покоя и счастья.
Должен ли человек меняться вслед за окружением? Попытки подстроиться под чужие мнения и планки далеко не всегда обоснованы логически. Если изменения влекут за собой отрицательные последствия, то необходимо отказаться от них, а не идти на поводу у других. Это доказывает пример из романа Джека Лондона «Мартин Иден». Главный герой, бедный моряк, встретил красивую и образованную девушку и влюбился. Но она была из богатой семьи, поэтому он решил сначала стать достойным ее, а уж потом сделать предложение. Мартин стал заниматься самообразованием и вскоре превзошел окружение Рут. Он изменился, но не получил от этой перемены ничего, кроме боли и разочарования. Развитый ум и богатый опыт открыли ему глаза на общество, куда он так старался попасть. Герой понял, что эти люди ценили других только за успех, а не за знания или таланты. Возлюбленная тоже разочаровала его, ведь оказалась такой же меркантильной и ведомой особой с посредственным умом. Внутренний разлад Мартина привел его к самоубийству: потеряв любовь и цель в жизни, он утопился. Попытки догнать окружение лишили его покоя и счастья.
«Чтобы открыть новые части света, нужно иметь смелость потерять из виду старые берега».
Писатель А. Жид сказал: «Чтобы открыть новые части света, нужно иметь смелость потерять из виду старые берега». С этим утверждением трудно не согласиться, ведь без отваги и жертв не бывает открытий. Это доказывает пример из романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Главный герой решился променять благополучную и сытую жизнь на берегу на приключения в море, чтобы открыть для себя мир, полный новых впечатлений. Шторм вынес его в необитаемый остров, где моряк прожил 28 лет. Все эти годы он не унывал, а осваивал богатства острова, поэтому и смог выжить. Изучая местность, Робинзон добился многого и сделал важные открытия, которые он впоследствии привез на родину. Он приручил диких коз, научился делать сыр, посадил зерно и смог печь лепешки. Из доступных материалов он создал себе дом. Благодаря своим наблюдениям он внес большой вклад в научное освоение открытых им территорий. Также он поделился с соотечественниками истериями о быте туземцев и даже научил одного из них многому из того, что умел сам. Если бы Робинзон не отказался от прошлого ради неизведанного и таинственного будущего, он не смог бы стать первооткрывателем острова и многоопытным человеком, закаленным необычной судьбой.
Перемены положительно сказываются на развитии человека, а вот застой всегда чреват деградацией.
М. Горький однажды сказал: «Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала». С ним трудно поспорить, ведь перемены положительно сказываются на развитии человека, а вот застой всегда чреват деградацией. Об этом писал и Иоганн Вольфганг Гете в пьесе «Фауст». Главный герой прожил всю жизнь в тесной каморке, изучая разные науки. Однако в конце своего пути он был глубоко разочарован поверхностностью своих теоретических знаний и недостатком жизненного опыта. Фауст осознал, что зря посвящал книгам все свое время и не удосужился проверить знания на практике, покинув храм наук. «Размешать» рутину ему помог Мефистофель после пари с Богом, благодаря которому Фауст получил еще один шанс и прожил совершенно иную жизнь. Он не только думал, но и делал. Все его знания нашли применение на практике, он получил опыт и понял смысл бытия — способствовать развитию цивилизации, помогая людям делом. Разнообразные впечатления встряхнули героя, поэтому он отыскал ответ на мучавший его вопрос, не прибегая к изучению книг.

Почему человеку нужно меняться? Отсутствие изменений порождает застой, который засасывает все лучшее в человеке и оставляет внутри него пустоту без мыслей, целей и желаний. Кроме того, свежие впечатления заставляют нас выстроить правильные жизненные ориентиры. Это доказывает пример из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Главный герой решил покинуть свою планету, чтобы увидеть мир и познать жизнь. Рутина и однообразие существования притупили его чувства и мысли. Только оказавшись на Земле, он понял, как любил Розу. Но, что важнее, он осознал, как она любила его, как нуждалась в его заботе. Маленький принц узнал, что такое дружба, ответственность, взрослый мир. Его кругозор расширился, как и эмоциональный диапазон. Теперь он был готов по достоинству оценить то, что имел, и с новыми силами взяться за переустройство жизни. Человеку нужно меняться, развиваться, не стоять на месте, чтобы понять мир вокруг и постараться улучить его.

В романе И.А. Гончарова «Обломов» поднимается проблема «обломовщины». Данное понятие обозначает не столько образ жизни центрального персонажа Ильи Ильича Обломова, сколько социальное явление, которое связано с распадом крепостных устоев дореформенной России. Образ Обломова важен в идейно-смысловом содержании романа, так как он является олицетворением всего угасающего дворянства. Это бездеятельный общественный тип, который не может найти себе применение в жизни. С помощью образа Обломова И.А. Гончаров демонстрирует деградацию помещичьего дворянства, которое не может и не хочет приспособиться к происходящим изменениям.

Любовь заставляет Обломова измениться физически и душевно. Чувства к Ольге Сергеевне Ильинской помогают главному герою обрести смысл жизни, помогают встать с дивана и снять свой засаленный халат. Однако перемены, произошедшие в жизни и в душе Обломова, не долгосрочны. Со временем он понимает, что новая жизнь, которую он обрел из-за желания быть рядом с Ольгой, ему не приносит никакого удовольствия. Он вновь возвращается к прежнему образу жизни, прогресс заменяется регрессом.

Илья Ильич Обломов и Ольга Сергеевна Ильинская не могут быть вместе из-за разных взглядов на жизнь: если Обломов понимает пустоту существования общества, но ничего не делает для его изменения, то Ольга Ильинская выступает за общественные изменения. Неудивительно, что Ольга Ильинская выходит замуж за деятельного Андрея Штольца, ведь они смотрят на жизнь в одном направлении. Многие исследователи и критики именно в Ольге Ильинской, а не в Андрее Штольце, видели человека настоящего, способного предложить пути развития России, способного повести всю Россию за собой, освободив ее от «обломовщины».

И.А. Гончаров, демонстрируя образ жизни Обломова, выражает мысль о том, что дворянско-помещичья среда обречена на гибель. Неслучайно центральный персонаж погибает, а писатель устами Штольца прощается с «обломовщиной». Прощание с Обломовкой и «обломовщиной» выражает идею необходимости коренных общественных преобразований. То, что после смерти центрального персонажа повествование продолжается, указывает на авторскую позицию: гибель дворянско-помещичьей среды не станет причиной общественных потрясений, так как в обществе уже есть люди, готовые вести Россию по новому пути развития.

Если путь завел в тупик, то необходимо «встряхнуться» и начать все с чистого листа.
Когда человеку необходимы перемены? Всем нам необходимо «встряхнуться» и начать все с чистого листа, если прежний путь завел нас в тупик. Так, герой романа Грегори Дэвида Робертса «Шантарам», живя в Австралии, приобрел наркотическую зависимость и попал в тюрьму, поэтому решил измениться, убедившись, что жизнь пошла под откос по его же вине. Он сбежал из-под ареста и основался в Индии. Там он стал лекарем в трущобах и помогал людям бесплатно. Лин тратил все свои силы, борясь за здоровье бедняков и стараясь стать добродетельным и полезным для общества человеком. Ради этого он ежедневно претерпевал страдания и отказывался от комфорта, хотя давно мог позволить себе вырваться из трущоб. Но именно его добровольное самопожертвование поспособствовало духовному перерождению. Лин смог исправиться и найти счастье. Его пример учит тому, перемены необходимы нам тогда, когда мы убеждаемся в том, что сделали неправильный шаг.
Любовь меняет нас и заставляет идти на подвиги самоотречения ради избранника.
Стоит ли менять себя ради любви? Это чувство не оставляет нам другого выбора. Оно само по себе меняет нас и заставляет идти на подвиги самоотречения ради избранника. Например, так произошло в романе Бориса Виана «Пена дней». Колин женился на Хлое, но вскоре после свадьбы девушка тяжело заболела. Все благосостояние юноши, которого прежде хватало ему одному, стало стремительно таять, потому что его супруге нужны были лекарства. Автор аллегорически представил их в виде цветов, подчеркивая хрупкость и красоту героини. Колину пришлось отправиться на службу, где он страдал от вредных условий труда. Ему приходилось выращивать оружие, что истощало его собственный организм. Таким образом, из инфантильного и легкомысленного юноши Колин превратился в зрелого и ответственного мужчину, готового на все ради любви. Чувство к Хлое изменило его, и этот процесс вполне естественен: если человек не будет меняться в отношениях, как же он сможет сыграть новую социальную роль, став отцом или матерью? Изменения в данном случае необходимы.
Для изменения своей судьбы достаточно одного решительного шага — перемены места и занятия.
Как изменить свою судьбу? Для этого достаточно одного решительного шага — перемены места и занятия. Например, главный герой романа Мана Рида «Всадник без головы», будучи богатым баронетом, все же решил переехать в Техас и стать мустангером — человеком, который ловил и приручал диких лошадей для продажи. Эта непрестижная работа была сопряжена с риском и очень трудна, но зато Морис смог вырваться за пределы своего окружения и узнать новый мир. Он научился добывать деньги своим трудом, познакомился с интересными людьми и обрел множество полезных навыков. Вместо скучной обывательской праздности в холодном климате Великобритании он получил насыщенную жизнь, полную приключений и свободы. Он изменил свою судьбу, оставив прошлое позади и открыв для себя новую страну, работу и любовь.

Если человек твердо решил достичь своей цели – перемены могут произойти. Подтверждение этому приведены
в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Главный герой – это собирательный образ нового поколения, пришедшего, чтобы изменить российское общество и страну в целом. Базаров был решительным, трудолюбивым и целеустремленным нигилистом. Парень имел свое мнение и четко следовал собственным убеждениям. Базаров считал, что будущее человечества в науке, он отрицательно относился к музыке, живописи, литературе и даже самой природе. По мнению героя, только за разрушением старых стереотипов последуют перемены. Он заводит спор с Кирсановым, в лице которого видит все дворянство, приведшее страну к такому состоянию. Переменам не удалось произойти из-за людей, боящихся оставить старое, которых было большинство.
Внутренние изменения могут произойти после всего одного случая в жизни человека.
В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» продемонстрировано, как внутри центрального персонажа Ивана Васильевича произошли изменения в результате одного случая. Иван Васильевич рассказывает своим собеседникам об одном произошедшим с ним случае, «от чего переменяется и направляется вся жизнь человека».

В последний день масленицы Иван Васильевич находился на балу, где он танцевал с Варенькой – девушкой, в которую он был влюблен. На этом же балу был и отец Вареньки – Петр Владиславич, к которому Иван Васильевич отнесся весьма положительно. После бала Иван Васильевич, которому не удавалось заснуть, отправился на улицу. Герой стал свидетелем того, что Петр Владиславич командует экзекуцией. Этот факт поменял отношение Ивана Васильевича к Петру Владиславичу, вскоре герой отказался и от любовных чувств к Вареньке. Увидевший страшные картины жестокости, которой управлял Петр Владиславлич, Иван Васильевич ощутил следующее: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Л.Н. Толстой показывает внутренние изменения Ивана Васильевича, которые произошли после одного случая. Будучи типичным представителем светского общества, Иван Васильевич меняет свое мировоззрение. Увиденные картины, связанные с Петром Владиславичем, открыли Ивану Васильевичу глаза относительно светского общества, представителем которого он был. Главный герой увидел, что за внешней красотой и великолепием светское общество скрывает пустоту и даже жестокость. Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, помогает ему бросить вызов жестокому и несправедливому обществу, отрицательные черты которого раньше он попросту не замечал. Один только случай из типичного представителя общества делает Ивана Васильевича человеком, который противопоставлен обществу. Как отмечает Иван Васильевич, после увиденного он не смог «поступить в военную службу, как хотел прежде». Он больше не мог благосклонно относиться к Петру Владиславичу и его дочери, как это было раньше.

Бал, который носит в повествовании символический характер, становится тем, что делит жизнь Ивана Васильевича на до и после. То, что наблюдает Иван Васильевич после бала, коренным образом меняет его жизнь и его мировоззрение.

Не всегда изменения, происходящие в окружающей действительности, к лучшему.
В романе У. Голдинга «Повелитель мух» показаны коренные изменения в жизни ребят, оказавшихся на необитаемом острове, а также изменения, происходящие в душах этих ребят.

Герои романа, которыми оказываются дети, оказываются на необитаемом острове и почти сразу придумывают правила, по которым им стоит жить. Автор показывает, что первоначально жизнь ребят была вне опасности и под защитой, потому что все герои жили дружно, думая не только о себе, но и об окружающих. Мальчиками, которые становятся своеобразными вожаками, являются Ральф и Джек.

У. Голдинг показывает изменения, происходящие в душе Джека. В один момент ему больше не хотелось делить власть с Ральфом, он хотел получить всю власть в собственные руки. Он был готов пойти на все, чтобы добиться желаемого.

Перемены, происходящие в душе одного человека, становятся причиной изменений в окружающей действительности. Все общество ребят, оказавшихся на необитаемом острове, делится на две группы: одни ребята поддерживают восставшего против прежних правил Джека, а другие остаются на стороне Ральфа, который призывал к единению для благополучного выживания на острове. С каждым днем конфликт между Джеком и Ральфом становится сильнее. Когда конфликт уже приобретает кровавый характер, многие ребята из группы Ральфа переходят на сторону Джека, превращаясь в настоящих животных. Другие же ребята, поддерживающие Ральфа, погибают. На Ральфа организуется охота, Джек хочет навсегда избавиться от своего противника.

Демонстрируя появившийся конфликт между представителями одной и той же группы людей, вынужденной выживать на необитаемом острове, У. Голдинг выражает мысль о том, что не всегда изменения, происходящие в окружающей действительности, к лучшему. Революционные действия Джека приводят не к всеобщему благу, а к разрушениям и гибели многих ребят. У. Голдинг показывает, что изменения, негативно сказывающиеся на личности людей, становятся причиной того, что люди становятся похожими на животных, охотящихся друг на друга. У. Голдинг поднимает в романе проблему нравственной и общественной деградации.

Роман «Повелитель мух» становится аллегорией тех трагичных событий, которые происходили в первой половине XX века. Жестокое поведение детей на острове символизирует поведение человечества во время Второй мировой войны.

Для перемен одного желания мало, нужны еще целенаправленные действия.
Если мечтать о переменах, они произойдут? Нет, здесь одного желания мало, нужны еще целенаправленные действия. Это описано в романе
А.С. Гончарова "Обломов". В первые годы жизни в Петербурге Обломов много мечтал, на что-то надеялся, ждал перемен. По истечению десяти лет все осталось без изменений: Илья Ильич продолжал рисовать будущее в уме. Герой любил полежать на диване, на улицу выходил редко. Он живет безмятежной жизнью в имении, даже упадок хозяйства и угроза выселения не мотивируют к действию Обломова. Временное пробуждение героя наступает благодаря его другу Андрею Штольцу. В этот период Илья Ильич знакомится с Ольгой Ильинской. Это талантливая и прогрессивно мыслящая девушка, сумевшая покорить сердце героя. Обломов долго раздумывает, сомневается, но все же делает ей предложение. После этого опять следует период безмятежной жизни. Увидев Илью Ильича в таком состоянии, Ольга поняла, что его от себя самого ничего не спасет – они расстаются. По стечению обстоятельств, поддавшись интригам Тарантьева, Обломов попадает в дом Пшеницыной. Постепенно женщина прибирает хозяйство Ильи Ильича в свои руки. Позже Пшеницына влюбляется в Обломова и у них рождается сын Андрей. Из-за малоподвижного образа жизни и инсульта Обломов умирает молодым, так и не достигнув того, о чем мечтал. Герой прожил жизнь, плывя по течению.
Часто перемены делают людей более мудрыми и зрелыми.
Одним из самых любимых героев Л.Н. Толстого «Война и мир» был Андрей Болконский. В начале романа ему всего двадцать шесть лет, молодой человек находится в полном расцвете своих сил. Андрея тяготит лицемерное светское общество, и он безумно жаждет перемен в своей придворной жизни. Он мечтал о славе Наполеона, хотел проявить себя на поле боя и совершить подвиг, о котором бы долго помнили. Ради этих стремлений Андрей Болконский отправился на войну. Он служил в штабе при главнокомандующем и умело разрабатывал планы военных действий.

Спустя недолгое время пылкий офицер разочаровывается в русской армии. На его глазах капитан Тушин проявил неимоверное мужество и отвагу, сражаясь до конца, не сдавая позиций. До него просто не дошёл приказ об отступлении. Благодаря его усилиям и помощи Андрея солдатам удалось вернуться живыми. Но героизм Тушина не был оценён по заслугам, наоборот, он получил строгий выговор от Багратиона за несоблюдение приказа и потерю орудий боя. В этой ситуации Болконский впервые осознал, что не все подвиги получают всеобщее признание. Возмущённый несправедливым отношением генерала, Андрей стал на защиту капитана Тушина, который молчал, чтобы не подвести однополчан. Подобное положение вещей вызывало недоумение у князя. Тем не менее, судьба дала ему возможность совершить желанный подвиг во время Аустерлицкого сражения. Увидев беспорядок и панику в рядах армии, Андрей взял в руки знамя и повёл за собой войско. Но неожиданное ранение прервало все мечты о славе, перед героем предстало лишь бескрайнее небо, на фоне которого всё остальное казалось мирской суетой, недостойной внимания. Именно в этот момент в душе Болконского случился перелом, его жизнь изменилась навсегда. В родное имение он вернулся совершенно другим человеком. Теперь у князя Андрея появилось желание изменить будущее родной страны, поэтому он принимал активное участие в подготовке реформ Сперанского. После разочарования от несовершенства этих преобразований, Болконский посвятил себя целиком и полностью дому и семье. Князю казалось, что его жизнь окончена, но встреча с Наташей Ростовой ознаменовала новые перемены и надежду на лучшее. Именно из-за этого её предательство так больно ранило влюблённое сердце, поверившее в счастье.

Жизнь Андрея Болконского была яркой и разнообразной, он всегда был готов встретить любые перемены с достоинством.

Время перемен наступает независимо от того, ждут его или нет.
В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» удивительным образом соединено прошлое, настоящее и будущее. Прошлое время представлено тремя героями – Фирсом, Раневской и Гаевым. Именно Фирс рассказывает о том, как было раньше, как стало плохо после отмены крепостного права. Раневская и Гаев тоже живут прошлым, они не хотят никаких перемен и бояться будущего. Их устраивало, что раньше не приходилось думать ни о каких заботах. Они просто плыли по течению, отказываясь думать и принимать действительность. Но А.П. Чехов показывает, что время перемен наступает независимо от того, ждут его или нет. Поэтому Раневская уезжает в Париж, Гаев устраивается работать в банк, а Фирс в конце пьесы умирает и его смерть символизирует закат аристократизма.

Лопахин ассоциируется в произведении с настоящим. Он мыслит по-новому, умеет применить свои знания и навыки себе во благо. Он прекрасно видит красоту вишнёвого сада, но не может отказаться от его вырубки. Лопахин знал, что необходимо чем-то жертвовать ради достижения своих целей. Его дед был крепостным, отец смог изменить судьбу и стать владельцем лавки, а самому Лопахину удалось сколотить неплохой капитал.

Будущее заключено в образах Ани и Пети. Петя никак не может окончить университет, зато остро чувствует мировую несправедливость. Поэтому так остро реагирует на незаслуженные привилегии дворянства и всей буржуазии в целом. Он считает, что все обязаны трудиться, для того чтобы обеспечить себя. Но поддерживает его идеи лишь Анечка.

А.П. Чехов жил в эпоху перемен, поэтому видел необходимость изменений в государственном устройстве России. Автор хотел показать в своей пьесе, что будущее за простыми и деятельными людьми, которым сейчас необходимо совершенствоваться.

Не всегда люди готовы к переменам.
Название рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» предупреждает читателя о том, что любой человек из-за страха перемен может закрыть себя в «футляре». В данном произведении под футляром подразумевается неписаный свод правил и ограничений, которыми сковал себя главный герой. Этот укромный мир кажется ему намного лучше обычного, ему комфортно находиться в укрытии от влияния внешнего мира.

Главный герой работает учителем греческого языка в гимназии. Беликов привык жить по установленным правилам и больше всего боится, что что-то пойдёт не по плану. Даже в самую солнечную и тёплую погоду он одет в пальто и калоши, чтобы оградить себя от неожиданных явлений окружающей среды, в том числе и социальной. Беликова страшит современная ему действительность, безумно раздражает поведение соотечественников. Именно поэтому он заключил себя в своеобразный футляр, позволяющий ему укрыться от других людей.

Беликов настолько боялся перемен, что совершенно перестал различать краски в жизни. Он перестал получать удовольствие, стремиться к чему-нибудь, мечтать. Ему было абсолютно всё равно на то, что происходило за пределами футляра. Он существовал, но не жил. Главный герой просто плыл по течению, он не мог позволить даже самой судьбе вмешаться в его жизнь и изменить что-нибудь в лучшую сторону. Эта боязнь нового сделала его пассивным, неприметным и несчастным.

А.П. Чехов знал, что душевный недуг гораздо страшнее физического, поэтому основная идея его рассказа заключалась в том, чтобы донести до людей бессмысленность боязни времени перемен, нужно избавляться от любых футляров и жить свободно, быть готовым к любым поворотам судьбы, ведь часто они приводят нас к долгожданной цели.