Стих родина лермонтов в каком году написан

Стих родина лермонтов в каком году написан

Содержание

1. История создания

Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта, ссылаясь на плохое здоровье, выхлопотала встречу с внуком, который в тот момент находился в действующей армии на Кавказе.

Лермонтов получил отпуск и пробыл в Петербурге и Москве три месяца – с середины января до середины апреля 1841 года. Именно тогда и было написано стихотворение «Родина» (в рукописи – «Отчизна»).

В апреле того же года оно было опубликовано в «Отечественных записках» (том 15, №4).

Стихотворение привело Белинского в восторг. 13 марта 1841 года в письме к В.П. Боткину он называет его не просто «пушкинским», а подчёркивает: «из лучших пушкинских».

2. Литературное направление

«Родина» относится к романтическому литературному направлению.

3. Род

Литературный род – лирика.

4. Жанр

По жанру – элегия, поскольку содержит эмоциональный элемент философских размышлений.

В то же время произведение можно отнести и к думе с элементами пейзажной лирики.

5. Проблематика

Что такое любовь к Родине, что такое истинный патриотизм? Каковы реальные ценности в жизни человека и страны? Что важнее – гордиться завоеваниями предков, заветными преданьями «тёмной старины» или радоваться тому, что у крестьян «полное гумно» и крепкая, крытая соломой изба, «с резными ставнями окно»?

В своём стихотворении поэт словно пытается разрешить все эти проблемы.

В чём-то ему это удаётся. Впервые в русской поэзии был явлен читателям не трескучий казённый патриотизм, а истинное, выраженное простыми словами чувство любви к своей стране. Хотя проблема неоднозначного, противоречивого отношения к отчизне осталась.

6. Тематика

Главная тема произведения – любовь к Родине.

Поэт пишет о том, что окружало его с раннего детства, о том, что ему дорого, что трогало его душу. В стихотворении ясно выражена глубокая привязанность к русской природе, чувство родства с взрастившей его землёй, связь со своим народом.

По словам Н.В. Добролюбова Лермонтов «понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно». И добавляет: «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта».

7. Идея

Идея или главная мысль произведения заключается в том, что любви и уважения достойны не только «заветные преданья», «слава, купленная кровью», великие победы прошлого, но и простая повседневная жизнь народа, которую поэт воспел во многих своих произведениях.

Его «странная» любовь – это противопоставление чувства глубокой привязанности к русской природе и причастности к жизни народа парадному, салонному патриотизму.

8. Пафос

Эмоциональность стихотворения не оставляет читателя равнодушным. Живые и яркие картины российских просторов встают перед его глазами, когда поэт перечисляет то, что он любит – степи, леса, широкие реки, «дрожащие огни печальных деревень»…

9. Система образов

Художественные образы:

  • образ лирического героя (автор);
  • образ Родины, неразделимо связанный с образами сельского пейзажа и скромной красоты русской деревни.

10. Центральные персонажи

К главным персонажам можно отнести лирического героя — автора.

11. Лирический герой

В образе лирического героя произведения мы видим самого автора, от лица которого и ведётся повествование.

12. Сюжет

В основе сюжета – исповедь лирического героя, посредством которой он пытается понять двойственность, неоднозначность своего отношения к родине.

13. Композиция

В произведении две части.

Противоречивое начало, где лирический герой признаётся, что он любит отчизну, но «странною любовью». То, чем было принято гордиться в его кругу, не находит в его душе отклика, «отрадного мечтанья».

Во второй части он перечисляет то, что вызывает у него истинную любовь, необъяснимое, не «рассудочное» чувство.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение «Родина» было необычным для своего времени и поэтов его круга.

В салонах редко звучали такие стихи – лирические философские раздумья и признания в любви к бескрайним просторам родины, к её природе и к народной жизни.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение «Родина» написано – шести-, пяти- и четырёхстопным ямбом.

Преобладает перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Используется, главным образом, женская рифма.

16. Средства художественной выразительности

  • Эпитеты: “заветные”, “холодное”, “безбрежных”, “дрожащие”, “печальных”, “белеющих”, “резные”, “росистым”.
  • Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”.
  • Сравнение: “разливы рек, подобные морям”.
  • Олицетворение: “степей холодное молчанье”.

В начале стихотворения используется возвышенный стиль с соответствующей лексикой и выражениями: “гордого доверия покой”, “заветные преданья”, “отрадного мечтанья”.

Во второй части торжественный стиль повествования меняется на более разговорный.

17. Значение произведения

Белинский подчёркивал значимость этого произведения, называя его одним из лучших в поэтическом багаже автора. Указывая на поэтические достоинства «Родины», он сравнивал это стихотворение с лучшими произведениями Пушкина.

18. Актуальность

Несомненна актуальность стихотворения и в сегодняшнем мире. Ценность произведения в том, что оно воспитывает в человеке чувство прекрасного и, – что ещё важнее, – способность ощущать себя частью великой русской культуры, умение видеть и любить родной край и родной язык, ценить своё прошлое, без которого невозможно будущее.

19. Моё отношение

В сжатой форме лирического стихотворения поэт сумел нарисовать яркое художественное полотно, наполненное глубоким философским смыслом.

История создания

Поэта в феврале 1838 года перевели в Гродненский гусарский полк. Он располагался недалеко от Новгорода в Селищенских казармах. Нынче, об этом месте уже никто не вспомнит, но во времена Михаила Юрьевича это была благоустроенная военная часть, к которой было проведено шоссе. Об этих казармах очень волновался военный министр граф Аракчеев. В будущем их стали называть аракчеевскими. Именно в эти казармы привозили иностранные делегации, чтобы показать военную выправку русской армии.

Лермонтов жил в одной комнате вместе со своим товарищем — корнетом Краснокутским. Их часть дома называлась «сумасшедшей», там жили исключительно неженатые молодые офицеры. Во время службы Михаил Юрьевич командовал взводом, а в свободное время развлекался вместе с другими офицерами. Из комнат в его части дома день и ночь доносились звуки гитары и других инструментов. Служивые также много читали литературу, некоторые что-то писали. В комнате Михаила Лермонтова на стенах были написаны стихи. Видимо, с бумагой было трудно и поэтому многие рифмы он царапал прямо на стене.

Офицеры долгое время не стирали эти надписи. Однако в один день инженер, которому поручили ремонт здания, приказал закрасить их. Возможно, и «Дума» когда-то была записана на тех стенах, так как рукописного варианта не сохранилось.

Известно, что стихотворение было написано в 1838 году. В нем Лермонтов обвиняет свое поколение в нигилизме и безразличие. Впервые стихотворение было опубликовано в литературном журнале «Отечественные записки» в 1839 году.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Дума.
История создания – написано в 1838 году в период общения с бывшим декабристом на Кавказе.

Тема – тема потерянного поколения, бессмысленного существования дворянства.

Композиция – пять строф с ослабленной структурной, но сильной тематической связью.

Жанр – дума, стихотворение с философским и гражданским пафосом, есть черты элегии, сатиры, эпиграммы.

Стихотворный размер – в основном шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “огонь кипит в крови”, “мы вянем без борьбы”, “иссушили ум”, “чаша наслаждения”.

Эпитеты – “презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.

Метонимия – “богаты мы едва из колыбели”, “и к гробу мы спешим”.

Сравнение – “жизнь томит, как ровный путь без цели”, “как пир на празднике чужом”.

Оксюморон – “добросовестный, ребяческий разврат”.

Композиция и жанр

Стихотворение состоит из пяти строф. Целостность поэзии достигается за счет общей тематики. Повествование ведется от второго лица множественного числа. Лермонтов относит себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы в своей душе и в окружающих. Откровение поэта подкупает и вызывает не осуждение его и его ровесников, а жалость к ним.

По жанру «Думу» можно отнести к философско-гражданскому лирическому стихотворению. Оно одновременно имеет черты элегии и лирической исповеди. Произведению также присущи признаки сатиры и эпинрамы.

Михаил Юрьевич написал стихотворение при помощи шестистопного ямба. Однако иногда его сменяет четырех- и пятистопный ямб. Таким образом акцентируются определенные суждения поэта. В произведении задействована перекрестная рифма. Лермонтов часто обращался к такому виду рифмовки.

Из истории

Впервые упоминание о думе появляется в IX столетии, обозначало совет в Киевском княжестве князя со своей дружиной по военным вопросам. Советников князя называли думцами, затем – боярами. Со временем в состав княжеской думы стали входить и те бояре, что занимались отдельными структурными подразделениями невоенного назначения. Например, окольничий, тысяцкий или дворецкий, а также знатные вассалы. Дума становится элитой, приближенной к князю, решающей основные вопросы государства.

Вам будет интересно:Ялтинско-Потсдамская система: основные черты и этапы развития

Но значение думы растет, и в Руси XV-XVIII веков дума — это высший орган, имевший законосовещательный характер. Влияние ее на князя, а затем царя, было огромным. Боярская дума в веках занимается внешней и внутренней политикой, торговлей, войнами, дипломатическими делами. Так, именно представители думы выбрали на царствие Михаила Романова, до этого подбирая кандидатов в своих рядах.

Вам будет интересно:Структурный подход: описание и определение

Но с приходом к власти Петра I Боярская дума упразднена. Вместо нее создан Сенат.

Темы и настроение

Главной темой стихотворения является сущность современного человека. Лирический герой поэзии с презрением относится к своему поколению и не видит у него великого будущего. Он считает, что нынешнее общество ведет бессмысленное существование, его представителям плевать на добро и зло, все грани стерты. У этих людей нет целей в жизни и нет принципов, которых они могли бы придерживаться.

Лермонтов также поднимает тему преемственности поколений. Ошибки родителей влияют на детей. Их опыт привел к тому, что у потомков отсутствует жажда к знаниям и они проживают пустую жизнь. Автор в лице лирического героя озадачен тем, какое духовное наследие оставит его поколение миру.

Михаил Юрьевич не только охарактеризовал свое время, но и поднял тему власти и описал свое презрение к ней. Общество он называет рабами, поскольку после восстания декабристов дворянство перестало участвовать в жизни страны. Его представители закрылись в своем беззаботном радостном мире и отказывались обращать внимание на насущные проблемы других слоев общества.

В самом произведение преобладают грустные настроения. В строках чувствуются нотки сожаления и безысходности. Лирический герой с тоской описывает пороки своего поколения и при этом относит самого себя к их представителям.

Основная идея

Поскольку стихотворение относится к философской лирике, основная его часть приходится на размышления. Лирический герой выражает идею, что несмотря на наличие каких-то желаний, его поколение обречено на бесполезное существование. Его сверстники не принесут потомкам никакой пользы, поскольку у них нет жажды к науке и высоких целей, к которым можно было бы стремиться. В этом и заключается главная мысль текста.

Идею, вложенную в думу, Лермонтов продолжит развивать дальше. Его размышления в будущем найдут отражение в «Герое нашего времени» — единственном законченном автором романе. Главным героем произведения стал безнравственный циничный Печорин, жизнь которого не имела смысла и оттого ему было скучно. Он так и не смог направить свои способности на пользу людям, а растратил их на мелочи.

Проблематика произведения

Проблемы, поднятые Лермонтовым напрямую связаны с идеей произведения. Поэт рассказывает в чем он обвиняет людей и описывает их недостатки:

  1. Дворян Михаил Юрьевич обвинил в праздности. Этот слой общества живет за чужой счет, его представители никогда не трудились и не служили на благо родины. Государство держится за счет крестьян и их тяжелого труда, а элита лишь паразитирует. Безделье развращает молодое поколение. Без труда стали пустыми души дворян, они больше не стремятся развивать Россию, хоть это и их прямой долг.
  2. Современников поэт винит в лицемерии. Они скрывают истинные мотивы своих поступков, пытаются утаить желания и мысли, чтобы не быть непонятыми обществом. Как результат, люди перестали получать удовольствие от жизни, а все их эмоции идут одной искусственной волной по приказам разума, а не от душевных порывов. Эти люди испытывают чувство одиночество и все прелести молодости пролетели мимо, пока они играли не свои роли.
  3. Отсутствие целей, идеалов, к которым следовало бы стремиться, высоких чувств делает жизнь современников Михаила бессмысленной. Они плывут по течению и не видят никакого смысла в своем существовании. Лермонтова пугает, что потомки не поймут, как они могли так пусто прожечь свои жизни и не принести никакой пользы будущим поколениям.

Михаил Юрьевич также поднимает тему равнодушия среди своих сверстников. Они безразличны ко всему вокруг и даже влюбляются случайно, кратковременно.

Образы и символы

В своем стихе Лермонтов задействовал ряж образов. Каждый из них был использован, ради выражения какой-то мысли, идеи:

  1. Лирический герой видит себя частью своего поколения, поэтому всегда говорит «мы». Но от других представителей своего времени его отличает печаль, с которой он смотрит на недостатки своих сверстников. Персонаж озадачен будущим и оттого ему грустно, что ничего он не оставит после себя потомкам. Он отличается от других сознательностью, с которой живет в праздности. Но он не способен этого изменить, ведь это порок его времени. Он ощущает себя лишь заложником роковой паутины социально-исторических закономерностей.
  2. «Ошибки отцов» — это то, что по мнению героя стало причиной бездействия его поколения. Этот образ олицетворяет восстание декабристов 1825 года. Горький опыт предшественников заставил будущие поколение отказаться от попыток что-то изменить сделать жизнь лучше. Поэтому их жизнь с самого начала похожа на «ровный путь без цели».
  3. Образ толпы представляет собой в стихотворении бездушную массу людей, что живут без духовных ценностей и высоких идеалов. При этом лирический герой себя также относит к этим людям. Он осознает, что навеки связан с людьми вокруг. Их навсегда связал опыт прошлых лет и история народа.
  4. Ранний плод символизирует поколение, описываемое Лермонтовым. Представители его поколения рано повзрослели и так же рано увяли. Однако пользы от их созревания не было, они стали бесполезны, словно безвкусные фрукты. Праздность сгубила их ум, а отсутствие свободы — души.

Автор также использует слова «иссушили» и «извлекли», через них он показывает сущность увядания представителей своего поколения. Они скрывают свои чувства и притупляют их, чтобы не стать посмешищем лицемерной общественности.

Стихотворение Лермонтова «ДУМА». Мысли и чувства поэта. Идея произведения

Тридцатые годы 19 века — время решения сложных социальных и философских проблем, время глубоких раздумий над смыслом жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий. Название «Дума» знаменательно. Слово ассоциируется с «Думами» Рылеева. Но это скорее связь по контрасту. «Думы» Рылеева были посвящены выдающимся людям, их героическим делам. В «Думе» Лермонтова, написанной в 1838 году, — рассказ о жалкой участи их потомков. Как же оценивает Лермонтов людей своего поколения? О начале их пути сказано так:

Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом… Настоящее рисуется при помощи следующей картины: Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришелец осиротелый, И час их красоты — его паденья час!

А будущее таково:

… Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши (проверить слово!) ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

Жизненный путь этих людей — «ровный путь без цели». Но беда это, исторически обусловленная, или вина не вовремя родившегося поколения? В «Думе» Лермонтов выступает как строгий Судья. Прежде всего он обвиняет мыслящих современников в бездействии, в пассивности, в том, что они «вянут без борьбы», не пытаются изменить свою судьбу. Духовный мир рисуется при помощи контрастных сопоставлений: «к добру и злу постыдно равнодушны»; «и ненавидим мы, и любим мы случайно»; «ни злобе, ни любви» — «ничем не жертвуя». Лермонтов показывает духовную смерть поколения. Читатель постепенно входит в мир «обесцененных ценностей»; «богатство ошибками» — не богатство, а бедность; бесполезный клад — не клад; чужой праздник — не праздник; бесполезные науки — не науки; томительная жизнь — не жизнь. Оценка Лермонтовым своих современников сурова, но она продиктована его общественными взглядами. Для него, который еще юношей заявлял: «Так жизнь скучна, когда боренья нет», особенно неприемлемо безучастное отношение к царящему в жизни злу. В стихотворении раскрываются сложные связи поэта с его поколением. В самом начале Лермонтов говорит: «Печально я гляжу на наше поколенье…». Так можно сказать, смотря со стороны, извне. Но в дальнейшем он объединяет себя со своими современниками: «Богаты мы…»; «…мы вянем без борьбы…». Эти самообвинения свидетельствуют о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим его отечества и придает стихотворению особую пронзительность, горечь. Выразительные, беспощадные эпитеты подбирает Лермонтов, чтобы убедительнее звучала тема стихотворения — характеристика современников («постыдно равнодушны», «презренные рабы», «позорно малодушны»). Но многое из самообвинения никак нельзя отнести к автору стихотворения «Смерть Поэта», поплатившемуся ссылкой за свое свободомыслие. Думается, что нельзя распространять горькие обвинения на таких современников Лермонтова, как Белинский и Герцен. Правда, очень мало было людей, не смирившихся после поражения декабристов («отцов»). Опровергает самообвинения и та активная позиция, которую Лермонтов занял в стихотворении. Благодаря поэтическому дару, Михаил Юрьевич предоставил современникам возможность честно посмотреть на себя, оценить себя как людей, от которых зависит будущее, предупредил, что равнодушное поколение заслужит лишь презрение потомков. Таким образом, если тема «Думы» — характеристика поколения 30-х годов 19 века, то идея — призыв к действию, и призыв этот дан негативно, через отрицание пассивности. У Лермонтова много стихотворений — «двойников». Неоднократное обращение к определенной теме говорит о напряженном поиске ответов на сложные и важные вопросы. Тема «Думы» звучит уже в стихотворении «Монолог», написанном в 1829 году:

«Мы дети севера, как здешние растенья. Цветем недолго, быстро увядаем…»

Продолжение темы «Думы» и более глубокое ее осмысление, несомненно, представлено в романе «Герой нашего времени». Но вспомним, что герой ранних стихотворений — борец за свободу, человек великих страстей и исканий.

Похожие материалы:

  1. Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтов и по широте охвата жизненных явлений, и по совершенству их художественного выражения — гениальный преемник А. С. Пушкина. В. Г. Белинский писал…
  2. Анализ стихотворения «Смерть Поэта» Стихотворение «Смерть Поэта» явило России имя Лермонтова, и оно же подняло молодого поэта на огромную высоту. Стихотворение не осталось неоцененным современниками. Позднее А. В. Дружинин…
  3. Содержание стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной,- пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В…
  4. Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей…
  5. Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» В «Думе» (1840) содержится продолжение и развитие упрека, прозвучавшего в «Бородино» в адрес «нынешнего поколения». Но обвиняя свое поколение за бездействие и апатию, Лермонтов вместе…
  6. Литературный анализ стихотворения Лермонтова «Как небеса, твой взор блистает» Уже с самого начала, без всякого вступления, автор начинает описывать главное в стихотворении, что говорит о том, что он не хотел ждать, чтобы выразить все…
  7. Литературный анализ стихотворения Лермонтова «Дума» Главная тема стихотворения — это общественное поведение человека. Тема раскрывается в данной здесь Лермонтовым Характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции,…
  8. Литературный анализ стихотворения «Одинок я, нет отрады» Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема…
  9. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» 15 июля 1841 Михаил Юрьевич Лермонтов погиб. Одним из последних произведений великого поэта и писателя является стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Лирический герой этого…
  10. Смысл стихотворения «Пророк» М. Ю. Лермонтова Стихотворение «Пророк» — о горькой участи человека, ис­кренне приходящего к людям ради бескорыстной помощи. Но помощь может быть основана на знании, на понимании, на изме­нении…

Средства художественной выразительности

Михаил Юрьевич использовал художественные средства, чтобы сделать стих ярче, сложнее и более детально описать свои мысли. Лермонтов использовал такие тропы:

  • Олицетворения — «насмешкой горькою», «бесплодная наука», «сладостный восторг», «тайный холод», «плодовитая мысль», «осмеянные страсти», «скупость закрытая»;
  • Метафоры — «мы вянем», «иссушили ум», «кипит огонь»;
  • Эпитеты — «презренные», «грядущее», «богаты», «угрюмая», «созрелый», «поздний»;
  • Сравнения — «как тощий плод» «жизнь томит, как путь без цели»;
  • Антитезы — «и ненавидим мы, и любим мы», «надежды лучшие — неверие», «ни злобе, ни любви», «к добру и злу».

Художественное достоинство «Думы» Михаила Лермонтова высоко оценил критик Белинский. Он хвалил его идейное содержание и утверждал, что в этой поэзии представители нового поколения найдут разгадку своего личного уныния, отстраненности от окружающего мира и внутренней пустоты.

Сочинение на тему «Родина» Лермонтова

Вариант 1

Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, — это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были развеяны. Отсюда и своеобразие его лирики — безотрадность, одиночество, предчувствие трагической гибели. Однако вера в народ, в его могучие силы во многом помогали поэту побеждать эти настроения, и в его лирике утвердились тема поэта и поэзии, тема родины, природы.

Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова.

В 1830 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение — первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Созданное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений поэта. Стихотворение написано в форме разговора молодого солдата с ветераном — участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” — рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, — лишь первые 7 строк принадлежат его молодому собеседнику. Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства, отражен в этом стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках:

Ворчали старики:

“Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры.

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?”

Ореолом высокого героизма окружен образ полковника. В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:

“Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!”

Многие стихи Лермонтова стали новым явлением в русской поэзии, ибо в них звучит гражданское негодование и протест против окружающей его николаевской действительности, которая губит самых талантливых людей. Трагической гибели Пушкина посвящено стихотворение “Смерть Поэта”, павшего в неравной борьбе со светом, с высокопоставленными чиновниками, погубившими “его свободный смелый дар”.

Одним из лучших образцов патриотической лирики Лермонтова является стихотворение “Родина”. Его тема определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия “голубых мундиров”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной природе. Стихотворение воссоздает великолепные картины природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.

Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает картина жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Поэту близка и понятна жизнь простого народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску

Вариант 2

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова пронизано любовью к Родине. Он беспредельно любил русский народ, тонко чувствовал красоту родной природы. Не удивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. В чём же заключается любовь лирического героя стихотворений Лермонтова, посвященных Родине? Эта любовь выражается в том, что поэт любит прежде всего родную природу, свой народ, но ненавидит самодержавие, крепостническую Россию.

Многие стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова посвящены Родине, а также протесту против самодержавия. В них он передает странность любви своего лирического героя к России, тем самым поэт противопоставляет свой патриотизм, настоящий и подлинный, патриотизму, официальному и казённому. Михаил Юрьевич всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Во многих произведениях поэт изображал прекрасные картины природы. В стихотворении “Родина” Лермонтов прославляет Россию народную, которую любит непосредственно, сердечно. Ему дороги и милы степи, безбрежные леса и реки. В “Родине” появляются конкретные признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта. Его лирический герой рассуждает о плюсах и минусах России, но, не смотря на все минусы своей страны, он любит её. Именно поэтому Лермонтов называет эту любовь странной.

Странность заключается в двойственном отношении самого поэта к Родине. Резким противопоставлением являются строки стихотворения “Прощай, немытая Россия”, осуждающие самодержавно-крепостническое общество России. Данное произведение очень остро и резко передаёт недовольство властью В своей поэзии, всегда искренней, страстной и взволнованной, Лермонтов отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещенным. Он восстает против политического гнета, против бездеятельности и страстно зовёт своих современников к борьбе за свободу, за счастье людей. Написанию “Прощай, немытая Россия” послужила ссылка поэта на Кавказ за не менее резкое стихотворение “Смерть поэта”.

Иное настроение содержится в стихотворении “Кавказ”. С детства Лермонтов бывал на Кавказе. Его вдохновляла природа юга России, он рисовал пейзажи гор, моря, описывал величественные явления природы. Позже Михаил Юрьевич прибывал здесь во время ссылки. “Кавказ” показывает невероятную любовь поэта к природным красотам. Лирический герой рассказывает о том, какие мысли и чувства вызывает природа. Кавказ успокаивает поэта, смиряет его душевные тревоги. Таким образом, все произведения Михаила Юрьевича Лермонтова противопоставлены друг другу.

Они выражают различные эмоции: любовь и ненависть; противоположные отношения лирического героя к России: восхищение природой и отвержение казённого патриотизма. В этом и заключается странность любви поэта к Родине. Поэзия Лермонтова- поэзия глубокой мысли, гражданского долга и жажды жизни. Его стихотворения согреты чувством великой любви к народу.

«Странная любовь» к Родине в поэзии М.Ю. Лермонтова

Все большие русские поэты болели душой за Россию: Пушкин, Некрасов, Блок, Есенин. Немалое место тема Родины занимает и в творчестве М.Ю. Лермонтова. В любви к родине поэт признается в стихотворении «Прекрасны вы, поля земли родной»: Прекрасны вы, поля земли родной, Еще прекрасней ваша непогода. Мечты Лермонтова о гармонии, единении с природой привели к рождению строк стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива». Когда поэт наедине с родной природой, когда «свежий лес шумит при звуке ветерка», когда по оврагу играет «студеный ключ», когда приветливо из-под куста качает головой «ландыш серебристый» — тогда лирическому герою хорошо, спокойно, радостно. Забываются все тревоги, огорчения, а в небесах «он видит бога». Новаторство произведений Лермонтова заключается в том, что впервые в русской литературе крупное историческое событие в жизни страны показано глазами простого человека, рядового участника событий войны 1812 года – солдата. Это стихотворение «Бородино», в котором звучит живая народная речь. «Дядя», рассказывающий о войне 1812 года, о великом бородинском сражении, — носитель народного начала. Поэт утверждает, что рядовые участники сражения — солдаты, крестьяне — внесли огромный вклад в победу русского народа над Наполеоном. Не могут оставить равнодушным строки стихотворения «Родина». Оно родилось под впечатлением путешествия через Россию после неурожая 1839 года, когда в русских деревнях ели даже кровельную солому. Россия в стихотворении Лермонтова – огромная, необъятная. Поэт любит … степей холодное молчание, Ее лесов безбрежных колыхание, Разливы рек ее подобные морям… Образ степи сразу вызывает представление о чем-то привольном, широком. Второй образ – лес… Трудно представить себе Россию-матушку без лесов, зеленых дубрав, белоствольных берез. Как и степь, лес напоминает о богатстве русской земли, ее необъятных просторах. Третий замечательный образ – образ реки. Много их в России. Это, прежде всего, великие и могучие Волга и Дон. Автор прибегнул к сравнению — разливы рек ее подобны морям. Поэту дороги: … дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Он признается, что радуется, видя «полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно». А во время деревенского праздника, когда уставшие от работы крестьяне отдыхают, лирический герой любит смотреть «на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков». Примечательно, что все это – атрибуты не помещичьей, обеспеченной, сытой России, а Руси крестьянской, народной. Важно обратить внимание на такие строки: С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно. «С отрадой, многим незнакомой», — говорит поэт. Что же он имеет в виду? Не каждому помещику свойственно радоваться, глядя на следы достатка крестьянского быта: «полное гумно», «нарядное, резное окно». Поэт называет свою любовь к родине странной любовью: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветное предание Не шевелят во мне отрадного мечтания. Мы видим, что поэт отрицает «славу, купленную кровью». Дело в том, что после победы русского народа над Наполеоном слава о России прогремела по всему миру, но все лавры достались царю, правительству, генералам, командирам. Эта слава была куплена кровью солдат, рядовых участников войны, а о них-то было забыто. Почему же поэт называет странной свою любовь к отчизне? Надежда Лермонтова на счастливое будущее России была связана с народной Русью. В русском народе поэт видел потенциальные силы для возрождения России. И конечно, такая любовь казалась необычной, «странной» в те годы, когда был провозглашен казенный патриотизм с его требованием любви к самодержавию, когда большая часть дворянства была далека от народа. Любовь поэта к России ничего общего не имеет ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью народа. Она искренняя, душевная, народная.

Отношение Лермонтова к Родине (эссе)

Прекрасная по своей форме и глубокая по своему смыслу поэзия Лермонтова Михаила Юрьевича не перестает волновать читателей даже спустя сто шестьдесят лет после своего рождения. Всем нам известно, что Родину не выбирают. Лермонтов учит нас проявлять любовь к России, к ее необъятным просторам, убожеству и богатству. Михаил Юрьевич способен увидеть в обычном пейзаже красоту магической величины, проникнуть в самый смысл сущего. Его патриотизм не показной, сусальный, а прочувствованный, вытекающий прямо из глубины души, иногда “отдающий некоторой горчинкой”.

Двойственные чувства Лермонтова к отчизне сквозят чуть ли не в каждой строчке его романов. Это “обильная и убогая” Россия — его самая любимая родина, однако временами прорываются гнев и боль на долготерпение людей, смирение рабов, которых Михаил Юрьевич не хочет и не может ни понять, ни принять, ни объяснить. Вынужденная ссылка на Кавказ воспринимается Лермонтовым как благо, ведь всеобщая подозрительность, внимнаие к нему властей, а также апатия к подобному “порядку” поэту попросту ненавистно.

Патриотические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян…”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.

В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Современное поколение неспособно на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлого поколения в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении постоянно звучит местоимение “мы” — так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Но это не обезличивает человека. Именно русские солдаты принесли России победу:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: “Как наши братья умирали!” Они с любовью вспоминают о погибшем командире:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Эти естественные взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет “нынешнее племя”.

В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

Впервые в русской литературе прозвучало осуждение не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России:

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Речь идет одновременно о беде и о вине России и ее народа. Стихотворение выражает чувство безнадежности: в этой стране покорности, жестокости и несвободы жить нельзя.

В стихотворении “Родина” Лермонтов называет свое отношение к Родине “странной любовью”. Стихотворение построено на противопоставлении “казенного патриотизма” и естественного человеческого чувства. Картины истинной России ничуть не отрицают в сознании Лермонтова Россию как государство.

Сложное отношение Лермонтова к Родине, принятие ее душой, а не умом, отказ объяснить, за что человек любит свою отчизну, положили начало целой традиции в русской поэзии:

Умом Россию не понять…

В Россию можно только верить.

(Ф. И. Тютчев)

Полный текст стихотворения «Родина»

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Полный анализ стихотворения Родина

Вариант 1

Стихотворение «Родина» было создано Лермонтовым в начале 1841 года, а в этом же году в июле месяце поэт был убит на дуэли. Стихотворение посвящено теме Отечества, которая была близка и дорога ему. Причиной написания стихотворения послужили взгляды на жизнь, которые не соответствовали взглядам общества того времени.

В стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов объявил виновниками гибели Пушкина светское общество, в нем выражены боль утраты и негодование от имени российского народа. Последние строки были восприняты при царском дворе призывом к революции, за это Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ.

Через небольшой перерыв вторично сослан в эти же места. Все это время поэт в опале у императора. Поэт-изгнанник тоскует по родине, в этот период Лермонтов сильно меняется нравственно. Общество для него утратило смысл, привлекательность, появилась «черная меланхолия на лице», зато природа приковала его внимание.

В стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о любви к русскому народу и заявляет о своей кровной связи с ним, а также о любви к природе. Он вместе с народом переживает его горести и радости, поэтому его любовь «странная». Она противоречит нормам той жизни: нелюбовь к господам, самодержавию, крепостничеству и любовь к простому люду, природе.

Лермонтов смог постичь недостатки общества того времени и смог понять, что спасти от ложного пути, по которому идет страна, может только народ. Лермонтов равнодушен к воинской славе, к заветным преданиям темной старины. И тоска, и любовь к родной стороне читается в следующих строках: «Но я люблю, — за что, не знаю сам — ее степей холодное молчанье…» Любовь и патриотизм звучат в стихотворении «Родина».

Проводя анализ стихотворения «Родина», можно сказать, что стихотворный язык его выразителен. Страдания русского человека поэт испытывал как свои личные, поэтому и выражал свою мысль через личное восприятие. Используются эпитеты, которые отражают душевное переживание, меньше применяется метафор. Читается стихотворение проще за счет непринужденной формы разговорной речи.

Главная мысль стихотворения: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Тема любви к родине подчеркнута повтором глаголов, обозначающих отношение поэта: «но я люблю», «люблю скакать в телеге», «люблю дымок» и т. д. Состоит стихотворение из двух частей, они различаются по размеру и концепции. Вступление начинается торжественно, поэт признается в любви к Отечеству.

Строфы меняются, начинается описание красот русской природы. В стихотворении четко прослеживается понятие: родина и государство. Здесь нет обличительных строк, зато есть лирические ноты с тоном грусти. Чувствуется горечь, боль и обида за страну и народ, который не проснется от рабства. В стихотворении выражены чувства поэта-изгнанника. Его можно назвать смелым вызовом, который обличает самодержавную Россию. Между строк можно прочитать обращение к следующим поколениям любить Россию такой, какая она есть. Стихотворение при жизни поэта не было опубликовано.

Тема родины из широкого плана переходит в более узкий, поддерживаясь лексикой самого стихотворения. Лексика первых шести строк имеет слова обобщающие (реки, леса, степи). Лексика второй половины конкретна, слова выражены в единственном числе (изба, обоз, чета берез). Естественно меняется и структура. В начале стихотворения используется шестистопный ямб (14 строк), затем рифмовка свободно меняется.

Про стихотворение «Родина» Белинский отметил, что фразы поэта отличаются алмазной крепостью, громовой силой, исполинской энергией. Перед нами раскрыт поэтом живой поэтический образ России. Основное содержание стихотворения — русская природа и непростая жизнь народа в России.

Вариант 2

Стихотворение «Родина» — одно из последних произведений Лермонтова. Зимой 1841 года поэт ехал с Кавказа в Петербург. Под влиянием увиденных российских просторов — от Кавказа до Балтийского моря, — а также своих впечатлений и раздумий поэт написал это ·стихотворение. Его можно отнести и к пейзажной, и к философской лирике.

Произведение объединяет в себе жанровые черты оды, думы и лирического стихотворения. В основе построения стихотворения «Родина» лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей. В первой части поэт отвергает казенный патриотизм. Во второй — признаётся в любви к России, к её природе, к её народу. Поэт размышляет о своём отношении к отчизне — о любви к ней. И в первых же строчках говорит о

«странностях» своей любви:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Почему он считает свою любовь к России странной? Его любовь обращена не к Российской державе, а к России народной. Поэт привязан к простым картинам русской природы, русской деревни, и это высокое чувство не дано победить рассудку. Странной свою любовь к родине Лермонтов называет, наверное, потому, что такой она может показаться тем, кто не понимает, как и за что можно любить « степей холодное молчанье … ». Тема родины развивается от широкого плана к более узкому.

Сначала поэт даёт официальное восприятие родины («слава, купленная кровью»; «полный гордого доверия покой» ; «старины заветные преданья»), затем следует общее изображение русской природы («степей холодное молчанье»; « лесов безбрежных колыханье»; «разливы рек её» ). После этого следуют детали, связанные с народным бытом («дрожащие огни деревень»; «дымок спалённой жнивы»; «полное гумно»; «изба, покрытая соломой»; «с резными ставнями окно» ), В финале картина ещё более сужается до изображения сельского праздника, на который поэт — путешественник « смотреть до полночи готов ».

В каждой изображаемой картине поэт использует различную лексику. В первых шести строках — отвлечённые, общие слова: отчизна, рассудок, слава. Затем он употребляет слова, которые обозначают объекты широкого масштаба (географического и топографического характера): реки, леса, степи, просёлочная дорога. А во второй половине стихотворения «Родина» лексика более конкретна: изображены частности (это показано даже грамматически — слова употреблены в единственном числе): обоз, нива, изба, гумно. В своих стихах о природе Лермонтов предпочитает цветовые эпитеты.

В «Родине» прямых цветовых эпитетов немного (жёлтая нива; белеющие березы), и всё же впечатление цветного изображения русской природы присутствует: голубой цвет — реки и моря; зелёный — леса; черный — ночь; жёлтый — огни, нивы, солома; белый — берёзы. Зато как метафоричны эпитеты «печальные деревни» и «безбрежные леса»! И даже лёгкий оттенок грусти вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением стихотворения.

Поэт использует также и другие средства художественной выразительности: метафоры (слава,купленная кровью; полный гордого доверия покой; не шевелят во мне отрадного мечтанья; взором медленным пронзая ночи тень), олицетворение (степей холодное молчанье), анафору (Её степей … Её лесов); аллитерацию (разливы рек её, подобные морям); ассонанс (полный гордого доверия покой. Стихотворение «Родина» написано вольным ямбом. Лермонтов использует различные виды рифмовки: перекрестную, парную, кольцевую.

Вариант 3

Произведение было написано в 1841 году и относится к стихам Лермонтова о родине. В середине января 1841 года поэт ехал с Кавказа в Петербург. Он вновь увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. Свои впечатления Лермонтов отразил в этом произведении. В одной из ранних редакций оно имело название «Отчизна». Это первоначальное название исследователи связывают с тем, что лермонтовское стихотворение было полемически направлено против поэта-славянофила А.С. Хомякова, прославлявшего в своей «Отчизне» (1839) «смирение» и религиозность русского народа.

Стихотворение мы можем отнести к пейзажной и философской лирике. Как отмечали критики, в этом произведении мы встречаем «редкое… совпадение чувства природы с чувством родины»[53 — Рождествин А. Родина и Лермонтов. – В кн. М.Ю. Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. Составил В.И. Покровский. М. 1916, с. 121.]. Основная тема его – тема Отчизны, России. Произведение объединяет в себе жанровые черты оды, думы, лирического стихотворения. Стиль – реалистический.

Вначале поэт говорит о своей любви к Родине и замечает «странный» характер этого чувства, его конфликт с разумом, с рассудком:

Люблю отчизну я, но странною любовью! 

Не победит ее рассудок мой. 

Ни слава, купленная кровью, 

Ни полный гордого доверия покой, 

Ни темной старины заветные преданья 

Не шевелят во мне отрадного мечтанья. 

Но я люблю – за что, не знаю сам —…

Культурные истоки России, ее достоинства и завоевания, воинская слава, величавый покой государства – ничто не вызывает в поэте «отрадного мечтанья». Как замечает Добролюбов, Лермонтов противопоставляет здесь предрассудкам патриотизма истинную, святую, разумную любовь к отечеству[54 — Добролюбов Н.А. М.Ю. Лермонтов. – В кн. Н.А. Добролюбов. Избранное. М. 1954, с. 322.].

И следующая часть стихотворения раскрывает чувства поэта. Вначале взору нашему предстает широкая панорама России, ее «общая характеристика»: «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек, подобные морям». Затем художественное пространство как будто сужается, картина конкретизируется. Герой признается в своей любви к русской природе, создавая картины различных времен года (лета и осени), приближаясь к жизни русской деревни:

Проселочным путем люблю скакать в телеге 

И, взором медленным пронзая ночи тень, 

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, 

Дрожащие огни печальных деревень. 

Люблю дымок спаленной жнивы, 

В степи ночующий обоз 

И на холме средь желтой нивы 

Чету белеющих берез.

Как отмечают исследователи, «проселочный путь» здесь напоминает нам о жизненном пути. Цветовая гамма Лермонтова: голубой (реки и моря), зеленый (леса), черный (ночь) желтый (огни, нивы, солома), белый (березы) цвета. Лирический герой воспринимает Родину и природу всеми своими чувствами – зрением («взором медленным пронзая ночи тень»), обонянием («люблю дымок спаленной жнивы»), слухом («на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков»).

Так, постепенно, поэт открывает простой мир крестьянской жизни:

С отрадой, многим незнакомой, 

Я вижу полное гумно, 

Избу, покрытую соломой, 

С резными ставнями окно… 

И в праздник, вечером росистым, 

Смотреть до полночи готов 

На пляску с топаньем и свистом 

Под говор пьяных мужичков.

Текстуально эта картина перекликается с пушкинским отрывком из «Евгения Онегина»:

Теперь мила мне балалалйка, 

Да пьяный топот трепака 

Перед порогом кабака; 

Мой идеал теперь – хозяйка; 

Мои желания – покой, 

Да щей горшок, да сам большой.

Как писал Добролюбов, «полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта»[56 — Там же, стр.323.]. В этом стихотворении слышится не только открытое любование и скрытая теплота чувств, более того, здесь слышится мотив гордости Россией, ее величавой и гордой природой, самобытной культурой, национальным колоритом.

Мотив, противостоящий первоначальному настроению поэта. «Мы должны жить своею самостоятельною жизнью и внести свое самобытное в общечеловеческое. Зачем нам все тянуться за Европою и за французским», – писал Лермонтов в письме А.А. Краевскому.

В основе построения стихотворения лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей. Первая часть – это отстаивание Лермонтовым своего индивидуально-личностного понимания понятия Родины. Поэт здесь отвергает казенный патриотизм, официальную народность. Антитетичность подчеркнута повтором отрицательных частиц в каждой строке первой части. Вторая часть – признание поэта в любви к малой, «неофициальной», народной России, к ее природе, к ее народу. Мотив этот выражен в повторах глагола: «но я люблю…», «люблю скакать», «люблю дымок».

Стихотворение написано вольным ямбом. Лермонтов использует различные виды рифмовки: перекрестную, парную, кольцевую. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: метафоры («слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой», «не шевелят во мне отрадного мечтанья», «взором медленным пронзая ночи тень»), олицетворение «степей холодное молчанье»), эпитеты («лесов безбрежных», «дрожащие огни», «печальных деревень»), анафору («Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье»), аллитерацию («Разливы рек ее, подобные морям»), ассонанс («Ни полный гордого доверия покой»).

Таким образом, природа у Лермонтова в этом произведении неразрывно связана с чувствами лирического героя, с его мыслями об Отчизне, о жизни народа, с его простым бытом, с его горестями и радостями. Стихотворение «Родина» нам следует рассматривать в контексте всего творчества поэта. И здесь нам стоит отметить, что родина в лирике Лермонтова, тема народа и исторической судьбы русского человека волновала М.Ю. Лермонтова на протяжении всего его творческого пути.

Этой теме посвящены такие стихотворения, как «Бородино», «Два великана», «Казачья колыбельная песня», «Завещание», «Прощай, немытая Россия». Эта же тема звучит у Лермонтова в поэме «Сашка», в «Песне про купца Калашникова».

Вариант 4

Произведение относится к гражданской лирике поэта и в качестве основной идеи представляет авторские размышления на тему родины, отчизны, раскрывающейся с точки зрения романтического и реалистического образов.  Жанровое направление стихотворения определено в форме лирических рассуждений, думы, имеющих корни в поэтическом творчестве декабристов.

Структурная композиция стихотворения представляет собой двухчастную систему, в которая первая часть выражает личностное чувство поэта к родной земле в виде некоего отрицания, а вторая часть описывает с упоением образы российской природы, а также крестьянского быта. Тем самым поэт подчеркивает противопоставление в форме контраста полемического изображения первых шести строк и элегии.

Отличительным своеобразием «Родины» является использование поэтом в качестве стихотворного размера вольного ямба, представленного пятистопным, шестистопным, переходящим в четырехстопный, в сочетании с разными рифмованными способами в виде перекрестной, парной и кольцевой рифмы.

Среди художественных выразительных средств в стихотворении присутствуют формы ярких эпитетов, развернутые метафоры, великолепные сравнения, необычайные олицетворения, также особого приема в виде олицетворяющего эпитета, служащие важным уточняющим элементов поэтического содержания.

Кроме того, для усиления эмоционального воздействия поэтического повествования поэт употребляет словосочетания высокого стиля, передающие торжественное и вместе с тем душевное настроение произведения.

Главной мыслью стихотворения автор представляет описание внутреннего образа родины, заслуживающего, по его мнению, отдельного внимания. Поэтому примечательным моментом является символическое изображение поэтом русской березы, использованное им одним из первых.

Помимо темы отчизны в произведении проскальзывают мотивы одиночества, а также поднимается проблема ценностей, раскрывающаяся в демонстрации главного достоинства родины, обладающей не богатой казной, а полным гумном простых крестьянских людей.

Смысловая нагрузка стихотворения выражает авторскую идею о необходимости воспевания в поэзии не только великих побед и достижений своей отчизны, но и простых житейских мелочей, а также великолепие русской природы, являющихся истинным проявлением патриотических чувств гражданина к собственной родине.

Вариант 5

«Родина», по утверждению автора статьи в лермонтовской энциклопедии, является одним из самых замечательных произведений русской лирики XIX в. Написанное в последний год жизни, оно привлекло к себе внимание еще до публикации. Об этом стихотворении восторженно говорили В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов. Существует предположение, что поводом к созданию «Родины» послужило стихотворение Хомякова «Отчизна» — в одной из редакций стихотворение М. Ю. Лермонтова имело такое же название.

Можно сказать, что «Родина» — отнюдь не первое произведение поэта, посвященное теме Отечества, эта тема всегда была близка ему, так, например, первое напечатанное по воле автора и с его ведома стихотворение, «Бородино», посвящено той же теме.

Главная мысль стихотворения уместилась в одной строчке: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Любовь к отечеству для русского художника не новость, однако необычным является определение этого чувства. Все стихотворение представляет собой объяснение того, что Лермонтов называет «странною любовью».

Мотив «странной любви» разворачивается в двух взаимосвязанных и вместе с тем контрастирующих пластах. Необъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанно высокий предмет патриотического воодушевления, к «славе, купленной кровью», противостоит столь же «непобедимая рассудком» привязанность к иному «лику» родины — простым картинам родной природы, русской деревни.

Заявляя о своей любви к этому миру, поэт рисует его образ без романтических преувеличений. Перед читателем возникает живой поэтический образ России, основное содержание которого — русская природа и народная жизнь.

Критика не раз отмечала, что лермонтовские пейзажи отличались от пушкинской большей красочности, употреблением цветовых эпитетов. Тем удивительнее сдержанность и экономия художественных средств в этом программном стихотворении поэта, где всего два цветовых определения: «желтая нива» и «белеющие березы». «Родина» свидетельствовала о том, что на смену романтическому пейзажу ранней лирики приходит обобщенный реалистический пейзаж.

Столь же далек от романтических образов раннего Лермонтова характер изображения русской деревни. Для поэта родина — в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали которого он как бы перебирает в памяти «с отрадой» и любовью:

С отрадой, многим незнакомой, 

Я вижу полное гумно, 

Избу, покрытую соломой. 

Срезными ставнями окно… 

Антитезность решения темы в стихотворении «Родина» подчеркнута повтором отрицательных частиц в каждой строке первой части и полным отсутствием их во второй. Связь второй части с темой «странной любви» выражена через повторы глаголов, обозначающих это отношение: «…но я люблю… люблю скакать в телеге… люблю дымок спаленной жнивы… с отрадой… смотреть до полночи готов…»

Если учесть, что стихи такого рода для М. Ю. Лермонтова являются итоговыми, то «Родина» соотносится со многими стихами позднего периода, среди которых можно выделить «Первое января», «Прощай, немытая Россия…», «Выхожу один я на дорогу». Лермонтовская «Родина» будет отзываться в поэзии последующих полутора веков, вплоть до лексических совпадений, почти открытого цитирования в поэзии Александра Блока, Сергея Есенина, Николая Рубцова.

Анализ по плану стихотворения Лермонтова «Родина»

Вариант 1

История создания. «Родина» стихотворение было написано Лермонтовым в 1841 г. Первоначально было названо автором «Отчизна». Считается полемическим ответом на стихотворение «Отчизна» Хомякова, появившееся в 1839 г. Хомяков, был крайним сторонником славянофильства. В своем стихотворении он отстаивает идеи смирения русского народа и его беззаветной верности православной вере. Только в этом славянофилы видели величие России. Лермонтову же были присущи более демократические взгляды. Слишком вольные мысли поэта были причиной того, что стихотворение долго не печаталось российскими издательствами.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, наблюдение и размышления автора о своей Родине.

Основная тема стихотворения – ощущение неразрывной связи поэта со своей страной. Для Лермонтова Родина – это не высшее общество с его мелочными интересами и бесконечными интригами. В «Родине» Лермонтов признается, что сам не понимает причин своей безграничной любви к Отечеству. В первых строках содержится скрытая полемика со славянофилами. Для поэта не так важны великие деяния предков и «заветные преданья». Его любовь к Родине «странная», впитанная с молоком матери.

Лермонтова восхищает неприхотливый русский пейзаж. Если изнеженным дворянам претит сама мысль о поездке в простой телеге по ухабистым российским просторам, то поэт находит в этом особую привлекательность. Только почувствовав на себе жизнь простого народа, можно понять и полюбить Россию. Вместо шумной столичной жизни Лермонтова привлекают безыскусные стороны крестьянского быта.

Поэт не дает прямого противопоставления, но оно чувствуется в произведении. Великолепный бал он с радостью променяет на «пляску с топаньем и свистом». В любовном отношении к деревенской жизни и простому народу Лермонтов развивает демократические взгляды Пушкина. Поэт призывает высшее общество обратиться к национальным корням, обратить внимание на тех, чьими усилиями создается истинное величие России.

Композиция. Вступительные шесть строк произведения задают весь его тон. Лермонтов заявляет о своей любви к Родине, которая не имеет границ и каких-либо конкретных причин. Вторая часть – лирическое описание русской природы и крестьянского быта, сквозь которое проступают размышления и чувства автора.

Размер произведения – шестистопный ямб, который к концу меняется на свободный размер рифмовки.

Выразительные средства. Для описания русского пейзажа Лермонтов использует выразительные эпитеты: «холодное», «безбрежных», «дрожащие». Обобщенный взгляд на всю Россию представлен развернутыми метафорами («степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье») и ярким сравнением («разливы рек…, подобные морям»). Начало произведения написано в торжественном стиле с употреблением «высоких» словосочетаний: «купленная кровью», «гордого доверия». Постепенно язык упрощается, становится более конкретным. Тем самым увеличивается эмоциональное воздействие. Стихотворение становится более душевным, воздействующим непосредственно на чувства человека.

Главная мысль стихотворения – беззаветная любовь к Отчизне, которая слагается из простых, на первый взгляд незаметных, деталей. Лермонтов убежден, что это чувство нельзя воспитать или как-то воздействовать на его развитие. Эта любовь возникает непроизвольно в душе каждого русского человека.

Вариант 2

История написания

Анализируя стихотворение Лермонтова «Родина» невольно проникаешься историей написания данного творения. В далеком 1841 году автор создает данное произведение, под чувством любви и заботы о родной Отчизне. Тема Отечества, всегда заботила и волновала поэта. И это не случайно, ведь Лермонтова заботила судьба России, находящейся в руках правящих людей, взгляды которых губительны для широкой русской души. Многочисленные ссылки противников действующей власти возмущали и тревожили Лермонтова. Данное произведение долгое время не печаталось в издательствах России, так как правительство видела в нем угрозу, декабристские мотивы, с которыми вело ожесточенную борьбу.

Стихотворение «Родина» было написано, когда автор находился на Кавказе, но там, вдали от родных мест поэт воспевает красоту родных пейзажей, присущих среднерусской полосе. В стихотворении автор делится своими впечатлениями от путешествия по России, где господствовало мнение богатых и властных.

О чем стихотворение?

Делая анализ стиха «Родина» Лермонтова следует заметить бескрайнее выражение любви автора к жителям России и ее красотам. Поэт говорит о некой связи, соединяющей всех русских с нашей природой. Отчетливо видно, как поэт радуется вместе с русским народом и как печалится за него. Как и у большинства русских в душе Лермонтова живет «нелюбовь» к богатому обществу, крепостному праву, несправедливости и безнаказанности. В тоже время автор четко обозначает свое положительное отношение к простым людям, крестьянам и природе.

Поэт возмущен господством недостатков и пережитков прошлого в умах правителей и пренебрежением к народным нуждам. В связи с этим, заметна тревога его души о родном крае. Это можно прочитать в следующих строчках: «Но я люблю, — за что, не знаю сам — ее степей холодное молчанье…». Все стихотворение буквально пронизано патриотическими чувствами, заботой, любовью и тревогой за будущее России.

Жанр

Все произведение выдержано в жанре лирического раздумья автора. В стихотворении «Родина» тесно переплетается мысль существования русской деревни, связанной с русской природой. Страдания русского народа Лермонтов считает своей болью и тревогой. Философский смысл будущего русской деревни соотносится с будущим всего государства. Неудержимая любовь и боль за родную Отчизну звучит на протяжении всего прочтения. Проводя анализ «Родины» Лермонтова хочется самому встать на защиту и русской деревни и самой России.

Главная идея

В идейном выражении «Родина» Лермонтова предстает в образе сильной и могучей любви поэта к своей Родине. Эта патриотическая любовь проносится через все написанное произведение и творчество поэта. Данное стихотворение относится к поздним творениям автора, как будто бы Лермонтов предчувствовал свой скорый уход из жизни и боль за оставленное им Отечество. Этим произведением поэт хочет сказать своим противникам, что одним из главных направлений его творчества является любовь к родной стороне. Бессмысленность упреков толпы о его не заботе, о Родине, он хочет перечеркнуть данным стихотворение. Поэтому в произведении «Родина» так часто слышится слово «люблю».

Любовно отзываясь о Родине Лермонтов неуклонно и твердо воспевает природные красоты и непростой крестьянский быт. Он пишет: «Люблю отчизну я, но странною любовью!», как будто идет противостояние радости и боли за родное Отечество. В стихотворении не один раз говорится об отрицании общественного уклада, ненавистного для Лермонтова. Создается впечатление что в сложившейся обстановке поэт вопреки всему любит и болеет душой за свою Родину.

Способ стихосложения

Читая произведение «Родина» с первых строк возникает чувство торжественности и радости за родное Отечество. Красота российской природы, постепенно, воспетая поэтом в первых строках стихотворения, сменяется неким тоном тоски за ее будущее. Понятие государства в творении Лермонтова отделено от понятия «Родина». Личные переживания за судьбу России автор выражает различными эпитетами. Душевную боль за Родину за господствующее самодержавие и крестьянское рабство поэт доносит да читателя путем сравнения и применения меньшего количества метафор.

Изначально в произведении преобладает шестистопный ямб, меняющийся впоследствии на несколько другую рифмовку. Сочинение первых строчек насыщено образами природы: степи, леса, реки. Во второй части произведения преобладают неотъемлемые черты русского быта: обоз, изба. Имеются многочисленные олицетворения природных объектов с людскими чувствами: «Ее степей холодное молчанье». В понимании Лермонтова «Родина» тесно переплетается с судьбой крестьян, измученных работами и тяжкими ношами.

Авторские и издательские редакции текста[править]

В авторской рукописи озаглавлено «Отчизна». Публикуется под заглавием «Родина».

  • Родина («Люблю отчизну я, но странною любовью...») // Стихотворения Лермонтова. Часть II. СПб. 1842 (дореформенная орфография)
  • Родина («Люблю отчизну я, но странною любовью!..») // Собрание сочинений в 4 т., 1979. Т.1
  • Родина («Люблю отчизну я, но странною любовью!..») // Полное собрание стихотворений: В 2 т., 1989. Т.2

Отчизна. Беловой автограф.

Лермонтов - Родина1 - Стихотворения II 1842.jpgЛермонтов - Родина2 - Стихотворения II 1842.jpgРодина («Люблю отчизну я, но странною любовью...»)
Стихотворения М. Лермонтова. Часть II. — СПб.: Тип. Ильи Глазунова и комп., 1842.

РОДИНА



Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам, —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Начало 1841