Стих размер сижу за решеткой в темнице сырой

Стих размер сижу за решеткой в темнице сырой

Анализ стихотворения Есенина «Восход солнца»

Картинка Анализ стихотворения Есенина Восход солнца № 1

Пейзажная зарисовка «Восход солнца» относится к периоду между 1911 и 1912 гг. Впервые она была опубликована после смерти Есенина — в 1959-ом. Стихотворение появилось в газете «Чарджоуская правда» в рамках статьи Белоусова «У истоков творчества».

Во время написания произведения Сергей Александрович получал образование в церковно-приходской школе в селе Спас-Клепики. Скорей всего, сам поэт не планировал печатать свои лирические опыты, созданные в 1910-1912 годах. Некоторая их часть стала достоянием широкой общественности благодаря Евгению Михайловичу Хитрову — местному учителю русского языка и литературы. Есенин нередко приносил ему стихотворения.

Перед тем, как Сергей Александрович покинул школу, Хитров попросил его переписать лирические произведения в одну тетрадь. В итоге поэт отдал учителю десять стихов. Правда, объединены они были в две тетради. На счастье исследователей раннего творчества Есенина Евгений Михайлович опусы талантливого ученика сохранил. Несколько текстов Хитров позже опубликовал в рукописном журнале «Спас — Клепиковский работник просвещения».

«Восход солнца» — это поэтапное описание процесса зарождения нового дня. Текст у Сергея Александровича получился простым, не до конца проработанным. Тем не менее, в нем видна одна из ключевых особенностей всей последующей лирики Есенина — повышенное внимание к описанию природы средней полосы России. Видно, что поэт искренне любит родные пейзажи. Не зря вдали от Константиново он часто скучал по любимому селу, мечтал о скорой поездке домой. В качестве основного средства художественной выразительности в стихотворении «Восход солнца» используются олицетворения — «загорелась зорька», «лучи рассыпались», «небеса расстилаются». Наделение человеческими характеристиками природных явлений — важная черта лирики Есенина. Это связано с мировоззрением поэта. Он считал, что люди, стихии, представители флоры и фауны — дети матери-природы. Соответственно, подчиняются все единым законам.

Есть в «Восходе солнца» еще две черты, характерные для поэзии Сергея Александровича. Первая — опора на фольклор. Обратите внимание на зачин стихотворение — в нем явно чувствуется русская народная песенность. Вторая — использование определенной цветовой гаммы. В рассматриваемом тексте встречаются сразу три любимых есенинских цвета — голубой, золотой и красный.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего.
  2. Анализ стихотворения Бунина «Восход луны» О чем это стихотворение? Да, перед нами бесчисленное множество раз воспетая луна, лунная ночь, тополь, который и мы пытались описать.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть» В конце лета 1923 года жена Мариенгофа познакомила Есенина с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой знаменитого Камерного театра Таирова. Сергей Александрович.
  4. Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой» Это стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания», стало последним стихотворением этого замечательного и знаменитого поэта. Сергей Есенин его написал.
  5. Анализ стихотворения Есенина «Чары» Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер роса» Стихотворение состоит из 4 строф (всего 16 строк). Размер стихотворения: двуударный дольник. Стопа: разносложная с удалением на разных слогах. 1-ая.
  7. Анализ произведения Пришвина «Кладовая солнца» М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Восход солнца»

«Восход солнца» С.Есенин

Картинка Анализ стихотворения Есенина Восход солнца № 2

«Восход солнца» Сергей Есенин

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилася ясная
В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.

Анализ стихотворения Есенина «Восход солнца»

Пейзажная зарисовка «Восход солнца» относится к периоду между 1911 и 1912 гг. Впервые она была опубликована после смерти Есенина – в 1959-ом. Стихотворение появилось в газете «Чарджоуская правда» в рамках статьи Белоусова «У истоков творчества».

Во время написания произведения Сергей Александрович получал образование в церковно-приходской школе в селе Спас-Клепики. Скорей всего, сам поэт не планировал печатать свои лирические опыты, созданные в 1910-1912 годах. Некоторая их часть стала достоянием широкой общественности благодаря Евгению Михайловичу Хитрову – местному учителю русского языка и литературы. Есенин нередко приносил ему стихотворения. Перед тем, как Сергей Александрович покинул школу, Хитров попросил его переписать лирические произведения в одну тетрадь. В итоге поэт отдал учителю десять стихов. Правда, объединены они были в две тетради. На счастье исследователей раннего творчества Есенина Евгений Михайлович опусы талантливого ученика сохранил. Несколько текстов Хитров позже опубликовал в рукописном журнале «Спас-Клепиковский работник просвещения».

«Восход солнца» – это поэтапное описание процесса зарождения нового дня. Текст у Сергея Александровича получился простым, не до конца проработанным. Тем не менее, в нем видна одна из ключевых особенностей всей последующей лирики Есенина – повышенное внимание к описанию природы средней полосы России. Видно, что поэт искренне любит родные пейзажи. Не зря вдали от Константиново он часто скучал по любимому селу, мечтал о скорой поездке домой. В качестве основного средства художественной выразительности в стихотворении «Восход солнца» используются олицетворения – «загорелась зорька», «лучи рассыпались», «небеса расстилаются». Наделение человеческими характеристиками природных явлений – важная черта лирики Есенина. Это связано с мировоззрением поэта. Он считал, что люди, стихии, представители флоры и фауны – дети матери-природы. Соответственно, подчиняются все единым законам.

Есть в «Восходе солнца» еще две черты, характерные для поэзии Сергея Александровича. Первая – опора на фольклор. Обратите внимание на зачин стихотворение – в нем явно чувствуется русская народная песенность. Вторая – использование определенной цветовой гаммы. В рассматриваемом тексте встречаются сразу три любимых есенинских цвета – голубой, золотой и красный.

Где выпустился стих Есенина Восход Солнца

Картинка Анализ стихотворения Есенина Восход солнца № 3

Виктория Овчинникова Ученик (120), закрыт 1 год назад

Olga Verlan Ученик (107) 1 год назад

«Восход солнца» – это поэтапное описание процесса зарождения нового дня. Текст у Сергея Александровича получился простым, не до конца проработанным. Тем не менее, в нем видна одна из ключевых особенностей всей последующей лирики Есенина – повышенное внимание к описанию природы средней полосы России. Видно, что поэт искренне любит родные пейзажи. Не зря вдали от Константиново он часто скучал по любимому селу, мечтал о скорой поездке домой. В качестве основного средства художественной выразительности в стихотворении «Восход солнца» используются олицетворения – «загорелась зорька», «лучи рассыпались», «небеса расстилаются». Наделение человеческими характеристиками природных явлений – важная черта лирики Есенина. Это связано с мировоззрением поэта. Он считал, что люди, стихии, представители флоры и фауны – дети матери-природы. Соответственно, подчиняются все единым законам.

Катя Коваловская Знаток (340) 1 год назад

Текст у Сергея Александровича получился простым, не до конца проработанным. Тем не менее, в нем видна одна из ключевых особенностей всей последующей лирики Есенина – повышенное внимание к описанию природы средней полосы России. Видно, что поэт искренне любит родные пейзажи. Не зря вдали от Константиново он часто скучал по любимому селу, мечтал о скорой поездке домой. В качестве основного средства художественной выразительности в стихотворении «Восход солнца» используются олицетворения – «загорелась зорька», «лучи рассыпались», «небеса расстилаются». Наделение человеческими характеристиками природных явлений – важная черта лирики Есенина. Это связано с мировоззрением поэта. Он считал, что люди, стихии, представители флоры и фауны – дети матери-природы. Соответственно, подчиняются все единым законам.
Нравится Комментировать Пожаловаться

Вероника Платонова Ученик (101) 1 год назад

Во время написания произведения Сергей Александрович получал образование в церковно-приходской школе в селе Спас-Клепики. Скорей всего, сам поэт не планировал печатать свои лирические опыты, созданные в 1910-1912 годах. Некоторая их часть стала достоянием широкой общественности благодаря Евгению Михайловичу Хитрову – местному учителю русского языка и литературы. Есенин нередко приносил ему стихотворения. Перед тем, как Сергей Александрович покинул школу, Хитров попросил его переписать лирические произведения в одну тетрадь. В итоге поэт отдал учителю десять стихов. Правда, объединены они были в две тетради. На счастье исследователей раннего творчества Есенина Евгений Михайлович опусы талантливого ученика сохранил. Несколько текстов Хитров позже опубликовал в рукописном журнале «Спас-Клепиковский работник просвещения».

Какие средства выразительности в творчестве Есенина? Примеры?

Картинка Анализ стихотворения Есенина Восход солнца № 4

Стихотворение «Темна ноченька, не спится…» - в стихотворении употребляются тропы: эпитеты («темна ноченька», «пенные струи», «лунные перья», «лес зелёный», «шелковы купыри», «маковая заря»), метафоры («распоясала зарница поясок», «лунные перья серебра»), аллегория («фата» - символ чистоты, нежности и невинности), метонимия («моё сердечко» - возлюбленная лирического героя); эмоционально-экспрессивная лексика («ноченька», «речка», «лужок», «поясок», «свечка», «сердечко»); архаизмы («гусляр», «гусли», «плясать», «терем»).

Стихотворение «Восход солнца» - описывается «появление солнца» благодаря использованию олицетворений («загорелась зорька», «лучи отразили … и рассыпались», «небеса расстилаются», «полоса явилася»), эпитетов («зорька красная», «небо тёмно-голубое», «полоса ясная», «блеск золотой», «лучи новые», «лучи ярко-золотые», «небеса голубые», «полоса ясная»), разговорной лексики («явилася»), экспрессивной лексики («зорька», «солнышка»), книжной лексики («расстилаться»).

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

в избранное ссылка отблагодарить

Пишем анализ стихотворения

И. И. Пущину А.С Пушкин


Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Дата написания 1826 год. село Михайловское.

Это стихотворение посвящено лицейскому другу Пушкина Ивану Пущину который был самым близким другом поэта. Пущин был участником восстания декабристов, после провала которого получил пожизненную каторгу. Последний раз друзья виделись как раз перед восстанием зимой 1825 года. В это время Пушкин жил в селе Михайловское, в которое был сослан за вольнодумство.
Встреча друзей была короткой и как будто прощальной. Через год после этой встречи и было написано это стихотворение.

Читая это стихотворение, я как будто вижу печального поэта вспоминающего эту встречу и представляющего своего друга на каторге.
Это лирическое стихотворение - дружеское письмо. В нём нет героя.
Герой сам автор и его чувства. В первом пятистишии воспоминания о последней встрече, а во втором он пытается утешить его как Пущин утешал его в Михайловской ссылке.

В стихотворении поэт использует множество эпитетов: "Друг бесценный", "Двор уединенный", "Печальным снегом", "Святое провиденье", "Ясных дней".

Торжественность придают следующие слова: огласил, молю, дарует, огласил.

На мой взгляд, главные образы этого стихотворения дружба и сопереживание.

Когда я читал это стихотворение я понял, что можно только позавидовать тем у кого есть такие друзья. Кстати и у меня есть такие друзья!

Скаскевич Ульяна 20.02.2015

Передо мной стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь»
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листям барабанит.

Когда я первый раз прочитала это стихотворение я в него влюбилась, оно на столько простое и лёгкое, что читать его можно на одном дыхании. Здесь Афанасий Афанасиевич Фет описывает весну. Какая она солнечная, красивая, живописная, ароматная. Таким образом, автор хочет донести какая может быть весна. Афанасий Фет так любил природу, что писал больше всего о ней. Мне очень понравилось, как Афанасий Фет описал дождь, «завеса, золотая пыль». Мне очень понравилось это стихотворение я его буде ещё много раз перечитывать и размышлять. Спасибо Афанасию Афанасиевичу Фету за такое чудесное стихотворение.

Сайгушева Анастасия 20.02.2015

Афанасии Афанасьевич Фет «Осенняя роза»


Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.

Когда я читаю это стихотворение, я вижу картину осени.
Мы в саду, вокруг деревья, с редкими листьями на ветках, воздух морозный, пустые аллеи и вдруг мы видим еще цветущую розу.
Фет рассказывает о обычном осеннем дне, но он передает это так, что день кажется неповторимым.
В начале стихотворения Фет показывает грусть, тоску по ушедшему лету, а к концу его настроение меняется, появляется роза, и она «веет весной».
Мне нравиться, как автор сравнивает розу и царицу, в этом стихотворение есть и другие художественные приемы. Фет дает осеннему дню злой образ, а розе мягкий, добрый, душевный.
Впечатление тоски, грусти и появившейся вдруг радости, весеннего настроение. Мне кажется, что Фет хотел сказать нам, что не смотря на окружающее на плохое, всегда есть хорошее, то что вызывает радость.

Я прочла стихотворение Александра Алга "Кровь". (1943)
Это стихотворение написано на фронте поэтом - участником сражения, на котором многие отдали свои жизни в боях с фашизмом. Изначально оно написано на чувашском языке.
Тема этого стихотворения - Великая Отечественная война.
В стихотворении написано о том, как молодой боец посреди боя не вытерпел и рухнул, как седой ворон уже собирался его склевать, но боец, увидев ворона, воспрянул духом и поднялся идти биться.
Я думаю, идея этого стихотворения - рассказать о сильном духе бойцов. Как один из них, еще даже молодой, не сдался, не поддался возможной судьбе, и хоть он и был весь в крови и в поту, хоть у него уже и запекся рот.
Читая стихотворение я вижу воспаленные глаза это бойца, я вижу лопанные сосуды в его глазах, я вижу взгляд этих глаз направленных в глаза седому ворону.
"Вот он, подкравшись тайком к человеку,
Клюв навострил и вскочил на плечо.
Воин открыл воспаленные веки: -
Нет, погоди. Я не умер еще!"
В этом стихотворении используется прием олицетворения.

"Мины летели. пронзительно воя "; "Бой отгремел, отступа я назад"; "Солнце, ветра - отведите беду!"; " "Доброе солнце, казалось, хотело "
Метафоры:
" "Доброе солнце, казалось, хотело"
Эпитеты.

"под елью кривою" ; "воспаленные веки"; "Глаз моих, жадный, тебе не клевать."; " Воин поднялся - и вмиг отлетела
Черная птица";
Я выбрала это стихотворение, потому что оно мне понравилось. В нем есть изюминка, некая загадка.

Докичева Алиса 20.02.2015

Александр Сергеевич Пушкин. "Узник".
Стихотворение "Узник" было написано в 1822 году,когда Александра Сергеевича отправили в ссылку в Кишинев.

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленной в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ,махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет,и бросает,и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: "Давай улетим!"

Мы вольные птицы;пора,брат,пора!
Туда,где за тучей белеет гора,
Туда,где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я!

Мои впечатления от стихотворение грустные,печальные,я проникаю всей душой в этот стих и понимаю,как трудно находится там где не хочешь быть.

Читая это стихотворение,я вижу как автор сидит в темной,сырой комнате, возможно, в ней бегают крысы,в этом месте холодно и редко кормят. Автор находясь в этой комнате смотрит в окно и видит орла,который так "похож" на него,он прикован цепями,ему хочется летать,ведь он вольная птица,но нет,ему не выбраться.Орлу принесли его пищу-мясо,он ее клюет и бросает смотря в окно,как будто делится с автором. У автора и орла одинаковые мысли,они хотят поскорее уехать или улететь из этого ужасного места,а орел зовет автора,взглядом просит,чтобы автор освободил своего собрата по несчастью.

Тема этого стихотворения поскорее освободится и выйти на свободу, и даже в таком ужасном месте у тебя всегда найдется товарищ который тебя поддержит и всегда будет с тобой за одно.
У автора чувства печальные,ему грустно,что он попал в такую ситуацию. В начале стихотворения автор одинок,а в конце он уже не один,он с товарищем,они друг друга понимают,хотя могут общаться только взглядом.

В стихотворение автор использует эпитеты такие как: "Мой грустный товарищ", "Зовет меня взглядом".

Печальность стихотворению придают такие строчки как: "И вымолвить хочет:" Давай улетим!" "Мы вольные птицы;пора,брат,пора!

Главный образ стихотворения это товарищество в сложной ситуации.

Я читая стихотворение понимала,что не хочу оказать в такой же ситуации как автор.


М.Ю. Лермонтов "Тучи "

Михаил Юрьевич Лермонтов любил писать стихи, и вкладывать в них свою душу. Им написано свыше 300 стихотворений, среди и нашлось стихотворение под названием "Тучи".


Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурную, цепью жемчужную
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные.
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
(Написано в 1840 году)

Прочитав это стихотворение, я понял, что люди жившие в обществе не одиноки, а тучи должны скитаться по небесным просторам. Изгнанники.
Когда Лермонтов прочитал своим друзьям в Петербурге это стихотворение, у него глаза были влажные от слёз. Стихотворение очень трогательное и душевное.
Мне кажется, что в мире очень много изгнанников, особенно зимой и осенью. Когда я читаю стихотворение, мне представляется поэт, который смотрит в окно и наблюдает за потоком туч изгнанников.


Михаил Юрьевич Лермонтов постоянно был в изгнанники (То есть, перебирался во всякие города), и он сравнил своё изгнание с тучами. И смотря в окно он сочинил это стихотворение.

Я думаю, Лермонтов хочет нам сказать что нужно держаться вместе с друзьями, близкими и приятелями, и жить в обществе как нормальные люди. А ни как тучи, всё время в изгнании.

Лермонтов вложил в это стихотворение чувства любви, страданий и страсти, как написано в стихотворении. Автор переживает разлуку с любимым городом, и волнуется насчёт его личной жизни.

В стихотворении автор использует сравнение: "Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники", эпитеты:"Нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные" и олицетворение, когда поэт оживляет тучи.

Я понял, что надо дружить со всеми, но не заводить врагов, быть равным с обществом, стремиться к свободе, и не с кем не ссориться!

Послушайте стихотворение Есенина Восход солнца

Темы соседних сочинений

Полный текст стихотворения «Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Узник»

Гимном свободе признано известное стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Написанное в молодости произведение навеяно тоскливым настроением во время ссылки в Кишинев, где автор с его буйным нравом часто попадал под домашний арест.

Также одним из разнообразий скучных будней для молодого Пушкина стало посещение тюрьмы и общение с арестантами, наблюдение за их переживаниями. Во дворе кишиневской темницы поэт увидел и двух прикованных орлов, что дало толчок к написанию стихотворения, где красной нитью проходит этот свободолюбивый образ.

Основная тема стиха — свобода человеческой мысли, которую не могут сковать никакие узы и преграды. Примечательно, что само слово «свобода» автор не употребляет. Но настолько насыщает строки ассоциациями, что тема ясна и понятна любому читателю.

Композиция

«Узник» состоит из трех строф. Постепенно автор из мрачной тоскливой угнетенности первой строфы переводит читателя через надежду на освобождение к радости свободы в конце стихотворения.

Первая строфа построена на противопоставлении запертого в сырой темнице узника и молодого орла за решеткой на воле. Лирический герой видит в птице воплощение себя, своих свободолюбивых мыслей. Некоторые критики из-за образа, клюющего «кровавую пищу» орла видели в этом произведении Пушкина посвящение декабристам, с которыми был знаком и общался молодой поэт.

Вторая строфа сводит вместе героя и вольную птицу, которая заглядывает в окно и призывает с собой улететь. И третья строфа описывает радость вольной жизни, поэтому наполнена светлым настроением, жизнеутверждающим.

Описание двух параллельных образов и настроений говорит о романтическом характере лирики.

Размер

Написано стихотворение амфибрахием, рифмы — парные. В итоге при прочтении создается впечатление ровного размеренного ритма, похожего на метроном. Это придает лирике торжественный, мрачный тон, который, однако, совсем не снижает высокого настроения надежды последних строк.

Образы и тропы

Стихотворение насыщенно романтическими образами. Этому стилю присущ уход в параллельную реальность от действительности. И в стихотворении «Узник» ясно видна параллель и сравнение между лирическим героем и молодым орлом.

Южный Кишинев у поэта ассоциировался с тюрьмой и «решеткой» из-за невозможности выехать в привычные Петербург и Москву. Бессильная злоба бунтаря Пушкина видна в первой строфе стихотворения и выражается эпитетами: темница сырая, пища кровавая

Эпитетом «орел молодой» автор подчеркивает безрадостную участь узников, ведь вольная птица лишена полета и свободы. Фактически, совершается насилие над природой. Использование метафоры «мой грустный товарищ» еще более усиливает печальное настроение первой строфы.

Через олицетворения автор продолжает описывать угрюмую участь узника: взглядом зовет, ветер гуляет, хочет вымолвить.

Третья строфа начинается с утвердительного восклицания: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!», и динамика усиливается. Дух свободы чувствуется в каждой строке. Автор нагнетает радостное ликование при помощи анафоры. Образ свободы не указывается прямо, а передается через ассоциации со словами: гора, морские края, ветер. За эту вольнолюбивую тематику стихотворение принято еще называть «гимном поэзии».

«Узник» — одна из первых попыток поэта осмыслить свое предназначение и осознать свое творческое призвание. Именно в Кишиневе А.С. Пушкин определил для себя главную составляющую плодотворного творчества — свобода от условностей и ограничений. Только в безграничном полете фантазии и творчества поэт может искренне служить музе.

Краткий анализ стихотворения узник для 6 класса

Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии. Хоть это и не было лишением свободы, Пушкин воспринимал это именно так, для него было тяжко находиться там. Написано стихотворение было в 1822 году.

С самого начала чтения мы можем увидеть мотивы печали, поэт называет Кишинев темницей. Да, он несомненно мог делать то, что хочет сам, но у него не имелось возможности вернуться в Санкт-Петербург, поэтому для великого поэта это было сродни заточению, темнице сырой.

Что означает образ орла в стихотворении? Так как Пушкина раздражала его участь в городе, то с помощью такого образа он выражал свое собственное «я», как бы заявляя о том, что он гордая птица, его нельзя просто так запереть.

Вполне прямо поэт заявляет о том, что терпеть дальше он не будет, он летит туда, где «за тучей белеет гора», «синеет море». Пушкин действительно попал в будущем в те места, которые описывал, перевелся на службу в Одессу.

В конце поэт заявляет: «только ветер, да я!». Давая понять абсолютно всем, что он словно ветер, никому нельзя изменить его судьбу, он свободен. Свобода-это ключевое слово, которое описывает смысл стихотворения. Главная потребность любого человека-свобода.

УЗНИК

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »

«Подражания Корану» А. Пушкин

I

Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой:

Нет, не покинул я тебя.
Кого же в сень успокоенья
Я ввел, главу его любя,
И скрыл от зоркого гоненья?

Не я ль в день жажды напоил
Тебя пустынными водами?
Не я ль язык твой одарил
Могучей властью над умами?

Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот, и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.

II

О, жены чистые пророка,
От всех вы жен отличены:
Страшна для вас и тень порока.
Под сладкой сенью тишины
Живите скромно: вам пристало
Безбрачной девы покрывало.
Храните верные сердца
Для нег законных и стыдливых,
Да взор лукавый нечестивых
Не узрит вашего лица!

А вы, о гости Магомета,
Стекаясь к вечери его,
Брегитесь суетами света
Смутить пророка моего.
В паренье дум благочестивых,
Не любит он велеречивых
И слов нескромных и пустых:
Почтите пир его смиреньем,
И целомудренным склоненьем
Его невольниц молодых.

III

Смутясь, нахмурился пророк,
Слепца послышав приближенье:
Бежит, да не дерзнет порок
Ему являть недоуменье.

С небесной книги список дан
Тебе, пророк, не для строптивых;
Спокойно возвещай Коран,
Не понуждая нечестивых!

Почто ж кичится человек?
За то ль, что наг на свет явился,
Что дышит он недолгий век,
Что слаб умрет, как слаб родился?

За то ль, что бог и умертвит
И воскресит его — по воле?
Что с неба дни его хранит
И в радостях и в горькой доле?

За то ль, что дал ему плоды,
И хлеб, и финик, и оливу,
Благословив его труды,
И вертоград, и холм, и ниву?

Но дважды ангел вострубит;
На землю гром небесный грянет:
И брат от брата побежит,
И сын от матери отпрянет.

И все пред бога притекут,
Обезображенные страхом;
И нечестивые падут,
Покрыты пламенем и прахом.

IV

С тобою древле, о всесильный,
Могучий состязаться мнил,
Безумной гордостью обильный;
Но ты, господь, его смирил.
Ты рек: я миру жизнь дарую,
Я смертью землю наказую,
На всё подъята длань моя.
Я также, рек он, жизнь дарую,
И также смертью наказую:
С тобою, боже, равен я.
Но смолкла похвальба порока
От слова гнева твоего:
Подъемлю солнце я с востока;
С заката подыми его!

V

Земля недвижна — неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой.

Зажег ты солнце во вселенной,
Да светит небу и земле,
Как лен, елеем напоенный,
В лампадном светит хрустале.

Творцу молитесь; он могучий:
Он правит ветром; в знойный день
На небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень.

Он милосерд: он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечем и мы ко свету,
И да падет с очей туман.

VI

Не даром вы приснились мне
В бою с обритыми главами,
С окровавленными мечами,
Во рвах, на башне, на стене.

Внемлите радостному кличу,
О дети пламенных пустынь!
Ведите в плен младых рабынь,
Делите бранную добычу!

Вы победили: слава вам,
А малодушным посмеянье!
Они на бранное призванье
Не шли, не веря дивным снам.

Прельстясь добычей боевою,
Теперь в раскаянье своем
Рекут: возьмите нас с собою;
Но вы скажите: не возьмем.

Блаженны падшие в сраженье:
Теперь они вошли в эдем
И потонули в наслажденьи,
Не отравляемом ничем.

VII

Восстань, боязливый:
В пещере твоей
Святая лампада
До утра горит.
Сердечной молитвой,
Пророк, удали
Печальные мысли,
Лукавые сны!
До утра молитву
Смиренно твори;
Небесную книгу
До утра читай!

VIII

IX

И путник усталый на бога роптал:
Он жаждой томился и тени алкал.
В пустыне блуждая три дня и три ночи,
И зноем и пылью тягчимые очи
С тоской безнадежной водил он вокруг,
И кладез под пальмою видит он вдруг.

И к пальме пустынной он бег устремил,
И жадно холодной струей освежил
Горевшие тяжко язык и зеницы,
И лег, и заснул он близ верной ослицы —
И многие годы над ним протекли
По воле владыки небес и земли.

Настал пробужденья для путника час;
Встает он и слышит неведомый глас:
«Давно ли в пустыне заснул ты глубоко?»
И он отвечает: уж солнце высоко
На утреннем небе сияло вчера;
С утра я глубоко проспал до утра.

Но голос: «О путник, ты долее спал;
Взгляни: лег ты молод, а старцем восстал;
Уж пальма истлела, а кладез холодный
Иссяк и засохнул в пустыне безводной,
Давно занесенный песками степей;
И кости белеют ослицы твоей».

И горем объятый мгновенный старик,
Рыдая, дрожащей главою поник…
И чудо в пустыне тогда совершилось:
Минувшее в новой красе оживилось;
Вновь зыблется пальма тенистой главой;
Вновь кладез наполнен прохладой и мглой.

И ветхие кости ослицы встают,
И телом оделись, и рев издают;
И чувствует путник и силу, и радость;
В крови заиграла воскресшая младость;
Святые восторги наполнили грудь:
И с богом он дале пускается в путь.

Дата создания: 1824 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Подражания Корану»

После Южной ссылки Александр Пушкин был вынужден провести почти два года под домашним арестом, став негласным узником родового поместья Михайловское, где роль надзирателя добровольно взял на себя отец поэта. Единственным развлечением 26-летнего бунтаря стали визиты к соседям, где он мог чувствовать себя достаточно свободно и не опасаться того, что его крамольные речи станут достоянием царской охранки.

Владелицей имения Тригорское, которое располагалось неподалеку от Михайловского, была помещица Прасковья Александровна Осипова, к которой поэт испытывал очень теплые и дружеские чувства. Эта женщина отличалась тонким умом и было весьма эрудированной особой, поэтому Пушкин любил беседовать с ней на различные темы, включая религиозные. Именно Прасковье Осиповой после очередных жарких дебатов поэт посвятил свое стихотворение «Подражание Корану», написанное в 1925 году и состоящее из девяти отдельных глав.

Каждая из них – это отдельное произведение, повествующее об одном из эпизодов жизни пророка Магомета. Тем не менее, все части стихотворения объединены между собой общей нитью повествования. Однако за религиозным сюжетом просматриваются черты обычного человека, который должен повиноваться законам, не понимая их смысла. Это и «жены чистые пророка» — мусульманские девушки, обреченные на безбрачие, и мусульмане-воины, которые во имя своей веры обнажают мечи, считая, что «блаженны падшие в сраженьи». Именно по этой причине, обращаясь ко всем верующим, поэт призывает: «Восстань, боязливый». И это касается не только мусульман, но и православных, которые действительно живут по законам Божьим, не отдавая себе отчета в том, что кто-то, прикрываясь именем всевышнего, свободно творит беззаконие.

После прочтения цикла стихотворений «Подражание Корану» создается впечатление, что Пушкин считает себя атеистом, но это совсем не так. Он принимает любую веру, и с уважением относится к людям набожным. Но при этом не желает смириться с тем, что для кого-то религия является путем к духовному очищению, а кто-то использует ее в своих корыстных целях.

Теософические споры с Прасковьей Осиповой, которая была очень набожным человеком, натолкнули Пушкина на идею изложить свои взгляды в стихотворной форме. Причем, избрал он для этих целей именно мусульманство как более жесткую и непримиримую религию, в которой человеку как таковому отводится второстепенная роль, что является прекрасным инструментом для манипулирования его сознанием.