Стих пушкина я помню это чудное мгновенье

Любовь в лирике русского поэта Пушкина: кратко для сообщения, доклада, реферата

Дамы, которым были посвящены творения Пушкина, известны практически каждому. Вот допустим, знаменитое «Я вас любил…» было написано еще в далеком 1829 году.


Любовь в лирике русского поэта Пушкина

Ниже вы найдете краткую информацию для сообщения, доклада, реферата про любовь в лирике такого русского поэта, как Александр Сергеевич Пушкин:

Прообразом чувств поэта стала аристократичная и возвышенная Каролина Собаньская. Однако Каролина была старше и играла чувствами поэта. Тем не менее, безответная любовь к ней все же вылилась в определенное количество творений.

Стихотворение «Я вас любил…» — яркий тому пример. Поэт говорит, что его чувства больше не потревожат красавицу, поскольку он не хочет ее печалить. Он считает, что испытал ее власть над собой и обязан ей за муки любви. Пушкин говорил, что боится ее и просит, если она не будет его любить, сможет ли он рассчитывать, хотя бы на дружбу?

Кстати, лирический герой у поэта, всегда человек самоотверженный, благородный, и безусловно, очень любящий и жертвенный. К возлюбленной он всегда относится очень бережно, можно даже сказать, как к божеству. Причем вышеописанное стихотворение, написано в формате обращения. Оно обладает маленьким объемом, но в то же время трактует довольно глубокие мысли. Используются особые изобразительные средства, красота и точность мысли. Размер двусложный. Есть как строфы-откровения, так и признания.

Любовь в творениях поэта является одним из основных достояний культурного наследия. Кстати, невозможно утверждать, что настроение «Я Вас любил…» пессимистичное. Рифма и образы — легкие и прозрачные, присутствует задумчивость и приятная отрешенность. Да, гений стремится к любви, но учитывая ситуацию, он желает счастья возлюбленной, не важно, с ним либо без него. Все любовные стихотворения Пушкина достаточно напевные, многие из них использовались при создании известных романсов.

referat5vip.ru

Александра Сергеевича Пушкина по праву можно считать величайшим русским поэтом, который открыл золотую страницу в истории русской литературы. Его лирика многотемна и многогранна, но любовь и дружба занимают особое место в ней, поскольку эти чувства сопутствовали поэту на протяжении всей его жизни; они были основными источниками его вдохновения. С течением времени взгляд поэта и отношение к ним менялись, но верность этим идеалам он пронес через всю жизнь. Дружеские послания лицейских лет в большинстве своем описывают юношеские пиры и веселья, прославляют жизнь ради жизни. Уже в этот период появляется мотив братства, который пройдет через все творчество поэта. Даже через много лет после окончания Лицея Пушкин помнит всех тех, с кем он учился, и посвящает им такие стихотворения, как “19 октября” (1825), “Бог помочь вам, друзья мои” (1827), “Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину” (1831), “Была пора: наш праздник молодой” (1836). Своему другу П. Я. Чаадаеву Пушкин адресует несколько стихотворений: “К Чаадаеву” (1818), “Чаадаеву” (1821). В произведении 1821 года автор, обращаясь к товарищу, благодарит его за поддержку и наставления: Во глубину души вникая строгим взором, Ты оживлял ее советом иль укором. Особое место в творчестве Пушкина занимает послание, адресованное друзьям-декабристам, “Во глубине сибирских руд…” (1827), в котором автор хочет морально поддержать сосланных на каторгу борцов. Поэт выражает уверенность в том, что “скорбный труд и дум высокое стремленье” не пропадут. Заканчивается стихотворение на оптимистической ноте: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Верность идеалам декабризма поэт провозглашает и в стихотворении “Арион” (1827): “Я гимны прежние пою”. Он останется верен идеалу дружбы и свободы до конца своей жизни. Одним из главных источников вдохновения у Пушкина всегда была любовь — чувство, захватывающее все его существо, занимающее все помыслы. Любовь для лирического героя — чувство светлое, прекрасное, вспоминать о нем “грустно и легко”. Ведь даже несостоявшаяся и безответная, она была для Пушкина источником вдохновения, что подтверждают следующие строки: И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может. Любовь у Пушкина — это любовь к своей избраннице, а не к своему чувству, поэтому поэт будет всегда восторженно относится в женщине, которую он когда-то любил, пусть и безответно: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Одним из прекрасных произведений любовной лирики поэта является стихотворение “Я помню чудное мгновенье” (1825), обращенное к А. П. Керн, с которой поэт встречался в Петербурге, но жизнь разлучила их: Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты… В жизни Пушкина наступили тяжелые годы изгнания: В глуши, во мраке заточенья, Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Любовь и слезы — вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. А поэтому новая встреча “пробуждает” душу, вдохновляет на написание этого стихотворения. Метафора (“бурь порыв мятежный”), сравнения (“как мимолетное виденье”, “как гений чистой красоты”) — все это способствует усилению образности и выразительности. Стихотворение написано любимым пушкинским размером — четырехстопным ямбом. Последние строки повторяют первое четверостишие (кольцевая композиция), что свидетельствует о возврате чувств. В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как “Храни меня, мой талисман” (1825), “Сожженное письмо” (1825). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, — это “письмо любви”, но и с ним надо проститься: “она велела”. И поэт предает огню “все радости свои”. Жадное пламя отняло последнее утешение, а печать, оставленная “перстнем верным”, превратилась в “растопленный сургуч”, а “пепел милый” остался “на горестной груди” как напоминание о несостоявшемся счастье. Обилие пауз, многоточий придает произведению тревожное настроение. Любовь и дружба, как два величайших чувства, проходят через всю жизнь и творчество поэта. Именно они были тем источником вдохновения, благодаря которому родились подлинные шедевры пушкинской поэзии.

Похожие материалы:

  • Краткая биография Пушкина — .
  • Биография А.С. Пушкина — .
  • Семья Мироновых в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» — .
  • Пугачев Пушкина — .
  • Пугачёв в романе Пушкина «Капитанская дочка» — .
  • Пугачев — разбойник или освободитель? (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») — .
  • Пугачев — предводитель народного восстания (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») — .
  • Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — .

Более новые статьи:

  • Лирика — .
  • Лирика дружбы у Пушкина — .
  • Лирический герой поэзии Пушкина — .
  • Литературно-эстетические взгляды А. С. Пушкина — .
  • Личность и государство в творчестве А. С. Пушкина — .
  • Личность и история в творчестве А. С. Пушкина — .
  • Любовная лирика Пушкина — .
  • Любовь в лирике А. С. Пушкина — .

Любовь русского поэта Пушкина к Анне Керн: лирика


Любовь русского поэта Пушкина к Анне Керн
Анна Керн — русская дворянка. Известность приобрела именно благодаря отношениям с Пушкиным. Вот описание любовной лирики русского поэта к Анне Керн:

Первая встреча произошла у тетки Анны, Олениной. Молодая генеральша славилась случайными связями. Конечно же, на нее поэт не произвел впечатления – мало того, даже показался слишком уж навязчивым. А вот Анна ему сразу понравилась. Он отпускал льстивые возгласы и старался получить взаимность.

Впоследствии Керн стала вдохновением и мимолетной музой. Казалось, чувства нахлынули извне. Именно в тот период было рождено знаменитое стихотворение:

«Я помню чудное мгновение – Передо мной явилась ты, Как мимолетное видение, Как гений чистой красоты».

Анна была сама автором многих мемуаров. Ее замужество со стариком заставило много размышлять и переносить свои мысли на бумагу. Пушкин также написал много творений благодаря этой любви.

Любовь русского поэта Пушкина к Елизавете Воронцовой: лирика


Любовь русского поэта Пушкина к Елизавете Воронцовой
Еще одна возлюбленная поэта, для которой написано много мемуаров — Елизавета Воронцова. Вот описание любовной лирики и любви русского поэта Пушкина к этой женщине:

П. Губер — известный критик утверждает, что если близкие отношения между великим русским поэтом и Воронцовой и были, то они были окружены завесой тайны, практически никто этого не видел. Даже Раевский, который души не чаял в графине и следил за каждым ее шагом.

Тем не менее, догадки подвигли его устранить конкурента. Сам же Пушкин понимал, что запретный плод не принесет ничего, кроме страданий. Но не любить он не мог. Мало того, поэта возмутило столкновение с Раевским в Одессе. Он посчитал это коварством и предательством. Венчала встречу унизительная командировка. Соперник просто посчитал отослать Александра Сергеевича подальше. Пушкину даже пришлось написать Воронцову послание и попросить об увольнении.

Конечно же, пылкие чувства к супруге графа у поэта были. В конце концов, его отправили в родительское имение, в Псковскую губернию. Но графиня продолжала тайную переписку. Именно ей посвящены лирические стихотворения «Ангел», «Сожженное письмо», «Талисман».


Любовь русского поэта Пушкина — стих «Ангел»

Кстати, антипатичного Раевского, Пушкин изображает демоном:

«Где, в гаремах наслаждаясь, Дни проводит мусульман, Там волшебница, ласкаясь, Мне вручила талисман».

Пушкин нравился многим женщинам, потому что он был статным, любезным и никогда не повышал голос. Однако возлюбленных у него было не так много. О еще одной любви поэта читайте далее.

Любовь русского поэта Пушкина к Наталье Гончаровой: лирика


Любовь русского поэта Пушкина к Наталье Гончаровой
О любви Пушкина к Наталье Гончаровой знает каждый и школьник, и взрослый. Поэт воспевал эту красавицу. Любовная лирика русского поэта Пушкина к Наталье Гончаровой:

Эта встреча была предначертана свыше. В ту пору Пушкин уже имел популярность в стихотворной нише. Что же касается Гончаровой, она была одной из самых красивых женщин страны. Можно сказать, что в жизни каждого из них, это были последние сильные чувства. К слову, это было испытанием. Мало кто верил, что этот союз будет прочным. Но, как выяснилось зря.

Конечно же, союз базировался на вдохновении, которое возлюбленная дарила поэту. Однако это была любовь не стихийная, а глобальная и осмысленная. Вот что поэт пишет:

«Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем.

Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,

Стенаньем, криками вакханки молодой,

Когда, виясь в моих объятиях змией,

Порывом пылких ласк и язвою лобзаний

Она торопит миг последних содроганий!»

Но поэт умел не только любить, но и дружить. Подробнее читайте далее.

Тема лирики, любви и дружбы в поэзии русского поэта Пушкина: кто был его другом?


Русский поэт Пушкин
Как много написано мемуаров про светлое чувство поэта. Но также нам известны стихи и про друзей Александра Сергеевича. Тема лирики, любви и дружбы в поэзии русского поэта Пушкина близка каждому современному человеку. Поэт ценит дружбу, особенно в тех случаях, когда она закалена годами и проверена невзгодами. Он считает данное чувство святым. Тем не менее, не важнее творческой свободы и любви.

Однако данная тема – это также лейтмотив его творчества. Имена друзей Пушкина известны многим. Ведь он изобилует посвящениями:

  • П.Я. Чаадаеву
  • В.К. Кюхельбекеру
  • И.И. Пущину
  • В.А. Каверину

Со многими из этих людей поэт был очень близок. Причем большая часть преданных товарищей, осталась у него еще со времен лицейского прошлого. Что касается юной дружбы, она представляется взбалмошной, непокорной. Словно веселая и игривая стихия. Поэзия того периода удалая, легкая:

«Друзья, досужий час настал, Все тихо, все в покое. Скорее скатерть и бокал, Сюда вино златое!»

Однако с годами поэт понимает, что дружба – это не только веселое застолье вместе, но и сопереживание, горечь потерь. Значение данного чувства для него видоизменяется в правильную сторону.

Prigorok

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина

В начале или в конце разговора нужно, наверно, высказать общую идею, которая принадлежит Д.С. Лихачеву: в своих стихах Пушкин запечатлел «эталоны» человеческих чувств, некое идеальное «качества» и любви, и дружбы. Не так уж много поэтов вообще пишет о дружбе, не так уж много людей умеет по-настоящему дружить, далеко не каждый способен тепло и благородно пожелать красавице, которая его не любит: «Как дай вам Бог любимой быть другим». И вообще о любви несчастной писать не всякий отважится: самолюбие мешает. Для Пушкина важно все, что связывает людей, – не абстрактно, не теоретически, а на самом деле. Мы помним по биографии, что он почти никого не «потерял», всех сумел удержать в неравнодушном своем сердце. Об этом и писал.

Дружба

1. Перечитайте стихотворение «19 октября 1825 года». Назовите все, что связало лицеистов в единую семью.

Стихи недавно (в прошлом году) подробно разбирались. Пусть перечислят то, что связывает лицеистов: детские воспоминания, пережитая вместе война 1812 года, пристрастие к музам (вкусы и интересы), братское доверие друг к другу. И надо вспомнить кольцевую композицию этих стихов: они начинаются с того, кто оторван от дружеского круга в пространстве (автора), который празднует лицейский день в одиночестве, и заканчивается тем, кто будет праздновать его один в чужом, грядущем времени (им, кстати, будет Горчаков). За этим, кроме всего прочего, стоит сугубо пушкинское чувство поколения – некой дружины, которой в истории уготованы свои задачи и свое место. От других стихов, написанных ко дню лицейской годовщины, эти отличаются множеством названных имен: Пушкин полвыпуска там перечислил. И одинокое пиршество только подчеркивает, что ни один из них на самом деле не одинок, потому что дружеский союз «как душа, неразделим и вечен». Можно вспомнить те стихи о загробном мире, которые мы уже читали: Пушкин очень хочет, чтобы все потом собрались там, и никто не потерялся, а круг обрел бы свою вечную законченность. Антитезу «родина – чужбина» тоже можно обсудить. В стихах достаточно патриотических восторгов (и даже есть тост за царя), но Царское Село – это, можно сказать, «родина души». Она была бы романтической в своей идеальности, но при этом она и реальна.

2. Сопоставьте «19 октября 1825 года» со стихотворением «И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный…», 1826 г.) и «19 октября 1827 года». Чем стала лицейская дружба в жизни Пушкина, Пущина и др.?

В этих стихах идет речь о тяжелых жизненных испытаниях (с глухими намеками на каторгу декабристов) и о том, что детская дружба стала для лицеистов серьезной опорой в жизни. Нам сейчас кажется, что это нечто само собою разумеющееся. Но можно спросить: много ли вы знаете людей, которых в жизни поддерживает школьная дружба. (Я знаю, но это из истории редких школ).

3. Что говорит Пушкин об опыте другой, «не лицейской» дружбы в стихотворениях «19 октября 1825 года» и «Дружба» (1824)?

Сравнение лицейской дружбы и дружбы «светской» показало, какое же сокровище – этот сложившийся в детстве дружеский круг. И какая редкость в жизни.

4. Как видит Пушкин судьбу лицейского дружеского круга на фоне больших исторических событий и быстротечного времени в стихотворениях «19 октября 1825 года», «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836)?

Как заметил один ребенок, Пушкин жил в то время, когда происходили большие исторические события. Став в 12 – 15 лет свидетелями величайшей войны, лицеисты (и Пушкин в первую очередь) привыкли думать, что у каждого поколения в жизни будет шанс совершить нечто великое, оставить след в истории. Пушкин трижды писал о том, как мимо ограды парка в Царском Селе проходили войска: в «Воспоминаниях в Царском Селе» 1815 года, 1829 года и в стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» – все искал слова, которые бы выразили это их переживание. В конце концов нашел: «Вы помните: текла за ратью рать, //Со старшими мы братьями прощались // И в сень наук с досадой возвращались, // Завидуя тому, кто умирать // Шел мимо нас…» Те, кто успел принят участие в войне 1812 года, были всего лишь «старшими братьями» – но это было другое поколение, главным событием в жизни которого стала эта война. Жажда стать новой «дружиной», которая свершит свой, еще неведомый подвиг на благо и во славу России, слышна у Пушкина в послании «К Чаадаеву», заметна в том, как Пущин поспешил вступить в тайное общество… Однако история творилась словно бы без их участия – и точно вопреки их воле. Подвиг одних был отвергнут страной, другие же так и остались свидетелями истории – но они переживали ее вместе. Пушкин остро чувствовал то историческое время, которое отпущено каждому поколению. Он вообще мерил историческое время поколениями: вот время подвигов Олега и его дружины; вот настало время князя Игоря и Ольги – и оно тоже пройдет; вот ворвался в историю Петр со своими соратниками… Императора Александра Пушкин упрекал за лень (!): он не давал своей «дружине» отличиться в исторических свершениях; а Николая похвалил за то, что он оживил русскую жизнь войной (с турками) и трудами. Друзья – это соратники, сотрудники в созидании русской истории. А впрочем, они в первую очередь друзья (вспомним «Кто из богов мне возвратил…»).

Любовь

Разбирать любовные стихи с серьезным видом (да еще в конце всех разговоров о лирике) может оказаться скучно. В последний раз я просто почитала им вслух некоторые, с остальными велела знакомиться по списку и в классе предложила написать свое эссе: «Каким образом любовь действует на душу?». Потом мы читали их работы и соотносили с конкретными стихами.

1. Прочитайте стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» (1825), «Мадонна» (1830), «Нет, нет, не должен я…» (1830), «Красавице» (1832), «Я думал, сердце позабыло…» (1835). Как действует красота на душу поэта? Почему он называет красоту святыней?

Вообще в 19 веке красавиц воспевали и прославляли (в альбомах например) – это была часть культуры, своего рода условность. Но Пушкин эти традиционные комплименты наполнил смыслом: красота возвышает (пробуждает, очищает) душу. Поэтому он назовет ее «святыней», не побоится сравнить красавицу (Наталью Николаевну) с Мадонной. «Я помню чудное мгновенье…» придется разбирать «формально». Спросить, какая связь между любовью и вдохновеньем (оживлением души)? Оказывается, что любить способна только пробудившаяся душа – к ней-то и является «гений чистой красоты» (а не наоборот). Ну и строение стихов, основанное на параллелизме: внутреннее состояние героя – внешнее течение его жизни. Роль рефрена…

2. Прочитайте стихотворения «Подъезжая под Ижоры…» (1829), «Нет ни в чем вам благодати…» (1825), Е.Н. Ушаковой («Вы избалованы природой…», 1829), «Признание» (1826). Насколько, на ваш взгляд, серьезны описываемые в них чувства? Как вы думаете, зачем написаны эти стихотворения?

Еще несколько слов о культуре пушкинской эпохи. В этих стихах своего рода любовная игра, причем очень тонкая. Автор (по правилам) должен сказать даме приятное (что она умна, например, и прекрасна). Но при этом дать понять, что это еще не формальное предложение руки и сердца, что его восхищение чуть-чуть не слишком серьезно (и вообще все тут «некстати» и «невпопад» – то есть еще не сложилось счастливым образом). И сделать это надо так, чтобы не обидеть, но и самому не стать жертвой своих неумеренных восторгов. Большим успехом пользовалось в нашем классе «Признание» («Я вас люблю, хоть я бешусь…»), и его охотно учили наизусть – гораздо охотней, чем «Чудное мгновенье».

3. Сравните стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829) и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830). Попробуйте объяснить состояние «светлой печали», о котором пишет Пушкин.

Тут речь идет о самом чувстве (состоянии героя), а не о конкретном сюжете или конкретной красавице. Любовь для Пушкина есть жизнь (без нее душа впадает в хладный сон), она сродни вдохновенью (как мы выяснили). «На холмах Грузии» удивительно тем, что героиня (предмет любви) в стихах отсутствует, есть только нарастающее чувство в сердце, которое заведомо не получит сию минуту удовлетворения. Первая строфа печальная и спокойная, вторая – взволнованная и почти ликующая. Не потому что его вдруг полюбили – потому что он не может не любить.

«Элегия» – стихотворение «из списка философских», но оно объясняет эту странность. Для Пушкина смысл жизни не в том, чтобы быть веселым и счастливым (от веселья остается тяжкий осадок), а в том, чтоб мыслить, страдать, любить – то есть жить. И для того, кто рискует жить полной жизнью, кроме печали, есть на свете и утешение. Приносит его нечто прекрасное: восхищение гармонией в создании искусства или в человеческом существе. Мы начинали ведь с того, что любовь очищает душу. Вообще «Элегию» бы надо выучить наизусть.

4. Сравните стихотворения «Что в имени тебе моем?» (1829) и «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829). Что в них общего? Как выражено в них особое, пушкинское благородство чувств?

Вот те самые редкие стихи о несчастной любви. За них многие Пушкина благодарили в своей жизни, потому что это очень тяжело переживать наедине с самим собой. А когда рядом Пушкин говорит о том, как он такое пережил, все-таки становится полегче. Вообще эта готовность Пушкина стать личным другом каждому читателю удивительна тем, что она вполне искренняя. Читатель в самом деле друг, и автор ему благодарен за то, что он читает, а в ответ одаривает своим невидимым участием. К Пушкину у всех, кто удосужился его прочитать, очень личное отношение. (Это так, замечания по ходу дела и на будущее: если вдруг приключится несчастная любовь – искать утешения можно тут). Ну и смысл обоих стихотворений: «любовь не ищет своего» и не о себе печется, а о любимом. И желает ему счастья – великодушно и бескорыстно.

Стихи, не попавшие в списки

В этом году в списки к ЕГЭ включили несколько стихотворений, которые остаются вне основных тем: «Погасло дневное светило…», «Няне», «Зимнее утро», «Туча» и «Подражания Корану» (то ли все, то ли только последнее: «И путник усталый на Бога роптал»…). Когда и как их разбирать – сложный вопрос. Попробую что-нибудь предложить.

«Погасло дневное светило» – элегия, с которой начинается пушкинский романтизм. Значит, в ней надо найти двоемирие (второй мир – тот, что остался в воспоминаниях); сравнить с песней Чайльд-Гарольда (прощанье с родиной); обсудить роль моря (и как символа жизненного пути, и как «двойника» лирического героя, и как своеобразный мрачноватый романтический пейзаж); взглянуть на эпитеты; конечно, образ героя – разочарованного изгнанника – тоже весьма романтичен… Да, еще можно обратить внимание на то, что герой согласен отказаться от всего, кроме ран прежней любви. А читать ее можно по ходу биографического рассказа.

«Няне» – реалистические стихи (можно поискать детали: спицы, глушь, дорога –и поговорить о том, как через них передаются чувства). О способности к сопереживанию, о чувстве вины… О том, что это «фрагмент» (как «Осень»), и в нем есть недоговоренность. Можно спросить: счастлив ли автор, живущий где-то своей жизнью (молодой, бурной, интересной)? Похоже, что и у него есть своя тоска и свои заботы. Можно обратить внимание, что тема стихотворения могла бы в недалеком прошлом показаться «низкой», но Пушкин делает ее «высокой», причем без ходульности и пафоса. Такая истинная человечность, сама мера. И опять эта пушкинская потребность сохранять человеческие связи… Когда его лучше читать? По ходу биографии? Или добавить к любви и дружбе?

«Зимнее утро» разбирать можно только формально: вот контраст вечера и утра, вот какие роскошные эпитеты. Единственный существенный вопрос: если Пушкин и впрямь не пишет «чистых» пейзажей, то про что эти стихи? Наверно, про любовь, про радость жизни… Тоже в тему любви, в то, как она преображает восприятие мира?

«Туча» – практически аллегория, стихи с политическим подтекстом: автор сравнивает себя с этой тучей, оставшейся от прежней, бурной эпохи. В финале есть горечь от осознания себя «пережитком прошлого». Можно сопоставить с «Арионом» – такое же невеселое осознание себя обломком другого мира, рожденным для бури, а не для ясной погоды. Добавить ее к свободе?

«И путник усталый на Бога роптал…» – стихи, конечно, философские. Посмотрев, что о ней пишут, я накопала таких идей:

– по жанру это романтическая баллада (мистика, историчность, сюжет);

– романтизм проявляется в том, что выбран экзотический материал и осмыслен как бы «изнутри»: Пушкин честно воспроизводит свое понимание мусульманского мировосприятия;

– баллада о мгновенности человеческой жизни: если искать земного благополучия – все потеряешь, а если идти вперед и трудиться, то все (включая молодость) вернется;

– другая трактовка: тема – смерть и воскресение, переход человека от безверия (сомнения, ропота) к вере, которая воскрешает в нем жизнь;

– про связь земного и духовного, про то, что духовное «первично»: раскаянье (скорбь) путника возрождает не только его самого, но и мир вокруг (включая ослицу);

– интересно сравнить эту балладу с «Тремя пальмами» Лермонтова: у того все наоборот. За ропотом следует кара, причем в виде исполнения желания, и ничто уже не возрождается;

– сравнивают эти стихи и с «Пророком»: тот же образ пустыни и духовного возрождения: от ропота (жажды) до того, как герой «с Богом» пустится в путь.

Что с ним делать – не знаю. Отнести к философским и спросить народ, как они понимают смысл этих стихов? А потом предложить известные трактовки?

Сочинение на тему «Любовь в лирике русского поэта Пушкина»: материал, примеры, стихи

Любовь в лирике русского поэта Пушкина
Школьники часто на уроках русского языка и литературы пишут сочинение по теме лирики Пушкина. Такая тема даже попадается и на ЕГЭ. Задание на итоговое, президентское сочинение также часто бывает по этой теме. Вот материал и примеры на тему «Любовь в лирике русского поэта Пушкина»:

Практически все стихотворения великого русского поэта пропитаны любовью. Ни в юности, ни в более осознанном возрасте Пушкин не стесняется своих привязанностей (даже запретных), а открыто и поэтично говорит о них, упивается чувствами. Читателю близки такие переживания. Делится с аудиторией поэт и своими неудачами.

Но, несмотря на пылкость, Пушкин не «ходок» — к каждой новой возлюбленной он относится трепетно и серьезно. Чувства его подобны переливающемуся по весне ручью, который бурлит, окрашен разными красками, и поет на тысячу голосов.

Любовь поэта жертвенная. Он не приемлет эгоизма. Для него главное – счастье объекта обожания. Возвышенное отношение к любимой проявляется в стихотворении «Я Вас любил». Он говорит: «Так дай Вам Бог любимой быть другим». И это очень благородно. Понимая, что чувствам не суждено иметь место, Пушкин желает, чтобы его возлюбленная все равно была счастлива. Не важно, с ним или с иным мужчиной, с соперником.

А вот что касается «Чудного мгновения», здесь автор показывает все те чувства, которые испытывает человек, что мучается без влюбленности: «В глуши во мраке заточения тянулись тихо дни мои». Вот полностью этот стих:


Любовь в лирике русского поэта Пушкина — стих «Я помню чудное мгновенье»

Наталью Николаевну Гончарову он сравнивает с Мадонной, утверждает, что она чистейший образец прелести. Кстати, даже по этим строкам заметно, что влюбленность взрослеет вместе с Пушкиным, становится более глубокой и возвышенной.

Любовь для Пушкина – дар небес, наивысшая благодать. Это словно целебный эликсир, что позволяет жить и творить. Мне очень нравится в творчестве Александра Сергеевича то, что в отличие от некоторых поэтов и писателей, он открыто говорит о любви и не стесняется ее.

История создания

Стихотворение написано в 1825 году. Впервые опубликовано в «Северных цветах» в 1827 году. О том, кому посвящено произведение, до сих пор доподлинно не известно, ведь автор еще при жизни обрел такую славу, что ею желали воспользоваться многие его современники.

  1. Версия 1: Пушкин посвятил произведение Анне Керн. Александр Сергеевич был влюблён в девушку, но она была замужем, поэтому о своих чувствах он умолчал. Когда они встретились во второй раз, поэт отбывал ссылку в селе Михайловское, однако, Анну он совсем не интересовал. Пушкин все же посвятил девушке несколько произведений, самое трогательное их которых- «Я помню чудное мгновенье…». Об этом заявила сама Керн и всячески поддерживала это мнение, сохранив и предав огласке всю корреспонденцию Пушкина.
  2. Версия 2: Пушкинисты К. П. Викторова и С.Г. Ржеутский утверждают, что Пушкин в других своих письмах грубо и пренебрежительно отзывается о А.П. Керн. Эта женщина «была сговорчивее с другими», но высокомерно отвергла поэта. Ему впоследствии было стыдно за свои чувства. Даже в момент передачи стихотворения он передумал и попросил женщину вернуть его ему. Она же не вернула, так как данное послание льстило ей. Она же отнесла его в редакцию журнала, чтобы непременно опубликовать. Сам же Пушкин попросил Дельвига заменить название — не «Керн», а «К***», что нетипично для автора, который всегда заявлял о посвящениях открыто. Из всего этого исследователи сделали вывод, Керн присвоила себе стихотворение, а поэт не хотел передавать его, но в то же время не мог обнаружить, кому он его посвятил. Поэтому честь музы пушкинисты присвоили Елизавете Алексеевне — жене императора Александра Первого. Известно, что Пушкин увлекся ею и восторженно описывал ее красу.

Жанр, размер, композиция

  • Жанр стихотворения — любовное послание, вперемешку с размышлениями о жизни. 
  • Композиция у произведения двулика: с одной стороны, мы видим биографию поэта, этапы его жизни. Тут и Петербург, и южная ссылка, и село Михайловское. С другой, поэт описывает все моменты любви: вначале — нежные воспоминания, далее — пустота, в конце — снова вдохновение и любовь. Такое строение позволяет отнести композицию к кольцевой.
  • Стихотворение написано пятистопным ямбом, каждая строка — новая, оформленная мысль. Из-за музыкального ритма стихи были положены на музыку более 20 раз.

Образы и символы

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» жизнь лирического героя наполняется смыслом лишь от любви и мыслей о его возлюбленной. Без нее он будто не живет. Сложно не заметить центральный символ произведения— «гений чистой красоты». Герой буквально обожествляет своею возлюбленную, она чиста и прекрасна, а потому, словно из другого мира. 

Образ героини оторван от реальности, он максимально прозрачен и бестелесен. Она — виденье, а не человек, мечта, а не земная женщина. Поэт отождествляет ее с самой любовью. Только от ее появления сердце воскресло и пробудилось.

Бурь порыв мятежный — это отражение конфликта с царем и ссылок, в которых пребывал поэт, лишенный привычного для него общества.

Темы, настроение и проблемы

Тематика стихотворения «Я помню чудное мгновенье» интуитивно понятна:

  • Основная тема произведения — любовь. Любовь неразделенная, глубокая, требующая самоанализа. В стихотворении лирический герой испытывает все доступные человеку эмоции, он живет, постоянно думая о своей любимой, и эти воспоминания будоражат его чувства. Но именно такая неземная и бестелесная любовь помогает ему выжить «во мраке заточенья», наполняет жизнь заветным смыслом.
  • Красота — тоже тема для размышления поэта. Она приравнивается к дару, к творчеству. Это роднит автора с его музой. Поэтому высшая похвала для женщины прозвучала из уст Пушкина — гений. К этому титулу он стремился, и им, как высшим признанием, награждает избранницу.
  • Настроение произведения нежное, печальное. Когда герой вспоминает о любимой девушке, его сердце трепещет. Когда он понимает, что не интересен ей, описание его чувств становится проще, грустнее, он будто возвращается назад, к обычной, непримечательной жизни.
  • Проблемы внутреннего заточения и страха неизбежной разлуки Пушкин отводит на второй план, но при этом они не теряют своей значимости. Из-за одиночества герой закрывается в себе, ему недоступны больше те эмоции, что он испытывал ранее. Ему больно, он потерял самое дорогое, что у него было. Но стоит божественному образу вновь появиться в его жизни, он сразу же вновь преображается и воскресает.

Основная идея

Главная мысль стихотворения заключена в полной отдаче себя такому светлому чувству, как любовь. Поэт говорит нам, что даже если нам больно, если любовь не взаимна, те эмоции, что мы переживаем благодаря ей — неоценимы. Любовь учит нас жить и наполняет смыслом каждый миг нашей жизни. 

Несмотря на то, что ты заключаешь себя в мыслях лишь об одном человеке, ты живешь намного ярче, чем отказываясь от любви. Любите, самоотверженно и сильно, несмотря ни на что— вот смысл стихотворения «Я помню чудное мгновение».

История написания[править | править код]

Стихотворение было написано не позже 19 июля 1825 года. В это время Пушкин вынужден был находиться на территории фамильного имения Михайловское. Впервые стихотворение «К***» было напечатано в известном альманахе «Северные цветы», издателем которого был лицейский товарищ Пушкина Антон Антонович Дельвиг, в 1827 году. В первый раз Пушкин увидел Керн ещё задолго до своего вынужденного затворничества; встреча состоялась в Санкт-Петербурге в 1819 году, Анна Керн произвела на поэта неизгладимое впечатление. В следующий раз Пушкин и Керн увиделись только в 1825 году, когда Керн гостила в имении своей тётки Прасковьи Осиповой в имении Тригорское; Осипова была соседкой Пушкина и хорошей его знакомой. Считается, что новая встреча, состоявшаяся после столь длительного перерыва, вдохновила Пушкина на создание эпохального стихотворения. Известно, что автограф произведения А. С. Пушкин лично подарил Анне Керн перед её отъездом из Тригорского в Ригу, который состоялся 19 июля 1825 года, однако автограф, согласно её воспоминаниям, находился в рукописи второй главы «Евгения Онегина», которую А. П. Керн должна была взять с собой перед отъездом. Пушкин неожиданно отобрал автограф и лишь после просьб вернул его опять[2]. Помимо прочего, этот эксклюзивный беловой вариант был безвозвратно утерян — судя по всему, именно в Риге, в доме коменданта.

Главной темой стихотворного послания Пушкина является тема любви, которая всегда занимала ключевое место в его творчестве. Именно биографические реалии организуют композиционное единство этого значимого в мировой литературе образца любовной лирики. Пушкин представляет ёмкий очерк своей жизни между первой встречей с героиней послания и настоящим моментом, косвенно упоминая основные события, произошедшие с биографическим лирическим героем: ссылка на юг страны, период горького разочарования в жизни, в который были созданы художественные произведения, проникнутые ощущениями неподдельного пессимизма («Демон», «Свободы сеятель пустынный»), подавленное настроение в период новой ссылки в родовое имение Михайловское. Однако вдруг наступает воскресение души, чудо возрождения жизни, обусловленное явлением божественного образа музы, которая приносит с собой прежнюю радость творчества и созидания, которая открывается автору в новом ракурсе. Именно в момент духовного пробуждения и прилива витальной энергии лирический герой вновь встречает героиню стихотворного послания: «Душе настало пробужденье:/ И вот опять явилась ты…».

Образ героини существенно обобщён и максимально поэтизирован; он значительно отличается от того образа, который предстаёт на страницах пушкинских писем в Ригу и друзьям, созданных в период вынужденного времяпрепровождения в Михайловском. Вместе с тем неоправданна постановка знака равенства, равно как и отождествление «гения чистой красоты» с реальной биографической Анной Петровной Керн. На невозможность признания узко биографической подоплёки стихотворного послания указывает тематическая и композиционная схожесть с другим любовным поэтическим текстом под названием «К ней», созданного Пушкиным в 1817 году.

Многие поэтические символы, употребляющиеся в стихотворении, утратили своё первоначальное значение в контексте канонизации романтического дискурса: «видение», «Божество», «слёзы»; черты лица героини «милые» и «небесные». Одновременно неподражаемая простота пушкинского нарратива оживляет старые клишированные формулы романтической лирики, одаряя их новым поэтическим звучанием. Выдающаяся поэтическая конструкция «гений чистой красоты» взята из романтической повести «Лалла-Рук» Томаса Мура, в переводе Василия Андреевича Жуковского.

Здесь важно вспомнить об идее вдохновенья. Любовь для поэта ценна также и в смысле дарования творческого вдохновения, желания творить. В заглавной строфе описывается первая встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот момент очень яркими, выразительными эпитетами («чудное мгновение», «мимолётное виденье», «гений чистой красоты»). Любовь для поэта — это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его. Дальнейшие три строфы стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта — его изгнание. Тяжёлое время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время «томленья грусти безнадёжной» в душе поэта. Расставание с его юношескими идеалами, этап взросления («Рассеял прежние мечты»). Возможно, были у поэта и моменты отчаяния («Без Божества, без вдохновенья») Упоминается также о ссылке автора («В глуши, во мраке заточенья …»). Жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл. Жанр — послание.

Выдвигались и другие версии по поводу героини стихотворения Пушкина. Михаил Дудин считал ей крепостную девушку Ольгу Калашникову, чему посвятил своё стихотворение «Об Ольге Калашниковой моя песня». Вадим Николаев[3] выдвинул версию, согласно которой стихотворение посвящено Татьяне Лариной, то есть это «не любовная лирика, а стихи о создании образа».

Романс[править | править код]

В 1840 году композитор Михаил Глинка написал на стихотворение Пушкина романс, посвятив его своей любимой — Екатерине Керн (дочери Анны Керн). Стихи Пушкина в сочетании с музыкой Глинки обеспечивают произведению известность в широких кругах.

В критике устоялось мнение о том, что Глинка в своей музыке сумел достичь уровня поэзии Пушкина[4]. Так, Б. В. Асафьев, говоря о «замечательном романсе» Глинки, пишет, что его мелодия «плывёт над и вместе с пушкинским стихом, создавая в целом впечатление интонационного единства и слияния напевности звуков, слов и музыки»[5]. О нерасторжимости текста и мелодии в сознании слушателя пишет и М. А. Овчинников: «С тех пор, как написан этот романс, почти невозможно отделить пушкинские стихи от музыки Глинки»[6]. Большинство исследователей-музыковедов полагают, что музыкальный гений Глинки дополнил и усилил поэтический гений Пушкина. По словам Е. А. Майкапара, «Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу. Вряд ли найдется поэт, который не мечтал бы о таком обрамлении своих творений»[7]. Литературный критик Н. Н. Рубинштейн высказывает прямо противоположное мнение, выражая сомнения не в гениальности музыки, а в её правомочии быть нерасторжимой с изначальным текстом. Называя «Я помню чудное мгновенье» «русским романсом номер один», она сожалеет о невозможности «услышать этот текст „голым“, не обёрнутым в мелодию», поскольку «стихотворение запето, заиграно, стёрто до полной потери независимости»[8].

Примечания[править | править код]

История написания[править | править код]

Стихотворение было написано не позже 19 июля 1825 года. В это время Пушкин вынужден был находиться на территории фамильного имения Михайловское. Впервые стихотворение «К***» было напечатано в известном альманахе «Северные цветы», издателем которого был лицейский товарищ Пушкина Антон Антонович Дельвиг, в 1827 году. В первый раз Пушкин увидел Керн ещё задолго до своего вынужденного затворничества; встреча состоялась в Санкт-Петербурге в 1819 году, Анна Керн произвела на поэта неизгладимое впечатление. В следующий раз Пушкин и Керн увиделись только в 1825 году, когда Керн гостила в имении своей тётки Прасковьи Осиповой в имении Тригорское; Осипова была соседкой Пушкина и хорошей его знакомой. Считается, что новая встреча, состоявшаяся после столь длительного перерыва, вдохновила Пушкина на создание эпохального стихотворения. Известно, что автограф произведения А. С. Пушкин лично подарил Анне Керн перед её отъездом из Тригорского в Ригу, который состоялся 19 июля 1825 года, однако автограф, согласно её воспоминаниям, находился в рукописи второй главы «Евгения Онегина», которую А. П. Керн должна была взять с собой перед отъездом. Пушкин неожиданно отобрал автограф и лишь после просьб вернул его опять[2]. Помимо прочего, этот эксклюзивный беловой вариант был безвозвратно утерян — судя по всему, именно в Риге, в доме коменданта.

Главной темой стихотворного послания Пушкина является тема любви, которая всегда занимала ключевое место в его творчестве. Именно биографические реалии организуют композиционное единство этого значимого в мировой литературе образца любовной лирики. Пушкин представляет ёмкий очерк своей жизни между первой встречей с героиней послания и настоящим моментом, косвенно упоминая основные события, произошедшие с биографическим лирическим героем: ссылка на юг страны, период горького разочарования в жизни, в который были созданы художественные произведения, проникнутые ощущениями неподдельного пессимизма («Демон», «Свободы сеятель пустынный»), подавленное настроение в период новой ссылки в родовое имение Михайловское. Однако вдруг наступает воскресение души, чудо возрождения жизни, обусловленное явлением божественного образа музы, которая приносит с собой прежнюю радость творчества и созидания, которая открывается автору в новом ракурсе. Именно в момент духовного пробуждения и прилива витальной энергии лирический герой вновь встречает героиню стихотворного послания: «Душе настало пробужденье:/ И вот опять явилась ты…».

Образ героини существенно обобщён и максимально поэтизирован; он значительно отличается от того образа, который предстаёт на страницах пушкинских писем в Ригу и друзьям, созданных в период вынужденного времяпрепровождения в Михайловском. Вместе с тем неоправданна постановка знака равенства, равно как и отождествление «гения чистой красоты» с реальной биографической Анной Петровной Керн. На невозможность признания узко биографической подоплёки стихотворного послания указывает тематическая и композиционная схожесть с другим любовным поэтическим текстом под названием «К ней», созданного Пушкиным в 1817 году.

Многие поэтические символы, употребляющиеся в стихотворении, утратили своё первоначальное значение в контексте канонизации романтического дискурса: «видение», «Божество», «слёзы»; черты лица героини «милые» и «небесные». Одновременно неподражаемая простота пушкинского нарратива оживляет старые клишированные формулы романтической лирики, одаряя их новым поэтическим звучанием. Выдающаяся поэтическая конструкция «гений чистой красоты» взята из романтической повести «Лалла-Рук» Томаса Мура, в переводе Василия Андреевича Жуковского.

Здесь важно вспомнить об идее вдохновенья. Любовь для поэта ценна также и в смысле дарования творческого вдохновения, желания творить. В заглавной строфе описывается первая встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот момент очень яркими, выразительными эпитетами («чудное мгновение», «мимолётное виденье», «гений чистой красоты»). Любовь для поэта — это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его. Дальнейшие три строфы стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта — его изгнание. Тяжёлое время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время «томленья грусти безнадёжной» в душе поэта. Расставание с его юношескими идеалами, этап взросления («Рассеял прежние мечты»). Возможно, были у поэта и моменты отчаяния («Без Божества, без вдохновенья») Упоминается также о ссылке автора («В глуши, во мраке заточенья …»). Жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл. Жанр — послание.

Выдвигались и другие версии по поводу героини стихотворения Пушкина. Михаил Дудин считал ей крепостную девушку Ольгу Калашникову, чему посвятил своё стихотворение «Об Ольге Калашниковой моя песня». Вадим Николаев[3] выдвинул версию, согласно которой стихотворение посвящено Татьяне Лариной, то есть это «не любовная лирика, а стихи о создании образа».

Романс[править | править код]

В 1840 году композитор Михаил Глинка написал на стихотворение Пушкина романс, посвятив его своей любимой — Екатерине Керн (дочери Анны Керн). Стихи Пушкина в сочетании с музыкой Глинки обеспечивают произведению известность в широких кругах.

В критике устоялось мнение о том, что Глинка в своей музыке сумел достичь уровня поэзии Пушкина[4]. Так, Б. В. Асафьев, говоря о «замечательном романсе» Глинки, пишет, что его мелодия «плывёт над и вместе с пушкинским стихом, создавая в целом впечатление интонационного единства и слияния напевности звуков, слов и музыки»[5]. О нерасторжимости текста и мелодии в сознании слушателя пишет и М. А. Овчинников: «С тех пор, как написан этот романс, почти невозможно отделить пушкинские стихи от музыки Глинки»[6]. Большинство исследователей-музыковедов полагают, что музыкальный гений Глинки дополнил и усилил поэтический гений Пушкина. По словам Е. А. Майкапара, «Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу. Вряд ли найдется поэт, который не мечтал бы о таком обрамлении своих творений»[7]. Литературный критик Н. Н. Рубинштейн высказывает прямо противоположное мнение, выражая сомнения не в гениальности музыки, а в её правомочии быть нерасторжимой с изначальным текстом. Называя «Я помню чудное мгновенье» «русским романсом номер один», она сожалеет о невозможности «услышать этот текст „голым“, не обёрнутым в мелодию», поскольку «стихотворение запето, заиграно, стёрто до полной потери независимости»[8].

Примечания[править | править код]