Стих пушкина про любовь я вас любил

История создания

Любовная лирика Александра Сергеевича Пушкина очень богата и многогранна. Каждое стихотворение его пронизано глубоким смыслом, содержит множество эмоций. Послание «Я вас любил…», несмотря на краткий объем, не является исключением.

Историки до сих пор не могут сойтись на мнении о том, кому же посвящена данная работа великого поэта. Пушкин не оставил ни одного намёка. Но всё же есть предположения.

  1. По одному из вариантов оно принадлежит польской красавице Каролине Сабаньской. Во время южной ссылки (в 1825 году) поэт гостил в её княжестве в Киеве. Она была старше поэта, но красота её была невероятна.
  2. По другой версии, это произведение адресовано Анне Алексеевне Андро-Олениной. Поэт познакомился с ней в Петербурге. Проникся чувствами к её незаурядному уму и находчивости. Но она ему отказала, вследствие чего и появилось «Я вас любил…».
  3. Еще одна не менее находчивая дама, Анна Керн, приписала стихотворение себе, активно распространяя слухи о своем романе с Пушкиным. Он действительно был увлечен ею, но все же нет никаких весомых доказательств, что прекрасная русская дворянка была увековечена в этих строках.

Жанр, размер и направление

Всё стихотворение пронизано искренней любовью, автор исключал даже каплю эгоизма – таковой была любовная лирика Александра Сергеевича. Написан стих пятистопным ямбом, хотя чаще Пушкин использовал свой любимый двустопный. Поэт открыто говорит о своих чувствах, опуская всё лишнее. Жанр произведения – послание.

Хоть Пушкин и начал к тому времени больше склоняться к реализму, но этот стих – чистый романтизм. В нем лирический герой показывает двоемирие своей жизни: там, где любовь, разворачиваются в полный рост райские кущи с вдохновением и верой в лучшее, а там, где ее нет, разверзлась адская пучина бед и разочарований. Его настроение определяется лишь чувствами, а не разумом. Таков типичный герой-романтик: томный, искренне любящий и преклоняющийся перед идеалом.

Образы и символы

  1. Пушкин показывает нам образ человека, чувства которого безответны. Он печален, но понимает девушку. Со всем этим комом в груди лирический герой готов отпустить свою возлюбленную. Он искренне желает ей счастья: «Как дай вам бог любимой быть другим». Значит, перед нами добрый, искренний и преданный мужчина, который действительно способен на настоящую любовь, не требующую даже взаимности.
  2. О женском образе мы можем лишь догадываться, он едва уловим. Нам представляется холодная и отчужденная женщина, сердце которой любовь еще не тронула. Она горда и своенравна, прямолинейна и открыта. Так, она сразу дает понять кавалеру, что он – не герой ее романа. Дама красива и молода, ведь у нее достаточно много поклонников (лирический герой ревновал ее).

Краткий анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил»

Вариант 1

Одна из вечных тем среди поэтов в любые времена, остается тема любви. А.С. Пушкин в своем произведении «Я вас любил…» приоткрывает нам неизведанные грани этого чувства.

Это история неразделенной любви, которая насыщена благородством и нежностью. Лирический герой влюблен «безмолвно, безнадежно». Всего несколько эпитетов передают насколько сильно это чувство. Любовь — самопожертвование делают из героя рыцаря печального образа. Он не требует от героини ответного чувства, не пытается добиться ее.

Главное здесь — забота о любимом человеке. Пушкин не желает приносить страдания своему объекту любви. Он побеждает свою страсть для того, чтобы принести счастье возлюбленной.

Это послание небольшое, но очень емкое по своему содержанию. Только благородный и искренне любящий человек может пожелать своей возлюбленной «любимой быть другим».

Произведение учит молодое поколение, как нужно любить. Ведь многие молодые люди совершают необдуманные поступки, когда не могут добиться любви. Только такая благородная любовь способна вызывать сердечные волнения и способствовать развитию тонкой душевной организации.

Вариант 2

Стихотворение было написано в 1829 году, посвящено Анне Алексеевне Олениной.

«Я вас любил: любовь еще, быть может…» — одно из самых известных стихотворений Пушкина о любви. Чувство лирического героя — высшее проявление любви, направленной прежде всего на возлюбленную. Стихотворение начинается словами «Я вас любил», свидетельствующими о том, что.любовь осталась в прошлом. Но этот тезис тут же опровергается: «…любовь еще, быть может, / В душе моей угасла не совсем…». Но отнюдь не собственные, по-видимому, неразделенные чув­ства беспокоят героя. Прежде всего он желает счастья и спокойствия своей возлюбленной. Более того, чувство лирического героя так чисто, высоко и одухотворено, что он желает, чтобы любовь ее будущего избранника была такой же искренней и нежной:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

В создании эмоциональной напряженности большую роль играет трехкратное повторение сло­восочетания «Я вас любил…», а также синтаксический параллелизм (повторы однотипных кон­струкций): «безмолвно», «безнадежно», «то робостью, то ревностью», «так искренно, так нежно». Поэт использует прием аллитерации. В первой части стихотворения повторяется согласный звук «л», придающий нежность и печальность:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

А во второй части мягкий «л» меняется на сильный, резкий звук «р», символизирующий рас­ставание, разрыв: «…то робостью, то ревностью томим».

Вариант 3

Предположительно, это, одно из самых знаменитых в русской лирике стихотворений, посвящено А. П. Керн, которой был посвящен другой шедевр поэта “Я помню чудное мгновенье…”. Однако есть и другие точки зрения, которые не могут сыграть решающего значения в оценке этого удивительного произведения, которое так и остается неразгаданной загадкой о великом чувстве любви…

Обращение лирического героя к женщине, которая была когда-то им любима (а можно ли в данном случае употреблять прошедшее время, ведь “любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем”?..), продиктовано горячим желанием видеть ее счастливой, и это — главный и самый точный показатель, что его чувство — настоящая, подлинная любовь, ведь здесь преобладает не эгоистичное стремление “брать”, а забота о том, кто тебе дорог… О том, что чувство лирического героя настоящее, говорят последние две строки стихотворения: “Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим”.

Мы не знаем, почему чувство героя не вызвало ответного чувства, не можем с достаточной уверенностью говорить о том, что он виновен в том, что счастье обошло его стороной, но его горячее желание видеть любимую женщину счастливой не может не подкупать своей искренностью и самоотверженностью. Обращение к Богу с просьбой о счастье для любимой, наверное, можно расценить как косвенное признание своего бессилия сделать ее счастливой, но это не отступление, не отказ от чувства, а понимание, что счастье любимого человека стоит выше, чем собственное счастье, если оно построено на “печали” того, кто тебе дорог…

Стихотворение Пушкина “Я вас любил: любовь еще, быть может…” стало для русской любовной лирики особого рода эталоном искренности и художественного мастерства, оно воплотило в себе понимание любви как самоотречения во имя счастья любимого человека.

Темы и мотивы

Основная тема стихотворения – описание любви, которой не суждено развиться. Поэт описывает состояние безнадежно влюбленного мужчины, который мучается то от ревности, то от робости. Ему не дано прикоснуться к своему идеалу, но в его любящем сердце нет места обиде и злости. Он настолько привязан к женщине, что желает ей счастья даже без него.

Также ярко виднеется в тексте тема христианского смирения. Мужчина не борется за внимание дамы, а подчиняется суровой, неумолимой необходимости ее отпустить и выжечь любовь в сердце дотла. Он делает это с добром, не таит ненависти, искренне желая женщине счастья.

Хоть автор и говорит, что любовь «в душе моей угасла не совсем», но этими строками он подтверждает своё бессилие. Настроение обреченности и тоски прослеживается в каждой строке.

Таким образом, в стихотворении Пушкин раскрывает проблему неразделённой любви, передаёт тоску и гордость лирического героя.

Анализ стихотворения «Я вас любил» Пушкина

Вариант 1

Перу великого поэта принадлежит множество стихотворений о любви, посвященных женщинам, в которых он был влюблен. Известна дата создания произведения «Я вас любил…» — 1829 г. Но до сих пор не прекращаются споры литературоведов о том, кому оно было посвящено. Существуют две основные версии. По одной это была польская княжна К. Сабаньская. Вторая версия называет графиню А. А. Оленину. К обеим женщинам Пушкин испытывал очень сильное влечение, но ни та, ни другая не ответили на его ухаживания. В 1829 г. поэт делает предложение своей будущей жене – Н. Гончаровой. В результате появляется стих, посвященный прошлому увлечению.

Стихотворение является образцом художественного описания неразделенной любви. Пушкин рассказывает о ней в прошедшем времени. Годы не смогли полностью изгладить из памяти восторженное сильное чувство. Оно до сих пор дает о себе знать («любовь… угасла не совсем»). Когда-то она причиняла поэту невыносимые страдания, сменяясь «то робостью, то ревностью». Постепенно пожар в груди угас, остались лишь тлеющие угольки.

Можно предположить, что в свое время ухаживания Пушкина были довольно настойчивыми. В настоящий момент он словно извиняется перед бывшей возлюбленной и уверяет, что теперь она может быть спокойна. В подкрепление своих слов он добавляет, что остатки былого чувства перешли в дружбу. Поэт искренно желает женщине найти свой идеал мужчины, который будет любить ее так же сильно и нежно.

Стихотворение представляет собой страстный монолог лирического героя. Поэт рассказывает о самых сокровенных движениях своей души. Многократное повторение фразы «я вас любил» подчеркивает боль от несбывшихся надежд. Частое использование местоимения «я» делает произведение очень интимным, обнажает личность автора перед читателем.

Пушкин сознательно не упоминает о каких-либо физических или нравственных достоинствах своей возлюбленной. Перед нами лишь бесплотный образ, недоступный восприятию простых смертных. Поэт боготворит эту женщину и не допускает к ней никого даже через строки стихотворения.

Произведение «Я вас любил…» — одно из сильнейших в русской любовной лирике. Его главное достоинство – сжатое изложение с невероятно богатым смысловым содержанием. Стих с восторгом был встречен современниками и неоднократно перекладывался на музыку известными композиторами.

Вариант 2

Стихотворение «Я вас любил…» Пушкина представляет собой слитный текст из двух четверостиший пятистопного ямба с перекрестной рифмой. Его цельность обусловлена как единством предмета, занимающего лирического героя, и его настроения, так и восходящей интонацией, подъемом тона на протяжении всего стихотворения. Она выявляется в устном воспроизведении, но, благодаря внутреннему слуху, очевидна и для читателя. Ее создает троекратное повторение признания «Я вас любил…», начинающего первую, пятую и седьмую строчки.

В первом случае оно начинает нейтральную в эмоциональном плане обрисовку психологического состояния. Оставаясь наедине со своей душой и заглядывая в ее сокровенные уголки, лирический герой признается, что прошлое оставило в ней глубокий след, сравнимый с тлеющим костром:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

В этом образе заметно развитие поэтической метафоры «огонь любви», которая в стихотворениях Пушкина претворяется в мотив пожара, освещающего окружающую мглу («На холмах Грузии лежит ночная мгла…»), одно воспоминание о котором «сердце трогает тайком» («Ел.Н. Ушаковой», 1825). Здесь внимание концентрируется на том воздействии, которое оказывает на героиню сознание, что ею зажжено пламя, сжигающее душу неразделенной, безответной любовью. Лирический герой готов скрыть ее, не желая тревожить, печалить ту, к которой обращается на «вы», постоянно вспоминая о разлуке (в восьми строчках формы местоимения повторены шесть раз). Противительный союз «но» показывает, что для него, несмотря на живое чувство, неприемлема дисгармония:

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Таков вывод первого четверостишия, вслед за ним, без паузы, без пропуска, продолжается излияние, где искренность граничит с исповедальной откровенностью. Она становится достижимой при повышении тона речи: повторение признания влечет конкретизацию в обрисовке чувства. Оно было безмолвным, мучая ревностью и ощущением безнадежности:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим…

Неповторимая специфика ощущений лирического героя не раскрывается даже в таком признании. Интонационное возвышение открывает новую страницу, содержащую необычное сравнение: любовь была так искренна и нежна, что может быть примером для другого. Она, как солнце, высветила в душе все лучшее: в авторском представлении, это искренность, нежность, самоотверженность — черты, значимые для обобщенного образа влюбленного. В этой связи возникает мысль о существовании иных проявлений чувства, которые могут встретиться возлюбленной. Если лирический герой не смог стать для нее половинкой, восстанавливающей гармоничное целое, которым должна быть связь между любящими, то он готов пожелать ей «любимой быть другим». Важно лишь, чтобы его душа оказалась столь же открытой для любви, преданной и чувствительной, как у него. В третий раз повторенное признание ведет к вершине:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

В мироощущении лирического героя доминирует тяга к гармонии, органичность которой выявляет инструментовка (от лат. «орудие», звуковая организация) стихотворения. В первом четверостишии, где любовь предстает сильным, обжигающим, но ненужным, лишним, способным только опечалить, встревожить чужую душу переживанием, звук «и» в сильной, ударной позиции встречается только однажды. Во втором четверостишии он становится ассонансом, слышным, несмотря на обилие других повторов и внутренних рифм (безмолвно, безнадежно, то робостью и др.), вполне отчетливо.

Его значение возрастает в связи с тем, что на нем построено созвучие повторяющихся признаний («Я вас любил…», томим, так искренно). Он дополняет богатую звуковую палитру и внимание к нему выявляет, чего не хватает избраннице, чтобы стать счастливой. Ей надо «любимой быть другим», чтобы в мире восстановились гармония и согласие. Ради этого лирический герой и отказывается от стремления к счастью. Благодаря фоническим особенностям, потребность в гармонии предстает не умозрительным постулатом, не логическим выводом, а вырастающим из самой жизни стремлением, которое лирический герой впитывает так же органично и искренно, как любовь. На этом завершим анализ стихотворения Пушкина “Я вас любил: любовь еще, быть может…”.

Вариант 3

1829‑м годом Пушкин сам обозначил время создания стихотворения «Я Вас любил: любовь еще, быть может». В большом академическом собрании сочинений поэта эта дата уточняется: «1829 год, не позднее ноября». Впервые это стихотворение было опубликовано в альманахе «Северные цветы на 1830 год».

Когда же было написано стихотворение «Я вас любил…», и кому оно адресовано? Осень и зиму 1828 Пушкин провел в Москве и Тверской губернии, середину января–начало марта 1829 г. – в Петербурге. Около 10 марта 1829-го он покинул столицу и длительное время провел в Тверской губернии, Москве и Закавказье. В начале ноября Пушкин вернулся в Петербург. Можно высказать предположение, что Толстой (который затем написал музыку к стихам) получил текст написанного стихотворения в феврале – марте 1829 года.

Устанавливаемая дата создания пушкинского стихотворения «Я Вас любил» (февраль — март 1829 года) укрепляет гипотезу одного из первых биографов Пушкина, П. В. Анненкова, что адресатом стихотворения является А. А. Оленина. С этим согласуется также утверждение внучки А. А. Олениной, что до 1917 г. у нее хранился альбом Олениной с вписанным в него рукой Пушкина стихотворением «Я Вас любил…».

Данное стихотворение написано разностопным ямбом. Этот размер характерен для всего творчества Пушкина.

Рифмовка перекрёстная (АБАБ), с чередованием женской и мужской рифм. Произведение разделено на две строфы, каждая из которых начинается с анафористического повтора: «Я вас любил». Это, и то, что в этих строчках используются глаголы прошедшего времени, ещё более усиливает настроение безвозвратно ушедшего от героя счастья.

Эти три слова («я вас любил») выбиваются из ритмического рисунка произведения. Ведь стихотворение написано ямбом, но в данной фразе ударение падает на первый, второй и четвёртый (спондей). Такие смысловые ударения усиливают значение этой строчки. И, на самом деле, они обладают большой выразительностью:

Я вас любил: любовь ещё, быть может…

Я вас любил безмолвно, безнадежно…

Я вас любил так искренно, так нежно…

Вообще всё произведение написано о том, что происходит в данный момент. Оно не является воспоминанием как таковым. На это указывают глаголы настоящего времени в третьей и четвёртой строчках («Но пусть она вас больше не тревожит // Я не хочу печалить вас ничем»). Поэтому можно определить жанр стихотворения как послание или письмо. Если обратиться к специфике этого жанра, то можно понять, почему в двух последних строках появляются глаголы будущего времени. Это своеобразный постскриптум, в котором поэт напутствует адресата:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Каждая строфа синтаксически является предложением. Но мысли разделены между собой точкой с запятой, а не запятой, как обычно. Такое графическое разделение строк подразумевает большую смысловую паузу. Это говорит о волнении лирического героя, о боли, с которой даются ему эти строки.

Это то, что касается особенностей формы стихотворения. Теперь обратимся к его содержанию.

Первое четверостишие построено на художественном олицетворении. Лирический герой одухотворяет свою любовь, представляя её, одновременно, и частью себя, и отдельной сущностью:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Так поэт доказывает мысль о том, что любовь даётся человеку свыше, он не в силах ею управлять. Это стихия, которая захватывает всё существо. В последних двух строках звучит укор лирической героине. Поэту жаль, что его любовь только «тревожила».

Следующие строки обращены, скорее всего, не к женщине, а к самому себе. Поэт с нежностью вспоминает своё чувство, которое и больно, и сладко одновременно. Какие красочные эпитеты использует автор!

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим…

Последние строчки стихотворения очень показательны для любовной лирики Пушкина. Он никогда не проклинает чувства к женщине и остается джентльменом до конца, как бы не окончились отношения. Это выгодно отличает пушкинское творчество от любовной лирики Лермонтова:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Стихотворение Пушкина является одним из замечательнейших произведений русской литературы. Оно положено на музыку, а это одна из высших похвал поэту, которые только могут быть.

Идея

Александр Сергеевич написал послание, прощальное послание той, с которой он, вероятно, больше не увидится никогда. Этот небольшой стих рассчитан на то, что адресат его прочтёт, но не станет испытывать большой жалости к герою. Автор говорит, что его жизнь не окончена, желает даме сердца быть счастливой. Главная идея этих строк – демонстрация истинной любви, которая никогда не переходит в злость и желание обладания. Пушкин старательно вырисовывает идеал жертвенной христианской любви, смысл которого сводится к тому, что надо больше отдавать, чем просить взамен. Он отдал женщине свое сердце, но не просил от нее того же. Ради ее покоя он готов пожертвовать своим счастьем. Это и есть основная мысль стихотворения.

Многие авторы использовали идею «послания», однако далеко не многие могли передать всю многогранность чувств персонажа всего парой строк. Эта скупость слова тоже дает повод задуматься. Герой находится в таком глубоком отчаянии, что на слова ему просто не хватает сил. Он осознает их ничтожество, ведь они бессильны повлиять на его судьбу. Так что объем произведения тоже является средством выражения авторской мысли.

Текст:

« Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
»