Стих рождественского маленький человек читает роберт рождественский

История создания

В период «оттепели» в Советском Союзе в истории поэзии начался новый этап. Многие поэты активизировались, стали издавать больше сборников. Начало 60-х годов считается рассветом советской поэзии. Поэтические вечера в Политехническом музее собирали огромные залы. Поэтов, которые читали свои произведения со сцены, называли «эстрадниками». К «эстрадникам» можно отнести А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулину, Р. И. Рождественского. Некоторые поэты стали тесно взаимодействовать с композиторами. Роберт Иванович тоже начал сотрудничать с ними.

В начале 70-х годов на советские телеэкраны вышел фильм «Семнадцать мгновений весны», который покорил зрителя не только сюжетом, актерской игрой, живостью кадра, но и удивительными песнями, звучащими на протяжении всей ленты.

Создавая кинематографическую картину, режиссёр Т. М. Лиознова обратилась к Роберту Ивановичу с просьбой написать душевную песню, которая передавала бы всю гамму сложнейших чувств главного героя, которая стала бы неким отражением фильма, его музыкальной характеристикой, усиливающей душевные переживания у зрителя. И так вышло, что, незадолго до поступившей просьбы, поэт написал стихотворение, которое ещё не видело свет, которое удивительным образом очень точно соответствовало требованиям создателя фильма. Этим «подходящим» стихотворением было стихотворение «Мгновения»! Также для фильма была написана «Песня о далёкой Родине», которая, как и «Мгновения», покорила сердца зрителей. Эти два произведения любимы и цитируемы по сей день, их поют и перепивают, читают и перечитывают.

«Я никогда не находился НАД временем. Потому что не Бог. А вот во времени был. Во всяком случае, мне казалось. Однако сейчас понимаю, что всю свою жизнь, целую жизнь все мы (или почти все) существовали ПОД временем. Под его тяжестью, под его страхом. Под его категорическими лозунгами и огромными портретами его вождей и героев. Но это были наши лозунги. Наши вожди и герои…»

Жанр, направление, размер

Стихотворение Роберта Рождественского «Мгновения», безусловно, наполнено философским смыслом, поэтому его смело можно отнести к философской лирике, особенностью которой являются размышления о смысле жизни, о человеческих ценностях. Гражданская лирика, к которой нередко причисляют «Мгновения», более «обобщённая», то есть «неличная», а эти понятия далеки от смыслового «стержня» разбираемого стихотворения. 

Касаясь всего творчества автора, можно заметить, что Роберт Иванович писал во многих жанрах. По словам А. В. Малыгина, творчество Рождественского можно охарактеризовать словом «пёстрое». Эта характеристика употреблена только в крайне положительном смысле.

Роберт Рождественский – поэт-шестидесятник. Литературе данной эпохи свойственна непосредственность, но в то же время яркость. Также в это время хорошо развивается эстрадное творчество, что не могло не повлиять и на творчество многих поэтов, в том числе и на творчество Роберта Ивановича. 

Размер стихотворения «Мгновения» – пеон Ⅱ, который также можно назвать трёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка стихотворения перекрёстная с неточными мужскими и дактилическими рифмами. 

Композиция

Стихотворение «Мгновения» написано монолитно, без разделения на строфы, лесенкой. Подобная структура очень часто использовалась футуристами, дабы обратить внимание читателя на важные детали, но, в отличие от Роберта Рождественского, у футуристов нестандартные построения, «сдвиги», несли практически основную «нагрузку» стихотворения, а Роберт Рождественский таким способом подчеркнул ритмичность слога, интонационные нюансы, не уменьшив при этом значимости самой идеи, не уменьшив «веса» слова.

31 строка «Мгновения» имеет кольцевую композицию, которая акцентирует внимание на главном.

Стихотворение можно разделить на 5 небольших смысловых частей.

Первая и последняя части одинаковые. 

«Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,-
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.»

Начав и закончив стихотворение данными строками, поэт будто подчеркивает основное в произведении. В данных строках заключена идея произведения.

2 часть – 8-11 строки. В данном отрывке поэт рассуждает о непохожести каждого отдельного мгновения, об их самобытности. 

3 часть – 12-15 строки, которые рассказывают о «сумме мгновений», о их неразделенности.

«И я не понимаю иногда,
где первое мгновенье, где последнее.»

4 часть – 16 – 24 строки. В этой части поэт пишет о том, что мгновения – это так просто, так естественно и неуловимо, как капли дождя, пишет о ненужных ожиданиях каких-то определённых мгновений, которые, по сути, сливаются в одно — большое и мощное.

Образы и символы

«Роберт Рождественский — это наше здравомыслие, наше душевное равновесие, наше душевное здоровье, это наша природная цельность, наше первое самоопределение в близком мире.» (Лев Анненский)

Лирическим героем можно считать одну из многочисленных граней автора какого-либо произведения. То же самое касается и лирики Роберта Рождественского. 

Лирический герой «Мгновения» — это одна из граней поэта Рождественского, который задумывается о жизни, о человеческих ценностях, который анализирует себя «в жизни», анализирует окружающих его людей и, в конечном счете, пишет данное стихотворение, которое является «сутью жизни». 

Основным образом стихотворения является мгновение. Поэт сравнивает его и с пулями, и с дождём.

«…свистят они,
как пули у виска…»

Сравнение с пулей неслучайное! Пуля имеет большую скорость и поражающую способность. Мгновения, мимолетные события также быстры, также, порой, сокрушительны, они также меняют жизнь, толкают на переоценку ценностей, они также малы и также сильны.

«Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная.»

Сравнение мгновений с дождём также интересно. Во-первых, это очень образно, наглядно, так как полотно дождя соткано из маленьких капель, которые сопоставимы с мгновениями, из которых плетётся жизнь. Во-вторых, дождь имеет несколько, противоположных по характеру, значений, как и мгновения, которые могут быть окрашены как в светлые тона, так и в цвета более темные. Дождь – символ блаженства, очищения и преображения, а также иногда дождь ассоциируется с печалью. Но в целом, обобщенно, дождь, как символ, положителен. Тоже самое можно сказать и о мгновениях. Они бывают радостными и вдохновляющими, а бывают абсолютно противоположными. Но оглядываясь назад, на пройденные мгновения, человек видит свою жизнь только в светлых красках, переоценивая некоторые события, всматриваясь в самую их суть.

«Не думай о секундах свысока.» 

Данная строка, которая повторяется в произведении дважды, является образным определением мгновения. В ней заключен очень простой смысл: бережно относиться ко времени, отведенному именно тебе.

Поговорку «копейка рубль бережёт» можно модифицировать во фразу «секунда сутки бережёт» или «мгновенье вечность бережёт». Смысл у всех этих ёмких изречений один: не пренебрегай малым, дабы получить многое. 

Мне кажется неслучайным многократное повторение слова «мгновение» в произведении:

«Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,-
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.»

Да, данная структура очень «музыкальна», добавляет напевности стихотворению, но, помимо этого, она (структура) ещё и объемна, то есть «физически» показывает, как «крохотные мгновения» складываются в большое, значимое и заметное.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Мгновения» — мера жизнь, которую люди именуют временем. Многие поэты в своём творчестве размышляют на тему смысла жизни, о её ценности. А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин и другие величайшие поэты затрагивали эту тему. Жизнь соткана, «спрессована» из мгновений. Жизнь – это огромная ценность, это дар, соответственно мгновение – это тоже дар, который требует внимания, требует признательности. 

Роберт Иванович поднял в стихотворение вполне осознанную каждым, но, к сожалению, «неисправную» проблему миллионов, проблему недооцененности сегодняшнего дня, проблему «проживания жизни» не в настоящем, а в будущем или же в прошлом, проблему забытия настоящего. Эти проблемы актуальны в любые времена! 

«Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное…»

Данные строки выражают надежду поэта на сознательность человека, на его внезапное понимание ценности жизни, и того малого, из чего она слагается: «мгновения, мгновения, мгновения».

Настроение стихотворения «Мгновения» задумчивое, поучительное.

Основная идея

«Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.»

Эти строки являются краеугольным камнем стихотворения, в них сконцентрирована вся главная мысль произведения «Мгновения».

Спрессовать – это значит превратить что-то отдельное, мелкое и незаметное в одно целое, большое и значимое. Поэт хотел обратить внимание читателей именно на это! 

«Мгновения» — это стихотворение-призыв. Порой, мы очень неблагодарно относимся к отведенному каждому из нас времени, тратя его на обиды, грусть и другие «недостойные вещи». Нужно ценить «наши секунды», ведь из них складывается вся жизнь. Таков смысл стихотворения «Мгновения».