Стих рубцова в горнице и его анализ

Стих рубцова в горнице и его анализ

2 вариант

Русская поэзия богата на разных поэтов, среди всех не последнее место занимает Николай Рубцов.

Его творчество тесно переплетена с Русью, его родиной. Он рано познал горе, когда он был маленьким мальчиком, у него не остается родных, его отправляют в детский дом. Он стал круглым сиротой. Поэтому он остро чувствовал жизнь. В 6 лет он пишет своё первое стихотворение, когда он потерял маму.  

Оставшись без родителей, малыш отдал всю свою любовь Родине, больше не было никого он так любил бы как свою родную землю, он почитал её и относился как сын к матери.

Николай Рубцов никогда не следовал моде, ни на кого не равнялся, создает свои стихи. Он тесно связан со своей малой Родиной. Его лирика берет истоки на Вологодчине.

Его лирика часто вызывает печаль, потому что во многих произведениях затронута тема смерти. Но для поэта смерть это не конец пути, а начало нового этапа в истории страны. Лирика у поэта тихая, спокойная, не кричащая.

Основная тема лирики у Рубцова является тема прославления России, и её природы. Его поэзия призывает к жизнеутверждающему действию, она раскрывает в душах читателей гармонию с родной природой. Творчество этого поэта многогранно и индивидуально, его безумная любовь к Родине составляет смысл его жизни и проходит через всё его творчество, всю жизнь, он выплескивает на бумагу любовь и душевные переживание за будущее России .

Поэзия этого поэта очень тонкая, владеет сложной структурой, и он хорошо владеет всей палитрой русского языка. Главная черта его стихотворений – трагическое мироощущение. Трудное детство наложило серьёзный отпечаток на его творчество, которое соединило в себе всё традиции поэзии XIX – XX веков.

Трудная жизнь Рубцова оголила его душу и затронула самые тонкие струны сердца, поэтому поэт создает глубокие по смыслу стихотворения.

Многие произведения Рубцова положены на музыку, стали романсами и песнями, которые до сих пор на слуху.

Поэзия у Рубцова душевная, в ней отражается мощь русского народа и широта русской души. Своим стихотворением «Я умру в крещенские морозы» он предсказал свою смерть.

Его поэзия обладает сложной и в тоже время тонкой структурой языка. Во всех произведениях ощущается трагическое мироощущение. Его детдомовское прошлое нашло отражение во всех его стихотворениях, он противоречивый и негармоничный. В умах читателей она осталась правдивой, доброй, проникнутой внутренним светом.

Николай Рубцов по праву признан национальным поэтом. Его поэзия считается народной, все это стало благодаря времени.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирика Рубцова

Лирика Рубцова

«Я слышу печальные звуки»

Вспоминается недавний октябрь. С раннего утра и почти целый день лил дождь: утихал, снова усиливался... Принёс острую прохладу. Листва на деревьях обмякшая, растрёпанная, бесприютная... Осень пришла как будто невесело, чуждо, незванно.      

«Как будто» – да не так! Однажды, несколько лет назад, я ехал из Вологды в Тотьму – стояла такая же погода, и я был этим недоволен. Смотрел в окно, почитывал Рубцова, и вдруг: 

       И только я с поникшей головою,

       Как выраженье осени живое,

       Проникнутый тоской её и дружбой,

       По косогорам родины брожу...

Тоской и дружбой! Всё стало на свои места. Я понял, что «чуждость» и «неприветливость» такой осени – выдумка, обман чувств, что она на самом деле осень – моя, она мирно вплетается в мою жизнь, ждёт от меня понимания, ответной дружбы, и если грусти, то – просветлённой. То есть такая осень – тоже счастье.      

Да, психологи на все голоса внушают нам: «Мир – это твоё представление о нём»; но то, что выражается прямыми словами, не так воздействует, как художественный образ. Именно поэзия способна настроить на гармоническую волну.     

рубцов.jpg

Николай Рубцов – поэт в высшей степени гармоничный. «Я слышу печальные звуки, / Которых не слышит никто». Удивительное дело: взяв есенинскую ноту, он не превратился в эпигона всенародно любимого поэта; он нашёл свои ноты, свои «звуки» редкой чистоты тона. Причём без просторечных словечек и некоторых безграмотностей, свойственных  классику серебряного века.  

«Прекрасно пробуждение земли! / Как будто в реку – окунусь в природу… / И что я вижу: золото зари / Упало на серебряную воду» – это ещё ранний, «неокрепший» Рубцов, но уже многообещающий: чувство ритма, чувство мелодии, чувство света и цвета проявляют себя вдохновенно, энергично и естественно; строки не сочиняются – они рождаются сами, они поются, лишь успевай записывать. 

Это, конечно, метафора, но ведь действительно, совсем по-фетовски: «не знаю сам, что буду / Петь – но только песня зреет». Вот, я назвал ещё одно имя, несомненно оказавшее воздействие на творческую манеру Рубцова, добавлю ещё, пожалуй, Тютчева, Некрасова, Дмитрия Кедрина, но хватит; в случае с Рубцовым мало говорить о его литературных вдохновителях. 

«Я буду долго гнать велосипед»

Если обратить внимание на основные образы в его стихах (дом, родители, дорога, река, солнце, небо…), то сразу вспоминается народная поэзия, народная песня; острее чувствуешь вневременность его стихов, созданных будто бы самой природой. Не только «лучшие слова в лучшем порядке», но и какой-то особый способ существования слов, который не имеет ничего общего с «литературой», с книжностью, с «работой» мысли. Стихи мгновенно ложатся на слух и запоминаются сами. «Потонула во тьме / Отдалённая пристань…», «Звезда полей во мгле заледенелой…», «Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи…», «А между прочим, осень на дворе…», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Я уеду из этой деревни…» вплоть до пророческой строки «Я умру в крещенские морозы» – всё знакомо, всё памятно, всё вошло в состав атмосферы. Помню, я, едва познакомившись со стихами Рубцова, задумался: чем объяснить, что такие простые слова вызывают столь щемящую грусть:

       Когда в окно осенний ветер свищет

       И вносит в жизнь смятенье и тоску, –

       Не усидеть мне в собственном жилище,

       Где в час такой меня никто не ищет, –

       Я уплыву за Вологду-реку!

       Перевезёт меня дощатый катер

       С таким родным на мачте огоньком!

       Перевезёт меня к блондинке Кате,

       С которой я, пожалуй, что некстати,

       Так много лет – не больше чем знаком.

Это начало «Вечерних стихов». Поэт, как обычно, обходится без отвлечённой от основного стихотворения первой, «вступительной» строки и сразу говорит о главном;  явления не только названы: они слышны (шипящие звуки – пронизывающий свист ветра), они видны («дощатый катер» с «таким родным огоньком» на мачте, блондинка Катя) и они звучат как светлая, печальная мелодия. В этом сочетании – светлое и печальное, радостное и трагическое, единство звука, зрительных образов и эмоционального накала – приближение к разгадке чуда поэзии Рубцова. Кстати, есть известные случаи «музыкального прочтения» Рубцова – например, песни «Улетели листья с тополей», «В горнице моей светло», «Отцветёт да поспеет на болоте морошка», «Я долго буду гнать велосипед», – о создании последней даже есть то ли быль, то ли легенда.   

в емецке.jpg

Памятник Н. Рубцову в Емецке   

В 2005 году, осенью, я посетил посёлок Емецк Архангельской области. Литературный критик Александр Михайлов писал, что «Николая Рубцова тянуло в Емецк, как птицу к своему гнездовью»; приезжал сюда, хотел зайти в дом, где родился… Он цел и невредим, этот дом, – дощатый, двухэтажный, многооконный, с мансардой, крашенный в жёлтый цвет, – таких типовых домов, построенных в 30-е годы для нескольких семей, на Севере много. Стоит он у проезжей дороги, которая вот-вот и перемахнёт по мосту через реку Емца, уйдёт в пустые поля… Приехал однажды сюда Рубцов, хотел зайти, да десятилетняя девочка смело преградила путь на пороге: «Здесь такие Рубцовы не живут!» Ходила по Емецку и такая история: здесь, в 1962 году, босоногий велосипедист во фланелевой рубашке в клетку – это был Рубцов – смущаясь, вручил четырнадцатилетней девочке Гале, которая возвращалась с одинокой прогулки по заречью, букет из полевых цветов. А назавтра Галя по почте получила стихотворение:

Я буду долго

Гнать велосипед.

В глухих лугах его остановлю.

Нарву цветов.

И подарю букет

Той девушке, которую люблю. 

Птицы или снег?

В вологодском музее Николая Рубцова меня поразили варианты его известного стихотворения «В минуты музыки печальной» (меня такие вещи всегда поражают). Ведь другой бы счёл: и так сойдёт: рифма, размер соблюдены, мысль выражена… А вот для настоящих поэтов такое невозможно. Они могут написать и слабое стихотворение, но бьющих в глаза банальностей не будет ни за что. Лёгкость и естественность слога Рубцова – конечно, не только вдохновение, но и результат большой работы. 

памятник рубцову в тотьме.jpg

Памятник Рубцову в Тотьме

Там же, в музее, я списал эти варианты себе в тетрадку, сейчас вот перечёл… и вижу, что – нет, такие вещи нельзя обнародовать. Уж слишком слабые попытки были у поэта вначале. Одна строфа вроде и получилась, но… размазанная, искусственная. Только её и можно решиться сопоставить с окончательным вариантом – как пример необходимой неудовлетворённости собой…     

И думаю попутно: напрасно после смерти хороших поэтов печатают всё, оставшееся неопубликованным (как случилось, например, с Борисом Рыжим), – дурная им услуга…

       В минуты музыки печальной

       Я представляю жёлтый плёс,

       И голос женщины прощальный,

       И шум порывистых берёз,

       И первый снег под небом серым

       Среди погаснувших полей,

       И путь без солнца, путь без веры

       Гонимых снегом журавлей...

       Давно душа блуждать устала

       В былой любви, в былом хмелю,

       Давно понять пора настала,

       Что слишком призраки люблю.

       Но всё равно в жилищах зыбких –

       Попробуй их останови! –

       Перекликаясь, плачут скрипки

       О жёлтом плёсе, о любви.

       И всё равно под небом низким

       Я вижу явственно, до слёз,

       И жёлтый плес, и голос близкий,

       И шум порывистых берёз.

       Как будто вечен час прощальный,

       Как будто время ни при чём...

       В минуты музыки печальной

       Не говорите ни о чём.

Вариант второй строфы: 

       Я вижу птиц под небом серым,

       Воспринимающих с трудом

       Свой путь без солнца, путь без веры

       Над застывающим прудом.        

Остальные варианты лучше не знать.      

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Синий туман. Снеговое раздолье Есенина

    Душевность, простота, красочность отличают поэзию С.А.Есенина. Весь его творческий путь-осмысление души человеческой, русского характера. Особенно философские размышления о смысле жизни, предназначении человека и неотвратимости судьбы

  • Анализ стихотворений Барто

    Анализ произведений Барто

  • Анализ стихотворения На холмах Грузии Пушкина 9 класс сочинение

    1829 год, Александр Сергеевич Пушкин отправляется во второй раз на Кавказ, где пишет это замечательное стихотворение. Специалисты до наших дней ведут дискуссии:

  • Анализ стихотворения Тютчева Тени сизые смесились…

    Начать анализ знаменитого стихотворения «Тени сизые смесились…», автором которого является Тютчев Федор Иванович нужно начинать с того, как именно у поэта зародилась мысль создать данное стихотворение.

  • Анализ стихотворения Вознесенского Сага

«Привет, Россия» Николай Рубцов

Привет, Россия - родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое…

Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле - по сёлам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия - родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем.
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..