Стих ребенок учится тому что у него в дому

Стих ребенок учится тому что у него в дому

Из «системы» — домой

Сначала Козыревы взяли под опеку шестилетнюю Валю. Ее увидела во время педагогической практики в детдоме их старшая дочь Татьяна: «Мам, там такая девчушка хорошая есть! Всех навещают, а к ней никто никогда не приходит». Тогда, в 1990-м, в семье уже было трое своих детей. Елена Петровна с Сергеем Геннадьевичем оформили документы и забрали девочку к себе.

— К тому времени я уже знала, что хочу большую семью. И муж не был никогда против, — говорит она. — Пособия тогда были мизерные, а мы получали нормально — у нас были силы и возможности содержать приемных детей.

— Позже забрали 11-летнюю Иру с младшей сестренкой Леной: их мама умерла от рака, а ее брат не смог взять девочек к себе. На тот момент в семье было пятеро родных детей и Валя. Переживали, что Ира — уже взрослый ребенок, со своими интересами, но дети как-то очень быстро сдружились, — вспоминает женщина.

После Иры и Лены у них был перерыв — поднимали на ноги приемную малышку Олесю с ДЦП. Доктора говорили им: «Отнесите, отдайте ее». У нее руки не работали, и пошла она только к трем годам. До 14 лет — гипсы, процедуры, операции, поездки... Козыревы сделали все возможное. Девочка поправилась, выучилась. Сейчас ей 21, она живет в Томске и часто приезжает домой.

Потом появились подростки Лиза и Данил, чуть позже — Полина. А девочка Катя побыла немного, но не захотела жить в городе, и ее забрали родственники в деревню. Все они сейчас выросли, учатся, живут отдельно. Шесть лет назад пришла Валерия — сейчас ей 12, у нее школа, тренировки...

Всего семья Козыревых из Северска приняла из детских учреждений 22 ребенка. Своих детей у них десять. Сейчас в семье 11 ребятишек, девять из них — приемные.

Быт, огород и прочие приятности

Рабочий день мамы Лены начинается в 06:30. Сначала завтракают малыши, потом старшие. Она отвозит на машине младших в разные детские сады, возвращается.

— Потом муж везет детей в школу, а я остаюсь с малышкой дома. В перерыв, когда ребятишки в школе, надо убрать, постирать, еду приготовить ко времени, когда они со школы придут. Вечером дети отрываются по полной — они же где-то бегать должны. В саду — сиди, в школе — не бегай, не прыгай. Поэтому, когда они приходят домой, туши свет: первые два часа это что-то! Вот так потихоньку и живем.

У младших много дополнительных занятий: Егора возят на подготовку к школе и к логопеду, а Миша, Захар и Ангелина ходят на брейк-данс в садике. Лера занимается теннисом, а Люда готовится к конкурсам по стихам.

Шесть лет назад Козыревы из пятикомнатной квартиры переехали в коттедж под Северском — Сергей Геннадьевич с сыном Аркадием сами его построили. Свежий воздух, свои куры, козы, огород, спортивная площадка. Прошлым летом два бассейна ставили — для старших и для малышей.

Управляться с небольшим сезонным хозяйством помогает 18-летний Данил, старший из парней. Он учится в Томске, а когда приезжает домой — возится с отцом во дворе. Младшим нравится «возиться» в огороде. Никто не заставляет — самим все это интересно. Взрослые Мария и Диана — главные мамины помощницы, а подростки — по мере возможности: где — посуду помыть, где — за малышами приглядеть. Супруг, когда свободен, тоже помогает по дому и на кухне.

В выходные детей в доме еще больше: старшие приезжают в гости с семьями. А на дни рождения на большом праздничном столе у Козыревых всегда много тортов.

По зову сердца

— Когда вы впервые задумались о приемных детях?

— В детстве я часто лежала в больницах. Там мелких детишек, брошенных родителями, иногда давали старшим девочкам — нам 13-14 было. Мы уделяли им внимание, возились с ними, на улицу выносили — нам это было в радость. И я всегда мечтала, что когда выйду замуж, то обязательно возьму хотя бы одного ребенка, который остался без мамы и папы. Долгое время я работала секретарем на молокозаводе, и мне это нравилось. Но что меня больше всего занимало — это дети. В 1986 году, когда родился Аркаша, я ушла в декрет. И больше не возвращалась.

— Обычно мы с мужем детей спрашиваем: «Можно, к нам придут еще дети?» Все уже привыкли жить в большой семье и относятся к этому не настолько сложно. У нас все как-то быстро вливаются в коллектив: адаптация максимум две недели. Потом — они как будто вечно жили здесь. Может, просто я такая, что стараюсь быстренько приглядеться к ребенку и войти в его жизнь. Мы никогда не задаем вопросов о том, как он жил раньше, не спрашиваем о маме и по какой причине он попал в учреждение. Если хочет, он со временем сам расскажет.

Мы воспринимаем ребенка таким, какой он есть: с его мыслями, идеями, со всем прочим. И он потихоньку входит в домашнюю жизнь. Я не заставляю называть меня мамой: устраивает называть тетей Леной — ради бога. Но когда Иришка недели через две обратилась ко мне «мама», у меня, знаете, в душе такое приятное ощущение появилось, что не мой ребенок настолько привязался ко мне. А временные ребятишки меня сразу мамой называли.

Временные — это сестры Влада, Саша, Ксюша и их брат Паша. На тот момент «постоянных» детей не было. «Возьмите ребятишек, Елена Петровна, мы знаем, что вы можете», — попросили в опеке. Ребята прожили у Козыревых четыре года, пока их родная мама не вышла из тюрьмы и не забрала к себе.

— Они были слабенькие, мы их подлечили, подняли на ноги, — рассказывает мама Лена. — Дети общались с мамой по телефону. Когда она вернулась, я посмотрела на нее — нормальная женщина. Она очень скучала по девчонкам, говорит. Когда забирали, она-то, конечно, к ним со всей душой, а они от нее в сторону. Но сейчас все у них вроде восстановилось. Мы с ними часто перезваниваемся — с девочками и с мамой. Мне было тяжело их отдавать. Я до сих пор очень скучаю по ним.

А маму 10-летней Людмилы и ее брата Руслана из Самуськов лишили родительских прав. Обычно Елена Петровна старается не брать местных детей: бывает, родственники детей начинают потом права качать, но тут рискнула. Люда учится в специализированной школе и читает стихи. Руслану сейчас четыре: год назад, когда привезли, он не говорил ни слова, но теперь речь появилась.

Младшенькие

Время идет, дети растут, учатся. Те, кому дают квартиры от государства, пробуют жить самостоятельно.

— Когда старшенькие уехали — освободились места, — вспоминает Елена Петровна. — У меня было разрешение на троих детей, и после Валерки у нас стали появляться малыши. И их было много.

Егор (1,4 года), Миша (6 месяцев), через два месяца – Ангелина (5,5 месяца). В тот же год Козыревы узнали, что у Егора родился брат Захар, и тоже забрали в семью.

— Мы, конечно, с мужем обсуждали, что мы с одногодками будем делать. Говорю: а как троих сразу рожают и воспитывают? Посмотрели малыша — он так похож на Егорку! Ну как их разделить?

Самой младшей, Варе, сейчас год и четыре месяца. Увидев ее прошлым летом в интернете, Елена Петровна с дочерью Марусей решили, что уж ее-то точно забрали. Оказалось, нет: шесть человек отказались от нее — у малышки «алкогольный синдром», и в девять месяцев она весила всего 6,4 килограмма при росте 60 сантиметров. Врач в детском доме спросил Елену: «Вам диагноз прочитать?»«А зачем он мне?» — ответила она.

— Чем быстрее детей забирают в семью, тем быстрее они восстанавливаются, и многие диагнозы со временем просто исчезают. Я когда Варварку увидела, мне настолько стало жалко, что она там пропадет. В детском учреждении детям делать нечего — такое ощущение, что они там деградируют: вроде и уход хороший, но внимания столько нет, сколько дома. Дома целый день то мама, то папа. Потом приходит весь мой «детский сад» и школьники — они все с ней.

Здесь все свои

— Мы с мамой часто смотрим сайт департамента семьи: там каждый четверг добавляют в базу новых детей, и их количество не уменьшается. Тогда я смотрела только на Варю и говорила: мам, давай спросим. И уговорила, — делится со мной 19-летняя Мария, младшая дочь Козыревых. — Варвара — это для меня все! Мы ее привезли — трогать страшно было: она была очень маленькая и все время спала. А сейчас она такая девочка — прям «пельмешка»! Смотрю на нее и думаю: мы это сделали, мы ей помогли. А если бы не забрали, она бы и сейчас лежала там в кроватке.

— Как тебе жить в большой семье?

— Весело (улыбается). Шумно. А как еще? Дети бегают, играют, развлекаются — они везде. Я дружу со всеми — у нас все дети отличные. Не знаю, как мама так их подбирает, но мне они все нравятся. Родители всегда нас спрашивают, как мы к этому отнесемся, если они возьмут кого-то: согласны или нет. Я спокойно к этому отношусь — я обожаю детей! Они приезжают, мы знакомимся, и ты привыкаешь к ним. Я много времени с ними провожу: сделаю дела по учебе — и сразу к ним. Друзья в шоке: «Как ты живешь? Как ты все успеваешь?» Я привыкла, я все успеваю и помогаю маме. Не то чтобы помогаю — просто делаю то, что люблю.

Из родных детей я самая младшая. Старшие разъехались, у них свои семьи, мы все общаемся — и вживую, и в соцсетях. Мама нам всем объяснила, что она хочет этого, горит этим: она видит детей в интернете, едет узнавать о них, об их болячках, едет знакомиться. И забирает. И мы к этому хорошо относимся. У нас нет чужих, все — свои. Если мама сейчас еще кого-нибудь возьмет, я спокойно приму. Сама я не хочу большую семью: я ведь буду врачом — это трудно совмещать будет.

— Как мама к этому отнеслась?

— Она спокойно восприняла — каждый выбирает свою жизнь. Мама не заставляет делать как она.

— Приемные дети – это не для всех?

— Думаю, что нет. Надо к ребенку подход найти, а не все же умеют это делать. Возьмут, а потом через месяц отдают — много таких историй знаю. У нас такого никогда не было. Мама взяла, значит, она дорастит до 18 лет. Потом уже это их решение — общаться с нами или не общаться. Все общаются — у нас весело, у нас дружно! Мы в детстве с папой на рыбалку ездили, у каждого свои снасти были. За ужином папа обожает всякие истории рассказывать. Все думают, что у нас семейный детский дом, но я не чувствую этого. У нас просто семья.

Количество не главное

Почетный знак «Родительская слава города Москвы» вручается с 2009 года. За все время награды удостоились 296 семей. Чтобы ее получить, недостаточно быть многодетными родителями. Нужно воспитать активных детей, которые участвуют в различных проектах, хорошо учатся в школе, занимаются спортом, творчеством или другой деятельностью.

Семья Ефимовых живет в ТиНАО, в поселении Михайлово-Ярцевском. У них большой просторный дом, выкрашенный в сиреневый цвет, где каждому хватает места и для работы, и для отдыха. По будням здесь обычно тихо: дети в школе, папа на работе, а мама занимается по хозяйству. Но сейчас ребята, как и все школьники, на дистанционном обучении. Однако никто никому не мешает, у каждого собственный ноутбук, часть техники выделила школа на время дистанционного обучения.

Юлии Ефимовой 43 года. У нее есть высшее образование, и до 2017 года она работала научным редактором центра «Православная энциклопедия». Сейчас Юлия полностью посвящает себя детям и дому. Женщина рассказывает, что не планировала становиться многодетной матерью, но детей хотела всегда.

«Я сама из многодетной семьи. Правда, нас всего трое было у родителей. Так что в какой-то степени я знала, на что шла. В определенный момент, конечно, было сложно физически. Морально — нет. Потому что я всегда понимала, что дети — это самая большая ценность», — рассказывает Юлия.

Антон Ефимов старше жены на три года, в 2016-м окончил семинарию и сейчас служит священником в храме села Былова. У мужчины также есть пример, который повлиял на решение стать многодетным отцом. Его дед-фронтовик вернулся с войны с инвалидностью. Но это не помешало ему воспитать трех достойных сыновей.

«Я сказал супруге: давай родим троих сыновей, а дальше — как получится. Первые трое детей как раз оказались мальчиками. Но цели стать многодетной семьей не было. Мы за количеством не гнались», — вспоминает Антон.

Юлия считает, что самое сложное в многодетной семье — это решиться на первого ребенка. Потому что у родителей нет опыта, все впервые, не знаешь, с какой стороны подступиться, как воспитывать и так далее. Но потом все становится намного проще.

Первый ребенок в семье Ефимовых появился в 2002-м. Тогда супруги снимали дом в Подольске, а через некоторое время переехали в поселение Михайлово-Ярцевское. Здесь-то они и построили двухэтажный дом и покрасили его в сиреневый цвет, а забор — в фиолетовый. Юлия с улыбкой замечает, что таксисты даже по нему ориентируются: «Так и говорят: до сиреневого дома и за сиреневым домом».

Старшему сыну Михаилу уже 18 лет, в этом году он окончил школу и поступил в вуз. Самому младшему мальчику Сергею — всего шесть. Еще семья воспитывает двух сыновей (Нила и Василия) и трех дочерей — Марину, Елену и Юлию.

Моральная поддержка друг друга

Старший сын Михаил считает, что один из главных плюсов многодетной семьи — отсутствие скуки. К тому же тебя всегда поддержат, если что-то случилось, да и ты, если видишь, что кто-то загрустил, можешь с ним поговорить и развеселить его.

«Жить со столькими братьями и сестрами — это очень весело», — подчеркивает парень.

Юлия соглашается с сыном. Она отмечает, что дети, конечно, могут и поссориться, но, если надо, они очень сильно друг друга поддерживают.

«Мне это качество в них очень нравится. Они и общаются, и утешают, и даже решают какие-то проблемы друг друга», — говорит Юлия.

Михаил добавляет, что большая семья воспитывает доброту, отзывчивость, дружелюбность и миролюбие. Дети часто собираются вместе с родителями, обсуждают разные проблемы, решают их. Юлия любит смотреть с ребятами познавательные фильмы, читать вместе книги, разговаривать на различные темы. И это также часть воспитания, в том числе интеллектуального.

Воспитание на личном примере

Все дети в семье Ефимовых активные, прилежные и хорошо учатся. Они участвуют в олимпиадах и соревнованиях, завоевывают призовые места. Михаил еще занимается волонтерской деятельностью и является членом Молодежной палаты поселения Михайлово-Ярцевского.

«Я участвую в этих проектах, потому что считаю важным не оставаться в стороне — хочу продвигать спорт, культуру, развивать досуг у нас в поселении. Чем чаще организовывают для детей какие-то мероприятия, тем активнее они становятся. Им есть чем заняться, они не будут лениться и, может быть, в будущем сами начнут организовывать какие-то мероприятия и проекты», — считает молодой человек.

Супруги Ефимовы не видят ничего необычного в такой активности своих детей, ведь они с раннего возраста приучены любить труд и стремиться к знаниям. Но Юлия предупреждает: ни в коем случае не нужно принуждать ребенка или наказывать его.

«Как только ребенок может что-то делать, нужно приучать его помогать семье. Но делать это следует только на собственном примере. Убеждать, говорить, заставлять, наказывать бесполезно. Если дети видят, что родители любят труд, то и они его полюбят. То же самое и с интеллектуальным развитием. Если дети видят, что родители много читают, ходят на выставки, в музеи, чем-то постоянно интересуются, то и они будут это воспринимать. Для них это станет таким же важным, как тепло и пища», — отмечает она.

В семье Ефимовых мама отвечает за интеллектуальное развитие детей, а отец — за трудовое. Антон очень любит трудиться, для него труд — это процесс.

«Ему доставляет удовольствие делать что-то руками по дому, во дворе. Дети видят, что папа с утра до вечера погружен в какие-то занятия, и начинают делать, как он. И, что самое главное, дети его уважают. Когда он что-то просит сделать, для детей это даже не обязанность, а как награда. Он никогда никого не принуждает, не заставляет: достаточно попросить и дети с радостью бегут».

Благодаря трудолюбию в доме Ефимовых уютно, а во дворе — просторно. Когда дети были маленькие, здесь была игровая площадка с песочницей, горками и качелями, а сейчас установлен турник и боксерская груша. Территорию украшает красивый сад и опрятный газон. В теплое время года семья любит собираться у большого бассейна, рядом построена деревянная баня.

Дистанционка в большой семье

Сейчас в просторном доме Ефимовых детские голоса раздаются гораздо чаще. Все из-за дистанционного обучения. Хорошее воспитание, трудолюбие и стремление к знаниям помогает ребятам легко переносить дистанционку. Антон Ефимов рассказывает, как у них дома все организовано. Дети занимаются в своих комнатах, получают задания, решают их и отправляют обратно учителю. А мама контролирует процесс, чтобы никто не отвлекался. В доме три комнаты для детей — две на первом этаже для девочек и одна большая для мальчиков на втором этаже.

«Я считаю, что кто-то из взрослых должен контролировать. Ребенок в любом случае будет отвлекаться — у него нет еще той способности к концентрации, усидчивости, понимание ответственности тоже не до конца сформировано», — считает многодетный отец.

Юлия соглашается с супругом. Она отмечает, что дети прилежно занимаются и никто никому не мешает: «Я воспринимаю дистанционку как часть воспитательного процесса. Ведь есть такие вещи, на которые мы не можем повлиять, и поэтому приходится их просто терпеть. Можно сказать, это такой квест».

Любить, доверять, предоставлять свободу

Супруги признают, что самое сложное в воспитании — это уделить каждому ребенку нужное количество внимания. Юлия считает, что частично это внимание дети могут получать друг от друга.

«Я знаю, что в некоторых многодетных семьях у родителей наступает выгорание. Это из-за того, что детям не делегируются обязанности. Потому что если в таком большом коллективе не отдавать часть полномочий, не предоставлять свободу детям, то можно сойти с ума».

Антон тоже считает, что без свободы в воспитании никуда. Нельзя ребенку все запрещать, постоянно его контролировать и держать при себе.

«Мы своим детям доверяем, любим их и даем свободу выбора. Все это, конечно, в пределах разумного. Задача отца по отношению к ребенку — вырастить, воспитать и отпустить. А многие приватизируют детей, и это плохо заканчивается. Такие родители никуда не пускают ребенка, а потом проходит время, и он уже сам никуда не хочет идти».

По его словам, переживать, давая свободу ребенку, — это нормально. Но иначе нельзя, ведь у него впереди целая жизнь.

Содержание:

Выясняем причину

Как заставить ребенка учиться

Чтобы разобраться, почему вдруг у ребёнка пропало всякое желание получать новые знания в школе, нужно найти причину такого поведения. Это может быть:

1. Отсутствие мотивации

Ребёнок не понимает важности и нужности процесса обучения. На уроках ему скучно, учителя он не слушает, предпочитает заниматься своими делами или болтать с одноклассниками.

blockquote

Почему дети не хотят делать уроки? Ответ самый простой. Им не интересно.

К сожалению, школа имеет мало практического опыта для жизни и успеха, а гаджетов и «отвлечений» много. Поэтому школьники часто не понимают – зачем? Для чего им это надо? И как это пригодится в жизни? Важно разговаривать с детьми, отвечать на эти вопросы. Показывайте, рассказывайте на примере известных «молодёжных» людей. Попробуйте вместе использовать эти знания в жизни. Хвалите действия школьника.

Например, можно собрать друзей ребёнка и устроить квест «Зачем нам математика?» Команда, которая найдёт больше практических примеров, получает пиццу,

– Елена Овчаренко,

детский и семейный психолог.

2. Проблемы во взаимоотношениях «учитель – ученик» 

Случай из практики. Даша всегда была прилежной ученицей, ей нравилось ходить в школу, получать хорошие оценки, радовать родителей. Но внезапно поведение девочки изменилось. Она стала замкнутой, раздражительной, перестала выполнять домашние задания. А однажды сказала родителям, что в школу больше ходить не будет. Встревоженные мама и папа никак не могли добиться от дочери, что с ней произошло. Пришлось обратиться за помощью к психологу. Оказалось, что незадолго до этого учительница показала Дашину тетрадь всему классу со словами, что задания девочка выполняет хорошо, но вот пишет как курица лапой. Все дети засмеялись. После этого случая Даша изменила своё отношение и к школе, и к учительнице.

Даже одно неосторожное слово учителя может обидеть ребёнка и повлиять на его отношение к обучению, не говоря уже о явных конфликтах. Особенно это касается тревожных и ранимых детей.

3. Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллинг

Как заставить ребенка учиться советы психолога

Случай из практики. Ванины родители переехали в новый район, и мальчику пришлось пойти в новую школу. Сначала ему всё нравилось, и учителя, и одноклассники, но вскоре родители заметили, что сын стал прогуливать уроки. Попытки узнать, почему он так делает, не привели к успеху. Мальчик продолжал врать родителям, что ходит в школу, а сам в это время гулял по городу. Вскоре родителей вызвал директор и объявил, что за систематические прогулы их сын может быть исключен из школы. В тот же день позвонила мама Ваниной одноклассницы. Она рассказала, что Ваня стал жертвой буллинга – травли. Ребята издевались над ним за то, что он не курит, как все остальные мальчики в классе, и носит немодную одежду. Её дочери стало жалко Ваню, и она обо всём рассказала матери, надеясь, что та сможет помочь. Ванины родители были в шоке. Оказалось, что сын просто не хотел посвящать их в свои проблемы и предпочитал терпеть издевательства и насмешки со стороны новых одноклассников.

Родителям важно обращать внимание на все изменения в поведении сына или дочери и суметь вовремя помочь ребёнку, если он стал жертвой буллинга.

4. Неблагоприятная семейная обстановка

Когда родители постоянно ссорятся и выясняют взаимоотношения, ребёнку трудно сосредоточиться на учебной деятельности. Ну как можно решить задачу по физике, когда папа кричит, что уйдёт из семьи, а мама вторит, что потратила свою жизнь на никчемного человека?

5. Родительский сверхконтроль

Как заставить ребенка делать уроки

Есть такие родители (это, в основном, мамы), которым важно контролировать всё, что происходит в семье. В том числе, и школьную жизнь ребёнка. Вплоть до обложек тетрадей и подарка однокласснице на день рождения. О какой мотивации может идти речь у ребёнка, если мама лучше знает, мама всё решит?

6. Низкая самооценка, неуверенность в себе

Таким детям тяжело проявлять себя в школьной жизни. Поднять руку, чтобы ответить на вопрос учителя, позвонить однокласснику и узнать домашнее задание для них – целая проблема. Если при этом ещё и родители предъявляют к ребёнку завышенные требования и критикуют его за малейшую провинность, то сын или дочь замыкаются в себе и идут по пути наименьшего сопротивления. Ребёнок начинает прогуливать уроки, перестаёт выполнять домашние задания, приносит плохие оценки. Зачем стараться, если твои усилия всё равно не будет оценены?

7. Чрезмерная загруженность ребёнка после школы

Ребенок не хочет делать уроки советы психолога

В понедельник и среду – бассейн, в среду и четверг – танцы, в остальные дни – художественная школа. Знакомо? Многие родители стремятся организовать ребёнку сверхнасыщенный досуг. В результате психика включает защитные механизмы, ограждая мозг от переутомления. Ребёнок начинает лениться и откладывать выполнение уроков на поздний вечер.

8. Физиологические причины

Гиперактивность, слабая волевая регуляция поведения, соматические заболевания – вот неполный список того, что также может повлиять на отсутствие у ребёнка желания сидеть за партой и делать домашние задания.

Сочетание причин

Следующая история как раз об этом.

Случай из практики. Стёпа с детства имел лишний вес и очень из-за этого переживал. Уроки физкультуры превращались для него в пытку. Стёпе не удавалось ни пробежать большую дистанцию, ни залезть по канату, ни отжаться от пола. Учитель постоянно ругал его, одноклассники смеялись. На других уроках мальчику тоже приходилось несладко. У него не было друзей, никто не хотел с ним сидеть за одной партой. Стёпины родители собирались разводиться, и им было не до переживаний сына. Замкнутый и неуверенный подросток находил себя лишь в компьютерных играх. Но однажды его судьба резко изменилась. Через онлайн-игру он познакомился с компанией ребят, которые обманывали пожилых людей и забирали у них деньги. Вскоре мошенники решили «взять в дело» и Стёпу. Сначала было страшно, но постепенно он «вошёл во вкус» и стал продолжать дело своих «друзей». Наконец-то Стёпа занимался делом, в котором был успешен, и никто над ним не смеялся и не унижал.

Как видите, причин нежелания учиться у ребёнка может быть достаточно. И чаще всего, это не одна конкретная проблема, а целый набор, в котором родителям предстоит разобраться.

Правильная позиция родителей

Ребенок делает уроки

Дорогие мамы и папы! Если вы будете именно заставлять ребёнка учиться, то вряд ли из этого получится что-то хорошее. Всё, что делается по принуждению или под страхом наказания, не принесёт пользы. Поэтому давайте всё-таки не заставлять детей учиться, а побуждать их к этому. И в этом вам поможет грамотная позиция родителя.

blockquote

Заставить ребёнка учиться, конечно, можно. Но этим придётся заниматься все 9-11 лет.

Когда мы заставляем детей, мы берём их ответственность на себя. А мы же так хотим, чтобы дети были самостоятельными и делали уроки сами. Поэтому, если есть возможность, устанавливайте правила обучения в первом классе. Не надо делать уроки с первоклассником – функция родителя помочь не отвлекаться от деятельности. Если школьник старше, решайте задачу мотивацией и поощрением,

– Елена Овчаренко,

детский и семейный психолог.

Адекватное восприятие ситуации

Что делают большинство родителей, если ребёнок не хочет учиться? Правильно, берутся за ремень. Наверняка, и ваши родители так поступали, и вы тоже нередко этим грешите.

Крики, ругань и наказания оставляем за дверью. Они ничем не помогут. «Страшилки» про профессию дворника – тоже.

Родителям необходимо понять, что нежелание ребёнка учиться всегда имеет под собой конкретную причину.

О том, как правильно реагировать на непослушание, читайте в статье 10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения.

Поддержка

Ребенок не хочет делать уроки

Чтобы ребёнок стал самостоятельнее и научился справляться со своими проблемами, ему важно слышать от родителей:

  • «Я в тебя верю»;
  • «Всё получится»;
  • «Мы вместе решим эту проблему»;
  • «Не бывает безвыходных ситуаций».

Помощь

Родители могут:

  • объяснить непонятный материал сами;
  • нанять репетитора;
  • поговорить с учителем;
  • скорректировать родительскую позицию;
  • сходить вместе с ребёнком на приём к невропатологу;
  • найти совместное решение школьных трудностей сына или дочери.

Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка в школе и хорошо ли с ним обращаются учителя, чтобы вовремя помочь и решить проблему. Слушайте звук вокруг и отслеживайте местоположение ребёнка в режиме реального времени с приложением «Где мои дети» из AppStore и GooglePlay.

blockquote

Заключите с ребёнком договор, прямо письменный, настоящий. Чётко пропишите, что полагается за «добровольное» выполнение уроков и какое «наказание» за невыполнение заданий. Отлично работают со старшими школьниками поощрительные мероприятия, например, всю неделю ребёнок делал уроки сам, в выходной вся семья едёт туда, куда хотел школьник. Наклейки, собирание по буквам слово «молодец» прекрасно работают с младшими школьниками,

– Елена Овчаренко,

детский и семейный психолог.

Как помочь ребёнку?

Ребенок отказывается делать уроки

Советы психолога

Из поколения в поколение переходит у нас нелюбовь к учёбе. Детей ещё в детском саду начинают пугать: «Вот пойдёшь в школу, учительница не будет смотреть на твои капризы, сразу двойку влепит», «вот будешь плохо вести себя – пойдешь к директору в кабинет». Ребёнок заранее готов к тому, что учиться будет сложно, неинтересно, тягостно.

  • Старайтесь говорить о школе и учителях в позитивном ключе. Школа – основа, база, фундамент всей будущей жизни ребёнка.

Когда чувства ребёнка отрицаются, он быстро теряет интерес к любому делу, в том числе и к учёбе. Ребёнок говорит: «Эта очень сложная задача. Я её никогда не решу» и получает в ответ: «Ты просто очень ленивый, для тебя всё сложно».

  • Позвольте детям делиться с вами своими страхами и опасениями, даже если они вам кажутся беспочвенными.
  • В семье ребёнок может найти всё, что ему нужно. Больше слушайте и меньше осуждайте, тогда дети сами захотят поделиться с вами своими проблемами.

Желание вырастить из ребёнка гения с отличными оценками по всем предметам приводит к нервным срывам и заниженной самооценке, ведь сын или дочь не всегда могут дотянуться до планки, поставленной родителями. То же касается и нереализованных родительских ожиданий, когда мама так мечтала стать балериной и решила, что дочь обязательно должна воплотить её мечту в жизнь.

Бич всех родителей – сравнение ребёнка с другими детьми. «А Машенька одни пятёрки получает, а ты только двойки да тройки приносишь», «а Светочка давно уже сама уроки делает, а ты все маму просишь помочь». И ребёнок начинает тихо ненавидеть Машеньку со Светочкой, считая себя полным неудачником.

  • Если сравнивайте ребёнка, то только с самим собой: «Вот видишь, в том году тебе было сложно запомнить таблицу умножения, а в этом году ты её как орешки щёлкаешь!»

8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу

  1. Чаще хвалите за успехи, даже за самые незначительные.
  2. Объясните, почему так важно учиться в школе, что это даст ребёнку в будущем.
  3. Не стоит ругать за плохие оценки, ребёнок и так расстроен этим фактом. Постарайтесь сначала выяснить причину.
  4. Не «покупайте» хорошие оценки гаджетами и модными вещами.
  5. Чаще говорите со школьником о его мечтах и планах на будущее.
  6. Важно научить ребёнка правильному распределению времени после школы, чтобы его хватало и на отдых, и на домашние задания.
  7. Позиция «важны не оценки, а знания» полезна как для родителей, так и для детей.
  8. Делайте уроки с ребёнком только в том случае, если он попросит вас о помощи.