Стих пушкина туча о чем это стихотворение

Содержание

История создания

История создания этого стихотворения тесно связана с тем, какую мысль Пушкин хотел передать читателям. Существуют две точки зрения:


  1. Первая заключается в том, что Александр Сергеевич выразил этим стихотворением душевное состояние в определенный эпизод своей жизни, чего мы не можем точно утверждать. На следующий день после написания, а именно 14 марта, поэту необходимо было попасть к начальнику Третьего Отделения А. К. Бенкендорфу, на приеме у которого должна была решиться судьба его собственной газеты. И Пушкин перенес тяжесть своего груза на такую же тяжелую тучу. 
  2. Вторая точка зрения связана с десятилетием со дня восстания декабристов. Предположения можно построить, исходя из словосочетаний: «рассеянная буря» подразумевает декабристов, «таинственный гром» и «дождь» — идеи декабристов, а общество упоминается в качестве «алчной земли». 

Несмотря на то, что 1834-35 годы не отмечаются в биографии поэта как плодотворные, стихотворение «Туча» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в «неплодотворном» 1835 году.

Жанр, направление, размер

  • Жанр лирического стихотворения относится к пейзажной лирике. Некоторые литературоведы и читатели относят его к философской лирике, видя в туче символ воспоминания о декабристском восстании.
  • Невзирая на то, что в этот период творчества Пушкин начинает отходить от романтизма, данное стихотворение выдержано именно в этом направлении.
  • «Туча» написана четырехстопным амфибрахием. Используется парная рифмовка. 

Композиция

Стихотворение «Туча» состоит из трех катренов, которые передают различные настроения. 

  • В первом катрене поэт знакомит читателя с тучей. 
  • Во втором – только зарождается легкое недоумение;
  • В третьем катрене недоумение нарастает. 

Образы и символы

Рассмотрим образы и символы в стихотворении также с двух сторон. 

  1. Туча в стихотворении Пушкина – гость, которого совершенно никто не ждет. Поэт радуется тому, что прошла гроза, и что небо вновь стало лазурным. О минувшем ненастье напоминает лишь эта запоздалая туча. Таким образом, туча для лирического героя и для самого Пушкина – символ чего-то гнетущего и тоскливого. Состояние безмятежности, умиротворенности и расслабления являются приятным завершением произведения. Встречаются и образы неба, дня, «таинственного грома», дождя, ветра и других явлений природы. Описывая их, поэт отдает должное порядку, царящему в природе: всему свой черед — и туче, и буре, и голубой небесной лазури. Лирический герой жаждет покоя и света после грома и молний, то есть является человеком, уставшим от накала страстей. Он гонит тучу прочь, как будто обращаясь внутрь себя, как будто прогоняя последнюю тень, омрачающую его настроение.
  2. Как уже говорилось ранее, Пушкин мог воплотить в образе тучи мрачное воспоминание о декабристском восстании, годовщина которого (10 лет) выпала на период создания произведения. Хоть эту тучу и хотят быстрее прогнать, все-таки она — необходимое явление. iv>
    дь существует выражение: после грозы всегда наступает ясный день. Так себя проявили и восставшие, которые принесли обществу необходимые потрясения. Пушкин определенно находился на стороне декабристов, что можем увидеть в строках: туча «издавала таинственный гром» и «поила дождем» истощенную без влаги землю. Как известно, восстание провалилось, потому в стихотворении туча была рассеяна. Александр Сергеевич хотел быть на месте этой тучи, так как был верен идеалам декабристов. Равнодушное к страданиям декабристов общество представлялось поэту землей. Туча напоила ее, выполнила свою задачу, и ликующий день гонит ее, постылую и уже ненужную, в небытие.

Темы и настроение

  • Человек и природа — основная тема стихотворения. Оставаясь наедине с природой, лирический герой с любовью и трепетом следит за сменой ее настроений: от бури до безмятежного солнечного дня. Земля одушевляется и уподобляется человеку, который жаждет покоя после потрясения и гонит от себя тоскливые воспоминания.
  • Тема одиночества тоже вскользь затрагивается автором, ведь туча осталась одна, поэтому ее, одинокую, прогоняет ликующий ветер.
  • Настроение стихотворения «Туча» — спокойное и умиротворенное, как ясный день после грозы.

Основная идея

Стихотворение обладает не только тонкой художественной красотой, но и глубоким смыслом. Погода, как настроение и ощущения человека, имеет свойство быстро изменяться. Она непостоянна: на смену буре все равно когда-нибудь придет ясный день. 

Так же происходит и с человеком: все навалившиеся проблемы рано или поздно находят решение. Наконец, прогнав всякие неприятные чувства вон, он испытывает облегчение и приятные эмоции. В нем просыпаются новые жизненные силы. Переживания и тоска — такие же естественные для человека, как и дождь, гроза и буря — для земли. Главная мысль заключается в том, что нужно вовремя прогнать все гнетущие воспоминания, как последние тучи, чтобы насладиться ярким солнечным днем. 

Средства выразительности

Пушкин использует много эпитетов, тем самым создавая живую и богатую картину. Те эпитеты, которые описывают тучу, окрашены негативно, в тусклые тона («туча рассеянной бури», «унылую тень», «таинственный гром»). Этим эпитетам противопоставляются светлые, радостные эпитеты, описывающие посветлевшее небо («по ясной лазури», «ликующий день», «с успокоенных небес»). 

По тому же принципу противопоставления располагаются в пушкинской «Туче» и олицетворения. Так, туча ассоциируется со злобным, враждебным существом: «ты несешься», «ты печалишь» и тому подобное. Туче противопоставлен свежий ветер, сгоняющий ее с небес: «и ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес». 

Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, действительно, очень богато по настроению и идейному содержанию. Описание туч для поэта – это возможность поговорить о мироустройстве в целом и провести параллель между окружающим и внутренним миром человека.

Автор: Алина Пак

Источник: litrekon.ru

А. С. Пушкин «Туча»

>

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури.
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

1835

История создания

Анализ «Туч» Лермонтова можно начать с того, что стихотворение было написано накануне ссылки поэта на Кавказ в 1840 г. Оно написано в поздний период творчества поэта. Лермонтов создал его на квартире у Карамзиных, где как раз собрались друзья, чтобы проститься с поэтом. В. А. Соллогуб свидетельствует о том, что Михаил Юрьевич слагал свое произведение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над рекой Невой.

На Кавказе в то время как раз происходили военные действия. Царь назначил поэта в полк, который тогда нес тяжелые потери. Лермонтов понимал, что отправляется на верную смерть. В это время слава о нем уже распространилась по всей стране. Поэт хотел подать в отставку, чтобы посвятить все время литературному творчеству. Однако его планы не сбылись.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.
История создания – Лермонтов написал это стихотворение в 1840 году. На следующий день поэту предстояло отправляться на Кавказ из Петербурга, и в вечер написания он прощался с друзьями. Напечатано оно в том же году в сборнике с простым названием “Стихотворения”.

Тема стихотворения – несвобода и одиночество.

Композиция – одночастная, стихотворение состоит из трех строф, в которых лирический герой ведет разговор с тучами.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль с богатой рифмой.

Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.

Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

Отчуждение лирического героя

В этом произведении, когда поэт стремился найти для себя пути преодоления того отчуждения, что царит между личностью и окружающим миром, нашли отражение актуальные для него темы одиночества, бесконечной свободы. И поэт изображает в своем произведении лирического героя, который вынужден быть изгнанником – в этом нет его свободного выбора. Среди тех причин, что могут вынудить оставить родные края, поэт перечисляет различные человеческие пороки. Это зависть, злоба, клевета – причем не от врагов, а от друзей.

«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями. На его написание поэта, тосковавшего при мысли о скорой разлуке с родиной и друзьями, вдохновили плывшие над Невой и Летним садом тучи. Стихотворение стало завершающим в сборнике, опубликованном в 1840 году.

В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф-четверостиший и построено на приеме сравнения. Лирический герой ощущает свое внутреннее родство с бегущими по небу тучами, сравнивая себя с ними в первой строфе: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч — «вечных странников» придает особую пронзительность звучащему мотиву изгнанничества: нет силы, которая могла бы остановить вечное движение космически одиноких туч по небу. В своем воображаемом диалоге с тучами лирический герой видит себя таким же странником, бредущим в полном одиночестве по своей жизненной дороге.

Мотив изгнания передает драму «лишних людей» 1840-х годов. Поэт сравнивает свое поколение с холодными и безучастными тучами, не имеющими желаний, чувств и сострадания, привязанности и родины.

Во второй строфе среди причин, вынудивших героя покинуть «милый север», Лермонтов, используя прием риторического обращения, называет все человеческие пороки – зависть, злобу, преступления, клевету. Эпитетами, употребленными к этим словам (тайная зависть, ядовитая клевета, открытая злоба), поэт особенно остро подчеркивает неприкаянность и одиночество своего героя: у него нет друзей, он гоним.

В третьей строфе герой противопоставляет себя тучам, которые совершенно равнодушны к суетному миру людей: «чужды вам страсти и чужды страдания». Герой же страдает и тоскует: ведь только имея пылкое сердце, можно тосковать, только любя, можно страдать. Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине: тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.

Произведение насыщено таким средством выразительности, как эпитеты: степью лазурною, с милого севера, цепью жемчужною. Среди них особо выделяются метафорические эпитеты: вечно свободные, вечно холодные, нивы бесплодные. Стихотворение богато метафорами одушевления, относящимися к тучам: мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. Метафоры, характеризуя тучи, одновременно раскрывают внутренний мир лирического героя. В стихотворении встречается также олицетворение (тучи – странники) и такая стилистическая фигура, как анафора («Или на вас тяготит преступление?//Или друзей клевета ядовитая?»).

Философский подтекст произведения заключается в мысли о разобщенности человека и природы. Эта идея проявляется через неявные противопоставления в стихотворении: свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник, бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя. Люди не умеют жить в гармонии с природой, поэтому они не могут отказаться от обид, желаний и страстей и подняться, подобно тучам, над мирской суетой.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Тучи»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Композиция

В анализе «Туч» Лермонтова стоит подробно рассказать и о композиции произведения. В первой строфе поэт обращается к тучам. Его слова полны грусти, Лермонтов видит в них такого же странника, каким и является сам. У них нет дома и родины, все время своего существования они путешествуют по небесным просторам. Небо Лермонтов называет «степью лазурной», ведь оно такое же бескрайнее, в нем словно отражаются степные просторы.

Анализ «Туч» Лермонтова продолжается рассмотрением второй строфы. Здесь поэт пытается понять, что же именно заставляет тучи нестись по просторам неба. Он освещает свои догадки при помощи риторических вопросов. В заключительной строфе лирический герой отрицает свою схожесть с тучками. У них ведь нет родины, а это означает, что и терять им нечего. Неслучайно поэт также употребляет и слово «чужды».

Этим он подчеркивает, что отличается от туч – у них разный путь. Они совершенно не являются изгнанниками, как он сам. Только тот, кто испытывает любовь к Отечеству, может пережить боль разлуки с ним так, как переживал это поэт. Таким образом, можно утверждать, что все произведение построено на приеме антитезы. Странствия свободных туч по небу противопоставляются изгнанничеству лирического героя.

Средства выразительности

Поэт наполнил этот стих разнообразными тропами. Так, он использовал:

  • Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.
  • Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

Олицетворения, с одной стороны, показывают, что лирический герой хочет понять природу, с другой – помогают выразить его собственные чувства. Через образ туч и обращение к ним раскрывается внутренний мир героя, описываются его взгляды и передаются переживания.

Анафора, также использованная Лермонтовым, подчеркивает мысль о многообразии человеческих подлостей – не только преступление, якобы совершенное человеком, но и клевета друзей может стать причиной изгнания.

Художественные приемы

В стихотворении поэт использует прием метафоры – это также можно упомянуть в анализе «Туч» Лермонтова. «Небесные странники», которые по цвету напоминают жемчуг, плывут друг за другом. Так поэт стремится подчеркнуть единство человека и природы. Он обозначает тучи с помощью слова «изгнанники», будто бы сравнивая их путь со своим. Поэт также пишет о том, что этим странникам «чужды страдания», им «наскучили нивы». Эти выражения также являются метафорическими.

О художественных средствах необходимо рассказать даже в том случае, если нужен анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» кратко. 6 класс – это время, когда школьники уже знакомы со многими литературными методами, используемыми поэтами и писателями. В своем произведении Лермонтов использует и прием сравнения. Оно создается с помощью слова «как». Смысл данного приема заключается в том, что поэт нигде не может отыскать приюта. Но при этом лирический герой испытывает то чувство, которое не могут ощутить тучи – он страдает, его мучает ощущение горечи от чужой клеветы и зависти. Используется поэтом и прием риторического вопроса. Читатель найдет его во второй строфе произведения. На озвученные поэтом вопросы нет четкого ответа.

Сопоставительный анализ стихов «Тучи» Пушкина и Лермонтова

В творчестве Пушкина и Лермонтова можно найти немало размышлений на тему того, какое место должна занимать поэзия в жизни общества. Однако, проводя анализ одноименных стихотворений этих двух поэтов, можно утверждать, что они обладали разным видением мира. Это обусловлено тем, что М. Ю. Лермонтов жил в эпоху падения роли поэта в обществе.

Обычно период, когда учащимся задают на дом анализ стиха «Тучи» Лермонтова, – 6 класс. Иногда бывает необходимо обратиться и к творчеству других поэтов, чтобы сопоставить с ними произведение Лермонтова. В его стихотворении нет надежды, оно полно мрачных предчувствий. Тучи, с которыми он сравнивает себя в начале произведения, являются «изгнанниками» из родных мест. Что касается стихотворения А. С. Пушкина, то оно наполнено светом и оптимизмом. В его произведении туча всего одна – а это значит, что она не может лишить его радостного настроения.

Лирический герой великого русского поэта смотрит в будущее с улыбкой, и это жизнелюбие не способна поколебать туча. После грозы снова возрождается жизнь. Стихотворение наполнено динамикой и жизнерадостностью с самого своего начала. В отличие от произведения Лермонтова, «Тучи» Пушкина написаны четырехстопным амфибрахием. Это также придает произведению спокойную интонацию.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Туча.

История создания – Стихотворение написано в 1835 году.

Тема стихотворения – Переживания лирического героя, отражением которым стала природа.

Композиция – Композиционно произведение делится на три части по числу строф.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырёхстопный амфибрахий.

Метафоры – «алчная земля», «ясная лазурь».

Эпитеты – «унылая», «рассеянная», «таинственный», «алчная».

Олицетворения – «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит».

История создания

Стихотворение «Туча» было написано в волнительный для поэта период. Он ожидал ответа по поводу ходатайства о разрешении издавать газету, и все свои переживания и надежды, что «тучи рассеются», отобразил в стихотворных строках.

Тема

Стихотворение относится к пейзажной лирике.
Центральная тема стихотворения – душевные переживания, волнения лирического героя, которые нашли отклик в природе. Под тучей подразумевается человек, на долю которого выпало немало испытаний, однако все его печали и заботы позади – чёрная полоса миновала, уступив место надеждам на спокойную, счастливую жизнь.

Композиция

Производя анализ стихотворения «Туча» Пушкина, следует отметить, что композиционно произведение делится на три части по количеству четверостиший. Оно построено на антитезе – недавняя сильная буря противопоставлена наступившему покою.
Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий с парным чередованием мужских и женских рифм. Благодаря этому приёму создаётся плавный, успокаивающий ритм повествования.

Жанр

Произведение написано в жанре лирического стихотворения: основное – мысли и чувства лирического героя, лирическое начало.

Средства выразительности

Поэт использует разнообразные художественные средства, с помощью которых передает настроение лирического героя Эпитеты унылая», «рассеянная», «таинственный», «алчная»), метафоры алчную землю поила дождём», «несёшься по ясной лазури») и олицетворения земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит») делают стих богаче, ярче.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я помню чудное мгновенье.

История создания – стихи написаны в 1825-ом году и посвящены А. П. Керн. Опубликованы в альманахе “Северные цветы” в 1827 г.

Тема стихотворения – стихи о любви, которая спасает человека, возвышает его душу и наполняет жизнь смыслом.

Композиция – Стихотворение состоит из трёх условных частей. первая часть – ностальгическая, где герой тоскует о возлюбленной, вторая – описывает чувство одиночества и страдания героя, третья – возвращает героя к жизни, спасает от отчаяния вновь воскресшее чувство любви.

Жанр – любовное послание.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой АВАВ.

Метафоры“бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”

Эпитеты“небесные черты”, “безнадежная грусть”, “чудное мгновенье”.

Сравнения“как мимолетное виденье, как гений чистой красоты”.

История создания

История создания стихотворения напрямую связана с тем, кому посвящено это искреннее признание в любви. Стихи Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, замужней женщине, которая пленила сердце поэта своей глубокой и сдержанной красотой, едва они познакомились с ней на одном светском приеме в 1819 году.

Правда, стихотворение было написано лишь спустя несколько лет после знакомства – в 1825-ом, когда Пушкин вновь встретился с пленительной красавицей Петербурга в имении Тригорское, которое находилось по соседству с родным поместьем поэта – Михайловским, – где Александр Сергеевич отбывал ссылку. Там, он наконец признался Анне в своих чувствах, и она ответила Пушкину взаимностью.

Возможно, что у Керн Пушкин вызывал интерес в первую очередь как молодой поэт, и поэтому внимание знаменитости тешило её тщеславие. Так или иначе, но за Анной Петровной ухаживал не только Пушкин, что вызывало в последнем жгучую ревность, которая всегда становилась причиной раздоров между влюбленными.

Очередная ссора положила конец любовным отношениям Пушкина и Керн, но всё же поэт посвятил ей несколько чудесных стихотворений, среди которых “Я помню чудное мгновенье…” занимает особенное место. Лицейский друг Пушкина Дельвиг опубликовал его в альманахе “Северные цветы” в 1827-ом году.

Тема

Главной темой стихотворения Пушкин избрал описание чувства любви.

В стихотворении есть весь спектр эмоций, эволюция которых проста: вначале лирический герой испытывает любовное томление, в своем воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной. Но постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли. И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа словно бы умирает.

Но вот спустя время герой вновь встречает её, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта. Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения.

Композиция

Стихотворение условно состоит из трёх частей. В первой настроение лирического героя ностальгическое. Он вновь и вновь возвращается в своих воспоминаниях к встрече и знакомству с прекрасной женщиной. Лирическому герою долго снятся “милые черты” и слышится её “голос нежный”.

Затем Пушкин описывает мрачные дни своего “заточенья” в глуши. Он признаётся, что одиночество ссылки лишило его даже вдохновенья, и жизнь, некогда полная яркими эмоциями, превратилась в существование.

В третьей части стихотворения лирический герой вновь чувствует радость жизни, так как встреча с забытой возлюбленной возрождает в его сердце любовь, а вместе с ней возвращается и вдохновение, и страсть, и желание жить.

Жанр

Жанром стихотворения является любовное послание, так как в стихотворении лирический герой, обращаясь к возлюбленной, рассказывает ей историю своих чувств к ней: влюблённость – забытье – печаль – возрождение к жизни.

Средства выразительности

В стихотворении присутствуют метафоры: “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”, “душе настало пробужденье” “сердце бьётся в упоенье”; есть в нём и другие средства выразительности: сравнения: “как мимолётное виденье, как гений чистой красоты” и несколько эпитетов – “небесные черты”, “безнадёжная грусть”, “чудное мгновенье”.

Стихотворный размер произведения очень типичен для Пушкина – это четырёхстопный ямб с перекрестным способом рифмовки АВАВ. Благодаря сквозным рифмам (виденье – заточенья – вдохновенья – пробужденье) и аллите­рация на согласные «м», «л», «н». ритм стихотворения становится очень чётким и музыкальным. Мелодичность стихов также усилена волнообразным чередованием ямбических стоп.

История создания

Пушкин написал одно из известнейших своих стихотворений «Няне», вспоминая о ссылке в Михайловском.
Поэт был общительной, увлекающейся, социально активной личностью, поэтому вынужденное двухлетнее заточение угнетало его.

И только няня, Арина Родионовна, помогающая воспитаннику в нелегкое время, приносила душевное спокойствие, утешение. Освободившись, поэт часто переписывался с ней, оставшейся в Михайловском.

Именно любимой няне Александр Сергеевич посвятил неоконченное произведение.

Стихотворение было опубликовано уже посмертно: только в 1855 году.

Оно так и не получило авторского названия. Известный заголовок «Няне» принадлежит не Пушкину, а издателям.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне»

Стихотворение «Няне» было написано в Михайловском в 1826 году. В 1824-1826 годах няня поэта Арина Родионовна вместе с Пушкиным жила в Михайловском, разделив с ним изгнание. Она оказала большое влияние на его творчество, занятия фольклором, увлечение народной поэ­зией, сказками. Время, проведенное вместе с няней, поэт неоднократно воспел в стихотворениях, а ее черты воплотил в образах няни Татьяны Лариной, няни Дубровского, женских образах ро­мана «Арап Петра Великого» и т. д. Арине Родионовне посвящено и знаменитое пушкинское стихотворение «Няне».
В стихотворении поднимается тема

самоотверженной материнской любви. Ее воплощением является няня, которой и посвящено произведение. Все стихотворение пронизано нежностью, любовью и бесконечной благодарностью лирического героя к ней. Обращаясь к няне, он находит самые трогательные и ласковые эпитеты: «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя». Поэт рисует образ женщины, все мысли и чувства которой посвящены прежде всего лирическому герою, питомцу. Пушкин использует очень выразительный образ, чтобы передать, с какой надеж­дой няня ждет его, как беспокоится о нем: спицы, которые то и дело замирают в ее руках, когда она смотрит в окно.

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Средства художественной выразительности

Автор использует бытовую, понятную лексику. В стихотворении много нежных, теплых слов.

Оно наполнено эпитетами: «наморщенные руки», «черный отдаленный путь».

Встречаются метафоры: «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя».

Кроме того, автор использует сравнение («горюешь, будто на часах»), инверсии: «дней моих суровых», «в глуши лесов сосновых».

Именно такие приемы приближают пушкинское произведение к фольклорным, которые так хорошо знала его любимая няня.

«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина

Всех детей в семье Пушкиных сразу после рождения воспитывала няня – Арина Родионовна. Она выпестовала не только будущего поэта, но также его сестру и брата. Это была простая и добрая женщина, крепостная крестьянка.

Няня любила своего воспитанника Сашу как родное дитя. Сказки, которые мальчик слышал от нее, легли в основу замечательных стихотворных сказок Пушкина, знакомых нам с детства. Арина Родионовна послужила прототипом няни Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин», других женских образов в творчестве своего воспитанника. Народные обычаи, предания старины, песни, пословицы, поговорки, подробности крестьянского быта, которыми она щедро делилась с будущим гением мировой литературы, стали неистощимым источником поэтического вдохновения Александра Сергеевича.

Для Пушкина няня стала близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Долгими зимними вечерами в Михайловском Арина Родионовна была постоянной собеседницей и слушательницей поэта. «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно», – писал брату Александр Сергеевич. Он посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений. Одно из них, написанное в 1826 году, известно под названием «Няне», хотя сам Пушкин стихотворение не окончил и не назвал. Это произведение впервые было опубликовано в 1855 году в собрании сочинений поэта.

«Няне» – необыкновенно душевное стихотворение. Оно пронизано нежностью, любовью, безграничной благодарностью и глубоким уважением к женщине, ставшей по-настоящему родной. Поэт называет ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых». В этих замечательных фразах, возможно, присутствует легкая ирония, но скрываются истинные глубокие чувства.

В начале стихотворения лирический герой обращается к няне, живущей далеко в сосновых лесах. Она ждет своего воспитанника, который давно не появлялся в родных местах, с тревогой и заботой. Старушка все прислушивается и приглядывается – не появится ли в воротах ее долгожданный любимец? Слова «горюешь», «ждешь», «предчувствия», «тоска» отражают настроение няни.

Герой произведения также скучает в разлуке. Он хотел бы уберечь свою старую няню от огорчений и тревог, но не может часто бывать в Михайловском. Поэт не говорит о своих чувствах, но они хорошо слышны в тех ласковых и добрых интонациях, с которыми он обращается к старушке. Таков сюжет этого короткого произведения.

По жанру стихотворение «Няне» можно отнести к посланию. Автор не разделяет текст на строфы, чтобы приблизить повествование к разговорной речи, обычной форме общения с дорогим человеком. Читатель словно присутствует при монологе поэта, обращенном к любимой няне.

Напряженное ожидание одинокой старушки автор передает разнообразными художественными средствами. Это эпитеты – «на черный отдаленный путь» и «в забытые вороты», сравнение – «будто на часах». Метафора о медлительных спицах в няниных руках говорит о том, что пожилая женщина невольно прислушивается и с надеждой поглядывает в окно. Противопоставление образа светлицы (доброго родного дома и черного отдаленного пути) подчеркивает тревогу о судьбе воспитанника. Повтор «давно, давно» усиливает чувство сожаления от долгой разлуки. В целом произведение создано в духе фольклорных традиций.

Стихотворение «Няне» написано четырехстопным ямбом. Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием мужских и женских рифм. Длинные строки образуют медленный музыкальный ритм, навевают ощущение грусти. На последней строке «То чудится тебе…» произведение внезапно обрывается. Использование звуков «ж», «ш», «ч», «т», «п» создают мрачное настроение, имитируют шаги старушки, звук спиц. В последних строках многочисленные гласные звуки «о» и «у» передают тоску долгого ожидания и тревогу.

Пушкин, по словам современников, называл Арину Родионовну «мамушкой». Уважали и любили добрую старушку и друзья Александра Сергеевича. В письмах поэту они предавали приветы няне, а Николай Языков даже посвятил ей два стихотворения, одно из которых было опубликовано еще при жизни Арины Родионовны.

Почти двести лет трогательные строки стихотворения «Няне» хранят не только сердечную теплоту и благодарность великого поэта, но и остаются задушевным признанием в любви всем няням, мамам, бабушкам, посвятившим свою жизнь воспитанию детей.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Няне»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Полный текст стихотворения «Туча» Пушкин А. С.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Краткий анализ стиха Пушкина «Туча»

Вариант 1

Стихотворение Туча – это один из шедевров Пушкина в пейзажной лирике. Его можно отнести к последним работам поэта в духе романтизма. Год написания – 1835. Чтобы более детально проанализировать стих, стоит рассмотреть композицию. Она делится на 3 части. Первая часть – это описание тучи, которая омрачает все своим присутствием. Вторая часть – это долгожданный дождь после бури. Третья часть – это исчезновение тучи. Смысл здесь прост.

Тучи – это проблемы, с которыми сталкиваются многие люди. Они приходят, переворачивают все вокруг, а потом уходят. Главная идея кроется в антитезе. Ведь после бури обязательно наступит время спокойствия. Это вечный вопрос. Поэт хотел утешить русский народ, напоминая, что в будущем все будет хорошо.

Для самого Пушкина это было сложное время, так как его стали критиковать, говорить, что его произведения уже не дотягивают до прошлого уровня. Размер стиха Туча – 4‑стопный амфибрахий. Мужские и женские рифмы чередуются. Ритм держится спокойный, плавный. Средства выразительности помогают автору правильно подать выбранную тему.

Есть много интересных эпитетов: «унылая тень», «таинственный гром». Отличительной чертой здесь можно назвать отсутствие цветовых эпитетов, без которых редко обходится пейзажная лирика. Туча – это талантливое стихотворение, которое показало, что Пушкин не изменился и не утратил свой дар.

Вариант 2

Александр Пушкин по праву считается одним из первых русских поэтов, который в своих стихах использовал весьма распространенный сегодня литературный прием отождествления природы с живым существом. Примером этому может служить лирическое произведение «Туча», написанное в 1835 году и ставшее своеобразным гимном летнему дождю.

С первых его строк автор обращается в туче, которая после бури одиноко несется по лазурному небу, словно бы ища пристанища. Наблюдая за ней, Пушкин восхищается тем, насколько продуманно устроен наш мир, но при этом напоминает небесной страннице, что ее миссия уже завершена, и теперь пришло время покинуть небо. «Одна ты наводишь унылую тень, одна ты печалишь ликующий день», — отмечает поэт.

Пытаясь прогнать тучу, которая так омрачает ему настроение, Пушкин, тем не менее, прекрасно понимает, что все в этом мире взаимосвязано, и еще недавно эта небесная странница была такой необходимой и долгожданной. Поэт подчеркивает, что именно она «алчную землю поила водой», когда все вокруг нуждалось в живительной влаге. А гром и молнии, сопровождающие этой удивительное явление, служили всем нам напоминанием о том, что даже к обычной туче нужно относиться трепетно, возвышенно и с определенной долей уважения.

Однако автор тут же зам себе противоречит и обращается к своей собеседнице достаточно фамильярно: «Довольно, сокройся! Пора миновалась», — призывает поэт, подчеркивая при этом, что свою миссию туча уже выполнила, и теперь «ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес». Этим обращением Пушкин хочет подчеркнуть не только тот факт, что мир переменчив и многообразен, но и обратить внимание читателей на простую истину – все в жизни должно подчиняться определенным законам, установленным не людьми, а некими высшими силами.

Автор подчеркивает, что их нарушение лишает и природу, и человека той удивительной гармонии, которая и дарит ощущение подлинного счастья. Ведь если безобидная тучка смогла омрачить настроение поэта, что уж говорить о человеческих мыслях и поступках, которые могут принести гораздо больше боли и разочарования? Понимая это, Пушкин на простом и очень доступном для понимания примере объясняет, насколько важно делать все своевременно, чтобы потом не сожалеть о произошедшем и не быть изгнанным, как дождевая тучка, оказавшаяся не к месту и не ко времени на небесном небосклоне.

Вариант 3

В этом стихотворении А.С. Пушкин мастерски воспел Родину. Пейзажная зарисовка пропитана любовью к простой природе. Ее настроение неподвластно лирическому герою, а живет по своим законам. Герой знает, что появление тучи на небе после дождя неизбежно, но мимолетно.

Пушкин радуется наступлению ясного дня после освежающей бури, оттого он жаждет, чтобы последняя туча ушла с небосклона и не скрывала солнца. Туча похожа на символ беды, угрозы, которая миновала, но оставила после себя след, неприятные воспоминания. Настроение лирического героя спокойное и умиротворенное. Тревога уходит из его души так же, как ветер гонит с неба запоздалую тучу.

Интересны средства, которыми Пушкин характеризует пейзаж. Описывая непогоду, он использует эпитеты с негативной окраской – «алчущая земля», «таинственный гром», «унылая тень», «рассеянная буря». После грозы же наступает «ликующий день», чему подобраны соответствующие описания.

По принципу контраста строится и олицетворение тучи. Во время грозы она печалила, облегала небо, была обвита молнией, гремела. Потом пришло состояние покоя и уже легкий ветер и освеженная земля становятся действующими объектами стихотворения.

Основная мысль стихотворения – всему свое время. Туча была уместна во время грозы, но как только прошло ее время, ей нужно уйти и рассеяться.

Стихотворение «Туча» – анализ по плану

Вариант 1

Стихотворение Пушкина «Туча» в стиле русского романтизма проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом.

Интересно построение стихотворения. В первом катрене поэт точно укоряет тучу за то, что она еще не скрылась, нагоняя тоску и воспоминания о минувшем ливне. Во втором четверостишии автор вспоминает минувшую грозу, когда земля жадно глотала живительную влагу, когда ослепительно сверкала молния, звучали раскаты грома… Когда эта туча была в расцвете своего могущества. В последних четырех строках поэт обращается к туче, говорит, что ее время прошло и призывает скорее скрыться с глаз.

Не случайно стихотворение так построено.

1 катрен повествует нам о туче, главной героине, это своеобразное «вводное» четверостишие. Здесь автор сожалеет, что туча еще омрачает «ясную лазурь» неба. 1 катрен – апофеоз, кульминация стихотворения. Воспоминания о вдохновляют поэта, он яркими сочными, красками рисует нам ее картину. Можно сказать, что эти четыре строки – самые агрессивные во всем стихотворении.

Последний, 3 катрен наполнен умиротворением. Автор уже никому не грозит, а лишь уговаривает тучу скрыться. Это и есть подходящее завершение стихотворения.

В стихотворении мы видим разнообразие стилистических фигур и тропов. Несмотря на то, что тема и идея стихотворения одна, каждый катрен имеет собственный стиль.

1 катрен – немного унылый; почувствовать его настроение помогают стилистические образы, созданные поэтом: «унылую тень», например, или целая строка «Одна ты печалишь ликующий день».

С другой стороны, это четверостишие словно подготавливает нас к следующему, более «боевитому». Здесь чувствуется и досада поэта на непокорную тучу. Это дает нам понять и обращение к туче, и троекратное повторение «одна ты».

Стиль 2 катрена – агрессивный «боевой». Об этом свидетельствуют и некоторые словосочетания: «грозно тебя обвивала», «издавала таинственный гром», «алчную землю». Помогают нам лучше воспринять настроение катрена и повторяющиеся «рычащие» согласные в словах «кругом», «грозно», «гром». Надо заметить, что они отсутствуют в последней строке, которая является главным переходом к 3 катрену. Его стиль и ключевое слово — умиротворение. Автор не требует, а просит тучу: «Довольно». Стилистические образы здесь тоже спокойные. Мы словно представляем себе «листочки древес» и «успокоенные небеса». Здесь употреблены и характерные слова со словосочетаниями: «миновалась», «освежилась», «лаская листочки древес», Все это помогает нам лучше прочувствовать свежесть и стиль завершающего катрена.

В стихотворении можно отметить категориальное различие и сходство глагола времен глагола. Настоящее время глагола употреблено и в 1, и в 3 четверостишиях. Нужно заметить, что и по стилю они схожи: поэт то требует, то просит тучу не омрачать солнечного дня. Во 2 катрене автор употребил прошедшее время глагола, вспоминая минувшую грозу. Этим он как бы подчеркнул различие между спокойными 1, 3 и «воинственным» 2 катренами.

В лирической миниатюре А. С. Пушкина «Туча» мы можем отметить и индивидуально-авторское сочетание слов. Поэт употребил здесь множество ярких эпитетов, кроме него не свойственных никому другому. Среди них выделяются следующие сочетания: «рассеянной бури», «ясной лазури», «унылую тень», «ликующий день». Заметьте: не радостный, не веселый, а именно «ликующий» день. «Грозно обвивала», «алчную землю», «таинственный гром», «успокоенных небес».

Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение?

Давайте проведем небольшой эксперимент: из 1 катрена удалим лишь эпитеты. Что получится?

Последняя туча … бури! 

Одна ты несешься по небу, 

Одна ты наводишь … тень, 

Одна ты печалишь … день. 

Ну разве это стихотворение? Нет, конечно. Нельзя забывать, что мы убрали только эпитеты, а что будет, если оставить стихотворение без метафор, инверсий, сравнений, гипербол?! Теперь, я думаю, ясно, что без художественных и языковых средств в стихотворении никак нельзя!

Лазурь – слово обозначает яркую, чистую синеву. В стихотворении это очень важное слово. Сравните: «по ясной лазури» и «по ясной синеве». Алчная – значит «жадная», это слово не менее важно в стихотворении.

Миновалась – то есть минула, прошла. Это слово устаревшее, теперь не употребляется.

Скройся – скройся, удались, это слово тоже устаревшее.

Древес – деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.

Эти слова, мне кажется, настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты раскрытия смысла стихотворения.

Именно на начало XIX в. приходится расцвет романтизма. Стихотворение, как говориться, соответствует. Оно проникнуто восторгом от ясного «ликующего» дня, от «ясной лазури», поэт в восхищении от природы. Да и недавнюю грозу описывает он ярко, красочно, что не менее характерно для романтизма.

Вариант 2

Один из выдающихся лириков русской литературы А.Пушкин применял в своих творческих работах прием сравнения природы с живим существом. Именно элегия «Туча» считается таким произведением. Эта элегия одна из шедевров Пушкина в пейзажной лирике. Ее можно причислить к заключительным творческим работам лирика в духе романтизма. Оно было издана в 1835 г. Элегия посвящена летнему теплому дождю. При анализе этого произведения необходимо разобрать композицию. Она имеет три части.

Произведение начинается с призыва к туче, которая после нескончаемой бури одиноко бежит по голубому небосклону, как будто ищет убежище. Следя за ней автор восторгается как прекрасно создан наш мир, но все же говорит туче, что ее участь окончена и ей необходимо покинуть небо. Только ты вселяешь тоскливую тень, огорчаешь светлый день,- говорит Пушкин.

Не так давно туча была так нужна и долгожданна, лирик желает изгнать тучу, которая печалит и портит ему настроение. Пушкин подмечает, что она напоила грешную землю долгожданной водой, что все живое вокруг так нуждалось в ней. К обыкновенной туче нужно относиться благородно и трепетно, как это делает гром и молния в произведении. И именно это изумительное явления природы сопровождает тучу.Но тут же лирик сам себе возражает и относится к туче очень пренебрежительно, что туча все исполнила и требует от ветра уносить тучу с небес.

Всем этим поэт желает показать читателям, что все в нашей жизни подчинено определенным силам и законам природы. Что человек не подвластен силам природы.И если нарушать эту необыкновенную гармонию, которая царит в окружающем мире, можно потерять человеческое счастье, дарованное нам самой природой.

Если небольшая тучка сумела опечалить лирика, что тогда говорит о поступках и мыслях людей, которые могут принести значительно больше печали и разочарований? Поэт пытается донести до читателей, истину, что нужно совершать поступки обдуманно, для того, что после не сожалеть о содеянном, Не быть изгнанным как эта маленькая тучка, с небосклона.

Эта элегия мне очень понравилась. Произведение эмоциональное очень насыщенное и красочное, в нем прослеживается отрада лирика от соединения с природой, от того что он испытывает и ощущает в это время охватывающую себя реальность.

После прочтения произведения Туча понимаешь, что — это талантливая творческая работа, которая показала, что Пушкин не поменялся и не потерял свой необыкновенный дар.

Вариант 3

Александр Пушкин всегда считался великим поэтом, который оставил для своих наследников прекрасный творческий багаж. В своих стихотворных работах он очень часто использовал такие литературные приемы, о которых другие авторы еще и не задумывались.

В стихотворной работе «Туча», которое было выдано в печать в 1835, автор наделяет природу качествами живого человека. Этот прием называется отождествлением.

Прочитав творческую работу, читатель знакомится с ее главной героиней – тучей, которая осталась в небе после бури. Она не знает, куда ей податься и где найти пристанище.

Поэт обращается к ней со словами о том, что только лишь ее образ в небе напоминает нам о буре, которая уже закончилась. С одной стороны, поэт пытается прогнать темную тучу. Она навеивает печаль, поэтому, и портит настроение автора. Но, с другой стороны, Пушкин говорит о том, что к этой туче нужно относиться с уважением. Ведь немного ранее, в ней нуждалась сухая земля, которая требовала влаги и воды. А к явлениям молнии и грома, которые исходили из тучи, нужно относиться возвышенно. Они говорят о необычайной силе данных природных явлений.

В эту же минуту, Пушкин меняет свое мнение, и с неким пренебрежением гонит тучу со спокойного неба. Он пишет о том, что она уже выполнила свою миссию и должна скрыться за горизонт. В этих строках поэт хочет донести до читателя мысль о том, что все в нашем мире имеет свою последовательность и свое место. Все явления подчиняются установленным правилам. И выстраивал эти правила определенно не человек, а силы свыше.

Александр Пушкин уверен в том, что ни в коем случае нельзя нарушать эти правила, иначе, это испортит гармонию и в человеке и в природе. Поэтому, автор делает особый акцент на мысли о том, что нужно быть своевременным и в поступках и действиях для того, чтобы не стать изгнанником, как эта темная туча.

Анчар: главные герои, жанр, художественные средства

Произведение «Анчар» – экзотическая, аллегорическая зарисовка, проникнутая свободолюбивым духом. Стихотворение написано 9 ноября 1828 года в Малинниках, поместье друзей поэта. Опубликовано через 4 года в альманахе «Северные цветы».

По жанру – легенда, притча с сюжетом. Главные герои: царь (решивший, что он всевластен) и раб. Тема зла, жизни и смерти, свободы. Основная мысль: губительность неограниченной власти. Размер: четырехстопный ямб, состоит из 9 катренов (четверостиший), рифмовка перекрестная, рифмы открытые и закрытые, мужские и женские. По композиции в стихе 2 части: рассказ о дереве, о приказе.

Символ власти и зла: и анчар, и царь. Эпитеты: чахлой, скупой, грозный. Метонимия: птица не летит. Сравнение: как часовой. Метафора: в день гнева. Инверсия: вихорь черный. Противопоставление (антитеза): владыка и раб. Оксюморон: зелень мертвая. Анафора: принес. Архаизмы: вихорь, потек, горючий, тлетворный (т.е. разрушающий, губящий). Аллитерация: 1 строфа (на звук «ч»). Много глаголов, союзов. Эмоциональная окраска: трагическая, гневная, горькая. «Растопясь от зною»: смола из-за жары становится жидкой. На самом деле тропический анчар в природе не так ядовит (его яд надо смешивать с другими), птицы могут сидеть в ветвях, плоды съедобны, корни – лечебны.

В своем «Анчаре» поэт напоминает о равенстве всех людей, ценности каждой человеческой жизни. Он осуждает всех, кто участвует в злых делах, но, конечно, могущественного царя больше, чем раба-исполнителя.