Стих рылеева склонившись угрюмо до самой земли

Кондратий Рылеев«Иван Сусанин»

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! — Сусанину с сердцем вскричали враги: — Мы вязнем и тонем в сугробинах снега; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти!
Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует, Но смерти от ляхов ваш царь не минует!.. Веди ж нас, — так будет тебе за труды; Иль бойся: не долго у нас до беды! Заставил всю ночь нас пробиться с метелью… Но что там чернеет в долине за елью?»

«Деревня! — сарматам в ответ мужичок: — Вот гумна, заборы, а вот и мосток. За мною! в ворота! — избушечка эта Во всякое время для гостя нагрета. Войдите — не бойтесь!» — «Ну, то-то, москаль!.. Какая же, братцы, чертовская даль!

Такой я проклятой не видывал ночи, Слепились от снегу соколии очи… Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой! — Вошед, проворчал так сармат молодой. — Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли! Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!»

Вот скатерть простая на стол постлана; Поставлено пиво и кружка вина, И русская каша и щи пред гостями, И хлеб перед каждым большими ломтями. В окончины ветер, бушуя, стучит; Уныло и с треском лучина горит.

Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты, Лежат беззаботно по лавкам сарматы. Все в дымной избушке вкушают покой; Один, настороже, Сусанин седой Вполголоса молит в углу у иконы Царю молодому святой обороны!..

Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом. Сусанин поднялся и в двери тайком… «Ты ль это, родимый?.. А я за тобою! Куда ты уходишь ненастной порою? За полночь… а ветер еще не затих; Наводишь тоску лишь на сердце родных!»

«Приводит сам бог тебя к этому дому, Мой сын, поспешай же к царю молодому, Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей, Что гордые ляхи, по злобе своей, Его потаенно убить замышляют И новой бедою Москве угрожают!

Скажи, что Сусанин спасает царя, Любовью к отчизне и вере горя. Скажи, что спасенье в одном лишь побеге И что уж убийцы со мной на ночлеге». — «Но что ты затеял? подумай, родной! Убьют тебя ляхи… Что будет со мной?

И с юной сестрою и с матерью хилой?» — «Творец защитит вас святой своей силой. Не даст он погибнуть, родимые, вам: Покров и помощник он всем сиротам. Прощай же, о сын мой, нам дорого время; И помни: я гибну за русское племя!»

Рыдая, на лошадь Сусанин младой Вскочил и помчался свистящей стрелой. Луна между тем совершила полкруга; Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга. На небе восточном зарделась заря, Проснулись сарматы — злодеи царя.

«Сусанин! — вскричали, — что молишься богу? Теперь уж не время — пора нам в дорогу!» Оставив деревню шумящей толпой, В лес темный вступают окольной тропой. Сусанин ведет их… Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло:

То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят не шелохнясь и дуб и береза, Лишь снег под ногами скрипит от мороза, Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит, И дятел дуплистую иву долбит.

Друг за другом идут в молчанья сарматы; Всё дале и дале седой их вожатый. Уж солнце высоко сияет с небес — Всё глуше и диче становится лес! И вдруг пропадает тропинка пред ними: И сосны и ели, ветвями густыми

Склонившись угрюмо до самой земли, Дебристую стену из сучьев сплели. Вотще настороже тревожное ухо: Всё в том захолустье и мертво и глухо… «Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал. «Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. —

Убейте! замучьте! — моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит».

«Злодей! — закричали враги, закипев, — Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

«Умри же! — сарматы герою вскричали, И сабли над старцем, свистя, засверкали! — Погибни, предатель! Конец твой настал!» И твердый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Она для России спасла Михаила!

Иван Сусанин

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! – Сусанину с сердцем вскричали враги: – Мы вязнем и тонем в сугробинах снега; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти! Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует, Но смерти от ляхов ваш царь не минует!.. Веди ж нас, – так будет тебе за труды; Иль бойся: не долго у нас до беды! Заставил всю ночь нас пробиться с метелью… Но что там чернеет в долине за елью?» «Деревня! – сарматам в ответ мужичок: – Вот гумна, заборы, а вот и мосток. За мною! в ворота! – избушечка эта Во всякое время для гостя нагрета. Войдите – не бойтесь!» – «Ну, то-то, москаль!.. Какая же, братцы, чертовская даль! Такой я проклятой не видывал ночи, Слепились от снегу соколии очи… Жупан мой – хоть выжми, нет нитки сухой! – Вошед, проворчал так сармат молодой. – Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли! Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!» Вот скатерть простая на стол постлана; Поставлено пиво и кружка вина, И русская каша и щи пред гостями, И хлеб перед каждым большими ломтями. В окончины ветер, бушуя, стучит; Уныло и с треском лучина горит. Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты, Лежат беззаботно по лавкам сарматы. Все в дымной избушке вкушают покой; Один, настороже, Сусанин седой Вполголоса молит в углу у иконы Царю молодому святой обороны!.. Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом. Сусанин поднялся и в двери тайком… «Ты ль это, родимый?.. А я за тобою! «Куда ты уходишь ненастной порою? За полночь… а ветер еще не затих; Наводишь тоску лишь на сердце родных!» «Приводит сам бог тебя к этому дому, Мой сын, поспешай же к царю молодому, Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей, Что гордые ляхи, по злобе своей, Его потаенно убить замышляют И новой бедою Москве угрожают! Скажи, что Сусанин спасает царя, Любовью к отчизне и вере горя. Скажи, что спасенье в одном лишь побеге И что уж убийцы со мной на ночлеге». – «Но что ты затеял? подумай, родной! Убьют тебя ляхи… Что будет со мной? И с юной сестрою и с матерью хилой?» – «Творец защитит вас святой своей силой. Не даст он погибнуть, родимые, вам: Покров и помощник он всем сиротам. Прощай же, о сын мой, нам дорого время; И помни: я гибну за русское племя!» Рыдая, на лошадь Сусанин младой Вскочил и помчался свистящей стрелой. Луна между тем совершила полкруга; Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга. На небе восточном зарделась заря, Проснулись сарматы – злодеи царя. «Сусанин! – вскричали, – что молишься богу? Теперь уж не время – пора нам в дорогу!» Оставив деревню шумящей толпой, В лес темный вступают окольной тропой. Сусанин ведет их… Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло: То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят не шелохнясь и дуб и береза, Лишь снег под ногами скрипит от мороза, Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит, И дятел дуплистую иву долбит. Друг за другом идут в молчаньи сарматы; Всё дале и дале седой их вожатый. Уж солнце высоко сияет с небес – Всё глуше и диче становится лес! И вдруг пропадает тропинка пред ними: И сосны и ели, ветвями густыми Склонившись угрюмо до самой земли, Дебристую стену из сучьев сплели. Вотще настороже тревожное ухо: Всё в том захолустье и мертво и глухо… «Куда ты завел нас?» – лях старый вскричал. «Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. – Убейте! замучьте! – моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит». «Злодей! – закричали враги, закипев, – Умрешь под мечами!» – «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» «Умри же! – сарматы герою вскричали, И сабли над старцем, свистя, засверкали! – Погибни, предатель! Конец твой настал!» И твердый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Она для России спасла Михаила!

1822

Творчество Рылеева

Рылеев не только писал стихи, но и издавал альманах «Полярная звезда». Намного позже, в 1850-е годы, именно так назвал свой журнал А.И. Герцен (рис. 2).

Рис. 2. Альманах «Полярная звезда»

В русской литературе слово «полярный» относилось к северу. Издавать такой альманах в Петербурге – совершенно естественное дело. Издавал Рылеев его не один, а вместе со своим единомышленником А. Бестужевым.

В своем творчестве декабристы ориентировались на Гавриила Романовича Державина. Имя этого писателя связано с классицизмом, с высоким штилем и одой как любимым жанром. Это поэзия, ориентированная на серьезные, возвышенные темы. Будущие декабристы были достаточно сурово настроенными людьми не только в своей частной жизни, но и в сфере литературы и искусства. Поэзия как украшение жизни или поэзия легких тем им была совершенно чужда. Если мы посмотрим литературную карту России того времени, то основная полемика была между державинцами и карамзинистами. Сторонники сентиментальной эстетики Карамзина считали, что поэзия может быть легкой по слогу, словарю, выбору тем. Суровые декабристы были за старый стиль, чеканный стиль Ломоносова и Державина, и именно в таком ключе пытался писать Рылеев. Декабристы также были людьми, ориентированными на подвиги и свершения. И за геройством они обращались к древнеримской истории.

Все эти особенности литературного вкуса и выбора декабристов и Рылеева хорошо видны в одном из его произведений, в «Оде к временщику».

Временщик – человек, по воле сильного покровителя (обычно монарха) на время оказавшийся у власти, достигший высокого положения, почестей.

«Надменный временщик, и подлый и коварный, Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, Неистовый тиран родной страны своей, Взнесенный в важный сан пронырствами злодей! Ты на меня взирать с презрением дерзаешь И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь! Твоим вниманием не дорожу, подлец; Из уст твоих хула – достойных хвал венец»!

Рылеев ругает и поносит временщика очень грубо и яростно, но использует для этого высокий слог. Далее автор переходит к угрозам. Посмотрим, как он обращается к временщику.

«Тиран, вострепещи! родиться может он, Иль Кассий, или Брут, иль враг царей Катон! О, как на лире я потщусь того прославить, Отечество мое кто от тебя избавит»!

Кассий, Брут и Катон – герои древнеримской истории.

Рылеев не хотел просто подражать Державину, он пытался найти свой слог и стиль. Думы – это большие произведения с героями – русскими и украинскими историческими деятелями. Герои дум обычно размышляли о судьбе Отечества, и все они так или иначе пожертвовали собой ради народного блага. Например, Иван Сусанин, хорошо известный нам из истории, отдал свою жизнь за царя и Россию.

И снова мы убеждаемся, что поэзия Рылеева – поэзия серьезных, трагических тем, и в центре всегда гражданский интерес, общее дело. Идейно-художественный парадокс произведений Рылеева состоял в том, что он изображал антиромантических героев посредством романтических приемов. Одним из таких героев является Ермак из думы «Смерть Ермака» (рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация к думе «Смерть Ермака» (Источник)

Ермак

Атаман Ермак Тимофеевич – один из самых известных казаков в истории Руси. Он стоит в одном ряду с такими персонажами, как Булавин, Пугачев и Разин. Но эти люди – бунтовщики, которые выступили против власти, против государства. Ермак немного другой персонаж, он тоже представитель вольной антигосударственной силы, грабитель и разбойник, который решил послужить Отечеству. Но Ермак в нападении на Сибирское ханство преследовал корыстные цели. Сразу понятно, что нападение позволило бы ему много награбить, да и в случае победы он получил бы награду от государя. Но грабеж за пределами государства, который оно же и поддерживает, уже не является злодеянием, а становится воинским подвигом.

Успех Ермака был одним из положительных событий времен Ивана Грозного. Ермак одновременно является и воплощением разгульной вольной силы, и слугой государевым. Это привлекло не только Рылеева, А.К. Толстой вывел Ермака в романе «Князь Серебряный», но сделал это довольно необычным образом. Сам Ермак ни разу не появляется на страницах романа, о нем рассказывают другие. У Толстого Ермак является спасительным лучом на фоне описанной в романе опричнины, образом светлого будущего.

Ермак является реальным персонажем русской истории XVI века. Он был казацким атаманом, который пошел завоевывать Сибирь, находящуюся под властью хана Кучума. Ермак погиб, утонув в реке, при внезапном нападении татар. Именно с похода Ермака на Сибирь началось присоединение этих земель к территории Российского государства.

Уже из названия думы читателям становится известен ее исход.

«Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии летали, Бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали… Ко славе страстию дыша, В стране суровой и угрюмой, На диком бреге Иртыша Сидел Ермак, объятый думой».

Описание романтическое: герой представлен нам в окружении природы и в полном одиночестве. Далее мы читаем обращение казака к его дружине.

«Товарищи его трудов, Побед и громозвучной славы, Среди раскинутых шатров Беспечно спали близ дубравы. «О, спите, спите, – мнил герой, – Друзья, под бурею ревущей; С рассветом глас раздастся мой, На славу иль на смерть зовущий! Вам нужен отдых; сладкий сон И в бурю храбрых успокоит; В мечтах напомнит славу он И силы ратников удвоит».

Здесь мы понимаем, что скоро начнутся драматические события. Важно отметить, что Ермак обращается к спящим, надеясь, что они его услышат. У читателей рылеевского времени при прочтении этого отрывка сразу возникала ассоциация с молением о чаше в Гефсиманском саду из Евангелия (рис. 4).

Рис. 4. В. Перов. «Моление Иисуса в Гефсиманском саду»

Перед казнью Иисус молится, а рядом спят его ученики-апостолы. И мы предчувствуем трагедию. Эта параллель неслучайна.

Далее Ермак говорит о своих идеалах и идеалах своих товарищей.

«Кто жизни не щадил своей В разбоях, злато добывая, Тот думать будет ли о ней, За Русь святую погибая? Своей и вражьей кровью смыв Все преступленья буйной жизни И за победы заслужив Благословения отчизны,– Нам смерть не может быть страшна; Свое мы дело совершили: Сибирь царю покорена, И мы – не праздно в мире жили!»

Ермак говорит о том, что в прошлом они все согрешили, но теперь у них есть возможность искупить свои грехи. И мы видим подтекст: вот она, именно та жертва, принесенная ради Отечества. И этот подвиг может искупить все, и вчерашний грешник может стать святым.

Далее после этой возвышенной речи начинается трагическая часть: казак встречает свою судьбу.

«Но роковой его удел Уже сидел с героем рядом И с сожалением глядел На жертву любопытным взглядом. Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии летали, Бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали».

Бурная природа теперь выступает не безмолвным свидетелем, а становится воплощением судьбы, ополчается против героя.

«Иртыш кипел в крутых брегах, Вздымалися седые волны, И рассыпались с ревом в прах, Бия о брег, козачьи челны. С вождем покой в объятьях сна Дружина храбрая вкушала; С Кучумом буря лишь одна На их погибель не дремала»!

Ермак спит, и его судьба приближается к нему вплотную – мы понимаем, что он обречен. Это вписывается в рамки христианской веры. Важна не победа, а жертва, подвиг. Затем следуют строки о нападении врагов.

«Страшась вступить с героем в бой, Кучум к шатрам, как тать презренный, Прокрался тайною тропой, Татар толпами окруженный. Мечи сверкнули в их руках – И окровавилась долина, И пала грозная в боях, Не обнажив мечей, дружина…»

Происходит нечестный бой, и татары истребляют казаков. Ермак обращается в бегство.

«Ермак воспрянул ото сна И, гибель зря, стремится в волны, Душа отвагою полна, Но далеко от брега челны! Иртыш волнуется сильней – Ермак все силы напрягает И мощною рукой своей Валы седые рассекает…»

В этих строках мы наблюдаем борьбу Ермака с природой, как и в античной трагедии, здесь природа выступает в роли злого рока. Персонаж продолжает бороться с несправедливостью и снова показан в роли романтического героя. Но, как и у самого могущественного греческого героя Ахилла, у Ермака есть уязвимое место. Для него это дар Ивана Грозного, тяжелые доспехи, которые утягивают его на дно.

«Плывет… уж близко челнока – Но сила року уступила, И, закипев страшней, река Героя с шумом поглотила. Лишивши сил богатыря Бороться с ярою волною, Тяжелый панцирь – дар царя Стал гибели его виною»

В этом фрагменте видна поэтическая условность думы Рылеева. Дело не в реалиях, а в какой-то поэтической стороне вещей. Далее автор показывает нам мертвого, но в каком-то смысле не побежденного Ермака.

«Ревела буря… вдруг луной Иртыш кипящий серебрился, И труп, извергнутый волной, В броне медяной озарился. Носились тучи, дождь шумел, И молнии еще сверкали, И гром вдали еще гремел, И ветры в дебрях бушевали».

В финале Рылеев мастерски использует уже знакомые нам строчки, но теперь они уже имеют другой оттенок. Если подумать, то финальная картина напоминает нам почетные похороны военного, только в этой процессии участвует одна лишь природа.

Памятники Ивану Сусанину

В 1851 году на центральной площади Костромы состоялось торжественное открытие первого памятника Ивану Сусанину. Он представлял собой гранитную колонну, на которой был установлен бюст юного царя Михаила Романова. У основания колонны находилась фигура Сусанина, преклонившего коленb. На передней стороне памятника был выбит барельеф, изображавший сцену гибели Сусанина. Памятник украшала надпись: «Ивану Сусанину, за Царя, — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был полностью уничтожен большевиками в 1930-е годы.
В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину. Он представляет собой фигуру крестьянина в традиционной русской одежде. На цилиндрическом постаменте выбита надпись «Ивану Сусанину – патриоту земли русской». Автором памятника стал молодой скульптор Лавинский. По мнению искусствоведов, этот памятник как нельзя лучше раскрывает образ Сусанина. Он показывает величие русского человека, который осознанно готов совершить смертный подвиг.

В 1835 году центральная площадь Костромы указом императора была переименована из Екатеринославской в Сусанинскую. С приходом к власти большевиков площади было возвращено первоначальное название. Советская власть в начале века неодобрительно относилась к Сусанину, называя его царским прихвостнем. Лишь в годы Великой Отечественной войны подвиг Сусанина вновь стал рассматриваться как подвиг во имя русского народа, а не во имя монархии. С 1992 года площадь вновь стала называться Сусанинской.

просмотров

Цели.

Обеспечить глубокое понимание прочитанного текста; выявить мотивы поведения героя и определить свое и авторское отношение к событиям и персонажам; найти в произведении и осмыслить значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу; обогатить словарный запас учащихся; формировать умение различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях; развивать умения чувствовать настроение героя произведения.

Оборудование.

Учебник «Родная речь» (авт. М.В. Голованов, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова, кн. 3, ч. 1), Толковый мини-словарь, грамзапись оперы М.Глинки «Иван Сусанин», проигрыватель.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель.

Над какой темой мы начали работу на предыдущем уроке?

Дети.

Над поэтической тетрадью «Светлый край берез, моя Россия».

У.

О чем говорится в стихах, собранных в этой поэтической тетради?

Д.

О Родине, о природе родного края.

У.

Чему бы вы хотели научиться на уроке?.. Что нужно делать на уроке, чтобы выполнить эти цели?

Дети отвечают.

– Тема сегодняшнего урока – «Образ главного героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин»». (Учитель записывает на доске.

) Откройте учебник на странице 145.

III. Подготовительная работа

У.

По традиции наших уроков перед чтением произведения – несколько слов об его авторе. Внимательно послушайте сообщение и ответьте на вопрос: в чем видел смысл жизни человека Рылеев?

Сообщение делает заранее подготовленный ученик.

Ученик 1.

Творчество Кондратия Федоровича Рылеева относится к первой четверти ХIХ века, золотого века русской литературы. Рылеев – поэт-декабрист. Все его творчество было проникнуто высокими идеалами, чувствами любви и восхищения народом. Смысл жизни человека Рылеев видел в служении Родине. Жизнь Рылеева была короткой, но насыщенной важными событиями. В молодости он участвовал в освободительной войне с Наполеоном. В 1823 г. вступает в тайное Северное общество и вскоре становится одним из его руководителей. В декабре 1825 г. он находится на Сенатской площади, где началось восстание против царя и где оно было подавлено. Николай I расценил деятельность Рылеева как особо опасную. В числе пяти известных декабристов Рылеев был приговорен к смертной казни и повешен.

У.

Важное место в поэтическом наследии Рылеева занимают стихотворения, которые носят название «дума». В украинской народной поэзии думой называлась песня об исторических событиях и народных героях. К какому жанру русской литературы близка дума по своему содержанию?

Д.

К былинам.

У.

По замыслу автора думы должны были дать читателю представление о русской истории и ее славных героях. Вместе с тем думы должны были воспитывать читателей в духе патриотизма. В думах отразились понятия поэта об общественном долге и назначении человека. Каждая дума Рылеева посвящена какому-либо известному историческому герою и чаще всего называется его именем. Иван Сусанин… Вероятно, это имя вам уже знакомо. Что вы знаете об этом человеке?

Выслушиваются ответы детей.

– Перенесемся в начало ХVII века.

Сообщение об исторической обстановке в то время делают учащиеся.

Ученик 2.

Тяжелые времена переживала тогда Русь. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики. Отряды поляков рыскали по городам, селам в поисках добычи, грабили, убивали людей. С этим не могли смириться русские люди. В 1613 году на русский престол был избран шестнадцатилетний царь Михаил Романов. Поляки, узнав об этом и предвидя, как повредит это их намерению завладеть Россией, решили погубить избранного царя. Победа казалась им легкой, царь еще не успел окружить себя верными подданными и превратить свое жилище в неприступную крепость.

Ученик 3.

Рассуждая таким образом, отправили они отряд самых решительных злодеев во владение князей Романовых. Это поместье было в Костромской губернии. Отряд поляков уже появился в Домнине, оставалось не более версты до той деревни, где был господский дом, в котором жил молодой Михаил. Убийцы не знали дороги в эту деревню и случайно встретили крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина. Нетерпеливо начали они спрашивать у него, как им найти поместье нового царя Михаила Федоровича. Чтобы не вызвать подозрений, злодеи притворились, что посланы от друзей его, чтобы прежде всех поздравить с неожиданным счастьем. Но Сусанин был умен и сметлив. Он догадывался, что имеет дело не с друзьями, а с самыми жестокими врагами господина своего. Чувствуя, что от его скромности и осторожности зависит жизнь царя, он в ту же минуту решился на все, чтобы только спасти его. Он сказал полякам, что очень хорошо знает это поместье и готов проводить дорогих гостей до самого дома царя. Притворное простодушие крестьянина обмануло поляков: они поверили его словам и велели вести их туда, куда было нужно. Но Сусанин повел их через дремучие леса в противоположную сторону от настоящей дороги.

IV. Первичное восприятие текста

У.

Вот как рассказал об этом подвиге поэт.

Чтение учителем думы Рылеева «Иван Сусанин».

– Какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

Дети отвечают.

– Почему поэтическое слово заставляет нас волноваться, сопереживать герою?

Дети пытаются ответить на этот вопрос.

– Это трудный вопрос. Чтобы ответить на него, надо глубже проникнуть в тайну стихотворения. Во-первых, нам должны быть понятны значения слов и выражений. Для этого прочитайте стихотворение еще раз, отметьте слова и выражения, смысл которых вам непонятен.

V. Словарная работа

У.

Узнайте значения подчеркнутых вами слов в специально подготовленных словариках.

Работа с Толковым мини-словариком.

    Не видно ни зги

    – полный мрак, ничего не видно.

    Сарматы

    – название племени кочевников.

    Ляхи

    – поляки.

    Гумно

    – сарай для сжатого хлеба.

    Москаль

    – на Украине и в Белоруссии прозвище русских.

    Жупан

    – полукафтан.

    Окончины

    – окна.

    Русское племя

    – русский народ.

    Окольная тропа

    – в стороне от кратчайшего пути.

    Дебри

    – непроходимые леса.

    Вотще

    – тщетно, напрасно.

– Значения каких слов вам удалось выяснить? Значения каких слов (выражений) остались непонятными?

Учитель объясняет значения непонятных слов.

VI. Беседа с элементами выборочного чтения

У.

Когда я читала стихотворение, когда вы его перечитывали, удалось ли вам перенестись в те далекие годы, в тот дремучий непроходимый лес, а может быть, даже представить себя на месте Сусанина или стать невидимым свидетелем тех событий? Выделите в стихотворении строки, которые помогают читателю представить себе густой лес, морозную зимнюю ночь, зловещее молчание лесной чащи, наступление утра.

Дети выполняют задание.

– Каким вы представили себе главного героя? Дайте ему характеристику, опираясь на предложенный план.

На доске:

Дети работают в парах, готовят ответы, проверяют друг друга. Затем два человека дают характеристику главному герою.

– Как вы считаете, какой момент был самым тяжелым для Сусанина?

Детьми предлагается два варианта ответа: раздумья Сусанина во время ночлега и заключительная сцена – смерть героя.

– Перечитаем первый отрывок.

Д.

Измученные дальней дорогой поляки засыпают. Не спит лишь Сусанин, который ждет зарю – последнюю в своей жизни.

У.

Давайте послушаем арию Ивана Сусанина из одноименной оперы М.Глинки, которая поможет нам понять состояние героя. Каким настроением проникнута эта музыка?

Д.

Мрачным, скорбным. Тяжело у него на душе. Сусанин прощается с родными, прощается с жизнью.

У.

Сусанин, как и всякий человек, боится смерти, но он сдерживает страх, и сознание выполненного долга укрепляет его дух. Перечитаем последнюю сцену.

Дети читают.

– Каким настроением проникнуты эти строки?

Д.

Настроение торжественное, героическое, патриотическое. – Сусанин умирает с высоко поднятой головой, с сознанием выполненного долга.

У.

Найдите строки, в которых сказано, с каким чувством русский человек гибнет за правое дело.

Д.

Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело.

У.

Как вы считаете, в каких строчках выражена главная мысль этого стихотворения?

Д.

Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит.

У.

Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

Д.

Ивану Сусанину.

У.

Кто думает иначе?

У.

Какая музыка подошла бы к заключительному отрывку этого стихотворения?

Д.

Торжественная, героическая, праздничная, со звоном колоколов.

Возможно прослушивание хора «Славься» из оперы М.Глинки.

У.

Сусанин погиб, но его подвиг стал вкладом в общую победу русского народа. Теперь уж не найдешь места, где покоится прах Сусанина, но благодарными потомками устанавливается единственный за всю историю России памятник крестьянину – Ивану Сусанину. Этот памятник был установлен в центре города Костромы. На массивном постаменте в виде куба – колонна из розового гранита, которую венчал бюст юного царя Михаила. У подножия колонны, преклонив колено, – молящаяся фигура Ивана Сусанина. Рядом с фигурой героя – грамоты, дарованные государем его роду. Царь щедро отплатил за усердие и верность: он подарил детям своего спасителя земли, лежащие в окрестностях Домнина, освободил жителей этой деревни от всех податей и повинностей. Это должно было на вечные времена отличать потомков Сусанина от других государственных крестьян. К сожалению, этот прекрасный памятник был разрушен в 1918 году, и можно увидеть лишь лежащую на земле колонну, оставшуюся от памятника. Позднее в центре Костромы был установлен новый памятник. Но главный памятник Сусанину – это память в сердцах признательных потомков. Графиня Ростопчина посвятила несколько прекрасных строк Сусанину. Я думаю, вы с удовольствием их послушаете.

Чтение стихотворения подготовленным учеником:

Ученик 4.

Тебе ль чугун, тебе ли мрамор ставить, Сусанин, верный сын, честь родины своей?.. Тебя ли можем мы прославить Деяньем рук и грудами камней?.. Чугун растопится… полудня мрамор белый Раздробят долгие морозы русских зим… Есть памятник иной: он тверд, несокрушим, Он силен и велик, как ты, Сусанин смелый! Сей вечный памятник тебе сооружен В сердцах признательных потомков.

VII. Итог урока

У.

В тяжелые для Родины времена защитником ее становится каждый – и старый и малый. Всем миром народ поднимается на борьбу с врагом. От этого зависит судьба всего народа, всей страны. А есть ли место подвигу в наши дни? Известны ли вам случаи, когда человек жертвует собой ради спасения других?

Выслушиваются ответы детей.

– Что нового вы открыли для себя, прочитав это произведение? Что сумели понять?

Ответы детей.

Образ Ивана Сусанина в живописи и литературе

Подвиг Ивана Сусанина воспет поэтами разных лет. Самое известное литературное произведение — дума Кондратия Рылеева «Иван Сусанин», написанная в 1822 году. «Куда ты ведешь нас?… Не видно не зги – Сусанину с сердцем вскричали враги…» — заглавные строки этого произведения. А.С. Пушкин не воспринимал думы как серьезный жанр с патриотическим посылом, считая их лишь описание исторических событий. Однако произведение Рылеева он оценил очень высоко, отметив, что каждая строчка в нем русским национальным сознанием. Рылеев сумел показать Сусанина бесстрашным сыном Отечество, который так беззаветно любит Родину, что готов не задумываясь пожертвовать своей жизнью ради жизни будущих поколений. «Не дрогнув умру за царя и за Русь!» — его последние слова.
В живописи образ Ивана Сусанина нашел отражение в работах М.И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина», М.В. Нестерова «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Федоровича», А.Баранова «Подвиг Ивана Сусанина» и множестве других менее известных картин. Примечательно, что от современников не сохранилось даже словесного описания Ивана Сусанина. Поэтому все его изображения не более, чем вымысел художников.