Стих пушкина про его друзей из лицея

Стих пушкина про его друзей из лицея

А. С. Пушкин «Сожженное письмо»

Прощай, письмо любви! прощай: она велела… Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди…В 

В 

Живучий Пушкин

— А помните знаменитые шуточки Хармса: «брат Пушкин».

Читайте также:  Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 9 класс тест по литературе (9 класс) на тему

— Его тоже раздражало и гимназическое, и советское преклонение.

Много было анекдотов, шуток, в том числе филологических, без этого никуда. Но к Пушкину многие поколения русской интеллигенции, особенно после революции, относились как к последней святыне. В советское время не было снято о нем ни одного настоящего большого кинофильма — настолько преклонялись перед ним, что не могли обнаружить достойного исполнителя.

— Но Ленина-то сумели снять.

— Это было идейно необходимо. Хотя когда в первый раз снимали, то говорили: а может, нужен только документальный Ленин? Сможет актер передать его гений?

— Безрукова тогда не было, чтобы грим наложить.

— Был кошмарный спектакль с Всеволодом Якутом в роли Пушкина. Сценарий поэта Глобы далеко до классика не дотягивал, но даже к этому спектаклю относились как к святыне. С Пушкиным сверяли часы, на него молились. Такое отношение через века — большая редкость, исключением можно назвать Гомера или Гете в Германии.

— Если брать рассказы Пушкина, то там устаревших слов практически единицы.

— А если брать отдельные лирические его шедевры — они по восемь, 12, 16 гениальных строк. И нынешнему нетерпеливому читателю по ним легче познавать литературу. Вот поэтому Пушкин живее всех живых.

— А вот Лермонтов уже тогда бросал обвинение монархам в стихе «На смерть поэта»: «Ведь вы, стоящие у трона…»

— Можно трактовать стихотворение и как направленное против клевретов около трона. Лермонтов хорошо догадывался, что первыми провокаторами стали родовитые гвардейцы. Они любили так шутить, в том числе друг над другом. Просто Пушкин оказался неподходящей фигурой для таких шуточек.

Прощание с Пушкиным. Текст изложения

Но люди не расходились. Между тем пульс поэта был едва ощутим. Жизнь его с каждой прошедшей минутой навечно уходила. В кабинете, где он умирал, собрались все близкие. Жуковский сидел и беззвучно рыдал. Наталью Николаевну, найдя предлог, вывели. Друзья молча стояли рядом с кроватью умирающего, как вдруг он слегка поднялся на кровати и произнес: «Жизнь кончена». Его лицо сковала маска смерти, в эти минуты оно стало выражать торжественное спокойствие. Жуковский вышел к толпе и объявил, что Александр Сергеевич скончался. В воздухе повисло скорбное молчание. Приближались сумерки, пошел мягкий густой снег. Это случилось 29 января (10 февраля) 1837 года.

proshchanie-s-pushkinym-tekst-izlozheniya.jpg

Александр Пушкин — Прощание: Стих читать бесплатно

Александр Пушкин — Прощание: Стих Смотреть Видео запись стихотворения

Александр Пушкин — Прощание: Стих Стихотворение

Становление молодого поэта и мыслителя

Будущий великий поэт – Александр Сергеевич Пушкин (6 июня 1799 – 10 февраля 1837 г.) родился в Москве, на Немецкой улице, в доме Скворцова. Его отец – чиновник Московского комиссариата, отставной майор Сергей Львович Пушкин, мать – Надежда Осиповна Ганнибал. В семье кроме Пушкина была старшая сестра Ольга и три младших брата. Род Пушкиных был старинный и знатный. Однако они были небогаты. Родители поэта были недомовиты и бесхозяйственны, а потому всю жизнь находились на грани разорения. Вместе с тем эта семья принадлежала к образованной части московского общества. Дядя Пушкина – Василий Львович Пушкин был известным поэтом. В их доме бывали московские литераторы. Из домашнего обучения Пушкин вынес прекрасное знание французского языка и пристрастие к чтению.

В 1811 году одиннадцатилетний Пушкин поступает в Царскосельский лицей, который в то время был передовым учебным заведением. Лицей был закрытым учебным заведением. В него приняли всего лишь 30 учеников – детей средних небогатых дворян, у которых имелись служебные связи. Программа занятий была обширной. Гимназисты изучали иностранные языки (латинский, французский и немецкий), словесность, русский язык и риторику, географию, историю, математику. Были занятия танцами, фехтованием, плаванием и верховой ездой.

Именно в лицее Пушкин почувствовал себя поэтом. Хотя благодаря своей яркой индивидуальности, Пушкин и находился в лицее в некоем обособлении, но здесь у него появляются настоящие друзья – Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, Малиновский. И всё же отношения складывались непросто. Пушкин был глубоко раним, что порой переходило во внешнюю дерзость и вызов.

В лицее Пушкин начал активно писать по-французски. За это товарищи прозвали его «французом». Среди лицеистов время от времени проводились соревнования, в которых Пушкин на продолжении долгого времени держал пальму первенства. Из русских поэтов Александр больше всего тянулся к Батюшкову и прочим писателям, сгруппировавшимся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через дядю, который входил в неё. У Карамзина Александр знакомится с Вяземским и Жуковским. Их творчество в особенности заметно в стихах Пушкина, начиная с 1815 года.

Самым любимым поэтом Пушкина стал французский философ Вольтер. Именно из-за него возникло раннее безбожие поэта, его склонность к сатире. Литературная слава пришла к Александру Пушкину в 15 лет со стихотворением «К другу стихотворцу», напечатанным в «Вестнике Европы».

Пушкин окончил лицей через 6 лет после поступления, в чине коллежского секретаря 12-го класса. С этого момента начинается его «взрослая» жизнь. Молодому поэту она представляется как вступление в рыцарский орден Русской Литературы. Его принимают в литературное общество «Арзамас», где он почувствовал себя допущенным в круг общепризнанных поэтов.

После окончания лицея Пушкин планировал стать военным, но отец настоял на гражданской службе. Пушкин зачисляется в Коллегию иностранных дел и 3 года живёт в Петербурге, куда к тому времени переселилась его семья. Город закружил поэта. Он ведёт активную светскую жизнь, словно вознаграждая себя за вынужденное лицейское уединение. В это время Пушкин стремится к сообществу, содружеству, братскому единению. С огромной энергией он связывает себя с различными литературными и дружескими кружками. Он общается со многими людьми, причём с совершенно разными взглядами и стилем жизни. В этом характерная черта его личности – Пушкину всегда была чужда односторонность. В то время чтение было формой дружеского общения. Читать было принято вместе, так же как и думать, спорить и пить, а также обсуждать политику или театральные новости. В этот период Пушкин увлекается театром. Но театр в то время был также «болен» политикой и имел совсем не театральный характер. За 1818 и 1819 год Пушкин напечатал лишь шесть стихотворений и был занят созданием поэмы «Руслан и Людмила».

Помимо творчества Пушкин ведёт праздную жизнь и активно посещает светские салоны. По мнению людей, которые к Пушкину относились плохо, он вёл в тот период пустую, беспорядочную и безнравственную жизнь. Но жизнь эта была наполнена самыми разнообразными впечатлениями. На службе Пушкин не столько служил, сколько числился. Жил в это время поэт с родителями на Фонтанке. Его небольшая комната отличалась всеми признаками жилища молодого светского щёголя и была наполнена поэтическим беспорядком. Дома поэт много читает и работает. А вне дома проводит время с самыми неистовыми представителями «золотой молодёжи». Он посещает балет, изобретает шалости, рискует жизнью. Его влекут балы, красивые и умные женщины.

Одновременно, находясь в кружках и литературных обществах, поэт активно расширяет свой политический кругозор. В этот период он знакомится с горячим сторонником освобождения крестьян Николаем Тургеневым, Петром Чаадаевым, а также с многочисленными офицерами-либералами, с которыми Александр был знаком ещё в лицее.

В итоге Пушкин становится автором целого ряда стихотворений, оказавших огромное влияние на будущих декабристов. Одним из них стало произведение «Вольность», написанное поэтом в 1817 году, сразу же после окончания Царскосельского лицея:

Пушкин почувствовал и оценил силу своего поэтического дара. Он хотел использовать его для утверждения высшей ценности – «Свободы». Поэт видит свой гражданский долг в порицании тирании. Своими произведениями он стремится пробудить дремлющий в народе дух справедливого сопротивления.

Вольнолюбивые стихотворения «Сказки Noel» и «К Чаадаеву» были написаны поэтом в 1818 году:

В стихотворении «Сказки Noel» под сказками имеется в виду речь Александра I при открытии сейма Царства Польского в марте 1818 году, в которой он обещал «даровать» России конституцию. В стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин обратился к своему давнему и очень хорошему другу с посланием. Пушкин не собирался публиковать это стихотворение, так как прекрасно понимал опасность всех возможных последствий. Но помимо его воли произведение стало быстро распространяться. Острая направленность делала его чрезвычайно популярным в антиправительственных кругах, а власти довольно-таки быстро установили автора «непозволительных» стихов.

Пушкин еще в самом раннем возрасте ощущал несправедливость окружающего мира. Эти убеждения подкреплялись свободолюбивым общением с лицейскими друзьями. Постепенно у поэта складываются прочные взгляды, составляющие основу его мировоззрения. Они заключаются в признании высшей ценности свободы. Самодержавную власть Пушкин считает жестокой тиранией, а главным препятствием России на пути к справедливости – сохранение крепостного права. Эти взгляды разделяли и декабристы. В 1819 году Пушкин ненадолго посетил село Михайловское, где написал стихотворение «Деревня», в котором он прямо заявляет о вреде крепостничества, которое превращает большинство населения страны в рабов:

Но при этом Пушкин не интересуется никакими тайными обществами (масонскими ложами). В марте 1819 года он вступает в литературное общество «Зелёная лампа», где во время пирушек провозглашались либеральные идеи, критиковался александровский режим, где Пушкин как и всегда живо реагировал на важнейшие общественные и государственные проблемы.

Вскоре творчество поэта создало ему в правительстве дурную репутацию. Стихи Пушкина стали орудием литературной пропаганды, которую использовали члены тайных обществ. Распространившись среди офицерства, стихотворения создали Пушкину настоящую славу. В демократическом и революционном лагере прославляют появление нового борца за свободу и справедливость. После чего Пушкин был отправлен в ссылку, и так на всю жизнь он становится объектом для подозрения с официальной стороны.

Южная ссылка

Именно с конца весны 1820 года в жизни Пушкина начинается трудный период. С момента опубликования его поэмы «Руслан и Людмила» на него сыпятся жёсткие нападки критиков за «неканонический текст». А за «политические» стихи на него обрушивается гнев императора (Александра I), и поэта едва не ссылают в Сибирь, в последний момент заменяя Сибирь на Екатеринослав – маленький захолустный городок на юге России. В этот момент многие отворачиваются от Пушкина, о нём ходят порочащие его честь сплетни, к примеру, о том, что власти подвергли его телесному наказанию. Для Пушкина наступает пора первого серьёзного разочарования во многих людях.

Узнав о его эпиграммах и оде «Вольность» полиция провела на квартире поэта обыск. Когда зашла речь о том, чтобы выслать Пушкина в Сибирь, многие заступились за него. Среди них был Энгельгардт, Чаадаев, Карамзин, Жуковский, президент академии художеств Васильчиков и др. После того, как по Питеру пошли слухи о том, что Пушкин был высечен розгами, поэт пришёл в страшное негодование. Он даже думал о преступлении или самоубийстве… Из-за этого он был даже рад ссылке.

Гений Пушкина даже это изгнание сумел обратить себе на пользу и получить от южной ссылки массу разнообразных впечатлений. И всё же вынужденное изгнание породило в последующие годы печальное и даже озлобленное настроение.

В южной ссылке Пушкин пробыл четыре года – с 1820 по 1824 годы. На протяжении 4 лет он находился под строгим присмотром, и это угнетало поэта. Он считал такой распорядок унижением. В первые месяцы своей ссылки канцелярия, в которой он служил, была перенесена из Екатеринослава в Кишинёв. Служба его была необременительной, и поэт много путешествует. Он посещает Каменку, Киев, Одессу, Аккерманн и Измаил. Это даёт ему новые материалы для творческого вдохновения. Это были годы политического роста поэта, основанного на идеях Ж.-Ж. Руссо.

Путешествия

Активно путешествуя по России, Пушкин знакомится с экзотикой востока на Кавказе, с красотами Крыма и русских городов. В этот период появляется элегия «Погасло дневное светило…», благодаря Кавказу написана поэма «Кавказский пленник», а благодаря Крыму – «Бахчисарайский фонтан». Путешествие оставило неизгладимые впечатления в душе поэта. Он впервые знакомился с бескрайними российскими просторами, с бытом населения её южных окраин. Пушкин побывал в Новочеркасске, в Таганроге, а также на Дону, где поэт узнал о местных волнениях крестьян, которые были жестоко подавлены властями. Здесь у него возник замысел поэмы о Степане Разине. Размышлял Пушкин и о судьбах кавказских горцев. Увлекали поэта и легенды кавказского и крымского черноморья, связанные с Древним Римом, Византией, Древней Русью.

В сентябре 1820-го года Пушкин приступает к службе. Он определён в Кишинёв, в канцелярию генерала И.Н. Инзова. Кишинёв не был спокойным захолустьем, и Пушкин живёт там активной общественной жизнью, переживает как минуты подъёма, так и минуты горьких разочарований. В это время поэт переживает разгром греческого восстания, уничтожение кружка Орлова – Союза благоденствия, который так и не сумел открыто противостоять самодержавию, и вступает в масонскую ложу «Овидий», о чём сам пишет в своём дневнике.

В Кишинёве Пушкин жил в доме Инзова, в комнате на первом этаже. Он не ушёл из неё даже когда дом был разрушен землетрясением. Развалины окружали виноградник и пустырь. Именно в Кишинёве написаны «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Гаврилиада». В этом городе он живёт светской жизнью, посещает самое разнообразное общество, много и охотно танцует, ухаживает за женщинами, охотно принимает участие в дружеских пирушках, много играет в карты. Из-за женщин и карт у него было несколько дуэлей. Во время дуэлей поэт держал себя очень хладнокровно. Во время пирушек Пушкин ведёт себя порой слишком резко, а порой даже буйно. Пушкин также много читал – с выписками и заметками, чтобы, как он говаривал, «в просвещении стать с веком наравне». Сам он считает свои занятия более плодотворными, чем в Петербурге, и ему кажется, что он впервые познал «и тихий труд, и жажду размышлений».

В 1822 году в Кишинёве Пушкин создал знаменитое стихотворение «Узник», в котором аллегорически описал свое положение, однако имеется предположение, что Пушкин описал свои впечатления от посещения Кишиневского острога и разговора с заключёнными:

В 1823 году Пушкин решает поехать в Одессу. Он устал от Кишинёва, а разгром орловского кружка сделал его пребывание там ещё более тяжёлым. Его зачисляют на службу к графу М.С. Воронцову – наместнику Новороссийского края. Там он пробыл ровно год, и это один из наиболее противоречивых периодов в жизни поэта. Пушкин окунулся в бурную жизнь большого города. В Одессе можно было получить море удовольствий: он наслаждается театром, ресторанами, оперой, блестящим обществом. Одесса напоминала Петербург и была далека от провинциальности кишинёвской жизни. Морем, итальянской и французской речью, беспошлинным привозом вин город напоминал Европу.

В Одессе поэт свёл знакомство с местной интеллигенцией. Для одесской молодёжи он был с одной стороны образцом духовной силы и байронической смелости, а с другой в нём видели «какое-то бретёрство, желание уколоть и осмеять других» (Н.В. Басаргин). И всё же как поэтом Пушкиным восхищались все.

Но жизнь Пушкина была вовсе не столь праздничной, как он описывает её в стихах. Поэта мучило безденежье. Ему приходилось просить денег у скупого и неприветливого отца. Преследуют Пушкина и политические разочарования. Вскоре увлечение Пушкина Одессой слабеет. Он называет её прозаической, жалуется на нехватку русских книг. А в январе 1824 года поэт мечтает сбежать не только из Одессы, но и из России. Ещё у Пушкина начались крупные неприятности с начальством, что усугубило его плохое настроение. Из-за происков графа Воронцова - начальника Пушкина, ревновавшего поэта к своей жене, Александра Сергеевича увольняют со службы и ссылают в его родовое имение в село Михайловское, под надзор родителей.

Анализ стихотворения Пушкина «Жених»

Александр Пушкин вырос на народных сказках и преданиях, за что искренне было благодарен своей няне Арине Родионовне. Именно она привила поэту любовь к народном творчеству и подсказала огромное количество сюжетов для произведений, которые впоследствии стали классикой русской литературы.

После окончания лицея Пушкин очень редко бывал в родовом поместье Михайловское, где прошло его детство. Здесь по-прежнему жила Арина Родионовна, которая обожала своего воспитанника и считала его собственным сыном. Пушкин относился к этой мудрой женщине с особой любовью, и нередко именно она становилась первой слушательницей его новых произведений и первым их критиком.

В 1824 году после нескольких лет южной ссылки поэт был заключен под так называемый домашний арест и отправлен в Михайловское, где ему предстояло прожить почти два года вдали от друзей и светских развлечений. Скрашивала его одиночество любимая няня, которая по-прежнему потчевала поэта народными преданиями. Одно из них легло в основу знаменитого стихотворения-баллады «жених, увидевшего свет в 1825 году.

Речь в нем идет о молодой девушке Наташе, которая на три дня пропала из дома, но на все вопросы родителей отвечал слезами или же упорным молчанием. Впрочем, скоро этот случай позабылся, и девушка «стала, как была, опять румяна, весела». Жизнь вошла в привычное русло, но однажды мимо купеческого дома проезжал статный юноша, и Наташа, увидев его, бросилась в дом, ища спасения у родителей. Впрочем, и на этот раз она не открыла своей тайны. А на следующий день в дом к красавице пожаловали сваты, и отец благословил девушку на брак с добрым молодцем, которому накануне приглянулась Наталья. Она не стала противиться родительской воле, хотя и вела себя достаточно странно, то плача, то хохоча.

У любой притчи или же баллады есть своя мораль. В этом произведении все тайное становится явным на свадебном пиру, когда перед собравшимися гостями Наташа рассказывает свой удивительный сон о том, как попала она в лесную избушку, богато обставленную, куда вскоре пожаловали 12 удалых молодцев. С ними была девушка-красавица, с которой гости жестоко расправились. Одним из убийц был жених Натальи, который взял себе на память колечко жертвы. И именно в этом она публично его уличает, тем самым, воплощая в жизнь свой замысел наказать человека, который готов погубить ее жизнь взамен на обретение богатства.

Жених

Три дня купеческая дочь Наташа пропадала; Она на двор на третью ночь Без памяти вбежала. Вопросами отец и мать К Наташе стали приступать. Наташа их не слышит, Дрожит и еле дышит.

Тужила мать, тужил отец, И долго приступали, И отступились наконец, А тайны не узнали. Наташа стала, как была, Опять румяна, весела, Опять пошла с сестрами Сидеть за воротами.

Раз у тесовых у ворот, С подружками своими, Сидела девица и вот Промчалась перед ними Лихая тройка с молодцом. Конями, крытыми ковром, В санях он стоя правит И гонит всех, и давит.

Он, поровнявшись, поглядел, Наташа поглядела, Он вихрем мимо пролетел, Наташа помертвела. Стремглав домой она бежит. «Он! он! узнала! — говорит, — Он, точно он! держите, Друзья мои, спасите!»

Печально слушает семья, Качая головою; Отец ей: «Милая моя, Откройся предо мною. Обидел кто тебя, скажи, Хоть только след нам укажи». Наташа плачет снова. И более ни слова.

Наутро сваха к ним на двор Нежданая приходит. Наташу хвалит, разговор С отцом её заводит: «У вас товар, у нас купец; Собою парень молодец, И статный, и проворный, Не вздорный, не зазорный.

Богат, умён, ни перед кем Не кланяется в пояс, А как боярин между тем Живёт, не беспокоясь: А подарит невесте вдруг И лисью шубу, и жемчуг, И перстни золотые, И платья парчевые.

Катаясь, видел он вчера Её за воротами; Не по рукам ли, да с двора, Да в церковь с образами?» Она сидит за пирогом, Да речь ведет обиняком, А бедная невеста Себе не видит места.

«Согласен, — говорит отец; — Ступай благополучно, Моя Наташа, под венец: Одной в светелке скучно. Не век девицей вековать, Не всё косатке распевать, Пора гнездо устроить, Чтоб детушек покоить».

Наташа к стенке уперлась И слово молвить хочет — Вдруг зарыдала, затряслась, И плачет и хохочет. В смятеньи сваха к ней бежит, Водой студеною поит И льёт остаток чаши На голову Наташи.

Крушится, охает семья. Опомнилась Наташа И говорит: «Послушна я, Святая воля ваша. Зовите жениха на пир, Пеките хлебы на весь мир, На славу мёд варите, Да суд на пир зовите».

«Изволь, Наташа, ангел мой! Готов тебе в забаву Я жизнь отдать!» — И пир горой; Пекут, варят на славу. Вот гости честные нашли, За стол невесту повели; Поют подружки, плачут, А вот и сани скачут.

Вот и жених — и все за стол. Звенят, гремят стаканы, Заздравный ковш кругом пошел; Всё шумно, гости пьяны.

«А что же, милые друзья, Невеста красная моя Не пьёт, не ест, не служит: О чём невеста тужит?»

Невеста жениху в ответ: «Откроюсь на удачу. Душе моей покоя нет, И день, и ночь я плачу. Недобрый сон меня крушит». Отец ей: «Что ж твой сон гласит? Скажи нам, что такое, Дитя моё родное?»

«Мне снилось, — говорит она, — Зашла я в лес дремучий, И было поздно; чуть луна Светила из-за тучи; С тропинки сбилась я: в глуши Не слышно было ни души, И сосны лишь да ели Вершинами шумели.

И вдруг, как будто наяву, Изба передо мною. Я к ней, стучу — молчат. Зову — Ответа нет; с мольбою Дверь отворила я. Вхожу — В избе свеча горит; гляжу — Везде сребро да злато, Всё светло и богато».

«А чем же худ, скажи, твой сон? Знать жить тебе богато».

«Постой, сударь, не кончен он. На серебро, на злато, На сукна, коврики, парчу, На новгородскую камчу Я молча любовалась И диву дивовалась.

Вдруг слышу крик и конский топ. Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп, И спряталась за печку. Вот слышу много голосов. Взошли двенадцать молодцов, И с ними голубица Красавица-девица.

Взошли толпой, не поклонясь, Икон не замечая; За стол садятся, не молясь И шапок не снимая. На первом месте брат большой, По праву руку брат меньшой, По леву голубица Красавица-девица.

Крик, хохот, песни, шум и звон, Разгульное похмелье. »

«А чем же худ, скажи, твой сон? Вещает он веселье».

«Постой, сударь, не кончен он. Идет похмелье, гром и звон, Пир весело бушует, Лишь девица горюёт.

Сидит, молчит, ни ест, ни пьёт И током слёзы точит, А старший брат свой нож берёт, Присвистывая точит; Глядит на девицу-красу, И вдруг хватает за косу, Злодей девицу губит, Ей праву руку рубит».

«Ну, это, — говорит жених,— Прямая небылица! Но не тужи, твой сон не лих, Поверь, душа-девица». Она глядит ему в лицо. «А это с чьей руки кольцо?» Вдруг молвила невеста, И все привстали с места.

Кольцо катится и звенит, Жених дрожит бледнея; Смутились гости. — Суд гласит: «Держи, вязать злодея!» Злодей окован, обличён, И скоро смертию казнён. Прославилась Наташа! И вся тут песня наша.