Стих пушкина сквозь волнистые туманы пробирается луна

Стих пушкина сквозь волнистые туманы пробирается луна

Анализ стихотворения Пушкина «Зимняя дорога»

Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году и, как считают многие исследователи творчества поэта, посвященное его дальней родственнице – Софии Федоровне Пушкиной.

У этого стихотворения есть довольно печальная предыстория . Мало кому известно, что с Софьей Пушкиной поэта связывали не только родственные узы, но и весьма романтические отношения. Зимой 1826 года он сделал ей предложение, однако получил отказ. Поэтому вполне вероятно, что в стихотворении «Зимняя дорога» таинственная незнакомка Нина, к которой обращается поэт, и является прообразом его возлюбленной. Само же путешествие, описанное в данном произведении – не что иное, как визит Пушкина к его избраннице с целью решить вопрос о бракосочетании.

С первых строк стихотворения «Зимняя дорога» становится ясно, что поэт пребывает отнюдь не в радужном настроении . Жизнь представляется ему унылой и беспросветной, как «печальные поляны», через которые зимней ночью мчится карета, запряженная тройкой лошадей. Мрачность окружающего пейзажа созвучная тем чувствам, которые испытывает Александр Пушкин. Темная ночь, тишина, изредка нарушаемая звоном колокольчика и унылой песне ямщика, отсутствие селений и вечный спутник странствий – полосатые верстовые столбы – все это заставляет поэта впасть в некую меланхолию. Вполне вероятно, что автор заранее предчувствует крах своих матримониальных надежд, однако не хочет себе в этом признаваться. Для него образ возлюбленной является счастливым избавлением от утомительного и скучного путешествия . «Завтра к милой возвратясь, я забудусь у камина» — с надеждой мечтает поэт, рассчитывая на то, что конечная цель с лихвой оправдает длительное ночное путешествие и позволит в полной мере насладиться покоем, уютом и любовью.

В стихотворении «Зимняя дорога» есть и определенный скрытый смысл. Описывая свое путешествие, Александр Пушкин сравнивает его с собственной жизнью, такой же, по его мнению, скучной, унылой и безрадостной. Лишь некоторые события вносят в нее разнообразие наподобие того, как ямщицкие песни, удалые и грустные, врываются в ночную тишину. Однако это – лишь короткие мгновения, которые не способны изменить жизнь в целом, придать ей остроту и полноту ощущений.

Не стоит также забывать, что к 1826 году Пушкин был уже состоявшимся, зрелым поэтом, однако его литературные амбиции не были удовлетворены в полной мере. Он мечтал о громкой славе, а в итоге высшее общество фактически отвернулось от него не только из-за вольнодумства, но и благодаря безудержной любви к азартным играм. Известно, что к этому времени поэт сумел промотать довольно скромное состояние, доставшееся ему в наследство от отца, и рассчитывал поправить свои финансовые дела благодаря браку. Не исключено, что Софья Федоровна все же питала к своему дальнему родственнику теплые и нежные чувства, однако страх окончить свои дни в нищете вынудил девушку и ее семью отклонить предложение поэта.
Вероятно, предстоящее сватовство и ожидание отказа стали причиной столь мрачного расположения духа, в котором Александр Пушкин пребывал во время поездки и создал одно из самых романтичных и печальных стихотворений «Зимняя дорога», наполненных грустью и безысходностью. А также верой в то, что, возможно, ему удастся вырваться из порочного круга и изменить свою жизнь к лучшему.

Стихотворение "Зимняя дорога" было написано в 1826 году. С самого начала читателю становится понятно, что жизнь автора в этот момент не была светлой. Пушкин описывает жизнь героя, как унылую, беспросветную, сравнивая ее с одинокими полянами. Чувство поэта, как и пейзаж описанный в произведении-мрачные.

В этом стихотворении прослеживаются обычные философские ноты, которые характеры для лирики Пушкина. Автор описывает нелегкий путь лирического героя, тем самым сравнивая его со своей жизнью. Природа вокруг заснула, нигде никого не слышно и не видно. Но даже когда вокруг мрак и уныние, все же остается надежда на светлое будущее. Стремление идти дальше и жить герою дают мысли о любимой женщине, он мечтает, как окажется рядом с ней, и тогда все беды отступят. Читатель привык к тому, что образ природы обычно свидетельствует о свободе, но не в "Зимней дороге", тут же природа идет наперекор человеку, поэтому мы видим, как главный герой спешит домой.

Стихотворение Пушкина относят к жанру элегии, в нем раскрыты размышления автора и описание природы. Использование глаголов в стихотворении способствует детальному раскрытию душевных переживаний лирического героя.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»

Стихотворение «Зимняя дорога» было создано в 1826 году. В сентябре этого года к Пушкину прибыл человек, направленный псковским губернатором. Поэт должен был немедленно явиться в Москву. Там находился Николай I, который должен был освободить Пушкина от цензуры и пообещать личное покровительство. Вполне вероятно, что стихотворение было написано как раз после длительной поездки.

Лирический герой передает все чувства, которые испытывал сам автор. С самого начала стихотворения становится понятно, что герой пребывает в унынии и тоске. Неоднократно встречаются такие слова, как «печаль», «грустно», «скучно». Как будто вся жизнь Пушкина протекает не в самых радужных красках. Герой едет по зимней дороге, а на встречу попадаются одни «версты полосаты». Эти версты такие же полосатые, как и жизнь лирического героя.

Произведение написано хореем, к тому же постоянные и непостоянные пиррихии придают стихотворению более разговорный характер. В качестве художественных приемов используются эпитеты («по дороге зимней, скучной», «сердечная тоска»), метафоры («пробирается луна», «лицо отуманено печалью»). Аллитерация представлена выражением «печальные поляны». Есть и кольцевая композиция. Это прием выражен в сочетании «пробирается луна» ‒ «отуманен лунный лик».

Лирическому герою итак грустно, так еще и «колокольчик однозвучный» и «долгие песни ямщика» добавляют уныния. Во второй части появляется образ некой Нины, к которой должен приехать герой и с которой они никогда не расстанутся. Здесь настроение героя как будто улучшается, но в последних строках произведения наступает полное уныние: «ямщик умолк», «звучит однозвучный колокольчик».

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога"

В стихотворении «Зимняя дорога», написанном в 1826 году, звучит традиционная для лирики Пушкина тема дороги. Однако, в отличие от стихотворений романтического периода, здесь она осмысливается иначе. Романтический герой - вечный скиталец, вся его жизнь - в пути, в доро­ге, и любая остановка означает для него потерю свободы. В романтической поэзии тема свободы с темой дороги связана очень тесно. Здесь же тема дороги соединяется не со стремлением к свободе, а наоборот - герой стремится домой. Дорога здесь связывается с «волнистыми туманами», «пе­чальными полянами» и «однозвучным» колокольчиком, а сама дорога названа «скучной». Этому долгому и утомительному пути противопоставлен домашний уют:

Скучно, грустно. Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Таким образом, если в романтических стихотворениях мотив дороги связывался с постоянным движением, с кочевой жизнью и именно такая жизнь представляется как наиболее приближенная к идеалу - полной свободе человека, то в 1826 году Пушкин осмысляет эту тему по-другому.

Текст «Зимняя дорога» А.Пушкин

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Анализ стихотворения Пушкина «Зимняя дорога» №3

Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году и, как считают многие исследователи творчества поэта, посвященное его дальней родственнице – Софии Федоровне Пушкиной.

У этого стихотворения есть довольно печальная предыстория . Мало кому известно, что с Софьей Пушкиной поэта связывали не только родственные узы, но и весьма романтические отношения. Зимой 1826 года он сделал ей предложение, однако получил отказ. Поэтому вполне вероятно, что в стихотворении «Зимняя дорога» таинственная незнакомка Нина, к которой обращается поэт, и является прообразом его возлюбленной. Само же путешествие, описанное в данном произведении – не что иное, как визит Пушкина к его избраннице с целью решить вопрос о бракосочетании.

С первых строк стихотворения «Зимняя дорога» становится ясно, что поэт пребывает отнюдь не в радужном настроении . Жизнь представляется ему унылой и беспросветной, как «печальные поляны», через которые зимней ночью мчится карета, запряженная тройкой лошадей. Мрачность окружающего пейзажа созвучная тем чувствам, которые испытывает Александр Пушкин. Темная ночь, тишина, изредка нарушаемая звоном колокольчика и унылой песне ямщика, отсутствие селений и вечный спутник странствий – полосатые верстовые столбы – все это заставляет поэта впасть в некую меланхолию. Вполне вероятно, что автор заранее предчувствует крах своих матримониальных надежд, однако не хочет себе в этом признаваться. Для него образ возлюбленной является счастливым избавлением от утомительного и скучного путешествия . «Завтра к милой возвратясь, я забудусь у камина» - с надеждой мечтает поэт, рассчитывая на то, что конечная цель с лихвой оправдает длительное ночное путешествие и позволит в полной мере насладиться покоем, уютом и любовью.

В стихотворении «Зимняя дорога» есть и определенный скрытый смысл. Описывая свое путешествие, Александр Пушкин сравнивает его с собственной жизнью, такой же, по его мнению, скучной, унылой и безрадостной. Лишь некоторые события вносят в нее разнообразие наподобие того, как ямщицкие песни, удалые и грустные, врываются в ночную тишину. Однако это – лишь короткие мгновения, которые не способны изменить жизнь в целом, придать ей остроту и полноту ощущений.

Не стоит также забывать, что к 1826 году Пушкин был уже состоявшимся, зрелым поэтом, однако его литературные амбиции не были удовлетворены в полной мере. Он мечтал о громкой славе, а в итоге высшее общество фактически отвернулось от него не только из-за вольнодумства, но и благодаря безудержной любви к азартным играм. Известно, что к этому времени поэт сумел промотать довольно скромное состояние, доставшееся ему в наследство от отца, и рассчитывал поправить свои финансовые дела благодаря браку. Не исключено, что Софья Федоровна все же питала к своему дальнему родственнику теплые и нежные чувства, однако страх окончить свои дни в нищете вынудил девушку и ее семью отклонить предложение поэта.
Вероятно, предстоящее сватовство и ожидание отказа стали причиной столь мрачного расположения духа, в котором Александр Пушкин пребывал во время поездки и создал одно из самых романтичных и печальных стихотворений «Зимняя дорога», наполненных грустью и безысходностью. А также верой в то, что, возможно, ему удастся вырваться из порочного круга и изменить свою жизнь к лучшему.

"Зимняя дорога" Пушкина: анализ стихотворения

«Зимняя дорога» Пушкина, анализ которой является предметом настоящего обзора, стала одним из наиболее знаковых произведений в его творчестве. Будучи лирическим и трогательным по содержанию, оно вместе с тем подводит итоги его жизни и творчества. Сочинение интересно тем, что в нем переплетаются природные зарисовки, любовная тематика, а также глубокий философский смысл, которым проникнут внутренний монолог автора.

Наиболее примечательным образцом русской поэзии является стихотворение «Зимняя дорога» Пушкина. Анализ данного произведения следует начать с краткой характеристики условий его создания.

Александр Сергеевич написал его в 1826 году. Это было непростое время для поэта. Будучи влюбленным в свою дальнюю родственницу Софью Пушкину, он намеревался на ней жениться, однако получил отказ. И эта самая грусть по утраченной любви нашла свое отражение в стихотворении. Кроме того, в это же время он переживал не лучшие времена в своей творческой биографии.

Состоявшись как знаменитый писатель и поэт, он тем не менее мечтал о более громкой славе. Но в обществе у него была крайне неоднозначная репутация вольнодумца. Также многие недоброжелательно относились к его образу жизни: поэт много играл и растратил свое небольшое наследство от отца. Все эти обстоятельства, возможно, и стали причиной отказа Софьи, которая не решилась пойти против общественного мнения, хотя, как известно, испытывала к автору искреннюю симпатию.

Стихотворение «Зимняя дорога» Пушкина, анализ которого необходимо продолжить характеристикой зимнего пейзажа, в основном является зарисовкой поездки лирического героя к своей возлюбленной. Открывается произведение описанием унылой, грустной картины бесконечной зимней дороги, которая тянется перед путником бесконечной полосой, наводя тоску и печальные мысли. Перед читателем встают однообразные природные явления, характерные для этого времени года: туман, широкие поляны, пустынная даль, луна, которая освещает своим тусклым светом все вокруг. Все эти образы созвучны внутреннему настроению лирического героя, который погружен в глубокую меланхолию.

Любовная тема в стихотворении

Одним из наиболее пронзительных стихотворений является «Зимняя дорога» Пушкина. Анализ должен включать описание душевного состояния автора. Он грустит, но вместе с тем мечтает о своей возлюбленной. Воспоминание и мысли о ней поддерживают и утешают его в течение долгого и скучного пути. Унылым зимним зарисовкам противопоставлены картины домашнего быта и уюта. В своих мечтах поэт представляет камин с жарким огнем, теплую комнату, в которой он хочет встретиться со своей невестой. Повторение ее имени звучит как бы рефреном в стихотворении, передавая надежду лирического героя на скорое счастье. Вместе с тем он как бы предчувствует отказ, и именно поэтому его речь так грустна и вместе с тем проникновенна.

«Зимняя дорога» Пушкина – стихотворение, которое входит в школьную программу, так как в нем соединились основные мотивы его творчества: темы природы, любви и размышления о жизни. Образ бесконечной дороги – это также и символический образ его судьбы, который представляется ему долгим и очень грустным. Единственное, что скрашивает тоску – это однообразные песни ямщика, но они приносят лишь временное утешение. Так и в жизни поэта мало счастливых моментов, которые не приносят успокоения.

Стихотворение Пушкина «Зимняя дорога», анализ краткий которого должен включать разбор основной идеи автора, с удивительной простотой и непосредственностью передает философские размышления поэта о жизни, и тем оно особенно интересно для понимания его творчества.

Данное произведение, как уже выше говорилось, соединило основные черты творчества поэта. Пожалуй, в нем не прозвучала только тема дружбы, которая занимает видное место в его произведениях. В остальном же читатель видит в очень сжатом виде все то, что можно встретить на страницах его более крупных произведений: точный выразительный стиль, описание природы, размышления о судьбе, о потерянной любви. Стихотворение Пушкина «Зимняя дорога» полностью отличается от работ других поэтов мелодичностью и богатством языка.

«Зимняя дорога», анализ стихотворения Пушкина №5

Александру Сергеевичу Пушкину всегда хорошо удавалось выражать свое настроение через картины природы. Ярким примером тому служит стихотворение «Зимняя дорога» . написанное в декабре 1826 года. Прошел всего лишь год после восстания декабристов, среди которых было много друзей поэта. Одни уже казнены, другие сосланы в Сибирь. Сам Пушкин отбывал ссылку в Михайловском, поэтому его настроение оставалось подавленным.

Уже с первых строк произведения читателю становится ясно, что автор переживает не лучшие минуты в своей судьбе. Жизнь представляется герою унылой и беспросветной, как и одинокие поляны в холодном свете луны, через которые едет карета, запряженная тройкой лошадей. Путь страннику кажется долгим и скучным, а монотонный звук колокольчика – утомительным. Мрачный пейзаж гармонирует с чувствами поэта.

В «Зимней дороге» звучат традиционные философские нотки, характерные для пушкинской лирики. Настроение героя легко сопоставимо с настроением самого Александра Сергеевича. Поэтический образ «верст полосатых» символ переменчивой судьбы человека, а путь героя произведения, как и путь самого поэта, совсем не легок. Природа спит непробудным сном, везде царит зловещая тишина. За много верст вокруг нет ни домов, ни огней. Но, несмотря на меланхоличный тон стихотворения, в нем все-таки прослеживается надежда на лучшее. Герой мечтает о том, как вскоре будет сидеть у камина с любимой женщиной. Это придает ему силы и желание продолжать свое унылое путешествие.

Характерную для романтизма тему пути Пушкин трактует здесь совершенно в другом ключе. Обычно дорога символизирует свободу . герой вырывается на природу из тесного и душного помещения. В «Зимней дороге» все происходит наоборот. Природа враждебна герою, поэтому он спешит домой.

Произведение написано четырехстопным хореем . Оно представляет собой описание природы с элементами авторских размышлений и относится к жанру элегии. Композиция стихотворения – кольцевая. В первом четверостишии читатель погружается в зимний пейзаж, а последняя строфа вновь возвращает его в царство зимы.

Свое грустное и унылое настроение автор раскрывает с помощью эпитетов: «печальные» . «однозвучный» . «скучный» . Усиливает впечатление инверсия: «по дороге скучной» . «колокольчик однозвучный» . «тройка борзая» . «стрелка часовая» . Повторяющиеся несколько раз однокоренные слова характеризуют настроение автора и бесконечно длинную зимнюю дорогу, подчеркивая ее однообразие: «печальные» . «печально» . «скучной» . «скучно» . «скучен» .

В третьем четверостишии присутствуют эпитеты, выражающие отношение Александра Пушкина к русской песне. В двух соседних строках читатель встречает противоположные понятия тоски и удалого веселья, которые помогают автору намекнуть на противоречивость характера русского человека: «то разгулье удалое, то сердечная тоска» .

В четвертой строфе мы словно слышим топот конских копыт. Такое впечатление создается за счет повторения согласных «п» и «т». В пятом четверостишии Пушкин использует аллитерацию со звуком «з», который встречается в пяти словах из одиннадцати. В этой части стихотворения в двух строках подряд повторяется слово «завтра» . усиливая чувство ожидания встречи с любимой. В шестой строфе часто повторяются звуки «ч», «с», характерные для тиканья часов.

Завершающая седьмая строфа повторяет мотив пятой, но уже в иной интерпретации. Слово «путь» употреблено здесь в переносном смысле. Звуки «н», «л» в сочетании с ударным «у» вновь создают ощущение грусти, тоски и бесконечно длинной дороги.

Большинство глаголов в «Зимней дороге» раскрывают душевные переживания лирического героя. Особую мистичность и таинственность пейзажу придают олицетворения: луна «пробирается» сквозь туман, печально льет свет, лунный лик «отуманен» .

Стихотворение «Зимняя дорога» впервые было опубликовано в 1828 году в журнале «Московский вестник». Его музыкальность и стилистическая красота и по сей день привлекают внимание композиторов. Более пятидесяти авторов написали музыку к «Зимней дороге». Песни о ямщике и борзой тройке снискали огромную популярность, многие из них уже давно стали народными.

Послушать стихотворение Пушкина Зимняя дорога

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Ни огня, ни черной хаты... Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне. Скучно, грустно... Завтра, Нина, Завтра, к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.

Стих написан в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что стих написан о поездке поэта на дознание к псковскому губернатору.
Тема стиха гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:

Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.

Путь лирического героя непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые помогают понять душевное состояние путешественника. С помощью аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны. Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. На небольшом отрезке текста поэт использует многоточие четыре раза - Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью. Ночной пейзаж: чёрные хаты, глушь, снег, полосатые верстовые столбы. Во всей природе холод и одиночество. Приветливый огонёк в окне хаты, который может светить заблудившемуся путнику, не горит. Чёрные хаты – без огня, но “чёрный” - это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни. В последней строфе снова грустно, скучно. Ямщик умолк, звучит только “однозвучный” колокольчик. Применяется прием кольцевой композиции: «пробирается луна» - «отуманен лунный лик».Но долгая дорога имеет приятную конечную цель - встречу с любимой:

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Нагляжусь не наглядясь.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.


Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Тематика

Главная тема произведения – зимний пейзаж, который перекликается с печальным настроением лирического героя.

Мелькание полосатых столбов, отмечающих вёрсты, «печальные поляны» в бледном лунном свете, утомляющий звон колокольчиков и унылое пение ямщика – всё это навевает скуку и грусть.

Во второй части стихотворения присутствует также тема любви. Главному герою пришлось на время покинуть дорогого человека и он, скучая, с нетерпением ждёт новой встречи.

Идея

Существует мнение, что в стихотворении нашло отражение сватовства поэта к его дальней московской родственнице, Софии Фёдоровне Пушкиной. Перед отъездом в Михайловское поэт побывал у неё и сделал ей предложение.

В стихотворении Софья выведена под именем Нина, именно о ней думал поэт во время долгой дороги в Михайловское.

Но, возможно, в «Зимней дороге» помимо внешних впечатлений от поездки присутствуют и другие мотивы – с зимней дорогой поэт подсознательно ассоциирует свой жизненный путь.

Пушкин не мог не думать о событиях, которые произошли в декабре 1825 года на Сенатской площади Петербурга, где, по его собственным словам, он не присутствовал лишь потому, что находился в ссылке.

Царь вернул ему свободу передвижения, позволил жить в столице, но отношения с властью остались напряжёнными.

Пушкин не испытывал большой радости, возвращаясь в светское общество, поскольку многие из его друзей и знакомых из круга декабристов уже находились в тюрьмах или были сосланы в Сибирь.

Краткий анализ стихотворения «Зимняя дорога»

Вариант 1

Произведения А. С. Пушкина по праву являются классикой мирового уровня. В стихотворении «Зимняя дорога» гармонично переплетаются мысли и чувства с описаниями природы.

Стихотворение создано в 1826 году. Для поэта это было нелегкое время, что нашло свое отображение в этом произведении.

В самом начале произведения перед читателем вырисовываются унылые природные явления, монотонная зимняя дорога, наводящая печаль и тоску. Пустынная даль, туман, зимний вечер, луна, освещающая своим тусклым светом – грустная картина, созвучная меланхоличному настроению героя. Скучная зимняя дорога навевает на поэта тоску. Поначалу звон колокольчика развеивает печаль, но вскоре начинает утомлять. Напевы ямщика утешают в долгой дороге, но и его песни навевают тоску. Все вокруг покрыто грустью и печалью.

Поэт испытывает чувства печали, усталости, одиночества. Но даже когда вокруг мрак и уныние, все равно остается надежда на лучшее будущее. Герой погружается в мечты. В своих грезах он переносится к возлюбленной, по которой скучает и ждет скорой встречи. Воспоминания и мысли о ней утешают и поддерживают его во время утомительного пути.

В этом произведении сочетаются основные темы, которые обычно затрагивает А. С. Пушкин: природа, любовь, размышления о жизни и судьбе. В бесконечной дороге он представляет себе свою судьбу – долгую и печальную.

Именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.

Стихотворение Пушкина «Зимняя дорога» отличается мелодичностью, пронзительностью и богатством языка.

5,6 класс

Вариант 2

Стихотворение создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано о поездке опального поэта на дознание к псковскому губернатору.

Так что настроение автора соответствует настроению лирического героя. с жизненными невзгодами. Это стихотворение относится к философской лирике Пушкина. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:

Ни огня, ни чёрной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне.

Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” — это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые помогают понять душевное состояние путешественника. С помощью аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны.

Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. На небольшом отрезке текста поэт использует многоточие четыре раза — Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью.

Ночной пейзаж: чёрные хаты, глушь, снег, полосатые верстовые столбы. Во всей природе холод и одиночество. Приветливый огонёк в окне хаты, который может светить заблудившемуся путнику, не горит. Чёрные хаты – без огня, но “чёрный” — это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни. В последней строфе снова грустно, скучно. Ямщик умолк, звучит только “однозвучный” колокольчик. Применяется прием кольцевой композиции: «пробирается луна» — «отуманен лунный лик». Но долгая дорога имеет приятную конечную цель — встречу с любимой:

Скучно, грустно… Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Нагляжусь не наглядясь.

При драматизме ситуации вынужденной несвободы Пушкин, обходясь без религиозных мотивов, демонстрирует истинно христианское отношение к миру, его принятие. Образ зимней дороги как метафоры жизненного пути героя приводит героя Пушкина к гармонии.

Вариант 3

Стихотворение Зимняя дорога было написано в 1826 году. Для него это было тяжелое время, когда и он сам, и его друзья были отправлены в ссылки. С помощью описаний природы поэт всегда точно передавал свои мысли и настроения. Изучая стих, сразу видно, что у поэта наступил унылый, одинокий и беспросветный этап в жизни. Л

ирический герой (сам Пушкин) едет в карете по скучной дороге. Звук колокольчика уже раздражает. Все вокруг – это истинные чувства поэта. Единственное, что утешает его, это мысли о будущем, где он будет вместе со своей возлюбленной. Стихотворения Зимняя дорога имеет особенный символизм. Переменчивые полосы – это переменчивая судьба, дорога – это свобода.

Правда, именно в этом стихе природа и дорога стали его тюрьмой, а светлый дом – желанной целью. Размер стиха Зимняя дорога – 4‑стопный хорей. Жанр – элегия, где авторские мысли объединены с описанием природы. Композиция кольцевая. Мы в начале наблюдаем за зимней дорогой, а в конце снова возвращаемся к ней. Средства выразительности здесь помогают передать настроение Пушкина. Эпитеты – скучный, печальные, однозвучный.

Усиления – тройка борзая, дорога скучная. Однообразие передается повторениями однокоренных слов – скучной, скучен, скучно. Есть и противоположности, и звуковые эффекты. Активное использование звуков «п» и «т» создает впечатление конских копыт.

Вариант 4

Стихотворение “Зимняя дорога” создано под впечатлением поездки из Пскова в Москву (конец декабря 1826-го года). Это пейзажная лирика с элементами интимной (образ Нины, относительно которого исследователи творчества поэта теряются в догадках: кто бы мог быть прототипом).

В стихотворении использованы разнообразные эпитеты, что сообщает выразительность и многозначность описаниям природы: “волнистые туманы”, “однозвучный колокольчик”, “черная хата”, “версты полосаты”… Мир, увиденный лирическим героем во время ночной поездки, освещенный “печальным” светом луны, оказывается совсем иным, нежели привычный ему мир, и это вносит разлад в его душу, что подтверждается словами: “Скучно, грустно…”.

Бесконечная однообразная смена “вёрст полосатых”, монотонность пути, “печальные поляны”, “утомительный” “гром” (заметим, не “звенит”, а именно “гремит” колокольчик!), — все это созвучно главному, что не даёт покоя лирическому герою и что становится известным читателю только в последней строфе стихотворения: “Грустно, Нина: путь мой скучен…”. Можно предположить, что безрадостный сам по себе пейзаж становится в глазах лирического героя еще более безрадостным потому, что его душевные переживания, его настроение далеки от безоблачных.

Система образов

Образы в данном художественном произведении – зыбкие отражения реальности, возникающие в сознании человека и передаваемые читателям посредством слова.

В первой строфе стихотворения перед читателем возникает образ ночного заснеженного пространства, освещаемого печальным светом луны.

Этот образ глухой дороги, которую обрамляют лишь «вёрсты полосаты», дополняет образ ямщика, он то поёт, то, утомившись, дремлет.

Статичному пустынному пейзажу противопоставляется символ движения – образ «борзой» тройки, а глухой зимней тишине – образ однозвучного колокольчика.

Во второй части стихотворения возникает зыбкий образ молодой женщины. В сознании лирического героя он тесно связан с образом комнаты, где тепло и уютно от горящего камина.

Средства художественной выразительности

Для усиления художественной выразительности поэт использует:

  • метафоры «пробирается луна», «печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик»;
  • эпитеты «волнистые», «удалое», «чёрная», «полосаты»;
  • инверсию (прилагательное следует за существительным): «по дороге зимней», «тройка борзая», «стрелка часовая» и др.;
  • повторение слов, связанных с печалью и скукой, что подчёркивает однообразное движение в долгом пути;
  • антитезу (противопоставление): «То разгулье удалое, то сердечная тоска».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимняя дорога.

История создания – произведение было написано в 1826 г., впервые появилось в печати в журнале «Московский вестник» за 1828 г.

Тема стихотворения – печальное очарование зимней природы и «сердечная тоска».

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Стихотворение состоит из семи строф.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры«сквозь туманы пробирается луна», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик».

Эпитеты«волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «чёрная хата», «вёрсты полосаты».

История создания

Стихотворение появилось из-под пера Александра Сергеевича в 1826 г. Оно имеет автобиографическую основу. Существуют две версии истории создания произведения. Одни исследователи считают, что оно посвящено дальней родственнице автора – Софии Пушкиной. Немногие знают, что поэт собирался жениться на ней. Зимой 1826 г. он сделал девушке предложение. Согласно этой гипотезе под образом таинственной Нины скрывается София.

Другие ученые утверждают, что произведение было написано после поездки в Москву. В сентябре 1826 г. Пушкина, находившегося в ссылке в селе Михайловское, уведомили, что в Москве его ожидает Николай I. Император пообещал поэту своё покровительство и освобождение от контроля со стороны цензуры. Известно, что разговор с императором был напряжённым.

Впервые «Зимний вечер» появился в печати в 1828 г. в журнале «Московский вестник».

Тема

Как у многих поэтов, пишущих пейзажную лирику, стихотворения Пушкина тесно связаны с душевными переживаниями человека. Автор раскрывает две темы – красота зимней природы и «сердечная тоска».

Лирический герой едет по зимней дороге. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется герою скучной, и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.

Лирический герой стихотворения прислушивается к песням ямщика. Напевы вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По пути ничто не радует глаз, вокруг пустынно: ни огня, ни «хаты», только верстовые столбы попадаются и ещё больше угнетают героя.

Скука немного развеивается, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать прекрасные минуты в обществе девушки. Заметно, что герой влюблён, ведь он говорит: «Я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь». Героя радует то, что полночный час не разлучит его с возлюбленной.

В последней строфе путник оставляет грёзы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике.

После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: печальные, однообразные заснеженные равнины наводят на героя тоску, и он мечтает о встрече с любимой.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. По смыслу стихотворение условно делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Картины зимней природы обрамляют обращение к девушке. Стихотворение состоит из семи строф по четыре строки в каждой. Разбор формальной и смысловой организации стиха помогает проследить, как автор реализует идею произведения.

Жанр

Жанр произведения – элегия. Поэт описывает природу, постоянно подчеркивая свою печаль; в стихах, обращённых к Нине, вместе с радостными нотками чувствуется тоска. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрёстная АВАВ, чередуются мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Зимний пейзаж создаётся при помощи средств выразительности. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Преобладают в тексте эпитеты: «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «чёрная хата», «вёрсты полосаты». Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают метафоры-олицетворения: «сквозь туманы пробирается луна», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик». Сравнения поэт не использует. Смешанные чувства лирического героя передаются при помощи антитезы, например, описывая песню ямщика, он говорит, что в ней чувствуется: «То разгулье удалое, то сердечная тоска».

Для того чтобы передать печаль героя, А.С. Пушкин заканчивает многоточием несколько предложений.

Анализ стихотворения Пушкина «Зимняя дорога»

Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году и, как считают многие исследователи творчества поэта, посвященное его дальней родственнице – Софии Федоровне Пушкиной.

У этого стихотворения есть довольно печальная предыстория . Мало кому известно, что с Софьей Пушкиной поэта связывали не только родственные узы, но и весьма романтические отношения. Зимой 1826 года он сделал ей предложение, однако получил отказ. Поэтому вполне вероятно, что в стихотворении «Зимняя дорога» таинственная незнакомка Нина, к которой обращается поэт, и является прообразом его возлюбленной. Само же путешествие, описанное в данном произведении – не что иное, как визит Пушкина к его избраннице с целью решить вопрос о бракосочетании.

С первых строк стихотворения «Зимняя дорога» становится ясно, что поэт пребывает отнюдь не в радужном настроении . Жизнь представляется ему унылой и беспросветной, как «печальные поляны», через которые зимней ночью мчится карета, запряженная тройкой лошадей. Мрачность окружающего пейзажа созвучная тем чувствам, которые испытывает Александр Пушкин. Темная ночь, тишина, изредка нарушаемая звоном колокольчика и унылой песне ямщика, отсутствие селений и вечный спутник странствий – полосатые верстовые столбы – все это заставляет поэта впасть в некую меланхолию. Вполне вероятно, что автор заранее предчувствует крах своих матримониальных надежд, однако не хочет себе в этом признаваться. Для него образ возлюбленной является счастливым избавлением от утомительного и скучного путешествия . «Завтра к милой возвратясь, я забудусь у камина» - с надеждой мечтает поэт, рассчитывая на то, что конечная цель с лихвой оправдает длительное ночное путешествие и позволит в полной мере насладиться покоем, уютом и любовью.

В стихотворении «Зимняя дорога» есть и определенный скрытый смысл. Описывая свое путешествие, Александр Пушкин сравнивает его с собственной жизнью, такой же, по его мнению, скучной, унылой и безрадостной. Лишь некоторые события вносят в нее разнообразие наподобие того, как ямщицкие песни, удалые и грустные, врываются в ночную тишину. Однако это – лишь короткие мгновения, которые не способны изменить жизнь в целом, придать ей остроту и полноту ощущений.

Не стоит также забывать, что к 1826 году Пушкин был уже состоявшимся, зрелым поэтом, однако его литературные амбиции не были удовлетворены в полной мере. Он мечтал о громкой славе, а в итоге высшее общество фактически отвернулось от него не только из-за вольнодумства, но и благодаря безудержной любви к азартным играм. Известно, что к этому времени поэт сумел промотать довольно скромное состояние, доставшееся ему в наследство от отца, и рассчитывал поправить свои финансовые дела благодаря браку. Не исключено, что Софья Федоровна все же питала к своему дальнему родственнику теплые и нежные чувства, однако страх окончить свои дни в нищете вынудил девушку и ее семью отклонить предложение поэта.

Вероятно, предстоящее сватовство и ожидание отказа стали причиной столь мрачного расположения духа, в котором Александр Пушкин пребывал во время поездки и создал одно из самых романтичных и печальных стихотворений «Зимняя дорога», наполненных грустью и безысходностью. А также верой в то, что, возможно, ему удастся вырваться из порочного круга и изменить свою жизнь к лучшему.

Эпитеты, метафоры, олицетворения

В тексте имеются такие средства художественной выразительности:

  • олицетворения – «пробирается, льет свет луна», «докучных (надоедливых, лишних) удаляя, полночь …не разлучит», «печальные поляны» - позволяют автору на время долгого скучного пути «сконструировать» собеседника, придать тексту живость и образность;
  • эпитеты – «борзая (резвая) тройка», «разгулье удалое», «сердечная тоска», «версты полосаты», «мерный круг», «лунный лик» - создают уникальную содержательность и ориентируют читателя на особое эмоциональное восприятие;
  • метафоры - «льет свет», «отуманен лик» - живо создают неопределенную атмосферу лунного вечера;
  • многочисленные примеры инверсии – «пробирается луна, льет …свет она», «что-то слышится родное», «версты полосаты», «стрелка часовая», «путь мой скучен», «круг свой», «смолкнул ямщик» - позволяют выстроить рифму и сделать акцент на финальном слове;
  • катахреза (сочетание несовместимых по значению, но образующих смысловое целое слов) «льет печально» подтверждает, что в стихотворении все проникнуто печалью, даже свет;
  • многосоюзия - «то разгулье, то тоска…», «ни огня, ни… хаты» - отражают противоречивое настроение лирического героя, его горячее желание человеческого общения;
  • лексический повтор – «Завтра, Нина, завтра к милой…» - отражает нетерпение поэта;
  • антонимы - «разгулье - тоска»;
  • многочисленные умолчания – «глушь и снег…», «…только версты попадаются…», «Скучно, грустно…» говорят об отчаянии, охватившем одинокого путника, его поиске утешения и сочувствия.
  • оксюморон - «загляжусь не наглядясь» - отражает силу чувства лирического героя.
    Оборот «версты полосаты» обозначает верстовые столбы, которые были выкрашены в полоску, чтобы выделялись среди сугробов.

В тексте имеется примета высокого стиля – слово «лик». Общую тягостную атмосферу создают многочисленные повторы - «на печальные поляны льет печальный свет она», «тоска», «скучно, грустно…», «грустно, … путь мой скучен». Мечты одинокого путника о тепле, уюте, треске камина и приятном обществе обрывает все тот же звон ненавистного колокольчика.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Читая стихотворение Пушкина «Зимняя дорога», чувствуешь грусть, которая охватила поэта. И не на пустом месте. Произведение было написано в 1826 году, в сложный период жизни Александра Сергеевича. Совсем недавно произошло восстание декабристов, после которого были арестованы многие . Денег тоже не хватало. Он потратил к тому времени скромное наследство, оставшееся от отца. Также одним из поводов к созданию стиха, возможно, послужила несчастная любовь к Софье, дальней родственнице. Пушкин сватался к ней, но безуспешно. Отголосок этого события мы видим в данном произведении. Герой думает о своей возлюбленной по имени Нина, но предчувствует невозможность счастья с ней. В стихотворении отразилось общее настроение подавленности и тоски.

Преобладающий размер в стихотворении «Зимняя дорога» – четырёхстопный хорей с перекрестной рифмой.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Варианты автографа

А. Черновой автограф.

Сквозь волнистые туманы[~ 1]
Пробирается луна
На печальные поляны
Льет печальный свет она.[~ 2]

По дороге зимней скучной
Тройка борзая бежит
Колокольчик однозвучный
Предо мной гремит гремит[~ 3]

[пение живое][~ 4]
[Молодого] ямщика

*

Сердце русское простое
[Слышно] в [песни] ямщика

*

[Чувство][~ 5] [русское простое]
[Слышно] в песнях ямщика

*

[Что слышится живое >]
В [т >] песнях ямщика

*

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика
То разгулье удалое
То душевная тоска

*

[Ель под инием сребрится]

*

[Сосны инием сребртся]

*

Скучно-грустно....друг мой [нежный]
[Завтра] [на>]

*

Скучно-грустно....друг [сердечный]

*

Скучно-грустно...
‎>
[Скоро ль радостной рукою]
[Постучусь]

*

[Скоро ль в комнате> тв][~ 6]
[Очутиться мне >]

*

[Воротясь]

*

[Скоро ль]

*

[свет моих] очей

*

Скучно-грустно... друг мой Нина
Радость сердца и очей[~ 7]
Буду завтра у камина[~ 8]
В светлой комнате твоей

*

Скучно-грустно... друг мой Нина
Завтра к милой
Я забудусь у к
Загляжусь не на

*

[Лишь порой ему на встречу]
[Полосатые версты]

*

Ни огня, ни хаты[~ 9]
М> и глушь — на встречу мне[~ 10]
Только версты полосаты
Попадаются

*

[Время]

*

[Полночь]

*

[Час настанет]

*

[Стрелку передвинет]

*

[Стрелки часовые]
[Тихо стрелки часовые]

*

Звучно стрелка часовая
Путь свой полный совершит[~ 11]
В полночь тьма ночная

*


Звучно стрелка часовая
Путь свой мерный совершит
И докучных удаляя[~ 12]
Полночь нас не разлучит[~ 13]

Скоро ль Нина — Путь мой скучен[~ 14]
‎>
Колокольчик однозвучен

*

Скоро ль Нина—Путь мой скучен
Светит бледно лик луны[~ 15]
Колокольчик однозвучен
Смолкнул

*

Скоро ль Нина—Путь мой скучен
Светит бледно лунный лик
Колокольчик однозвучен
Дремля смолкнул мой ямщик


  1. Сквозь печальные поляны (описка)
  2. Сыплет блеск
  3. а. На гремит, гремит —
    б. На дуге > гремит, гремит —
    в. На своей дуге> гремит —
    г. На дуге> своей гремит—
  4. а. песнь
    б. пенье удалое
    Молодое ямщика
    в. пенье удалое
    Молодого ямщика
  5. Сердце
  6. и в комнате> тв
  7. Счастье сердца и очей
  8. а. Стих начат: Скоро ль
    б. Как в тексте.
    в. Завтра буду у камина
  9. Стих начат: а. И кругом > б. Ни огня, ни хаты
  10. а. Стих начат: Им
    б. на встречу мне
    Только версты полосаты
    Попадаются
    в. Дичь и глушь — на встречу мне и т. д.
    г. Снег и глушь — на встречу мне и т. д.
  11. Стих начат: Круг свой полный
  12. а. Стих начат: В
    б. И разлучая
    в. И ревнивцев удаляя
  13. Стих начат: Нас ник
  14. а. Стих начат: Скоро ль
    б. Грустно, Нина, скучно
    в. Стих начат: Нина ! ск >
  15. а. Стих начат: Д>
    б. Светит бледно луны

Б. Отличия первой беловой редакции.

Заглавие вписано позднее текста.
Порядок строф:

а. I.  По дороге зимней скучной (строфа 2-я)

II.  Что-то слышится родное (строфа 3-я)

III.  Сквозь волнистые туманы (строфа 1-я)

б. I.  По дороге зимней скучной

II.  Сквозь волнистые туманы

III.  Что-то слышится родное

Льет печальный свет она

11  То раздолье удалое

13  Стих начат: Ни огня ни бе ○

14  Глушь и мрак. ... на встречу мне ○

18  Завтра в город возвратясь ○

25—28  отсутствуют.

История создания произведения

В сентябре он получил высочайшее разрешение приезжать в Москву, чем сразу же воспользовался. Опальный поэт был представлен императору. Павел Анненков писал:

В комментариях к воспоминаниям Анненкова говорится:

Из Москвы Пушкин вернулся в деревню 20 ноября. В период с конца ноября, до второй половины декабря и могло быть написано это произведение. Кто такая Нина, для биографов и критиков осталось тайной за семью печатями. Не исключено, что Вульфы были не единственными поместными соседями Пушкина, кого он навещал в период вынужденного затворничества.

Существует версия (сомнительная), что в образе Нины поэт выводит дальнюю московскую родственницу Софию Фёдоровну Пушкину, к которой сватался в тот год, но получил отказ. Сомнение вызывает имя, упомянутое в стихотворении.

Уже в декабре Пушкин снова возвратился в Москву, где со всей своей страстностью окунулся в московские развлечения, которых немало проводилось зимой в обеих столицах.

Впервые стихотворение было опубликовано в журнале «Московский вестник» в 1828 году.