Стих рубальской я ничего у жизни не просила

История создания

Данное стихотворение написано Фетом в достаточно преклонном возрасте, в 1885 году (2 сентября). Существует два предположения насчет «адресата» данного стихотворения. Возможно, Афанасий Афанасьевич обращался к своей возлюбленной, музе, покинувшей свет в раннем возрасте, но не ушедшей из сердца поэта, к Марии Лазич. История их любви безмерно романтична и столь же безмерно трагична. После первой встречи на балу в 1848 году они были увлечены друг другом долгих… 2 года.

«Я…встретил существо, которое люблю — и, что еще, глубоко уважаю. Существо, которое, если б я со временем, то это существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною — как возможность возможного для меня счастья и примирения с гадкою действительностью. Но у ней ничего и у меня ничего…» (из письма А. А. Фета к И. П. Борисову)

Мария была бесприданницей…Фет не мог достойно обеспечить любимую и себя, поэтому решил, что будет нечестным продолжать отношения с девушкой. Но Мария просила не прерывать их «чистой» связи, убеждая, что ей ничего от Фета не нужно. 

В 1850 году Мария погибла… Некоторые считают, что её смерть – это самоубийство! Но сложно принять тот факт, что юная красавица решила покончить жизнь именно таким образом, опрокинув на себя лампадку, огонь которой моментально охватил подол её платье, стал подниматься все выше и выше, перепрыгнув на локоны девушки, охватив её лицо…

Самостоятельно «задавленная» любовь в душе поэта, его вынужденное отчуждение от Марии, внезапная гибель возлюбленной спровоцировали хроническое чувство вины у автора, которое послужило толчком к созданию очень многих лирических произведений. 

Также существует предположение, что стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» обращено к жене Фета, Марии Петровне Боткиной, на которой Афанасий Афанасьевич женился в 1857 году. Многие источники сообщают, что супругу поэт не любил, но глубоко уважал. Рискну предположить, что это было не так! В Марии Петровне он нашел всё, что искал. Спокойная, хозяйственная, рассудительная и…состоятельная. Дело в том, что поэт считал невозможным существование счастливого брака без должного достатка, именно поэтому он не сделал предложение Марии Лазич.

Мария Боткина «подошла» поэту по всем параметрам! Его сердце было изранено, но она сумела его излечить. 

«Добрая Мария Петровна!.. я хочу отогреть Вас ото всего, что могло сжать холодом Ваше сердце, а не стоять перед Вами немой укоризной… Посмотрите попристальней в Ваше сердце и спросите его, может ли оно навсегда и во всём безотчетно доверится человеку, который идёт к Вам навстречу с полной верой и любовью?.. Станет ли у Вас настолько силы и веры, чтобы сказать себе: этот человек хочет сделать меня настолько счастливой, насколько я могу только быть?..» (из письма А. А. Фета своей невесте, М. П. Боткиной)

Они прожили вместе долгие и счастливые 35 лет.

Разбираемое стихотворение написано в период, когда Фета с новой силой одолело чувство вины за гибель Марии Лазич, поэтому некоторые считают, что оно обращено именно к ней. Но стихотворные строки о «ночных цветах» убеждают нас в другом, что произведение адресовано Марии Боткиной и только ей! Ведь она является «сестрой цветов», «подругой розы»! Так её назвал Афанасий Фет в стихотворении «Цветы», посвященном ей же.

«…скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив,… жизненные тяготы и заставили нас в течении пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лёд, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии…» (А. А. Фет)

Жанр, направление, размер

«Я тебе ничего не скажу…» можно отнести к жанру интимной лирики, так как оно является сгустком сокровенных чувств поэта, оно не совсем последовательное, а, по большей части, абстрактное, но в то же время ясное, понятное каждому читателю. 

Данное стихотворение – это послание. Обращение, которое адресат никогда не услышит, так как этот монолог звучит в душе автора. Как и сам поэт, стихотворение не принадлежит какому-то одному конкретному направлению. Выражение сильных чувств, проведенная параллель между этими чувствами и природой – всё это краски романтизма. Также в данном стихотворении заметны черты импрессионизма – направления, которое не смогло укорениться в России, но оказало большое влияние на взгляды многих литературных деятелей. «Видеть, чувствовать, выражать — в этом всё искусство» — так сформулировали основные черты данного направления братья Жюль и Эдмон Гонкур.

Отображение мимолетных, не всегда объяснимых чувств, впечатлений, заострение внимания ни на чем-то конкретном, а на «послевкусии», «полутонах», «атмосфере» — вот отличительные черты импрессионизма, которые можно разглядеть во многих произведениях Афанасия Афанасьевича, в том числе и в «Я тебе ничего не скажу…».

Размер стихотворения – трехстопный анапест. Рифмовка перекрестная, а рифма мужская. 

Композиция

Композиция стихотворения «Я тебе ничего не скажу…» зеркальная, то есть две последние строки отражают две первые, чем создают эффект замкнутости, «секретности».

  1. 1 строфа – поэт даёт понять читателю об имеющихся у него скрытых чувствах, которые он лелеет, бережет и не даёт им вырваться наружу.
  2. Во 2-й строфе поэт прибегает к излюбленному методу более точной передачи чувств, а именно к методу проведения параллели между душевными «происшествиями» и природой, её жизнью, такой естественной, такой «чистой» и прекрасной.
  3. 3 четверостишие замыкает кольцо, завершает течение авторского монолога. Из этой части читатель узнаёт о «физических переживаниях» поэта. Он «дрожит», то есть волнуется, переживает, но всё же «…я тебя не встревожу ничуть, я тебе ничего не скажу…».

Образы и символы

По большинству биографических работ об А. А. Фете можно сказать, что поэт и его лирический герой – это две абсолютно непохожие, противоположные личности. Вся деловитость, целеустремленность и некая «приземленность» Фета трансформируются в нежность, тоску и романтизм его лирического героя. 

Возможно, поэзия, лирический герой Афанасия Афанасьевича – это и есть истинное лицо поэта, вынужденного стать волевым, пробивным, но не утерявшим трепетность и «зоркость» души.

Основными образами стихотворения можно считать адресата произведения и ночь, о которой не говорится прямым текстом, но ярко подразумевается. Вообще у А. А. Фета к ночи особое отношение. Ночь для поэта — «мягкое» время суток, подходящее для душеизливаний, ночь – хранительница секретов и тайн, ночь объединяет мир реальный и мир грез. 

Автор упоминает в произведении цветы. Цветок – это символ радости и веселья, символ красоты и женственности. У поэта «сердце цветет»! Это значит, что сердце лирического героя начинает радоваться с наступлением ночи.

«Ночные цветы» можно перевести как приятные чувства, о которых герою днём некогда вспоминать, или чувства, которые он сам не выпускает, не даёт им волю, подавляет их. 

Ночь, как «тонкий психолог», докапывается до самых чувственных струнок души, доставая всё самое сокровенное на поверхность. И этих моментов лирический герой ждёт, он им радуется, эти моменты дороги ему.

В последней строфе говорится о «больной, усталой груди», в которую «веет влагой ночной», но даже такие столь неприятные ощущения в данном произведении имеют «приятный привкус».

Об адресате произведения можно сказать лишь то, что поэт относится к ней трепетно, бережно, она дорога ему, что доказывают строки, повторяющиеся в стихотворении дважды:

«Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть…»

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Я тебе ничего не скажу…» — любовь! Эта тема одна из главенствующих в творчестве поэта. Особенностью фетовских произведений является то, что они наполнены ощущениями, в них переплетены ассоциативные образы с реальными, в них природа является инструментом, с помощью которого можно «объяснить» человеческие эмоции, переживания. «Я тебе ничего не скажу…» является ярким примером данных переплетений. 

Проблематика стихотворения «Я тебе ничего не скажу…» заключена в простом факте: у каждого человека есть такие переживания, душевные волнения, тревоги, которыми он не хочет делиться с близкими людьми, дабы не потревожить их, не нарушить их покой. 

Настроение стихотворения «Я тебе ничего не скажу…» довольно приятное и «понятное».

Хотя оно и относится к любовной лирике, но чисто-романтического окраса не имеет. Оно более жизненное, реальное, настоящее. «Самопожертвование» — это слово может в какой-то мере правильно охарактеризовать данное стихотворение.

Основная идея

Смысл произведения «Я тебе ничего не скажу…» перекликается с его проблематикой. Данным стихотворением А. А. Фет хотел рассказать о любви трепетной, нежной, благодарной, о такой любви, которая бережёт возлюбленного от лишних душевных тревог.

Главная мысль стихотворения «Я тебе ничего не скажу…» заключается в том, что в любви должно быть место жертве. Мы должны беречь любимого человека и скрывать тревоги, чтобы сделать погоду в доме безмятежной.