Стих пушкина я помню чудное мгновение картинки

Стих пушкина я помню чудное мгновение картинки

Анализ №1

Стихотворение « Я помню чудное мгновенье…» было написано в 1925 году, посвятил его А.С Пушкин своей возлюбленной Анне Керн. Всем известно, что Пушкин человек влюбчивый, и ему сразу же приглянулась эта девушка, но их счастье не сложилось, так как Анна была замужем, и поэту оставалось ее всего лишь вспоминать.

Но вот свершилось чудо, Анна и Пушкин снова встретились, к тому времени она была уже свободной дамой, и только тогда поэт смог ей признаться в своих чувствах. После этой встречи А. С. Пушкин посвятил ей это стихотворение. Для поэта любовь была одна из важнейших ценностей. В этом стихотворении представлен обобщенный образ возлюбленной. Такие эпитеты, которые использует автор, можно применить к любой понравившейся девушке.

Пушкин считает, что женщина и ее красота могут заставить мужчину на необдуманные поступки. Вдохновение и есть любовь. Только светлые чувства, могут пробудить в человеке желание создавать невероятные и талантливые произведения.

В таком маленьком стихотворении поэт смог выразить все чувства, которые тогда испытывал к Анне, и всё их историю знакомства. Но судьба повернулась так, что юный поэт не мог быть с Анной.

Пушкин посвятил много стихотворений этой женщине, которая долгие годы являлась для него музой и вдохновением.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье. "

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье № 1

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» было написано А. С. Пушкиным в 1825 г. Это лирическое произведение посвящено А. П. Керн. В его основу положены реальные факты биографии Пушкина.

В заглавной строфе описывается первая встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот момент очень яркими, выразительными эпитетами («чудное мгновение», «мимолетнее виденье», «гений чистой красоты»). Любовь для поэта – это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его.

Дальнейшие три строфы стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта - его изгнание. Тяжелое время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время «томленья грусти безнадежной» в душе поэта. Расставание с его юношескими идеалами, этап взросления («Рассеял прежние мечты»). Возможно, были у поэта и моменты отчаяния («Без божества, без вдохновенья») Упоминается также о ссылке автора («В глуши, во мраке заточенья …»). Жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл.

В дальнейшем поэт вновь встречает любовь своей молодости, о чем повествуют заключительные строфы стихотворения. Пятая строфа очень похожа на первую. Пушкин пробуждается, возрождается. Вместе с прекрасной музой к поэту возвращается вдохновение, желание творить.

Данное стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмой. Ритм четкий, композиция очень музыкальна.

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Я помню чудное мгновенье»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье № 2

Стихотворение К*** «Я помню чудное мгновенье…» А.С.Пушкина датируется 1825 годом. Поэт, друг Пушкина А.А.Дельвиг публикует его в «Северных цветах» в 1827 году. Это стихотворение на тему любви. Ко всему, что связано с любовью в этом мире, А.С.Пушкин относился особо. Любовь в жизни и творчестве для него была страстью, которая давала ощущение гармонии.

Полный текст стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» А.С.Пушкина смотрите в конце статьи.

Стихотворение обращено к Анне Петровне Керн. молодой привлекательной женщине, которую двадцатилетний поэт впервые увидел на балу в Петербурге в доме Олениных в 1819 году. Это была мимолётная встреча, и Пушкин сравнивал её с видением божественной красавицы из прекрасного произведения Жуковского «Лалла Рук».

Проводя анализ «Я помню чудное мгновенье…» следует обратить внимание на то, что язык этого произведения необычен. Он вычищен от всякой конкретики. Можно заметить пять дважды повторяющихся слов – божество, вдохновенье, слёзы, жизнь, любовь. Такая перекличка «формирует смысловой комплекс, относящийся к области художественного творчества».

Время, когда поэт находился в южной ссылке (1823,1824 г.г.), а затем в Михайловском («в глуши, во мраке заточенья»), было для него кризисным, тяжёлым. Но уже к началу 1825 г. Александр Сергеевич справился с собой, со своими мрачными думами, и в «душе настало пробужденье». В этот период он увидел второй раз А.П.Керн, которая приехала в гости к Прасковье Александровне Осиповой, проживающей по соседству с Пушкиным, в Тригорском.

Стихотворение начинается с пересмотра событий былой давности, времени, проведенном

«В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты…»

Но годы прошли, и наступил период изгнания.

«В глуши, во мраке заточенья,
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви».

Депрессивное состояние продолжалось недолго. И к новой встрече Александр Сергеевич приходит с ощущением радости жизни.

«Душе настало пробужденье
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты».

Что же послужило той движущей силой, с помощью которой жизнь поэта вновь обрела яркие краски? Это творчество. Из стихотворения «Вновь я посетил…» (в другой редакции) можно прочитать:

«Но здесь меня таинственным щитом
Святое Провиденье осенило,
Поэзия как ангел утешитель
Спасла меня, и я воскрес душой»

Что касается тематики стихотворения «Я помню чудное мгновенье…», то, по мнению ряда литературных экспертов, любовная тематика находится здесь в подчинении другой, философско-психологической тематики. Наблюдение за «разными состояниями внутреннего мира поэта в соотношении этого мира с действительностью» — вот главное, о чём идёт речь.

Но любовь никто не отменял. Она представлена в стихотворении масштабно. Именно любовь добавила Пушкину столь необходимых сил и украсила его жизнь. А источником пробуждения автора всё-таки послужила поэзия.

Стихотворный размер произведения – ямб. Пятистопный, с перекрёстной рифмой. Композиционно стихотворение «Я помню чудное мгновенье» делится на три части. По две строфы в каждой. Произведение написано в мажорной тональности. В нем чётко звучит мотив пробуждения к новой жизни.

«Я помню чудное мгновенье…» А.С.Пушкина относится к плеяде самых популярных работ поэта. Знаменитый романс М.И.Глинки, положенный на текст «Я помню чудное мгновенье», способствовал ещё большей популяризации этого творения.

Автор текста: Ирис Ревю

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Анализ стихотворения Пушкина "Я помню чудное мгновенье" по плану

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье № 3

План

Название, автор, дата написания.
1.Определение жанра, формы.
2.Выявление сюжета.
3.Обозначение темы.
4.Определение идеи.
5.Истолкование названия.
6.Анализ композиции.
7.Характеристика образов.
8.Характеристика лирического героя.
9.Анализ картины и ситуаций, вызывающих переживания.
10.Анализ языка. Лексика (использования эпитетов, сравнений и т. д. )
11.Анализ языка. Синтаксис (повторения, параллелизм, перекос, инверсия, умолчание, риторические вопросы. )
12.Анализ фонетики. (звукопись).

Оно посвящено А. П. Керн, племяннице П. А. Осиповой. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году, а летом 1825 года она гостила в
Тригорском. Женщину, которую он так сильно любил, Пушкин сравнивает с чем-то божественным, неземным.

1.Определение жанра, формы. – стихотворение относятся к любовной лирике, к жанру лирического произведения.
2.Выявление сюжета. Пушкин представляет ёмкий очерк своей жизни между первой встречей с героиней послания и настоящим моментом, косвенно упоминая основные события, произошедшие с биографическим лирическим героем: ссылка на юг страны, период горького разочарования в жизни, подавленное настроение в период новой ссылки в родовое имение Михайловское. Однако вдруг наступает воскресение души, чудо возрождения жизни, лирический герой вновь встречает героиню стихотворного послания: «Душе настало пробужденье: / И вот опять явилась ты…».
3.Обозначение темы. -тема любви неразрывно сочетается с философскими раздумьями поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в чудные и редкие мгновения встречи с чарующей красотой.
4.Определение идеи.
5.Истолкование названия. Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это глубоко сокровенное, затаенное воспоминание согрето трепетным и горячим незатухающим чувством, благоговейным преклонением перед святыней красоты.
6.Анализ композиции. Композиционно произведение можно разделить на три совершенно равные части, каждая из которых имеет самостоятельное смысловое наполнение: воспоминание о давней встрече поэта с юной красавицей, воспроизводство того, что особенно запомнилось в те часы, затем горестное сознание и вновь пробуждение глубоких душевных чувств к ним.
7.Характеристика образов.
8.Характеристика лирического героя. В памяти поэта «милые черты» не стираются, «голос нежный» все также звучит в душе. Пушкин вспоминает годы петербургской жизни, прошедшие «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты». воссоздает иной настрой чувств в период южной ссылки («Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»). говорит о «мраке заточенья» михайловской ссылки, о тягостных днях, проведенных в глуши:
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье»). возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина.
9.Анализ картины и ситуаций, вызывающих переживания.
10.Анализ языка. Лексика (использования эпитетов, сравнений и т. д. ) Своего рода музыкальным рефреном звучит дважды повторенный эпитет «голос нежный». рифмы внешне непритязательны («нежный – мятежный». «вдохновенья – заточенья»). но и они полны гармонии, песенности, романсовости стиха.
11.Анализ языка. Синтаксис (повторения, параллелизм, перекос, инверсия, умолчание, риторические вопросы. ) Ясность и легкость текста Пушкина зависит от сложного переплетения нескольких синтаксических фигур, из которых сплетается синтаксическая ткань: прямой и обратный порядок слов, генитивные обороты, пре- и постпозицию эпитетов и анафорические чередования.
12.Анализ фонетики. (звукопись). - глубокая звучность во многом обусловлены тем, что стихи написаны ямбом, с чередованием женской и мужской клаузул и перекрестными рифмовками. Напевность, плавность тона достигается в стихотворении за счет ассонанса (чередуются гласные о – а – и – е).
В томленьях грусти безнадежной…
Тут не одно воспоминанье…
Удачно сочетаются и гласные и согласные звуки, часто используются сонорные звуки:
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною

«Я помню чудное мгновенье» А.Пушкин

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье № 4

Стих «Я помню чудное мгновенье…» Александр Пушкин

Я помню чудное мгновенье…
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Анализ стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

Одно из самых знаменитых лирических стихотворений Александра Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» было создано в 1925 году, и имеет под собой романтическую подоплеку. Посвящено оно первой красавице Санкт-Петербурга Анне Керн (в девичестве Полторацкой), которую поэт впервые увидел в 1819 году на приеме в доме ее тетки, княгини Елизаветы Олениной. Будучи по натуре человеком страстным и темпераментным, Пушкин сразу же влюбился в Анну, которая к тому времени была замужем за генералом Ермолаем Керн и воспитывала дочь. Поэтому законы приличия светского общества не позволили поэту открыто выразить свои чувства женщине, которой он был представлен всего несколько часов назад. В его памяти Керн осталась «мимолетным виденьем» и «гением чистой красоты».

В 1825 году судьба вновь свела Александра Пушкина и Анну Керн. На этот раз – в Тригорском поместье, недалеко от которого находилось село Михайловское, куда поэт было сослан за антиправительственные стихи. Пушкин не только узнал ту, которая 6 лет назад пленила его воображение, но и открылся ей в своих чувствах. К тому времени Анна Керн рассталась с «мужем-солдафоном» и вела довольно свободный образ жизни, который вызывал осуждение в светском обществе. О ее бесконечных романах ходили легенды. Однако Пушкин, зная об этом, все же был убежден, что эта женщина является образцом чистоты и благочестия. После второй встречи, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, Пушкин и создал свое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».

Произведение является гимном женской красоте. которая, по мнению поэта, способна вдохновить мужчину на самые безрассудные подвиги. В шести коротких четверостишьях Пушкин сумел уместить всю историю знакомства с Анной Керн и передать те чувства, которые испытал при виде женщины, которая на долгие годы пленила его воображение. В своем стихотворении поэт признается, что после первой встречи «звучал мне долго голос нежный и снились милые черты». Однако по воле судьбы юношеские грезы остались в прошлом, и «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты». За шесть лет разлуки Александр Пушкин стал знаменитым, но, вместе с тем, утратил вкус жизни, отмечая, что лишился остроты чувств и вдохновенья, которое всегда было присуще поэту. Последней каплей в море разочарования стала ссылка в Михайловское, где Пушкин был лишен возможности блистать перед благодарными слушателями – владельцы соседних помещичьих усадьб мало интересовались литературой, предпочитая охоту и выпивку.

Поэтому неудивительно, когда в 1825 году в имение Тригорское пожаловала генеральша Керн с престарелой маменькой и дочерьми, Пушкин тут же отправился к соседям с визитом вежливости. И был вознагражден не только встречей с «гением чистой красоты», но и удостоен ее благосклонности. Поэтому неудивительно, что последняя строфа стихотворения наполнена неподдельным восторгом. Он отмечает, что «воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезу, и любовь».

Тем не менее, по утверждению историков, Александр Пушкин заинтересовал Анну Керн лишь как модный поэт, овеянный славой непокорности, цену которой эта свободолюбивая женщина знала очень хорошо. Сам же Пушкин неверно истолковал знаки внимания со стороны той, которая вскружила ему голову. В итоге между ними произошло довольно неприятное объяснение, которое расставило все точки над «i» во взаимоотношениях. Но даже несмотря на это, Пушкин посвятил Анне Керн еще множество восхитительных стихотворений, долгие годы считая эту женщину, посмевшую бросить вызов моральным устоям высшего общества, своей музой и божеством, перед которым преклонялся и которым восхищался, вопреки сплетням и пересудам.

«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

«Я помню чудное мгновенье…» – одно из самых замечательных стихотворений Пушкина. Оно было написано между 16 и 19 июля 1825 года, а посвящено красавице Петербурга Анне Керн. Впервые будущую возлюбленную поэт увидел в 1819 году на торжественном приеме. Пушкин сразу воспылал страстью к прекрасной женщине. Но Анна состояла в браке. Поэту, согласно законам светского общества, непозволительно было выражать свои нежные чувства к замужней даме. Поэтому в памяти Александра Пушкина Анна Керн осталась «гением чистой красоты». «мимолетным виденьем» .

В 1825 году они снова встретились в поместье Тригорское. В то время поэт отбывал ссылку в соседнем селе Михайловское. Анна уже развелась, и ничто не мешало Пушкину признаться в любви. Но Александр Сергеевич интересовал Анну Керн всего лишь как молодой поэт, овеянный славой. В округе ходили слухи о постоянных романах Анны, о чем стало известно и Пушкину. Между молодыми людьми произошло неприятное объяснение, которое поставило точку в их отношениях. Но Пушкин все-таки посвятил Анне Керн несколько стихотворений, среди которых «Я помню чудное мгновенье…» занимает особое место. В 1827 году оно было опубликовано Дельвигом в альманахе «Северные цветы».

В небольшом стихотворении Пушкину удалось раскрыть всю историю знакомства с Анной Керн и те чувства, которые он испытывал к женщине, пленившей его воображение на долгие годы.

Композицию произведения можно условно разделить на три фрагмента, которые отличаются по смыслу и по настроению лирического героя. В первой части речь идет о том, как в сердце поэта живут воспоминания о встрече с прекрасным созданием. Затем Пушкин описывает черные дни в плену заточения, что протекают без вдохновения, без божества. А в третьей части стихотворения душа лирического героя вновь обретает счастье, готова любить и творить. Смысловой повтор и перекличка строк в начале и конце произведения дают основание считать композицию кольцевой.

Жанр стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» – любовное послание. Но в нем присутствуют и серьезные философские размышления. Кроме того, в произведении прослеживается часть биографии поэта. Можно четко проследить ее этапы: первая и вторая строфа – Петербург; третья – южная ссылка; четвертая и пятая – ссылка в Михайловское.

Пушкин признается, что после первой встречи в его воображении долго звучал нежный голос возлюбленной и снились «милые черты». Но юношеские мечты остались в прошлом. За время разлуки поэт стал знаменит, хотя и не утратил прежней остроты чувств. Ссылка в Михайловское была последней каплей, переполнившей чашу уныния. Поэт лишился общества друзей и близких, возможности блистать своим талантом в свете. Вторая встреча с почти забытой возлюбленной оживила чувства, после долгого душевного кризиса вновь явилось вдохновение.

Силою великого пушкинского таланта эта история любви перестает быть сюжетом местного масштаба. У читателя создается впечатление, что стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» – это обращение ко всем возлюбленным. Героиня в образе Анны Керн возвышается до поэтического идеала.

Для детальной характеристики душевного состояния героя автор успешно использует эпитеты. «небесные черты». «безнадежная грусть». «чудное мгновенье». Но в целом произведение поражает литературных критиков малым набором выразительных средств. В нем всего одна метафора«бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты». а еще два сравнения«как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» .

Написано стихотворение пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой – АВАВ. Каждая строфа содержит законченную мысль. Ритм стиха очень четкий и музыкальный. Этому способствуют сквозные рифмы (виденье – заточенья – вдохновенья – пробужденье) и аллитерация на согласные «м», «л», «н». Усиливает мелодичное звучание строк волнообразное чередование ямбических стоп.

Неудивительно, что столь музыкальное стихотворение более двадцати раз было положено на музыку. Самым известным стал романс, созданный в 1840 году знаменитым композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. Так у блистательного произведения появилась не менее великолепная оправа. Интересно, что Глинка написал свой романс под впечатлением от знакомства с дочерью Анны Керн – Екатериной.

Слушать стихотворение Пушкина Я помню чудное мгновенье

Темы соседних сочинений

LiveInternetLiveInternet

  • Мифологическое. Античное. Ангелы, феи, эльфы…. (2137)
  • Музыка инструментальная.Оркестры. Ансамбли. (513)
  • Религии.Святые.Церковь.Православие.Библейские сюж (2582)
  • Фотошоп,фоторедакторы,фотоаппарат.Футажи.Видео. (333)
  • Часики, эпиграфы, календари , таймеры, погода. (284)
  • (183)
  • 23 февраля; 8 марта. (195)
  • David Garrett (35)
  • Аватарки. (613)
  • Австралия. Новая Зеландия. (335)
  • Австрия.Германия.Швейцария.Бельгия.Нидерланды. (1957)
  • Аквариум. (39)
  • Америка. (1342)
  • Анимированные картинки и смайлики. (671)
  • Антикварное. Винтажное… Старинные книги. Посуда. (513)
  • Аргентина. Бразилия. (93)
  • Арктика и Антарктика. (35)
  • Армения. Грузия. Азербайджан. (211)
  • Артисты.Поэты. Писатели.Звезды.Музыканты. Имена. (2503)
  • Аудиокниги. Книги. Радиоспектакли.Библиотеки. (1434)
  • Африка (119)
  • Аэропорты. Вокзалы. Станции. (78)
  • Бабочки. Насекомые. Лягушки.Ящерицы… Макрофото. (940)
  • Башни. Мосты. Лестницы. Дороги. Метро.Тоннели. (550)
  • Белочки,зайчики,ежики,хомячки,морские свинки,мышки (786)
  • Бисероплетение. Плетение. Цветы. Вышивка лентами. (150)
  • В лучах рассвета и заката.Луна.Звездопады.Затмения (621)
  • Варенья, джемы… Фруктово-ягодные заготовки. (409)
  • Веночки. (39)
  • Весна. (1657)
  • Водопады.Гейзеры.Пещеры.Каньоны.Вода.Ледники… (516)
  • Вокруг света (368)
  • Волки. (442)
  • Волшебство… (12)
  • Восток. (302)
  • Вся наша Россия. (4649)
  • Выпечка.Тесто. Запеканка. (5455)
  • Вязание. (4405)
  • Гонконг. (65)
  • Города мира, деревни, пейзажи городские и сельские (8343)
  • Города России, деревни, пейзажи городские и сельск (2706)
  • Грибы. (248)
  • Дельфины. Киты. Касатки. (59)
  • Десерты. Сладости. Кремы для тортов. Из молока. (1294)
  • Дети в живописи. (2889)
  • Дети.Школа. Девушки. Выпускницы. Молодежь. (466)
  • Дикие кошки: барсы, тигры, леопарды, львы… (1057)
  • Диснейленд и аквапарки. Аттракционы. (73)
  • Для детей. (о детях) (1055)
  • Для кошек и собак. (38)
  • Дождь,снег,туман,свет в лучах, иней, лед, капли… (556)
  • Дома,домики.Дача,сад,огород,агроуход.Двор.Дизайн. (922)
  • Домашние животные. (568)
  • Драгоценности. Бижутерия. Камни. Минералы… (1609)
  • Древнерусское. Славянское. Кельтское. Народное.. (632)
  • Друзьям. Дружба. (97)
  • Европа. (835)
  • Женский образ.Счастье, любовь, настроение, эмоции. (8536)
  • Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-1 (20000)
  • Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-2 (17901)
  • Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-3 (17006)
  • Животные. Зоопарки. (2361)
  • Замки.Дворцы. Сады. Парки. Крепости. Музеи. (3725)
  • Звезды Голливуда. (50)
  • Здоровый образ жизни. Домашняя аптечка. (1325)
  • Здоровье.Красота.Советы.О продуктах и растениях. (1832)
  • Землетрясения,наводнения,вулканы,тайфуны,грозы. (179)
  • Зима. (3145)
  • Игрушки. Авторские работы. Музеи игрушек. (446)
  • Из книг. Литературное. Театральное… О художниках (4393)
  • Из мяса, курицы и рыбы. (870)
  • Известные имена. (8)
  • Изделия из полимерной глины и холодного фарфора. (55)
  • Израиль.Евреи.Обычаи.Праздники. История.Иордания.. (1092)
  • Иконы. Молитвы. Библейские сюжеты. Таинства. (1195)
  • Иллюстрации , рисунки, акварели, графика. (6361)
  • Имена (87)
  • Индия.Непал.Шри-Ланка.Маврикий.О-ва Индийского оке (551)
  • Интересно.Любопытно.Памятно.Ностальгично.Неопознан (1869)
  • (445)
  • Искусство и музыка Китая, Вьетнама, Тайланда. (2074)
  • Искусство Японии, Кореи. (956)
  • Испания. Андорра. Португалия. Мадейра. (907)
  • История вещей, событий, обычаев… Факты.Музеи. (4776)
  • История.Имена в истории.События.Память.Музеи… (2043)
  • Италия. Кипр. Крит. Капри. Сицилия. Сардиния. (1162)
  • Казахстан. Узбекистан. Таджикистан. Киргизия… (147)
  • Календарь. (117)
  • Канада и Аляска. (217)
  • Канзаши.Из лент. Квилинг (71)
  • Карнавал.Фестиваль.Парад.Праздник.Игры.Спорт.Салют (229)
  • Картинки СПАСИБО и разные СИМПАТИИ. (13)
  • Кинотеатр.О кинофильмах.Конкурсы.Детские конкурсы (1259)
  • Китай.Тибет.Монголия.Гималаи.Бутан.Корея. (5296)
  • Клипарт.Фотообои. Скрап. Картинки.Коллажи.Фоны. (1433)
  • Клипы. Флеш и муз. открытки. Игры. Слайдфильмы. (2284)
  • Коллекции. (7)
  • Конфеты. (182)
  • Космос. Вселенная. Астрономия.Планеты.Астрология. (298)
  • Кошки. (6612)
  • Красавицы со всего света. и Индийское сари. (225)
  • Краски подводного мира.Рыбы. Ракушки. Светлячки. (525)
  • Крэйзи-квилт и шеби-шик. Пэчворк. (35)
  • Куба.Карибы.Багамы.Гавайи.Канары.Мартиника.Доминик (139)
  • Куклы.( Игрушки.) Авторские работы. (905)
  • Кулинарные рецепты. (6)
  • Легенды.Мифы. Предания. Приметы. (514)
  • ЛЕТО*** (3637)
  • Лисички. Еноты. Выдры. Барсуки. Мангусты. Сурки. (439)
  • Личное. Семейный альбом. Родня. Корни. (532)
  • Лошади. (1274)
  • Маме. Материнство. (бабушки, дедушки). (286)
  • Масленица. Вербное воскресенье. Пасха. (702)
  • Маяки. (38)
  • Медведи. Панды. Росомахи. Коалы. (847)
  • Мексика. (76)
  • Мелодии танго, вальса.Романтические мелодии.Марши. (297)
  • Мода.Стиль. Наряды. Купальники. Духи. Ароматы. (1929)
  • Море. Океан. Волна. Серфинг. Парусники. (1278)
  • Москва. (729)
  • Музыка для души и настроения. Релаксация. (864)
  • Музыка из кинофильмов. (71)
  • Музыка.О музыкантах.Муз. в живописи.Муз.инструмент (1012)
  • Музыка: Адажио…Аллилуйя… Аве Мария…. (39)
  • Музыка: аккордеон! баян. Фортепиано.Балалайка. (223)
  • Музыка: гитара, скрипка, саксофон, труба. (377)
  • Музыка: Джаз. Блюз. Баллада. (211)
  • Музыка: классика. (1214)
  • Музыка: ретро. (175)
  • Музыка: Рок-н-ролл. Твист. Фокстрот. (25)
  • Мультики, музыка , видео, кино, песни для детей. (312)
  • Напитки. (770)
  • Настроения. Увлечения. Мечты.Развлечения. Игры. (392)
  • Натюрморты. Букеты. Милые вещицы. Маски (12884)
  • Небеса. (149)
  • Нежное… (213)
  • Новогодне-рождественская музыка и фильмы. Стихи. (560)
  • Новогодне-рождественские города и базары. (246)
  • Новогодне-рождественские рецептики. (223)
  • Новогодне-рождественское.И новогодние поздравления (875)
  • Новогодние карнавальные костюмы. (25)
  • Новогодние поделки.Украшения.Оформления.Игрушки. (1268)
  • Новогодняя анимация.Флэш,плееры,разделители.Рамочк (270)
  • Новогодняя живопись, картинки, открытки, клипарт, (2226)
  • Норвегия. Швеция.Дания. Исландия. (424)
  • Ночные города..Дороги… Зеркальные отражения…. (248)
  • (426)
  • О войне. О победе. О политических репрессиях. (549)
  • Обряды.Симорон.Приметы.Суеверия.Гороскопы. (995)
  • Ода музыке… (16)
  • Одри Хепберн. (40)
  • Озера.Реки. Фьорды. Острова. Каналы. (963)
  • Омар Хайям. Ошо. Конфуций. Н.Рерих. (208)
  • Оперы. Мюзиклы. Оперетта. Цирк. (221)
  • Оптические иллюзии. (5)
  • Оранжевое настроение. (11)
  • Осень. (3776)
  • Открытки и картинки С Днем Рождения! (44)
  • Открытки, картинки. (1473)
  • Памятники. Скульптуры. Кладбища. Мемориалы. (637)
  • Пасхальные идеи и поделки. Открытки, живопись. (822)
  • Песни, исполнители, сборники, группы (Зарубежное). (1320)
  • Песни, исполнители,сборники, группы ( Наше.) (1402)
  • Петушиный двор. (355)
  • Плейкасты. Мои плейкасты. Плееры. Плейлисты. (116)
  • Подарки.Поделки, украшения, импровизации.Увлечения (1424)
  • Позитив от животных и не только… (1362)
  • Полезные свойства трав, деревьев,сборы чайные,ягод (424)
  • Полезные советы. Бабушкины приметы. (1368)
  • Полет над городом. (9)
  • Предновогодние хлопоты. (2)
  • Приветствия, пожелания, благодарности, симпатии. (163)
  • Прикладное искусство, творчество мастеров.Выставки (1026)
  • Природа. Пейзажи. Городской пейзаж, дворики. (24003)
  • Проза, рассказы, притчи, сказки, истории, басни .. (1661)
  • Птицы. (3427)
  • Путешествия. Земля. (18108)
  • Радуга.Северное сияние.Звездопад.Млечный путь. (86)
  • Размышления… Разное… (1182)
  • Разноцветье. (259)
  • Разные праздники.Памятные даты.Народный календарь. (2168)
  • Рамочки.Кнопочки. Баннеры. Разделители. (901)
  • Религиозные праздники и дни. (1272)
  • Ретро. (317)
  • Рецепты. Меню. Кулинарные секреты.Дизайн еды. (3731)
  • Родной край. Мой город. (137)
  • Рождество. (59)
  • Романсы..Вокал. Хоры. Народные песни и музыка. (239)
  • Рукоделие . Декор. Идеи к праздникам.Интерьер. (858)
  • Русалка. (82)
  • С Днем Рождения. (233)
  • Салаты. Закуски. Бутерброды. Паштеты. (4040)
  • Самые… (70)
  • Санкт-Петербург и его окрестности. (868)
  • Свечи. Мыло. (10)
  • Святой Валентин (день влюбленных). (32)
  • Семейное. Родство. Предки. Свадебное.Обычаи. (536)
  • Сергей Рахманинов. (55)
  • Сказочное… Детское…Детские игры, забавы… (3265)
  • Сны. Ночь. Спокойной ночи. Колыбельные. (339)
  • Собаки. (2476)
  • Совы. (483)
  • Соленья. Маринады.Заморозки.- Заготовки. (820)
  • Соусы, кетчупы, специи, пряности,подливки, майонез (425)
  • Спорт,отдых, развлечения, победы. (14)
  • Статуэтки. Фигурки. Шкатулочки. Часы. Посуда. (2055)
  • Стихи.Сонеты.Баллады.Колыбельные.И стихи-детям. (5743)
  • Схемы. (3988)
  • Таиланд.Вьетнам. Камбоджа. Мьянма. Сингапур. Лаос. (752)
  • Танцы. Балет.Театр. (677)
  • Татьянин день (80)
  • Тихий океан. Острова в Тихом океане. (106)
  • Торты. (885)
  • Традиции, обряды, игры, развлечения, колыбельные. (4)
  • Транспорт. (Машины, корабли, самолеты) Дороги. (244)
  • Турция.Египет.Эмираты.Афганистан.Иран.Ирак.Сирия (309)
  • Тюлени. Морские котики. Пингвины. (107)
  • Украина, Беларусь, Прибалтика.Молдова. (467)
  • Уроки. (331)
  • Уход за волосами, прически. (185)
  • Уход за собой. (225)
  • Уютный дом. Декор. Интерьер дома, в саду, в офисе. (2010)
  • Фаина Раневская. (20)
  • Фарфор. Керамика. Стеклянные фантазии. (1872)
  • Филиппины. Индонезия. Малайзия. Бали. Ява. (243)
  • Фиолетово! (56)
  • Флеш-Моб (15)
  • Фонтаны. Фонари. Скамейки. Лазерные шоу. (98)
  • Фото.Компьютерная графика.Цифровая живопись. (989)
  • Фотографии (мои, семейные, личные) (523)
  • Франция. Монако. (1449)
  • Фруктово- ягодно- овощное. (1216)
  • Фэнтези. Фотоарт. Живопись. Сюрреализм. Аниме. (1991)
  • Храмы. Соборы. Монастыри. Церкви. Часовни. (2259)
  • Цветущие:Сакура.Багульник.Сирень.Черемуха.Сады… (366)
  • Цветы комнатные. Советы по цветоводству. (852)
  • Цветы. Растения. Легенды о цветах. Всё о цветах. (6379)
  • Цитаты, мудрости, высказывания, афоризмы, заповеди (1745)
  • Чайно- кофейное. (876)
  • Черно-белое фото и черно-белый рисунок карандашом. (260)
  • Шитье. Переделки. Вышивка. (434)
  • Школьное… Дошкольное… (344)
  • Шляпки. Тюрбан. Чалма (213)
  • Шоколад. (126)
  • Шотландия. Великобритания. Ирландия. (961)
  • Этикет. Психология. Культура. Воспитание.Отношения (718)
  • Юмор. Приколы. Позитив. Веселое настроение. (1666)
  • Юридическая помощь. Консультации. (42)
  • Япония. (587)

Я помню чудное мгновенье…

Буквально позавчера вспоминали в блоге shatff известное стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»

Считается, что адресатом «Я помню чудное мгновенье…» была Анна Керн. Но читая её личные воспоминания о расставании с А.С. Пушкиным 19 июля 1825 года в «Тригорском»невольно возникают вопросы.
«…Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр 2-ой главы Онегина, в ненарезанных листах, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: «Я помню чудное мгновенье…» и проч. и проч. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю…».
Почему А.С. Пушкин неожиданно вырвал письмо из рук А.Керн, если оно было предназначено для неё? Может, он по какой-то причине передумал дарить ей свои творения? Тогда почему он не отнял у нее и подаренную ей главу романа «Онегин»? Что заставило совершить его этот несвойственный для него поступок? Ведь доподлинно известно, что А.С. Пушкин всегда отличался тем, что щедро раздаривал свои произведения их адресатам, а тем более своим возлюбленным. Известно, что прямым или косвенным образом он посвятил произведения более чем 137 женщинам, с которыми был в любовных отношениях, и в основном все они получили от него адресованные им поэтические дары. Может быть, дело – совсем в другом? Может, А. Керн не была истинным адресатом этого творения? Тогда кому поэт посвятил это творение?
В тот период жизни у А.Пушкина была возлюбленная. Ею была Анна Алексеевна, урожденная Оленина (11.08. 1808 г. – 27.05.1888 г.), после замужества – Ландро (графиня де Ланженрон). Она была дочерью дворецкого художника Алексея Николаевича Оленина и Елизаветы Марковны, урожденной Полторацкой (тети А.Керн).

Как известно, дом Олениных был в своё время своеобразным центром литературной и художественной жизни Петербурга и его посещали Карамзин, Блудов, Гнедич, Мицкевич, Пушкин, Брюллов, Батюшков, Глинка и другие представители творческой элиты «серебряного века». С семьёй Олениных Александр Пушкин был близок с 1819 года, когда Анне Олениной было 11 лет. Роман у поэта с прекрасной Анной возник уже в Петербурге в конце 20-х годов. В 1829 году Пушкин просит руки Анны Олениной, но неожиданно получает категорический отказ со стороны матери. Родителей Олениной не устраивал брак с поэтом. После смерти Пушкина в 1837 году Анна Оленина выходит замуж за офицера лейб-гвардии гусарского полка Ф.Л. Андро, которого ожидала блестящая карьера. В 1844 году семья Андро переезжает в Варшаву, где муж Анны Олениной 14 лет исполнял обязанности генерал-губернатора Польши. В 1885 году, после смерти мужа, Анна Алексеевна переезжает в с. Середняя Деражня Новоград-Волынского уезда в имение своей младшей дочери графини Уваровой.
Пушкин посвятил ей десять стихотворений — больше, чем любой другой своей музе. Некоторые стихи вписаны им собственноручно в ее альбом.
А она? Почти всю жизнь прятала на дальних чердаках свои дневники и посвященные ей стихи. И только овдовев, в последние годы жизни, открыла она дочери и внучкам заветные записи, дневники и альбом более чем полувековой давности, завещав ничего не публиковать. Взрослые внучки, к счастью для нас, сочли не вправе дальше прятать её записи и пушкинские автографы — они пришли к нам через 110 лет!
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Рисунок к роману я помню чудное мгновенье срочно!!!!! помогите пожалуйста!!!

Элементарная теория музыки, упражнение 2, ХЭЭЭЛЛЛПППП Поожалуйста помогите,составить беографию виктора цоя​ В Дневнике музыкальных размышлений заполни таблицу„Художественные образы в произведениях искусства” Постройте 4 вида аккорда от звука си тип вот так Помогите пожалуйста! Надо написать міні-твір мої враження від живопису епохи ренесансу Как вы считаете, почему ‘Всенощную» С. Рахманинова, как и «Высокую мессу» И. -С. Баха, считают вершиной мировой музыкальной культуры?Пожалуста по друг ому … срооооочно !!!! Напишите сочинение на тему калашников ак 47 )1)походження якого терміна повязане з назвою варварського племені,що зруйнувало Рим?а) романіка б)готив) вікінги2)Чи вірним є твердження, що у період готичного Середньовіччя музичне мистецтво існувало лише у монастирських школах?a)вірноб)не вірно​ Сравнить характер музыкального произведения П. Чеснокова «Да исправится молитва моя» с характером рисунка на иконе А. Рублёва «Фреска» Нужна срочно помощь, нужно прослушать симфонию Фрески Софии Киевской, 7 часть “Музыкант” Сам я не могу выражать свои мысли и впечатления, прошу помочь даю 25 баллов

История написания[править | править код]

Стихотворение было написано не позже 19 июля 1825 года. В это время Пушкин вынужден был находиться на территории фамильного имения Михайловское. Впервые стихотворение «К***» было напечатано в известном альманахе «Северные цветы», издателем которого был лицейский товарищ Пушкина Антон Антонович Дельвиг, в 1827 году. В первый раз Пушкин увидел Керн ещё задолго до своего вынужденного затворничества; встреча состоялась в Санкт-Петербурге в 1819 году, Анна Керн произвела на поэта неизгладимое впечатление. В следующий раз Пушкин и Керн увиделись только в 1825 году, когда Керн гостила в имении своей тётки Прасковьи Осиповой в имении Тригорское; Осипова была соседкой Пушкина и хорошей его знакомой. Считается, что новая встреча, состоявшаяся после столь длительного перерыва, вдохновила Пушкина на создание эпохального стихотворения. Известно, что автограф произведения А. С. Пушкин лично подарил Анне Керн перед её отъездом из Тригорского в Ригу, который состоялся 19 июля 1825 года, однако автограф, согласно её воспоминаниям, находился в рукописи второй главы «Евгения Онегина», которую А. П. Керн должна была взять с собой перед отъездом. Пушкин неожиданно отобрал автограф и лишь после просьб вернул его опять[2]. Помимо прочего, этот эксклюзивный беловой вариант был безвозвратно утерян — судя по всему, именно в Риге, в доме коменданта.

Главной темой стихотворного послания Пушкина является тема любви, которая всегда занимала ключевое место в его творчестве. Именно биографические реалии организуют композиционное единство этого значимого в мировой литературе образца любовной лирики. Пушкин представляет ёмкий очерк своей жизни между первой встречей с героиней послания и настоящим моментом, косвенно упоминая основные события, произошедшие с биографическим лирическим героем: ссылка на юг страны, период горького разочарования в жизни, в который были созданы художественные произведения, проникнутые ощущениями неподдельного пессимизма («Демон», «Свободы сеятель пустынный»), подавленное настроение в период новой ссылки в родовое имение Михайловское. Однако вдруг наступает воскресение души, чудо возрождения жизни, обусловленное явлением божественного образа музы, которая приносит с собой прежнюю радость творчества и созидания, которая открывается автору в новом ракурсе. Именно в момент духовного пробуждения и прилива витальной энергии лирический герой вновь встречает героиню стихотворного послания: «Душе настало пробужденье:/ И вот опять явилась ты…».

Образ героини существенно обобщён и максимально поэтизирован; он значительно отличается от того образа, который предстаёт на страницах пушкинских писем в Ригу и друзьям, созданных в период вынужденного времяпрепровождения в Михайловском. Вместе с тем неоправданна постановка знака равенства, равно как и отождествление «гения чистой красоты» с реальной биографической Анной Петровной Керн. На невозможность признания узко биографической подоплёки стихотворного послания указывает тематическая и композиционная схожесть с другим любовным поэтическим текстом под названием «К ней», созданного Пушкиным в 1817 году.

Многие поэтические символы, употребляющиеся в стихотворении, утратили своё первоначальное значение в контексте канонизации романтического дискурса: «видение», «Божество», «слёзы»; черты лица героини «милые» и «небесные». Одновременно неподражаемая простота пушкинского нарратива оживляет старые клишированные формулы романтической лирики, одаряя их новым поэтическим звучанием. Выдающаяся поэтическая конструкция «гений чистой красоты» взята из романтической повести «Лалла-Рук» Томаса Мура, в переводе Василия Андреевича Жуковского.

Здесь важно вспомнить об идее вдохновенья. Любовь для поэта ценна также и в смысле дарования творческого вдохновения, желания творить. В заглавной строфе описывается первая встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот момент очень яркими, выразительными эпитетами («чудное мгновение», «мимолётное виденье», «гений чистой красоты»). Любовь для поэта — это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его. Дальнейшие три строфы стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта — его изгнание. Тяжёлое время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время «томленья грусти безнадёжной» в душе поэта. Расставание с его юношескими идеалами, этап взросления («Рассеял прежние мечты»). Возможно, были у поэта и моменты отчаяния («Без Божества, без вдохновенья») Упоминается также о ссылке автора («В глуши, во мраке заточенья …»). Жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл. Жанр — послание.

Выдвигались и другие версии по поводу героини стихотворения Пушкина. Михаил Дудин считал ей крепостную девушку Ольгу Калашникову, чему посвятил своё стихотворение «Об Ольге Калашниковой моя песня». Вадим Николаев[3] выдвинул версию, согласно которой стихотворение посвящено Татьяне Лариной, то есть это «не любовная лирика, а стихи о создании образа».

Романс[править | править код]

В 1840 году композитор Михаил Глинка написал на стихотворение Пушкина романс, посвятив его своей любимой — Екатерине Керн (дочери Анны Керн). Стихи Пушкина в сочетании с музыкой Глинки обеспечивают произведению известность в широких кругах.

В критике устоялось мнение о том, что Глинка в своей музыке сумел достичь уровня поэзии Пушкина[4]. Так, Б. В. Асафьев, говоря о «замечательном романсе» Глинки, пишет, что его мелодия «плывёт над и вместе с пушкинским стихом, создавая в целом впечатление интонационного единства и слияния напевности звуков, слов и музыки»[5]. О нерасторжимости текста и мелодии в сознании слушателя пишет и М. А. Овчинников: «С тех пор, как написан этот романс, почти невозможно отделить пушкинские стихи от музыки Глинки»[6]. Большинство исследователей-музыковедов полагают, что музыкальный гений Глинки дополнил и усилил поэтический гений Пушкина. По словам Е. А. Майкапара, «Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу. Вряд ли найдется поэт, который не мечтал бы о таком обрамлении своих творений»[7]. Литературный критик Н. Н. Рубинштейн высказывает прямо противоположное мнение, выражая сомнения не в гениальности музыки, а в её правомочии быть нерасторжимой с изначальным текстом. Называя «Я помню чудное мгновенье» «русским романсом номер один», она сожалеет о невозможности «услышать этот текст „голым“, не обёрнутым в мелодию», поскольку «стихотворение запето, заиграно, стёрто до полной потери независимости»[8].

Примечания[править | править код]

История создания

Стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» («К***", «Керн» или «К Керн») является своеобразным признанием в любви. В чувствах поэт признавался Анне Петровне Керн, с которой он впервые познакомился на светском приёме в Санкт-Петербурге в 1819 году. Ей удалось в тот же час очаровать его своей глубокой натурой и чувственной красотой.

Стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Ещё тогда Александр Сергеевич попытался произвести впечатление на барышню, но та так и оставила его попытку незамеченной, возможно, из-за того, что Анна на тот момент была замужем. Пушкин в то время был ещё малоизвестен, ведь он всего два года назад окончил лицей.

Анна Петровна, родившаяся в 1800 году, была племянницей соседки Пушкина П. А. Осиповой. Второй раз им суждено было встретиться через шесть лет, когда в 1825 году Пушкин отбывал ссылку за недозволенные стихи в Михайловском имении.

«В глуши, во мраке заточенья» поэт чувствовал себя морально поддавленным, ущемлённым в своих правах, ему даже было не с кем поделиться своими мыслями и чувствами. Когда же он узнал, что в соседнем Тригорском поместье гостит его знакомая Анна Петровна, чей образ пленил поэта на долгие годы, он готов был бежать к ней, лишь бы поскорее произошла долгожданная встреча.

Анна Петровна Керн

Керн тогда уже потеряла мужа и встретила Александра Сергеевича очень благосклонно. У них завязалась пылкая, но весьма короткая история любви. Анна Петрова была окружена вниманием многих мужчин, из-за этого у них с поэтом часто случались конфликты.

Одна из таких ссор поставила точку в их отношениях, а в день отъезда из Тригорского Анна Петровна Керн получила от Пушкина прощальный подарок — первую главу «Евгения Онегина», в которой находился вчетверо сложенный листочек бумаги со стихом «Я помню чудное мгновенье…». Как только женщина прочла его, через мгновение поэт забрал своё творение. Анне Петровне пришлось потратить много усилий на уговоры, чтобы вернуть свой подарок. Керн так и не удалось разгадать причину этого поступка.

Позднее женщина передала данное стихотворение лицейскому приятелю Пушкина А. А. Дельвигу, а тот опубликовал его в альманахе «Северные цветы» в 1827 году. В 1839 г. М. И. Глинка создал романс на стихи Пушкина после встречи с дочерью Анны Керн от первого брака Екатериной. Стихотворение с практически идеальным тактом и ритмом другими композиторами было положено на музыку более 20 раз.

Тема и композиция

Центральной темой в произведении является неразделенная любовь и весь спектр сопутствующих ей чувств и эмоций. Их плавный переход напрямую связан с событиями в жизни поэта: сначала чувства, пережитые героем после первой встречи со своей возлюбленной, его воспоминания о ней. Затем погружение лирического героя в обыденность, где душа чахнет и якобы умирает, так как любовь его не нашла отклика в сердце у героини.

Тема и композиция стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»

Однако спустя некоторое время снова «сердце бьётся в упоенье», и поэт красочно описывает незабытое за долгие годы воскресшее чувство, которое он испытывает при новой встрече с возлюбленной, и тогда жизнь его наполняется новым смыслом.

Идея стихотворения, его главная мысль в том, что человек не может проживать полноценную жизнь, если не испытывает любви. Как только наяву Пушкин встречает Керн, то в стихотворении (начало и конец) появляется описание оживлённых эмоций, эмоционального подъёма, любовного томления; а когда он находится с ней в разлуке или же чувствует себя отвергнутым, то и в произведении присутствуют нотки грусти, разочарования и усталости от жизни.

Поэт закладывает идейное представление о любви — можно влюбиться за один миг и нести в себе это чувство долгие годы. Несмотря на довольно небольшой размер стихотворения, в нём описываются годы жизни. Автор доносит собственное видение ситуации и позволяет вместе с ним пережить все испытанные чувства радости и печали.

Кольцевая композиция произведения имеет в основе антитезу, само стихотворение разделено на шесть катренов. Таким образом произведение состоит из описания двух встреч возлюбленных, которые наполняют их озарением, и промежуточной части, в которой описываются чувства ожидания предстоящих сладких моментов.

Жанр и размер

Жанр стиха — любовная лирика, которая характеризуется точной расстановкой лексических повторов нескольких фраз, усиливающих эмоциональное воздействие и изящество звучания. Стихотворение имеет вид любовного послания некого лирического героя к своей возлюбленной. Он, обращаясь к ней, как к «гению чистой красоты», рассказывает историю своих чувств: зарождение влюблённости, тоску от разлуки, забытье и печаль, возрождение былой любви и призыв к жизни.

Александр Сергеевич написал своё произведение пятистопным ямбом с перекрёстным типом рифмовки АВАВ. Именно поэтому при прочтении стихотворения появляется ощущение, будто бы герой неторопливо ведёт рассказ о своей жизни, излагая самые сокровенные мысли и чувства. Также огромную роль играет:

  1. Чередование ударных и безударных гласных, присущее ямбу. Текст начинается с безударного слога, стих приобретает спокойное, но постепенно нарастающее звучание.
  2. Преобладание сонорных согласных придает стиху грустное, минорное настроение.
  3. Сквозные рифмы (виденье — заточенья — вдохновенья — пробужденье) дополняют картину, делая стихотворение более мелодичным, но с отчётливым ритмом.

К Керн*

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.