Стих размеры ямб хорей дактиль амфибрахий анапест

Стих размеры ямб хорей дактиль амфибрахий анапест

Уроки стихосложения для начинающих: бесплатные видео для домашнего обучения

У начинающих поэтов часто встречаются интересные наблюдения, поразительные впечатления и переживания, глубокие мысли, способности к развитию тонких серьезных тем. Но у большинства произведений имеются погрешности или серьезные недостатки в технике исполнения, а авторам не хватает поддержки и вдохновения.

Желающим перешагнуть с любительского на профессиональный уровень в стихосложении придется досконально изучить основы рифмования, понять принципы формирования оригинальных, интересных читателю идей и много тренироваться в сочинении стихов.

Хорей

Хорей – образец русского силлабо-тонического стихосложения. Его ритмика характерна для народных песен, сказаний и подражаний им, за что мэтр стали называть «простонародным». Опроверг это утверждение поэт и филолог Василий Тредиаковский, доказав, что «простонародные» формы пригодны для выражения высоких мыслей. В этом уроке руководитель семейного хора «Ковчег Дружбы» Ирина Иваськив расскажет о принципах создания хорея. Она объяснит, как он изображается в графическом виде, каким образом определяется количество слогов в строчке, что собой представляет стопа, почему многие колыбельные написаны в этом формате.

Чего не надо делать

Отсутствие смысловой нагрузки, однообразие, банальные темы, сленг, отсутствие визуальных образов, избыток пафоса – эти и другие ошибки характерны начинающим. Повысить качество текста получится, если научиться замечать и бороться с типичными ошибками. Эльвира Барякина разбирает распространенные проблемы, приводя наглядные примеры на экране. Э. Барякина – российская писательница, проживающая в Америке, чьи книги выходили в издательствах «Эксмо», «АСТ», «Олимп», «Рипол-классик». Она преподает литературное мастерство, проводит вебинары, тренинги, ведет обучающий блог на YouTube.

Рекомендации Монеточки

Лиза – современная российская певица, композитор, музыкант. В 2015 году она начала (под псевдонимом Монеточка) выкладывать во ВКонтакте песни собственного сочинения, исполняемые под фортепиано, быстро обретя поклонников. В 2018 году, выпустив альбом «Раскраски для взрослых», Елизавета стала по-настоящему популярной. Имея опыт в написании песен, девушка дает полезные советы начинающим. Семь из них приведены в видеролике канала EktbTV. Лиза поговорит о необходимости понимать цель своей деятельности, искать нетривиальные подходы к простым вещам, читать хорошую литературу, избегать пафоса, сокращать длину текста.

Правила

Виталий Кальпиди поговорит о правилах создания стихов, поэтическом воровстве, проверке избитых штампов. Он поделится случаями из жизни, сделанными выводами, расскажет, стоит ли делать заготовки сюжетов, нужно ли спешить обнародовать текст, верить ли похвалам, сколько произведений в год нужно писать. Виталий Кальпиди является философом, критиком, соавтором проекта «ГУЛ». Он получил около десяти престижных премий, в том числе Академии русской современной словесности им. Аполлона Григорьева, премию им. Б. Пастернака («Хакер»), им. П.П. Бажова («IZBRANNOE»).

Интервью с Вадимом Левиным

Краткое интервью с В. Левиным, детским автором, педагогом, психологом, где он, в беседе с Диной Крупской, дает советы о том, как писать детские стихи. Будучи членом Союза писателей Москвы и соавтором «Букваря», Вадим Александрович знает, что сказать по теме. Он приводит рекомендации, опираясь на опыт Чуковского, Маршака и свой, объясняет, из каких этапов состоит творческий процесс, стоит ли принуждать себя, пытаясь создать «особое настроение». «Глупая лошадь», «Прогулка с дочкой», «Хвалилка для котят», «Куда уехал цирк?» – произведения В. Левина. Он работал над созданием учебников по русскому языку, выпустил много книг по педагогике.

Размеры

Прежде чем приступать к написанию, придется изучить теорию и понять признаки деления на стихотворные размеры. Автор взял для демонстрации короткие отрывки из Пушкина, Лермонтова, Блока: «Трусоват был Ваня бедный», «Избушка там на курьих ножках», «Тучки небесные, вечные странники», «Бойцы вспоминают минувшие дни», «И кричали ура, и шутили они». На этих примерах учитель разъясняет, чем различаются ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Для лучшего запоминания он рекомендует проверять все именем Иван, подставляя разные его вариации под ударение. В конце видео, для закрепления пройденного, дается краткий повтор ключевых моментов.

Хайку

Хайку — единственный жанр восточной поэтической лирики, глубоко проникший в западную культуру и получивший популярность среди разных слоев населения. Хокку (так японские трехстишья назывались до XIX века) стал отдельным жанром в XVI веке, получив широкое распространение благодаря Мацуо Басе. Для создания хайку нужно знать технологию составления, уметь лаконично фиксировать на бумаге короткие моменты происходящего вокруг. Татьяна Кузнецова расскажет о принципах семнадцатисложного формирования, необходимости ответить на три вопроса, пояснит, допустимы ли отклонения в технике, даст определения понятиям «саби», «сиори», «хосоми». Во второй части мини-урока приводятся идеи для поиска сюжетов.

Урок проекта «Жемчужина Возрождения»

В рамках видеоурока Ирина рассмотрит две категории рифм, составляющие которых похожи друг на друга. Их часто путают, поэтому они разбираются вместе: сравнив примеры, легче понять отличия. Первая половина ролика отведена на тавтологическую, омонимическую, каламбурную, паронимическую рифмы. Их особенности разбираются на произведениях А. Пушкина, Ф. Сологуба, Я. Козловского, Д. Минаева, В. Хлебникова. Вторая половина ролика посвящена однородной (сочетаются одинаковые части речи), разнородной (разные части речи), составной (служебные слова: частицы, союзы, междометия). Заключение: банальные и оригинальные рифмы.

Советы профессионалов

Рекомендации детских авторов молодым писателям, только начавшим поэтический путь, в обучающем видео от книжного магазина «Лабиринт». Михаил Яснов, Наталья Волкова, Виктор Лунин, Елена Ярышевская и Сергей Белорусец поделятся своим опытом, дадут полезные и вдохновляющие советы. Среди них: много читать, искать то, чего нет у других, объективно оценивать написанное, посещать семинары, вести дневник, много работать над собой и своим творчеством, делиться написанным с окружающими, искать оригинальные идеи.

Стихотворные размеры

дактиль примеры

Примеры дактиля позволят вам наглядно представить себе, что это за стихотворный размер. В русском стихосложении чаще всего варьируется длина строчки поэтического произведения. Таким образом, каждый стихотворный размер подразделяется на несколько составляющих. Так, ямб может быть, к примеру, одностопным, двустопным или трехстопным.

Отличительной характеристикой практически любого стихотворного размера является присутствие или отсутствие цезуры (это ритмическая пауза) и каталектики (урезание и сокращение стопы).

Какими бывают стихотворные размеры?

дактиль амфибрахий анапест примеры

Все стихотворные размеры, которые широко используются в русском стихосложении, можно условно разделить всего на три группы.

К первой относятся односложные размеры. Классический пример такого размера - брахиколон. Это однодольный размер, когда в каждой стопе содержится слово, состоящее строго из одного слога. При этом в одной строке произведения может быть несколько стоп, это вполне допускается правилами стихосложения.

Ко второй группе относятся двусложные размеры. Это, пожалуй, самые распространенные размеры в русской поэзии, к которым относятся ямб и хорей. О них мы еще поговорим более подробно.

В стихотворениях, написанных хореем, ударение всегда падает на первый слог в стопе. В произведениях, созданных при помощи ямба, ударение в обязательном порядке падает на последний слог в стопе.

И наконец третья группа называется логаэд. Его принципиальное отличие состоит в том, что если все приведенные ранее примеры стихотворных размеров основывались на последовательности любого количества стоп одного типа, то логаэд - это размер, при котором в одной строке могут чередоваться сразу несколько стоп.

Ямб

пример дактиль хорей

Примеры ямба, хорея, дактиля помогут вам без труда отличать один стихотворный размер от другого. В русском стихосложении ямбом называют стихотворный размер, при котором безударный слог постоянно чередуется с ударным.

Установить точную этимологию этого термина не представляется возможным до сих пор. Известно только, что так называемые ямбические песнопения были хорошо известны еще во время древних праздников в честь богини плодородия Деметры. Именно поэтому многие сейчас связывают рождение этого термина с именем служанки царя Келея, которую звали Ямба. Если вспомнить миф, только ей удалось развеселить Деметру, которая оставалась безутешной на протяжении длительного времени из-за того, что не могла найти свою дочь Персефону. Примечательно, что сделать это Ямбе удалось при помощи непристойных стихов.

По другой версии, имя Ямба является отголоском древнего слова, имеющего жаргонное значение. Получается, что так или иначе термин уходит своими корнями в ненормативную лексику. Правда, существует еще одна версия, по которой слово произошло от созвучного музыкального инструмента, который сопровождал исполнение ямбических песен.

Примеры использования ямба

ямб хорей дактиль примеры

Ямб хорошо известен еще со времен античной поэзии. Основное отличие ямба от других стихотворных размеров - его легкость, похожесть на обычную речь. Поэтому его чаще всего использовали поэты, которые писали драматические или лирические произведения. Например, трагикомедии или басни. А вот для эпических жанров ямб не подходил.

Ямб активно использовался и используется в русской поэзии. Например, его часто применял Александр Пушкин. Ямбом написано начало его знаменитого "Евгения Онегина" ("Мой дядя самых честных правил..."). Это, кстати, пример четырехстопного ямба.

В русской поэзии четырехстопный ямб использовался в эпосе и лирике, пятистопный применялся в лирике и драмах XIX-XX веков, а шестистопный - в драмах и поэмах XVIII века. Выделяют также вольноразностопный ямб, который любили автора басен XVIII-XIX веков и комедий XIX века.

Хорей

дактиль примеры

Примеры дактиля и хорея помогут вам отличать один стихотворный размер от другого. Так, хорей - это двусложный стихотворный размер. В этом случае стопа содержит сначала долгий, а затем краткий слог, ударный слог, за которым следует безударный. Как и ямб, широко применяется в русском стихосложении.

Чаще всего поэтами употреблялся четырехстопный или шестистопный хорей. С середины XIX столетия стал популярным и получил значительное развитие пятистопный хорей.

Хорей часто использовал главный русский поэт XIX века Александр Пушкин, чередуя его с ямбом. Поэтому наглядный пример хорея лучше всего привести из его творчества. За образец можно взять стихотворение "Зимний вечер", которое начинается строчкой "Буря мглою небо кроет...".

Пример пятистопного хорея мы найдем у Михаила Лермонтова в стихотворении "Выхожу один я на дорогу...". Эта строчка, которая является и названием произведения, наглядно демонстрирует особенности пятистопного хорея.

Дактиль

стихотворения дактиль примеры

Примеры дактиля позволят вам раз и навсегда запомнить этот стихотворный размер, чтобы больше не путать его ни с каким другим.

Это трехдольный размер, который берет свое начало еще в античной метрике. В отечественном стихосложении данному стихотворному размеру соответствует стопа, состоящая из одного ударного слога и двух безударных слогов, следующих за ним.

Примеры дактиля в стихотворениях можно найти у Михаила Лермонтова - "Тучки небесные, вечные странники...". Интересно, что даже существует мнемоническое правило для запоминания особенностей дактиля. Не путать его с другими размерами помогает фраза "Вырыта дактилем яма глубокая".

В русском стихосложении примеры дактиля чаще всего встречаются в четырехстопном варианте. Двустопный был популярен в XVIII веке, а трехстопный - в XIX столетии.

Название этого стихотворного размера происходит от греческого слова "палец". Смысл в том, что палец состоит из трех фаланг, при этом одна из них длиннее остальных. Так и стопа дактиля состоит из трех слогов, один из которых ударный, а остальные безударные.

Интересно, что в 1920-е годы существовала теория происхождения ритма в поэзии, которая сравнивала примеры стихов дактилем с метрическими ударами молота.

Амфибрахий

хорей ямб дактиль амфибрахий анапест примеры стихов

Пять основных стихотворных размеров российской поэзии - это хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры стихов, написанных с их помощью, помогают быстро сориентироваться, как отличить один размер от другого, не запутаться.

Амфибрахий - это особый размер, который образован трехсложными стопами. Причем сильное место, то есть ударный слог, является в этом случае вторым. Таким образом, образуется следующее чередование: безударный слог - ударный слог - безударный слог.

В начале XIX столетия был весьма популярен четырехстопный амфибрахий, а с середины XIX века в моду вошел трехстопный амфибрахий.

Примеры подобных стихов можно найти, в частности, у Николая Некрасова. В стихотворении "Мороз-воевода" есть такие строки: "Не ветер бушует над бором, \ Не с гор побежали ручьи, \ Мороз-воевода дозором \ Обходит владенья свои".

Анапест

Анапест - это тоже трехсложный стихотворный размер. Его часто сравнивают с дактилем в том смысле, что он является его противоположностью.

В античной традиции это был стихотворный размер, состоящий из двух кратких слогов и одного долгого слога.

В российском стихосложении анапестом называется такой метр, когда стопа состоит из двух безударных слогов и одного ударного.

Популярным этот стихотворный размер стал в XX веке. Поэтому примеры мы можем найти у Александра Блока - "О, весна без конца и без краю! \ Без конца и без краю мечта".

Терминология

Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.

Рифма — созвучие концов стихов (или полустиший).

Строфа — организованное сочетание стихов (стих — поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим — двустишие.

Двустишие — простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.

(В. Маяковский - 1917)

Четверостишие — строфическое образование из четырех стихов.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот

(А. Ахматова - 1911)

Стопа (лат. нога, ступня) — структурная единица стиха.


Стопа (лат. — нога, стопа, ступня) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Для классических размеров стопа состоит

либо из двух слогов (хорей и ямб),
либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).

Стопа является минимальной структурной единицей стиха.

Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).


Стопа - группа слогов, выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом).
Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп.

Стопы — сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.

Простая стопа бывает:
  • двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб ...);
  • трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль ...).

Метр — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом (главным ритмическим ударением).