Стих русского поэта о красоте русской природы

Стих русского поэта о красоте русской природы

Вариант 2

Афанасий Афанасьевич Фет – образованный и талантливый поэт. Получая образование  в университете, поэт, уже создал краткий сборник стихов. В силу того, что в душе Афанасий был, романтик, он писал исключительно о красоте природы, о любви, обо всём духовном, что могло его отвлечь от обыденной жизни.  Наиболее важным толчком в области романтики и любви, была смерть его возлюбленной. После её смерти, поэт перешёл на другой уровень сочинений, который сильно отличались от предыдущих работ. Долгое время, А.А. Фет, посвящал стихи именно ей.

Всё это, наталкивало поэта, писать о романтике и красоте. И вот, в мир, выходят его творения под названием «Вечерние огни». Эта наиболее популярный сборник стихов автора. Он мог очень красочно описать природу. Сам поэт, ни когда не соединял в своих произведениях, природу и людские проблемы. Для него природа, была самым высоким стимулом для творения стихов. Тонкое очертание лесов, и шелест листьев, придавало работа автора, неописуемую красоту и чувствительность. Способность, так выразительно оживить природу, мог только Афанасий Афанасьевич. Его нельзя сравнить, с другими авторами, которые практически не давали выразительности в своих работах. Все его работы, похожи, на мелодичную песню, в которой существует припев и куплет. Именно таким образом, вышла волна лирики Фета. Лирика пейзажей Фета, превращала его работы, в настоящий документальный фильм, в котором, природа, очень близко соединялась с вселенной. Даже вселенная, преображалась в новые краски и звуки, а сам поэт, мог возвыситься до звёзд, и сам проникнуть в небесный холод, парящий над землёй.

Очень часто, работы этого великого поэта, посвящались, различным временам года. Он мог ярко выразить, весеннюю оттепель, с журчаньем ручьев, пением, прилетевших птиц. А в зимний период года, поэт, так иронично расписывал погоду, что при чтении строк, чувствовался холод и осенний ветер. Только благодаря природе, Фет, мог создавать свои работы, только природа, помогала ему творить. Во всём этом, автор мог видеть, и видел, только хорошее настроение, доброе и весёлое пробуждение природы. Романтика и любовь, они идут вместе по жизни. Они наталкивают поэта на великолепное творчество.

Только в работах этого великого русского поэта, читатели, получают полную картину всего окружающего, как можно любить природу, увидеть в каждой мелочи, что-то прекрасное и ценное. Только благодаря его работам, читателям, можно понять, как и где, находить радости жизни, во всех мелочах. Несмотря на все недуги в жизни, стоит обращать внимания, как восходит солнце, как весна меняет зиму. Именно так, можно понять, что автор хотел сказать в своих стихах. Благодаря его работам, воспитывалось наше поколение, поколение, которое понимает все духовные ценности, видимые в природе. Только в его поэзии, читатели, получают урок, по изучению доброты ко всему живому на земле, и в глубине души, каждый читатель, понимает суть всего что рассказывает Фет

Природа в творчестве Фета 10 класс

Работы поэта наполнены всеми временами года. Весна описана в зеленом и голубом цвете. От неё просто веет нежностью. Первые цветы, березы только распустившиеся, пушистые вербы. Лето Фет показывает в своих произведениях жарким. Воздух суховат и отдает терпкостью. Поля заполнены желтыми колосьями. Осень слегка хмурая, местами прохладная. Птицы собираются улетать, леса пустеют, все готовятся к зиме. Зима в строках Фета всегда необычайно красивое время года. Снег придает свежесть, а на окнах зима рисует красивейшие узоры. Фет много времени уделял наблюдению за круговоротом природы, за процессами которые происходят в разные времена года.

Специалисты и некоторые критики подчеркивали то, что в работах поэта природа имеет очень детальное описание. Его коллеги или предшественники не могли этим похвастаться. В произведениях встречаются не только всем известные животные и птица, а наоборот поэт мог уделить пару строк и редким видам. Также, если в произведениях других поэтов время суток это что-то обыденное, то Фет может посвятить много строк лишь для того, чтоб описать день или ночь.  

Лирика Фета наполнена множеством ярких и позитивных произведений на тему весны. Читая каждое из них, складывается впечатление, что поэт ждет её наступление больше, чем чего-либо. Можно понять, что Фет душой чувствует пришествие данной поры года. По запаху он ощущает скорое прибытие весны. Поэт обращает внимание на все детали. Красиво подчеркивает хоровод листьев, журчащие ручьи и многое другое. Фет сопоставляет природу с человеком.

Если проанализировать стихотворение «На стоге сена ночью южной…», можно сказать что человек, который в этом произведении смотрит на небо, сравнивается с неким неземным ощущением, ощущением растворения в космосе. У поэта пробуждает интерес не то, что он видит, а именно чувства, которые остаются после увиденного. К примеру, взять стихотворение «Ярким солнцем в лесу…». В конце стихотворения Фет дает понять читателю, что качающиеся деревья это лишь иллюзия. Автор придает природе своё душевное настроение. Природа в стихотворениях поэта принимает человеческий облик, а человек наоборот растворяется в красоте природы.    

Пора весны для поэта это словно девушка, царица. Природа весенней поры у поэта сравнивается с пробуждением, а вот зима, наоборот, с темной ночью. Также весна у Фета имеет радостные ноты, светлые. Вот зима немного навеивает грусть, печаль, тоску.  Просматриваются некие мысли или рассуждения о смерти. Описание зимы у поэта немного схожи с работами А.С. Пушкина, который также мог выжать самое ценное, самое красивое даже из самого маленького элемента природы.

Подводя итоги можно сказать, что описание природы в произведениях Фета связаны неразрывной нитью с душой человека. Суть его стихотворений заключается именно в описании природы с эмоциями, а не просто то, что увидено. Поэт заслуженно считается первым поэтом-импрессионистом. Многие критики хорошо подметили, что Фет это и есть природа.

6 класс, 10 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в творчестве Фета

Природа в творчестве Фета

Текст стихотворения

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

История создания

Сергей Александрович Есенин написал стихотворение «Белая береза» в восемнадцать лет. Это был 1913 год. Поэт переехал из родной деревни в Москву и уже попробовал соблазны большого города и его возможности. Но его душа, была еще чиста, и память наполнена красотой родного края. Он помнил, как скакал на лошади, бродил по полям и перелескам в родном селе Константиново, куда всю жизнь продолжала тянуться душа поэта.

Россия была на пороге больших потрясений и изменений – Первой мировой войны, революции и гражданской войны. Но молодой Сергей не предполагал, куда забросит его жизнь. Он радовался красоте природы, любил свою родину.

Это стих молодого парня, который еще не осознал силу своего таланта и не получил признания. У него все впереди: слава, признание, горечь жизни, разочарования в друзьях, женщинах и в себе.

Опубликовали «Березу» через год после написания, в журнале «Мирок» под псевдонимом. По какой-то причине Есенин не стал публиковать стих под своим именем.

Тема стиха

Тема стихотворения – лирическое описание картины природы.

Поэт не размышляет, не философствует, он смотрит и рассказывает слушателю о том, что видит. Читатель невольно оказывается слушателем, словно оказавшись рядом с автором, любуется картиной за его окном.

Поэтичная натура автора и его способность любоваться каждой мелочью, погружает читателя в мир сказочной красоты.

В своем стихотворении Есенин описывает заснеженную березу. Он любуется ей и изображает, словно живую, одухотворенную. Поэт талантливо рисует прекрасную картину белой березы, стоящей ранним утром за окном. Снег посыпал ее ветки, украсив их белым пухом. Снежинки искрятся в лучах восходящего солнца.

Поэт описывает зимний пейзаж раннего утра, когда заря только занялась.

Береза представляется прекрасной девушкой, которая и «принакрылась» и стоит в «сонной тишине», когда природа еще не до конца проснулась. Заря разгорается и продолжает осыпать березу новым серебром.

О солнце Есенин не говорит напрямую, но огонь, осветивший бахрому снега на березе зажжен именно им – восходящим солнцем.

Талант поэта позволяет ему превратить в прекрасную зимнюю сказку обычный рассказ о том, что он видит за окном.

Сюжет

В стихотворении нет ясного сюжета. Здесь читатель видит только описание. И все же от описанной картины веет удивительным миром и красотой. Автор увидел просыпающуюся природу, рождение нового дня и сумел «остановить мгновение», описав его в своем стихотворении.

Чистое восприятие автором зимней красоты, способ любовного повествования об увиденном, объединяет произведение с творениями русского народного фольклора.

Сергей Александрович всю жизнь будет воспевать красоту родного края, природу средней полосы. Деревня – родина поэта, и он навсегда влюбился в зелень ее лугов летом, снежную искристость холмов и перелесков зимой и золотое убранство осени. В любое время года поэт восхищается природой.

Композиция

В стихотворении одночастная линейная композиция.

В первой и второй строфе – экспозиция, в которой автор повествует о березе, которую он видит за окном и знакомит с ней читателя.

Завязка действия происходит в третьей строфе, повествующей о сонной березе.

В четвертой строфе развитие действия и развязка. Приходит заря и новым серебром осыпает березу.

Но в данном стихе композиция очень условна, ее почти невозможно проследить, ведь реального сюжета в стихе нет. Читатель видит красивое и талантливое описание природы.

Главный герой

Главный герой произведения – береза. В словах поэта она словно оживает, становится одухотворенной, она действует. Береза «принакрылась» как скромная девушка при встрече с пристальным взглядом наблюдателя. Она стоит под окном в сонной тишине, прикрывшись снегом. На ее ветках пушистые снежные кисти.

«…Распустились кисти
Белой бахромой»

Автор описывает березу с особенной любовью. Видно, что он любуется всем, что ее окружает.

Но, конечно же, стих больше всего говорит об авторе. Здесь он рассказчик и все характеристики, которые он употребляет для описания березы и всего, что ее окружает, больше всего говорит о нем самом.

Есенин тонко чувствовал красоту Русской природы.

Многие его стихи посвящены природе России. Березы занимают в его творчестве особое место. Сергей Александрович с особой нежностью говорит о российских березах.

Береза, стихотворение

Есенина называли «поющим сердцем России, поэтом русской души». В его стихах простор, они мелодичны. Многие из его стихов положены на музыку. Песни и романсы на его стихи исполняют певцы России на протяжении многих лет.

Второстепенные герои

Один из героев стихотворения, которому поэт также позволил ожить и действовать – это заря. Она ведет себя как личность. Лениво обходит березу, осыпает ее ветки серебром, словно царицу перед выходом в бальную залу или невесту перед выходом к алтарю. Она не торопится, но и не проявляет небрежности. Объект ее труда выглядит прекрасно и будет смотреться еще краше, когда солнце осветит ее полностью и будет играть «на бахроме ее платья» и переливаться, отражаясь в пушистом инее, укрывающем березу.

Основная идея стиха

Главная идея стиха эстетическая. Поэт рассказывает о прекрасной картине мира, которую видит или помнит. Некоторые аналитики предполагали, что поэт вспоминает березу на своей родине, в деревне. Но в Москве также растет много берез, и поэт мог рассказать о том, что видел в момент написания произведения. Он сумел увидеть прекрасную тишину и великолепие снежной красоты в шумном городе.

Береза, стихотворение Есенина

И не важно, что в нескольких метрах могут мчаться машины и проходить толпы людей. Остановив как кадр фильма в своем сознании, поэт смотрит на заснеженную березу и видит только ее и зарю, осыпавшую белую красавицу тысячью огней. Этот миг может изменить весь предстоящий день, зарядив мысли и сердце светом и добром.

Автор превратил в чудесную сказку увиденный им момент. Важная способность поэта – видеть красоту вокруг себя. И не только заметить, но и показать ее другим.

Есенин сумел остановить взгляд тысяч читателей на одном мгновении своей жизни, в котором ожила береза, став похожей на прекрасную и скромную девицу, стыдливо прикрывшуюся от взгляда наблюдателя. Заря также ожила в словах поэта, украшая серебром прекрасную березу. Как мать одевает свою дочь и наряжает ее к венцу, так заря наряжает березу, выводя ее навстречу к солнцу и новому дню.

Суметь увидеть в реальной жизни прекрасные моменты, порадоваться красоте и показать другим – это великий дар Есенина, который вынуждены были признать даже те, кто не очень любил самого поэта.

Жанр

Жанр стиха – пейзажная лирика. Этот стих о красоте природы, описание прекрасной картины, увиденной автором.

Произведение написано «холостой», т.е. чередующейся рифмой. Четырехстопный хорей – размер стиха.

Основная функция произведения – эстетика. Посредством создания художественных образов автор вызывает чувство наслаждения прекрасным у читателей. Поэт описывает то, что он увидел и добивается восторга описанным пейзажем у читателя и слушателя произведения.

Структура стиха кольцевая – первое и последнее четверостишье между собой коррелируют «…принакрылась снегом, точно серебром», «…обсыпает ветки новым серебром».

В произведении почти отсутствует обычная структура: завязка, развитие, кульминация, развязка. Это также подтверждает кольцевую структуру. В начале и в конце произведения упоминается образ серебра, которым прикрыта береза.

Литературное направление

Стих относится к имажинизму. Яркость и сила образа, нарисованного автором, указывает на это. Есенин обладал особым талантом простыми словами рисовать глубокие и прекрасные картины. Он оживлял предметы силой слова, рисовал живые образы, которые волшебной игрой выразительных средств заставлял двигаться, действовать, вдохновлять читателя. Поэт был действительно талантливым мастером слова. Он прекрасно рисовал образы и картины, не используя кистей, пользуясь богатством русского языка.

Также в произведении присутствуют черты реализма. Береза стоит у окна автора, и он рассматривает ее. Также в стихе видны черты романтизма – поэт передает романтику прекрасного момента восхода солнца зимой.

Средства выразительности

Для достижения своей цели – вызвать положительные эмоции читателя, заставить его сопереживать описанному, наслаждаться от мысленного созерцания прекрасной картины – поэт использует следующие средства выразительности:

Олицетворение – о березе он говорит, как о личности, действующей по своему усмотрению. Она «стоит», «принакрылась». Заря также становится в стихе живым персонажем. Заря лениво обходит березу, осыпает ее серебром. Поэт дает завязку прекрасной сказки, заставляет работать воображение читателя, создавая волшебную историю.

Есенин использовал фольклорные мотивы. Сравнение березы с прекрасной девушкой нередко употребляется в русских сказках и былинах.

Уникальный и талантливый язык Есенина полон олицетворений, сравнений, метафор. Он отличается способностью рисовать в своих произведениях яркие лирические образы.

Олицетворение: «береза…принакрылась снегом…», «…горят снежинки…», «…заря,… обходя кругом, обсыпает ветки…» и т.д.

Эпитеты: «белая береза», «сонная тишина», «золотой огонь».

Также поэт употребляет сравнения: «…принакрылась снегом, точно серебром.», «…распустились кисти белой бахромой».

Инверсия создает сказочность стихотворения, оно становится похожим на произведения русского фольклора: «…и стоит береза», «…и горят снежинки».

Береза, стихотворение Есенина

Пара сравнений «серебро» и «в золотом огне» позволяют создать особое настроение необычной красоты заснеженной березы. Зимняя холодная прелесть ее изображена холодной и недоступной и все же она стоит под окном и от этого кажется родной и близкой. Береза как невеста в белом подвенечном платье, на котором «кисти белой бахромой» «Горят снежинки в золотом огне»

Тема стихотворения Сергея Есенина “Не жалею, не зову, не плачу” – грустные размышления о быстротечности жизни и смиренное принятие своей судьбы, какой бы она ни была. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

В последнем четверостишье поэт описывает зарю. Она – главная героиня последней строфы. Союз «а» подчеркивает роль зари. Она как мать заботливо украшает свою дочь и благословляет ее.

Фонетические особенности произведения: Стих изобилует протяжными гласными «е», «о» «белая», «береза», «снегом», «серебро», «сонной», «в золотом огне», «обходя кругом» и т.д. Употребляются также сонорные согласные «р»: «н» «береза» «окном» «принакрылась снегом» «серебром» и т.д.

Ключевым словом стиха можно назвать слово «белая». Издревле на Руси этот цвет был символом чистоты, святости (святых всегда изображали в белых одеждах, ангелы в белых одеждах). Береза еще с древности была символом чистой, скромной и тихой красоты. Она является также олицетворением радости, нежности, света и новой жизни. На индоевропейских языках корень «бер» обозначает «светлый, ясный» Свое название дерево получило за белизну своего ствола. И на века стало символом чистой красоты.

Местоимением «моим» поэт показывает, насколько близка описываемая картина ему. Это личное наблюдение того, что автор видит ежедневно. Окно и картина за окном, в данный момент принадлежит автору.

Особенности стиха

В произведении четыре короткие строфы. Первая выражает основную мысль произведения.

Автор назвал свое стихотворение просто и очень символично. Береза является символом России, а также издревле считается образом женской красоты. Поэт нередко употребляет именно этот символ в своих произведениях. «Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы…», «…как жену чужую, обнимал березку».

Чтобы передать свой эмоциональный настрой, автор использует немало различных фигур речи и средств. Стих поется, словно русская народная песня.

И хотя перед нами стих принадлежащий к пейзажной лирике, образ автора просматривается очень хорошо и понятен каждому читателю. Это молодой человек, любящий природу и родной край, немного восторженный и мечтательный.

Стихотворение Сергея Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» – поэзия, которая изучается со школьной скамьи. Но, чтобы глубже понять смысл этого произведения, предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Есенин обладал способностью видеть красоту во всем, что его окружало. Он умел словом, словно волшебной палочкой оживлять предметы, которые видел, показывая их красоту и великолепие. То, мимо чего обыватель мог ходить годами, под воздействием взгляда и слова поэта вдруг оживало и становилось реальным сказочным героем.

Береза связана с детством Есенина с его родиной и имеет для поэта особое значение, поэтому он с такой нежностью пишет о ней. Поэт всегда был привязан к родине всем сердцем. Он любил природу средней полосы России и часто писал о ней.

Березка Есенина — символ изящества, женственности, легкости.

Природа в творчестве А. А. Фета

Движение реализма в русском искусстве XIX века было настолько мощным, что все выдающиеся художники испытали на своем творчестве его влияние. В поэзии А. А. Фета влияние реализма в особенности сказалось в стихах о природе.

Афанасий Фет — один из замечательнейших русских поэтов-пейзажистов.

В его стихах во всей своей красоте предстают все времена года: и лето, и зима, и весна с цветущими деревьями, да с первыми цветами, и осень с журавлями, кричащими в степи. Мне кажется, образ журавлей, так любимый многими русскими поэтами, впервые обозначил Фет.

В поэзии Фета природа изображена детально. В этом плане он новатор. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение. В стихах Фета мы встречаем не только традиционных птиц с их привычным поэтическим ореолом, таких как соловей, лебедь, жаворонок, орел, но и таких простых и непоэтичных птиц, как сыч, лунь, чибис, стриж. Например:

    И слышу я: в изложине росистой 

     Вполголоса скрыпят коростели.

Знаменательно, что здесь мы имеем дело с автором, который по голосу различает птиц, и более того — замечает, где эта птица находится. Это, конечно, не просто следствие хорошего знания природы, но любовь к ней поэта, давняя и глубокая.

По-видимому, в работе над стихами о природе автор должен обладать безошибочным вкусом, потому что в противном случае он тут же рискует впасть в подражание народной поэзии, которая изобилует такими описаниями.

Прав С. Я. Маршак в своем восхищении свежестью и непосредственностью фетовского восприятия природы: “Его стихи вошли в русскую природу, стали ее неотъемлемой частью, чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки, проникновенными пейзажами”.

На мой взгляд, Маршак точно заметил и еще одну особенность поэзии Фета: “Природа у него — точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ… Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декоративный”.

Как важную грань Фета-пейзажиста хочу отметить его импрессионизм. Импрессионист не чурается внешнего мира, он зорко вглядывается в него, изображая его таким, каким он представляется его мгновенному взгляду. Импрессиониста интересует не предмет, а впечатление:

    Лишь ты одно скользишь стезей лазурной; 

     Недвижно все окрест… 

     Да сыплет ночь своей бездонной урной 

    К нам мириады звезд.

Читателю ясно, что внешний мир изображается здесь в том виде, какой ему придало настроение поэта. При всей конкретности описания деталей природа все равно как бы растворяется у Фета в его лирическом чувстве.

Природа у поэта очеловечена, как ни у одного из его предшественников. Цветы у него улыбаются, звезды молятся, пруд грезит, березы ждут, ива “дружна с мучительными снами”. Интересен момент “отклика” природы на чувство поэта:

…в воздухе за песнью соловьиной 

    Разносится тревога и любовь.

Об этом двустишии Лев Толстой писал: “И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?” Надо полагать, что Лев Николаевич, одновременно “ворча”, признал в Фете великого поэта. Он не ошибся.

Фет хорош и в любовной лирике. Его пейзажный багаж пригодился ему в его романтических стихотворениях о любви. Фет всегда выбирал темой для своих стихов только красоту — в природе, в человеке. Сам поэт был уверен: “Без чувства красоты жизнь сводится к кормлению гончих в душно-зловонной псарне”.

Прекрасные, блистательные фетовские пейзажи всегда будут украшать нашу жизнь.

 Анализ стихотворения «Ласточки пропали» Фета

Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь — поневоле

Тяжело — хоть плачь!

Смотришь — через поле

Перекати-поле

Прыгает, как мяч.

Вариант 1

А. Фет на протяжении всей жизни оставался преданным поклонником природы. Он умел найти элементы прекрасного в самых незначительных деталях. Лишь осень поэт считал временем года, которое связано только с печальными и тоскливыми чувствами. Он не испытывает восторга по поводу увядающей красоты. Лишь в редких исключениях ему удается подметить особое осеннее очарование. В 1854 г. Написал Фет стихотворение «Осень» , в котором четко выразил свои впечатления по поводу безрадостной осенней картины.

Следует сразу отметить, что большую роль в стихотворении играет образ улетающих на юг птиц. Начинается оно с характерной фразы: «ласточки пропали». Обычно ласточка символизирует весну. Автор тем самым подчеркивает полную противоположность двух времен года. Беспокойный полет грачей также наводит на мысль о готовящемся перелете.

Фет описывает необратимые перемены в природе, оказывающие влияние на человека («все спится»). Внезапная сонливость напрямую связана с предстоящей зимней спячкой. Человек чувствует в себе природные инстинкты и бессознательно подражает животным и растениям.

Сквозь тоскливое чувство прорывается эмоциональный возглас лирического героя: «лучше б снег да вьюгу». Для него зимние морозы представляются лучшим выходом, чем утомительное и однообразное постепенное погружение в сон, напоминающее медленное приближение смерти. Зима не дает человеку успокоиться, побуждает к деятельности. Осень же окрашена тусклыми неприветливыми красками, она действует самым подавляющим образом.

В образе потянувшихся к югу журавлей автор видит окончательный приговор природе, которая уже обречена. Этот финальный аккорд доводит лирического героя до крайней степени отчаяния: «тяжело – хоть плачь». Автор на протяжении всего произведения не мог зацепиться за что-нибудь взглядом. Наконец, в его поле зрения возникает перекати-поле. Оно символизирует неприкаянность и обреченность человеческой души, оставшейся один на один с мертвой природой.

Характерной особенностью стихотворения является пятистишие, редко использующееся русскими поэтами. Такая необычная форма как бы намекает на бесконечность и тягучесть осенних дней.

Фет практически не использует в произведении эпитеты. Сравнения не играют большой роли, они не выразительны и сделаны по необходимости («как сеть», «как мяч»). Единственное образное олицетворение – «ветер злится да стучит».

В целом стихотворение «Ласточки пропали» создает очень печальное настроение. Оно полностью поглощает лирического героя и доводит до мучительного состояния безысходности.

Полный анализ стиха «Весенний дождь» Фета

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у Афанасия Фета привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно.

Тонкая лирика и умение уловить мимолетность каждого мгновения также свойственны стихотворению «Весенний дождь», созданному в 1842 году. Начинается оно с описания будничной и повседневной картины, когда «в разрывы облак солнце блещет» и ничто не напоминает о предстоящей грозе. Разве что воробей, купающийся в нагретом за день весенним солнцем песке является первым предвестником дождя.

Однако постепенно мир меняется, и вот уже «от неба до земли, качаясь, движется завеса». Судя по всему, дождь идет стеной, и от этого создается необычный эффект, словно бы опушка стоящего вдалеке леса отгорожена золотистой ширмой, сотканной из воды и солнечных лучей.

«Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет» — этот прозаический и нечем неприметный пейзаж, окрашенный в серые тона непогоды, автору удается наполнить весенней свежестью и теплотой. Поэтому, когда незваный гость-доджь приходит в сад и «по свежим листьям барабанит», это вызывает чувство радости и умиротворения, а не разочарования.

Удивительная способность Афанасия Фета придавать незначительным событиям важность и акцентировать на этом внимание читателей поистине достойна восхищения. Поэтому стихотворение «Весенний дождь» является одной из немногих художественно-поэтических зарисовок, которая в полной мере передает настроение теплого майского дня, омытого грозой.

Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье.

Мгновенное преображение природы всегда занимало воображение Афанасия Фета. Именно поэтому поэт в своем творчестве отождествлял ее с живым существом, которое гораздо разумнее и предусмотрительнее человека. Поэтому автор испытывает удовольствие, видя, как капли дождя орошают весенний сад, так как понимает, что для набирающих силу растений влага в жару просто необходима.

На примере этого стихотворения автор учит читателей любить окружающий мир и воспринимать его таким, каков он есть. Ведь глупо расстраиваться из-за непогоды или же упрекать небесную канцелярию в том, что словно бы по мановению волшебной палочки светлый и яркий весенний день утратил свои краски. Поэт подчеркивает, что даже в дожде есть своя прелесть, так как именно перед грозой цветы благоухают особенно сильно. И эти мелочи нужно не только видеть, но и ценить как наивысшее проявление мудрости окружающего мира.

Стоит, правда, отметить, что Афанасий Фет был неисправимым романтиком и философом, считая, что человек должен постичь гармонию природы и научиться жить с ней в ладу. Именно эти знания способны сделать человека по-настоящему счастливым, помочь ему стать целостной личностью. И именно в природе поэт всю свою жизни черпал вдохновение, так как был убежден, что она является и другом, и прекрасным собеседником, который раскрывает свои тайны перед теми, кто умеет слушать, и лекарем, способным избавить не только от недугов, но и от душевных страданий.

Поэтому в каждой строчке стихотворения «Весенний дождь» чувствуется очень трепетное и бережное отношение поэта к окружающему миру, который считает его своим главным учителем, бесконечно терпеливым и строгим одновременно.

Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тютчевым.

Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек — дисгармоническое, разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически, и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам. Это делает его поступки хаотичными и беспорядочными, а желания — непостоянными и необъяснимыми.

Этих противоречий нет в жизни природы, где все подчинено единому, всемирному закону жизни. Природа самодостаточна, существование ее безмятежно и спокойно. Это можно проследить на примере таких стихотворений, как “Летний вечер”, “Утро в горах”, “Листья”, “Снежные горы” и др. В этих лирических произведениях поэт подчеркивает тишину, гармонию, которую передают ключевые слова “нега”, “шепот”, “трепет”.

Благодаря своему поэтическому таланту и тонкому чувству жизни, он безошибочно находит яркие сравнения и эпитеты, передавая плавные переходы от дня к вечеру, от лета к осени и др., например, в стихотворении “Летний вечер” поэт, чтобы полнее показать прелесть уходящего дня, в каждой строфе соединяет такие слова, как “горячий”, “ключевые воды”, “зной”, “раскаленный шар”, “волна морская”.

Такое сопоставление сразу вызывает в памяти воспоминания о ночной свежести и умиротворенности природы. Другим подтверждением мысли о вечном покое могут служить строки из стихотворения “Снежные горы”:

    … И между тем как полусонный 

    Наш дольний мир, лишенный сил, 

    Проникнут негой благовонной, 

    Во мгле полуденной почил.

Такое описание показывает нам самодостаточность и отстраненность природы от человека. Она равнодушна к страстям смертных, так как сама является вечной. Таинственно, как в первый день созданья:

В бездонном небе звездный сонм горит…

В лирике Тютчева есть несколько поэтических зарисовок, в которых выражена заветная мечта о возможном единении человека и природы. Таково стихотворение “Осенний вечер”. Поэт передает “умильную, таинственную прелесть” увядания природы, это же чувствует и лирический герой.

Прорыв жизненных сил стихии хорошо виден в стихотворении “Весенняя гроза”, которое пронизано ощущением новой жизни, обновления, радости. Неслучайно здесь повторяются слова “первый”, “молодые”, “весело”, “смех” и др. Они передают расцвет природной жизни. Гроза — грандиозный момент, стихия, ее буйство закономерно. Само слово “весенняя” уже говорит нам о зарождении и развитии новой жизни.

Подобным мотивом проникнуто и стихотворение “Как весел грохот летних бурь…” гроза здесь показана как внезапное явление. Эпитеты и метафоры ярко передают размах и силу пробудившейся природы (“взметая”, “нахлынувшая”, “опрометчиво безумно”, “дрожит”, “широколиственно и шумно”).

Иная тональность, у стихотворения “Море и утес”, наполненного философскими раздумьями. Сила природы направлена уже не на ее самообновление, как это утверждалось в ранней лирике, а на разрушение, здесь показана ее темная, агрессивная сторона. И недостижимый идеал, и символ вечной молодости, и олицетворение равнодушной силы, неподвластной человеку, — в таком противоречии видел истинную красоту и сущность природной стихии великий поэт XIX века Ф. И. Тютчев.

Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь» Тютчева

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, —

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу…

Фёдор Иванович Тютчев не просто поэт и публицист, об построил блестящую карьеру дипломата, был выдающимся политиком. Много времени Тютчев вынужден был жить за границей. В 1851 году Тютчев написал замечательное стихотворение “Как весел грохот летних бурь”, в котором описано начало грозы, ярко и очень поэтично.

Поводом к написанию послужило долгое отсутствие поэта на родине, поэтому возвращение в Россию, восхищение родной природой послужило толчком к созданию произведения. Поэт застал момент перед началом грозы и очень образно описал это состояние в природе. Автор не считал поэзию своим призванием, она была второстепенным занятием, после политической, философской и публицистической деятельности.

Стихотворение пейзажной тематики о первых “аккордах” перед летней грозой. Тема стихотворения: начало грозы. Тональность стиха – весёлая, приподнятая. Гроза “оживает”, будто девушка “смущает”, “набегает”, меняя всё вокруг. Образ грозы в стихотворении наделён характером и душой, созвучен радостному настроению лирического героя. Она игрива, мудра, весела и таинственна. О приближающейся смене сезонов говорит “первый жёлтый лист”, граница между летом и осенью уже близка.

Удивительно живые картины встают перед глазами читателя: кружатся, поднятые предгрозовым вихрем листья и “прах”, резкие порывы ветра меняют солнечную летнюю погоду в одно мгновение, как в волшебной сказке. Перед величием стихии “дрожит” дубрава, перекликаются птицы, гнутся верхушки огромных деревьев. В мятеже природы лирический герой видит удивительную красоту, свою особенную мелодию, душу, таинственную и мудрую.

Стихотворение состоит из двух строф. Синтаксически оно делится на 3 предложения. Первая строка стихотворения – отдельная синтаксическая единица. Затем идет достаточно распространённое восклицательное предложение о наступающей грозе. Следующая строфа также равна предложению, которое заканчивается многоточием, остаётся семантически незаконченным. Это пауза перед главным действом. Остаётся несколько мгновений до “выхода на сцену” главной героини – грозы. Лирическое произведение очень динамичное и цельное за счёт синтаксиса и внутреннего содержания.

Пейзажное стихотворение. Классический пример пейзажной лирики, написанной в лучших традициях романтической поэзии. Стихотворение написано ямбом с опоясывающей рифмовкой (в структурном плане оно поделено на четверостишия АВВА). Мужской тип рифмы чередуется с женским, она богата и насыщена. Звукопись в произведении играет важную роль – передаёт всю гамму раскатов и порывов ветра в момент приближающейся грозы. В первой строфе автор играет со звуками “р” и “ж” (“вдруг на дубраву набежит, и вся дубрава задрожит”), заканчивая шелестом ветра – “широколиственно и шумно”.

У Тютчева встречается много эпитетов, он щедр на краски и словесную живопись: “прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”. Возвышенная лексика делает тютчевский стих торжественным и радостным.

Метафора “лесные исполины” делает образ деревьев сказочно-волшебным, ярким и величественным. “Незримая пята” надвигающейся бури клонит огромные деревья к земле, предвещая грандиозное действо.

Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!..

Пейзажная лирика поэта Федора Тютчева по праву занимает достойное место в русской литературе 19 века. И это неудивительно, так как автор многочисленных стихов о красоте природы сумел органично соединить в своих произведениях традиции российской и европейской литературы.

Стихи Федора Тютчева выдержаны в духе классических од, как по стилю, так и по содержанию, однако имеют куда более скромные размеры. Вместе с тем, в них присутствует европейский романтизм, что связано с увлечением Тютчева творчеством таких поэтов, как Генрих Гейне и Уильям Блейк.

Литературное наследие Федора Тютчева невелико и насчитывает порядка 400 произведений, так как всю свою жизнь автор посвятил дипломатической государственной службе, выкраивая для творчества редкие свободные часы. Тем не менее, великолепным образцом классического романтизма является его стихотворение «Осенний вечер», написанное в 1830 году.

В это время Федор Тютчев находился в Мюнхене, остро ощущая не только одиночество, но и тоску по родине. Поэтому обычный октябрьский вечер навеял на поэта не только грустные воспоминания, но и настроил на лирико-романтический лад, что, в свою очередь, подтолкнуто к написанию очень изящного, волнующего и наполненного глубоким философским смыслом стихотворения под название «Осенний вечер».

Казалось бы, сама по себе осень навевает ощущение тоски, которое подсознательно связано с угасанием жизни, завершением еще одного цикла, который делает человека старее. Примерно такие же чувства вызывает вечерний сумрак, который у символистов ассоциируется со старостью и мудростью. Однако во времена Тютчева в литературе не принято было изъясняться посредством символов, поэтому автор попытался найти в заведомо печальном сочетании осени и вечера позитивные моменты, с первых строчек стихотворения подчеркнув, что «светлость осенних вечеров» обладает особой, неизъяснимой прелестью.

Наблюдая за тем, как на «грустно-сиротеющую землю» опускаются осенние сумерки, поэт сумел уловить тот момент, когда последние лучи света, дотронулись до разноцветных крон деревьев, вспыхнув в яркой листве. И это восхитительное по красоте явление Федор Тютчев сравнил с «кроткой улыбкой увяданья» природы. И – тут же провел параллель с людьми, отметив, что у разумных существ подобное состояние зовется «божественной стыдливостью страданья».

Примечательно то, что в стихотворении «Осенний вечер» поэт не разделяет такие понятия, как живая и неживая природа, справедливо считая, что все в этом мире взаимосвязано, и человек зачастую копирует в своих жестах и поступках то, что видит вокруг. Поэтому осень в творчестве Федора Тютчева ассоциируется с духовной зрелостью, когда человек осознает истинную цену красоты и сожалеет, что уже не может похвастаться свежестью лица и чистотой взгляда. И тем больше он восхищается совершенством природы, в которой все процессы цикличны и при этом имеют четкую последовательность.

Огромный механизм, запущенный неведомой силой, никогда не дает сбоев. Поэтому к легкой грусти, которая навеяна сбрасывающими свою листву деревьям, ранними вечерами и порывистым холодным ветром, примешивается чувство легкости и радости. Ведь на смену осени придет зима, а после окружающий мир вновь переменится до неузнаваемости и запестреет сочными весенними красками. А человек, пройдя очередной жизненный цикл, станет чуточку мудрее, научившись находить чувственное удовольствие в каждом прожитом мгновении и ценить любое время года все зависимости от капризов природы, собственных предпочтений и предрассудков.