Стих расстались мы но твой портрет лермонтов

Стих расстались мы но твой портрет лермонтов

Центральные персонажи

Центральным героем стихотворения М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» является влюбленный поэт, который жертвует самым дорогим, творчеством и вдохновением, ради любимой. «Быть может, те мгновенья, что протекли у ног твоих, я отнимал у вдохновенья», — говорит он девушке.

Ее любовь оказалась иллюзией, обещание — ложью. Но лирический герой — человек гордый и сильный. «Я не унижусь пред тобою», — обращается он к бывшей возлюбленной.

Он сожалеет о том, что поддался очарованию ветреной кокетки и потратил на нее драгоценное время, которое мог бы посвятить творчеству.

Краткий анализ стиха «Я не унижусь пред тобою» М. Ю. Лермонтов

Вариант 1

Данное стихотворение напрямую связано с жизнью писателя, с его чувствами к любимой женщине. Эта женщина выступает в роли некого идеала, который так разочаровал поэта.

Любовь была безответной, а глубокие лирические чувства унижены изменой любимой.

Стихотворение датируется 1832 годом. Как и любой автор, Лермонтов описывает тему любви открыто, но в то же время драматично. И вообще, вся поэзия писателя пронизана глубоким чувством разочарования и одиночества, что и характерно для его творчества.

Под строками «К» автор подразумевает Иванову Наталью Федоровну, которая оскорбила его чувства.

Автор считает, что она предала его и упрекает ее в том, что она была не верна по отношению к нему. Само название «Я не унижусь пред тобой» говорит за себя. Унижение — это своего рода лирические чувства поэта, на которые нет взаимного ответа. Но после того, как она выступает в роли кокетки, автор решает прервать любую связь с ней.

Ему чуждо такое отношение с ее стороны. Это обижает его, оскорбляет его внутренний мир. Он посылает эти строки ей, чтоб донести то, что накопилось в сердце.

Автор больше не верит в нее. Он жалеет бесценно прожитые годы, которые посвятил ей.

Из этих строк сразу видно, что автор не может вернуться к той жизни. Он больше никогда не поверит ей и ее словам. Он не хочется больше тратить свое время на нее, потому что она введет его в заблуждение.

Слишком много жизни Лермонтов потратил для нее. Автор так долго надеялся на взаимность, что силы иссякли. Ради ее улыбки он возненавидел целый мир. Здесь автор подчеркивает силу настоящей любви. Для такой любви ничто не чуждо!

Лермонтов, как и Пушкин в своем стихотворении «Я вас любил…», желает счастья своей любимой. Но в отличие от Пушкина, он стремится к тому, чтоб отомстить за все страдания.

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

У поэта накопилось зло на безответность и кокетство с ее стороны. В то же время автор одинок и печален. Только сожаление того, что неудача неизбежна вызывает в нем злость.

Это стихотворение написано сплошным текстом, будто исповедь, крик души, отчаяния поэта. Мы здесь не видим четкого распределения на строфы. Читая стихотворения, мы не найдем в нем разделения. Читать его можно безостановочно.

С помощью сложных метафорических обращений, автор выражает свою внутреннюю грусть наиболее полно.

Вариант 2

Любовь в стихотворениях у большинства поэтов занимала довольно значимое место. Каждый писатель ее воспевал и боготворил. Много стихотворений посвященных любовной линии написал Михаил Лермонтов. Он не описывал радостные чувства, возникшие в момент влюбленности, напротив, он описал это немного иначе. После неудачного романа и неразделенной любви, писатель пишет стихотворение, которое посвящает особе, отвергнувшей его. Данное произведение дает понять, что главный герой переживает лишь горечь от любви.

Герой любил девушку, но девушка не разделяла его намерений. Более того она его оскорбляла своим безразличием. Бесценное время было потрачено на кокетство. Ожидания утомляли героя, но чувств не возникло. В любовной лирике поэта слишком мало радостных и светлых моментов. Он все чаще начинает обращаться к разбитому сердцу и неразделенным чувствам любви.

Стихотворение «Я не унижусь пред тобой» напоминает своим жанром послание. Главного героя Лермонтов все больше изображает как человека, который после унижения в чувствах не хочет любить. То чувство, которое должно приносить людям силы и радость, теперь вызывает лишь отвращение. Герой становится одиноким, у него возникает чувство озлобленности не только на мир, но и на женщин в целом.

Эмоции, возникающие в его душе, сопровождаются только гневом и горечью. Всех девушек герой воспринимает теперь только лицемерными и нечестными. Стихотворение, словно описание самой жизни поэта. Лермонтов, как и его герой, теперь тоже перестал доверять женщинам, он уже не будет таким беззаботным и счастливым. Герой все еще любит, но у него есть чувство гордости. Он больше не хочет идти за сердцем, он решает больше доверять здравому смыслу. Герой решается отказаться от эмоций, которые делали его заложником этих чувств.

С помощью выразительных художественных средств, которые ярко передают всю суть стихотворения, автор смог с точностью передать душевное состояние лирического героя. В один момент герой разочаровался в идеале женщины, которую для себя когда-то создал в своем воображении. Реальный образ оказался далеко не таким прекрасным, как хотелось бы. Герой ошибся, и это стоило ему многим. Но ради ее улыбки он все еще хотел пожертвовать всем.

Вариант 3

Михаил Лермонтов был человеком тонкой душевной организации, он очень близко к сердцу принимал душевные раны, которые ему наносили светские дамы, отвергая его чистые порывы. Одной из таких женщин в жизни поэта была Наталья Иванова, которой Михаил Юрьевич посвятил стих “К***” (“Я не унижусь пред тобою…”).

Известно, что, будучи в загородном имении Лермонтов познакомился с Натальей и сразу же в нее влюбился. Когда же девушка ответила ему взаимностью, то выдающийся поэт выражал надежды на совместное будущее с Ивановой. Но, как часто бывает в светском обществе, девушка принимала ухаживания не только Лермонтова, но и других кавалеров.

Стихотворение, написанное неверной и несерьезной любимой, с первых же строк дает понять, что автор не питает к ней чувств. Его существо заполняет обида и унижение, разочарование и злость, ведь он открыл свою душу, сердце возлюбленной и, в который раз, был обманут. Лермонтов выражает пренебрежительное отношение не только к этой женщине — он презирает их всех. Ему чужды теперь любовь и привязанность, поэт открыто говорит, что теперь любить и страдать будут другие, но не он.

Несмотря на довольно небрежное, абстрагированное отношение к девушке, которая унизила чувства поэта, Лермонтов выражает сожаления о любви, которая не сбылась, не расцвела в что-то большее, не принесла плодов. Хоть она и была обманом, автор говорит, что был готов на все лишение ради той, единственной. Но ее пренебрежение открыло ему глаза на глупую игру, в которой он был лишь игрушкой в чужих руках. Михаил Лермонтов разочарован в любви — ведь если его обманул “ангел”, то можно ли еще кому-то в этом мире верить?

Сюжет

Сюжетная линия стихотворения вырисовывается из монолога лирического героя, который обращается к бывшей возлюбленной. Из его воспоминаний мы узнаем о том, как сильно и преданно юноша любит свою избранницу.

«Я целый мир возненавидел, чтобы тебя любить сильней», — рассказывает он. Но читатель с первой строки понимает, что роман не имел продолжения.

Сюжетная линия произведения построена на описании чувств и переживаний лирического героя. Все уже случилось: любовь, измена, разочарование, боль.

От строки к строке меняется настроение поэта. От упреков в адрес любимой («Знай, мы чужие с этих пор») он переходит к сожалениям об утраченных возможностях («Я дал бы миру дар чудесный»).

Затем пытается взять себя в руки, возрождая чувство собственного достоинства («Я не соделаюсь рабом»).

В финале стихотворения лирический герой планирует свое будущее. Чтобы справиться с душевной болью, мечтает уехать в чужие края, наслаждаться и «обманывать безбожно». Он больше не верит в любовь.

История создания

Лермонтов родился в 1814 году, в семье офицера, но воспитывался бабушкой. Он всегда любил литературу, но писать начал только во время обучения в московском пансионе, где учился с 1828 года до 1830. А затем, в 1830-1832 годах, он учится в Московском университете, где и пишет «Я не унижусь».

Написано стихотворение «Я не унижусь. .. » в 1832 году. Это не просто рассказ, написанный в стихах, это посвящение. И даже не совсем упрек, здесь что-то большее — крик разочарования. В любви, в обожании, в жизни. Возможно, именно поэтому Лермонтов так и не опубликовал его при жизни, стихотворение увидело свет лишь в 1859 году, уже после гибели поэта.

Кому посвящено стихотворение «Я не унижусь»? Известно, что автор обращался в этом стихотворении к своей возлюбленной — Наталье Ивановой, с которой они к этому моменту уже расстались. Лермонтов славился своими романами, скандалами и славой повесы, который никогда никого не любил. Да и в своих произведениях он не стремился раскрыть тему любви, она была не главной в его творчестве. Однако данное стихотворение показывает совсем другого Лермонтова: потерянного, оставленного и совершенно не представляющего, что делать. В нем много чувств, даже слишком, что делает текст не просто искренним, а излишне искренним. Та, что его оставила – и боль его, и радость, и разочарование, и подарок. И Лермонтов понимает это, потому что так и не уничтожил стихотворение, которому, однако, не дал увидеть свет.

Художественное своеобразие произведения

Художественное своеобразие стихотворения связано с приемом градации.

Взволнованность автора постепенно нарастает, выливаясь к финалу в реплику, наполненную негодованием и возмущением: «Такой души ты знала ль цену? Ты знала — я тебя не знал!».

Текст стихотворения наполнен восклицательными предложениями, риторическими вопросами, которые передают эмоциональный накал произведения. Отсутствие привычного деления на строфы помогает читателю, не отрываясь следить за авторской мыслью.

Средства художественной выразительности

Основную идею стихотворения помогают передать средства художественной выразительности:

  • сила чувств выражается яркими эпитетами («мыслию небесной», «дар чудесный», «коварную измену»);
  • напряженность ситуации — необычные метафоры («привет…, укор не властны над моей душою», «душу отдавал», «пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам»);
  • глубина страданий выражается гиперболами («целый мир на битву звать», «в страсти стану клясться всем», «целый мир возненавидел»);
  • общечеловеческую значимость — образы символы (ангел, душа, бессмертие).

«Сон» анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова

Сон в жизни человека играет немаловажную роль: во сне человек отдыхает. Однако сновидения всегда отличались мистическим смыслом, так как часто предвещали приятные или, наоборот, трагические события. Неслучайно он стал использоваться писателями в качестве особого жанра, когда именно с помощью сна герой произведения получал своеобразное предупреждение или мог увидеть будущее .

Сон мог стать самостоятельным литературным произведением, например, пьеса испанского драматурга Педро Кальдерона «Жизнь есть сон» или комедия Вильяма Шекспира

«Сон в летнюю ночь». В лирике подчас сон превращается в мистическое предсказание, как и случилось в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Сон» , написанном в 1841 году незадолго до роковой дуэли.

Это сейчас, когда почти каждый ценитель русской поэзии имеет представление о судьбе молодого русского поэта «с русскою душой», стихотворение «Сон» может показаться предсказанием собственной гибели. Но тогда, в 1841 году, никому бы не пришло в голову проводить параллель с судьбой главного героя «Сна», лежащего «в полдневный жар в долине Дагестана с свинцом в груди».

Стихотворение состоит

из двух частей. В первой части смертельно раненный герой видит как будто со стороны свое тело, из которого вместе с кровью, сочившейся из раны, медленно уходит жизнь. Очевидно, этот человек изначально оказался здесь, в Дагестане, не по своей воле.

На эту мысль наводит пейзаж, явно враждебный герою: и нагромождение острых скал, и горячий песок, и жгучее солнце — все доставляет мучения умирающему юноше.

Кроме того, герой лежит один , и непонятно, почему он остался в одиночестве. Если это раненый солдат, то где его сослуживцы? Приходит на ум мысль о мести, и ответ на вопрос, кто смертельно ранил героя, так и остается без ответа.

Вторая часть начинается, на удивление, слишком уж радостно. И хотя это и есть сам сон, но в нем и пир, «сияющий огнями», и юные жены, «увенчанные цветами», и «веселый разговор», который они вели о герое. Только вот одна из них сидела задумчивая — это подчеркнуто антитезой с помощью союза «НО».

Душа героини тоже погружена в «грустный сон», почти дословно повторяющий уже виденную в начале стихотворения картину: теперь это уже труп, лежащий в долине Дагестана с дымящейся в груди раной. Состояние героини больше напоминает транс, однако в художественном смысле — это предвидение, предчувствие. Ведь только любящая женщина может чувствовать состояние своего возлюбленного.

Читайте также:  Тема России в лирике А.А. Блока (стр. 1 из 2)

Повторение одной и той же картины в начале и в конце стихотворения создает кольцевую композицию, также носящую название «художественного обрамления». Это придает произведению законченность, оставляя читателя без всякой надежды на благополучный исход.

Интересно, что слово «сон» может иметь разные значения: «сновидение», «мечта», «видение». В первой части стихотворения сон героя больше напоминает переход в другую реальность, пограничное состояние между жизнью и смертью, в котором оказывается умирающий юноша. И хотя чаще предсмертные видения больше напоминают пленку, которая с бешеной быстротой раскручивается в обратную сторону, неспешный размер стиха настраивает читателя на совсем иной лад.

Последняя часть стихотворения больше напоминает мечту, к которой стремится герой. Судя по обстоятельствам жизни самого Михаила Юрьевича, трудно представить себе, как где-то далеко его ждет любимая девушка. Но в том и заключается сила художественного слова, что поэт подчас волен выдавать желаемое за действительное.

Таким образом, несмотря на мистицизм , это стихотворение можно отнести к излюбленной теме Лермонтова — одиночеству. Каждый из героев в итоге остается один: юноша умирает в одиночестве, а любимая остается вдовой, даже не став женой.

Один из известнейших русских литературоведов, Б. М. Эйхенбаум, определяя жанровое своеобразие «Сна» М. Лермонтова, назвал его композицию зеркальной: «Сон героя и сон героини — это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них…». Точнее, действительно, не скажешь.

Анализ «Сон» Лермонтова М.Ю.

За свою недолгую творческую карьеру Михаил Лермонтов сочинил очень много интересных произведений. В них он высмеивал свое окружение, выступал против самодержавия и тирании, делился своими сокровенными желаниями, воспевал красоту окружающего мира. В 1841 году поэт написал стихотворение «Сон», оно относится к позднему творческому периоду литератора и появилось незадолго до его смерти. Михаил Юрьевич как раз пребывал во второй ссылке на Кавказе и словно предчувствовал свою гибель.

Содержание стихотворения «Сон»

Лермонтов (анализ произведения подтверждает его фатальность) во всех красках описал свою смерть. Незадолго до дуэли поэт встречался со своим другом Владимиром Одоевским, и тот ему подарил красивую записную книжку, приказав вернуть ее, исписанную стихами. Таким образом он хотел поддержать писателя, укрепить его веру в собственные силы. Михаил Юрьевич как будто спешил выполнить просьбу товарища, он писал стихи в ускоренном режиме.

Анализ «Сна» Лермонтова показывает, насколько ему было больно и одиноко. В этот период поэт в основном писал саркастичные и острые стихотворения, в которых негативно отзывался о царском режиме. Михаил Юрьевич понимал, что на военной карьере придется поставить крест, но и как писателю ему не дадут проявить себя. Данное произведение выделяется среди остальных неприкрытой горечью, обидой и страданиями, которые переживал в то время М.Ю. Лермонтов.

«Сон» — трагичное лирическое стихотворение, в нем главный герой лежит в жаркой дагестанской долине с пулей в груди. Жизнь потихоньку уходит из его тела, и вот человек, теряя сознание, видит необычный сон. Герою чудится, будто он дома, на одном из светских приемов, где прекрасные девушки радостно обсуждают его персону и лишь одна из них не участвует в беседе, а погрузившись в сон, видит картину, где его труп лежит в солнечной долине Дагестана.

Совпадение или пророческий дар?

Анализ «Сна» Лермонтова заставляет задуматься, знал ли о своей скорой гибели автор или же его стих посвящен неизвестному солдату. Многие современники поэта утверждали, что поэт имел пророческий дар, время от времени он ронял какие-то странные фразы, которые в будущем сбывались. «Сон» является отнюдь не единственным произведением, в котором писатель зарифмовал предсказания о своей судьбе. Возможно, Михаил Юрьевич действительно мог заглянуть в потусторонний мир, не зря же его привлекало все мистическое, необычное, литератор очень трепетно относился к приметам и знакам судьбы.

Анализ «Сна» Лермонтова показывает, что автор в подробностях описал собственную смерть, приукрасив лишь момент с девушкой, которая ждала его дома. В действительности он никому не был нужен, кроме старенькой бабушки и нескольких друзей, которые его поддерживали. Михаил Юрьевич, видимо, хотел выдать вымысел за действительность, поэтому и написал лирическое отступление со сном-видением незнакомки. Анализ «Сна» Лермонтова позволяет понять, что автор смирился со своей судьбой и спокойно смотрит смерти в лицо. Он красочно описал в стихе собственную участь, не указав лишь имени.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон»

Творчество Лермонтова охватывает большое количество тем, в которых звучат тоска, одиночество, сны. В стихотворении «Сон» поэт хочет показать, что человек чувствует, находясь между жизнью и смертью, предоставляет нам тему сна, отразив это в своем произведении. В нем трудно разобраться, кто является рассказчиком. То ли это человек, который видит сон, то ли это человек, который находится на грани жизни и смерти – в любом случае он медленно покидает свое существование в реальном мире.

Сюжет в стихотворении построен на чувствах, действиях и поступках. Реалистично прорисованные действия с трудом дают нам возможность отделить реальные действия от грез человека, который спит «мертвым сном».

Лермонтов не раз затрагивал тему жизни и смерти, действия человека в роковые минуты. Данное произведение полностью раскрывает тематический характер. Анализ стихотворения «Сон» проясняет суть и, можно сказать, что сон сравнивается со смертью. И этот сон как бы показан с трех сторон — сон трех объектов. Во сне умирающего человека есть еще и сон о девушке, а та, в свою очередь, и сама видит сон. Трехмерный сон подразумевает видение того, что происходит где-то далеко, рождается новый смысл сна, в нем показываются мысли уставшего, раненого героя.

Стихотворение «Сон» полностью продолжает любимую для поэта тему — отчуждение человека, уход его из жизни в полном одиночестве. И, кажется, что в строчках нет таких ярких чувств, содержание имеет суховатость, нет эмоциональных нагрузок, которые обычно применяет Лермонтов. Однако вся атмосфера передана нам через сон «в кубе». Парадокс сна в том, что через него поэт воспроизводит действия в тонких подробностях воспоминания в будущем. Анализ стихотворения «Сон» раскрывает предчувствие его смерти, он ее даже видел. Так и получилось. После того, как он написал стихотворение, прошло некоторое время, и он действительно оказался раненым пулей, лежащий на песке, теснясь в уступах скал. Поэт В. Соловьев говорит, что пророчество передалось ему от предка писателя, который был известен, как прорицатель и ведун.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Сон»

Analiz-stihotvoreniya-Lermontova-Son-3.jpg

Т.е. автор рисует суровый и тягостный пейзаж, выступающий как враждебная, убивающая сила. Каменные скалы окружают умирающего героя подобно тюремным стенам.

Вторая часть начинается описанием пира, явившегося герою во сне:

Наряду с главным героем стихотворения, находящегося на грани жизни и смерти и погруженного в небытие, во второй части автор изображает его любимую женщину, предчувствующую смерть героя:

Стихотворение «Сон» построено довольно сложно. Оно имеет зеркальную композицию: сначала герой видит во сне героиню, а затем героиня, которую герой видит во сне, видит сон о нем:

Таким образом, автор показывает нам сюжет произведения два раза – с точки зрения героя и с точки зрения героини.

Назовите основной мотив творчества М.Ю. Лермонтова – ответ на тест

В тестах часто встречается задание – назовите основной мотив в творчестве Лермонтова. Рассмотрим принципы лирики девятнадцатого века. Романтический пафос – характерная черта поэзии этого времени. Творчество Михаила Юрьевича часто содержит романтические ноты. Он восхищается свободой, волей, подвигами, героизмом. Популярное направление – описание красот природы. 

Поэт говорит о невозможности найти применение в жизни. Люди вынуждены были уезжать за границу, идти воевать, они чувствовали себя непонятыми обществом. Россия переживала переломный момент, что сказывалось на жителях страны. На фоне этих обстоятельств сформировались основные направления лирики Лермонтова:

  • Поэзия с ее высочайшим предназначением, сложностью поэтов. Пример: стихи «Поэт», «Пророк»;

  • Самодержавие, жизнь представителей высших сословий и народа, осознание смысла существования молодым поколением. Произведения «Бородино», «Дума», «Смерть поэта»;

  • Чувство сострадания, любви. Пример: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет»;

  • Проблема взаимоотношений между автором и миром, ощущение разочарования, горечь, тяготы одиночества: «Утес», «Горные вершины»; «Листок»;

  • Стремление к борьбе, свободной жизни: «Узник», «Парус».

Каков основной мотив лирики Лермонтова

Тема лирических произведений основана на поиске моральных, этических идеалов. Герой неоднозначный, противоречивый. Большое влияние на писателя оказал декабристский разгром. В мотивы творчества добавились элементы расплывчатости, неуверенности, сомнений. Автор выражает свои философские рассуждения через обилие пессимистических красок. Он верит – творчество всемогуще, поэзия бессмертна.

Несмотря на обилие разочарований, писатель пронизывает свои творения высокими помыслами, благородными чувствами. Он выражает идеальный образ в лице посланника Бога. Михаил Юрьевич проникается темой поиска родины, дающей человеку чувство значимости, важности. Поиск великого предназначения приводит его к идее единения с природой. Творец описывает вечную борьбу между образованностью, невежеством. В приоритете – нравственное одухотворение. 

Определенный класс произведений передает усталость, отрешенность Лермонтова от окружения. Он чувствует себя одиноким, праздное существование не приносит удовлетворения, кажется пустым, бессмысленным.