Стих рождественского на земле безжалостно маленькой анализ

Стих рождественского на земле безжалостно маленькой анализ

История создания

Произведение «Сага» было написано в 1977 году. Сразу же оно было переложено на музыку О. Б. Фельцманом. Песня вышла под названием «Разлука». Текст её был немного изменён и урезан. 

Но «известность» к произведению пришла в 1981 году, когда оно стало «Романсом морских офицеров» в рок-опере «Юнона и Авось». Текст стихотворения в опере также звучит не полностью. К слову, «Юнона и Авось» до сих пор является актуальным, востребованным спектаклем Ленкома. 

Сам Андрей Вознесенский говорил, что стихотворение пришло ему во сне. Также существует версия, что произведение написано поэтом после разлуки с возлюбленной, актрисой Татьяной Лавровой. Во время их романа у каждого из них были законные супруги, но этот факт не остановил никого из них. Расставание их было также взаимным, так как сильное чувство, одолевшее их, стало со временем мучить.

Жанр, направление, размер

Жанровая принадлежность произведения «Сага» – романс. 

Романс – это лирическое стихотворение, которое описывает довольно простые события, но эти события пробуждают глубокие чувства в душе читателя, пробуждают его фантазию. Данная формулировка характерна для произведений испанской литературы, тогда как «французский» термин подразумевает произведение только лишь любовной направленности. В России романсом называют произведение любовного содержания, переложенное на музыку. Все расшифровки данного жанра подходят к «Саге» Вознесенского. 

Нельзя не заметить, что название произведения тоже является литературным жанром. Сага – это повествование событий достаточно большого отрезка времени, с точной хронологией происшествий, с большим количеством героев, с подробным описанием некоторых из них. Что немаловажно, сага – это прозаический жанр. 

Почему Андрей Андреевич назвал своё произведение именно так? Возможно, что автор обратил внимание на такие черты этого «заграничного» жанра, как правдивость. Обычно саги описывают события прошлых лет, в подлинности которых нет поводов сомневаться. Хотя известны такие саги, которые имеют фантастический оттенок.

«Мир предстает в стихах Вознесенского таким, каким он может представляться лишь при стремительном движении, — смазано мелькающим, хаотично смещенным. Он переполнен врубающимися в глаза и тут же исчезающими яркими цветовыми пятнами, на секунду выхваченными, как лучом прожектора, лицами». (Е. А. Евтушенко)

Андрей Вознесенский – поэт авангардист. Особенностью авангарда в литературе стал отказ от разделения литературы на «профессиональную» и «непрофессиональную», поэты стали использовать «простонародную» лексику в своих произведениях. Также характерно размывание граней между жанрами, между видами искусств.

Размер «Саги» — трёхстопный анапест. Рифмовка неточная, перекрёстная с женской рифмой. 

Композиция

Стихотворение «Сага» состоит из 7 строф. Вся композиция построена на повторении строк в каждом четверостишие – анафоре. Такая организация усиливает эмоциональный окрас произведения, обращая внимание читателя на основное и главное.

Каждая новая строфа – это отрывистые мысли лирического героя. Он прощается то с возлюбленной, то с Адмиралтейством и водами, затем его внимание вновь переключается на возлюбленную, на её глаза, а потом он «ныряет» совсем глубоко, обращаясь к теории поэта Хафиза (Гафиза), теории возрождения. 

Две последних строфы – это размышления о вечности! Лирический герой абстрагируется от происходящего, рассуждая о мелочности нынешних событий, проблем и горестей по отношению к бесконечности, по отношению к жизни в целом.

Также можно предположить, что лирический герой «вырывает» теплое чувство у себя из груди, там образуется пустота и холод, вследствие чего герой и его возлюбленная обезличиваются, становясь просто «двумя живыми».

Образы и символы

Лирического героя стихотворения «Сага» охарактеризовать конкретно, в данном случае, сложно. Это собирательный образ. Даже не собирательный, а общий, «распространенный». Поэт написал о каждом любящем человеке в момент вынужденного расставания, о его мучениях, об образовавшейся пустоте, а также о мужестве, проявляющимся в такие моменты.

Основным образом стихотворения «Сага» Андрея Вознесенского является возлюбленная лирического героя, с которой он ведёт невербальный диалог, иногда повторяя одни и те же отчаянные слова:

«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

Первая строфа, а точнее первые две строки являются описательными в отношении главного образа – возлюбленной. 

«Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь…»

Она смиренна, сильна духом, кротка.

Следующее четверостишие можно считать «переломным» в данном произведении, самым напряженным в эмоциональном плане. Оно рассказывает о лирическом герое, о его внезапном осознании своей обреченности, осознании своей любви к женщине. 

Поэт пишет «Заслонивши тебя от простуды…», то есть лирический герой обнимет возлюбленную, но автор не пишет об этом обычными словами, а перефразирует в более «возвышенное» действие, объясняющее желание лирического героя оградить любимую женщину от «холода» окружающего мира, от болезней и невзгод, сберечь её, защитить даже тогда, когда его не будет рядом.

Следующие строки – это прощание героя с «водами в мурашках запруды», с «Адмиралтейством и Биржой». Можно предположить, что автор пишет только о местах, ассоциирующихся у лирического героя с возлюбленной, с приятными моментами. Но также имеет место быть и другое предположение.

Держа в крепких объятьях любимую женщину, лирический герой обводит глазами окружающий пейзаж, обращая внимание на рябь воды в запруде. Поэт называет это «вода в мурашках», чем самым олицетворяет её, сравнивает с человеком, испытывающим сильные чувства, ведь именно во время эмоционального возбуждения появляются на теле мурашки. 

Вода – это неоднозначный символ. Вода – это символ женского начала, а также вода – это вечность. Перекладывая данную символику на разбираемое стихотворение, можно предположить, что поэт этими строками говорит о вечности люби, о её многогранности и постоянстве.

«Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни…»

Вишня – символ доброты, символ надежды, символ женской красоты. Сравнение глаз любимой женщины именно с этим плодом неслучайно, хотя,
возможно, что автор употребил данную метафору лишь из-за внешнего сходства глаз с вишней. В любом случае, данное сравнение очень красивое и глубокое.

«Возвращаться – плохая примета…»

Следующая строка написана автором будто в утешение, для поднятия настроения себе, возлюбленной, читателю, она написана в оправдание действий лирического героя.

«Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.»

Дальше поэт немного отчаянно, но в то же время смиренно пишет, что, даже если они возродятся, то всё равно им не суждено быть вместе, они расстанутся.

Последующие две строфы отдалены от происходящих событий, они абстрагированы. Автор пишет о будущем. Когда тяжело в настоящем пережить какое-то событие, смириться с чем-то, обычно думаешь о том, как ты будешь смотреть на данное событие потом, в будущем, через время…Становится немного легче. Быть может, поэт написал два последних четверостишия именно из этих соображений.

И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

Темы, проблемы, настроение

Тема разбираемого произведения – расставание. «Расставанье – маленькая смерть», как писал Илья Резник. Лирика поэта А. Вознесенского очень чувствительна. Л. А. Озеров заметил, что у Андрея Андреевича и Владимира Маяковского схож жизненный девиз, творческий принцип: «Я — где боль, везде…». Поэт чувствует боль! Боль народа, боль человека. Он чуток и неравнодушен к этому, он сочувствует и сопереживает. 

Тема расставания – это подтема любви, но если любовь – это описание чего-то «полного», чего-то прекрасного, пусть не всегда настоящего, но живого, то расставание – это описание разрывающей «пустоты», боли от безысходности, боли от сковывающей смиренности с нежеланным, но необходимым. 

Как справиться с этим? Естественно ли это чувство? Так ли необходима и безопасна эта рана? Эти актуальные вопросы связанны с проблематикой произведения.

Настроение «Саги» трагичное, но не безысходное. Боль и страдания лирического героя передаются читателю с каждым последующим прочтением все сильнее, но в то же время становится спокойнее на душе. Немного эгоистичное осознание того, что ты не одинок в своих мучениях облегчает страдание, или же осознание того, что твоя «рана» менее тяжела по сравнению с раной лирического героя, перебивает личностную боль, на первый план выходит чувство жалости к герою произведения.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – обратная сторона любви. Конечно, не всегда отношения заканчиваются расставанием, но бывает и так… Спокойствие, смирение, мужество героев поражают читателя, удивляют. Ни каждый может расстаться с необходимым и желанным так спокойно, достойно. 

Данное произведение, хоть и трагичное, но оно учит читателя послушанию, смирению, безропотности и даже надежде на лучшее. Смысл стихотворения «Сага» заключается в том, что далеко не всегда жизненные пути людей, полюбивших друг друга, сходятся. Далеко не всегда у романа счастливый финал. Иногда во имя любви нужно не сойтись, а разминуться. Это болезненно, но прекрасно, ведь чувства обогащают нашу жизнь впечатлениями и делают ее прекраснее.

Человеку надо мало

Человеку надо мало:

чтоб искал

и находил.

Чтоб имелись для начала

Друг — один

и враг — один…

Человеку надо мало:

чтоб тропинка вдаль вела.

Чтоб жила на свете

мама.

Сколько нужно ей — жила..

Человеку надо мало:

после грома — тишину.

Голубой клочок тумана.

Жизнь — одну.

И смерть — одну.

Утром свежую газету —

с Человечеством родство.

И всего одну планету:

Землю!

Только и всего.

И — межзвездную дорогу

да мечту о скоростях.

Это, в сущности,- немного.

Это, в общем-то,- пустяк.

Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то

ждал.

Добавлено

Гость

Гость в пн, 13/04/2020 – 11:06

Переводы “Человеку надо мало …”

Robert Rozhdestvensky: Топ 3

Music Tales

Read about music throughout history

Читайте также

Глава 28 ЧТО ЧЕЛОВЕКУ НАДО

Глава 28ЧТО ЧЕЛОВЕКУ НАДОМой дневничок пятьдесят седьмого года — одна печаль да сокрушения. До апреля пятьдесят девятого меня никуда не выпускали.Я продолжала писать то гневные, то жалостливые письма-прошения, но все они остались без ответа. Все. Все…Встречи с вождями —

Мало денег и никакой радости

Мало денег и никакой радостиВ Запорожье мы вернулись в ноябре 45-го. К началу учебы я опоздал и с благословения родителей продолжил накопление жизненного опыта. Зимой ездил на правый берег, покупал папиросы по четыре рубля за пачку, продавал на рубль дороже, двадцать

Мало денег и никакой радости

Мало денег и никакой радостиВ Запорожье мы вернулись в ноябре 45-го. К началу учебы я опоздал и с благословения родителей продолжил накопление жизненного опыта. Зимой ездил на правый берег, покупал папиросы по четыре рубля за пачку, продавал на рубль дороже, двадцать

«Как мало нужно впечатлений…»

«Как мало нужно впечатлений…»Как мало нужно впечатлений,Чтоб столько строчек написать…Моей неодолимой лениДремучие манят леса.Но я пойду прямой дорогой,Глядя в ночные облака,И мыслью пламенной и строгойОт жизни буду далека.И, собирая капли сока,Питающего

«Много ли человеку надо?!»

«Много ли человеку надо?!»1В 1902 году Максим Горький написал пьесу «На дне», в которой один из главных героев по фамилии Бубнов произносил такие слова: «Эх, братцы! Много ли человеку надо? Вот я выпил и рад!» Через 55 лет Галич позаимствует этот вопрос и сделает его заголовком

В ДУШУ ЧЕЛОВЕКУ НЕ ЗАЛЕЗЕШЬ

В ДУШУ ЧЕЛОВЕКУ НЕ ЗАЛЕЗЕШЬДомой ни Чередеева, ни Любимова не отпустили. Из аэропорта дежурная машина их домчала до Гоголевского бульвара, где тогда располагалось Главное разведывательное управление.С порога развели в разные кабинеты. Любимов попал под опеку

«БЛАГА НЕТ ЧЕЛОВЕКУ»

«БЛАГА НЕТ ЧЕЛОВЕКУ»Поистине непростая повесть об исходе находится посередине еврейской истории и мысли…Ю. ГуткиндИ Грановский, и Михоэлс, и остальные актеры понимали, что к Шекспиру театр еще не готов. Что делать? Кого играть? Снова Шолом-Алейхема? За семь лет сыграно

Человек — человеку

Человек — человекуВ Москве по улице Кирова шел вечером майор. Всматривался в подсвеченные номерные знаки на углах зданий. Дом № 14… Поднялся на третий этаж. Квартира № 36…Дверь открыла старушка. Боязливо отступила.— Вам кого?— Простите за беспокойство. Квартира

Духовные чада о старце Кирилле. «Человеку ничего не нужно, кроме милости Божией!»

Духовные чада о старце Кирилле. «Человеку ничего не нужно, кроме милости Божией!»Вспоминаются собственные батюшкины слова, сказанные им года два назад, когда он еще имел силы и желание хоть что-то говорить: «Человеку ведь ничего не нужно, кроме милости Божией!»Вот такая

НУЖНО ДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО НУЖНО

НУЖНО ДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО НУЖНОНепосредственная опасность, нависшая над Москвой осенью 1942 года, миновала. Страшный октябрь не повторялся. Героическими усилиями войск обороны Москвы и подоспевшими сибирскими дивизиями враг был отброшен от столицы. В город

Сколько человеку нужно

Сколько человеку нужноМы были бедны, но с идеями.Как-то в буфете он спросил, есть ли у меня мелкие купюры – крупную неохота разменивать. Запоминая зеленевшую в его кулаке трешку, я заплатил пятеркой.Вскоре я съездил в Ленинград – развеяться.– Много

I Предки Радости и страхи семейного уклада Радости и страхи гимназиста Первые пробы пера

IПредкиРадости и страхи семейного укладаРадости и страхи гимназистаПервые пробы пераНе было у Ивана Сергеевича Шмелева отца — выдающегося математика, матери — талантливой пианистки, не было среди его родни мистиков, философов, художников, действительных тайных

Глава I ЧТО ДОРОЖЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕКУ

Глава IЧТО ДОРОЖЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕКУУ СЕРЖАНТА РОДИЛСЯ СЫН— И когда я взяла его в руки, я увидела, что глаза у него открыты. О, это случается не часто! У малыша будет сильный характер! Поздравляю вас, дон Мариано, входите, уже можно…Стоявший на тротуаре дон Мариано

«АПЛОДИРУЙТЕ ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ!»

«АПЛОДИРУЙТЕ ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ!»Вечером 20 января 1890 года Марти спешил на открытие «Лиги» — общества взаимопомощи и просвещения кубинских рабочих негров в Нью-Йорке.Все его сердце принадлежало этому созданному его стараниями обществу. Среди энтузиастов «Лиги» он

«…Усваивать и то, что человеку не дается от рождения»

«…Усваивать и то, что человеку не дается от рождения»Однако чаще всего Энгельс использовал длинные вечера для самообразования и литературного творчества. Он писал многочисленные статьи не только для «Рейнской газеты», но и для других органов прогрессивной прессы,

Другие стихи Роберта Рождественского

»

Хиросима

Город прославился так:Вышелвоенный чудак,старец…

»

Человек

Пугали богами.А он говорил:«Враки!»Твердили:…

»

Я буквы выучил еще до школы…

Я буквы выучил еще до школы,и это было сладко и рисково…Но я любую книжную лавинубесстрашно сокращал наполовину….

»

Я верующим был…

Я верующим был.Почти с рожденьяя верил с удивленным наслажденьемв счастливый свет…

»

Я шагал по земле…

Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест.Я тащил на усталой спине свой единственный крест.Было холодно так, что во рту замерзали слова.И тогда я решил этот крест расколоть на дрова….

Голосование:

Суммарный балл:

Проголосовало пользователей:

Балл суточного голосования: 0

Проголосовало пользователей:

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Голосование:

Суммарный балл:

Проголосовало пользователей:

Балл суточного голосования: 0

Проголосовало пользователей:

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Роберт Рождественский — Я жизнь люблю безбожно читать бесплатно

Я жизнь люблю безбожно!
Хоть знаю наперёд,
что рано или поздно
настанет
мой черёд.
Я упаду на камни
и, уходя
во тьму,
усталыми руками
землю
обниму…
Хочу, чтоб не поверили,
узнав, друзья мой.
Хочу, чтоб на мгновение
охрипли
соловьи!
Чтобы впадая в ярость,
весна по свету шла…
Хочу, чтоб ты
смеялась!
И счастлива была.

Стихотворение дня » Аполлон Майков. «В городце в 1263 г.»

Ночь на дворе и мороз.Месяц – два радужных светлых венца вкруг него… По небу словно идет торжество;В келье ж игуменской зрелище скорби и слез…Тихо лампада пред образом Спаса горит;Тихо игумен пред ним на молитве стоит; Тихо бояре стоят по углам;Тих и недвижим лежит, головой к образам, Князь Александр, черной схимой покрыт…Страшного часа все ждут: нет надежды, уж нет!Слышится в келье порой лишь болящего бред. Тихо лампада пред образом Спаса горит… Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит…Сон ли проходит пред ним, иль видений таинственных цепь – Видит он: степь, беспредельная бурая степь… Войлок разостлан на выжженной солнцем земле. Видит: отец! смертный пот на челе, Весь изможден он, и бледен, и слаб… Шел из Орды он, как данник, как раб… В сердце, знать, сил не хватило обиду стерпеть… И простонал Александр: “Так и мне умереть…” Тихо лампада пред образом Спаса горит… Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит… Видит: шатер, дорогой, златотканый шатер… Трон золотой на пурпурный поставлен ковер… Хан восседает средь тысячи мурз и князей… Князь Михаил** перед ставкой стоит у дверей… Подняты копья над княжеской светлой главой……

Анализ стихотворения «Я жизнь люблю безбожно» Рождественского

В миниатюре «Я жизнь люблю безбожно» Роберта Ивановича Рождественского задействованы все основные темы классической философской лирики.

Стихотворение написано примерно в конце 1960-х годов. Его автору в ту пору под сорок лет, он находится в расцвете творческих сил, его поэзия отмечена наградами и читательским признанием. По жанру – элегия, рифмовка перекрестная, хотя прихотливое расположение текста несколько затрудняет ее определение. Деление на строфы отсутствует. Интонация ликующая. Первая строка звучит ультимативно. Выражение «безбожно» в данном контексте является частью фразеологического оборота, употребляется в переносном, а не прямом смысле, имеет значение «без оглядки, всем сердцем, несмотря ни на что». Уже во 2 строке – резкий минорный спад: знаю наперед. Фразеологизм «рано или поздно» подчеркивает тревожную ноту в размышлениях поэта о дне смерти. Он понимает, что эту тревогу с ним разделяет все человечество. «Мой черед»: мысль о смерти неслучайной, предназначенной именно ему. Вновь местоимение «я» развивает представляемую в воображении героя картину будущей кончины. «Упаду на камни»: что ж, в реальности все произошло немного иначе. Перед смертью поэт продолжительно болел. «Уходя во тьму»: возможны три трактовки. Темнота как момент перехода от жизни земной в жизнь загробную. Тьма как символ ожидающей его посмертной участи, наконец, уверенность, что за гробом ничего нет. Впрочем, есть и четвертый подтекст: поэт настолько любит эту жизнь, что все последующее перед ней меркнет. «Усталыми руками»: намек на то, что судьба его, впрочем, как и у каждого человека, была непростой. «Землю обниму»: отходя в землю, он словно прощается и приветствует ее в последний раз. В этом месте стоит единственное многоточие. Затем, словно отмолчавшись, поэт продолжает, вновь набирая градус примирения, благодарности, радости. В анафорах «хочу» он перечисляет свои заветные мечты. «Чтоб не поверили друзья»: их жажда жизни такова, что в смерть не верится. «Охрипли соловьи»: хоть на мгновение, чтобы его уход не прошел незамеченным так горячо любимой им землей и, в том числе, природой. Олицетворение «впадая в ярость» отнесено к весне. Она должна идти по свету всем смертям назло. Наконец, в финале он обращается к самому дорогому существу, встреченному им в этой жизни, супруге А. Киреевой: будь счастлива! Таково его завещание. Печалиться преступно, нужно жить, творить, мечтать и любить.

«Я жизнь люблю безбожно» Р. Рождественского – ода радости бытия, принятия его законов.