Стих пушкина про любовь я помню чудное

Стих пушкина про любовь я помню чудное

Содержание

Любовь в лирике русского поэта Пушкина: кратко для сообщения, доклада, реферата

Дамы, которым были посвящены творения Пушкина, известны практически каждому. Вот допустим, знаменитое «Я вас любил…» было написано еще в далеком 1829 году.


Любовь в лирике русского поэта Пушкина

Ниже вы найдете краткую информацию для сообщения, доклада, реферата про любовь в лирике такого русского поэта, как Александр Сергеевич Пушкин:

Прообразом чувств поэта стала аристократичная и возвышенная Каролина Собаньская. Однако Каролина была старше и играла чувствами поэта. Тем не менее, безответная любовь к ней все же вылилась в определенное количество творений.

Стихотворение «Я вас любил…» — яркий тому пример. Поэт говорит, что его чувства больше не потревожат красавицу, поскольку он не хочет ее печалить. Он считает, что испытал ее власть над собой и обязан ей за муки любви. Пушкин говорил, что боится ее и просит, если она не будет его любить, сможет ли он рассчитывать, хотя бы на дружбу?

Кстати, лирический герой у поэта, всегда человек самоотверженный, благородный, и безусловно, очень любящий и жертвенный. К возлюбленной он всегда относится очень бережно, можно даже сказать, как к божеству. Причем вышеописанное стихотворение, написано в формате обращения. Оно обладает маленьким объемом, но в то же время трактует довольно глубокие мысли. Используются особые изобразительные средства, красота и точность мысли. Размер двусложный. Есть как строфы-откровения, так и признания.

Любовь в творениях поэта является одним из основных достояний культурного наследия. Кстати, невозможно утверждать, что настроение «Я Вас любил…» пессимистичное. Рифма и образы — легкие и прозрачные, присутствует задумчивость и приятная отрешенность. Да, гений стремится к любви, но учитывая ситуацию, он желает счастья возлюбленной, не важно, с ним либо без него. Все любовные стихотворения Пушкина достаточно напевные, многие из них использовались при создании известных романсов.

Тема дружбы в лирике Пушкина. Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина

Значительное место в творчестве А.С. Пушкина отведено теме дружбы. Лицейское товарищество – это то, что стало опорой для всей последующей жизни поэта. В самые трудные минуты своей жизни он обращался к своим друзьям за поддержкой, пусть даже на расстоянии. Тема дружбы в лирике Пушкина особенно ярко звучит в произведениях, написанных в годы его обучения в лицее.

Лицейские друзья А.С. Пушкина

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина появляется еще в самых ранних стихах, написанных им во время обучения в Царскосельском лицее.

Но и впоследствии поэт обращался к жанру лирического послания друзьям, которых очень ценил. Особые дружеские чувства Пушкин питал к своим однокурсникам И. Пущину, В. Кюхельбеккеру и А. Дельвигу.

Однако, помимо товарищей, которых писатель встретил в лицее, он посвящал свои работы К. Батюшкову, П. Чаадаеву.

Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина приобретали разную окраску в зависимости от периода написания стихотворения, объекта посвящения. Так, в стихах гениального поэта мы можем найти лишь упоминание о приятельстве, поддержке.

В некоторых же работах дружеские отношения достигают огромных масштабов и развертываются в самоотверженность, жертвенность, чувство братства и неразделимого единства. Большая часть лицейской лирики поэта посвящена теме дружбы.

Ведь Пушкин действительно любил мечтательного Дельвига, порой смешного Кюхельбеккера, решительного А. Чаадаева и других своих сверстников. Верность своим друзьям он пронес через всю жизнь и был благодарен за то, что и они не отвернулись от него, несмотря ни на какие невзгоды.

Этим Пушкин отличается от других поэтов 19 века. Товарищество не так воспевалось, как любовь, оно не было ни у кого столь поэтизировано, как у Пушкина.

Первые опыты. Послание “К Батюшкову”

Это стихотворение было написано в 1814 году и считается одним из первых опытов в области дружеской лирики.

Здесь поэт обращается к своему другу Батюшкову прежде всего как к поэту, он дает ему советы относительно творчества. Главное – не забывать лиру даже ради любви. Тема дружбы и любви в лирике А. С.

Пушкина всегда едина и неразрывна. Но здесь лирический герой превыше всего ставит верность своему творчеству.

Галич был не только другом, но еще и преподавателем. Уже в этом стихотворении отчетливо звучит отношение Пушкина к дружбе, точнее, он дает ее определение. Дружба – это не “обмен тщеславья и веселья”, не просто беззаботное времяпрепровождение, это единство помыслов, это благородство, это стремление совершенствовать друг друга, а не потакать мелочным чувствам и недостаткам другого человека.

Мотив верности

Тема дружбы в лирике Пушкина тесно связана с мотивом верности и дружеского долга. Особенно ярко он проявился в стихотворении “Разлука”.

Вообще, даное произведение ознаменовало переход от веселой беззаботности Пушкина-лицеиста к более серьезной, взрослой лирике.

Здесь литератор дает клятву в верности святому братству, которая не выглядит преувеличением. Стихотворение посвящено другу Кюхельбеккеру.

“Пущину”

Это стихотворение было написано Пушкиным во время его ссылки в Михайловском. Поэт был в одиночестве, он не имел связи с внешним миром, единственным развлечением оставались чтение и поэзия. И вот однажды к нему в гости приехал Пущин. Александр Сергеевич был несказанно рад его приезду, растроган.

И впоследствии создал величайшее стихотворение о верной и преданной дружбе. Нужно было быть по-настоящему смелым и самоотверженным другом, чтобы в открытую написать такое послание декабристу. В произведении Пушкин вспоминает о приезде Пущина к нему в Михайловское (1825 год).

Вторая строфа – это мольба поэта о том, чтобы и его голос также помог другу, находящемуся на пожизненной каторге, как когда-то пущинский приезд помог ему.

Пущину было посвящено много стихотворений. Одно из наиболее красивых так и названо – “К Пущину”.

Это поэтическое поздравление с днем рождения, в котором Пушкин наделяет своего друга такими яркими эпитетами, как “любезный именинник”, “сердечный друг”.

Здесь поэт говорит о том, что настоящим друзьям не нужен прием по этикету, какие-либо условности, ведь они и так знают, как относятся друг к другу.

Поздняя “дружеская” поэзия

Одним из самых ярких произведений о дружбе, написанных в 30-х годах, стало “Чем чаще празднует лицей”. Основанием для создания произведения послужил ряд причин. Во-первых, годовщина Царскосельского лицея, о которой Пушкин не мог забыть.

Во-вторых, к этому времени самые верные и преданные его друзья Пущин и Кюхельбеккер находились в ссылке, в Сибири. А еще один товарищ уже умер – Дельвиг. Именно поэтому строки стихотворения наполнены глубокой печалью и тоской по минувшим дням.

Уже в 1836 году Александр Сергеевич напишет еще один стих, посвященный годовщине лицея – “Была пора”. Тема дружбы в лирике Пушкина заиграла другими красками, стала более масштабной.

Это своеобразный поэтический итог, объединяющий в себе мотивы всех произведений, посвященных товариществу. Лейтмотивом проходит фраза “Вы помните…

“, которая говорит о том, что поэт не забыл ни одного прекрасного мгновения, проведенного со своими лицейскими товарищами, и что он надеется на те же чувства в их сердцах. Но здесь звучит не только обращение к друзьям, произведение выходит на более масштабный уровень.

Товарищество здесь – это связь между представителями одного поколения, которые пережили вместе много невзгод, иторических потрясений, но при этом в душе своей хранят воспоминания о “празднике молодом”, о днях веселья и вольности.

Тема любви в лирике Пушкина

Дружеская и любовная лирика составляют основу пушкинского творческого наследия. Для поэта любовь – это светлое чувство, приносящее радость. Причем неважно было, взаимны ли чувства. Главное – это восторг влюбленной души, трепет сердца. В пример можно привести два наиболее известных стихотворения Пушкина о любви: “К***” и “Я вас любил”.

Стихотворение “К***” (“Я помню чудное мгновение”) посвящено Анне Керн. В данном тексте любовь является синонимами слов “вдохновение”, “жизнь”, “слезы”.

Слезы, которые вновь становятся возможными для лирического героя – это не печаль и не грусть, это признак жизни, признак того, что человек умеет чувствовать, умеет любить, а следовательно, он умеет творить.

“Я вас любил” – пример лирического стихотворения, темой которого ялвяется безотвеная любовь. Всего в несколько строк Пушкин смог уместить огромные чувства. Любовь, о которой автор говорит в прошедшем времени, совершенно очевидно, живет в нем и сейчас.

Но он настолько деликатен, что никогда не скажет об этом своей избраннице, чтобы не тревожить и не огорчать ее. Великое, самоотверженное чувство изображено поэтом.

Это не ревностная, собственническая любовь, а та, что дарит свободу, для которой главное, чтобы ее объект был счастлив: “как дай вам Бог любимой быть другим”.

Пожалуй, ни одному из поэтов не удалось так мощно изобразить животворящую силу любви. Так, Лермонтов, продолжатель дела Пушкина, видел в ней только горечь и страдание. То же можно сказать и о Тютчеве, для которого любовь – это неравная борьба двух сердец, это смертный приговор, вынесенный обоим влюбленным.

Любовь русского поэта Пушкина к Анне Керн: лирика


Любовь русского поэта Пушкина к Анне Керн
Анна Керн — русская дворянка. Известность приобрела именно благодаря отношениям с Пушкиным. Вот описание любовной лирики русского поэта к Анне Керн:

Первая встреча произошла у тетки Анны, Олениной. Молодая генеральша славилась случайными связями. Конечно же, на нее поэт не произвел впечатления – мало того, даже показался слишком уж навязчивым. А вот Анна ему сразу понравилась. Он отпускал льстивые возгласы и старался получить взаимность.

Впоследствии Керн стала вдохновением и мимолетной музой. Казалось, чувства нахлынули извне. Именно в тот период было рождено знаменитое стихотворение:

«Я помню чудное мгновение – Передо мной явилась ты, Как мимолетное видение, Как гений чистой красоты».

Анна была сама автором многих мемуаров. Ее замужество со стариком заставило много размышлять и переносить свои мысли на бумагу. Пушкин также написал много творений благодаря этой любви.

Любовь русского поэта Пушкина к Елизавете Воронцовой: лирика


Любовь русского поэта Пушкина к Елизавете Воронцовой
Еще одна возлюбленная поэта, для которой написано много мемуаров — Елизавета Воронцова. Вот описание любовной лирики и любви русского поэта Пушкина к этой женщине:

П. Губер — известный критик утверждает, что если близкие отношения между великим русским поэтом и Воронцовой и были, то они были окружены завесой тайны, практически никто этого не видел. Даже Раевский, который души не чаял в графине и следил за каждым ее шагом.

Тем не менее, догадки подвигли его устранить конкурента. Сам же Пушкин понимал, что запретный плод не принесет ничего, кроме страданий. Но не любить он не мог. Мало того, поэта возмутило столкновение с Раевским в Одессе. Он посчитал это коварством и предательством. Венчала встречу унизительная командировка. Соперник просто посчитал отослать Александра Сергеевича подальше. Пушкину даже пришлось написать Воронцову послание и попросить об увольнении.

Конечно же, пылкие чувства к супруге графа у поэта были. В конце концов, его отправили в родительское имение, в Псковскую губернию. Но графиня продолжала тайную переписку. Именно ей посвящены лирические стихотворения «Ангел», «Сожженное письмо», «Талисман».


Любовь русского поэта Пушкина — стих «Ангел»

Кстати, антипатичного Раевского, Пушкин изображает демоном:

«Где, в гаремах наслаждаясь, Дни проводит мусульман, Там волшебница, ласкаясь, Мне вручила талисман».

Пушкин нравился многим женщинам, потому что он был статным, любезным и никогда не повышал голос. Однако возлюбленных у него было не так много. О еще одной любви поэта читайте далее.

Любовь русского поэта Пушкина к Наталье Гончаровой: лирика


Любовь русского поэта Пушкина к Наталье Гончаровой
О любви Пушкина к Наталье Гончаровой знает каждый и школьник, и взрослый. Поэт воспевал эту красавицу. Любовная лирика русского поэта Пушкина к Наталье Гончаровой:

Эта встреча была предначертана свыше. В ту пору Пушкин уже имел популярность в стихотворной нише. Что же касается Гончаровой, она была одной из самых красивых женщин страны. Можно сказать, что в жизни каждого из них, это были последние сильные чувства. К слову, это было испытанием. Мало кто верил, что этот союз будет прочным. Но, как выяснилось зря.

Конечно же, союз базировался на вдохновении, которое возлюбленная дарила поэту. Однако это была любовь не стихийная, а глобальная и осмысленная. Вот что поэт пишет:

«Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем.

Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,

Стенаньем, криками вакханки молодой,

Когда, виясь в моих объятиях змией,

Порывом пылких ласк и язвою лобзаний

Она торопит миг последних содроганий!»

Но поэт умел не только любить, но и дружить. Подробнее читайте далее.

Тема лирики, любви и дружбы в поэзии русского поэта Пушкина: кто был его другом?


Русский поэт Пушкин
Как много написано мемуаров про светлое чувство поэта. Но также нам известны стихи и про друзей Александра Сергеевича. Тема лирики, любви и дружбы в поэзии русского поэта Пушкина близка каждому современному человеку. Поэт ценит дружбу, особенно в тех случаях, когда она закалена годами и проверена невзгодами. Он считает данное чувство святым. Тем не менее, не важнее творческой свободы и любви.

Однако данная тема – это также лейтмотив его творчества. Имена друзей Пушкина известны многим. Ведь он изобилует посвящениями:

  • П.Я. Чаадаеву
  • В.К. Кюхельбекеру
  • И.И. Пущину
  • В.А. Каверину

Со многими из этих людей поэт был очень близок. Причем большая часть преданных товарищей, осталась у него еще со времен лицейского прошлого. Что касается юной дружбы, она представляется взбалмошной, непокорной. Словно веселая и игривая стихия. Поэзия того периода удалая, легкая:

«Друзья, досужий час настал, Все тихо, все в покое. Скорее скатерть и бокал, Сюда вино златое!»

Однако с годами поэт понимает, что дружба – это не только веселое застолье вместе, но и сопереживание, горечь потерь. Значение данного чувства для него видоизменяется в правильную сторону.

Тема любви и дружбы в лирике А.С.Пушкина

Наша кнопка

Скачать материал

ТЕМА ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА

Пушкин…! Когда вспоминаешь этого замечательного поэта, перед тобой возникают тирады стихов о любви и дружбе, чести и Родине, возникают образы Онегина и Татьяны, Маши и Гринева.

На протяжении вот уже более 100 лет люди обращаются к его поэзии, находя в ней отражение своих мыслей, чувств и переживаний. Я люблю поэзию Пушкина. Да ее и невозможно не любить. Самый строгий читатель найдет для себя в ней что-либо близкое, потому что она многогранна.

Пушкин был не только великим поэтом, волшебником русского слова, это был человек, страстно отзывающийся на все живое, человек высокий и благородный.

В многообразии лирических тем, озаряющих поэзию Пушкина, тема дружбы занимает столь значительное место, что поэта можно было бы назвать певцом этого благородного чувства. Во всей мировой литературе нет более яркого примера особого пристрастия именно к этой стороне человеческих отношений.

Очевидно, истоки этого чувства заложены в самой натуре поэта, отзывчивой, умеющей раскрывать в каждом человеке лучшие свойства его души. У Пушкина было много друзей, и близких, и не очень близких.

Очень широк диапазон его дружеских привязанностей – от простого и внешнего приятельства до высоких степеней требовательной, бесстрашной и порой жертвенной дружбы. Пушкин братски любил и мечтательного Дельвига, и наивного Кюхельбекера, и остроумного Вяземского, и буйного Дениса Давыдова, и поэта-гражданина Рылеева, и простодушного Нащокина.

Совершенно особое место среди друзей Пушкина занимает П. Чаадаев, который в юные годы был для поэта образцом высокого гражданского мужества и умного свободолюбия. Пушкиным написано много стихотворений, обращенных к Чаадаеву, проникнутых величайшим уважением, доверием и дружбой.

Дружба с Чаадаевым была для Пушкина не просто житейской привязанностью, но, прежде всего, символом благородных, свободолюбивых идей. Это с особой силой сказалось в одном из ранних стихотворений “К Чаадаеву” (1818 год). Это послание для последующих поколений стало памятником высокой дружбы, вдохновленной общностью политических идеалов.

Пушкин не только любит и ценит своих друзей, но и не забывает о них и тогда, когда они находятся в беде, когда проявление сердечного внимания к ним грозит ему самому большими и опасными неприятностями. Пушкин на глазах жандармов бросается в объятия ссыльного Кюхельбекера.

Узнав, что Муравьева едет в Сибирь к мужу, сосланному на каторгу, он шлет через нее друзьям-декабристам стихи, полные глубочайшей уверенности в правоте их героического дела. А на вопрос Николая, где был бы он 14 декабря, не колеблясь, отвечает: “С друзьями!” Среди лучших пушкинских друзей лицейской юности И.И. Пущин занимал особое место.

Он не был поэтом, как Дельвиг – или Кюхельбекер, его связывали с Пушкиным не только общелитературные интересы. Это был друг, которому Пушкин охотнее, чем другим, доверял волнения и тревоги своего юного сердца. Память о ночных разговорах с другом остается в сердце поэта на всю жизнь и придает особый тон их отношениям.

Правда, виделись друзья после окончания лицея очень редко и мало, но оба они всегда рвались друг к другу. Когда Пушкин узнал о разгроме восстания декабристов, он очень тяжело пережил эту весть.

С посланием в Сибирь посылает он стихи Пущину: “Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, когда мой дом уединенный, печальным снегом занесенный, твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: да голос мой душе твоей дарует то же утешенье, да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней”.

Всего десять строк! Но как много сказано в них! Сколько пережитого и выстраданного в этих до предела сжатых словах! Каждая стока полна глубокого смысла. Это была настоящая дружба, благородная и верная. Дружба – одна из основных тем пушкинской лирики на всех этапах его творческого пути. В стихотворении “19 октября” 1827 г.

” Пушкин вновь пишет своим друзьям-декабристам о своей верности, дружбе: “Бог помощь вам, друзья мои, и в бурях, и в житейском горе, в краю чужом, в пустынном море, и в мрачных пропастях земли…” Но, пожалуй, еще многообразнее проходит в пушкинской лирике вечная тема любви.

Тема любви в творчестве Пушкина – это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение безграничного уважения к женщине. Еще в 1818 году на одном из званых вечеров встретил Пушкин 19-тилетнюю Анну Петровну Керн. Ее сияющая красота и молодость привели в восторг молодого поэта.

Прошли годы… Пушкин в ссылке. Рядом с Михайловским находилось имение помещицы Осиповой. Здесь Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу “Евгения Онегина”, а между страниц вложил стихи, написанные для нее. Стихи, посвященные Анне Петровне (“Я помню чудное мгновенье”), – знаменитый гимн высокому и светлому чувству.

Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи пленяют не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и гармоничностью. Любовь для поэта – источник жизни и радости, стихотворение “Я вас любил” – это шедевр русской поэзии. На его стихи написано более двадцати романсов. И пусть проходит время, имя Пушкина всегда будет жить в нашей памяти и пробуждать в нас лучшие чувства.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории литература:

Источник: https://doc4web.ru/literatura/tema-lyubvi-i-druzhbi-v-lirike-aspushkina.html

Сочинение на тему «Любовь в лирике русского поэта Пушкина»: материал, примеры, стихи

Любовь в лирике русского поэта Пушкина
Школьники часто на уроках русского языка и литературы пишут сочинение по теме лирики Пушкина. Такая тема даже попадается и на ЕГЭ. Задание на итоговое, президентское сочинение также часто бывает по этой теме. Вот материал и примеры на тему «Любовь в лирике русского поэта Пушкина»:

Практически все стихотворения великого русского поэта пропитаны любовью. Ни в юности, ни в более осознанном возрасте Пушкин не стесняется своих привязанностей (даже запретных), а открыто и поэтично говорит о них, упивается чувствами. Читателю близки такие переживания. Делится с аудиторией поэт и своими неудачами.

Но, несмотря на пылкость, Пушкин не «ходок» — к каждой новой возлюбленной он относится трепетно и серьезно. Чувства его подобны переливающемуся по весне ручью, который бурлит, окрашен разными красками, и поет на тысячу голосов.

Любовь поэта жертвенная. Он не приемлет эгоизма. Для него главное – счастье объекта обожания. Возвышенное отношение к любимой проявляется в стихотворении «Я Вас любил». Он говорит: «Так дай Вам Бог любимой быть другим». И это очень благородно. Понимая, что чувствам не суждено иметь место, Пушкин желает, чтобы его возлюбленная все равно была счастлива. Не важно, с ним или с иным мужчиной, с соперником.

А вот что касается «Чудного мгновения», здесь автор показывает все те чувства, которые испытывает человек, что мучается без влюбленности: «В глуши во мраке заточения тянулись тихо дни мои». Вот полностью этот стих:


Любовь в лирике русского поэта Пушкина — стих «Я помню чудное мгновенье»

Наталью Николаевну Гончарову он сравнивает с Мадонной, утверждает, что она чистейший образец прелести. Кстати, даже по этим строкам заметно, что влюбленность взрослеет вместе с Пушкиным, становится более глубокой и возвышенной.

Любовь для Пушкина – дар небес, наивысшая благодать. Это словно целебный эликсир, что позволяет жить и творить. Мне очень нравится в творчестве Александра Сергеевича то, что в отличие от некоторых поэтов и писателей, он открыто говорит о любви и не стесняется ее.

История[править | править код]

Е. Е. Керн. Портрет неизвестного художника

Весной 1839 года Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, старшей дочерью Анны Петровны Керн, которой посвящено знаменитое стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Встреча с ней произвела на Глинку сильное впечатление; вскоре их сблизили не только общие музыкальные интересы, но и более личные чувства[1]. В своих «Записках» (завершённых в 1855 году[2]) Глинка, вспоминая зиму 1839—1840 года, писал: «Е. К. выздоровела, и я написал для неё вальс на оркестр B-dur . Потом, не знаю по какому поводу, романс Пушкина „Я помню чудное мгновенье“»[3]. А. П. Керн, в свою очередь, вспоминала: «Он взял у меня стихи Пушкина, написанные его рукою: „Я помню чудное мгновенье…“, чтобы положить их на музыку, да и затерял их, бог ему прости! Ему хотелось сочинить на эти слова музыку, вполне соответствующую их содержанию, а для этого нужно было на каждую строфу писать особую музыку, и он долго хлопотал об этом»[4]. Существует версия, согласно которой сама же Керн и подала композитору идею отказаться в романсе от традиционной куплетной формы, однако известно, что Глинка уже делал это в более ранних своих вокальных сочинениях[5].

Автограф романса не сохранился; известна лишь запись трёх тактов вокальной партии, сделанная самим композитором в альбоме С. Степанова в 1856 году. Впервые романс был опубликован в 1842 году М. И. Бернардом[6]. Существует расписка Глинки в получении им от Бернарда трёхсот рублей ассигнациями за романсы «Я помню чудное мгновенье» и «Как сладко с тобою мне быть»[7].

Общая характеристика[править | править код]

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Начало романса

Т. Н. Ливанова и В. В. Протопопов, называя «Я помню чудное мгновенье» «шедевром классической романсной литературы», отмечают, что это произведение, в котором отразились наиболее характерные черты глинковского стиля, во многом является новаторским для самого жанра романса[8]. Новаторство это заключается в том, что прежде в романсах как самого Глинки, так и его современников передавалось одно настроение, одно чувство, изображался один жизненный эпизод. Повествовательность и развитие были прерогативой баллады как эпического жанра. В романсе же «Я помню чудное мгновенье» представлена последовательность эпизодов и настроений, отражающая целую историю человеческой жизни и любви. И если ранее куплетность романсной формы неизменно довлела над сквозным музыкальным развитием, то Глинка, следуя за стихотворным текстом, стремится найти соответствующую музыкальную форму для каждого пушкинского катрена[8].

Фортепианное вступление в высоком регистре с его «светлым» звучанием подводит к рассказу о былом, о явлении «дивного образа»[9]. Первый куплет, соответствующий первой строфе стихотворения, звучит свободно, легко, окрылённо; приём portamento на словах «мимолётное виденье» передаёт грациозность и эфемерность явленного воспоминанием образа[5][10]. Второй и в особенности третий куплеты звучат резким контрастом лирическому настроению первого. Так, в третьем куплете музыка отражает «бурь порыв мятежный»: мелодия приобретает взволнованно-речитативный характер; в аккомпанементе, по словам А. Е. Майкапара, «аккорды звучат как учащённые удары пульса…, взметающие короткие гаммаобразные пассажи, словно вспышки молнии»[11][9]. Затем в четвёртом, где говорится о «глуши» и «мраке заточенья», возникает «полная мрачной, стихийной силы мелодия» с тяжёлыми, медленно восходящими интонациями и минорными гармониями[11][10][12]; в аккомпанементе же звучат сдержанные, «аскетичные» аккорды[9]. В пятом куплете, со слов «Душе настало пробужденье», на смену тревожному, сумрачному настроению приходит первоначальная светлая мелодия, соответствующая поэтической репризе у Пушкина, — но это не буквальный, а видоизменённый мелодический повтор[11][9]. И, наконец, кульминацией становится исполненная радостного восторга кода, звучащая на фоне аккомпанемента, передающего «биение сердца в упоении»[9].

Музыка и текст[править | править код]

В критике устоялось мнение о том, что Глинка в своей музыке сумел достичь уровня поэзии Пушкина[13]. Б. В. Асафьев, говоря о «замечательном романсе» Глинки, пишет, что мелодия достигает в нём «исключительной пластичности и выразительной гибкости и плавности». Она, по словам Асафьева, «плывёт над и вместе с пушкинским стихом, создавая в целом впечатление интонационного единства и слияния напевности звуков, слов и музыки»[14]. О нерасторжимости текста и мелодии в сознании слушателя пишет и М. А. Овчинников: «С тех пор, как написан этот романс, почти невозможно отделить пушкинские стихи от музыки Глинки»[11]. Большинство исследователей-музыковедов полагают, что музыкальный гений Глинки дополнил и усилил поэтический гений Пушкина: «Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу. Вряд ли найдется поэт, который не мечтал бы о таком обрамлении своих творений»[9]. Литературный критик Н. Н. Рубинштейн высказывает прямо противоположное мнение, выражая сомнения не в гениальности музыки Глинки, а в её правомочии быть нерасторжимой с изначальным текстом. Называя «Я помню чудное мгновенье» «русским романсом номер один», она сожалеет о невозможности «услышать этот текст „голым“, не обёрнутым в мелодию», поскольку «стихотворение запето, заиграно, стёрто до полной потери независимости»[15].

Исполнители[править | править код]

Известно, что сам Михаил Глинка обладал прекрасным голосом и нередко исполнял собственные произведения. А. Н. Серов, вспоминая о том, как Глинка пел «Я помню чудное мгновенье», писал, что в его устах «каждое слово романса было воплощением глубоко поэтической мысли и выливалось легко, свободно в своей артистически-изящной грации и простоте формы»[12].

«Я помню чудное мгновенье» — один из наиболее известных и исполняемых романсов Глинки. В разные годы его исполнителями были И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, А. Ф. Ведерников, И. К. Архипова, А. В. Нежданова, Е. В. Образцова, Г. П. Вишневская, Н. Гедда, Б. Р. Гмыря, Ю. А. Гуляев, Е. Е. Нестеренко, З. А. Долуханова, Н. Л. Дорлиак, Л. Г. Чкония и др. Существуют также переложения романса для оркестра[16][17].

Примечания[править | править код]

  1. Левашёва, 1987, с. 42—43.
  2. Глинка, 1988, с. 5.
  3. Глинка, 1988, с. 95.
  4. Керн, 1974, с. 58.
  5. 12 Овчинников, 1988, с. 106.
  6. Глинка, 1979, с. 6.
  7. Вольман, 1970, с. 84.
  8. 12 Ливанова, Протопопов, 1955, с. 379.
  9. 123456 Майкапар, 2006.
  10. 12 Асафьев, 1978, с. 253.
  11. 1234 Овчинников, 1988, с. 107.
  12. 12 Серов, 1984, с. 12.
  13. Глинка / Левашёва О. Е., Лебедева-Емелина А. В. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  14. Асафьев, 1978, с. 45.
  15. Н. Рубинштейн. …она и музыка и слово. Toronto Slavic Quarterly.
  16. Наволокина, 2019, с. 198—205.
  17. Уханева, 2015, с. 585.

Литература[править | править код]

  • Асафьев Б. В. М. И. Глинка. — Л.: Музыка, 1978. — 311 с.
  • Вольман Б. Л. Русские нотные издания XIX — начала XX века. — Л.: Музыка, 1970. — 216 с.
  • Глинка М. И. Записки. — М.: Музыка, 1988. — 222 с.
  • Глинка М. И. От редакции // Романсы и песни (для голоса в сопровождении фортепьяно). — М.: Музыка, 1979. — Т. 2. — С. 6. — 160 с.
  • Керн А. П. Воспоминания, дневники, переписка. — М.: Художественная литература, 1974. — 366 с.
  • Левашёва О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография : в 2 кн. — М.: Музыка, 1987. — Т. 1. — 381 с.
  • Ливанова Т. Н., Протопопов В. В. Глинка. Творческий путь. — М.: Музгиз, 1955. — Т. 1. — 404 с.
  • Майкапар А. Е. М. И. Глинка. «Я помню чудное мгновенье» // Искусство. — 2006. — № 15.
  • Наволокина И. В. Творчество композитора М. И. Глинки в фонодокументах РГАФД. К 215-летию со дня рождения. — М.: Федеральное казённое учреждение Российский государственный архив фонодокументов, 2019. — 314 с.
  • Овчинников М. А. Творцы русского романса (вып. 1). — М.: Музыка, 1988. — 160 с.
  • Серов А. Н. Воспоминания о М. И. Глинке. — Л.: Музыка, 1984. — 55 с.
  • Уханева А. А. Камерно-вокальные произведения русских композиторов XVII–XXI вв. : библиографические материалы. — СПб.: Политехника-сервис, 2015. — Т. 1. — 595 с.

Место любовной лирики в творчестве

Тема любви – одна из центральных во всем творчестве А. С. Пушкина. Это и любовь к женщине, и любовь к музе, и любовь к друзьям.

Большое количество стихотворений посвящено реальным возлюбленным писателя, многие лирические произведения посвящены чувству любви в целом. Автор рассуждает по поводу любви в жизни каждого человека.

Чувство любви никогда не покидало А. С. Пушкина, поэтому все оттенки эмоций отображались все в новых и новых стихотворениях. В теме любви писатель ищет вдохновения, так как само чувство любви сопровождает его каждую минуту.

Вера Вяземская


Вера Вяземская. Картина А.Ф. Лагрене. 1820-е. ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Итак, прощайте. Я у ваших ног и трясу вам руку на английский манер, поскольку вы ни за что не хотите, чтобы я вам ее целовал».

Жена одного из лучших друзей Пушкина — Петра Вяземского. С ней он порой бывал откровеннее, чем с ее супругом и, по воспоминаниям современников, действительно ее любил. Вяземская называла его своим «приемным сыном» и всячески помогала. После роковой дуэли она почти безотлучно находилась у постели поэта.

Замуж эта девушка небольшого роста с огненным пронзительным взглядом и немного неприличным в то время «чистым громким хохотом» вышла следующим образом: как-то некая девица кинула в пруд башмачок. Все кавалеры, в том числе князь Вяземский, бросились его вытаскивать. Вяземский заболел и не смог покинуть поместье, за ним ухаживали — и всех усерднее Вера. Для прекращения сплетен их заставили пожениться, причем Вяземский венчался, сидя в кресле. Брак оказался дружным, у них было восемь детей.

Мотивы

Любовная лирика А. С. Пушкина отличается мотивами счастливой любви. Автор через чувства лирического героя показывает, что любовь – это только положительное чувство, ведь оно способно действительно на многое. Даже если стихотворение наполнено грустью и тоской по прошлой любви, оно написано в радостных тонах, ведь все, что было с лирическим героем – счастье.

Каждое пушкинское стихотворение на тему любви носит в себе какой-либо оттенок: страсть, робость, нежность, грусть, безнадежность, ревность, досада, впечатлительность. Все это характеризует чувство любви с разных сторон. Чувство любви к одной женщине, как показывает А. С. Пушкин, отличается от этого чувства к другой женщине. В этом и заключается ее прелесть. Человек с каждой новой любовью может открывать себя с новой стороны.

Любовь – это то, что приносит в жизнь человека новые чувства и эмоции, то, ради чего хочется жить и творить. Возлюбленные являются настоящими музами, ради которых создаются новые лирические произведения.

Несмотря на новые влюбленности и завершенность прошлых отношений, А. С. Пушкин доказывает, что любовь не может исчезнуть навсегда. Человек рано или поздно вновь испытает это чувство. Писатель утверждает, что человек не может не любить.

Даже безответная любовь не способна на то, чтобы человек отрекся от любви и чтобы он навсегда отказался от этого чувства.

Любовь в лирике Пушкина

Сочинение (анализ): «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»

Любовная лирика – это заветная область поэзии Пушкина. В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным, раскрывается его понимание любви как высшей жизненной ценности. Любовь для Пушкина – спутник юности, сопровождающий человека всю его жизнь. В отличие от дружбы, которую поэт воспринимал как нечто постоянное и неизменное, любовь рассматривалась им как преходящее чувство. Однако потребность любить не оставляла его на протяжении всей жизни.В лицейский период тема любви трактуется Пушкиным традиционно, часто в духе анакреонтической легкой поэзии. Его ранней любовной лирике присущи эпикурейские мотивы. Жизнь для поэта – это пир, на котором следует наслаждаться любовью, дружбой, вином и творчеством. В послании «Князю А. М. Горчакову» юный поэт желает своему лицейскому другу в день его рождения не долгих лет, богатства, громкой славы или почестей. Он желает ему провести жизнь «меж Вакха и Амура» «питомцем нежным Эпикура», а когда жизнь придет к завершению, вступить в мрачный челн Харона из объятий возлюбленной.

Окончив Лицей и поселившись в Петербурге, Пушкин окунается в атмосферу политических споров о необходимости преобразований в стране. В некоторых стихах этого периода он пользуется языком любовной поэзии, чтобы говорить на гражданские темы. В послании «К Чаадаеву», своему старшему другу, Пушкин сравнивает эмоциональное состояние людей своего круга, пламенно стремившихся к свободе, с нетерпением влюбленного, который ожидает встречу со своей возлюбленной. Они ждали падения «самовластья», «как ждет любовник молодой минуты верного свиданья ».

Хотя многие стихотворения петербургского периода посвящены любви, ода «Вольность» начинается с нетрадиционного обращения к вольнолюбивой музе и с отказа воспевать любовь: «Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица!» Здесь Пушкин ориентируется на нравственные идеалы Союза благоденствия, в соответствии с которыми истинный гражданин мыслится как суровый герой. Он не имеет права растрачивать себя на любовь, которая расслабляет душу.

Период южной ссылки совпал с увлечением романтизмом. В стихах, написанных на юге, проявляются характерные для этого литературного направления мотивы разочарования в любви и жалобы на измены возлюбленных. В элегии «Погасло дневное светило…» лирический герой – это беглец, с сожалением вспоминающий «прежних лет безумную любовь» и младых изменниц, в угоду которым он напрасно жертвовал собой. Но настроения разочарования были только данью романтической традиции. Реальные переживания Пушкина не имели ничего общего с такими чувствами. Путешествуя на юге с семьей генерала Раевского, он был глубоко и страстно влюблен в одну из его дочерей, Марию, впоследствии ставшую женой декабриста Волконского.

Один из шедевров любовной лирики Пушкина – стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»

было написано в Михайловском. В этом стихотворении отразились две встречи поэта с А. П. Керн. Одна – в 1819 году, а вторая – в 1825. В этом стихотворении возлюбленная для поэта – «мимолетное видение», «гений чистой красоты». Ее «голос нежный» не сливается с житейским шумом, а «милые черты» являлись ему во снах. Жизнь имеет смысл для лирического героя, пока его сознание хранит воспоминание о возлюбленной, и жизнь теряет всякий смысл, когда «небесные черты» стираются из его памяти. Пробуждение, воскресение в душе лирического героя наступает при новой встрече с возлюбленной. Таким образом, любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Она – символ духовного возрождения личности. Для воплощения своего переживания поэт пользуется различными средствами поэтической выразительности. Эпитеты: «чудное мгновенье», «грусть безнадежная». Метафора: «Бурь порыв мятежный / Рассеял прежние мечты». Кроме того, здесь используются повторы.В элегии «Я вас любил…» любовь для Пушкина – чувство, совершенно лишенное эгоизма. Здесь описывается тот момент, когда любовь лирического героя угасает, но еще «угасла не совсем». Его любовь была «безмолвной», робкой, не связанной с надеждами на взаимность. Прощаясь со своей возлюбленной, он не держит на нее зла, в стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни ощущения безнадежности. Лирический герой благодарен женщине за эту безответную любовь, он уважает ее право выбора, даже если она выбирает не его. Элегия заканчивается строчкой «как дай вам Бог любимой быть другим». Здесь поэт, с одной стороны, желает счастья любимой женщине, с другой – он все-таки сомневается, что кто-то способен полюбить ее так, как любил он.

В стихотворении зрелого периода «Элегия» будущее в сознании лирического героя связывается с «трудом и горем». Однако посреди этой унылой жизни поэт верит в возможность наслаждения. Неизменным источником радости для него всегда остается поэтическое вдохновение и любовь. Он надеется, что печальный закат его жизни будет озарен прощальной улыбкой любви.

Действительно, пушкинская лирика пронизана оптимизмом, верой в жизнь, в духовные возможности человека, его способность любить и дарить любовь. В. Г. Белинский, отмечая просветленный и одухотворенный характер творчества великого поэта, сказал, что его стихи – это «лелеющая душу гуманность».

Любовь в жизни Пушкина

В жизни А.С. Пушкина (1799 – 1837) было очень много женщин. Большинство его увлечений мимолетны. Но из этого не следует, что поэт был не способен к настоящей глубокой любви. Он испытал все оттенки любовных чувств: случайный каприз и напряженную, мучительную страсть, грубую телесную похоть и романтический порыв, легкий флирт и восхищенное обожание. И очень редко его чувство было настолько серьезным и тайным, что он даже не решался поведать о нем возлюбленной. Особенно в тех случаях, если чувство было связано с глубоким уважением к женщине и не давало ему шанса на физическое обладание. И в таких случаях его любовь, из-за невозможности сдерживаться в должных рамках, протекала, как тяжелая болезнь, сопровождающаяся приступами бурных эмоций и состоянием умопомрачения. Плотское начало любовных порывов Пушкина имело первостепенную важность. А женская нога ярче всего зажигала его сексуальную фантазию. В многочисленных стихах и рисунках черновиков можно найти свидетельства его своеобразного пристрастия: «Ходит маленькая ножка…» (об А.А. Олениной), «И быстрой ножкой ножку бьет» (о балерине Истоминой), «Коснуться милых ног устами!» (о Марии Раевской, будущей кН. Волконской) и др.

Физиологически страстные люди с живым воображением бывают очень ревнивы. Исключительно ревнивым был и Пушкин. Если ему случалось переживать любовь подобно болезни, то ревность сопровождала ее как злокачественное осложнение. С годами способность ревновать по поводу и без повода только возрастала. О.С. Павлищева, родная сестра Пушкина, в письме к мужу рассказывает не без горечи о том, что брат чувствует себя несчастным и близким к сумасшествию, когда его жена Натали танцует с каким-нибудь красивым молодым человеком. Прикосновение чужих рук к ее рукам вызывает у него едва контролируемое бешенство, мысль о том, что жена, которой он бесконечно доверял, оставаясь физически верной, может изменять ему в мыслях, не давала покоя, выводила из равновесия. Ревность, укореняющаяся в душе человека, часто влечет за собой как следствие – пренебрежительное и дурное мнение вообще о женщинах:

Нечисто их воображенье,

Не понимает нас оно,

И признак Бога, вдохновенье

Для них и чуждо, и смешно.

Но если женщина затрагивает его воображение и зажигает сердце испепеляющей страстью, голос поэта обретает новые интонации. Он сразу забывает о своей цинической мудрости, о своем сластолюбивом эпикурействе, о своей дальновидной стратегии хладнокровного соблазнителя. В Южной ссылке Пушкин жил в доме генерала Н.Н.Раевского, у которого было шестеро детей. С его сыном Николаем поэт дружил, а две его дочери – Мария и Елена – ранили его сердце безответной любовью. Елена была самой красивой из четырех дочерей Раевского. Пушкин искренне любовался ею, а Мария вызывала нежное чувство обожания. Об этом свидетельствуют стихи. В письме к Анне Петровне Керн он хоть и пишет о жестокости женщин, кружащих голову, «кому ни попало» и радующихся оттого, что кто-то страдает «в честь и во славу» их, но вместе с тем, называет ее «божественной». А чего стоит его невольный возглас: «Ах, вы, чудотворка или чудотворица!» Но лучшим доказательством сильного и искреннего чувства являются его знаменитые стихи «Я помню чудное мгновенье…» Любовь рождает вдохновенье, умножает жизненные силы, пробуждает душу поэта. Вот в чем смысл любви для Пушкина. «Ты рождена воспламенять воображение поэтов» пишет он в стихотворении «Гречанка», посвященное Калипсо Полихрони, на некоторое время вызвавшая у поэта сердечный жар. Как видим, ни одно из многочисленных любовных приключений Пушкина, не полонило его сердце целиком. Он многим говорил о любви, но по-настоящему любил лишь музу, которая посещала его вместе с любовью к женщине.

Тема любви в творчестве А. С. Пушкина

Поэты всего мира и всех веков воспевают в своем творчестве такое великое чувство, как любовь. И каждый из поэтов относится к этой теме со своим личным отношением. На этом великом чувстве любви и дружбы в литературе основывается такое движение, как сентиментализм. Огромное место в творчестве занимает тема любви у поэтов-романтиков. Тема любви в творчестве Александра Сергеевича Пушкина занимает огромную нишу. В лирике поэта с удивительной силой раскрывается одаренность и богатство его натуры. Когда читаешь любовную лирику Пушкина, то понимаешь, что любви, возраст не помеха. Стихи Александра Сергеевича Пушкина, можно сказать, являются своеобразным поэтическим дневником, который передает нам, читателям, все основные этапы и оттенки развития такого чувства, как любовь в жизни поэта. Мы видим, как меняется в лирике Александра Сергеевича Пушкина отношение к любви. Стихотворение «Желание» было написано Пушкиным в юношеском возрасте, он в это время учился в лицеи. В этом стихотворении мы слышим только уныние, тоску, печаль несчастливой первой любви. Да, любовь причиняет боль, но поэт не хочет от нее избавиться. Смысл этого стихотворения в том, что даже страдание любви может одухотворить жизнь человека. Идет время. Восприятие любви Пушкиным меняется. В стихотворении «Редеет облаков летучая гряда…» мы, читатели, видим, что у поэта в этом стихотворение появилось новое звучание темы любви. Любовь и природа – это две могучие стихии, которые соединились в этом произведении. Полный гармонии величественный пейзаж напоминает о любви. Здесь любовь – источник жизни, в котором предстоит испытать человеку и горе, и радость, и несвободу, и тревоги. Любовь способна творить чудеса, вот она и противостоит всем напастям и гонениям судьбы. Можно считать, что это главный смысл стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Поэт написал это стихотворение после встречи с А. П. Керн в селе Михайловском. Она произвела на Пушкина неизгладимое поэтическое впечатление. Однообразие дней, «мрак заточенья», одиночество ссылки, поэт думал, что все это убьет такое великое чувство, как любовь. Пушкину казалось, что вместе с любовью умирает и его душа. Но происходит чудо, новая встреча с «гением чистой красоты» воскрешает любовь поэта, она несет с собой новые творческие ощущения и вдохновение. Любовь перед поэтом открывает богатство и прелесть мира, формирует идеал его красоты. Свое стихотворение «Мадонна» Пушкин посвятил Наталье Гончаровой. В божественном светлом образе, изображенном на картине, поэт видит черты любимой женщины, он благодарен за эту встречу, которую ему даровала судьба. В стихотворении «Я вас любил» Пушкин передает переживания, страдания лирического героя, который вынужден расстаться с любимой женщиной. Это один из грустных этапов любви в жизни поэта. Пушкин преисполнен благодарности к этой женщине, которая подарила ему счастливые мгновенья. Он желает искренне ей счастья и любви с другим человеком. Мы видим, что тема любви в творчестве Александра Сергеевича Пушкина в разные периоды раскрывается по-разному. Любовь в творчестве и жизни Пушкина всегда была яркой страстью, которая воплотила в себе ощущения полноты жизни. Многие русские поэты унаследовали пушкинские традиции тем любви. Любовная лирика великого русского поэта стала основополагающей для творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Такие прозаики, как Тургеньев, Гончаров, Толстой развили в своих произведениях тему философской самозабвенной любви, созданной А. С. Пушкиным.

«Храни меня, мой талисман…»

Данное стихотворение отличается некой мистичностью и, конечно же, любовью. Когда Александр Сергеевич во время своей южной ссылки находился в Одессе, он познакомился с Елизаветой Воронцовой. Эта женщина сумела покорить сердце поэта настолько, что её портретами он украшал поля своих рукописей.

Елизавета Воронцова подарила на прощание Александру Сергеевичу памятный подарок – перстень, украшенный большим камнем. Для Александра Сергеевича это стал настоящий талисман, в силу которого он действительно верил. Лишь умирая, поэт расстался со своим талисманом. Но даже после смерти поэта, перстень так и не смог найти себе нового хозяина. Им владели многие, но после 1917 года место нахождения перстня неизвестно.

Стихотворение «Храни меня, мой талисман…» — это первое произведение, которое поэт посвятил Елизавете Воронцовой. Точный год написания сказать невозможно, можно лишь сказать, что написано оно было в период с 1824 по 1825 годы. Для автора это было не простое время, что хорошо прослеживается из строк произведения. Единственной вещью, которая вселяла в автора веру, как раз таки и был подаренный перстень. Поэт с ним не расставался, чему свидетельствуют портреты Александра Сергеевича, руку которого украшает его талисман.

«Если жизнь тебя обманет…»

Данное стихотворение было написано в 1825 году, во время ссылки в Михайловском. Произведение появилось для альбома Евпраксии, которая проживала по соседству. Хоть произведение и не совсем подходит для юной леди, но Александр Сергеевич выбирает именно его.

Само стихотворение «Если жизнь тебя обманет…» носит философский характер. В нём автор рассуждает на тему жизненных сложностей. Поэт говорит о том, что каждый день отличается от другого, поэтому мы никогда наверняка не знаем, хороший или плохой сюрприз приготовила нам судьба. Тем не менее, лирический герой не теряет оптимистического настроения, а старается настроить на него и читателя. Стихотворение состоит всего из двух строф, в которых звучит одна мысль.

Человек так устроен, что он всегда верит в то, что впереди его ждет лишь самое лучшее. В этом так же уверен и Александр Сергеевич. Своим оптимизмом он и старается заразить читателя.

«Цветок»

Стихотворение «Цветок» было написано в поздний период творчества автора. В нем поэт так же придается философским рассуждениям, но на сей раз на тему любви. Автор размышляет о том, насколько сильно время меняет отношения людей. Причиной написания стал некий засохший цветок, который поэт обнаружил между страницами книги. Поэт акцентирует свое внимание на том, что время очень скоротечно, а так же на том, насколько оно способно изменить человека.

Главной отличительной чертой произведения можно назвать то, что оно начинается и заканчивается одним и тем же словом – цветок. Именно в этом и заключается главная мысль поэта.

Хоть стихотворение и имеет небольшой размер, но автору удалось вложить в него очень глубокие переживания. Своей актуальности произведение не потеряло до сих пор, потому при его прочтении невольно задумываешься об увядании и угасании отношений и чувств.

«Я вас любил…»

Это стихотворение, которое поэт написал в 1829 году, является своего рода образцом любовной лирики. Александру Сергеевичу удалось в одном стихотворении показать весь мир любви, безграничной и чистой. Каждое слово пронизано нежностью, трепетом, светлой грустью. Хоть любовь и была безответной, в ней нет эгоизма. Он искренне рассказывает о своих чувствах. Его любовь безответна, но он не хочет обременять ею свою любимую. Он мечтает лишь об одном, чтобы тот, кого она полюбит, любил её не меньше, чем сам автор.

Кому посвящается стихотворение до конца не ясно, остается лишь догадываться. Существует мнение, что строки произведения посвящаются А.А. Олениной. Но наверняка мы это утверждать не можем.

«Я вас любил…» отличается от других произведений тем, что автор говорит о своих эмоциях прямо. В самом конце произведения мы видим то, что поэт находит все ответы на интересующие его вопросы. Здесь можно увидеть невероятную нежность, при помощи которой автор рассказывает о своей огромной любви.

«Анчар»

Произведение «Анчар» является одним из самых ярких произведений великого поэта. Написал Александр Сергеевич его в 1828 году, а спустя четыре года оно попало в печать. Когда поэт работал над данным произведением, он проживал в Москве. Цензура жестко следила за ним. Все дело в том, что Александр Сергеевич уже позволял себе открыто высказывать свое мнение, что очень не понравилось царю. За это поэт отправился в ссылку. Поэтому теперь поэт становится осторожнее, а свое истинное мнение вуалирует аллегорией. Он делает центральным образом баллады дерево упас-анчар, которое обладает ядовитыми свойствами. Его соком пропитывали наконечники стрел.

Что же касается темы произведения, то можно сказать, что речь идет о мировом зле, которое автор рассматривает с философской и социальной точки зрения. Мировое зло автор заключает в ядовитом дереве.

Поэт поднимает вопрос свободы и тирании, ведь данная тема очень сильно трогала автора. Но он уже не говорит о них прямо, он представляет данную проблему в общефилософском смысле. Это отличает его поздний этап творчества от более раннего.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» не увидело свет при жизни автора. Его черновики нашел Жуковский уже тогда, когда великого Александра Сергеевича уже не было в живых. Написано оно было в 1836 году, а напечатано лишь в 1841году.

Споры по поводу данного произведения длятся до сих пор. Для начала, не могут понять, кто именно стал вдохновителем автора. Существует точка зрения, что данным произведением автор просто подражал другим творцам, посвящая стихотворения памятнику. Но есть и другое мнение на этот счет. Что вдохновила Александра Сергеевича на создание данного произведения ода Горация. Ведь именно из неё Александр Сергеевич берет эпиграф.

Но не это главная тема споров и противоречий. Гораздо серьезнее стал вопрос о смысле произведения. Ведь здесь автор открыто восхищается своими заслугами, а так же он убежден, что его слава пройдет через многие и многие года. Данная мысль была не совсем понятна современниками, ведь это выглядело как излишнее самомнение и дерзость. Даже те люди, которые восхищались талантом Александра Сергеевича, были ошарашены подобной наглостью.

История создания

Данное стихотворение появилось в 1825 году, но в публикацию попало лишь спустя два года. Но кому оно посвящается – так доподлинно и не известно. До сих пор ведутся споры по этому поводу. Существует несколько версий, кому же именно посвятил Александр Сергеевич свое стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

По одной из версий поэт посвящает стихотворение Анне Керн. Автор был к ней неравнодушен, и одно время питал самые нежные чувства. Но преградой для его любви стало то, что женщина была замужем, поэтому поэту приходилось держать свои чувства в тайне. Их встреча повторилась, когда Александр Сергеевич находился в Михайловском в ссылке. Но девушка не проявила к нему никакого интереса. Но сильно уж она задела чувства поэта, потому что он посвящает ей несколько своих произведений, пронизанных любовью. Эту информацию донесла до общественности сама Анна, которая, как оказалось, хранила все произведения.

По второй версии Александр Сергеевич относился к Анне Керн без должного уважения, больше пренебрежительно. Его очень задело то, что он был отвергнут девушкой, в то время, как с другими она общалась весьма охотно. Он стыдился своих чувств, которые когда-то испытывал к девушке. Он даже просил Анну вернуть ему обратно его произведения, но Анна не согласилась, потому что данное стихотворение очень уж поднимало её самооценку. Более того, опубликовано оно так же было благодаря ей. Именно Анна Керн отнесла в редакцию стихотворение Александра Сергеевича.

Но поэту это не понравилось, поэтому он попросил, чтоб название стихотворения было исправлено на «К***». Это совершенно не характерно Пушкину, так как он был очень открытым человеком и никогда не скрывал своих чувств.

Поэтому одна из версий гласит, что стихотворение не имеет никакого отношения к Анне, девушка его попросту присвоила себе. Но Александр Сергеевич не мог обнародовать открыто, кому он посвятил данные строки, поэтому об истинном адресате стоит лишь догадываться.

Жанр, размер

Жанром стихотворения является любовное послание, которое дополняют размышления автора. Для написания стихотворения Александр Сергеевич выбирает пятистопный ямб. Рифмовка – перекрестная. Из-за своей музыкальности, данное стихотворение было неоднократно положено на музыку.

Композиция

Анализируемое стихотворение имеет двуликую композицию. Автор раскрывает обе стороны своей жизни. Одна из которых рассказывает читателю поэтапно биографические данных поэта.

В то время, как вторая – говорит о любовных переживаниях поэта. В самом начале произведения мы видим то, как автор с любовью вспоминает встречу.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Он не скрывает своих чувств, которые возникли у него, глядя на девушку. Дальше образуется некая пустота, которую автор так же раскрывает перед читателем.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

Завершает же стихотворение чувства, которые вновь окрыляют поэта и придают ему силы. Именно из такого рода чувств он и черпает свое вдохновение.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Благодаря данному приему, можно сказать, что стихотворение имеет кольцевую композицию, поскольку начинается и заканчивается одинаковым настроением.

Образы и символы

В образе лирического героя можно рассмотреть самого автора. Его жизнь напрямую связана с любовью, благодаря которой он живет и обретает новые силы для вдохновения. Лишь с любимой рядом лирический герой чувствует себя по-настоящему счастливым, может дышать полной грудью, и жить. Когда же её нет рядом – жизнь теряет смысл, пропадает вдохновение.

Главным символом стихотворения становится некий «гений чистой красоты». Автор превозносит до небес образ возлюбленной. Он показывает её образ чистым и прекрасным. Для него она является человеком, который словно снизошел с небес, или явился из другого мира, наполненного чистотой и красотой.

Поэт рисует образ возлюбленной прозрачным, невесомым, но прекрасным. Порой даже кажется, что речь идет не о конкретном человеке, а о неком видении, мечте. Александр Сергеевич наполняет образ любовью, благодаря которой он словно воскрес.

Под символом бури он показывает свой конфликт с властью, который закончился ссылками, и одиночеством.

Темы, проблемы

Основной темой произведения является светлое и огромное чувство – любовь. Любовь, которая не получила взаимности, но от этого не стала меньше. В стихотворении мы отчетливо видим то, как переживает лирический герой. Образ любимой придает ему смысл жизни, придает силы и вдохновение. Но стоит ей исчезнуть, как весь мир меркнет, становится грустным и неинтересным. Он продолжает жить лишь благодаря воспоминаниям о своем светлом чувстве и образу любимой. Благодаря которой он сумел преодолеть трудности на своем пути, выжить и найти смысл дальнейшей жизни.

Второй темой стихотворения можно выделить образ прекрасного. Автор поклоняется красоте, считая её даром небес. Автор, будучи творческой личностью, считает, что красота – это не заслуга. Это настоящий дар. Именно поэтому он дает высшую оценку образу любимой, называя её гением. Он работал всю жизнь над тем, чтобы заслужить этот титул.

Все стихотворение пронизано нежностью и печалью. Воспоминания будоражат его чувства, заставляя сердце стучать быстрее. Но, познав разочарование в любви, настроение автора так же меняется. Все больше проскальзывают грустные нотки, которые не приносят никакой радости.

Основной проблемой стихотворения можно выделить одиночество, которое больше всего пугало поэта. Он остро переживает, что его любовь не получила взаимности, поэтому чувства его угасают. Жизнь становится неинтересной и теряет смысл. Лишь образ любимого человека возвращает его опять к жизни, придает силы, наполняет смыслом каждый день.

Средства выразительности

Автор использует не такое большое количество различных троп, как мы привыкли. Благодаря эпитетам, ему удается как можно лучше «нарисовать» образ любимой. А вот метафора встречается лишь одна в произведении. Поэт не видит необходимости маскировать свои чувства. Так же используются сравнения.

«Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты»

Впервые Пушкин увидел Анну в 1819 году в Петербурге в гостях у ее тетки Елизаветы Олениной. Играли в шарады. На этом вечере был баснописец Крылов, который своим юмором и приветливым обхождением, а пуще того, своей известностью привлекал к себе внимание всех. Анне Петровне к тому времени исполнилось 19, она была уже два года как замужем за генералом Е. Ф. Керном, который был старше ее на 35 лет и которого она не только не любила, но даже не испытывала к нему никакого уважения.

В Петербург молоденькая генеральша прибыла после скитаний с постылым мужем по гарнизонам в Дерпте, Риге, Киеве, Елисаветграде, Пскове. И вот – петербургский великосветский салон. Шарады. Крылов! И туча франтов в штатском и мундирах, которые увиваются вокруг красавицы с золотыми локонами и фиалковыми глазами.

В этом вихре впечатлений Анна Петровна едва заметила кудрявого, невысокого и очень подвижного молодого человека с негритянскими пухлыми губами. Он всячески демонстрировал восторг и даже позволил себе несколько развязный комплимент: «Можно ли быть такой хорошенькой?!»

Пушкин в эту пору слыл в Петербурге после окончания лицея настоящим «прожигателем жизни»: кутил, волочился за актрисами, был членом литературных обществ, близких к декабристам, и быстро приобретал известность как поэт. Равнодушие красотки, надо думать, его задело.

«Душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты…»

Второй раз Анна Петровна явилась Пушкину спустя шесть лет. Это было в Тригорском – имении, находившимся по соседству с Михайловским, где Пушкин отбывал свою ссылку.

Пушкин, не шутя, страдал на брегах Сороти от тоски и одиночества. После шумной, веселой Одессы он оказался «в глуши, во мраке заточенья», в небольшом деревенском доме, который из-за скудости средств не мог даже позволить себе как следует протопить. Унылые вечера, которые он коротал с доброй старой няней, книги, одинокие прогулки – вот как он жил в то время. Неудивительно, что поэт очень любил ездить к Вульфам в Тригорское. Хозяйка имения добрая Прасковья Александровна Осипова-Вульф, ее дочки Евпраксия и Анна, падчерица Александра, сын Алексей были неизменно рады Александру Сергеевичу, и он тоже был рад приезжать, чтобы поволочиться за тригорскими барышнями и весело провести время.

А в июне 1825 года к своей тетушке Прасковье Александровне нагрянула Анна Петровна Керн. И Пушкин влюбляется снова. Здесь общество было не такое блестящее, как Петербурге, да и Пушкин в ту пору был уже очень известен. Анна Петровна любила и знала его стихи. Немудрено, что на сей раз она выслушивала комплименты гораздо благосклоннее. Но он уже и не болтал такого вздора, как в их первую встречу.

Александр Сергеевич влюбился и вел себя как настоящий влюбленный поэт. Он ревнует и страдает оттого, что Керн делает знаки внимания Алексею Вульфу. Он хранит на столе камень, о которой она будто бы споткнулась во время прогулки. Наконец, однажды он подносит ей первую главу «Евгения Онегина», где между страниц лежит листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье». Она читает, находит стихотворение прекрасным, но Пушкин вдруг, словно мальчишка, отбирает у нее листок и соглашается вернуть лишь после долгих уговоров.

То лето кончилось быстро. Анна должна была уехать к нелюбимому мужу.

«У дамы Керны ноги скверны»

Да-да, именно так писал Пушкин спустя два года о той самой, которая им же была названа «гением чистой красоты». Есть и письма, в которых он «проходится» по бедняжке Анне Петровне еще жестче. В одном называет ее «наша вавилонская блудница Анна Петровна», а в другом и того ужаснее: «Ты ничего не пишешь мне о 2100 р., мною одолженных, а пишешь мне о m-m Керн, которую я с божьей помощью на днях в..б…». Это письмо Соболевскому, в котором много говорится о денежных вопросах, о разных общих знакомых и вот так равнодушно и вскользь об Анне Петровне, о гении чистой красоты.

Анна Петровна к тому времени окончательно бросает мужа и живет в Петербурге жизнью самой фееричной, какую можно себе представить. У нее бесконечные романы, которые делают ее положение разведенной женщины еще более скандальным. У нее была связь с Вульфом и с другом Пушкина Дельвигом, и с композитором Глинкой, и с поэтом Веневитиновым, и с библиофилом Соболевским, и даже, по слухам, с папенькой Александра Сергеевича. В общем, добившись женщины, к которой он вожделел столько лет, Пушкин обнаружил, что он отнюдь не единственный, кто пользуется ее благорасположением.

Текст стихотворения:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.