Стих пушкина хоть убей следа не видно

Отрывок стихотворения «Бесы»

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

Анализ стихотворения «Бесы»

Осенью 1830 года Пушкин приехал в Болдино улаживать имущественные дела перед женитьбой и надолго остался там из-за холерных карантинов. Тогда и было написано стихотворение «Бесы».

Стихотворение построено на множестве повторов разных уровней: композиционных, лексиче­ских, звуковых.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Это четверостишие повторено трижды, оно звучит лейтмотивом стихотворения и делит его на три композиционных отрезка. Первые две части — по три восьмистишия каждая; последняя часть гораздо короче и состоит из одного восьмистишия. Многочисленные повторы прекрасно пе­редают круговое движение снежных вихрей. Постоянно повторяются образы кружения, мутного освещения, мглы, сбивающие с толку.

Второе четверостишие возвращает взгляд на землю при помощи чисто фольклорной реплики: «Еду, еду в чистом поле…» Со второго восьмистишия появляется бес. В появлении своем он про­ходит как бы несколько ступеней, становясь все более и более реальным. Сначала ямщик выска­зывает предположение: «В поле бес нас водит, видно…». Затем он придает воображаемому бесу все более и более осязаемые черты:

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вот — теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой.

Присутствие нечистой силы нарастает. Следом за суеверным ямщиком почуяли неладное кони:

Кони стали… «Что там в поле?» — «Кто их знает? пень иль волк?»

Автор постоянно акцентирует внимание на дороге, на конях, на колокольчике, подчеркивает, что путники сбились с дороги, заблудились, им страшно. В тот момент, когда «кони снова понеслися», наступает кульминация: бесы приобретают вполне реальные черты, теперь их видит не только ямщик, не кони, а сам седок, обозначенный лирическим «я». С этого момента земля в стихотворении совсем исчезает и начинается вакханалия, шабаш:

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Образ бесов вводится здесь целым комплексом средств, обрушивается, как настоящий обвал. По­следняя строфа вновь возвращает читателя к началу стихотворения, заставляя по-другому взглянуть на ту же картину. Тучи параллельны бесам, напрямую связаны с ними.

Мчащиеся тучи оказывают­ся мчащимися бесами. Невозможно понять, кто есть кто. В результате резко ослабевает реальность и тех, и других:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

В «Бесах» изображен символический образ мира, сбившегося с пути, и состояние души, охваченной трагическими страстями. С первых же строчек читатель погружается в стихию тоски и тревоги, жутких предчувствий (образ кружения, снежного вихря, бесконечного, бесовского кру­говорота метели — эти мотивы помогают воссоздать картину мира, сбившегося с пути).

В «Бесах» воплощена своеобразная иерархия зла, многоликость враждебных стихий, опутавших личность и сбивающих с пути Россию.

Сочинение по стихотворению Бесы

Стихотворение «Бесы» — одно из самых известных стихотворений солнца русской поэзии. На первый взгляд оно рассказывает о путнике, попавшем во вьюгу. Из-за жуткой атмосферы ночной непогоды ему чудятся бесы, и, кажется, на этом смысл произведения заканчивается. Но мог ли столь простой сюжет пронести себя через века? Разумеется, нет. «Бесов» следует читать между строк.

Изначально стихотворение называлось «Шалость», и, возможно, было простой зарисовкой о проказах нечисти. Но события жизни поэта, отклик которых в его работах критики находили не единожды, повлияли на смысл.

Отклик с мотивами произведения нагляден. Поэта преследовали та же жизненная необходимость и вместе с тем невозможность выбраться из западни, чувство безысходности, страха, нервное напряжение, граничащее то ли с яростью, то ли с безрассудством. Происходящее со временем «закрутило» значительно больше, чем могла бы просто «шалость», и главным в стихотворении стали эти самые бесы жизни автора, повлиявшие на название стиха.

Помимо бесов мы видим ещё одно зло – вьюгу, собственно, заставившую путников остановиться и вызвавшую появлению бесов. Сама вьюга на протяжении всего произведения только «слипает очи» (в самом начале, до упоминания бесов), «злится» и «плачет» — о ней говорится всего три раза. Не дают увидеть дорогу, дуют в лицо, сбивают с ног лошадей, кружатся повсюду бесы, по сути, вьюга передаётся через них.

Этим автор подчёркивает символичность проблемы путников – она не в погоде, она в бесах. А вьюга безОбразна, безмолвна, разве что звук плача ей присвоен, да и того в реальной, неодушевлённой вьюге не услышишь, её самой будто бы и нет, только страхи заполонили всё пространство и кружат путника и ямщика.

Впрочем, читателя «кружит» ещё кое-что – кольцевая композиция произведения. Начальное четверостишье повторится в середине, станет предпоследним, зацикливая историю и разделяя её на две симметричные части. В первых четверостишьях симметрия построчна, во вторых бесы мешаются путникам, в третьих предстают перед нами во всей красе. Читатель вместе с персонажами «ходит кругами», проникаясь атмосферой вьюги.

Значение образа бесов, вьюги хорошо прослеживаются, если узнать об истории написания. Но служат ли образами дорога, путник, ямщик, колокольчик, кони или же это способ встретить нас с бесами? Путник в дороге, скорее всего, подразумевает человека на своём жизненном пути. Ямщик проводник между реальным миром и миром потусторонним, он сказал, что бес водит в поле, после чего воображение поэта заполонили образы.

Ямщик в принципе выполняет функцию проводника из одной точки в другую, к тому же, дорожные песни были чуть ли не единственной точкой соприкосновения дворян с фольклором, откуда явились бесы.

Колокольчик издревле служит оберегом от нечистой силы, и он впервые появляется непосредственно перед тем, как путнику становится страшно, после перестаёт звенеть в момент наибольшего напряжения – когда «пень иль волк», или, возможно, та самая нечистая сила показалась совсем близко в поле. Как только кони понеслись, унося от опасности, колокольчик зазвучал, оповещая о своей защите.

А вот кони, видимо, не являются метафорой. «Коням, барин, тяжело», «толкает одичалого коня», «колокольчик вдруг умолк; кони стали», «вьюга злится, вьюга плачет; кони чуткие храпят» — самостоятельно кони не фигурируют. С ними что-то делают, о их звуках вспоминают в противопоставлении с вьюгой, даже останавливаются они из-за молчания колокольчика, а не наоборот. Единственный эпитет – «чуткие» — весьма распространён по отношению к коням.

Итак, стихотворение «Бесы» имеет глубокий смысл – противостояние человека жизненным трудностям в целом, не только непогоде, страх перед ними, неуверенность в своей победе. Александр Сергеевич так чётко выразил свои переживания через образы, что стихотворение ценится по сей день.

Краткий анализ стиха «Бесы» А. С. Пушкин

Стихотворение Бесы – это уникальное произведение, которое было написано Пушкиным в 1830 году. Здесь мысли поэта сплетаются с философскими идеями. Литературоведы относят этот стих к лучшим произведениям философской лирики.

  • История создания – написано стихотворение в один день, 7 сентября 1830 года, в Болдино, том самом пушкинском имении, где было создано так много его знаменитых произведений. Оно стало первым, написанным в знаменитую Болдинскую осень.
  • Тема – вера в возможности человека, в его умение противостоять жизненным трудностям.
  • Композиция – симметрично кольцевая, создаваемая повторяющимся четверостишием, которое делит произведение на три части.
  • Жанр – лирическая баллада.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.
  • Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.
  • Метафоры – “мчатся бесы рой за роем”, “Визгом жалобным и воем надрывая сердце мне”, “в мутной месяца игре”.

Смысл названия и проблематика кроются в событиях, которые стали поводом для появления стихотворения. Дело было в 1830 году, когда Пушкин был помолвлен с Натальей Гончаровой. Их свадьбе постоянно что-то мешало. Она переносилась снова и снова.

Стихотворение Пушкина Бесы – анализ по плану

Вариант 1

История создания

История создания этого произведения начинается еще в мае 1830 года, когда поэт сделал предложение своей будущей жене Наталье Гончаровой. Несмотря на согласие невесты и ее родителей свадьба все откладывалась: сначала готовилось приданое, без которого девушку не хотели отпускать замуж, потом неожиданно умер дядя Пушкина. А в начале сентября поэту пришлось отправиться в Большое Болдино, решать имущественные вопросы.

Пушкин прибыл в свое имение 3 сентября и не планировал пробыть там долго, однако его отъезду помешала холера. Стихотворение “Бесы” написано 7 сентября, когда Пушкин еще не знал, что ему придется задержаться. Он был раздражен и встревожен, поскольку упускал свое любимое творческое время – осень.

Известие же о холере, которое пришло позже, не испугало, а обрадовало его. Сама атмосфера опасности очень волновала поэта, и он имел предлог для того, чтобы спокойно творить. Впоследствии именно этот период будет назван знаменитой Болдинской осенью.

Сообщив невесте, что ему придется остаться в Болдино на неопределенный промежуток времени, Пушкин полностью отдается творческому порыву, сделав этот период самым продуктивным в своем творчестве. Но начиналась “Болдинская осень” именно с “Бесов”.

Тема

С одной стороны, Пушкин использует в стихотворении мистические образы, которые делают его похожим на лирическую балладу: это классическое путешествие в буран, когда путник заплутал потому, что его водят бесы. Выразителем мысли о бесах выступает представитель народа, ямщик, что дополняет историю фольклорным элементом. На самом деле тема стиха несколько иная – поэт иносказательно показывает тяжелое положение русского народа, которого дворяне (“бесы”) водят по кругу, не давая выбраться на свободу.

Композиция

Композиция стихотворения трехчастная, причем сюжет закольцовывается в конце каждой части с помощью повторяющегося фрагмента.

Первая часть – это описание ненастья, которое. по мнению ямщика, вызвано бесом – он кружит путников, желая свести их с дороги в поле. Мистическая составляющая усиливается и во второй части, где и сам путник как будто видит бесов, кружащих вокруг.

Третья часть разъясняет символический смысл произведения: путник не желает иметь ничего общего с бесами, отстраняется от них, точно так же, как и сам Пушкин отстранялся от власть имущих, будучи по праву рождения одним из них. Это главная мысль произведения, которая выражается через переживания лирического героя. Сравнение бесов и дворянства проявляется в последнем восьмистишии особенно явно.

Жанр

С одной стороны, это классическая лирическая баллада, наполненная фольклорными мотивами. С другой, символическое содержание приближает стихотворение к такому жанру, как философская лирика. Таким образом, его можно назвать балладой с философскими элементами.

Такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, использован Пушкиным неслучайно – он достаточно характерен для балладного звучания. Перекрестная рифма в сочетании с восьмистишием делает композиционное деление более явным.

Средства выразительности

Для того, чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует следующие средства выразительности:

Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.

Метафоры – “мутно небо”, “ночь мутна”, “вьюга плачет”.

Бесовской разгул, надрывающий душу, передается также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.

Вариант 2

Стихотворение «Вновь я посетил» написано Пушкиным в предпоследнюю в его жизни поездку в Михайловское, в сентябре 1835 года. Следующий приезд поэта в деревню был связан с печальным событием —  похоронами матери. А через полгода и гроб с телом самого Пушкина был привезен в родовое поместье к месту последнего приюта на Святых Горах.

Главная тема стихотворения 

Поэта связывали с Михайловским детские воспоминания и два года ссылки, с июля 1825 по сентябрь 1827 года, которые пришлись на пору юношества. Одиночество, удаление от привычного образа жизни были тягостны для Пушкина, хотя и дали ему бесценный опыт творчества, переосмысление жизненных установок, взросление, становление, как личности.

Утешением в ссылке для Пушкина стала его няня, под «кропотливым надзором» которой он чувствовал любящую, сострадательную заботу. Теперь «старушки нет – уж за стеною не слышу я шагов ее тяжелых». Воспоминаниями о годах изгнания, печалью от потери близкого человека объясняется тот мотив грусти, которой наполнены первые строки стихотворения.

Произведение тематически можно поделить на три части. В начале поэт предается воспоминаниям о прошедшем времени. Он грустит о няне. Вспоминает, как «сиживал недвижим и глядел на озеро», сравнивая его с южным морем, где был еще недавно так счастлив.

Видя три сосны у дороги, он замечает изменения, произошедшие за годы его отсутствия – в тени их крон растут молодые деревья. Мысли поэта возвращаются в сегодняшний день, ему посвящена вторая часть.

Сегодня Пушкин – отец большого семейства и это для него отрадно знать. В композиции трех сосен он видит, что одна сосна стоит в отдалении от двух других, вокруг нее не растет молодая поросль. Она — «как старый холостяк», отмечает поэт.

Третья часть – гимн новой жизни. Поэт освобождается от грусти и приветствует «племя младое, незнакомое». Течение времени принимается им, как естественная закономерность жизни. Он принимает перемены, которые происходят с ним и с миром вокруг него.

Структурный анализ стихотворения 

Произведение строится, как записанные на бумагу в ту минуту, когда возникли, размышления. Ощущению непосредственности происходящего служат многоточия в начале и других местах текста. Как будто бы поэт выхватил мысль из череды других и перенес ее на бумагу.

Строки не имеют рифм, многие слова и образы приближены к разговорным формам. Использование торжественной манеры пятистопного ямба говорит о значимости для поэта мыслей, которые звучат в произведении.

Искренность и непосредственность поэтического повествования, которые поэт хочет передать читателю, требуют скупого использования эпитетов. Их в стихотворении немного, но применяются они всегда к месту. «Унылый невод», которым управляет рыбак, создает ассоциацию с образом старца Харона, перевозящего пойманные души умерших через Лету. «Зеленая семья» подсказывает читателю, что размышляет здесь поэт и о своей семье.

Сердце главного героя, жаждущего для народа лучшей жизни, мучается при виде праздности высшего света. Он понимает, что высший свет – это «игра бесов». которые готовы погубить кого угодно забавы ради. Лирический герой – изгой, который поневоле принадлежит правящей касте, но не хочет более соприкасаться к ней, зависеть от нее.