Стих пушкина я вас любил кому посвящено это стихотворение

Стих пушкина я вас любил кому посвящено это стихотворение

История создания

Произведение написано в 1829 году, но опубликовано было лишь в 1830. Его опубликовали в альманахе «Северные цветы». Споры о том, кому было посвящено стихотворение «Я Вас любил…», ведутся до сих пор, есть две версии:

  1. Посвящено Каролине Собаньской. Девушка была известной светской львицей, и познакомились они с Пушкиной, когда он отбывал южную ссылку. Поэт был еще совсем молод, поэтому элегантная и уверенная в себе женщина буквально заворожила его, он написал ей стихи и в течение долгого времени писал письма, которые она, увы, оставляла без ответа.
  2. Адресовано Анне Олениной, в которую Пушкин был влюблен. Александр сватался к девушке, но получил отказ. Родители рассчитывали на более богатого жениха. Есть предположение, что именно это и послужило поводом к написанию произведения.

Несмотря на неизвестность, в одном критики уверены точно – стихотворение олицетворяет отречение от прошлых чувств. Автор будто перевернул эту страницу своей жизни, ведь в 1830 Пушкин сделал предложение своей будущей жене — Наталье Гончаровой.

Жанр, направление, размер, композиция

  • Стихотворение относится к жанру любовной лирики, это послание об искренних и нежных чувствах. 
  • Направление — романтизм, лирический герой будто проживает две жизни одновременно: одна — линия прошлого, где чувства живы, другая — линия будущего, где он отрекся от прежних чувств, а его любимая уже принадлежит другому. Жертвенное отречение от идеала и томление по нему — признак романтизма.
  • Размер произведения пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Стих представляет собой одночастную композицию. Весь текст произведения — это описание поэтом своих чувств и переживаний. Пушкин будто выплеснул все свои эмоции на бумагу.

Образы и символы

  1. Основную роль в произведении играет образ лирического героя. Свою избранницу он ни к чему не обязывает, ему больно, но он нашел в себе силы понять ее и простить. Его любовь к ней настолько велика, что даже не требует взаимности, ему хочется, чтобы она была счастлива даже ценой его страдания.
  2. Образ лирической героини призрачен. Все, что мы можем о ней сказать — это то, что она красива, своенравна и достаточно прямолинейна. Она не утаивает от героя своих истинных чувств, откровенно дает понять, что он ее не интересует. Неспроста он был томим ревностью: его дама сердца любила другого.

Темы, настроение и проблемы

  • Основная тема произведения — неразделенная любовь, которую пришла пора отпустить. Пушкин сконцентрировал все свои чувства и выплеснул их на бумагу. Произведение очень нежное, чувственное, ведь в нем поэт делится самым сокровенным, что у него есть — своей душой. Стихотворение написано в жанре послания, но больше напоминает исповедь, ведь герой делиться всеми чувствами с женщиной, которую безумно любил, и с которой пришла пора проститься навсегда. Он дает себе и ей обещание — больше не тревожить ее. Это «письмо» — своеобразный итог, последняя весточка о нем и о его любви. 
  • В то же время мотив жертвенной христианской любви к ближнему тоже прослеживается в строках Пушкина. В конце стихотворения мы видим всю теплоту и привязанность лирического героя к этой женщине, он желает ей настоящей любви и счастья, пусть не с ним, а с тем, кого она сочтет достойным. Он великодушно отпускает ее и своим страданием прокладывает ей дорогу к блаженству. 
  • Настроение стихотворения печальное, поэт страдает и понимает, что своей любовью заставляет страдать и ее. Он сделал серьезный шаг, он уходит навсегда, именно поэтому данное стихотворение так проникнуто любовью и грустью, ведь это его последнее послание к любимой.

Основная идея

Посвящая это стихотворение любимой женщине, Пушкин знал, что оно не сильно огорчит ее. Произведение не трагично, герой начинает новую жизнь, желая счастья своей возлюбленной. Смысл стихотворения в том, чтобы продемонстрировать читателю истинную любовь, ту, которая не требует ничего взамен, в которой нет места злости и эгоизму. 

Настоящая любовь, по мнению Пушкина, великодушна и жертвенна. Именно поэтому лирический герой жертвует своими чувствами во им счастья любимой. В этом и состоит главная мысль стихотворения «Я Вас любил».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вас любил....

История создания – произведение написано в 1829 году. Год спустя его опубликовали в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – чувства лирического героя к прекрасной женщине, которая не сумела разглядеть его порыв, не оценила трепетность любви.

Композиция – одночастная, всё произведение представляет собой наполненное искренними эмоциями признание.

Жанр – лирическое стихотворение. Вид лирики – любовная.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрёстной рифмой.

Метафоры“любовь в душе угасла не совсем”, “то робостью, то ревностью томим”.

История создания

Историки литературы до сих пор спорят, кому посвящено произведение. Есть две версии о том, кому именно Пушкин посвятил эти гениальные строки. Долгое время считалось, что их адресат – это Каролина Собаньская. Эту потрясающую светскую львицу поэт встретил ещё во впечатлительном молодом возрасте, когда в 1821 году отбывал южную ссылку. Красавица потрясла романтическое воображение Александра Сергеевича. Почти десять лет он обожал её: даже в 1830 году, уже готовясь к помолвке с будущей женой, он писал гордячке, умоляя её о дружбе, однако она не ответила. И это несмотря на то, что Собаньская сильно постарела и стала дурна собой, что поэт не мог не отметить.

Вторая женщина, которой он также мог адресовать эти проникновенные строки – двоюродная сестра Анны Керн (в которую поэт также был одно время влюблён), Анна Оленина. Красивой и прекрасно образованной девушке посвящали стихи многие выдающиеся люди того времени. Пушкин даже сватался к ней, а после отказа оставил в её альбоме два четверостишия.

Но кто бы ни был адресатом, история создания стихотворения “Я вас любил” тесно связана с прошлым его автора – это прощание с возлюбленной. В 1829 году, когда оно было написано, поэт делает предложение Наталье Гончаровой.

Прекрасное произведение было представлено на читательский суд уже на следующий год, в 1830 году. Впервые его напечатал альманах “Северные цветы”.

Тема

Поэт рассказывает о неразделённом чувстве, с которым пришла пора попрощаться. И хотя лирический герой ещё не совсем разлюбил ту, к которой он обращается, он уже готов оставить всё в прошлом. Он как будто исповедуется перед женщиной, показывая ей, что она потеряла – его искренность, преданность, нежность и всё, что он готов был положить к её ногам. Последние строки особенно показывают благородство лирического героя: он желает любимой счастья с другим, несмотря на то, что сам по-прежнему её любит. Именно этой мыслью завершается стихотворение.

Композиция

Александр Сергеевич использовал для своего произведения простую одночастную композицию, в то же время тематически разделив его на три составляющих с помощью рефрена.

Так, Первая честь совпадает по границам с первым четверостишием – в ней поэт признаётся в любви и признаёт сам перед собой и перед любимой женщиной, что чувство ещё не совсем угасло. Однако он более не будет ей докучать своими признаниями, поскольку не хочет печалить.

Вторая часть также начинается со слов “я вас любил”, и в ней автор описывает природу своего чувства, говоря о его безнадёжной природе, о ревности, которая его мучила, о робости, которая не позволила высказаться раньше.

И последняя часть – пожелание счастья любимой женщине.

Жанр

Это лирическое стихотворение. Вид – классическая любовная лирика, облечённая в совершенную форму: Пушкин устами лирического героя открыто заявляет о своём чувстве, он не стесняется его и не собирается скрывать. Он относится к женщине, которой пишет, с трепетной нежностью, но в то же время не скрывает свою грусть.

Написано стихотворение пятистопным ямбом, ритмика в нём сложная, но чёткая. Автор использует перекрёстную рифмовку с чередованием женской и мужской рифмы как идеальную форму для передачи своей идеи.

Средства выразительности

Произведение написано очень простым языком, что приближает его к разговорной речи, делает признание более живым и искренним. Для передачи чувств лирического героя Александр Сергеевич использует метафоры : “любовь в душе угасла не совсем”, “то робостью, то ревностью томим”, эпитеты : “любил так искренно, так нежно”, “любил безмолвно, безнадёжно”.

В то же время он мастерски использует инверсию, делая стихотворение певучим и проникновенным. Такое свойство позволило положить его на музыку, сделав одним из самых популярных романсов ХХ века.

Особенности стихотворения

Проводя анализ «Я вас любил» Пушкина, необходимо отметить жанровую принадлежность стихотворения. Произведение является обращением. Оно представляет собой беседу лирического героя со своей любимой. Тема произведения – любовь. Она является неразделенной, безответной, но от этого не менее благородной. Чтобы передать свои переживания, великий русский поэт использует разнообразные языковые средства. Три раза в начале строк повторяет одну и ту же фразу А. С. Пушкин: «Я вас любил». Анализ стихотворения, проводимый учащимся, может содержать указание на этот факт. Такой прием называется анафорой – повторением определенных элементов в начале ритмического ряда (строки, строфы).

анализ стиха я вас любил пушкин

Чувства, оставшиеся в прошлом

Все глаголы, использующиеся в произведении, даны в форме прошедшего времени. Это также можно указать, проводя анализ «Я вас любил» Пушкина. Так поэт показывает, что былые чувства уже не вернуть. Остатки любви еще тлеют в сердце лирического героя. Однако чувства, которые оказались безответными, теперь не вернуть. Только один глагол великий русский поэт использует в форме настоящего времени: «Не хочу печалить вас ничем». Теперь чувства лирического героя угасли, и он искренне желает счастья своей былой возлюбленной.

пушкин я вас любил краткий анализ

«Я вас любил» Пушкина: краткий анализ художественных средств

Особое значение имеет в произведении инверсия. Прием используется Пушкиным в следующих фразах: «быть может», «печалить вас ничем» и др. Практически в каждой строке используется инверсия, что придает произведению особую выразительность. Кроме этого, в произведении применяется и аллитерация, усиливающая эмоциональную окраску. В первой строке поэт повторяет согласный «л», передающий печаль. Во второй строке – звук «р», который придает более напряженный тон. Также особую роль играют эпитеты, попадающие точно в цель – любил безмолвно, искренно, нежно. Эти эпитеты подчеркивают, что чувства лирического героя остались неразделенными. В произведении встречается и прием многосоюзья – «то - то». Также применяется и метафора – «любовь угасла». Стихотворение написано пятистопным ямбом. В произведении используется перекрестная рифма.

краткий анализ стихотворения я вас любил пушкин

Кому было посвящено произведение

Проводя анализ «Я вас любил» Пушкина, школьник может рассказать и о том, кому адресовалось произведение. Но на этот счет биографы и историки спорят и по сей день. Некоторые считают, что стихотворение могло быть посвящено А. А. Олениной. Есть и другие предположения – этой женщиной могла быть Каролина Собаньская. С ней великий поэт познакомился в 1821 году. Собаньская была настоящей сердцеедкой, она легко покоряла мужские сердца и так же легко их разбивала. Есть предположение, что таким же образом она поступила и с Пушкиным. Однако доподлинно известно, что с 1828 по 1830 годы поэт был увлечен юной певицей, Анной Андро (Олениной).

Как бы там ни было, стихотворение Пушкина «Я вас любил», краткий анализ которого рассматривается в данной статье, передает целую палитру чувств и благородства. Несмотря на то что любовь осталась неразделенной, это чувство было подлинным, настоящим. Переживания лирического героя во многом альтруистичны. Пушкин связывает любовь с идеей свободы. Искренне любить – значит желать человеку счастья даже с другим.

Нестареющий памятник светлому чувству

Вроде бы, простые строки, маленький житейский эпизод в череде постоянных сердечных приключений «солнца русской поэзии». Но это короткое стихотворение скоро два века волнует читателей, оставаясь образцом любовной лирики.

Оно притягательно своей неизбывной тихой грустью, которая покоряет мощнее иных бурлящих страстей. Его читают и перечитывают, заучивают и декламируют, к нему обращаются за советом, как к эмоциональному камертону в моменты душевного смятения.

Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

В этих восьми пушкинских строчках, как отмечал критик Белинский, заключена и «трогающая душу изысканность», и «артистическая прелесть». И, несомненно, искренняя светлая грусть по уходящему чувству. Кому было посвящено это послание, написанное поэтом в 1829 году?

Сегодня мне, дорогие читатели, мне хочется обратиться к этому этапу жизни Александра Сергеевича, разобраться, кто вдохновлял его на глубокие переживания и гениальные строфы…

Российский донжуан с африканским темпераментом

Когда-то Александр Сергеевич, комментируя постоянные слухи о своей влюбчивости, сделал «признание»: супруга Наталья Николаевна была 113-й в его донжуанском списке.

Разумеется, поэт отшучивался, цифра была взята «с потолка». Но однажды он не шутя вписал в альбом одной из любознательных поклонниц … 37 имен. Эта запись стала для его биографов основой для составления так называемого «донжуанского списка» Пушкина. Исследователи вписывают имена светских аристократок-красавиц и деревенских простушек, всех, с кем у Александра Сергеевича были или могли возникнуть любовные связи либо «просто» сердечные привязанности.

Возлюбленные женщины А.С Пушкина

Что касается перечня возлюбленных, составленных им собственноручно, то и он впечатляет. Предметом его увлечений были и юные ветреницы, и такие зрелые дамы как Екатерина Карамзина, супруга знаменитого историка, и княгиня Евдокия Голицына, обе они годились поэту в матери, будучи почти на 20 лет старше его.

Под именем Наталья I, считает большинство экспертов, поэт прозрачно зашифровал крепостную актрису одного из царскосельских домашних театров. Она является адресатом стихотворений «К Наталье» и «Посланье к молодой актрисе». Катерина I – наверняка Екатерина Бакунин. Она была старшей сестрой приятеля Пушкина. Обе — предметы ранних юношеских страстей.

Сложнее с теми, чьи имена были «закодированы» чуть более тщательно. Например, в этом списке есть объект NN. Вот тут литературоведы и обычные почитатели ломают копья до сих пор, фантазий на тему этой загадочной «дамы под вуалью» множество. Не стану тут вдаваться в подробности, специалистами и любителями написано на эту тему немало.

Скажу лишь, что флер таинственности вокруг этой дамы сердца может быть объяснен довольно прозаично: это была женщина слишком высокого полета, чтобы бросать на нее хотя бы тень мечтаний ловеласа. По всей видимости, это была императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I.

Елизавета курировала лицей в Царском Селе, посещала мероприятия, порой даже беседовала с лицеистами. Впервые пылкий поэт увидел ее, когда ему было 12 лет. А императрице — на 20 лет больше. Идеальная разница в возрасте для подростка, склонного к эдипову комплексу. Ему критически не хватало материнской любви, и он всю жизнь искал идеал женщины, которая сочетала бы в себе и нежность подруги, и жар любовницы, и заботу матери.

Полуподлец? Но есть надежда…

Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец. Но есть надежда,
Что будет полным наконец…

Это одна из самых известных и самых колких эпиграмм «солнца русской поэзии». Обращена к графу Воронцову, герою Отечественной войны 1812 года, генерал-губернатору Новороссийска и Бессарабии в 20-50-е годы 19-го века. Современники, кстати, не разделяли сарказм поэта в отношении деловых и человеческих качеств Михаила Семеновича. Его считали сильным хозяйственником, оставившим заметный позитивный след в истории края.

Откуда же столь нелицеприятные характеристики со стороны Пушкина? Все просто: ревность! В период южной ссылки поэт бывал в доме чиновника, ухаживал за его супругой. Когда ссылка закончилась, он вернулся домой и узнал, что Елизавета Воронцова родила дочь Софью, удивительно похожую на «северного гостя». А губернатор, кстати, проявил благородство — записал девочку на себя и не устраивал выяснения отношений…

Это был не единственный внебрачный ребенок поэта. Сына Павла ему родила дочь приказчика Ольга Калашникова. Правда, мальчик прожил недолго. А в возрасте 19 лет Александр влюбился Анжелику Дембинскую. От польки у него тоже был ребенок, но тогда Пушкин по молодости лет растерялся, не зная, как быть в подобной ситуации. Его друг Николай Раевский похлопотал об устройстве ребенка в имение своего отца.

И тут претенденток несколько

Ничего странного, что и с посвящением стихотворения «Я Вас любил…» возникло немало версий. Помнится, в советские времена нас уверяли, что оно обращено к Анне Керн.

Однако позже стало известно, что отношение поэта к Анне Петровне было, мягко говоря, неоднозначным. Она сбежала от мужа, что был суровым служакой, да и намного старше ее. Последнее, да и вообще, браки «по соглашению сторон» были тогда вполне в порядке вещей. А вот серьезные вольности в поведении замужних женщин, конечно, обществом осуждались.

В ряде сохранившихся письмах поэта приятелям остались потомкам весьма грубые и даже оскорбительные строки, задевающие честь Анны Керн. Так что столь нежное и деликатное послание вряд ли было написано для нее, не тот был формат отношений. Кстати, Анна Петровна потом вышла замуж за дальнего родственника, намного моложе ее. Что тоже вызывало кривотолки окружающих.

Последние годы жила уединенно, очень бедно, но была счастлива со своим избранником. Ее бывший супруг тоже, подобно Воронцову, проявил великодушие, завещав неверной жене немалое имущество. Но Керн в ответ сделала широкий жест, отказавшись от наследства…

Другими претендентками на место музы поэта в этом контексте были Каролина Собаньская, Мария Волконская, Наталья Гончарова. Поэт тогда еще не был женат, а к Наталье Николаевне он, как известно, сватался аж три раза, и лишь последняя попытка увенчалась успехом.

Но большинство литературоведов нашего времени сходятся в мнении, что адресатом проникновенных строк была все же Анна Оленина. Кроме того, ей посвящено вступление к поэме «Полтава» и стихотворения «Ее глаза…», «Ты и Вы».

Анна Алексеевна прожила долгую, особенно, по тем временам, жизнь, 80 лет. Выросла в семье А.Н. Оленина, президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки. Была не только внешне привлекательна, но и прекрасно образованна. В их доме часто проводили приемы, балы для тогдашнего культурного бомонда, и Анна блистала на них своей неподражаемой грацией, тонкой музыкальностью и умением достойно вести легкую светскую беседу.

Она обладала приятным голосом, сама пробовала сочинять романсы и стихи, была отчаянной наездницей, проявляла незаурядные способности к рисованию. И все это — легко и непринужденно, без «погружения», казалось, ей все давалось само собой, ничуть не омрачая веселого и игривого нрава.

Есть немало свидетельств тому, что 1828 год для поэта прошел под сенью захватившего его мощного чувства к Олениной. Он рисовал ее портреты в черновиках, писал анаграммы и ее полное имя на листах бумаги. Она же воспринимала его ухаживания как обычный флирт. Тем более что сама была серьезно и безответно влюблена в другого, князя А.Я. Лобанова-Ростовского.

Замуж за поэта Анна выходить не собиралась, да и семья по ряду причин такой союз не одобряла. Поэтому девушка постаралась свести отношения на нет. К сожалению, время не пощадило многие документальные свидетельства тех лет жизни Пушкина и тех, кто был рядом. Не уцелел и альбом Олениной, где Александр оставил свой автограф под стихотворением «Я Вас любил…»

Этот факт отражен в ряде воспоминаний современников поэта. А внучка Олениной рассказывала пушкиноведам о двух записях, связанных с этим стихотворением. Оказывается, сами строфы были вписаны в альбом в конце 1829 года. А в 1833-м под ними появилась пометка: «plusqueparfait — давно прошедшее».

Пусть угасли в душе лирика страсти, касающиеся героини этого стиха. Но оно продолжает волновать миллионы людей во всем мире, представителей разных эпох, стран, мировоззрений. Потому что навсегда остается Любовь и та светлая энергия, которую она генерирует…

Дорогие читатели, а у вас есть истории, связанные с этим или другими стихотворениями Александра Пушкина? Поделитесь, пожалуйста, всем нам будет очень интересно перекинуть такой «мостик» в блистательный 19-й век.

Я благодарю читателя моего блога, Любовь Миронову, за помощь я подготовке материала.

И для души послушаем этот романс на стихи А.С Пушкина. Исполняет Нани Брегвадзе. Очень интересное исполнение и обработка этого романса.

Полный текст стихотворения «Я вас любил любовь еще быть может»

* * *

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Анализ стихотворения «Я вас любил» Пушкина

Вариант 1

Перу великого поэта принадлежит множество стихотворений о любви, посвященных женщинам, в которых он был влюблен. Известна дата создания произведения «Я вас любил…» — 1829 г. Но до сих пор не прекращаются споры литературоведов о том, кому оно было посвящено. Существуют две основные версии. По одной это была польская княжна К. Сабаньская. Вторая версия называет графиню А. А. Оленину. К обеим женщинам Пушкин испытывал очень сильное влечение, но ни та, ни другая не ответили на его ухаживания. В 1829 г. поэт делает предложение своей будущей жене – Н. Гончаровой. В результате появляется стих, посвященный прошлому увлечению.

Стихотворение является образцом художественного описания неразделенной любви. Пушкин рассказывает о ней в прошедшем времени. Годы не смогли полностью изгладить из памяти восторженное сильное чувство. Оно до сих пор дает о себе знать («любовь… угасла не совсем»). Когда-то она причиняла поэту невыносимые страдания, сменяясь «то робостью, то ревностью». Постепенно пожар в груди угас, остались лишь тлеющие угольки.

Можно предположить, что в свое время ухаживания Пушкина были довольно настойчивыми. В настоящий момент он словно извиняется перед бывшей возлюбленной и уверяет, что теперь она может быть спокойна. В подкрепление своих слов он добавляет, что остатки былого чувства перешли в дружбу. Поэт искренно желает женщине найти свой идеал мужчины, который будет любить ее так же сильно и нежно.

Стихотворение представляет собой страстный монолог лирического героя. Поэт рассказывает о самых сокровенных движениях своей души. Многократное повторение фразы «я вас любил» подчеркивает боль от несбывшихся надежд. Частое использование местоимения «я» делает произведение очень интимным, обнажает личность автора перед читателем.

Пушкин сознательно не упоминает о каких-либо физических или нравственных достоинствах своей возлюбленной. Перед нами лишь бесплотный образ, недоступный восприятию простых смертных. Поэт боготворит эту женщину и не допускает к ней никого даже через строки стихотворения.

Произведение «Я вас любил…» — одно из сильнейших в русской любовной лирике. Его главное достоинство – сжатое изложение с невероятно богатым смысловым содержанием. Стих с восторгом был встречен современниками и неоднократно перекладывался на музыку известными композиторами.

Вариант 2

Стихотворение «Я вас любил…» Пушкина представляет собой слитный текст из двух четверостиший пятистопного ямба с перекрестной рифмой. Его цельность обусловлена как единством предмета, занимающего лирического героя, и его настроения, так и восходящей интонацией, подъемом тона на протяжении всего стихотворения. Она выявляется в устном воспроизведении, но, благодаря внутреннему слуху, очевидна и для читателя. Ее создает троекратное повторение признания «Я вас любил…», начинающего первую, пятую и седьмую строчки.

В первом случае оно начинает нейтральную в эмоциональном плане обрисовку психологического состояния. Оставаясь наедине со своей душой и заглядывая в ее сокровенные уголки, лирический герой признается, что прошлое оставило в ней глубокий след, сравнимый с тлеющим костром:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

В этом образе заметно развитие поэтической метафоры «огонь любви», которая в стихотворениях Пушкина претворяется в мотив пожара, освещающего окружающую мглу («На холмах Грузии лежит ночная мгла…»), одно воспоминание о котором «сердце трогает тайком» («Ел.Н. Ушаковой», 1825). Здесь внимание концентрируется на том воздействии, которое оказывает на героиню сознание, что ею зажжено пламя, сжигающее душу неразделенной, безответной любовью. Лирический герой готов скрыть ее, не желая тревожить, печалить ту, к которой обращается на «вы», постоянно вспоминая о разлуке (в восьми строчках формы местоимения повторены шесть раз). Противительный союз «но» показывает, что для него, несмотря на живое чувство, неприемлема дисгармония:

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Таков вывод первого четверостишия, вслед за ним, без паузы, без пропуска, продолжается излияние, где искренность граничит с исповедальной откровенностью. Она становится достижимой при повышении тона речи: повторение признания влечет конкретизацию в обрисовке чувства. Оно было безмолвным, мучая ревностью и ощущением безнадежности:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим…

Неповторимая специфика ощущений лирического героя не раскрывается даже в таком признании. Интонационное возвышение открывает новую страницу, содержащую необычное сравнение: любовь была так искренна и нежна, что может быть примером для другого. Она, как солнце, высветила в душе все лучшее: в авторском представлении, это искренность, нежность, самоотверженность — черты, значимые для обобщенного образа влюбленного. В этой связи возникает мысль о существовании иных проявлений чувства, которые могут встретиться возлюбленной. Если лирический герой не смог стать для нее половинкой, восстанавливающей гармоничное целое, которым должна быть связь между любящими, то он готов пожелать ей «любимой быть другим». Важно лишь, чтобы его душа оказалась столь же открытой для любви, преданной и чувствительной, как у него. В третий раз повторенное признание ведет к вершине:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

В мироощущении лирического героя доминирует тяга к гармонии, органичность которой выявляет инструментовка (от лат. «орудие», звуковая организация) стихотворения. В первом четверостишии, где любовь предстает сильным, обжигающим, но ненужным, лишним, способным только опечалить, встревожить чужую душу переживанием, звук «и» в сильной, ударной позиции встречается только однажды. Во втором четверостишии он становится ассонансом, слышным, несмотря на обилие других повторов и внутренних рифм (безмолвно, безнадежно, то робостью и др.), вполне отчетливо.

Его значение возрастает в связи с тем, что на нем построено созвучие повторяющихся признаний («Я вас любил…», томим, так искренно). Он дополняет богатую звуковую палитру и внимание к нему выявляет, чего не хватает избраннице, чтобы стать счастливой. Ей надо «любимой быть другим», чтобы в мире восстановились гармония и согласие. Ради этого лирический герой и отказывается от стремления к счастью. Благодаря фоническим особенностям, потребность в гармонии предстает не умозрительным постулатом, не логическим выводом, а вырастающим из самой жизни стремлением, которое лирический герой впитывает так же органично и искренно, как любовь. На этом завершим анализ стихотворения Пушкина “Я вас любил: любовь еще, быть может…”.

Вариант 3

1829‑м годом Пушкин сам обозначил время создания стихотворения «Я Вас любил: любовь еще, быть может». В большом академическом собрании сочинений поэта эта дата уточняется: «1829 год, не позднее ноября». Впервые это стихотворение было опубликовано в альманахе «Северные цветы на 1830 год».

Когда же было написано стихотворение «Я вас любил…», и кому оно адресовано? Осень и зиму 1828 Пушкин провел в Москве и Тверской губернии, середину января–начало марта 1829 г. – в Петербурге. Около 10 марта 1829-го он покинул столицу и длительное время провел в Тверской губернии, Москве и Закавказье. В начале ноября Пушкин вернулся в Петербург. Можно высказать предположение, что Толстой (который затем написал музыку к стихам) получил текст написанного стихотворения в феврале – марте 1829 года.

Устанавливаемая дата создания пушкинского стихотворения «Я Вас любил» (февраль — март 1829 года) укрепляет гипотезу одного из первых биографов Пушкина, П. В. Анненкова, что адресатом стихотворения является А. А. Оленина. С этим согласуется также утверждение внучки А. А. Олениной, что до 1917 г. у нее хранился альбом Олениной с вписанным в него рукой Пушкина стихотворением «Я Вас любил…».

Данное стихотворение написано разностопным ямбом. Этот размер характерен для всего творчества Пушкина.

Рифмовка перекрёстная (АБАБ), с чередованием женской и мужской рифм. Произведение разделено на две строфы, каждая из которых начинается с анафористического повтора: «Я вас любил». Это, и то, что в этих строчках используются глаголы прошедшего времени, ещё более усиливает настроение безвозвратно ушедшего от героя счастья.

Эти три слова («я вас любил») выбиваются из ритмического рисунка произведения. Ведь стихотворение написано ямбом, но в данной фразе ударение падает на первый, второй и четвёртый (спондей). Такие смысловые ударения усиливают значение этой строчки. И, на самом деле, они обладают большой выразительностью:

    Я вас любил: любовь ещё, быть может…

    Я вас любил безмолвно, безнадежно…

    Я вас любил так искренно, так нежно…

Вообще всё произведение написано о том, что происходит в данный момент. Оно не является воспоминанием как таковым. На это указывают глаголы настоящего времени в третьей и четвёртой строчках («Но пусть она вас больше не тревожит // Я не хочу печалить вас ничем»). Поэтому можно определить жанр стихотворения как послание или письмо. Если обратиться к специфике этого жанра, то можно понять, почему в двух последних строках появляются глаголы будущего времени. Это своеобразный постскриптум, в котором поэт напутствует адресата:

    Я вас любил так искренно, так нежно,

    Как дай вам бог любимой быть другим.

Каждая строфа синтаксически является предложением. Но мысли разделены между собой точкой с запятой, а не запятой, как обычно. Такое графическое разделение строк подразумевает большую смысловую паузу. Это говорит о волнении лирического героя, о боли, с которой даются ему эти строки.

Это то, что касается особенностей формы стихотворения. Теперь обратимся к его содержанию.

Первое четверостишие построено на художественном олицетворении. Лирический герой одухотворяет свою любовь, представляя её, одновременно, и частью себя, и отдельной сущностью:

    Я вас любил: любовь ещё, быть может,

    В душе моей угасла не совсем;

    Но пусть она вас больше не тревожит;

    Я не хочу печалить вас ничем.

Так поэт доказывает мысль о том, что любовь даётся человеку свыше, он не в силах ею управлять. Это стихия, которая захватывает всё существо. В последних двух строках звучит укор лирической героине. Поэту жаль, что его любовь только «тревожила».

Следующие строки обращены, скорее всего, не к женщине, а к самому себе. Поэт с нежностью вспоминает своё чувство, которое и больно, и сладко одновременно. Какие красочные эпитеты использует автор!

    Я вас любил безмолвно, безнадежно,

    То робостью, то ревностью томим…

Последние строчки стихотворения очень показательны для любовной лирики Пушкина. Он никогда не проклинает чувства к женщине и остается джентльменом до конца, как бы не окончились отношения. Это выгодно отличает пушкинское творчество от любовной лирики Лермонтова:

    Я вас любил так искренно, так нежно,

    Как дай вам бог любимой быть другим.

Стихотворение Пушкина является одним из замечательнейших произведений русской литературы. Оно положено на музыку, а это одна из высших похвал поэту, которые только могут быть.

Краткий анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил»

Вариант 1

Одна из вечных тем среди поэтов в любые времена, остается тема любви. А.С. Пушкин в своем произведении «Я вас любил…» приоткрывает нам неизведанные грани этого чувства.

Это история неразделенной любви, которая насыщена благородством и нежностью. Лирический герой влюблен «безмолвно, безнадежно». Всего несколько эпитетов передают насколько сильно это чувство. Любовь — самопожертвование делают из героя рыцаря печального образа. Он не требует от героини ответного чувства, не пытается добиться ее.

Главное здесь — забота о любимом человеке. Пушкин не желает приносить страдания своему объекту любви. Он побеждает свою страсть для того, чтобы принести счастье возлюбленной.

Это послание небольшое, но очень емкое по своему содержанию. Только благородный и искренне любящий человек может пожелать своей возлюбленной «любимой быть другим».

Произведение учит молодое поколение, как нужно любить. Ведь многие молодые люди совершают необдуманные поступки, когда не могут добиться любви. Только такая благородная любовь способна вызывать сердечные волнения и способствовать развитию тонкой душевной организации.

Вариант 2

Стихотворение было написано в 1829 году, посвящено Анне Алексеевне Олениной.

«Я вас любил: любовь еще, быть может…» — одно из самых известных стихотворений Пушкина о любви. Чувство лирического героя — высшее проявление любви, направленной прежде всего на возлюбленную. Стихотворение начинается словами «Я вас любил», свидетельствующими о том, что.любовь осталась в прошлом. Но этот тезис тут же опровергается: «…любовь еще, быть может, / В душе моей угасла не совсем…». Но отнюдь не собственные, по-видимому, неразделенные чув­ства беспокоят героя. Прежде всего он желает счастья и спокойствия своей возлюбленной. Более того, чувство лирического героя так чисто, высоко и одухотворено, что он желает, чтобы любовь ее будущего избранника была такой же искренней и нежной:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

В создании эмоциональной напряженности большую роль играет трехкратное повторение сло­восочетания «Я вас любил…», а также синтаксический параллелизм (повторы однотипных кон­струкций): «безмолвно», «безнадежно», «то робостью, то ревностью», «так искренно, так нежно». Поэт использует прием аллитерации. В первой части стихотворения повторяется согласный звук «л», придающий нежность и печальность:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

А во второй части мягкий «л» меняется на сильный, резкий звук «р», символизирующий рас­ставание, разрыв: «…то робостью, то ревностью томим».

Вариант 3

Предположительно, это, одно из самых знаменитых в русской лирике стихотворений, посвящено А. П. Керн, которой был посвящен другой шедевр поэта “Я помню чудное мгновенье…”. Однако есть и другие точки зрения, которые не могут сыграть решающего значения в оценке этого удивительного произведения, которое так и остается неразгаданной загадкой о великом чувстве любви…

Обращение лирического героя к женщине, которая была когда-то им любима (а можно ли в данном случае употреблять прошедшее время, ведь “любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем”?..), продиктовано горячим желанием видеть ее счастливой, и это — главный и самый точный показатель, что его чувство — настоящая, подлинная любовь, ведь здесь преобладает не эгоистичное стремление “брать”, а забота о том, кто тебе дорог… О том, что чувство лирического героя настоящее, говорят последние две строки стихотворения: “Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим”.

Мы не знаем, почему чувство героя не вызвало ответного чувства, не можем с достаточной уверенностью говорить о том, что он виновен в том, что счастье обошло его стороной, но его горячее желание видеть любимую женщину счастливой не может не подкупать своей искренностью и самоотверженностью. Обращение к Богу с просьбой о счастье для любимой, наверное, можно расценить как косвенное признание своего бессилия сделать ее счастливой, но это не отступление, не отказ от чувства, а понимание, что счастье любимого человека стоит выше, чем собственное счастье, если оно построено на “печали” того, кто тебе дорог…

Стихотворение Пушкина “Я вас любил: любовь еще, быть может…” стало для русской любовной лирики особого рода эталоном искренности и художественного мастерства, оно воплотило в себе понимание любви как самоотречения во имя счастья любимого человека.