Стих русская женщина коня на скаку остановит

Другие персонажи

Прокл – муж Дарьи, кормилец, умерший от сильного переохлаждения.

Родители Прокла – пожилые люди, у которых умер единственный сын, их надежда и опора.

Маша и Гриша – маленькие дети Дарьи и Прокла, ставшие круглыми сиротами.

А ещё у нас есть:

  • для самых крутых — Читать «Мороз, Красный Нос» полностью

Сжатый пересказ «Мороз, Красный нос»

«Мороз, Красный нос» Некрасов краткое содержание:

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промёрзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьёт саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки.

Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги.

Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздаётся сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдаётся наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершён, наступает время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везёт хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл.

Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретён, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у неё нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовёт его, с ним говорит…».

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днём. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь.

Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в своё царство, обещает приголубить и согреть…

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у неё бьётся ребёнок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша…

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.

Белка роняет на неё ком снега, а Дарья стынет «в своём заколдованном сне…».

Краткое содержание

Часть первая. Смерть крестьянина

Главы 1–5

Старые сани с гробом застряли в сугробе, и старуха пытается их высвободить. Она везет их домой, в бедную крестьянскую избу, где лежит покойник Прокл – глава семейства. Его маленькие, несмышленые дети шумят, а жена Дарья, тихонько рыдая, сшивает «на саван куски полотна».

Судьба простой русской женщины незавидна: обвенчаться с рабом, «быть матерью сына раба» и до самой смерти быть покорной рабу. С течением времени все меняется, и лишь «суровую долю крестьянки» никто не в силах изменить.

А между тем «в русских селеньях» есть немало прекрасных женщин – красивых, трудолюбивых, жалостливых, терпеливых, способных с большим достоинством переносить все тяготы судьбы.

Главы 6–10

За четыре версты от села находится церковь. Рядом с ней отец Прокла выбирает место для могилы: «чтоб крест было видно с дороги, чтоб солнце играло кругом». Старику тяжело копать мерзлую землю, но он не останавливается. Завершив работу, он в печали возвращается домой.

По дороге старик догоняет свою жену, которая на санях везла гроб сыну. Внезапно перед супругами появляется «старинный знакомец Пахом» – блаженный, который успокаивает стариков тем, что Прокл уже отмучился в этой жизни.

Вернувшись домой, старики отправляют внуков – Машу и Гришу – к соседям, и принимаются готовить усопшего сына в последний путь. На родительские «рыданья и стоны» собираются соседи, чтобы в последний раз проститься с Проклом. «Всю ноченьку, стоя у свечки», дьячок читает молитвы над телом покойного.

Главы 10–15

Следующим утром «без лишних речей, без рыданий покойника вынес народ». В запряженных санях стоит верный Савраска, которого Прокл купил еще жеребенком. Вместе с хозяином конь тяжело трудился и зимой, и летом, и теперь ему предстоит послужить Проклу в последний раз.

Именно Савраска стал невольным свидетелем того, как хозяин, полдня простоявший в сугробе, а затем трое суток шагавший за подводой, сильно заболел. Прокл «на срок торопился до места доставить товар», когда же вернулся домой, сразу слег. Ни горячая баня, ни ледяная прорубь, ни настойки ворожей не смогли вернуть ему здоровья. Дарья отправилась «в монастырь отдаленной» за исцеляющей иконой, но к ее возвращению Прокл умер.

Небольшая похоронная процессия отправляется в путь. Соседям жаль Дарью и маленьких сироток, которых после смерти кормильца ждут «черные дни». Вернувшись после похорон, Дарья хотела было приласкать детей, но изба не топлена, и несчастная женщина отправляется «в лес, по дрова».

Часть вторая. Мороз, Красный Нос

Главы 16–24

В лесу тихо и уныло, ослепительно сверкает снег, все навевает «мертвый, могильный покой». Дарья дает волю своему горю и принимается рыдать: здесь никто ее не услышит. Наплакавшись, молодая вдова начинает рубить и колоть дрова. Она не перестает думать об умершем муже, с которым мысленно ведет диалог.

Женщина понимает, что теперь вся тяжелая работа, которую они делили пополам с Проклом, ляжет на ее плечи. Она переживает и за детей, оставшихся без главного защитника.

Главы 25–28

Дарья вспоминает, как ночью одна отправилась в монастырь, чтобы принести к умирающему мужу чудотворную икону. Ей пришлось отдать все скромные сбережения, которые «по копейке, по грошику медному» они собирали с Проклом, но икона не исцелила мужа. Дарье было горько, ведь Богородица помогла многим людям, и только ее семью обошла своей милостью.

Главы 29–36

Дарья нагружает полный воз дровами и собирается уже в обратный путь, но вновь погружается в печальные думы. Тем временем «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои». Заметив Дарью, он принимается петь удалую, хвастливую песню о своем могуществе и несметных богатствах.

Мороз трижды спрашивает молодую женщину, теплой ли ей. Дважды она отвечает, что тепло, хотя с каждым разом мороз все больше крепчает, а она «сама холодеет, дрожит».

На третий раз «седой чародей» оборачивается Проклом и принимается целовать Дарью «в уста ее, в очи и в плечи». Женщине становится удивительно легко и хорошо, блаженная улыбка играет на ее лице. Она уже холодеет, но ей снится жаркое лето, счастливые родители, муж, дети. У Дарьи под сердцем бьется дитя, и жизнь обещает быть долгой и радостной.

У вдовы исчезают с лица «последние признаки муки». Белка осыпает ее сверху снегом, но Дарья никак не реагирует – она потихоньку застывает «в своем заколдованном сне»…

О чем «Мороз, Красный нос» Некрасова?

Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» краткое содержание для читательского дневника:

В избе крестьянина страшное горе. Каждый член семьи занят своим делом. Им предстоит похоронить хозяина дома. Его мать поехала за гробом для сына, отец должен в эту морозную погоду выдолбить в замерзшей земле могилу, а молодая вдова сидит и шьет саван для своего любимого покойного мужа. Какая тяжелая судьба предназначена русской крестьянке. Она должна выйти замуж за раба, родить сына раба, и всю свою жизнь поклоняться своему мужу рабу.

Несмотря на все страдания и тяжести жизни, в русских деревнях живут очень сильные женщины. Они не побоятся войти в горящую избу, сумеют коня на скаку остановить. Нет ничего не возможного для них. Русской женщине не страшна никакая работа. Она, наоборот, стремится постоянно работать, трудиться и обеспечивать свою семью. Она не жалеет убогого нищего, ведь любой может своим трудом обеспечить себя и свою семью.

Дарья была типичной русской женщиной. Она имела все эти качества, пока не потеряла любимого мужа и кормильца семьи. Она то и дело погружается в раздумья как будет жить семья дальше. С таким тяжким трудом ей одной никак не справиться. Ее дети стали сиротками. Теперь некому будет их беречь и воспитывать. Сына ждет рекрутчина. Некому будет постоять за него.

Дарья не произнесла ни звука, не показала своего горя. Только глубоко в лесу, куда она шла за дровами, из ее груди вырвался ужасающий вой. В нем была сконцентрирована вся боль и весь ужас бедной женщины. Ей послышался чей-то нежный голос. Голос звал к себе, обещая согреть и приласкать ее. Ей показалось, что она видит Прокла, Машу и Гришу.

Сон был так сладок, так приятен после долгого утомительного горя. Дарья погрузилась в сон, в сладостное забвение, которое помогало забыть обо всем плохом. Она сладка спала, вспоминая свою счастливую семью. Бедняга так и осталась стыть в глубине леса.

Это интересно: Стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» написано по личным впечатлениям поэта в 1858 году. Краткое содержание «Размышления у парадного подъезда» для читательского дневника с цитатами позволит ознакомиться с главными героями и сюжетом произведения.

Часть 2. Дарья

Оказавшись одна на просторе, среди леса и блестящих алмазами равнин, Дарья уже не может сдерживать чувств. Свидетелями «великого горя вдовицы» стали лес, солнце, птицы… Нарыдавшись вволю, начинает она рубить дрова. А слезы все катятся из глаз, подобно жемчужинам, и все мысли о муже. А еще о том, что теперь ожидает молодую вдову и ее детей. Теперь нужно самой везде поспевать: и в поле, и по хозяйству. Станут подрастать Маша с Гришей, но некому будет их защитить.

Вспоминается Дарье и недавно приснившийся сон. Заснула она в поле, и показалось, что колосья, как воинская рать, обступают ее со всех сторон. Стала звать на помощь. Все прибежали, кроме милого дружка. Принялась она за работу, а зерна все сыпятся — не управиться одной. Пророческим оказался сон: «жать теперь буду одна». Ждут ее долгие и одинокие зимние ноченьки. Наткет она полотна на свадьбу сыну, но вот уже ждут Гришу рекруты — староста на руку нечист, а вступиться некому. Так за горькими мыслями нарубила дров, что не увезешь.

Но не торопится домой героиня произведения «Мороз, Красный нос».

Прощание с Проклом

Все приготовления закончены: могила вырыта, гроб привезен, саван готов. «Медлительно, важно, сурово» стали Прокла обряжать. Вся жизнь его прошла в работе. Теперь, неподвижный и суровый, лежит он со свечой в голове. Автор отмечает большие, натруженные руки и лицо — «красивое, чуждое муки».

И только когда обрядили умершего, «родные по Прокле завыли». В их плаче и боль от потери любимого человека, и хвала кормильцу, и оплакивание горькой сиротской доли детей, оставшейся вдовой жены, старых родителей…

А утром верный конь Савраска повез хозяина в последний путь. Он долгие годы служил Проклу: летом — в поле, зимой — в извозе. Торопясь в последний свой поход вовремя доставить товар, крестьянин простудился. Вернулся домой — «в теле пожар». Его лечили всеми известными народными способами. Наконец, жена отправилась в дальний монастырь за чудотворной иконой. Но опоздала. Когда воротилась, Прокл, увидев ее, простонал и помер…

Вернулись с кладбища, и Дарья, желая детей обогреть, увидела, что ни полена не осталось. Горька доля вдовы! Оставив сына и дочь у соседки, отправилась она в лес.

Лингвистический анализ[править | править код]

Авторы Х. Г. Хаутиева и М. М. Хуциева пишут, что произведениях Некрасова представлена та самая женщина, которая «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», «И голод, и холод выносит, всегда терпелива, ровна», «Красавица, миру на диво. Румяна, стройна, высока. Во всякой одежде красива. Ко всякой работе ловка». «Некрасовская женщина» – это захватывающий образ героической славянки: «Есть женщины в русских селеньях. С спокойною важностью лиц». Это женщина, которая работает без помощи мужчины, не покладая рук. Она сильная, выносливая, волевая, при этом статная и красивая женщина, воплощающая в себе лучшие черты русского характера. Для таких женщин в приоритете семья и ее благополучие. Она много и тяжело работает и выносит вес тяготы жизни ради семьи. «Некрасовская женщина» выносит с достоинством все испытания не жалуется на свою жизнь[2]:79-80.

Литературовед и биограф Некрасова Николай Скатов написал, что в 1863 году Николай Некрасов написал эпическую поэму «Мороз, Красный нос», в центре которой находится русская крестьянка Дарья — «красивая и мощная славянка», «женщина русской земли…». Автор отмечает, что «не просто житейский рассказ, при всей дотошности такой житейской правды, ведёт поэт, а живописует национальный тип…»[3].

Литературные аналогии[править | править код]

Российский филолог, поэт и переводчик Роман Шмараков, специализирующийся на античной литературе, в своей статье 2006 года в журнале «Вопросы литературы» указывает на любопытное текстуальное совпадение между строками Некрасова и строками из незаконченной античной поэмы «Ахиллеида» Стация (II,142 sq.)[4]: Ахилл на борту судна, направляющегося в Трою, рассказывает грекам о том, чему его как будущего героя учил кентавр Хирон:

оригинал подстрочник
ardentesque intrare casas peditemque volantis
sistere quadriiugos.
входить в горящие хижины и пешим останавливать
летящие четвёрки коней.

Шмараков, однако, считает это случайным совпадением, а не заимствованием. При этом хотя «Ахиллеида» на русский язык не переводилась, поэма существовала во французском переводе (например, у Пушкина в библиотеке она имелась в издании 1802 года). Тот же французский перевод вышел в 1820 и 1832 годах, а французский язык Некрасов знал[5].

См. также[править | править код]

  • Тургеневская девушка
  • Дева-воительница

Примечания[править | править код]