Стих пушкина я вас любил анализ кратко

Стих пушкина я вас любил анализ кратко

История создания

Отбывая наказание в ссылке на Юге, Александр Сергеевич и написал это стихотворение. Он старался меньше комментировать власть, указывая на её недостатки, поскольку за свои свободные высказывания в адрес правительства он должен был отбывать наказание в Сибири. Спасибо большое друзьям Александра Сергеевича, они добились того, чтобы поэта отправили в Одессу. Здесь настроение Пушкина было двояким. С одной стороны ему очень не нравилась и его должность, и место, а с другой – он безумно любил море. Оно стало для него своеобразной музой, которая вдохновляет творцов на шедевры.

Написал автор это стихотворение в 1824 году, уже перебравшись в Михайловское, где так же находился в изгнании.

Пребывая на Юге, Пушкин собирался совершить побег за границу, что можно увидеть в строках произведения.

Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтической побег.

Его не устраивала нынешняя власть, с которой он не собирался мириться. Да и вообще он не видел смысла оставаться жить в России, поскольку презирал тиранию. Но его замыслам так и не удалось исполниться, поскольку Александр Сергеевич был очень влюбчивой натурой с переменчивым характером. Причиной изменения планов поэта стала Елизавета Воронцова, к которой творец воспылал любовью.

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.

Жанр стихотворения и размер

Это стихотворение смело можно отнести к элегии. Он разговаривает с морем, которому рассказывает о всех своих личных переживаниях и планах. В каждой строчке чувствуется настроение автора, его переживания и размышления. Так же чувствуется его любовь к морю, привязанность к бескрайним берегам и волнам. Ему он посвящает прекрасные слова, которые пропитаны грустью разлуки.

Размер стихотворения – это четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Направление – романтизм, потому что в тексте остро поднята тема одиночества, грусти и тоски. Герой одинок, ему больно и грустно.

Композиция

В данном стихотворении ярко прослеживается то, что писалось оно в разных местах. Первая часть была написана в Одессе на берегу Чёрного моря. О нём  Пушкин говорит прекрасные слова, восхищается им.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Дальше мы видим воспоминания поэта, который грустит о былых временах, когда он жил рядом с морем и мог наслаждаться его видом. Бродить по берегу и просто любоваться. Он очень привязался к морю, поэтому разлука давалась ему тяжело.

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

И в завершении, Александр Сергеевич прощается с морем. Ему сложно это сделать, но он понимает, что другого выхода у него нет. Да, он будет скучать, и грустить, но обстоятельства вынуждают сделать этот шаг.

Прощай же, море!

Не забуду Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Образы и символы

В стихотворении «К морю» автор использует большое количество образов.

Первым образом, безусловно, можно выделить образ моря. Оно выступает в роли лирического героя и предстает перед нами в своем прекрасном и гордом обличии. Оно становится верным другом поэту, что чувствуется на протяжении всего стихотворения. Плеск морских волн успокаивает поэта. Так же Пушкин показал и переменчивость моря, которое может быть словно колыбелью для моряков, а может потопить «стаю кораблей». Этим самым подчеркивается могущество морской пучины, передается характер. Море стало для Александра Сергеевича настоящим товарищем в этот непростой период его жизни.

Образ Наполеона, в свое время пожизненно заключенного на острове, проводит параллель с автором – таким же непонятым и гонимым гением.

В образе Бродского автор так же показывает свое состояние, ведь он тоже был не понят и  погиб, защищая народ. Пушкин вспоминает его по той причине, что его самого из одной ссылки сразу же направляли в другую.

С двумя этими героями автор сравнивает себя, в каждом из них – он видит свое отражение. Он так же был не понят толпой, так же гоним, решителен, но очень одинок.

И, наконец, образ лирического героя в данном произведении. Это молодой поэт, который больше всего любит и ценит свободу. Он планирует побег по морю, поскольку разочарован в существующем режиме и не видит для себя дальнейшей жизни в Росси. Но его замыслам не удается исполниться, и всему виной любовь! Это прекрасное чувство, которое с головой захлестнуло поэта.

Благодаря размышлениям лирического героя, мы можем понять мысли самого Пушкина. Всё больше и больше разочаровываясь во власти, он начинал восхищаться природой. Её свободой и независимостью, величием и гордостью. Та любовь и гармония, которою так ценит поэт, существует только лишь в природе. Поэтому он настолько и привязался к морю, потому что именно в нем он находил самые ценные черты – свободу, силу и могущество.

Что же касается образа просвещения и тирана – то с их помощью автор показывает систему правления в Европе и России. Системы правления абсолютно разные, но ни один из них не близок поэту. Ему близка только лишь свобода и независимость морских пучин.

Темы и проблемы

Основных тем в произведении можно выделить две.

Первая – это тема свободы. Герой хочет убежать от окружающего его устоя, но вспомнив Наполеона и Байрона, понимает, что не добьется желаемого. Он считает, что в Европе, как и в России, нет свободы. Поэтому, какой смысл куда-то бежать? Везде его ждет одно и то же.

Второй проблемой Александр Сергеевич поднимает тему одиночества. Он видит, что такие известные люди, как Наполеон и Байрон умерли одинокими, так и не понятыми другими. Он разделяет их судьбу, так как тоже является своего рода одиночкой. Его не понимает толпа, он не понимает власть и не собирается с ней мириться. Единственным близким другом ему становится море, но и его он вынужден покинуть из-за очередной ссылки.

Не обошлось и без темы любви. О ней автор говорит вскользь, но именно она стала причиной его решения остаться.

Проблемой же этого стихотворения автор видит всемирную тиранию. Отсутствие возможности жить свободной жизнью, ущемление взглядов, и невозможность прямо выражать свои мысли – это то, с чем не может смириться автор.

Проблема разлуки появляется на фоне все той же тирании. Автор вынужден уезжать от своего товарища в ссылку, а ведь он так полюбил море. Эму безумно грустно и больно расставаться, но жизнь не оставляет ему выбора.

Средства выразительности

В этом стихотворении Александр Сергеевич использует все средства выразительности: эпитеты (чтобы подчеркнуть величие и могущество моря), метафоры, сравнения, олицетворения (на протяжении всего стихотворения автор общается с морем и наделяет его качествами живого человека), инверсии и архаизмы.

История создания

Знаменитое стихотворение «Осень» Пушкин написал в 1833 году, когда поэт находился Болдино. Здесь он имел прекрасную возможность отдохнуть и заняться творчеством. Об этом говорят письма, написанные Пушкиным жене. Недаром этот период называют «болдинской осенью». Александр Пушкин таким образом описывал свою болдинскую жизнь: созерцание пейзажей и единение с природой. Когда вокруг него не было городской суеты,  он мог отдаться творческому порыву и посвятить все свое время литературе. Именно творчество данного периода критики называют одной из самых удивительных и продуктивных ступеней мастерства Пушкина.

До нас дошел отрывок из письма поэта, адресованного супруге — Наталье Гончаровой:

Ты спрашиваешь как я живу и похорошел ли я? Во первых, отпустил я себе бороду: ус да борода — молодцу похвала; выду на улицу, дядюшкой зовут. 2) Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трёх часов. Недавно расписался, и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой кашей. До девяти часов — читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо

В произведении автор акцентировал внимание на достоинствах осени для поэта. Спокойное и прохладное время года прекрасно подходит для творчества. Осень и сама погружена в творческое созидание: она раскрашивает листья и рисует очаровательные картины.

Жанр, направление, размер

В своём произведении (по жанру — лирическом стихотворении) Александр Сергеевич искренне радуется осени. Свои размышления автор передаёт, используя форму обращения к читателю.

Автор восхищается красотой окружающего мира, следовательно, данное стихотворение относится к пейзажной лирике.

Стихотворение «Осень» написано в размере шестистопного ямба для более спокойного прочтения и восприятия произведения. При этом Александр Пушкин использовал два вида рифмовки: перекрестную и параллельную.

Композиция

Стихотворение Пушкина «Осень» состоит из 12 строф. Произведение начинается с изображения пейзажных зарисовок. Здесь Александр Сергеевич предстаёт талантливым художником и кистью мастера показывает всю красоту осенней природы. Затем поэт переходит к описанию других времён года. При этом, автор, главным образом, акцентирует внимание на их недостатках:

«Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен»

Не привлекает Пушкина и тёплое лето. Об этом он говорит в четвёртой части:

«Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…»

Поразмышляв над летом, зимой и весной, поэт приступает к описанию уютной осени. Он противопоставляет её другим временам года. Пушкин утверждает, что обожает осень необычной любовью, похожей на чувство к «чахоточной деве». Писателя привлекает осень именно своей увядающей красотой и печальным видом. Знаменитая фраза, являющаяся антитезой, «Унылая пора! Очей очарованье!» передаёт все настроение мечтающего поэта.

В последней части стихотворения Александр Сергеевич описывает душевный настрой лирического героя. Писатель заявляет, что осенью он полон сил и энергии для великого творчества. В конце нелегкий труд поэта олицетворяется автором в образе корабля, готового к странствованию. Заканчивается стихотворение простым вопросом: «Куда ж нам плыть?». Это объясняет множество размышлений и вопросов, возникших в сознании Пушкина. Под успокаивающем влиянием осени автор задается философскими вопросами о своем предназначении.

Образы и символы

Образ лирического героя выступает главным в произведении «Осень». Это критичный и не лишенный юмора наблюдатель, который анализирует все времена года и доказывает свою позицию. Он очень ценит комфорт и не боится высказать своих земных и обыденных желаний. Герой раскрывается полностью, и это новаторство Пушкина: вместо устаревших слов возвышенного слога, в которых перед нами выражается не человек, а миссия, мы видим простые и понятные слова, отражающие мысли каждого человека, который не любит комаров, зноя, слякоти и других капризов природы. Если сравнить творчество Державина и какого-либо другого современника Пушкина с тем, что мы видим в «Осени», каждый читатель ощутит контраст. Пушкин пишет о людях и для людей, подмечая совсем не возвышенные, но такие универсальные и жизненные черты времен года, близкие всем нам. Его лирический герой откровенен и честен с нами, он показывает себя таким, каким он предстает наедине с домочадцами и близкими друзьями. Поэтому он не стесняется описывать недостатки времен года и очернять всеми любимый образ весны.

Именно через этот образ Пушкин делится с читателями своими впечатлениями от осени. Получается, что Александр Пушкин и есть тот самый лирический герой, который пытается донести свои мысли и чувства. В теории литературы не принято отождествлять лирического героя и автора, но в данном случае это вполне уместно. Любовь автора к осени подтверждается тем фактом, что большинство его произведений написаны в это время года.

Также можно сказать, что героем в стихотворении является и осень, которую воспевает автор. Он сравнивает ее с «чахоточной девой», которая пленяет наблюдателя утонченным изяществом увядающей красоты. Также ему нравится мимолетность этого времени года, быстрота его ухода. Осень нужно еще поймать, ведь очень быстро ее яркий убор сменяется голыми ветками и заморозками. Она уникальна тем, что так быстро стремится убежать от нас, как курортный роман, как порыв вдохновения, как полет птицы. Поэту тяжело выразить словами ту любовь, которую он к ней испытывает: 

«Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет»

Образы других времен года не менее интересны. Зима — хлебосольная и праздничная «старушка», которая дает много новых развлечений и острых ощущений. Автор описывает поездки на санях с возлюбленной, катание на коньках, праздничное застолье. Зима у него уютная, длительная, основательная. Она нарядна и добра, как сама Русь-матушка. Это время года передает русский дух. А вот весна совсем разочаровывает поэта: слякоть, грязь, вонь — таков его отзыв. Обычно поэты наделяют весну красотой, силой обновления и молодости, описывают птичий гомон и апрельские ручьи, но герою скучна оттепель. Лето же вызывает ностальгию по зиме, ведь всюду зной и мухи. Никаких средств против паразитов поэт не застал, поэтому, надо полагать, очень мучился от нападок крылатых соседей. Летом ему тяжело работать, потому что он думает только о том, как бы спастись от жары.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения Пушкина «Осень» могут быть дополнены Многомудрым Литреконом. А пока они предстают на страницах его анализа в таком виде:

  1. Основной темой произведения «Осень» является, конечно, удивительное разнообразие природы и восхищение ею. Пушкин высказывает свою точку зрения о каждом времени года, поэтому можно сказать, что в произведении есть темы весны, осени, лета и зимы. О каждой поре автор высказался предельно ясно, что и отражено в предыдущем пункте разбора. Больше всего лирический герой ценит осень, на втором месте у него зима, а потом идет лето. Весне достается последнее место. Каждым описанием Пушкин подводит нас к мысли о том, что человек должен ощущать единение с природой, ценить её. Ведь окружающий мир очень разнообразен и интересен. Прелесть времен года заключается именно в наших ощущениях, поэтому нужно уметь насладиться каждым из них.
  2. Также в стихотворении поднимается тема русского образа жизни. Автор перечисляет типично русские традиции и обычаи, делает акцент на том, как чувствует себя наш соотечественник в каждом времени года. «Здоровью моему полезен русской холод» — говорит он. Лирический герой повествует о своем досуге на природе: о прогулках верхом, о катании на коньках, о домашнем застолье, о вечернем чтении. Из этого стихотворения мы можем узнать, как проводили свои дни дворяне.
  3. Тема поэта и поэзии тоже поднимается в стихотворении «Осень». Автор описывает, как и когда к нему приходит вдохновение. Осенью он сидит перед огнем в камине и читает. В этот момент его уносит воображение, и появляются поэтические грезы. В этом ему способствует русский холод, который позволяет сосредоточиться на работе и очистить ум. В финале поэт уже забывает об осени: его фантазия уносится в далекие страны и плывет туда… куда он заведет нас в своих следующих произведениях.
  4. Также в стихотворении поднята проблема закономерности бытия. Пушкин не забывает, что вслед за рождением и рассветом приходят увядание и смерть. Поэт показывает, что осень проходит мимолётно подобно жизни чахоточной девы. 
  5. Вместе со светлым, жизнерадостным настроением в стихотворении присутствуют минорные мотивы

Основная идея

Смысл стихотворения «Осень» заключается в защите преимуществ осени и благодарности поэта по отношению к поре творчества и созидания. Александр Пушкин выражает свою точку зрения о каждом времени года и подробно объясняет, почему ему не нравится то или иное время. Основная задача поэта — донести до читателя прелесть увядания осени. Поэт хочет говорить с нами на языке своих ощущений и раскрывает душу. Теперь мы знаем, какие эмоции он испытывал, какие впечатления получал от той или иной поры.

Пушкин признаётся, что с началом оспенного сезона он расцветает и пробуждается вновь — такова главная мысль стихотворения «Осень». Автор призывает каждого разглядеть в осени не только «унылую пору», но и прекрасное время, наполненное вдохновением, творчеством и позитивными мыслями. 

История создания

Стихотворение «Я Вас любил…» Александр Сергеевич написал в 1829 году, а в печать оно попало через год. Первая публикация данного произведения была в альманахе «Северные цветы».

Но вот кому было посвящено данное стихотворение, до конца не ясно до сих пор. Существует две версии того, кому именно поэт посвятил эти прекрасные строки.

Первым вариантом является то, что данное стихотворение было посвящено Каролине Собаньской. С ней автор свел свое знакомство, находясь в ссылке на юге. На тот момент это был ещё юноша, которого очаровала светская львица своей элегантностью и уверенностью. Молодой человек был настолько очарован, что тут же начал посвящать ей стихотворения. Более того, творец неоднократно писал письма своей даме сердца, но она, к сожалению, не отвечала на них.

По второй версии стихотворение «Я Вас любил…» посвящается Анне Олениной. Поэт был увлечен этой женщиной, и даже делал ей предложение, на которое она ответила ему отказом. Дело в том, что ее родители надеялись на брак с более обеспеченным человеком. Данный отказ и натолкнул автора на создание данного произведения.

Но главным в стихотворении является не то, кому автор посвящает данные строки. Основной темой стихотворения можно назвать то, что автор полностью отрекается от прошлой любви. Данным произведением поэт переворачивает страницу своей жизни и начинает все с чистого листа. Ведь буквально через год он делает предложение руки и сердца Наталье Гончаровой, которая впоследствии и стала его женой.

Жанр, размер

Данное стихотворение можно назвать посланием, ведь автор посвящает его своей любимой женщине. Это любовная лирика, которая по своему направлению относится к романтизму.

В образе лирического героя мы видим своего автора. Он умело переплетает две свои жизни. Первая – где он влюбленный юноша, чувства которого живы и не приносят ему ничего хорошего. Вторая – это его будущее, в котором нет места прошлым чувствам. Он перевернул страницу своей жизни, и прошлое его больше не интересует. Его любимая счастлива с другим мужчиной, а он отрекается от выбранного идеала, оставляя себе лишь воспоминания и тоску.

Он идет на жертву, отрекаясь от своей любви, в чем видно черты романтизма.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, рифмовка – перекрестная.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения одночастная. В стихотворении автор полностью обнажает свою душу, посвящая бумагу в свои самые сокровенные переживания. Он изливает свою душу, показывает свои чувства и переживания.

Состоит стихотворение всего из восьми строк, но все они насквозь пропитаны переживаниями автора.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;

В первых двух строках поэт показывает, что его чувства еще не до конца угасли. И мысли о возлюбленной еще тревожат его душу. Пусть не так, как это было изначально, но все равно искра в его груди еще не угасла.


Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Далее автор говорит о том, что впредь не побеспокоит предмет своего обожания своим присутствием и вниманием. Он понимает, что его любовь доставляет девушке определенные проблемы, а он не хочет портить ей жизнь своими чувствами.


Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

В заключительных четырех строках поэт раскрывает свои чувства, показывая, что он был искренним в своей любви. Он желает любимой, чтобы человек, которого выберет её сердце, любил её так же, как он. Здесь хорошо видно, насколько чистая и огромная любовь жила в сердце поэта.

Образы и символы

Главный образ произведения – это образ самого лирического героя. Конечно, в нем невооруженным взглядом мы видим самого Александра Сергеевича. Девушку, которую выбрало его сердце, он ни к чему не обязывает и не упрекает. В его душе посилилась боль и тоска, но будучи сильным человеком, он смог понять её выбор и отпустить.

Он любит её всем сердцем. Его любовь огромна и бескорыстна. Своей любимой он желает лишь счастья и взаимной любви. Пусть не с ним, а с другим мужчиной рядом, она обретет истинное счастье и любовь. А он? Он переживет. Главное для него – это счастье любимой.

Второй образ – это образ возлюбленной поэта. Он не рисует её четко, её образ призрачен и туманен. Но мы можем сделать вывод, что девушка была честной и прямолинейной. Она не опустилась до обмана, а рассказала ему честно, что он ей не интересен. Что она предпочла другого мужчину, которому и дарила свою любовь.

Темы и проблемы

Главная тема произведения – это тема неразделенной любви поэта. Но он находит в себе силы отпустить и начать жить заново. Все произведение пропитано нежностью и любовью, что дает понять, насколько автор любил эту женщину.

В стихотворении он не стесняется показывать свои чувства и переживания. Он доверяет читателю всю свою любовь и боль, которые терзали его душу.

Хоть по жанру данное стихотворение и является посланием, но больше похоже на исповедь. Автор исповедуется перед своей любимой, полностью  раскрывая перед ней свои чувства и эмоции. Он не скрывает от неё ничего. Но он твердо принимает решение отпустить её, чтобы не причинять возлюбленной неудобства своими чувствами. Данное решение нелегко дается поэту, он делает это выбор, понимая, что облегчит жизнь девушки.

Данным произведением он ставит финальную точку в их отношениях. Ему приходится пожертвовать своими чувствами и любовью, ради счастья любимого человека. Своеобразное самопожертвование присуще автору, но это все делается ради любимой. Он искренне желает ей счастья, и надеется, что её избранник будет любить, так же как и он. Он готов страдать. Главное для него – это счастье любимого человека.

Поэтому все настроение произведение достаточно печально. Страдания поэта передаются читателю. Мы видим то, насколько нелегко дается данное решение поэту. Но приняв такое решение, он следует ему. Грустная любовь видна в последних строках, которые поэт пишет своей возлюбленной, оставляя её навсегда.

Средства выразительности

В стихотворении автор использует некую цикличность, используя выражение «я Вас любил», которое повторяется не один раз. Так же в тексте встречаются метафоры, но автор практически не использует эпитеты. Он не считает, что стоит подчеркивать всю глубину его жертвенности. Достаточно самого поступка как такового.

История создания стихотворения

«Я вас любил» воспринимается читателем как отдельное стихотворение. Однако это не так. Само по себе произведение- это сонет. Но по своему строению это не классический сонет.  Произведение является шестым  в цикле сонетов «Двадцать сонетов к Марии Стюарт».

Во время прогулки по Люксембургскому саду поэт увидел аллею скульптур. Они изображали выдающихся женщин. Был там и образ Марии Стюарт. Эта легендарная женщина всегда приковывала его внимание. Выдающаяся женщина, королева Шотландии и Франции, была очень-очень похожа на Марианну Басманову, его тогдашнюю возлюбленную. Поэт в то время все стихи посвящал этой женщине, будучи пламенно влюбленным в нее.

Еще в детстве Бродский посмотрел фильм о Марии Стюарт. Он назывался «Сердце королевы». Роль королевы в нем сыграла Цара Леандер. На всю жизнь образ королевы запечатлелся в памяти поэта. И вот тогда родился цикл сонетов, посвященный королеве.

Жанр и размер стихотворения

Бродский написал стихотворение «Я вас любил» в форме сонета. По классическим канонам, принятым во французских и итальянских сонетах, каждая строфа заканчивается точкой. Поэт грубо нарушил это правило. Его сонеты скорее можно отнести к постмодерническому направлению. К этом и заключается талант и необычность Бродского. Он умел объединить классику и современность.

Композиция

По правилу классического сонета «Я вас любил» написано в 14 строк. Это приближает произведение к классике. Но, грубо нарушая правила, поэт делит стихотворение на отрезки по семь строк.

«Я вас любил» делится на четыре части:

  • Тезис
  • Антитезис
  • Синтез
  • Развязка

Рассматривая каждую часть, можно четко увидеть нарушения канонов сонета.

  1. В первой части завязывается сам сюжет и задается тон произведения
  2. Вторая часть показывает конфликт, разъясняет действия героя
  3. Третья часть повествует о принятии твердого решения и ясного выхода их конфликта. Герой решил перестать бороться за свою любовь
  4. В третьей части нет философского заключения. В ней дается разъяснение конфликта и действий героя.

Образ героя стихотворения

Не следует забывать, что в стихотворении обращение идет не к живому человеку, а к статуе. Слова героя резки и беспощадны. Но герой Бродского – это особенный человек. Он не согласен с общеустановленными правилами.

В образе лирического героя воплощены мысли и взгляды самого автора. Слова «сверлит», «застрелиться», «хруст» слышатся скорее революционными, чем нежными и лирическими. В образе героя поэт скорее показывает не характер, а личность героя, готового на все, даже «застрелиться».

Тема, идея и настроение стихотворения

Стихотворение написано о любви. Но, по мнению автора, настоящая любовь не может иметь счастливого конца. Она всегда заканчивается разлукой. Вот одно его высказывание:

«Любовь- сильней разлуки, но разлука сильней любви»

Какая основная тема стихотворения? Любовь не может быть счастливой. Герой ненавидит возлюбленную после расставания. Да и можно ли любить статую. Такие злые и жестокие слова можно сказать только мрамору.

Основная идея этого стихотворения – это горькая, безответная любовь. Муки и страдания героя выражены очень жестко: «сверлит мои мозги», «все разлетелось к черту на куски».

Сколько боли! Герой делится о своих страданиях и способах борьбы с этим недугом. Даже виски пробовал пить.

За основу своего сонета Бродский взял одноименное стихотворение Пушкина. Но сколько отличий между этими произведениями. Кисейная нежность Пушкина и жестокая правда Бродского. Это отличается как небо и земля. Прощание со своей возлюбленной у двух героев в корне различно. Пушкинский герой оставляет в своей памяти образ нежного существа, богини. Герой Бродского уходит с ненавистью.

Темы соседних сочинений

← Наполеон↑ ТютчевНе говори →

Художественно – выразительные средства «Я встретил Вас — и все былое…»

hudozhestvenno-vyrazitelnye-sredstva.jpg

Интересен и лексический строй тютчевского стихотворения «Я встретил Вас – и все былое…».

Так, сам стихотворный тютчевский шедевр читать очень легко, настроение создается легкое и светлое. Изменения в душе героя передают такие слова, как весна веет, время золотое, нежное упоение, теплое очарование, а грусть у лирика тоже особенная. Она и вековая, и поздняя. Использует поэт-философ и возвышенную лексику. Особенное место занимают глаголы, которые передает легкое и быстрое движение души: заговорила, встрепенулась, ожила. Использование глаголов позволяет нарисовать образ ветерка, легкого и воздушного, дуновение которого пробуждает силы для движения и преображения.

В тексте преобладает большое количество художественно-выразительных средств, которые как раз и позволяют передать всю глубину чувств основного персонажа. Используется следующие виды троп:

★ Метафоры и олицетворения: сердце у лирика ожившее, но такое, что ему от воспоминаний становить тепло, а жизнь у поэта — философа заговорила. ★ Сравнения: встреча у лирика произошла так, как будто разлука у них была вековая.

★ Эпитеты: поэт называет время золотым, разлука у него становится вековой, а к женским чертам, которые он узнает и которые ему так дороги, подбирает эпитет милые.

★ Инверсия: поэт меняет местами подлежащее «звуки» и сказуемое «слышнее стали». «Дни», а на первое место выносит сказуемое «бывают».

★ Анафора: в последней стихотворной строке повторяются первые слова, что позволяет выделить те части, где больше эмоций.

Интересен и звуковой строй стихотворного произведения. Используются следующие средства выразительности, как:

• Ассонанс: повторяются звуки о и э. • Аллитерация: использует повтор мягких звуков н и в, а также р.

Это придает всему стихотворению легкость и напевность, которую можно сравнить со свежестью легкого ветерка. Душа человека начинает возрождаться и эти этапы оживления читатель может видеть. В композиции пять строк, которые отражают пять этапов переживаний героя, от первого впечатления после встречи и до полного пробуждения чувств.

Читайте также:  Творчество Игоря Северянина. Анализ стихотворений методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Рифма в тютчевском стихотворении точная, перекрестная. Так, интересна первая и третья строки, которые относятся к женской рифме, а вот вторую и, соответственно, четвертую можно отнести к мужской. Среди разных конструкций предложений встречается одно восклицательное, и в нем же употребляется многоточие. Самое стихотворение написано двусложным размером – ямбом.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я встретил вас — и все былое.История создания – стихотворение было написано в 1870 году, когда Тютчеву уже исполнилось 67 лет, это один из примеров произведений о любви.

Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки.

Композиция – линейная, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с когда-то любимой им женщиной, сравнивает ее с кратковременным ощущением весны поздней осенью, описывает свои чувства, приходя в конце концов к осознанию, что все это – истинная любовь.

Жанр – точки зрения исследователей расходятся в вопросе о жанровой принадлежности: некоторые склонны относить это стихотворение к оде, другие – к элегии.

Читайте также:  Краткий анализ стихотворения Пушкина «К морю» по плану

Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, используется точная, мужская и женская рифмы, причем последние чередуются, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Эпитеты – “в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”.

Гипербола – “Как после вековой разлуки…”.

Олицетворения – “…все былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”.

Метафоры – “весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.

Аллитерация – повторение звуков “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п”.

Ассонанс – повторение гласных звуков “о”, “а”, “е”.

Анафора – “Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”.

Градация – “Бывают дни, бывает час…”.

Текст стихотворения

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Произведение с драматичным и торжественным названием «Во глубине сибирских руд» – плод размышлений автора над историей. Александра Сергеевича вдохновляли и глубоко трогали события, связанные с декабристским движением. Сегодня поэзия входит в школьную программу по литературе для 9-го класса. Далее мы проанализируем историю написания произведения, тематику и композицию, а также художественные средства.

История создания стиха

Литературные критики единогласно подчеркивают связь пушкинской поэзии с общественными движениями XIX-го века. Год «рождения» произведения – 1827-й. Александр Сергеевич тесно общался с кругом декабристов. Поэт чудом избежал страшной участи – сибирской ссылки. Цель стихотворения – поддержать друзей, которые придерживались оппозиционных взглядов, и получили за это наказание.

Литературоведы отмечают, что в пушкинском произведении “Пора, мой друг, пора” чувствуется некий судьбоносный прогноз. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого стихотворения

Событие, которое вдохновило писателя на создание анализируемой поэзии, произошло в 1825-м году. Произведение, начинающееся фразой «Во глубине сибирских руд», – не единственное, где поэт упоминает общественные потрясения в России начала XIX-го века. Среди бедняг, отправленных в ссылку, числилось много друзей знаменитого гения. Что такое сибирская ссылка в пушкинские времена? Это наказание воспринималось путешествием на другой конец мира, откуда почти невозможно возвратиться домой. Декабристы – это такое же потерянное поколение, как и молодые люди, пережившие мировую войну. Александр Сергеевич старался приободрить товарищей, показать, что помнит и волнуется о своих друзьях.

Краткий исторический экскурс

Царскосельский лицей, в котором обучался будущий великий поэт, породил множество тайных братств. Сообщество, куда вступил Александр Сергеевич, сохранялось, пока жили его участники – бывшие лицеисты. Каждый год в октябре, 19-го числа, объявлялись сборы выпускников Лицея. Для каждой годовщины Александр Сергеевич писал отдельное произведение.

Во глубине сибирских руд

Декабристский мятеж 1825-го года стал большим ударом для Пушкина. Среди восставших числились и бывшие лицеисты, коллеги писатели – Кюхельбекер и Пущин. Кроме этих людей, против власти бунтовали и другие друзья Пушкина. Однако товарищи не посвятили Александра Сергеевича в свои планы. Поэт неоднократно вступал в конфликты с властями, за что периодически страдал. Поэтому друзья решили оградить поэта от грядущих проблем.

Пушкин и движение декабристов

В контексте анализируемого произведения следует детальнее взглянуть на роль Александра Сергеевича для общественных движений в Российской империи этого времени. Русская литература пушкинской эпохи часто поднимала проблемы цензуры, свободы, оппозиционных общественных движений. Творчество великого русского гения тоже коснулось этих проблем. Свобода – тема, которая заняла почетную роль в пушкинском наследии. Декабристские архивы сохранили произведения Александра Сергеевича, потому что поэт активно поддерживал опальных молодых людей. Сам писатель тоже пережил наказание: ссылку, ведь автора вынудили отправиться в Михайловское, а потом – на юга. Это произошло в 1825-м году.

В произведении Александра Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» слышится библейское эхо. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого стихотворения. 

Приговор для участников декабристского движения вынесли в следующем году, в 1826-м. Писатель хорошо знал этих людей: Кюхельбекера, Рылеева, Муравьева и других. Сначала опальных сторонников свержения режима собирались казнить. Позже страшный приговор заменили на более мягкое наказание: ссылку и каторгу.

Возвращение поэта из ссылки

Александр Сергеевич «отделался» относительно удачно. Уже в 1826-м году писатель возвращается в родные края – сначала поэта ждала Москва, а потом – Петербург. Поэт не отвернулся от товарищей, старался поддерживать и оправдывать деятельность декабристов. Автор встретился с императором (при власти тогда находился Николай Первый). Но разговор с самодержцем не убедил литератора бросить товарищей. Над Пушкиным тяготела угроза очередной ссылки, однако поэт все равно отправлял послания в Сибирь. Так к оппозиционерам доходили запретные письма русского гения.

Дальнейшая судьба поэзии

Мечта писателя исполнилась: Александру Сергеевичу удалось передать свое послание товарищам в Сибирь. В роли «курьера» выступила супруга декабриста Муравьева – Александра. Пушкинское произведение не издавалось, пока автор оставался в живых. Цензура не пропускала поэзию к публикации, это было слишком рискованно и для самого поэта. Резкое содержание фраз пугало властей. Это не помешало стиху обрести широкую известность и популярность в народе. Произведение переписывалось от руки, передавалось в виде списков и обрело свое символическое значение для декабристского движения.

Первый вариант пушкинского произведения разместили на страницах семейного альбома княгини Ростопчиной. Впоследствии писатель внес в поэзию некоторые изменения: в частности, изменились вторая и третья части произведения. Автор привнес в поздние версии поэзии больше позитивных настроений, мотивы надежды, любви и дружбы. Сибирским товарищам литератора «досталась» как раз вторая версия произведения.

Тематика произведения

Русский литератор воздает памятную дать людям, очутившимся в сибирской ссылке. Плененные декабристы надеялись на помилование, на получение свободы. Но история показала, что правящие круги проявляют жестокость и строгость в отношении инакомыслящих людей. Декабристов постигла печальная участь.

Во глубине сибирских руд
Центральное место в пушкинском творении занимает желание сохранить память о временах декабристского движения и его участниках. Косвенно автор обращается к теме важности дружеской поддержки в трудный период жизни. Писатель доносит до своей аудитории мысль о необходимости крепкой надежды на лучшие времена, на свободу.

Мотив свободы

Тему свободы затрагивал не только Александр Сергеевич. Этот мотив был также близок Лермонтову. Физическая свобода – это только половина дела. Человек не ощущает себя полностью свободным, если не может без страха тюрьмы выражать свои мысли. Заключение в темницу – страшное наказание для людей. Лишение свободы высасывает из человека радость, способность к веселью. Единственный шанс вернуть утраченный свет души – это обретение надежды на спасение от темницы.

Свобода – как тема и мотив – встречается во многих пушкинских произведениях: «Арион», «Стансы», Пророк» и т. д. Но именно в анализируемой поэзии наиболее громко звучат о мужестве, храбрости, героизме и жертвенности. Мотив свободы воплощается во фразах о «каторжных норах», «мрачных затворах», «свободном гласе» и т. д. Александр Сергеевич даже получил ответ на свое лирического письмо – от коллеги, поэта и тезки Александра Одоевского. В этом ответе содержались слова, которые превратились в кредо будущих революционеров. Одоевский выступил пророком, сказав, что пламя загорается из искорок.

Нравственные мотивы

Пушкинский шедевр отличается мощным нравственным посылом и возвышенностью стиля. Торжественный характер произведения обеспечивается словами, которые выделяются заглавной буквой: «Надежда», «Несчастье», «Свобода», «Любовь» и т. д. Бунтарей против существующего общественного строя лишили, прежде всего, чести, человеческого достоинства и поддержки со стороны родных и близких людей. Александр Сергеевич пытается вернуть товарищам утраченные ценности – хотя бы добрыми словами. К сожалению, пушкинские предсказания и пожелания не сбылись: лишь немногие повстанцы получили амнистию и вернулись домой. Это случилось через 25 лет после восстания. Бывшие каторжники потеряли здоровье, вдохновение, молодость, силы, титулы и дворянские привилегии. Большинство декабристов умерли в ссылке.

Образ Сибири

Александр Сергеевич знакомит своих читателей с истинной сутью Сибири. Бунтарей в этих суровых краях спасет лишь терпение и личностное достоинство. Образ «сибирских руд» отсылает к невероятной заброшенности Севера. В ту эпоху Сибирь оставалась российском колонией, ключевым сырьевым источником. Образованные люди представляли Сибирь краем, куда не ступала нога цивилизованного человека. Аристократы-декабристы ужасались Севера. Интеллектуалам здесь жилось тяжело.

Пушкин ободряет пленников, напоминая о том, что великие усилия принесут плоды – в будущем. Поначалу участников восстания осуждали, однако следующие поколения поддержали начатое декабристами дело. Провал мятежа обуславливался неподготовленностью плана, отсутствием координации действий участников. Роль декабристов – подать пример будущим поколениям, последователям, борцам за справедливость.

Идея стихотворения

Содержание произведение тесно связывается с мотивом свободы. Фигура автора сливается с фигурой героя. Аудитория, адресаты пушкинской поэзии – люди, находящиеся в сибирской ссылке. Заточение для литератора – страшная кара. Пленение друзей Александр Сергеевич воспринимает так, как собственное лишение свободы. Впрочем, автор произведения прямо не говорит, что именно его связывает с адресатами поэзии. Перед читателем предстает коллективный образ человека, протестующего против системы. «Глубина сибирских руд» поглощает бунтарей, но не ломает их дух. Однажды поступки и мысли пленников принесут свои результаты.
Цель писателя – ободрить пленников, дать надежду сибирским каторжникам. Надежда озаряет даже самые мрачные подземелья. После мрака в жизнь людей обязательно приходят любовь и дружба. Плен – это временное состояние, однажды люди избавятся от оков. Бунтари, освободившись от заключения, вернутся к борьбе за права и свободу. А товарищи, оставшиеся на воле, окажут в этом благородном деле поддержку.

Композиционные и жанровые особенности поэзии

Пушкинский шедевр условно делится на несколько частей:

  • первая часть посвящается истории о терпении, надеждах и бедах сосланных в Сибирь людей;
  • вторая часть предсказывает пленникам возможность освобождения из заключения.

Композиция

Далее следует поговорить о композиционных особенностях произведения детальнее. Формальная структура поэзии – четыре четверостишия. Первая часть поэзии – это изображение благородных борцов за свободу, которые оказались в сибирском плену. Вторая часть – это отображение высоких устремлений, помыслов пленников. Писатель уверен, что товарищей ждет скорое освобождение. В первой части – это мрачное настроение. Во второй части же слышатся радостные, возвышенные ноты.

Пророчество финальной части

Произведение завершается пророчеством. Александр Сергеевич предвидит скорое падение самодержавного режима. Писатель желает долгожданного освобождения сибирских каторжников. Автор ведет себя очень смело, ведь называет своих товарищей, томящихся в заключении, «братьями». Литературные критики не делают однозначных выводов касательно позиции самого Пушкина. Неизвестно, насколько Александр Сергеевич верил в собственные пророчества. Более распространенное мнение: автор просто искренне пытался вдохновить и поддержать плененных собратьев.

Во глубине сибирских руд

Пушкинские желания не сбылись, и после подавления декабристских выступлений в Российской империи настал период радикальной реакции. В этот период усиливалась цензура, контроль за населением. Вероятно, власти закрывали глаза на попытки Пушкина вмешаться в историю декабристов. Александра Сергеевича спасала репутация великого русского поэта, литературного гения. Реакция сделала свое «грязное дело»: попытки свергнуть царизм в России на долгое время прекратились. Но цель Пушкин все-таки достиг: поэт подарил сибирским бунтарям надежду.

Жанр

По жанру анализируемая поэзия относится к посланиям. Поэт фактически пишет письмо, облекая мысли в лирическую форму. Александр Сергеевич обращается к старым друзьям, добрым товарищам, которые оказались в беде. Автор показывает, что не забыл о дорогих для него людях и желает им лишь добра.

Автор пользуется четырехстопным ямбом. Пиррихий, который чувствуется в пушкинской лирике, позволяет автору строить своеобразные ритмические узоры в поэзии. Писатель выбирает для своего шедевра перекрестную рифмовку – для первого катрена, а для всех других частей – кольцевую. В поэзии мужские рифмы чередуются с женскими. Произведение отличается плавными переходами между частями. Эти переходы отражают перемены настроения автора. Каждый катрен продолжает содержание предыдущего четверостишия.

Любимые герои

Читателей и слушателей сервиса также спрашивали, как они относятся к Пушкину, за что ценят его творчество и кто из героев нравится им больше всего. Более 98% опрошенных ответили, что знакомы хотя бы с одной книгой Пушкина, 74% регулярно перечитывают его тексты, а 68% считают поэта самым значимым отечественным автором.

Любимым героем респонденты назвали Евгения Онегина (37,9%). Далее идут Татьяна Ларина (31,5%), главный герой романа "Капитанская дочка" Петр Гринев (30,54%), Владимир Дубровский (24,2%) и сказочная героиня Белочка из "Сказки о царе Салтане", которая "песенки поет да орешки все грызет" (17,6%).

Пушкин за рубежом

Данные о прослушивании произведений Пушкина в России и мире за последний год представил также международный сервис аудиокниг Storytel. По его данным, именно Пушкина озвучивают чаще других поэтов и писателей.

"Если обратить внимание на все произведения в категории "Поэзия", то "Евгений Онегин" находится на втором месте по популярности. Опережает его только "Божественная комедия" Данте Алигьери. Среди русских классиков в аудиоформате у него больше всего произведений в разных исполнениях. С ним по количеству произведений конкурируют только Антон Чехов и Федор Достоевский", - сообщили ТАСС в Storytel.

Больше всего Пушкина слушают в Турции, Мексике, Швеции, Норвегии и Индии, однако в целом за рубежом отдают предпочтение Льву Толстому, Федору Достоевскому и Михаилу Булгакову.

Самые популярные произведения в аудиоформате в мире - "Скупой рыцарь", "Каменный гость" и "Моцарт и Сальери", именно их больше всего слушает турецкая аудитория Storytel. Мексиканцы и испанцы отдают предпочтение "Капитанской дочке" и "Пиковой даме". На английском языке самым популярным произведением стал "Евгений Онегин". Его слушают в Швеции, Норвегии, Финляндии, Болгарии и Польше.

Самым популярным произведением Пушкина в аудиоформате в России уже много лет подряд является "Евгений Онегин", сообщили в сервисе аудиокниг. На втором месте по прослушиваниям - "Капитанская дочка". Третье место занимает "Дубровский".

Текст стихотворения

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

«Буря мглою небо кроет» – этими словами начинается пушкинская поэзия Александра Сергеевича под названием «Зимний вечер». Ярко и образно описывает он снежную бурю, которая «мглою небо кроет», подобную его внутреннему состоянию безысходности и событиям, которые разворачиваются в его жизни. Именно так чувствует себя литератор, доведенный до отчаяния несвободой и вынужденным домашним арестом в Михайловском.

История создания произведения

История написания стихотворения важна для лучшего, полного понимания его сути. Строки «Зимнего вечера» родились в 1825 году. В этот период поэта приютили стены родового поместья, Михайловского, куда литератора отправили после южной ссылки. Яркие краски юга резко сменились серыми унылыми тонами. Связь с друзьями, как и любая деятельность, находилась под жестким надзором. Публикация пушкинского шедевра состоялась в 1826 году, его строки стали афоризмами, что говорит о его популярности.

Атмосфера пушкинских стихов

Описывая стихию, которая, «то плачет, словно ребенок, то воет диким зверем», автор передает перепады собственного настроения, изменяющегося от детской беспомощности до яростной звериной злости человека, над которым совершено насилие, попрана его свобода. Ураган, что свирепствует извне – аналог могущества государственной системы. Ее сила, подобно торнадо, сметает все на своем пути без разбора. Она преследует одну цель – защитить свою власть.

Контрастность произведения

Противостоит этой мощи убогая нищая лачуга. Ее прообраз – растерзанная душа поэта. Разве может маленький человек противостоять машине общественного строя? А рядом кто? Кто друг? Безграмотная старушка. И все же жизненная сила бессмертна. Она превосходит ущербные состояния и возрождает себя.

Страдания наградили автора и героя способностью переосмыслить и двинутся дальше по жизни, прокладывая новой, свой путь. Внутри жалкой лачуги тепло и уютно. В действительности есть все для счастья и больше – ценное и дорогое сокровище, которое не продается и не покупается. Его можно получить только в дар.

Это мудрость человеческого опыта, накопленная поколениями. Носителем этого бесценного богатства является няня. Кто автор знаменитых пушкинских сказок? Поколения предков русского народа. Там, под крышей ветхого дома зрел и обретал силу великий гений Пушкина, непревзойденный и сейчас.

Истоки пушкинского вдохновения

Внутреннее состояние поэта не позволяет ему замечать и воспринимать красоту окружающего мира. В действительности, после ссылки, воспоминания об этом времени согревали душу Александру Сергеевичу. Он говорил, что период уединения необычайно поднял дух творчества.

Произведение, начинающееся фразой «Во глубине сибирских руд», – не единственное, где Александр Пушкин упоминает общественные потрясения в России начала XIX-го века. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого стихотворения

Позже Пушкин приезжал в Михайловское за этим ощущением вдохновения и внутреннего покоя. Не удивительно, ведь здесь его всегда ждали и были рады видеть. Но сейчас, в моменте потерянности, когда все его верования вдруг оказались ложью, существо поэта поглотила боль. Мир, который он знал, неожиданно разрушился. Казалось бы, ничто не предвещало «бури», разыгравшейся в его жизни.

Буря мглою небо кроет

Но, как известно, ничто не происходит случайно. С одной стороны представляется, что грозный ветер нагрянул и сломал устои прежней беззаботной жизни, отношения в семье Пушкиных. «Злобный, воющий как зверь нежданный гость», ворвался и отнял святое – любовь близких. С другой стороны, «гость» оказал услугу, сорвал маски. «Морозный холод» протрезвил. Как никогда прежде прояснилось, что по-настоящему близкие люди не по крови, а по духу. Этим родным человеком, его истинной семьей оказалась необразованная, простолюдинка.

Образ кормилицы

Не сразу юный литератор смог принять ее как равную. Воспитание и правила, принятые в обществе накладывают печать на образ мышления, преодолеть которую практически не возможно. Но Пушкину повезло. То, что изначально было воспринято им как великая беда, в последствии вспоминается как приятный опыт. Стресс и последовавшее за ним состояние депрессии, которые были пережиты и прочувствованны каждой клеточкой его существа, помогли преодолеть кастовые предрассудки. Красной линией сквозь творчество великого русского гения проходит она – обычная крестьянка.

Буря мглою небо кроет

История сохранила образ Арины Родионовны, пушкинской кормилицы, которая преданно и бескорыстно заботилась о будущем гении литературы. Длинные снежные вечера скрашивала няня сказками и песнями, сидя за веретеном. И тогда отступали печали, и сердцу становилось веселей. Образ любимой старушки и доброй подруги его бедной юности запечатлен в произведениях поэта не просто так. В самое тяжелое время жизни для Пушкина она по-настоящему искренне поддерживала его, стала единственной опорой. В то время как семья не оправдала надежд. Родные люди отвернулись, обратились в судей и надзирателей.