Стих пушкина птичка божия не знает анализ

Стих пушкина птичка божия не знает анализ

Содержание

Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины» Цветаевой

М. Цветаева еще до революции остро ощущала свое одиночество и отличие от окружающих людей. Это чувство значительно усилилось после установления советской власти. Поэтесса не признавалась новым режимом, ее произведения подвергались жесткой критике и не печатались. К этим трудностям добавились трагедии в личной жизни. Цветаеву покидает муж, отправившийся в эмиграцию. Через некоторое время у нее умирает дочь. Такая ситуация способна довести до отчаяния любого человека, но поэтесса находит в себе силы. В 1920 г. он создает жизнеутверждающее стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

В основу стихотворения поэтесса положила значение своего имени (Марина – с лат. «морская»). Она использует сравнение двух основных мировых стихий: земли и воды. Называя себя «бренной пеной морской», Цветаева противопоставляет ее камню и глине, олицетворяющими землю. Она не случайно выбрала эти образы. Согласно двум основным мировым религиям (христианство и мусульманство) творец создал первого человека из глины. Эти представления связаны с податливостью материала, с возможностью придания ему любой формы. Но застывшая и обожженная глина становится подобна камню, ее уже нельзя изменить. Камень вечен, он теряет всякую одухотворенность. В произведении содержится прямая аналогия – «могильная плита».

Себя поэтесса связывает со стихией воды, которая находится в постоянном движении и изменении. Она не имеет законченной формы. Возможно, Цветаева сравнивает себя с Афродитой, которая по легенде была рождена из морской пены. По крайней мере, она приписывает себе некоторые качества любвеобильной богини: «измена», «своеволье», «кудри беспутные».

Поэтесса дерзко отвечает всем своим недоброжелателям, что ее невозможно сломать или уничтожить. Вода способна преодолеть любую преграду, так как продолжает жизнь с каждой новой волной. Столкновение воды с камнем символизирует противостояние Цветаевой с жестким политическим режимом. Другой вариант – свой изменчивый и веселый характер поэтесса сравнивает с человеческой черствостью и равнодушием.

Неизвестно, была ли до конца искренна Цветаева в этом стихотворении. Возможно, это – отчаянный самообман измученной души. Дальнейшая трагическая судьба и самоубийство подтверждают, что и вода может покориться непреодолимой силе. Однако в свое время произведение бесспорно вызвало ярость в тех, кто считал поэтессу уже окончательно сломленным и утратившим веру в жизнь человеком.

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» — стихотворение, написанное в трудный для Цветаевой период. Она тогда жила вдали от мужа в Москве, при этом толком не знала, что с ним происходит. Кроме того, ее существование нельзя было назвать безбедным – в новой реальности Советской России ей приходилось нелегко. Несмотря на обстоятельства, стихотворение ««Кто создан из камня, кто создан из глины…» проникнуто оптимистическими настроениями, свободолюбием, жаждой жизни и борьбы.

Анализ стихотворения Цветаевой Кто создан из камня

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» М.И. Цветаева расшифровывает значение собст­венного имени. Имя «Марина» имеет значение «морская».

Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и свое­волию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросает в море жизни. М.И.

Цветаева создает образ неукротимой сти­хии, которая бушует не только в реальности, но и в сердце лирической героини. Героиня уподобляется серебрящейся морской пене. Она в буквальном смысле сливается с ней, ис­пытывая чувство гармоничного единения с миром морской стихии.

В стихотворении важную художественную функцию вы­полняет звукопись.

Это прежде всего причудливые переливы аллитерационных цепочек («Серебрюсь и сверкаю» (аллите­рации «с», «р»), «Мне дело — измена, мне имя — Марина» (аллитерация «м»), «Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена — веселая пена — Высокая пена морская» (аллитерация «в»)). Кроме того, в стихотворении довольно много различных повторов.

Основным изобразительно-выразительным средством ста­новится метафора, благодаря которой содержание произведения воспринимается в двух образных планах. Во-первых, перед глазами читателя возникает поэтичная картина морского побе­режья с ритмичным накатом пенящихся волн.

Во-вторых, становится понятной мятежная душа лирической героини, пе­ременчивая и своевольная. Морская стихия помогает ей возро­ждаться в пучине житейских испытаний. Стихотворение овеяно оптимистическим пафосом, духом бунтарства и свободомыс­лия, творческим стремлением к созиданию.

Тематически про­изведение перекликается со стихотворением «Душа и имя», в котором М.И. Цветаева также упоминает о связях имени с мор­ской стихией. Впоследствии она несколько переосмыслила свое отношение к образу моря. В произведении «Мой Пушкин» М.И.

Цветаева писала: «…Безграмотность моего младенческого отождествления стихии со стихами оказалась — прозрением: «свободная стихия» оказалась стихами, а не морем, стихами, то есть единственной стихией, с которой не прощаются никогда» (М. Цветаева Проза поэта. М. 2001, с. 113)

Похожие сочинения

Лирическому герою Н.М. Рубцова присуще обостренное чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в стихотворении «Душа хранит», которое Н.М. Рубцов, по. смотреть целиком

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» представляет собой монолог убитого летом 1942 года солдата. Это и завещание мёрт­вых живым, и тревожная надежда на будущую победу, и уверен­ность в том, что смерть была не напрасной. Герой А. Т. Твардовского думает. смотреть целиком

Стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913) — одно из наиболее восторженных и романтических произведе­ний молодой М.И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания: Вы, чьи широкие шинели Напоминают. смотреть целиком

Свободная тема “Анализ стихотворения” – сочинение “Стихотворение А.Блока “О, я хочу безумно жить. “” Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо. смотреть целиком

Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С.Л. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного. смотреть целиком

Тридцатые годы 19 века – время решения сложных социальных и философских проблем, время глубоких раздумий над смыслом жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий. Название “Дума”. смотреть целиком

Стихотворение «Смерть Поэта» написано в том же 1837 г. Оно занимает особое место в истории русской литературы. Это самый ранний и самый сильный отклик на смерть Пушкина, выразивший беспредельное горе и гражданское негодование всех передовых людей эпохи. смотреть целиком

Анализ стихотворения М.И. Цветаевой “Кто создан из камня, кто создан из глины”

Это стихотворение было написано в 1920 году и включено в сборник «Версты». Как и в ранних сборниках, все внимание поэта обращено к своему внутреннему миру, к себе как к воплоще­нию всей полноты земного бытия. По сути, в стихотворении заявлена традиционная тема поэта и толпы.

Главные приметы лирической героини — вечное изменение, движение, порыв, полет. Она сравнивает себя с морской пеной, вечно разбивающейся о камни и вечно воскресающей вновь. Поэту противопоставлены «другие» (толпа). Их характеризует статичность, они созданы из камня и глины, из плоти.

Конфликт поэта и толпы обозначен в последней строфе: поэт, обреченный на одиночество и непонимание, «дробится» о «гранитные колена» толпы. Но вместе с тем все произ­ведение пронизано бесшабашной удалью и оптимизмом.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — веселая пена —

Высокая пена морская!

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Друг, прочти еще несколько интересных материалов:

Анализ стихотворения Цветаевой “Кто создан из камня” как провести?

Очень важно при анализе этого стихотворения обратить внимание на очень удачную находку в первой строфе, где свое имя – Марина, поэтесса сравнивает с морской пеной. А ведь корни этого имени латинские и значит оно именно Морская.

Тут же используется противопоставление между морской душой поэта, сделанной из пены и теми, кто сделан из камня или глины, веществ очень материальных и приземленных. Можно обратить внимание и на напрашивающееся противопоставление между водой и землей, первая служит символом изменчивости, вторая твердости.

Если твердость полезна для практичного человека, то морская изменчивость подходит человеку творческому. Именно на это обращает внимание Цветаева во второй строфе. Она придает тем, кто создан из глины плоть и тем самым точно характеризует их приземленность, их обреченность на смерть, гроб и могильные плиты.

в то время как рожденная в полете душа поэта стремится ввысь и способна разбиться, но вспыхнуть. сгореть в лучах славы или солнца. Ее увидят многие, стоит лишь поднять свой взгляд вверх, к небу, песня поэта может достучаться до любого сердца, что конечно же не доступно и чуждо тем, кто создан каменными.

И в последней строфе Марина Цветаева словно подписывает приговор каменным и глиняным истуканам – она может разбиться о них в бесплодных попытках показать всю красоту слова. всю красоту жизни, но даже разбившись она не умрет, ведь песня, стихи, идущие из души. из морской пены, остаются жить, пробившись к сердцам тех, кто сумеет почувствовать их очарование.

Это стихотворение очень оптимистичное, оно пронизано жаждой жизни и жаждой творчества, желанием совершить что-то знаковое, может быть даже бросить вызов судьбе, но только не стать такой же как те, кто сделан из камня.

в избранное ссылка отблагодарить

«Кто создан из камня, кто создан из глины…»

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» М.И. Цветаева расшифровывает значение собст­венного имени. Имя «Марина» имеет значение «морская».

Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и свое­волию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросает в море жизни. М.И.

Цветаева создает образ неукротимой сти­хии, которая бушует не только в реальности, но и в сердце лирической героини. Героиня уподобляется серебрящейся морской пене. Она в буквальном смысле сливается с ней, ис­пытывая чувство гармоничного единения с миром морской стихии.

В стихотворении важную художественную функцию вы­полняет звукопись.

Это прежде всего причудливые переливы аллитерационных цепочек («Серебрюсь и сверкаю» (аллите­рации «с», «р»), «Мне дело — измена, мне имя — Марина» (аллитерация «м»), «Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена — веселая пена — Высокая пена морская» (аллитерация «в»)).

Кроме того, в стихотворении довольно много различных повторов.

Основным изобразительно-выразительным средством ста­новится метафора, благодаря которой содержание произведения воспринимается в двух образных планах. Во-первых, перед глазами читателя возникает поэтичная картина морского побе­режья с ритмичным накатом пенящихся волн.

Во-вторых, становится понятной мятежная душа лирической героини, пе­ременчивая и своевольная. Морская стихия помогает ей возро­ждаться в пучине житейских испытаний. Стихотворение овеяно оптимистическим пафосом, духом бунтарства и свободомыс­лия, творческим стремлением к созиданию.

Тематически про­изведение перекликается со стихотворением «Душа и имя», в котором М.И. Цветаева также упоминает о связях имени с мор­ской стихией. Впоследствии она несколько переосмыслила свое отношение к образу моря. В произведении «Мой Пушкин» М.И.

Цветаева писала: «…Безграмотность моего младенческого отождествления стихии со стихами оказалась — прозрением: «свободная стихия» оказалась стихами, а не морем, стихами, то есть единственной стихией, с которой не прощаются никогда» (М. Цветаева Проза поэта. М. 2001, с. 113).

На этой странице искали :

  • кто создан из камня кто создан из глины анализ
  • кто создан из камня анализ
  • анализ стихотворения цветаевой кто создан из камня кто создан из глины
  • цветаева кто создан из камня анализ
  • анализ стихотворения цветаевой кто создан из камня

Темы соседних сочинений

← Кроме любви↑ ЦветаеваКурлык →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/cvetaevoj/kto-sozdan-iz-kamnya

История создания

Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…» написано 23 мая 1920 года. Оно входит в цикл «Н. Н. В.», посвященный художнику Николаю Николаевичу Вышеславцеву. С ним Цветаева познакомилась в марте 1920 года. Немногим ранее от голода скончалась младшая дочь поэтессы – Ирина. У нового друга Марина Ивановна искала в первую очередь защиты и опоры. Цветаева быстро увлеклась Вышеславцевым и столь же быстро разочаровалась в нем. Благодаря их отношениям на свет появились более 25 стихотворений поэтессы. Что касается Вышеславцева, то он написал портрет Марины Ивановны и оформил ее сборник «Версты», выпущенный в 1922 году.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Кто создан из камня, кто создан из глины.

История создания – стихотворение вошло в сборник вёрсты, вышедший в 1922 году, написано оно было в 1920 году – самом тяжёлом году в судьбе Цветаевой. Личные трагедии и творческий кризис не сломили поэта, она создала оптимистическое произведение, провозгласившее победу и торжество таланта.

Тема – поэт и толпа, непонимание, отверженность и вместе с тем избранность и величие творящих бессмертное искусство.

Композиция – четыре строфы, объединённые монологом лирической героини.

Жанр – лирическое стихотворение, напоминающее оду творческому свободному человеку, самой себе.

Стихотворный размер – амфибрахий, придающий плавное, ритмичное звучание лирическому произведению Цветаевой.

Эпитеты – “кудри беспутные”, “весёлая пена”, “бренная пена”.

Метафора – “гранитные колени”, “пена морская”.

Фразеологизм – земная соль, означающий избранность, превосходство в обычной жизни.

Тематика и сюжет

Стихотворение бессюжетно. В центре – мысли, эмоции, чувства лирической героини. Содержание произведения раскрывается для читателя через два образных плана. Первый – морской пейзаж с бьющимися о берег волнами. Второй – изображение мятежной души лирической героини, женщины своевольной и с переменчивым настроением.

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» перекликается с ранним стихотворением Цветаевой «Душа и имя», вошедшим во второй сборник поэтессы «Волшебный фонарь» (1912). Смысловая оригинальность обоих произведений заключается в том, что в них образ лирической героини раскрывается в первую очередь через ее имя. Правда, в «Душе и имени» оно не называется. Только говорится, что имя героине бог дал морское, как и душу.

«Кто создан из камня, кто создан из глины…», анализ стихотворения Цветаевой

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» – стихотворение, написанное в трудный для Цветаевой период. Она тогда жила вдали от мужа в Москве, при этом толком не знала, что с ним происходит.

Кроме того, ее существование нельзя было назвать безбедным – в новой реальности Советской России ей приходилось нелегко.

Несмотря на обстоятельства, стихотворение ««Кто создан из камня, кто создан из глины…» проникнуто оптимистическими настроениями, свободолюбием, жаждой жизни и борьбы.

Тематика и сюжет

Стихотворение бессюжетно. В центре – мысли, эмоции, чувства лирической героини. произведения раскрывается для читателя через два образных плана. Первый – морской пейзаж с бьющимися о берег волнами. Второй – изображение мятежной души лирической героини, женщины своевольной и с переменчивым настроением.

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» перекликается с ранним стихотворением Цветаевой «Душа и имя», вошедшим во второй сборник поэтессы «Волшебный фонарь» (1912).

Смысловая оригинальность обоих произведений заключается в том, что в них образ лирической героини раскрывается в первую очередь через ее имя. Правда, в «Душе и имени» оно не называется.

Только говорится, что имя героине бог дал морское, как и душу.

Лирический герой

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» лирическая героиня – женщина, которую зовут Марина. Ее характер определен именем.

Оно представляет собой аналог древнеримского мужского имени Марин, произошедшего от латинского слова «marīnus», что переводе на русский значит «морской».

Тем, что она сравнима с древнегреческой богиней красоты и любви Афродитой, рожденной из морской пены. Тем, что у нее есть способность воскресать с каждой волной, противостоя жизненным трудностям и не ломаясь под натиском несчастий. Тем, что ее своеволие способно пробиться сквозь сети и сердца.

Лирический герой

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» лирическая героиня – женщина, которую зовут Марина. Ее характер определен именем. Оно представляет собой аналог древнеримского мужского имени Марин, произошедшего от латинского слова «marīnus», что переводе на русский значит «морской». На протяжении всего стихотворения лирическая героиня противопоставляет себя тем, кто сделан из камня, плоти или глины. В чем же заключается ее особенность? Тем, что ей не уготованы надгробные плиты и гроб. Тем, что она сравнима с древнегреческой богиней красоты и любви Афродитой, рожденной из морской пены. Тем, что у нее есть способность воскресать с каждой волной, противостоя жизненным трудностям и не ломаясь под натиском несчастий. Тем, что ее своеволие способно пробиться сквозь сети и сердца.

Анализ стихотворения Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

После революции Марина Цветаева в полной мере ощутила все тягости жизни русской интеллигентки, которая осталась без крыши над головой и средству к существованию. За 5 лет, которые провела поэтесса в разграбленной и раздираемой на части стране до момента эмиграции, ей пришлось мысленно попрощаться с мужем, похоронить младшую дочь и отказаться от идеи достучаться до людских сердец с помощью стихов. Любая другая женщина в такой ситуации наверняка бы сломалась, однако Марина Цветаева была полна решимости выжить любой ценой. Кроме этого, в ее душе еще теплилась надежда на то, что все происходящее вокруг является дурным сном, который вот-вот закончится. Именно по этой причине в 1920 году спустя несколько недель после похорон трехлетней дочери Ирины Цветаева написала знаменитое стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…», полное оптимизма и веры.

В этом произведении поэтесса очень удачно обыгрывает свое имя, ведь Марина в переводе с латинского означает «морской». Она проводит параллель с Афродитой, которая вышла из морской пены, о. Попытки превозношения себя над другими людьми, которые созданы из камня или же глины, связаны не только с желанием Цветаевой самоутвердиться. Поэтесса обращается к истокам своей жизни, пытаясь найти в них силы для того, чтобы преодолеть многочисленные трудности. Она убеждена, что «гроб и надгробные плиты» являются не ее уделом. Ведь еще в подростковом возрасте Цветаева осознала, что наделена удивительным поэтическим даром. Поэтому в данном стихотворении она пытается провозгласить свое превосходство над другими и утверждает: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье».

Действительно, поэтесса полна решимости доказать всему миру, что она заслуживает лучшей участи. Цветаева сбрасывает со счетов лишь тот факт, что судьбой ей уготованы тяжелые испытания. Господь смиряет строптивых, и на каждую попытку поэтессы доказать свою значимость будет отвечать весьма сильными и болезненными ударами. Первые из них поэтесса уже смогла ощутить, потеряв дочь и лишившись поддержки супруга, который после революции оказался за границей. Она не знает еще о том, что вскоре и сама станет эмигранткой. Но кажущаяся свобода не принесет ей облегчения, так как за границей творчество Цветаевой окажется еще менее востребованным, чем в советской России. Более того, тоска по родине будет отравлять безбедную и безоблачную жизнь поэтессы. Но все это случится гораздо позже, а пока Цветаева, переборов себя, с уверенностью заявляет: «Дробясь о гранитные ваши колени, я с каждой волной – воскресаю!». Ей невдомек, что после одного из таких ударов она уже не сможет оправиться и примет опрометчивое решение уйти из жизни.

Стихотворный размер, рифмы и тропы

Размер, которым написано стихотворение, — амфибрахий

. Поэтесса использовала перекрестную рифмовку и женские рифмы. Важнейшее средство художественной изобразительности в произведении –
аллитерация
. Например, в заключительной строфе повторяется буква «в», а в двух последних строках первой строфы – буква «м». Кроме того, в стихотворении нередко встречаются повторы слов. В частности, речь идет о последних строках произведения. Там три раза использовано существительное «волна». Благодаря повторам и аллитерации стихотворение приобретает особенное звучание. При его чтении возникает ощущение, что слышится шум морских волн, то прибиваемых к берегу, то стремящихся от него прочь.

  • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой

Анализ стихотворения » Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марины Цветаевой, выполнен мною, учитывая время написания, состояние поэтессы в момент его написания. Показала её душевное состояние через языковые средства: тропы, пунктуацию, аллитерацию. Построено стихотворение от начала до конца на противопоставлении (антитезе). В стихотворении всплывает тема противопоставления творческой личности «толпе»; кто занят более важным делом, делает революцию.Трагедия поэта состоит в том, что он в этот момент не востребован своим народом, но поэт продолжает творить, понимая, что революции не вечны. Придет время и откроется имя поэта в истории и будущие поколения оценят по достоинству «серебро» творца. В этом стихотворении приоткрывается тема назначения поэта и, как у Пушкина, звучит вера в своё предназначение.

Тема стихотворения

В это тяжёлое время Цветаева пишет «Кто создан из камня, кто создан из глины» — стихотворение, в котором оптимизма больше, чем во всей тогдашней стране, за исключением власти.

В стихах Цветаева сравнивает себя с морской пеной:

Я — бренная пена морская.

Поэтесса показывает в стихотворении, которое никто публиковать пока и не собирается, что она серебрится и сверкает, несмотря на обстоятельства. Людей окружающего мира она сравнивает с глиной и камнем. Кто-то окаменел и потерял на фоне смутного времени чувства, другой сделался глиной и из него можно лепить всё что хочешь – хоть красивую чашу, хоть сливной бачок. Она же пытается оставаться пеной, находя позитив в бренности.

История написания стихов

А. С. Пушкин написал своего «Пророка» в 1826 году. Стихотворение было посвящено восстанию и казни декабристов. Поэт хорошо знал казнённых, дружил с ними и считал их благороднейшими людьми своего времени. Свой протест случившемуся он выразил в строках этого стихотворения. В это время его более всего заботил духовный аспект человеческой жизни.

Произведение Лермонтова преисполнено душевной боли и горьких переживаний. Его стихотворение служит как бы продолжением пушкинского. Между произведениями отслеживается духовная преемственность.

Своё стихотворение Лермонтов создал накануне гибели. Он как будто предсказывал собственную трагическую судьбу и непростой жизненный путь. За серию стихов («На смерть поэта», «Родина» и др.) Лермонтов попал в опалу и был сослан на передовые линии Кавказской войны. Официальным предлогом для ссылки была дуэль с сыном французского посла. Однако его стихи становились всё более прямыми и открыто выражали взгляды поэта.

Подавленность и обречённость, пронизывающие стихотворения Лермонтова – это не только его реакция на опалу и ссылку. Такие настроения царили тогда среди просвещённого российского общества. В целом авторов обоих произведений постигла одна и та же участь – непонимание окружающих и ранний уход из жизни.

Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» Пушкина и Лермонтова.

В 1826

году Пушкин написал стихотворение «Пророк», спустя пятнадцать лет Лермонтов напишет своего «Пророка». Оба стихотворения навеяны поэтическими и страстными образами Книги пророка Исаии из Ветхого Завета, оба написаны, когда поэтам было по
26
лет. Но для Александра Сергеевича — это возраст творческого расцвета и стремления к служению, для Михаила Юрьевича – итог жизненного пути, осознание тяжелой и неблагодарной участи «глаголом жечь сердца людей». Эти тексты — лирические размышления о предназначении поэта, которому дано увидеть и познать то, что недоступно многим другим. Но эту пророческую миссию поэты воспринимали каждый по-своему. Их поэтические монологи тому доказательство. Пушкин, находясь в изгнании в Михайловском, узнает о казни декабристов и ссылке многих своих друзей на каторгу в Сибирь. Он пишет в душевном порыве стихотворение, в котором аллегорично говорится о мученической участи ради служения людям. И он, как поэт, готов эту участь разделить и жечь сердца словами истины, служа своим творчеством. «Пророк», насыщенный старославянизмами, стилистически напоминает сакральные тексты библейских сказаний. Стихотворение начинается со встречи лирического героя, томимого духовной жаждой в мрачной бездуховной пустыне, с ангелом, шестикрылым Серафимом – посланником Бога. У древних иудеев понятие «сераф» мифологически связано с летающим змеем, драконом, извергающих пламя в виде молнии. С этой змеиной сущностью и культом огня связано большинство чудес, совершаемых библейскими пророками. Серафим, явившись к герою на жизненном перепутье, касается легкими перстами зениц и ушей, даруя зоркое, орлиное, вещее зрение и особо чувствительный слух, обостряя восприятие мира настолько, что возможно сразу внять и небесное содрогание, и полет ангелов, и тайны морских глубин. Вырвав грешный и празднословный язык, вкладывает в уста мудрое жало змеи, вместо трепетного сердца в разверстую грудь горящий жертвенный уголь. Приняв мучения и погибнув для бренной жизни, грешный человек, восстав, возрождается иным для духовного служения людям. После гибели Лермонтова на дуэли, во время обыска в его доме нашли альбом с дарственной надписью князя Одоевского с просьбой вернуть ему альбом, весь исписанный стихами. Последним стихотворением в этом альбоме был «Пророк». Лермонтов, словно подхватывая тему Пушкина, пишет тем же стихотворным размером своеобразное продолжение, начиная с того, на чем пятнадцать лет назад закончил Пушкин свое творение. Герой Пушкина, получив божественный дар, следует призыву ангела к высокому служению людям. Пушкин не пишет о самих людях, о дурном или хорошем в них, его пророк не судит никого, его предназначение исполнять божественную волю и нести знания. Герой Лермонтова, уже получивший от Бога всеведение пророка, пытаясь сначала провозглашать учение любви и правды, бежит от людей, в чьих глазах видит злобу и пороки. Ближние не приняли пророка, бросая бешено в него каменья. Поучая детей, даже старцы глумятся над его нищетой. Для них он горд и глуп со своим учением. В этом есть отражение библейских сказаний, многие пророки были отвергнуты и не только камнями биты, но и приняли мученическую смерть. Путь пушкинского пророка начитается в пустыне, но он должен со своим словом идти к людям, обходя моря и земли. Пророк Лермонтова, презираемый и гонимый, удаляется из мира людей и возвращается в пустыню, где он живет даром божьим, как птица, слившись с природой, и находит там гармонию с внешним миром, но его слова слышны лишь звездам.

Содержание произведений

В произведениях Пушкина и Лермонтова главные герои наделены даром провидения. Прототипом пушкинского персонажа стал библейский пророк Исайя, лермонтовского – Иеремия:

  1. Герою Пушкина открывается высшая истина, которую он должен донести до людей. Поэт описывает создание пророка. Всевышний посылает серафима наделить героя необходимыми качествами. Стихотворение отражает веру автора в высшую справедливость и человеческую душу.
  2. Герой Лермонтова, напротив, страдает от того, что люди не верят в истину, которую он пытается донести. Его окружает всеобщее презрение. Внешность персонажа вполне человеческая – он бледный и худой, одет в отрепья. Пророк бредёт по городу и слышит оскорбления в свой адрес. Он лишён надежды и не верит в будущее.

Популярные сочинения

  • Сочинение Санька в рассказе Конь с розовой гривой (образ и характеристика) Астафьева
    Санька – второй по старшинству сын Левонтия. Ему около семи лет, ведь как заметил автор рассказа, у мальчишки уже выпадают молочные зубы.
  • Сочинение Гордей Торцов в пьесе Бедность не порок (образ и характеристика)
    Гордей Торцов является одним из главных персонажей произведения А.Н. Островского «Бедность не порок». Он приходится братом Любима Торцова. Автор дал своему герою говорящее имя.
  • Сочинение на тему Путешествие на поле славы (5 класс)
    Уже прошло достаточно много лет, но до сих пор люди вспоминают это ужасное сражение. В бою на Бородинском поле воевали и погибли тысячи людей. Это сражение случилось в 1812 году.

Главная идея

Основная идея, которая прослеживается в стихотворениях обоих авторов – это противостояние поэта и общества. Однако пушкинский персонаж представлен как превосходящий человеческие пороки. Истина открывается ему в служении людям и донесении до них истины и воли Творца. Из «мрачной пустыни» пушкинский герой стремится к людям. По мнению автора, за полученный дар пророк обязан послужить людям и пожертвовать ради них своей жизнью. Его цель – нести свет и добро. Это главное, чем различаются образы поэта-пророка и писателя.

Лермонтовский пророк – абсолютная противоположность герою Пушкина. Поэт выражает свои взгляды, но не находит понимания среди окружающих его людей. В отчаянии он уходит от общества в пустыню. Стихотворение наполнено отчаянием и безысходностью. Поэт ощущает своё бессилие донести до людей истину. За свои старания он подвергается унижению и гонениям.

Основная идея у этих стихотворений одна. Оба они написаны как некие метафоры. Но авторы по-разному видят пророческую роль поэта в обществе и описывают разные стороны этого пути:

  1. В стихах Пушкина описывается процесс преображения поэта в пророка и даётся направление следования.
  2. Стихи Лермонтова больше внимания уделяют тому, насколько труден и наполнен страданиями этот путь.

Произведение Пушкина

Свою работу Александр Сергеевич написал после казни декабристов. Это событие не могло не оставить следа в душе и творчестве поэта. Среди них Пушкин имел много друзей, считал их очень честными и искренними людьми с благородными порывами, настоящими патриотами своей Отчизны. Расправа, учиненная властями, казалась поэту несправедливой и жестокой. Это была его личная боль, трагедия. Под влиянием такой тяжелой ситуации и написан был стих о назначении поэта, поиске духовного смысла жизни.

Прототип персонажа

Создавая образ пророка, А. С. Пушкин обращается к библейским мотивам. Кто же явился прототипом героя стихотворения и почему? Это очень важный момент в анализе произведения, так как материал, на основе которого поэт создал свое творение, накладывает отпечаток на образ героя, на содержание.

А. С. Пушкин обращается к биографии библейского пророка Исайи. С иврита имя этой знаковой фигуры переводится как «спасение, посланное Богом». Здесь указывается и на божественный источник таланта поэта, и на его предназначение — проповедовать добро и уберегать людей от зла.

Жизнь пророка Исайи окончилась трагически, мученически по приказу одного из власть имущих. Это говорит о том, что поэт понимает: служение людям не будет оценено, придется терпеть нападки и жестокость окружающих.

В стихотворении А. С. Пушкин показывает трансформацию: из человека грешного, земного герой превращается с помощью божественного вмешательства в чистого, возвышенного пророка. Эти изменения даются непросто. Очищение от греховной прежней жизни проходит через муки и страдания не только физические, но и духовные.

За стремление к высоким идеалам, к поиску смысла жизни Создатель проводит героя самой трудной и тернистой дорогой. Пророк выстоял, вытерпел, за это и был награжден даром предвиденья. С этого момента герой перестает принадлежать только себе, он должен проповедовать людям благородные помыслы и идеалы.

Настроение стихотворения поразительно оптимистично. Несмотря на то что героя ждет непонимание и отторжение общества, пророк стремится к людям, верит в светлое будущее человечества.

Он знает, что рано или поздно мир очистится от грехов, от дурных помыслов, исправится. Нет и тени сомнения в том, что его труды, жизнь, полная страдания, не окажутся бессмысленными.

Главная идея и жанр

Замысел автора заключался в определении места поэта в обществе и его гражданском долге перед людьми. Словно пророк, он должен нести свет. Для этого необходимо:

  • направить свою энергию на исправление пороков;
  • твердо и упорно трудиться на этом поприще.

Только вера в лучшие качества людей, надежда на светлое будущее помогут не отступить от своей миссии под гнетом непонимания и осуждения. А. С. Пушкин утверждает: чтобы служить обществу, надо жить в нем, не избегать. Молодым поэтам направление пути в этом мире было дано.

Написано произведение А. С. Пушкина в жанре оды, присущей классицизму. Здесь наблюдается ирония поэта. Александр Сергеевич всегда неодобрительно относился к назначению оды, потому что обычно именно с помощью таких восхваляющих строк люди добивались расположения, внимания, очередных званий и наград у властителей. Сам поэт осуждал подобное поведение, оно превращало искусство во что-то низменное и пошлое.

Пушкин никогда не стремился к славе, не добивался благосклонности властей (об этом свидетельствуют его сложные отношения с государством, вольнолюбивые настроения, последующие за этим ссылки). Если говорить кратко, он считал, что поэт должен жить высокими идеалами, а не заниматься обогащением, материальными ценностями.

Нельзя назвать А. С. Пушкина состоятельным человеком. Поэт был занят творчеством всегда, жилки торговца и хозяйственника не имел вовсе (это доказывает убыточность его имения в Болдино).

Тем не менее, несмотря на негативное отношение А. С. Пушкина к оде, он выдержал ее стиль от начала и до конца. Можно сказать, вернул этому жанру первоначальный вид. Поэт наделяет героя возвышенными качествами, использует старославянизмы, чтобы подчеркнуть это.

Злые языки замечали, что в этом стихотворении А. С. Пушкин восхваляет сам себя. На это поэт отвечал: его изменение и обретение жизненного смысла произошли в результате тяжелых испытаний и непростой душевной работы. И целью этого произведения было желание направить будущих творческих личностей в нужное, благородное русло.

Темы и проблемы

Оба стихотворения затрагивают схожие проблемы. Основные темы, раскрытые авторами:

  1. Предназначение поэта и поэзии – быть избранными Богом пророками. Их главное предназначение – донести до человечества истину.
  2. Проблема отношения поэта и толпы – у Пушкина она не раскрыта, но Лермонтов наглядно показывает её. Пророк у него не понят окружающими, унижен и изгнан из общества.

В обоих случаях поэты представляют народные массы тёмными, невежественными и порочными.

Особенности жанра и техники

Оба великих произведения русских поэтов созданы в едином жанре – лирической исповеди. Пушкин делает своего персонажа величественным и значительным. Для этого он пользуется старославянизмами и другими приёмами для усиления торжественности описания. Всё стихотворение составлено в стиле, близком к классической оде, написано в возвышенном духе.

В этом заключался намёк Пушкина на то, что поэзия в целом и оды в частности не должны служить только власть имущим. Ранее оды посвящали монаршим особам и писали по особо торжественным случаям: ко дню рождения, коронации и пр. В своём творении Пушкин бросает вызов мастерам старой школы – Ломоносову, Державину, Карамзину.

Судьба главного героя описывается последовательно. Этот приём носит название линейной композиции. Однако здесь отчётливо прослеживается и кольцевая композиция, при которой описание некоторых событий повторяется:

  1. В самом начале бредущему по пустыне герою является высшая сила в образе шестикрылого серафима. Она открывает ему неведомую доселе истину и преображает его духовно и физически.
  2. В конце сочинения пророк вновь сталкивается с высшей силой – Бог направляет его и диктует дальнейшие поступки.

Стихотворный размер рифмы, которым написаны оба «Пророка» — четырёхстопный ямб.

Сравнение лирических героев Пушкина и Лермонтова показывает, что второй персонаж выглядит более «земным» и реальным. Лексика стихотворения более современная. Оно написано в стиле неоромантизма. Каждая строка пронизана глубокой душевной печалью и тяжестью возложенного на себя бремени. Жанр произведения – лирический. Однако в нём присутствует не столько описание событий, сколько исповедь героя. Читателю открываются его переживания и внутренний мир.

Лермонтов также объединяет в своём творении линейную и кольцевую композиции. Благодаря первой, смысл стиха легко воспринимается, вторая добавляет ему глубины и красок. Герой Лермонтова не встречается с высшей силой напрямую. Однако его пророческий дар – ссылка на Божью волю.

Композиция лермонтовского стиха включает:

  1. Жизнь героя до уединения с попытками донести до людей истину.
  2. Изгнание и жизнь в пустыне.
  3. Возвращение в город.

Таким образом, поэт даёт возможность читателю ощутить остроту каждой из раскрытых проблем – гениальность поэта как Божий дар, его отрешённость от мира и отношения с толпой.

Жанр

Великие произведения великих авторов написаны в жанре лирической исповеди. И в первом и во втором случае произведение основано на библейском прототипе. Александр Сергеевич наделяет своего пророка величественными качествами, используя в произведении различные старославянизмы. У Михаила Юрьевича пророк наделен более земными качествами, а само произведение построено в стиле современной лексики. Проявлений Пушкинской торжественности в стихотворении Лермонтова практически не ощущается, зато чувствуется глубокая душевная печаль от возложенной миссии.

Средства художественной выразительности

Эти средства применяются авторами обоих произведений. Наиболее значимыми являются следующие:

  1. Эпитеты – они придают речи экспрессивности и выразительности (пример: мудрые, пылающий, чистые, грешный, лукавый).
  2. Метафора – более обобщённый приём, перенос значения по похожему признаку.
  3. Олицетворение – придание признаков живого существа («звёзды слушают» и пр.).
  4. Сравнение.
  5. Гипербола – используется, чтобы подчеркнуть мысль о богоизбранности пророка, его исключительную роль.
  6. Антитеза – поэты противопоставляют любовь злобе, жизнь — смерти и пр. Это усиливает яркость образов главного героя и среды, в которой он существует.

Персонаж Пушкина одолеваем духовной жаждой. Он нуждается в сильном потрясении, чтобы возродиться морально. Таким потрясением для него становится встреча с серафимом. Теперь герой совсем по-другому видит окружающий его мир, почему его сознание коренным образом меняется. Если раньше его язык был «празднословным и лукавым», теперь его основная задача – жечь людские сердца словами (глаголом).

Образ толпы у Пушкина практически не прорисован. О её существовании можно догадаться только по тому, что пророк будет затрагивать людские сердца. Неизвестно, как будут восприняты слова поэта людьми, не знающими истины.

Пророк Пушкина отличается от пророка Лермонтова. Последний уже познал отношение и неприязнь толпы. Невежественные люди оттолкнули его и подвергли насмешкам. Единственные, кто его понимают – это звери в пустыне и высокие звёзды. Но герой не испытывает тоски, он наслаждается тишиной и гармонией пустыни.

Город в стихотворении Лермонтова описывается как средоточие невежественности. Живущие в нём не желают принимать истину и знания. Толпа забрасывает камнями пророка.

Алеко и цыгане

Прежняя жизнь главного героя была богатой, он жил в городе, знал роскошь и удовольствия. Характер молодого человека сложен и противоречив: он «не рождён для дикой доли», свобода – в понимании Алеко и цыган – разные вещи. Герой ревнив, он очень страстный и верный человек. Алеко не допускает мысли, что его любимая может предать его. Этот человек принял образ жизни цыган, но не принял их философию, мировоззрение.

Пушкин показывает своеобразие уклада, образа жизни, отношений цыган, образ Алеко призван подчеркнуть несхожесть людей городских с теми, кто привык к свободе во всём. Гордость – это часть натуры Алеко, а для цыган – это порок. Алеко получил свободы лично для себя, благодаря тому, что цыгане приняли его в табор. Но он не понимает, как важно давать свободу другим, Земфира для него – собственность, он не готов понять её, отпустить.

Вариант 2

Юноша с таинственным именем Алеко является главным героем произведения «Цыгане». Поэма Пушкина заставляет задуматься нас о том, что в разных сословиях и люди разные по характеру и мировосприятию.

О прошлом Алеко мы ничего не знаем, вот только можем догадаться, что он из большого города, имел обеспеченную жизнь и воспитан на городских нравах. Что-то в устоях того общества его не устраивало, и он решил бежать и обрести свободу. Это говорит о том, что он смел и решителен. Скрываясь от закона, он встречает молодую красивую цыганку и между ними зарождается любовь.

Земфира привела Алеко в свой табор, и цыгане приняли его. Страстно любя Земфиру, он надеется приобрести здесь свободу, цыганская жизнь полностью подходит ему, он перенимает их повадки, изучает традиции. Земфиру он любит и боготворит. Но его чувства имеют собственнический характер. По его убеждению она должна принадлежать ему полностью. Он не обращает внимания на слова отца Земфиры о том, что у цыган свои нравы и правила, и что они свободны в выборе жизненного пути и их выбор нужно принимать.

Алеко горд и независим, он симпатичен тем, что хочет обеспечить свою семью, зарабатывая деньги на выступлении с медведем. Но его гордость и самоуверенность причиняет ему только вред. Он не может смириться с тем, что его любимая также имеет все права на свободу. Ревность и высокомерность приводят к тому, что Земфира утрачивает чувство любви к своему избраннику. Она понимает, каков он на самом деле. Даже имея ребенка, не может постоянно подчиняться мужу во всем. Она влюбляется в другого цыгана и уходит к нему.

Измена любимой женщины очень ранила Алеко. Его эгоизм взял верх над рассудком, а гордость и ревность сотворили непоправимое. Месть была страшной. Он убивает Земфиру и ее возлюбленного. Этот поступок делает его бесчестным в глазах цыган, они, уважая его смелость и презирая гордость, не могут оставить такого злого человека у себя и выгоняют из табора.

Гордость не дает возможности Алеко попросить прощения у цыган. Изгнан и одинок, он не обрел в своей жизни истинной свободы и счастья, ибо цыганская жизнь была не для него. Он желал свободы только для себя, не заботясь о том, что и другие имеют на это право. Алеко принадлежал к обществу определенной морали, которая не дала возможности стать ему вольным человеком.

Образ Алеко трагичен. Новый мир, к которому стремился главный герой, не принял его. Он и в таборе был одиноким человеком, и остался таковым после ухода из него.

Характеристика героя

Алеко – мстительный человек, он не видит иного выхода, как убить Земфиру и её нового возлюбленного, виной этому горячий характер, ревность и гордость. Любовь – очень тонкое чувство, для Алеко – это навсегда, для Земфиры – мимолётное, проходящее чувство.

«Ты любишь горестно и трудно, а сердце женское – шутя», – так объясняет отец девушки то, что она «остыла». Разница во взглядах раскрывается, когда старик рассказывает Алеко о матери Земфиры и её предательстве. Молодой человек очень бурно реагирует на предательство женщины, а старик объясняет ему суть женской натуры. Алеко не может принять свободы в любви, он видит любовь – как нечто, приковывающее навсегда, лишающее права выбора.

Материал статьи поможет при подготовке к сочинению по теме “Образ Алеко” в поэме “Цыгане” А. С. Пушкина.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Снегопад
    Снегопад может натворить немало бед. Заносы и аварии на дорогах, повреждение линий электропередач, крыш домов, сходы лавин, задержки авиарейсов. Хорошо, что сейчас у нас есть мощная снегоуборочная техника,
  • Сочинение Описание Картины Александр Невский Корина
    Перед нами представлена картина художника Павла Корина под названием Александр Невский На картине изображён князь Александр Невский. Он оставил большой след в истории средневековой Руси
  • Сочинения для 4 класса
  • Сатира Салтыкова-Щедрина (юмор в сказках, произведениях, творчестве) сочинение
    Уже в школьные годы Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимался написанием сатирических произведений. Основным видом его деятельности в тот период являлось написание стихотворений «неодобрительного содержания»
  • Сочинение Дружба в лирике Пушкина (в творчестве, поэзии)
    Одной из главных тем в творчестве Александра Сергеевича Пушкина является дружба. Он трепетно относился к этому чувству. Данная тема появляется в произведениях в самых ранних стихах.

Анализ произведения

Итак, ревнивец из поэмы «Цыганы», губящий сразу две молодые жизни поступает так только из-за чувства оскорбленной гордости, ведь его посмели бросить. Он написан словно в пику всем романтическим героям, и в частности Байрону. Эти персонажи горели от ненависти и презрения к обществу и его обманчивым идеалам. Они убегали в горы и поля, слали небесам проклятия с призывами излить свою ярость на эти прибежища порока.

Герои-романтики искали у природы истины и естественности, она примиряла их с миром, давала идеал. Алеко также скучает и тоскует от того, что все познал и перечувствовал. Он много страдал и теперь хочет покоя. Но когда мужчина попадает в тот мир, который считал идеальным, открывается его истинное лицо

.


Гений автора выше романтических условностей, однобоких характеристик и обманов. Он рисует ситуацию, показывающую, что человек не умеющий построить отношения в своем круге, не нашедший друзей и любовь в своем мире, не способен делать это в новом.

Все то демоническое, косное и низменное, в котором Алеко обвиняет окружающее общество, находится в нем самом и проявляется при первых трудностях

. Как только любимая хочет уйти он сразу же вспоминает о праве собственности мужчины на отдавшуюся ему женщину, о гордости мужской, поруганной .

Внимание!

Именно гордость
,
а не несчастная любовь и приводит к трагедии, и цыгане, сохранившие детские черты характера видят истинную причину и не смиряются с ней.

Краткое содержание событий поэмы “Цыганы”

Начало истории

Повествование начинается описанием табора кочующих цыган. Вокруг – степь, символ вольности, свободы. Как-то раз красавица-цыганка привела к своим соплеменникам чужака. Это был юноша по имени Алеко. Девушку же звали Земфирой. Между молодыми людьми разгорелась страсть.

Писатель рассказывает об Алеко. Герой приехал из города, там Алеко воспитывался в богатой семье. Однако город и цивилизация наскучили, разонравились юноше. Больше всего Алеко ненавидел ограничения, которые накладывало общество. Герой решил сбежать к цыганам, жаждал воли, свободы, неограниченности действий. Автор не говорит об этом прямо, но намекает, что Алеко преследовали власти. Старый цыган, отец девушки, разрешил герою жить в таборе, среди цыган.

Семейная жизнь и драма Алеко

Спустя два года герой уже привык кочевать, жить, как цыган. Земфира родила ребенка – девочку. Но девушка была слишком молода, ветрена, непостоянна. Постепенно цыганка устает жить с Алеко, остывает к молодому человеку. Сердце красавицы пленил другой цыган. Земфира спела для бывшего возлюбленного песню. В словах песни содержался намек на любовь к другому мужчине.

Проницательный юноша понял смысл песни. Алеко злился, отказывался слушать девушку. Заподозрив неладное, Алеко плохо спит, во снах герою чудится измена супруги. Цыганка говорит отцу, что ее тяготит любовь Алеко, что она устала от отношений с юношей. Тогда отец цыганки вмешивается в ситуацию. Старик-цыган говорит юноше, что его народ любит свободу, и сердцу нельзя отдавать приказы. Оказывается, старик и сам пережил подобный опыт, когда мать Земфиры бросила его с ребенком и ушла к другому мужчине. Брошенный цыган позволил женщине уйти спокойно. Поэтому Алеко стоит принять факт, что девушка больше не любит его.

Месть юноши

Алеко выслушал историю старца. Но юноша решил отомстить молодой цыганке за измену. Герой не принимает цыганских порядков. Наступает ночь. Девушка идет на встречу со своим новым возлюбленным. Алеко остается дома. Земфира же, увидевшись с любовником, вернулась к Алеко. Герой спал и не заметил исчезновения жены. Но следующей ночью история повторилась. Алеко проснулся и понял, что Земфира ушла на свидание.

Герой уходит из табора, чтобы найти супругу. И вот Алеко видит Земфиру в объятиях другого мужчины. Не выдержав боли от обмана, юноша убил любовников. Цыгане оплакивают мертвую девушку, устраивают убитым похороны. Старик-цыган прогоняет Алеко из табора. Отец Земфиры объясняет юноше, что нельзя навязывать сообществу свои правила, нельзя попирать свободу других людей. Поэтому цыгане не хотят видеть Алеко в таборе. Цыган называет юношу злым и смелым мужчиной. А злость и смелость – это качества, противоположные робости и доброте цыган.

Завершение произведения

Табор покидает стоянку. Алеко остается один, рядом со своей повозкой. Автор снабжает текст эпилогом. В этой части произведения говорится, что писатель тоже изведал цыганскую жизнь. Оказывается, что рассказчик этой истории влюбился в мать Земфиры – цыганку по имени Мариула. Но беды и страсти преследуют человека повсюду – хоть в пустыне, хоть в городе. Поэтому автор делает вывод: человек не может быть полностью счастлив, где бы он ни жил.

Критика романтического идеала

На первый взгляд, Пушкин использует типичную для романтизма завязку. Читатель ничего не знает о биографии Алеко. Автор также не говорит, какое же преступление совершил герой. Писатель лишь намекает на прошлое юноши, на события, которые некогда произошли. Пушкин делает важный шаг для литературы – изображает романтического персонажа из непривычной, цыганской, среды. Обычно романтические герои силились вырваться из мира ограничений, из рамок цивилизованного мира. Но русский писатель показывает, что и царство свободы тоже отличается ограничениями.

Преступление героя – это посягательство на общечеловеческие ценности. Алеко не интересуют традиции и предрассудки. Автор разрушает романтику образа воли цыган. Пушкин рисует цыган дикими, нищими и невежественными людьми, которые не чувствуют счастья от свободы и любви.

Образ Алеко

Что известно об Алеко? Пушкин характеризует юношу как образованного, хорошо знающего нюансы городской жизни человека. Алеко знает об Овидии, выражается утонченными, замысловатыми фразами. Но цивилизация разочаровала, утомила героя. Вот что говорит юноша цыганке:

О чем жалеть? Когда б ты знала, Когда бы ты воображала Неволю душных городов! Там люди в кучах, за оградой Не дышат утренней прохладой, Ни вешним запахом лугов; Любви стыдятся, мысли гонят, Торгуют волею своей, Главу пред идолами клонят И просят денег да цепей…

Герой легко приспосабливается к цыганскому быту, адаптируется к кочевой жизни. Алеко не испугался изодранных шатров, бедного ужина, нищенской одежды, унизительного заработка на пропитание. Алеко надеялся обрести счастье в объятиях прекрасной девушки. Но надежды героя не оправдались.

Характер персонажа отличается ревностью и жестокостью. В целом, читатели, как правило, не симпатизируют Алеко. Старый цыган считает, что Алеко – просто эгоистичный человек, убийца, гордец, злобная, хоть и смелая личность:

Оставь нас, гордый человек, Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли. Ужасен нам твой будет глас: Мы робки и добры душой, Ты зол и смел – оставь же нас. Прощай! да будет мир с тобой!..

Герой противостоит образу цыган, которых автор делает робкими и мирными. Алеко ценит свою свободу, однако не принимает свободу других людей.

/ анализ стиха Бунина

Картинка Анализа стихотворения Бунина 26 мая № 1

Стихотворение И.А. Бунина «ОДИНОЧЕСТВО»

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой.
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один - без жены.

Сегодня идут без конца
Те же тучи - гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!"
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила - и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить.
Хорошо бы собаку купить.

Стихотворение И.А. Бунина «Одиночество» было написано в 1903 г. о чем это произведение? Об одиночество, что понятно из названия, о тоске, о душе, точнее, об одинокой душе, которая хочет покончить со своим одиночеством, которое причиняет столько боли. А еще это стихотворение о любви, о любимой женщине, о предательстве и, в конечном счете, оно о жизни.

Герой после череды переживаний намерен примириться с действительностью и начать новую жизнь с тем другом, который уж точно не предаст и останется верным.

На мой взгляд, у героя «Одиночества» настала черная полоса в жизни: ничего не ладится в творчестве, ушла, предала любимая женщина… Вот и погода словно страдает и переживает вместе с ним. Но все проходит, и это тоже пройдет, только прибавит новых тем для создания своих шедевров.

Стихотворение написано амфибрахием и состоит из четырёх строф-шестистиший с перекрестной рифмой в первых четырех строках и смежной – в последних двух.

Начинается стихотворение просто и почти монотонно. Мы словно слышим, как стучат по кровлям дождевые капли:
И ветер, и дождик, и мгла.
Важную роль играют здесь и эти существительные, связанные повторяющимся союзом «и»: создают настроение бесприютности, осенней промозглости. Во второй строке это ощущение усугубляется “холодной” метафорой “пустыня воды”. Третья строка, кажется, звучит еще более трагичной:
Здесь жизнь до весны умерла.
“Жизнь умерла” – сильный оксюморон! Страшно. Но есть, оказывается, временной предел этой смерти: “до весны”. И это имеет важное значение, не случайно автор использует повтор. И если в третьей строке “до весны” “потерялось” где-то в середине, то в четвёртой строке именно на это слово падает логическое ударение.

Далее изобразительное начало уступает место размышлениям:
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Итак, герой одинок. Мольберт – атрибут художника. Но и творчество не спасает.
А из следующих строк становится понятна причина такого состочния:
Вчера ты была у меня.
Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что “она была” и “казалась женой”. Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём за этими многоточиями – противоположные думы: первая – что было бы, если бы она осталась? Вторая – что теперь будет и как прожить одному?
Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.
Образ следа ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И вот он смотрит и на небо, и на этот “тонущий” след. Это страшно, когда и следа не остаётся. А остаётся только рана на сердце героя. Оттого и больно ему глядеть в “серую тьму”. Образ тьмы, как и образ холода, многозначен:
Тьма и холод! – и внутри, и снаружи.
Мне крикнуть хотелось вослед:
“Воротись, я сроднился с тобой!”
“Сроднился”. А ведь это сильнее, чем “люблю”. “Воротись” – не только в дом, в пространство, но и (прежде всего) в прошлое, чтобы повторять его в настоящем. Но не крикнул: знал, что не вернётся. Почувствовал: чужой. Это, пожалуй, третья антонимичная пара в пределах этого стихотворения (осень – весна, вчера – сегодня, родной – чужой). Но в целом стихотворение не контрастное. Напротив, оно очень цельное по настроению, по эмоциональному тону. Только три всплеска-восклицания да три паузы-умолчания.
Концовка стихотворения внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда герой примиряется с действительностью, находит силы, чтобы продолжать жить

Литература XX века
Связь веков

И. А. Бунин. «26-е мая»

1. Стихотворение напечатано в 1899 году. С каким событием связано его создание?

Создание стихотворения связано со 100-летием со дня рождения Пушкина.

2. Как вы объясните, почему стихотворение названо «26-е мая»?

26 мая — день рождения Пушкина по старому стилю.

3. Стихотворение написано любимым стихотворным размером Пушкина. Какой это размер?

Любимый стихотворный размер Пушкина — ямб. Им написаны многие стихотворения поэта.

4. Найдите в стихотворении сравнение, которое характеризует Пушкина.

Поэт. сумрак жизни озаряет, как солнце хмурый небосклон.
"180

МегаШпора в соцсетях:

Николай Васильевич Гоголь.
Несколько слов о Пушкине.(отрывок)
   "При имени Пушкин тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте…Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа… В нём русская природа, русская душа, русский язык отразились в такой же чистоте, в такой очищенной чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
   Самая его жизнь совершенно русская. Тот же разгул и раздолье, к которому иногда, позабывшись, стремится русский…"   1834 год

Иван Сергеевич Тургенев.
Речь по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве.
(отрывок)
   "Пушкин был первым русским художником-поэтом… Но можем ли мы назвать Пушкина национальным поэтом в смысле всемирного (эти два выражения часто совпадают), как называем Шекспира, Гёте, Гомера?
   Пушкин не мог всего сделать". Кроме того, "Пушкин не избёг общей участи художников-поэтов, начинателей. Он испытал охлаждение к себе современников; последующие поколения ещё более удалились от него, перестали нуждаться в нём, воспитываться на нём, и только в недавнее время снова становится заметным возвращение к его поэзии…
   Под влиянием старого, но не устаревшего учителя - мы твёрдо этому верим - законы искусства, художнические приёмы вступят опять в свою силу и - кто знает? - быть может, явится новый, неведомый избранник, который превзойдёт своего учителя и заслужит вполне название национально- всемирного поэта, которое мы не решаемся дать Пушкину, хоть и не дерзаем его отнять у него".    1880год

Николай Платонович Огарёв
На смерть поэта.
По перечтении Е. О.
(отрывок)
"Из лавр и терния венец
Поэту дан в удел судьбою,
И пал он жертвой наконец
Неумолимою толпою
Ему расставленных сетей. -
Земля, земля! Зачем ты губишь
Прекрасных из твоих людей!
Одну траву растишь и любишь,
И вянет злак среди полей;
Или, враждуя с небесами
Враждой старинною твоей,
Ты имя избранных меж нами
Гнетёшь страдальчества цепями."
1837

Виссарион Григорьевич Белинский
О поэзии Пушкина.
(отрывок из статьи пятой)
   "Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как художество, а не только прекрасный язык чувства… Натура Пушкина была внутренняя, созерцательная, художническая. Пушкин не знал мук и блаженства, какие бывают следствием страстно-деятельного… увлечения живою могучею мыслию, в жертву которой приносится и жизнь и талант… В сфере своего поэтического миросозерцания он, как художник по преимуществу, был гражданин вселенной и в самой истории, так же, как и в природе, видел только мотивы для своих поэтических вдохновений, материалы для своих творческих концепций…"    1844

Владимир Фёдорович Одоевский
Пушкин.
(отрывок)
   "Пушкин! - произнесите это имя в кругу художников, постигающих всё величие искусства, в толпе простолюдинов, в толпе людей, которые никогда его сами не читали, но слышали его стихи от других, - и это имя везде произведёт какое-то электрическое потрясение…
   Исследовать, оценять художников сделалось привычкою в нашем веке; целые книги написаны о том, чтобы растолковать, почему изящное в таком-то произведении действительно изящно. Не вижу большой пользы в таких исследованиях…
   Пред великим художником важно и полезно лишь одно чувство: благоговение? Приступайте к нему с сердцем девственным, - не мудрствуя лукаво. Не дерзайте у него спрашивать, почему он сделал так, а не иначе. Спросите об этом у самого себя? И если можете отвечать на сей вопрос, то благодарите бога, что он открыл вам важную тайну своего творения".   Конец 1830-х годов.

Владислав Ходасевич
Колеблемый треножник.
(отрывок)
   "Воистину - творец Пушкин, ибо полна и многообразна жизнь, создаваемая его мечтой. Есть нечто чудесное в возникновении этой жизни…
   Исключительная многотемность Пушкина влечёт за собой такую же исключительную многозначность его произведений…
   Созданиям Пушкина предстоит претерпеть ряд изменений в сознании читателей. Пушкин, так сказать, отделился от своего времени и вышел в открытое море истории, и ему, как Софоклу или Данте, предстоит обрасти толкованиями и комментариями.
   Мне кажется, предстоит охлаждение к нему. Пушкин не дорожил народной любовью. В лучшем случае надеялся он быть любезным народу "долго", - отнюдь не "всегда".   1921 год.

Александр Блок.
О назначении поэта.
(отрывок)
   "Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни.
   Мы знаем Пушкина - человека, Пушкина - друга монархии, Пушкина - друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин - поэт.
   Поэт - величина неизменная. Могут устареть его язык, его приёмы; но сущность его дела не устареет.
   Люди могут отворачиваться от поэта и от его дела. Сегодня они ставят ему памятники; завтра хотят "сбросить с корабля современности". То и другое определяет только этих людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусства, неизменна; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов безразлично".    1921 год.

Фёдор Михайлович Достоевский
Пушкин.
Очерк. Произнесено 8 июня 1880 г. в заседании Общества любителей российской словесности.
(отрывок)
   "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего. и появление его сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом. В этом смысле Пушкин есть пророчество и указание.
   Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда за русского человека".   1880 год.

Александр Николаевич Островский
Застольное слово о Пушкине.
(отрывок)
   "Прочное начало освобождению нашей мысли положено Пушкиным, - он первый стал относиться к темам своих произведений прямо, непосредственно, он захотел быть оригинальным и был, был самим собой. Всякий великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей, и Пушкин оставил школу и последователей. Что это за школа, что он дал своим последователям? Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским".

Иван Алексеевич Бунин
26-е мая
Поэт нам дорог тем, что он
О счастье нам напоминает
И сумрак жизни озаряет,
Как солнце хмурый небосклон.
Дни славы Пушкина - желанный
И светлый праздник. Сколько раз
Его мечты во мгле туманной,
Как солнце радовали нас!
И этот миг, когда венчает
Его вся Русь ,- ещё тесней
С его душою нас сближает
И в жизнь, и в счастье, и в людей
Нам веру гордую вселяет.   1899 год.

Марина Цветаева.
Мой Пушкин.
(отрывок)
   "…Весь дом был тайной, весь дом был - тайна!
   Запретный шкаф. Запретный плод. Этот плод - том, огромный сине-лиловый том с надписью вкось - Собрание сочинений А. С. Пушкина.
   В шкафу у старшей сестры Валерии живёт Пушкин, тот самый негр с кудрями и сверкающими белками…
   Толстого Пушкина я читаю в шкафу, носом в книгу и в полку, почти в темноте и почти вплоть и немножко даже удушённая его весом, приходящимся прямо в горло, и почти ослеплённая близостью мелких букв. Пушкина читаю прямо в грудь и прямо в мозг.
   Мой первый Пушкин - "Цыганы". Таких имён я никогда не слышала: Алеко, Земфира, и ещё - Старик…
   После тайного сине-лилового Пушкина у меня появился другой Пушкин - уже не краденый, а дарёный, не тайный, а явный не толсто-синий, а тонко-синий, - обезвреженный, прирученный Пушкин издания для городских училищ с негрским мальчиком, подпирающим кулачком скулу.
   В этом Пушкине я любила только негрского мальчика. Кстати, этот детский портрет по сей день считаю лучшим из портретов Пушкина, портретом далёкой африканской души его и ещё спящей - поэтической. Портрет в две дали - назад и вперёд, портрет его крови и его грядущего гения. Такого мальчика вторично избрал бы Пётр, такого мальчика тогда и избрал".   1937 год.

Александр Твардовский
Пушкин.
(отрывок)
   "Капитанская дочка" явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги, её запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.
   Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошёл до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошёл снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической силы, изошедшей от пушкинской страницы. С того вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину…Но если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами".   1949.

«Поэт» И.Бунин

Картинка Анализа стихотворения Бунина 26 мая № 2

Поэт печальный и суровый,
Бедняк, задавленный нуждой,
Напрасно нищеты оковы
Порвать стремишься ты душой!

Напрасно хочешь ты презреньем
Свои несчастья победить
И, склонный к светлым увлеченьям,

Ты хочешь верить и любить!

Нужда еще не раз отравит
Минуты светлых дум и грез,
И позабыть мечты заставит,
И доведет до горьких слез.

Когда ж, измученный скорбями,
Забыв бесплодный, тяжкий труд,
Умрешь ты с голоду,- цветами
Могильный крест твой перевьют!

Анализ стихотворения Бунина «Поэт»

Наследие русских классиков служит источником тематики и стилистики для шестнадцатилетнего юноши Бунина, побуждаемого желанием самостоятельного творчества. Философское осмысление роли поэта также становится объектом внимания начинающего автора.

В раннем стихотворении главенствует сентиментальный мотив бедности. «Печальный поэт» — это бедняк, живущий в постоянной нужде. Тщетны все попытки вырваться из нищеты: уделом стихотворца остаются несчастья, нужда, «горькие слезы», скорбь и «тяжкий труд». Беды «отравляют» существование, вызывают ощущение безнадежности, заставляющей забыть о мечтах. Более того, поэт обречен на голодную смерть, и только после нее придет признание.

Тема бедного поэта, пришедшая в русскую литературу из французской, была широко растиражирована сентименталистами. Встречается она и у раннего Пушкина: творец живет в «лачужке под землей» или на чердаке. Позже тема бедности была иронически переосмыслена, например, в пушкинском стихотворении «Ты и я». Однако она продолжала существовать как сквозной мотив у разных авторов, и это показывает пример из лермонтовского «Пророка». Его лирический герой обречен на отшельничество, он презираем толпой, «наг и беден». Особый дар, перерождающий человека в творца, сопряжен со страданием и одиночеством.

Нагнетание лексики с негативными коннотациями и мелодраматичность стиля юного Бунина отсылают читателя еще к одной знаковой фигуре того времени — Семену Надсону. Молодой автор пережил короткое, но сильное увлечение его творчеством, результатом которого стал цикл стихов. Мрачная страдальческая судьба поэта, мучительные думы и строчки, рождающиеся в «глубокой муке», — элементы надсоновской художественной концепции.

Интересно, что в этой интерпретации полностью отсутствуют упоминания о гражданской миссии героя, наделенного поэтическим даром. Высокая задача «глаголом жечь» людские сердца, обозначенная Пушкиным, отразилась в другом стихотворении, которое также относится к ранней лирике Бунина и имеет аналогичное название — «Поэту ». В нем возникают мотивы благодарной памяти, понимания, вечной славы, и тема страдания не звучит столь драматично.

Во многом подражательном, но искреннем ученическом творении кроется горькая жизненная правда. Скорбную судьбу поэта, описанную молодым автором, пришлось повторить не одному таланту, вскормленному Серебряным веком.

Природа в стихах И.А. Бунина: анализ стихотворения "Первый соловей"

Анализ стихотворения "Первый соловей"

Иван Алексеевич Бунин – поэт и прозаик, воспевавший жизнь русской деревни и простых людей. Гармоничность его произведений говорит об огромном таланте и виртуозном владении искусством слова. Тема природы занимает особое место в творчестве писателя. Он посвятил ей множество прекрасных вдохновенных строк как в прозаических, так и в поэтических произведениях.

Бунин чувствовал неразрывную связь с родной природой. В его рассказах и стихотворениях утверждается важность каждой минуты, которую человек провел на открытом воздухе. Красота природы, по мнению писателя, – единственная ценность этого мира.

Несмотря на особую любовь, с которой Бунин пишет о природе, он понимает, что нет ничего вечного, и, увы, рано или поздно все то, что радует глаз и сердце, погибнет. Именно поэтому произведения писателя пронизаны меланхолическими нотками. Однако и в этой преходящей прелести поэт находит нечто, объединяющее природу и человека: непрестанное обновление, возрождение, следующее за смертью.

В стихотворении «Первый соловей» Бунин размышляет о свежести чувств, свойственной юности. Молодые люди видят мир новым и прекрасным. Пробуждение эмоций в юной душе заставляет мир вокруг заиграть новыми красками, измениться в лучшую сторону.

В этом лирическом произведении мы видим сопоставление образов вечного и нового, старого и молодого. Луна, тающая в облаках, кудрявая яблоня, поющий соловей – подобные образы можно встретить во многих стихотворениях. Однако старый мир обновляется, встречаясь с юностью, олицетворением которой является весна и птица, только пробующая «цокать», и, несомненно, девочка в раскрытом окне, плетущая косы.

Писатель будто смотрит на мечтающую девчушку со стороны, любуясь юными прелестными волнениями ее души, красотой первых человеческих переживаний.

Несмотря на то, что стихотворение «Первый соловей» состоит всего из десяти строк, оно изобилует яркими художественно-выразительными средствами. Благодаря сочным эпитетам («в белых кудрявых цветах», «зыбь облаков и мелка и нежна», «в холоде голых, прозрачных аллей») мы можем ясно представить картину, написанную поэтом. Живописные метафоры («тает луна», «зыбь облаков») добавляют стихотворным строчкам сладостного очарования. Произведение написано дактилем. Рифма мужская, парная, точная.

Поэзия Бунина наполнена нежной печалью, светлой грустью, воспоминаниями о былых временах. Природа у него такая же, представлена в пастельных тонах: белые цветы яблони, голубая зыбь облаков. И человек у Бунина живет по законам природы, зависит от ее настроения, подчиняется ее цикличности. Недаром весеннее цветение и мелодичные трели соловья ассоциируются с юностью прелестной девочки.

Бунин – истинный певец русской природы, продолжатель пушкинских и тютчевских традиций, романтик, испытывающий непреодолимую тоску по родным просторам. Лирика поэта раскрывает человеческие чувства и переживания, передает мимолетное очарование картинами бытия.

Слушать стихотворение аБунина 26 мая

Темы соседних сочинений