Стих рассказ танкиста твардовский текст с ударениями

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1942 году, на основе реальных событий.
Тема стихотворения – Дети и война.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».

Эпитеты – «трудный», «недозрелые».

Сравнения – «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем».

Анализ стихотворения Твардовского “Рассказ танкиста

Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией, а с журналистикой. На фронт Твардовский ушел военным корреспондентом газеты “На страже Родины” в 1939 году, когда шли тяжелые бои за Финляндию, а вернулся к мирной жизни лишь весной 1946 года. За 7 лет фронтовой жизни автор успел исколесить не только всю Россию, но и Европу, опубликовал сотни очерков и военных сводок. В то же время Твардовский не забывал и о стихах, которые сегодня воспринимаются как иллюстрации к тем далеким и страшным

событиям.

Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался передавать все увиденное либо услышанное с поразительной точностью. Это относится и к стихотворению “Рассказ танкиста” , созданному в 1942 году. Оно было написано со слов очевидца – одного из участников танкового боевого сражения. Однако создается впечатление, что Твардовский лично видел все то, что происходила на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов.

Стихотворение начинается с сожаления о том, что рассказчик не успел узнать

имя главного героя повествования – местного мальчишки лет 10-12 из числа тех, кого принято именовать “бедовыми”. Они – заводилы в любой компании, инициаторы дворовых драк, а также верные помощники русских солдат. Один такой сорванец и подошел к советским танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника. “Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем”, – именно так описывает поэт героя своего произведения.

Солдатам-танкистам не оставалось ничего иного, как взять с собой юного смельчака на броню и, руководствуясь его указаниями, зайти в тыл к противнику. В итоге, как вспоминает очевидец тех далеких событий, “эту пушку, заодно с расчетом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем”. Солдаты поблагодарили своего помощника и, словно взрослому, пожали ему руку. Но вот имени мальчишки никто спросить не догадался, о чем участники тех событий искренне сожалеют. “Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку”, – отмечает танкист, которому, по сути, этот сорванец спас жизнь. Однако солдат понимает, что таких юных героев можно было встретить в каждом городе. И именно детям войны, которые защищали свою Родину наравне со взрослыми, Твардовский посвятил это волнующее стихотворение с элементами публицистики.

История создания

Александр Трифонович был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. Этот период жизни наложил большой отпечаток не только на личность писателя, но и на все его творчество.

Стихотворения Твардовского во многом схожи с публицистическими очерками, что позволяет читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.

В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.

Александр Твардовский слушать все книги автора по порядку

Александр Твардовский
Александр Твардовский — все книги автора в одном месте слушать по порядку полные версии на сайте онлайн аудио библиотеки knigiaudio.org

Александр Твардовский — Рассказ танкиста отзывы

Отзывы слушателей о книге Рассказ танкиста, исполнитель: Исполнитель неизвестен. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.
Уважаемые читатели и просто посетители нашей библиотеки! Просим Вас придерживаться определенных правил при комментировании литературных произведений.

  • 1. Просьба отказаться от дискриминационных высказываний. Мы защищаем право наших читателей свободно выражать свою точку зрения. Вместе с тем мы не терпим агрессии. На сайте запрещено оставлять комментарий, который содержит унизительные высказывания или призывы к насилию по отношению к отдельным лицам или группам людей на основании их расы, этнического происхождения, вероисповедания, недееспособности, пола, возраста, статуса ветерана, касты или сексуальной ориентации.
  • 2. Просьба отказаться от оскорблений, угроз и запугиваний.
  • 3. Просьба отказаться от нецензурной лексики.
  • 4. Просьба вести себя максимально корректно как по отношению к авторам, так и по отношению к другим читателям и их комментариям.

Надеемся на Ваше понимание и благоразумие. С уважением, администратор knigiaudio.org.

    Ничего не найдено.

Тема

Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.

Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

Основная тема

Ключевая тема произведения — героический поступок мальчишки, который сумел помочь танкистам уничтожить пушку врагов.

Поэт рассказывает, что война — это такой период, когда весь народ объединяется, чтобы защитить свою землю. И в этом желании нет преград ни возрастных, ни каких-либо еще. Каждый может оказаться полезным, и в любое время есть место для храбрости.

Твардовский специально акцентирует внимание на том, что этот мальчишка — не единичный случай. По всей стране, в больших городах и маленьких селах проживало немало детей его возраста. И многие из них старались всеми силами помочь старшим прогнать фашистов.

Да, их подвиги были лишь каплей в море в масштабах войны, но не следует преуменьшать их вклад в победу. В этом заключается главная идея произведения Александра Трифоновича.

Композиция

Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря подобному приему автор подчеркивает трудность военного пути, предрекает обязательную, пусть и не скорую победу.

Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что в полной мере раскрывает образы персонажей.

К основным элементам композиции стихотворения относятся:

  • экспозиция – слова сожаления автора, который не узнал имени маленького героя, его описание;
  • завязка – сообщение мальчика о расположении вражеской пушки;
  • кульминация – уничтожение вражеского орудия;
  • завязка – слова благодарности безымянному герою.

Вариант 2

На тему войны писали многие авторы, так как она коснулась каждого человека того времени. Война унесла много жизней, поэтому оставила глубокий след в памяти людей, который отзывается болью. Произведения, написанные на военную тематику, помогают передать всю картину военного времени подрастающему поколению, для того, чтобы они всегда помнили, ценили мужество и смелость бойцов.

Одним из таких произведений является стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста». Автор, будучи журналистом, прошёл всю войну от начала до конца, он видел все ужасы того времени. В силу своей профессии он много общался, ему много рассказывали военных историй, а он отражал это в своих работах. Помимо статей автор пробовал писать и стихи. Данное стихотворение написано в форме повествования танкиста о военных действиях, в которых помогают дети. Но когда читаешь, создаётся впечатление, что танкист это сам автор, ведь рассказ он ведёт от своего имени.

Был очередной трудный бой за улицу, танкисты прорывались к площади вперёд. Но они не могли понять, где же спрятался враг, откуда бьет. И вдруг на помощь бойцам подбежал парнишка лет десяти-двенадцати. Ведь в каждом городе, посёлке были дети, которые не оставались равнодушными к войне. Они всячески помогали бойцам достигать победу, несмотря на свой малый возраст.

Такие мальчишки были главарями у детей, заводилами всех дворовых драк, но одновременно, на фоне своей смелости, оказывали помощь в нужный момент. Вот и в этом случае, этот мальчишка узнал, разведал, где находится вражеская пушка. И сейчас он готов показать командиру, только чтобы он взял его с собой на танк. Бой не терпел отлагательств и его вязи на танк. Этот парнишка был очень горд за свой поступок, его переполняли эмоции, что он тоже внёс огромный вклад в победу. На фоне этого он был словно бесстрашный. Поэт пишет, что мины, пули свищут, а у мальчонки только рубашонка пузырём. Можно сказать, что благодаря поступку этого парнишки бойцы победили. Они вражескую пушку вмяли в рыхлый чернозём. Но самое главное, что этот отважный мальчик спас жизни этих танкистов, если бы не он, неизвестно как бы закончился бой.

Но в содержании стихотворения чувствуется какое-то сожаление и неудовлетворённость. О чем же сожалеет автор? А сожалеет он о том, что забыл спросить, как зовут этого мальчика. В суматохе боя командир поблагодарил парнишку, руку как товарищу пожал, а вот имя его не спросил. Поэт пишет, что узнал бы его из тысячи лиц, так хорошо образ мальчика остался в памяти. Но не может себя простить, что забыл спросить, как зовут. Об этом автор упоминает и вначале и в конце стихотворения. Видимо действительно считает себя в этом виноватым, ведь парнишка для командира спаситель его жизни.

Анализ стихотворения Рассказ танкиста по плану

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1942 году на основе реальных событий.

Тема стихотворения – Дети и война.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Ямб с перекрёстной рифмой.

Метафоры – «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».

Эпитеты – «трудный», «недозрелые».

Сравнения – «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем».

История создания

Александр Трифонович был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. Этот период жизни наложил большой отпечаток не только на личность писателя, но и на всё его творчество.

Стихотворения Твардовского во многом схожи с публицистическими очерками, что позволяет читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.

В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.

Тема

Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.

Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

Композиция

Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря подобному приему автор подчеркивает трудность военного пути, предрекает обязательную, пусть и не скорую победу.

Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что в полной мере раскрывает образы персонажей.

Твардовский назвал данный стих рассказом, и признаки рассказа также есть в произведении. К основным элементам композиции рассказа относятся:

  • экспозиция – слова сожаления автора, который не узнал имени маленького героя, его описание;
  • завязка – сообщение мальчика о расположении вражеской пушки;
  • кульминация – уничтожение вражеского орудия;
  • развязка – слова благодарности безымянному герою.

Жанр

Произведение написано в жанре баллады, поскольку обладает всеми характерными чертами: лиризмом, сюжетом эпического характера, интригой.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрёстной рифмой.

Средства выразительности

Произведение не изобилует разнообразными художественными средствами, что объясняется его содержанием. Тем не менее, автору удалось с их помощью придать стихотворению глубину и выразительность.

В произведении встречаются эпитеты трудный», «недозрелые»), метафорыа он гвоздит», «душила гарь и копоть»), сравнения всё нынче как спросонку», «рубашонка пузырем»).