Стих русь кому на руси жить хорошо анализ

Стих русь кому на руси жить хорошо анализ

История создания

«Кому на Руси жить хорошо» — одно из последних произведений Некрасова. Когда он писал его, он был уже серьезно болен: его поразил рак. Именно поэтому оно не закончено. Его по крупицам собрали близкие друзья поэта и расположили фрагменты в произвольном порядке, едва улавливая спутанную логику творца, сломленного смертельным недугом и бесконечными болями. Он умирал в мучениях и все же смог ответить на поставленный в самом начале вопрос: Кому же хорошо живется на Руси? Счастливцем в широком смысле оказался он сам, ведь преданно и самозабвенно служил интересам народа. Это служение и поддерживало его в борьбе с роковым недугом. Таким образом, история поэмы началась в первую половину 60-х годов 19 века, примерно в 1863 году (крепостное право отменили в 1861), а первая часть была готова в 1865.

Книга публиковалась фрагментарно. Пролог издали уже в январском выпуске «Современника» в 1866 году. Позже выходили и другие главы. Все это время произведение приковывало внимание цензоров и нещадно критиковалось. В 70-х годах автор написал главные части поэмы: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Он планировал написать гораздо больше, но из-за стремительного развития болезни не смог и остановился на «Пире…», где выразил свою основную мысль относительно будущего России. Он верил, что такие святые люди, как Добросклонов, смогут помочь его родине, погрязшей в нищете и несправедливости. Несмотря на ожесточенные нападки рецензентов, он нашел в себе силы стоять за правое дело до конца.

Жанр, род, направление

Н.А. Некрасов называл свое творение «эпопеей современной крестьянской жизни» и был точен в своей формулировке: жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо?» — эпическая поэма. То есть, в основании книги уживается не один род литературы, а целых два: лирика и эпос:

  1. Эпическая составляющая. В истории развития русского общества в 1860-е годы был переломный момент, когда люди приучались жить в новых условиях после отмены крепостного права и других коренных преобразований привычного жизненного уклада. Этот тяжелый исторический период и описал литератор, отображая реалии того времени без прикрас и фальши. Кроме того, в поэме есть четкий линейный сюжет и множество самобытных героев, что говорит о масштабности произведения, сравнимого разве что с романом (эпическим жанром). Также книга вобрала в себя фольклорные элементы героических песен, повествующих о ратных походах героев на вражеские станы. Все это – родовые признаки эпоса.
  2. Лирическая составляющая. Произведение написано в стихах – это главное свойство лирики, как рода. В книге также находится место авторским отступлениям и типично поэтическим символам, средствам художественной выразительности, особенностям исповеди героев.

Направление, в рамках которого была написана поэма «Кому на Руси жить хорошо», — это реализм. Однако автор существенно расширил его границы, добавив фантастические и фольклорные элементы (пролог, зачин, символика чисел, фрагменты и герои из народных преданий). Поэт избрал для своего замысла форму путешествия, как метафору поиска истины и счастья, который осуществляет каждый из нас. Сюжетную структуру многие исследователи творчества Некрасова сравнивают со строением народного эпоса.

Композиция

Законы жанра определили композицию и сюжет поэмы. Некрасов дописывал книгу в страшных мучениях, но все равно не успел закончить ее. Этим и объясняются сумбурная композиция и множество ответвлений от сюжета, ведь произведения формировали и восстанавливали по черновикам его друзья. Сам он в последние месяцы жизни был не в состоянии четко придерживаться первоначальной концепции творения. Таким образом, композиция «Кому на Руси жить хорошо?», сравнимая разве что с народным эпосом, уникальна. Она вырабатывалась в результате творческого освоения мировой литературы, а не прямого заимствования какого-то известного образца.

  1. Экспозиция (Пролог). Встреча семи мужиков – героев поэмы: «На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков».
  2. Завязка – это клятва героев не возвращаться домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.
  3. Основная часть складывается из множества автономных частей: читатель знакомится с солдатом, счастливым тем, что его не забили, холопом, гордящимся своей привилегией доедать из господских мисок, бабкой, у которой на огороде ей на радость уродила репа… Пока поиски счастья стоят на месте, изображается медленный, но уверенный рост народного самосознания, который автор хотел показать даже больше, чем заявленное счастье на Руси. Из случайных эпизодов вырисовывается общая картина Руси: нищей, пьяной, но небезнадежной, стремящейся к лучшей доле. Кроме того, в поэме есть несколько крупных и самостоятельных вставных эпизодов, некоторые из которых даже вынесены в автономные главы («Последыш», «Крестьянка»).
  4. Кульминация. Счастливым человеком на Руси писатель нарекает Гришу Добросклонова, борца за народное счастье.
  5. Развязка. Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел. Даже те главы, которые он успел написать, были рассортированы и обозначены его доверенными лицами уже после его смерти. Надо понимать, что поэма не закончена, ее писал очень больной человек, поэтому данное произведение — самое сложное и запутанное из всего литературного наследия Некрасова.
  6. Финальная глава называется «Пир на весь мир». Всю ночь поют крестьяне о старом и новом времени. Добрые и полные надежды песни поет Гриша Добросклонов.

О чем поэма?

Семеро мужиков сошлись на дороге и заспорили о том, кому на Руси жить хорошо? Суть поэмы в том, что они искали ответ на этот вопрос в пути, разговаривая с представителями разных сословий. Откровение каждого из них – отдельный сюжет. Итак, герои пошли прогуляться, дабы решить спор, но лишь переругались, затеяв драку. В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда упал птенец, а один из мужиков его подобрал. Собеседники уселись у костра и начали мечтать, чтобы тоже обзавестись крыльями и всем необходимым для путешествия в поисках правды. Птичка пеночка оказывается волшебной и в качестве выкупа за своего птенца рассказывает людям, как найти скатерть-самобранку, которая их обеспечит едой и одеждой. Они находят ее и пируют, а во время пира клянутся найти ответ на свой вопрос вместе, но до тех пор ни с кем из родных не видеться и домой не возвращаться.

В дороге они встречают попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, надорвавшегося работника и разбитого параличом бывшего дворового, честного человека Ермилу Гирина, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, выжившего из ума Последыша-Утятина и его семейство, холопа Якова верного, божьего странника Иону Ляпушкина, но никто из них не был счастливым человеком. С каждым из них связана полная неподдельного трагизма история страданий и злоключений. Цель путешествия достигается лишь тогда, когда странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду, этим и заканчивается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов хотел продолжить повествование, но не успел, зато дал своим героям шанс обрести веру в будущее России.

Главные герои и их характеристика

О героях «Кому на Руси жить хорошо» можно с уверенностью сказать, что они представляют собой законченную систему образов, которая упорядочивает и структурирует текст. Например, в произведении подчеркнуто единство семи странников. Они не проявляют индивидуальность, характер, в них выражены общие для всех черты народного самосознания. Эти действующие лица – единое целое, их диалоги, на самом деле, — коллективная речь, которая берет свое начало из устного народного творчества. Эта черта роднит поэму Некрасова с русской фольклорной традицией.

  1. Семеро странников представляют собой бывших крепостных крестьян «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Все они выдвигают свои версии, кому на Руси жить хорошо: помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву или царю. В их характере выражено упорство: все они демонстрируют нежелание принимать чужую сторону. Сила, отвага и стремление к истине – вот, что их объединяет. Они пылкие, легко поддаются гневу, однако отходчивость компенсирует эти недостатки. Доброта и отзывчивость делают их приятными собеседниками, даже несмотря на некоторую дотошность. Их нрав суров и крут, но и жизнь не баловала их роскошью: бывшие крепостные все время гнули спину, работая на барина, а в после реформы никто не позаботился пристроить их подобающим образом. Так и скитались они на Руси в поисках истины и справедливости. Сам поиск характеризует их, как людей серьезных, вдумчивых и основательных. Символическое число «7» означает намек на удачу, что ожидала их в конце пути.
  2. Главный герой – Гриша Добросклонов, семинарист, сын дьячка. По натуре он мечтатель, романтик, любит слагать песни и радовать народ. В них он рассуждает о судьбе России, о ее несчастьях, и в то же время о ее могучей силе, которая когда-то выйдет и сокрушит несправедливость. Хоть он и идеалист, его характер тверд, как и его убеждения посвятить свою жизнь служению истине. Персонаж чувствует в себе призвание быть народным вождем и певцом Руси. Он счастлив принести себя в жертву высокой идее и помочь своей отчизне. Однако автор намекает, что его-то как раз ждет нелегкая доля: остроги, ссылки, каторги. Власть не хочет слышать голос народа, она попытается его заткнуть, и тогда Гриша будет обречен на мучения. Но Некрасов всеми силами дает понять, что счастье – состояние духовной эйфории, и познать его можно лишь, будучи вдохновленным высокой идеей.
  3. Матрена Тимофеевна Корчагина – главная героиня, крестьянка, которую соседи зовут счастливицей за то, что она отмолила у супруги военачальника своего супруга (его, единственного кормильца семьи, должны были забрать в рекруты на 25 лет). Однако история жизни женщины раскрывает не везение или удачу, а горе и унижения. Она познала потерю единственного ребенка, гнев свекрови, каждодневный, изматывающий труд. Подробная характеристика Матрены и ее судьба описана в эссе на нашем сайте, обязательно посмотрите.
  4. Савелий Корчагин – дедушка мужа Матрены, настоящий русский богатырь. В свое время он убил немца-управляющего, который нещадно издевался над доверенными ему крестьянами. За это сильный и гордый мужчина поплатился десятилетиями каторги. По возвращению он был уже ни на что не годен, года заключения растоптали его тело, но не сломили его волю, ведь, как и прежде, он горой стоял за справедливость. Про русского мужика герой всегда говорил: «И гнётся, да не ломится». Однако сам того не ведая, дедушка оказывается палачом собственного правнука. Он не углядел за ребенком, и того съели свиньи.
  5. Ермил Гирин – человек исключительной честности, бурмистр в вотчине князя Юрлова. Когда ему нужно было выкупить мельницу, он встал на площади и попросил людей скинуться ему в помощь. После того, как герой встал на ноги, он вернул все одолженные деньги народу. За это он заслужил уважение и почет. Но он несчастлив, ведь за авторитет расплатился свободой: после крестьянского бунта на него пало подозрение в его организации, и он был заключен в острог.
  6. Помещики в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представлены в изобилии. Автор изображает их объективно и даже придает некоторым образам положительный характер. Например, народной благодетельницей предстает губернаторша Елена Александровна, которая помогла Матрене. Также с ноткой сострадания писатель изображает Гаврилу Оболт-Оболдуева, который тоже сносно относился к крестьянам, даже устраивал для них праздники, и с отменой крепостного права лишился почвы под ногами: слишком уж он привык к старому порядку. В противовес этим персонажам создан образ Последыша-Утятина и его вероломное, расчетливое семейство. Родственники старого жестокосердного крепостника решили обманывать его и подговорили бывших рабов участвовать в спектакле взамен на выгодные территории. Однако когда старик скончался, богатые наследники нагло обманули простой люд и прогнали его ни с чем. Апогеем дворянского ничтожества является помещик Поливанов, который бьет своего верного слугу и отдает его сына в рекруты за попытку жениться на любимой девушке. Таким образом, литератор далек от того, чтобы повсеместно очернять знать, он пытается показать обе стороны медали.
  7. Холоп Яков – показательная фигура крепостного крестьянина, антагонист богатыря Савелия. Яков впитал в себя всю рабскую сущность угнетенного сословия, забитого бесправием и невежеством. Когда барин бьет его и даже посылает его сына на верную смерть, слуга покорно и безропотно терпит обиду. Его месть была под стать этой покорности: он повесился в лесу прямо перед барином, который был калекой и не мог без его помощи добраться до дома.
  8. Иона Ляпушкин – божий странник, который поведал мужикам несколько историй о жизни людей на Руси. Он повествует о прозрении атамана Кудеяры, который решил замолить грехи убийством во благо, и о хитрости Глеба-старосты, который нарушил волю покойного барина и не отпустил крепостных по его приказу.
  9. Поп – представитель духовного сословия, который сетует на непростую жизнь священника. Постоянное столкновение с горем и нищетой печалит сердце, не говоря уже о народных остротах в адрес его сана.

Персонажи в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многообразны и позволяют составить картину нравов и быта того времени.

Тема

  • Основная тема произведения — свобода — упирается в проблему того, что русский крестьянин не знал, что с ней делать, и как адаптироваться к новым реалиям. Национальный характер тоже «проблемный»: люди-мыслители, люди-искатели правды все равно пьют, живут в забытье и пустопорожних разговорах. Они не способны выдавить из себя рабов, пока их нищета не приобретет хотя бы скромное достоинство бедности, пока они не перестанут жить пьяными иллюзиями, пока не осознают свою силу и гордость, попранные веками унизительного положения вещей, что были проданы, проиграны и куплены.
  • Тема счастья. Поэт считает, что высшее удовлетворение от жизни человек может получить, лишь помогая другим людям. Настоящая ценность бытия в том, чтобы чувствовать себя нужным обществу, приносить в мир добро, любовь и справедливость. Бескорыстное и самозабвенное служение благому делу наполняет каждый миг возвышенным смыслом, идеей, без которой время теряет цвет, становится тусклым от бездействия или эгоизма. Счастлив Гриша Добросклонов не богатством и не положением в свете, а тем, что ведет Россию и свой народ к светлому будущему.
  • Тема родины. Русь хоть и предстает в глазах читателей бедной и замученной, но все же прекрасной страной с великим будущим и героическим прошлым. Некрасов жалеет отчизну, посвятив всего себя ее исправлению и улучшению. Родина для него – это народ, народ – это его муза. Все эти понятия тесно переплелись в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Патриотизм автора особенно ярко выражается в финале книги, когда странники находят счастливца, живущего интересами общества. В сильной и терпеливой русской женщине, в справедливости и чести богатыря-крестьянина, в искренней добросердечности народного певца творец видит истинный облик своей державы, исполненный достоинства и одухотворенности.
  • Тема труда. Полезная деятельность возвышает нищих героев Некрасова над суетой и порочностью знати. Именно праздность губит русского барина, превращая его в самодовольное и надменное ничтожество. А вот простонародье обладает действительно важными для общества навыками и подлинной добродетелью, без него не будет России, а вот без знатных самодуров, гуляк и алчных искателей богатства страна обойдется. Так писатель приходит к выводу, что ценность каждого гражданина определяется лишь его вкладом в общее дело – процветание родины.
  • Мистический мотив. Фантастические элементы появляются уже в Прологе и погружают читателя в сказочную атмосферу былины, где надо следить за развитием идеи, а не за реалистичностью обстоятельств. Семь филинов на семи деревьях – магическое число 7, что сулит удачу. Молящийся черту ворон – очередная личина дьявола, ведь ворон символизирует смерть, могильный тлен и инфернальные силы. Ему противостоит добрая сила в образе птички-пеночки, которая снаряжает мужиков в дорогу. Скатерть-самобранка – поэтический символ счастья и довольства. «Широкая дороженька» — символ открытого финала поэмы и основа сюжета, ведь по обе стороны дороги путешественникам открывается многогранная и подлинная панорама русской жизни. Символичен образ неизвестной рыбы в неизвестных морях, которая поглотила «ключи от счастья женского». Плачущая волчица с окровавленными сосцами тоже наглядно демонстрирует нелегкую судьбу русской крестьянки. Одним из самых ярких образов реформы является «цепь великая», которая, порвавшись, «расскочилася одним концом по барину, вторым по мужику!». Семеро же странников – символ всего народа России, беспокойного, ждущего перемен и ищущего счастья.

Проблематика

  • В эпической поэме Некрасов затронул большое количество острых и злободневных вопросов того времени. Главная проблема в «Кому на Руси жить хорошо?» — проблема счастья, как в социальном, так и в философском плане. Она связана с социальной темой отмены крепостного права, которая сильно изменила (и не в лучшую сторону) традиционный уклад жизни всех слоев населения. Казалось бы, вот она, свобода, чего же еще надо людям? Это ли не счастье? Однако на деле получилось так, что народ, который в силу долгого рабства не знает, как жить независимо, оказался выброшенным на произвол судьбы. Поп, помещик, крестьянка, Гриша Добросклонов и семь мужиков — настоящие русские характеры и судьбы. Их автор описал, опираясь на богатый опыт общения с выходцами из простонародья. Проблемы произведения тоже взяты из жизни: неустроенность и растерянность после реформы по отмене крепостного права действительно коснулись всех сословий. Никто не организовал вчерашним холопам рабочих мест или хотя бы земельных наделов, никто не обеспечил помещика грамотными инструкциями и законами, регламентирующими его новые отношения с работниками.
  • Проблема алкоголизма. Странники приходят к малоприятному выводу: жизнь на Руси настолько тяжела, что без пьянства крестьянин и вовсе загнется. Забытье и туман необходимы ему для того, чтобы хоть как-то тянуть лямку безысходного существования и каторжного труда.
  • Проблема социального неравенства. Помещики годами безнаказанно истязают крестьян, а Савелию за убийство такого угнетателя исковеркали всю жизнь. За обман ничего не будет и родственникам Последыша, а их слуги вновь останутся ни с чем.
  • Философская проблема поиска истины, с которой встречается каждый из нас, иносказательно выражена в походе семи странников, которые понимают, что без этой находки их жизнь обесценивается.

Идея произведения

Дорожная стычка мужиков – не бытовая ссора, а вечный, великий спор, в котором в той или иной степени фигурируют все слои русского общества того времени. Все его главные представители (поп, помещик, купец, чиновник, царь) призваны на мужицкий суд. Впервые мужики могут и имеют право судить. За все годы рабства и нищеты они ищут не возмездия, а ответа: как жить? В этом и выражается смысл поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» — рост народного самосознания на руинах старой системы. Точку зрения автора выражает Гриша Добросклонов в своих песнях: «И ношу твою облегчила судьба, сопутница дней славянина! Еще ты в семействе — раба, но мать уже вольного сына!..». Несмотря на отрицательные последствия реформы 1861 года, творец верит в то, что за ней стоит счастливое будущее для отчизны. В начале перемен всегда тяжело, но этот труд воздастся сторицей.

Самым важным условием дальнейшего процветания является преодоление внутреннего рабства:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином

Несмотря на то, что поэма не закончена, главная мысль Некрасовым озвучена. Уже первая из песен «Пира во весь мир» дает ответ на поставленный в заглавие вопрос: «Доля народа, счастье его, свет и свобода, прежде всего!»

Конец

В финале автор выражает свою точку зрения на произошедшие в России перемены в связи с отменой крепостного права и, наконец, подводит итоги поиска: счастливцем признается Гриша Добросклонов. Именно он является носителем мнения Некрасова, и в его песнях скрыто подлинное отношение Николая Алексеевича к тому, что он описал. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» заканчивается пиром на весь мир в прямом смысле слова: так называется последняя глава, где персонажи празднуют и радуются счастливому завершению поисков.

Вывод

На Руси хорошо герою Некрасова Грише Добросклонову, так как он служит людям, а, значит, живет со смыслом. Гриша — борец за правду, прообраз революционера. Вывод, который можно сделать на основе произведения, прост: счастливец найден, Русь встает на путь реформ, народ через тернии тянется к званию гражданина. В этом светлом предзнаменовании и заключается великое значение поэмы. Она уже не первый век учит людей альтруизму, способности к служению высоким идеалам, а не пошлым и проходящим культам. С точки зрения литературного мастерства, книга тоже имеет огромное значение: она является по истине народным эпосом, отражающим противоречивую, сложную, и вместе с тем важнейшую историческую эпоху.

Конечно, поэма не была бы так ценна, если бы давала только уроки истории и литературы. Она дает жизненные уроки, и это самое главное ее свойство. Мораль произведения «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что необходимо трудиться во благо своей родины, не ругать ее, а помогать ей делом, ведь словом помыкать легче легкого, а реально что-то изменить может и хочет далеко не каждый. Вот оно, счастье – быть на своем месте, быть нужным не только себе, но и народу. Только вместе можно достичь весомого результата, только вместе можно преодолеть проблемы и  тяготы этого преодоления. Гриша Добросклонов своими песнями пытался объединить, сплотить людей, чтобы они плечом к плечу встречали перемены. В этом его святое предназначение, и оно есть у каждого, важно не полениться выйти на дорогу и поискать его, как сделали это семь странников.

Часть первая

Пролог

Время действия поэмы – вскоре после отмены крепостного права. Место действия – Русская земля. Весной «на столбовой дороженьке» (большой, с верстовыми столбами) сходятся семь мужиков. Они – «временнообязанные» (свободные, но своей земли у них нет). Родом мужики из «Подтянутой губернии» (перекличка с поговоркой «затянуть пояса» с голодухи), «уезда Терпигорева, Пустопорожней волости», из соседних деревень с «говорящими» названиями: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка.

Шли по делу: кто крестить ребенка, кто коня ловить, кто еще куда. Но зашел у них спор: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Для Романа счастливчик – помещик, для Демьяна – чиновник, для Луки – поп. Братья Иван и Митродор Губины считают, что лучше всех живет «купчина толстопузый» (купец, торгаш). Старый Пахом – что боярин да министр, а Пров – что царь.

Слово за слово, уже ночь, и мужики далеко от дома (30 верст – больше 30 км). Решили, что «леший» их увел. Расположились на привал у костра, выпили водки. Спор о счастье доходит до драки: Губины лупят здоровенного Прова, Роман «тузит» старого Пахома. В лесу эхо «без языка – кричит!», филины смеются над мужиками, зайчик боится их, лисица хочет понять, кто прав, но не может, кукушка с перепугу забыла, как куковать. Подобрался к ним выпавший из гнезда птенчик пеночки (певчей птички). Держит его Пахом в руках, завидует: будь у мужиков крылья, облетели бы все «царство» – и узнали ответ на свой вопрос. Остальные мужики готовы ногами «Русь-матушку» обойти. Но с запасом еды на каждый день: полпуда хлеба (около 8 кг), ведро водки (чуть больше 12 л), квас, чай, огурцы.

Пеночка в обмен на своего птенчика указывает мужикам дорогу к месту, где зарыта «коробочка» со скатертью-самобранкой. Она будет потчевать (кормить) и обстирывать мужиков в пути. Да так, что армяки их (одежда) и лапти вовек не износятся. Нельзя только водки просить больше ведра в день, иначе «быть беде». Отрыли мужики скатерть, попировали, дали «зарок» решить свой спор.

Глава 1. Поп

Идут мужики полями бедными, без всходов, затопленными талой водой (а ведь уже почти май!). Навстречу – крестьяне, нищие, солдаты. Ясно, что у них о счастье спрашивать без толку. А вот попа мужик Лука (бородатый, глупый, говорливый, схожий с мельницей) остановил: «Сладка ли жизнь поповская?» Роптать (обижаться) на Бога грех, поэтому священник ответил так: в его жизни нет ни покоя, ни чести, ни богатства.

Народу много, день и ночь он рядом с больными, умирающими, сиротами. Уважения от людей – никакого: о попах, их женах и детях зубоскалят, поют неприличные песни. Из денег – только медяки (мелкие монетки) бедняков, а их и брать стыдно. Ведь дворян в деревне теперь не сыскать: усадьбы бросили, живут в городах или в Европе. Там же венчаются, крестят детей, умирают. С этими словами поп уехал. Понял Лука, что был неправ. «Поповское житье» – не мед.

Глава 2. Сельская ярмонка

Идут через пустое село, калитки на замках («замок – не лает, не кусается, а не пускает в дом!»). Оказывается, жители ушли в Кузьминское на ярмарку. Село это богатое и грязное, с закрытым училищем, гостиницей, лавками, избой фельдшера (медработника). Вся ярмарка в кабаках, где торгуют выпивкой для утоления «жажды православной». Девки и бабы, парни – все принаряжены. Мужики-странники глядят товары, чего тут только нет: и упряжь, и ивановские ситцы (ткани), и обувка.

Дедок Вавила пропил деньги, отложенные на козловые ботинки внучке. А «барин» (хотя никто не знает – барин ли он), собиратель фольклора Павлуша Веретенников берет ей ботинки за свой счет. Крестьяне вокруг радуются за Вавилу. Шастают в толпе офени, торгуют сборниками анекдотов («Шут Балакирев»), авантюрными романами («Английский милорд»), портретами толстых генералов. Автор мечтает о том времени, когда крестьянам объяснят, что читать надо народных заступников «Белинского и Гоголя».

Мужики идут в балаган, где Петрушка да коза высмеивают злые нравы богатых. Музыканты на представленьях – из бывших крепостных оркестров. Пока на ярмарке «шумит, поет, ругается» пьяный народ, мужики выходят из села.

Глава 3. Пьяная ночь

Открывается печальная картина: всюду пьяные. Кто пытается ползти, кто кричит, сквернословит, кто уже спит. Чиновники проносятся мимо в повозках. Слышны разговоры: какого-то крестьянина убили. Один просит Парашеньку (Прасковью) «в Питер» не ходить: у чиновника она будет и кухарка, и любовница. Другой с перепоя «хоронит» поддевку (одежда) вместо матери. Мужики велят ему окунуть «хрюкало» в канаву, освежиться. Кто-то дерется, другие хвалятся, что им «за полтинник» писарь изготовил «прошенье». Бабы пререкаются: одной дома – каторга, вторую бьют и обкрадывают зятья (мужья дочек).

Но есть отрадная картина: тот самый Веретенников в кругу крестьян записывает песни, пословицы, нахваливает певцов и сказителей: «Умны крестьяне русские», обидно только, что так пьют. Не стерпел старый мужичок Яким Нагой, похожий на «землю-матушку», напомнил, что в полях пашет русский крестьянин, а пьет с горя – и после всех дел. По деревням «на семью пьющую – непьющая семья!» Над каждым крестьянином три дольщика (хозяина, с кем надо поделиться): «Бог, царь и господин». А какой-нибудь барин идет в народ, загадки записывает, подсчитывает, как и на что мужики живут. «А люди мы великие в работе и гульбе!»

Крестьяне рассказали беды Якима: при пожаре он спасал лубочные картинки сына, жена – иконы, а их сбережения, 35 целковых рублей, расплавились от жара. Теперь за этот «комок» дают ему не больше 11 рублей. Крестьяне рады, что Веретенников не в обиде на слова Якима. Они поют удалую песню. Затосковали люди по любви, ласковому слову. Одна молодка чуть не сбежала с возу от старого мужа.

А странники уселись за свою скатерку, которую две руки из воздуха уставили едой и выпивкой. Потом Роман остался сторожить недопитое, а остальные пошли искать счастливого.

Глава 4. Счастливые

Мужики созвали к себе под липу счастливцев, пообещали каждому вволю водки. Первый претендент – дьячок. Он утверждает, что счастье в «благодушестве» (добродушии, гармонии с собой и миром) и «косушке» спиртного (0,3 л). Мужики решили: раз у него на заветную косушку денег нет, какой же он счастливец? Пришла старуха: у нее уродилось «реп до тысячи». Ее приняли за выдумщицу. А вот солдатику с медалями налили: 20 сражений прошел, был бит в мирное время, а все живой!

Попотчевали и могучего каменотеса с молотом: своим трудом он кормит и себя, и мать. Какой-то изнуренный каменщик из толпы предостерег его: он тоже был здоровяк, да жадный питерский барин подначил его снести груз в 14 пудов – мужик и надорвался. Стал он не нужен, поехал на родину, в деревню, чуть с ума не сошел, но жив! Но наливать ему не стали – нет в его жизни счастья. Расхвастался дворовый человек: не чета мужикам, сорок лет прислуживал за столом князю Переметьеву, облизывал тарелки с деликатесами, допивал остатки заморских вин. И заполучил «дворянскую» болезнь: подагру (он еще и вор был). Посмеялись мужики, не дали ему своего «мужицкого» вина.

Крестьянин-белорус счастлив, что в здешних местах по милости богача Губонина может вволю есть ржаной хлебушек. Но выпить поднесли другому: тот ходит по деревням с медведями, а все жив! Разве что скула набок сворочена. Нищие уверяли, что всегда сыты милостыней добрых людей. Но этим наливать не стали. А тут ведро опустело. Тогда один мужик подсказал, кто настоящий счастливец: Ермил Ильич Гирин. Шутка ли, отняли у него за долги мельницу, выставили на торги, а он возьми и обойди в цене купца Алтынникова. Да вот беда, подьячие (чиновники) затребовали большой задаток. И пошел Ермил на базарную площадь, обратился к людям – за час крестьяне собрали ему тысячу по копеечке. А через неделю на той же площади он всем вернул, что взял. За последним рубликом никто не явился, так он его слепцам отдал.

Мужики дивятся: как крестьянин Гирин завоевал такую народную любовь? Оказалось, в молодости он служил писарем у бурмистра (управляющего) в имении князя Юрлова. Бумаги беднякам писал – копейки не брал. И мужики выбрали его бурмистром над собой. За семь лет только раз он поступил не по правде: отдал в рекруты (солдаты) вместо брата – сына Власьевны. Но совесть его заела. И что же: князь сына Власьевны вернул, брата Гирина – на его место. Ермил сам себя наказал: ушел с должности в мельники.

Странники хотят видеть Ермила, а тот – в остроге (тюрьме). Взбунтовалась деревенька Столбняки против помещика Обрубкова, а Гирин возьми и за людей вступись.

Глава 5. Помещик

Встали странники на пути у повозки седоусого румяного помещика Оболт-Оболдуева. Тот навел на них пистолет, как на разбойничков, а они за свое: в чем помещичье счастье? Тот ответил, что раньше дворянским родам был почет. Он сам из татар, предка его медведь ободрал на глазах у царицы – тем и прославился. Дворяне были хозяева и людей русских, и самой природы. Ели-пили, охотились.

Кулак барина заменял полицию. Теперь – не то: дворяне разъехались, мужикам волю дали, помещичий лес общим стал, кругом кабаки. Страшное дело: теперь ему самому, что ли, в полях пахать? «Порвалась цепь великая» (отмена крепостного права), больно ударила и мужика, и барина. Так что нет счастья помещикам.

Часть вторая

Последыш

Волга, село в разгар сенокоса. Странники косят вместе с местными мужиками. К берегу причаливают три лодчонки, а в них – помещики. Старый седоусый, с одним незрячим глазом, князь Утятин, барыни с детьми, собаки. Утятин все осматривает, требует разворошить готовый стог как сырой (а он – сухой). Крестьяне теперь вольные, земля не его, а он борется с отменой крепостничества. Оказывается, дети князя упросили крестьян сделать вид, что прежние порядки вернулись. Иначе он лишит их наследства. В награду обещали луга.

Много было шуток по этому поводу, но была и одна смерть. Мужик Агап в лицо сказал Последышу, что теперь он вольный человек. Повели Агапа «для виду» пороть. И вина перепил, и не снес, что под розгами хоть и «для виду» лежал. В одну из лодочных прогулок Утятин, один из последних старых господ-самодуров, умирает. Но за луга пришлось судиться – и дело то не кончено.

Часть третья

Крестьянка

Решили странники вызнать женское счастье. Указали им клинскую крестьянку-«губернаторшу» Матрену Тимофеевну Корчагину. Вокруг колосятся пшеница (для богатого стола) да рожь (для бедного). Клин – деревня бедная, барин в отъезде, усадьба разграблена. В поле среди жниц они нашли Матрену, женщину красивую, смуглую, крепкую, со строгими умными глазами, густыми ресницами, с сединой в волосах. Мужики стали помогать жать рожь – и Матрена (себя она зовет «старухой», но ей 38 лет) пообещала взамен рассказать о своем счастье.

Семья ее была дружная, непьющая, работящая. Сыскался ей и пригожий жених – печник Филипп. «С девичьей холи в ад!» пришла Матрена. Пока муж на заработках, она трудится на его большую семью, угождает свекрови, свекру, золовке. Вернулся Филипп – в доме радость. А побил он ее только раз, из-за родни своей. Первенец, ясноглазый Демушка, родился, когда Филипп был в отлучке. Только столетний дед Савелий, настоящий богатырь святорусский (по виду – как Сусанин с памятника), жалел сноху и внука. В молодости он был на каторге за убийство немца-управляющего, который драл с крестьян три шкуры. Дали Савелию 20 лет каторги.

Заставила свекровь ребенка деду оставлять, чтобы Матрене в поле не отвлекаться. И однажды уснул старик, а мальчонку сглодали свиньи. Так мать чуть не упекли за убийство. Такова доля крепостной женщины. Дед с горя ушел в Песочный монастырь молиться за ребенка и крестьянство русское. Потом дед у Матрены доживал. Она уже многодетная мать была. За 8-летнего сыночка-пастушка Федотушку ее раз высекли (волчица утащила овцу). Пришел неурожай, а Филиппа без очереди взяли в солдаты. С молитвой ринулась Матрена в город к самому губернатору.

Упала в ноги губернаторше Елене Александровне, в ее доме и родила. Добрая барыня Филиппа вызволила. За это дома стали Матрену уважать, а народ прозвал «губернаторшей». Однако «не дело – между бабами счастливую искать!»

Часть четвертая

Пир – на весь мир

У села Вахлачина странники уселись с мужичками и парой семинаристов, Саввушкой и Гришей, пировать да песни петь. Первая была «Веселая»: как до нитки грабили народ помещики и власти. Вторая – «Барщинная». Спели «Голодную», «Солдатскую», «Соленую» (о дорогой для бедняка соли). Дальше пошли истории из жизни. «Про холопа примерного – Якова верного»: лакей Яков от барина Поливанова видит только побои и брань, но служит ему, как верный пес. Отнялись у барина ноги – Яков рядом. А Поливанов взял и отдал его племянника в солдаты. Яков в запой ушел, а после свез барина в лес – и повесился прямо у него над головой. Поливанова проняло, ощутил он свою вину.

Заспорили, кто грешнее: помещики или мужики. Подоспела вторая история «О двух грешниках» и разбойнике Кудеяре. Ее рассказчик – богомолец Иона. Велел Бог раскаявшемуся разбойнику для прощения грехов срубить мощный дуб. Дерево поддалось только после того, как Кудеяр окропил его кровью злого пана Глуховского. Но мужик-староста Глеб превзошел любого пана в коварстве. Его хозяин, умирая, подписал крестьянам вольные. А староста, польстившись на деньги, все их разорвал.

Семинарист Гриша Добросклонов задумывается о счастье народном. Он любит Вахлачину, как родную мать (умершую к тому времени). Лет с пятнадцати он хочет бороться за счастье народа. Он сочиняет другие, добрые, светлые песни, где «Русь-матушка» и обильная, и убогая, и могучая, и бессильная.

Странники не знают, что происходит в душе юноши, какая сила в нем зреет. Именно он может и рассказать о счастье всего народа, и приблизить его приход. Судьбой уготован ему «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь» (каторгу). И после встречи с ним странники могли бы, успокоенные, отправиться домой.

Биография поэта

Биография поэта

Кроме того, частые разъезды с отцом оставили в памяти будущего поэта печальную картину быта русских крестьян. Позже увиденное воплотится в знаменитом произведении «Кому на Руси жить хорошо».

В 1832 году 11-летний Некрасов начинает учиться в ярославской гимназии. Несмотря на то, что учеба давалась будущему поэту тяжело, именно в этот период стали появляться его первые стихотворения.

В 17 лет по распоряжению отца Николай Некрасов пробует поступить на военную службу, но судьба распоряжается иначе: тяга к знаниям приводит поэта к дверям Петербургского университета. Он ходит вольнослушателем посещает лекции филологического факультета и дает частные уроки, чтобы заработать немного денег.

В это время Некрасов знакомится с В. Г. Белинским, он оказывает существенное влияние на творческий путь поэта.

Николай Некрасов известен не только как знаменитый поэт, но и как превосходный журналист и публицист. В 1840 году он начинает писать в журнал «Отечественные записки», а уже в начале 1847 года вместе с Иваном Панаевым приобретает в аренду основанный еще А.С. Пушкиным журнал «Современник». Смерть застала Николая Некрасова 27 декабря 1877 года.

Русь

Русь

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

В рабстве спасенное
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!

Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,
Правда живучая!

Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается,-

Русь не шелохнется,
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая,-

Встали — небужены,
Вышли — непрошены,
Жита по зернушку
Горы наношены!

Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь!..