Стих пушкина поэт и анализ этого стиха

Стих пушкина поэт и анализ этого стиха

Близкий друг А. Пушкина - П. Чаадаев

Знаменитое стихотворение посвящено заметной в то время фигуре - офицеру лейб-гвар­дии гусарского полка П. Я. Чаадаеву. Петр Чаадаев, как офицер, участвовал в великой Бородинской битве и взятии Парижа.

К Чаадаеву Жанр

Петр Чаадаев участвовал во многих организациях - был официальным членом Краковской масонской ложи, «Союза Благоденствия» в Москве. В декабристах он только числился. Однако никакой помощи движению не оказывал. Поэтому Пушкин обращается к своему близкому другу в надежде, что тот поймет его порывы души. Петр сам отпустил своих крестьян на волю, так как сочувствовал им. Его политические взгляды были весьма прогрессивными. К тому же, этот человек со временем стал одним из умнейших людей того времени. Он сам - великий философ и публицист.

"К Чаадаеву". Стих-послание

Великий поэт создал это творение в петербургский период творчества. Тогда молодой Александр Сергеевич, как известно, глубоко сочувствовал движению повстанцев - декабристов.

Чаадаеву, одному из немногих товарищей своих юных лет, он мог доверять любые свои сокровенные идеи, всегда ценил мнение своего старшего друга.

Стих написан в 1818 году, его знала вся декабристская молодежь, с которой Пушкин общался и стремился взаимодействовать в будущем.

К Чаадаеву Идея

Издал поэт свое стихотворение не сам, но один из молодых людей, знакомых поэта, сам подал в 1829 году эти строки для печати, вопреки желанию Пушкина.

Жанр и тема

Если брать в расчет время выхода стихотворения, то можно понять страхи Пушкина. Стихотворение возвеличивает свободу от самодержавия. Хоть и прямо не сказано о свержении царизма, дух революционера очень четко ощущается в строфах.

К Чаадаеву Стих

Вернемся к литературному анализу. По жанру поэтическое произведение считается посланием другу. Хотя обращается Пушкин не только к Петру Яковлевичу Чаадаеву, но ко всем своим соотечественникам, разделяющим его либеральные взгляды.

Этот жанр - послание широко применялся в античные времена. Его в своем творчестве использовали Овидий и даже Гораций. В XVIII, XIX веке, начале XX этот жанр также весьма популярен был среди писателей.

Пушкин пишет в письме к другу сокровенные мысли, которые по-иному, возможно, не вылились бы из души поэта. Чувствуются в стихотворении и лирические душевные ноты. Ведь по натуре Пушкин - лирик. И даже в гражданской его лирике чувствуется возвышенная поэтическая душа. Он способен суммировать личные чувства и гражданские и придать необычайный пафос своим мыслям.

Что является темой? Тема - это революционная прокламация, пронизанная до основания глубокой любовью к отчизне и юношеской горячей верой в то, что идя путем революции, он будет служить своем народу и будущим поколениям. Эта тема вполне соответствует выбранному жанру стиха "К Чаадаеву". Жанр, как помним, послание в лирико-гражданской форме.

"К Чаадаеву". Идея

В стихотворении "К Чаадаеву" основная идея - это призыв к свободе и гражданскому выбору - менять или не менять политическую ситуацию? Во времена декабристского движения этот вопрос стоял остро в дворянских кругах. Александр Пушкин считает честью борьбу с царизмом и крепостным правом. И свою судьбу он не видит иначе; поэт считает своим долгом помочь движению. Он использует общественно-политическую лексику, чтобы выразить насколько важна для него судьба отчизны.

В строках стиха прямо говорится: "На обломках самовластья напишут наши имена!". Он говорит об свободолюбии как о достоинстве возвышенного гражданина своей отчизны. И верит в то, что его стихотворения действительно пробудят порывы гражданского неповиновения, и в том видит свою заслугу.

Стихотворный размер

Как и большинство пушкинских стихотворений, "К Чаадаеву", жанр и тему которого мы уже рассмотрели в деталях, написано 6-стопным ямбом. Этот стихотворный размер являлся самым любимым в его творчестве. Ямб встречается почти в каждом произведении и дается поэту с небывалой легкостью.

Только иногда встречается в поздних произведениях анапест, но это было гораздо позже, когда поэт же стремился к экспериментам в поэзии. Когда пытался найти новую музу для себя и немного изменить привычный ритм в повествовании.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.

История создания – написанное в 1827 году, произведение было незамедлительно напечатано – в том же году его опубликовал журнал “Московский вестник”.

Тема стихотворения – роль поэта в общественной жизни.

Композиция – двухчастная: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он уже пробуждается благодаря звукам благословенной лиры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Эпитеты“священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.

Метафоры“не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенётся”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.

Сравнение“как пробудившийся орел”.

История создания

Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве. И лишь во второй половине года, когда он уединился в своём имении в Михайловском, к нему пришло вдохновение. Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении “Поэт”, которое прямо из Михайловского отослал в “Московский вестник”, где в том же году произведение напечатали.

Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм – содержание он ей тоже собирался придать новое. В поисках ответа на вопрос о том, в чём состоит суть поэтического дара, он провёл свою жизнь. И данное стихотворение является одним из моментов, когда он переосмысливает собственное предназначение и предназначение поэзии в целом.

Тема

Стихотворение посвящено “вечной” теме миссии поэта в обществе, но на этот раз она рассматривается с неожиданной стороны. Пушкин высказывает мысль о том, что поэтический дар – это и есть душа творческого человека. Без его зова, в вечной суете дней он не просто становится обычным человеком, по сути он превращается в пустой сосуд.

Композиция

Стих разделён на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет своё основное предназначение – не пишет стихи. Скорее всего, это поэтическое обобщение того времени, которое он провёл в Москве.

Он говорит о том, что без вдохновения поэта ждёт тусклое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользу сердцу. Первая часть окрашена явно негативно.

Но во второй ситуация кардинально меняется, ведь поэт слышит божественный зов – он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением. Таким образом, Пушкин делает вывод, что без творчества, без возможности писать творческий человек ничтожен. Оно же, напротив, даёт ему крылья, освобождает. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, но, можно сказать, самая суть поэта. Его предназначение – это сочинение стихотворений.
Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер – четырёхстопный ямб. При этом рифма в нём используется разная, как парная, так и кольцевая. При этом нельзя не заметить, что там, где использована кольцевая рифмовка, автор говорит о творчестве, а для части, касающейся взаимоотношений с обществом, он использует перекрёстные рифмы.

Жанр

Это лирическое стихотворение (отражены мысли и чувства лирического героя).

Средства выразительности

В этом стихотворении поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.
  • Метафоры “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
  • Сравнение “как пробудившийся орёл”.

С их помощью Пушкин создаёт яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.

История создания

Основной этап жизни М.Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века. Для этого периода характерно состояние застоя и отсутствие каких бы то ни было нравственных и духовных ценностей. Лермонтов, будучи настоящим поэтом, не мог относиться к происходящему смиренно. Именно поэтому львиная доля написанных в этот период стихотворений относится к гражданской лирике. Его творения наполнены горечью, безысходностью, протестом. Но в то же самое время Лермонтов-поэт совершает попытку создать некий идеал, к которому сам стремится. Находясь в состоянии смятения и неудовлетворенности в 1838 году создается одно из самых лучших творений Михаила Юрьевича «Поэт».

Структура стихотворения

Особенность структуры данного произведения определяется одновременной сложностью и простотой композиции. Имеют место несколько законченных фрагментов, каждый из них обладает своей стилистикой, но все они подчинены общей цели – развитие идеи. В произведении логически выделяются две части, которые написаны посредством чередования четырехстопного и шестистопного ямба.

Анализ содержания

В своем творении автор прибегает к использованию символа-иносказания, сравнивая поэта с некогда грозным оружием. Изображая кинжал, который теперь лежит без действия, Лермонтов проводит параллель с поэтом. В памяти всплывает недалекое прошлое, когда поэт мог достойно выполнять свою миссию.

«Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для весов,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух носился над толпой
И отзыв мыслей благородных,
Звучал как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.»

Композиционно в произведении четко выделяются две части. В основе каждой лежит антитеза. Первая часть описывает славное воинское прошлое кинжала.

«Наезднику в горах служил он много лет
Не зная платы за услугу.
Не по одной груди провел он страшны след
И не одну порвал кольчугу.»

После того, как кинжал перекочевал на стену, несколько изменяется характер повествования. Показать такую перемену автору удается благодаря емким эпитетам.

Вторая часть не что иное, как сравнение с первой. В ней можно проследить дальнейшую судьбу оружия, которое превратилось в висящую на стене дорогую игрушку. По мнению автора, таковой же является и судьба поэта в современном мире.

«В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет,
Внимал в немом благоговенье?»

В центре повествования второй части произведения находится поэт, с судьбой подобной судьбе кинжала. Лермонтов осуждает современную поэзию, считая, что она стала представлять из себя обычное салонное развлечение. Миссия поэта, при этом, кажется упрощенной, заниженной.

В завершении стихотворения можно увидеть сравнением. Но теперь сопоставляется не поэт, а вся поэзия. Сам автор призывает своих современников обратить внимание на возрождение высокой роли искусства в современном мире.

Стихотворение отличается особой эмоциональностью и обличительным пафосом, которые являются результатом осознания нереальности воплощения в жизнь своей мечты. Для Лермонтова поэт представлял собой пророка, или что-то очень близкое Богу. Анализ «Поэта» Лермонтова показал, что автор мечтает возродить искусство зажигать сердца людей словом.

Средства художественной выразительности

Для создания более красочного и полного образа, автор пользуется различными средствами художественной выразительности. Эпитеты «В наш век изнеженный», «Таинственный закал», сравнение «Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитв», метафоры «Твой стих носился над толпой», помогают лучше воспринимать создаваемые картины. Заканчивается стихотворение риторическим восклицанием и вопросом для размышления.

Полный текст стихотворения А. С. Пушкина «Поэту»

 Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Краткий анализ стихотворения «Поэту» А. С. Пушкин

Вариант 1

Данное стихотворение затрагивает тему значения поэзии и поэта. Эту проблему мы можем проследить также в других стихотворениях Пушкина.

Данное произведение написано в 1830 году. Это было то время, когда А. С. Пушкина активно критиковали в реакционной печати. И это была не критика в хорошем смысле, а совсем, напротив. Поэт активно полемизировал в письмах с критиками и вероятно это вдохновило его обратится к вечному образу непонятого поэта, который в некотором смысле изгой.

Первые строки говорят о том, что поэт — это человек, личность, которые имеет связь с божественным и имеет свое призвание. Оно также имеет высшую природу и лишь иногда проявляется. А пока поэт обречен тонуть в жизненной суете, в бытовых проблемах, которые его томят, и он безусловно от них страдает. Во втором четверостишии Пушкин хочет сказать, что поэт которые не пишет находиться в ничтожном состоянии духа.

Во второй части стихотворения Александр Сергеевич описывает состояние поэта, как только к нему прикоснется “божественный глагол”. То-есть поэт, который словит музу и начнет писать переживает высокий духовный подъем. Тогда поэт не страдает от суеты мира, а превозносится над ними.

В данном произведении автор также хочет предостеречь поэта от “любви народной”. Он не должен ею дорожить, восхищаться, ведь она очень быстротечна. К тому же величие поэта отличается от холода, тупости толпы, которая руководствуется только эмоциями, а не чувствами. Ценить можно только личности, уважение личностей, а не толпу, которая похожа на стадо в своем поведении.

Пушкин превозносит поэта к высотам, он называет его царем, хозяином своей судьбы. Он велит ему гордо жить одним, ценить свободу и использовать ее двигаясь по жизни туда куда сердце зовет. Пушкин говорит также о том, что не нужно искать награды и признания за свое творчество, ведь оно плод духа и просто бесценно само по себе. Он считает, что лучше всех творения поэта может оценить он сам и это самая справедливая оценка. А толпа бессильна перед величием стихотворца, она своей бранью только превозносит его перед собой.

Вариант 2

Стихотворение «Поэту» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году. Основной темой данного произведения является поэт и толпа.

В первом четверостишии автор обращается к поэту с просьбой не дорожить любовью и похвалами народа, которые со временем пройдут. Тогда, как говорит Пушкин, поэт услышит и злой смех, и брань толпы. Но на все это не нужно реагировать, важно оставаться спокойным и самим собой.

Во втором катрене автор призывает поэта творить и продолжать писать исключительно для себя, не в угоду властям и толпе. Не требовать похвал, любви и наград от народа за свое творчество, а продолжать совершенствоваться и расти. Но не для народа и государства, а для самого себя.

Далее Пушкин говорит о том, что награды – это сам писатель, он сам должен ценить и оценивать свои произведения. И не народ судья поэту, а он сам. Ему необходимо самому быть довольным своим творчеством, а толпа пусть делает что хочет.

Все стихотворение «Поэту» построено на контрасте между холодной и глупой толпой и наделенным талантом поэтом. При этом автор явно возносит поэта над миром, характеризуя его как нечто высокое и называя его царем. Пушкин советует поэту творить для самого себя, писать только то, что хочешь, а не то, что требует от тебя народ и власть.

Стихотворение «Поэту» имеет очень интересный жанр – сонет (для которого характерны 14 строк и сложная строфа, состоящая из 2 катренов (четверостиший) и 2 трехстиший).

Стихотворение написано ямбом, в первых двух катренах используется перекрестная рифмовка, а в следующих трехстишиях парная. Пушкин задает торжественное настроение, пропитывая стихотворение искренностью.

Автор использует средства, добавляющие яркости и выразительности произведению. Например, инверсию (любовию народной), риторические вопросы (11 и 12 строки), эпитеты (минутный шум, свободный ум), метафоры (суд глупца, смех толпы холодной), анафору (13 и 14 строки), обращение (Поэт!).

Подводя итог, можно сказать, что стихотворение «Поэту» пропитано смыслом и отражает мысли Александра Сергеевича Пушкина. Ведь автор сам побывал во всех тех ситуациях, что описаны в произведении и, наконец, пришел к выводу, что толпа, ее похвалы и брань только мешает поэту, запутывают его.

И поэтому ему не следует обращать на народ внимания. Поэт должен слушать только свое внутренне «я» и писать о том, что считает важным, дабы оставить после себя наследие.

Читайте также: Краткое содержание Евгения Онегина по главам и частям.

Стихотворение «Поэту» – анализ по плану

Вариант 1

Тема поэзии и поэта у Пушкина занимает одно из центральных мест в творчестве. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта.

Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В первом четверостишии Пушкин призывает поэта не дорожить «любовию народной».

Испытав на себе «минутный шум восторженных похвал» и «суд глупца», он признает твердость, спокойствие и угрюмость лучшими из человеческих качеств в борьбе со смехом «холодной толпы». Личностное начало настолько сильно пронизывает стихотворение, что образ лирического героя и образ самого Пушкина сливаются в единое целое.

Цель жизни верного служителя муз Пушкин видит в добровольном следовании пути, по которому «влечет свободный ум». Поступая именно так, как писал сам, не оставляя выбранной стези, поэт не требовал «наград за подвиг благородный», а лишь усовершенствовал «плоды любимых дум». По мысли Пушкина, все внутри поэта: высшая награда, «высший суд».

Только «взыскательный художник» «строже всех» может оценить свой труд. Нужна ли тогда поэту людская толпа, которая вместо того, чтобы внимать вдохновенным строкам, «плюет на алтарь», где горит поэтический огонь? «Ты царь: живи один» – пишет Пушкин, словно отвечая на этот скрытый в стихотворении вопрос. Мысль об одиночестве и отчужденности поэта приобретает иное звучание в стихотворении 1828 г. «Поэт и толпа».

Обидой и горечью непонимания наполнены слова, обращенные к черни: «Подите прочь – какое дело поэту мирному до вас!» Но спустя всего два года одиночество воспринимается Пушкиным как состояние гармонии и душевного спокойствия, в котором поэт способен создать свои шедевры. Это состояние дает поэту счастливую возможность не замечать брани толпы, пытающейся «в детской резвости» поколебать «треножник», с которого он вещает истину.

Стихотворение «Поэту» написано в форме сонета, а значит, состоит из двух четверостиший с одинаковой рифмовкой и двух трехстиший, заключающих в себе основную идею. Выбрав форму сонета, не столь частую в русской поэзии как классическое стихотворение из четырех катренов, Пушкин лишний раз подчеркнул исключительность и Божественное предназначение поэта, по воле которого мысль облекается в слово, а слово – в жизнь.

Вариант 2

Восприятие, толкование, оценка 

Стихотворение «Поэту» было написано А.С. Пушкиным в 1830 году, в сложный жизненный период, когда отношения по­эта с читающей публикой, критикой обострились. Пушкина об­виняли в пренебрежении гражданскими идеалами. В послании «Поэту» он обозначает свою творческую пози­цию: предназначение поэта – в безраздельном служении му­зам. Уже в первой строфе звучит мотив личностной самодоста­точности художника, независимости его от мнений толпы:

Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной; Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Одновременно здесь звучит мысль о том, что успех, слава – все это преходяще, оценка читающей публики не всегда может быть объективна.

Но художник, по мысли Пушкина, – это чело­век особой судьбы. Он имеет особую миссию в этом мире. Бог наделил его талантом, и этим определяется его творческая само­стоятельность, свобода. Он должен доверять лишь своей интуи­ции и своему таланту: «Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум». В финале стихотворения ощутимо звучит мотив противосто­яния поэта и толпы.

Толпа не в состоянии оценить по достоин­ству творений художника, она «бранит» его, плюет на алтарь ис­кусства. Лирический герой призывает поэта быть сильным, муд­рым и душевно стойким человеком и не изменять себе в угоду читающей публике. Композиционно стихотворение построено по принципу ан­титезы: поэт противопоставлен толпе.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихием, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различ­ные средства художественной выразительности: эпитеты («вос­торженных похвал», «Смех толпы холодной»), метафоры («И плюет на алтарь, где твой огонь горит»), анафору («И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник»).

Полный текст стихотворения А. С. Пушкин «Демон»

В те дни, когда мне были новы

Все впечатленья бытия —

И взоры дев, и шум дубровы,

И ночью пенье соловья, —

Когда возвышенные чувства,

Свобода, слава и любовь

И вдохновенные искусства

Так сильно волновали кровь, —

Часы надежд и наслаждений

Тоской внезапной осеня,

Тогда какой-то злобный гений

Стал тайно навещать меня.

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд.

Неистощимой клеветою

Он провиденье искушал;

Он звал прекрасное мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел —

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.

Краткий анализ стиха «Демон» А. С. Пушкин

Вариант 1

«Демон» был написан Пушкиным в 1823 году. Когда человек взрослеет, то в нем появляются черты демона, часто это называют юношеским максимализмом. Молодые люди становятся агрессивными, более жестокими, им кажется, что они уже взрослые и самостоятельные люди. Поэтому на любую критику и замечания отвечают грубо и самоуверенно. Именно о таком состоянии и писал поэт.

Демон есть в каждом человеке – это лень, зло, жестокость, тщеславие и прочее. Если человек силен духом, то он прогонит от себя этого демона и непременно добьется успеха. Вот почему Пушкин пишет, что еще в юношеские годы его стал посещать «злобный гений». Он был язвительным и отрицал все хорошее в жизни, «на жизнь насмешливо глядел». Он пытался повлиять на поэта, чтобы тот изменил свою жизнь.

В основе стихотворения лежит антитеза – противопоставление добра, веры и сомнения. Демон как искуситель пытается переманить лирического героя на свою сторону. Он пытается показать, что в жизни нет ничего хорошего, и не стоит ждать светлого будущего. В первой части стихотворения лирический герой повествует о своей жизни, затем появляется некий демон. Во второй части представлено описание демона и то, как он вселяет в героя сомнения по поводу его жизни.

Стихотворение относится к философской лирике. По жанру «Демон» относится к элегии. Оно написано свойственным для Пушкина размером – четырехстопным ямбом. Присутствуют такие художественные приемы как эпитеты, метафоры и анафора. Рифмовка в стихотворении смешанная.

Вариант 2

Демон – часто встречающийся романтический и философский образ в поэзии. Стихотворение А. С. Пушкина не стало исключением из этого правила. Образ демона приносит совершенно новые романтические ноты, потому что с его помощью в стихотворении сразу появляется противопоставление, которое, в свою очередь, заставляет читателя задуматься о глубоком смысле слов автора.

Все начиналось хорошо. Юношеские увлечения, влюбленности и возрастающая слава окружали нашего лирического героя, он был опьянен красотой жизни, молодостью. Но со временем в его прекрасный мир начали проникать сомнения, тревоги, а затем и проблемы, которые не отпускали его до самого конца.

Стихотворение «Демон» представляет собой философское размышление об окружающем нас мире. Начинается все еще в юности лирического героя, об этом свидетельствует самое начало стихотворения: «В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия —…». Здесь видно, что герой только начал свою сознательную жизнь и позволил себе первое знакомство с ней.

Но демон появился достаточно быстро и внес свои коррективы в жизненную позицию героя. Вся человеческая жизнь является не просто бесконечным радостным праздником, а она таит в себе множество различных подводных камней. Демон, как образ, использован здесь очень интересно. Он представляет собой не искусителя, как во многих произведениях других авторов, который предлагает еще больше веселья, а, наоборот, он вселяет в душу героя тревогу и страх.

«…Когда какой-то злобный гений

Стал тайно навещать меня.

Печальны были наши встречи…».

Эти самые встречи приносили только разочарование нашему герою, он перестал верить в светлую и безоблачную жизнь. Как я понимаю, это все показывает душевные терзания А. С. Пушкина, который начал узнавать тяготы судьбы. Демон постепенно начал посещать нашего героя, но, к сожалению, Александр Сергеевич не дает никакого рецепта, чтобы бороться с демоном и сохранять свою веру и надежду в светлое будущее, а главное – любовь.

Сам автор во время написания стихотворения находился в ссылке, в которой как раз этот самый «демон сомнений» постарался проникнуть и в его душу тоже, только А. С. Пушкин не потерял самообладание и не позволил этому обольстителю разрушить его веру в хорошее будущее. Ведь наш автор, как и его лирический герой, всегда верил и продолжит верить в любовь, несмотря на уверения демона.

Вариант 3

Название «Демон» ассоциируется в основном со стихотворением Лермонтова. И всё же произведение Пушкина также ценно, глубоко и эмоционально.

Это стихотворение поражает ритмом (написано четырехстопным ямбом), зарядом энергии. Современники увидели в Демоне дружескую пародию на Раевского – приятеля, но в то же время соперника поэта. Однако Пушкин отрицал подобный «шарж», говоря о большей масштабности стихотворения.

Здесь чувствуется философский подход, некий пессимизм, даже цинизм пожившего человека. В первых строках взгляд в прошлое: «В те дни…». И следует перечисления всех признаков бурной молодости – всё было ново: и чувства, и женщины, работа в сфере искусства и успехи со славой… Приходится автору прибегнуть к многосоюзию.

И вот Поэт признаётся, что уже тогда «злобный гений» стал являться к нему. Это тот (внутренний голос), который отравляет беззаботную радость, говорит, что всё пройдёт. Здесь происходит «перелом» повествования.

Поэт сравнивает демонские речи с ядом, используя метафору. Следует описание печального демона, пересказ его ядовитых речей. Эпитеты возвышены. Он убеждал юношу, что всё прекрасное – пустая фантазия, а вдохновение презренный жар. Не советовал верить в свободу и любовь. Он ничего во всем свете не благословлял, а лишь презирал.

С психологической точки зрения такое понимание может приходить к молодым людям. Со временем, видно, поэту всё наскучило – ничто не волнует кровь, то есть Демон сумел отравить его жизнелюбие. И Пушкин смеётся над своей юношеской наивностью. И хочет предостеречь новое поколение…

В философском смысле здесь говорится о двух крайностях: молодость и старость, страсть и безразличие. Опять же следует найти золотую середину: не забываться в юношеском восторге, но и не разочаровываться во всем мире.

Стихотворение А. С. Пушкин «Демон» – анализ по плану

Вариант 1

Стихотворение «Демон» написано в тяжёлый для Пушкина 1823 год и напечатано в 1824 году в альманахе «Мнемозина». Современники угадывали в образе демона друга Пушкина А. Н. Раевского.

Как и Пушкин, он был влюблён в Е. К. Воронцову, жену губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова, у которого на службе в Одессе состоял Пушкин. Когда Раевский узнал о любви Пушкина, он рассказал обо всём Воронцову. Как предполагал Пушкин, именно это явилось причиной его высылки из Одессы в Михайловское.

Пушкин даже написал и собирался дать в печати заметку-опровержение под чужим именем, в которой изъяснял смысл «Демона». Это удивительный случай, когда сам поэт объясняет идею стихотворения.

Литературное направление, жанр

«Демон» — прекрасный образец романтической лирики Пушкина. Образ демона любим романтиками, потому что позволяет показать личность, отвергнутую обществом. Демон – это романтический герой, который так близок юношескому мировосприятию. Но лирический герой не отождествляет себя с демоном.

Жанр «Демона» — элегия. Это философская лирика. Лирический герой рассуждает о тёмной стороне собственной личности, ищет в себе силы для победы над ней.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения «Демон» связана с сомнениями и искушениями, которые всегда сопровождают веру, надежду и само становление личности.

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть – одно сложное предложение. Придаточные предложения времени, начинающиеся словом, когда, описывают тот период жизни лирического героя, когда юноша наслаждался жизнью — природой, женщинами, возвышенными чувствами, искусствами.

Лирический герой был полон надежд. Предложение заканчивается главной частью тогда… Эта часть предложения одновременно композиционное начало следующей части и завершение первой. В те благословенные времена юношу стал посещать злобный гений.

Во второй части стихотворения описывается этот злобный гений. Его речи язвительны, он клевещет и искушает, насмешничает и лжёт, отравляя душу лирического героя. Злой гений не верит в прекрасное, любовь, свободу. Он отвергает само творение, всю природу. Словосочетание благословить он не хотел буквально означает, что злой гений не говорил о природе ничего хорошего, не находя этого.

Основная мысль стихотворения растолкована самим автором. Он считал целью стихотворения нравственное воспитание. В юности сердце доступно для прекрасного. С опытом приходят сомнения. Они уничтожают романтические порывы — лучшие надежды и поэтические предрассудки.

Дух отрицанья влияет на нравственность человека и человечества. Если обобщить всё, сказанное Пушкиным, в одном предложении, то основную мысль можно сформулировать так: каждый человек в определённый период своей жизни подвержен влиянию духа отрицанья и сомненья — демона, который сбивает человека с истинного пути, делая его безнравственным.

Стихотворение лишено какого-либо морализаторства. Пушкин не указывает, как должен поступить человек со своими сомнениями. Он очерчивает проблему: довольно симпатичный, вызывающий сочувствие демон стучится в душу каждого человека, это нужно разглядеть.

Старший товарищ Пушкина Жуковский угадал настроение Пушкина и додумал идею «Демона», состоящую во внутренней борьбе со злом: «К чёрту чёрта! Вот пока твой девиз».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Неупорядоченные пиррихии и спондеи сбивают ритм и делают повествование таким естественным, что стихи кажутся простыми, как проза. Рифмовка как раз упорядочена, перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы.

Тропы и образы

Первая и вторая часть противопоставлены. Основной композиционный приём стихотворения – антитеза. Старославянизмы возвышают, подчёркивают серьёзность рассматриваемой темы: бытие, взоры дев, возвышенный, наслаждение, осеня, хладный, провиденье, вдохновенье, благословить. Тропы в первой и второй части несут разную смысловую нагрузку. Все эпитеты первой части положительные: возвышенные чувства, вдохновенные искусства.

Во второй части эпитеты негативно окрашены: печальные встречи, язвительные речи, чудный (то есть странный) взгляд, хладный яд, неистощимая клевета. Во второй части положительное отрицается: провиденье — искушением, прекрасное – пустой мечтою, вдохновение — презреньем, любовь и свобода — неверием, жизнь — насмешкой. Метафора позволяет передать губительность общения с демоном: его речи вливают хладный яд в душу.

Вариант 2

Образ демона уже многие столетия является востребованным в искусстве. Особенно обращение к этой теме было популярно в период романтизма. В числе русских писателей, интерпретировавших демона, особенно выделился А.С. Пушкин.

История создания

Пушкин написал стихотворение «Демон» в период своей южной ссылки. Тогда он интересовался религиозной литературой и творчеством Гёте. Русские варианты «Фауста» Гете были уже известны к тому времени большому числу литераторов, но А.С. Пушкин был среди первых, кто создавал оригинальные произведения русской литературы о лукавом искусителе.

Изначально произведение называлось «Мой демон», под таким названием оно и было впервые опубликовано в альманахе «Мнемозина». Позднее за стихотворением закрепилось название «Демон». Возможно, это связано с широким пониманием сочинения, некоторые считали, что у него имеется реальный прототип. Например, лирического героя соотносили с А.Н. Раевским, близким другом Пушкина. Однако же сам поэт отрицал наличие прообраза.

Жанр, направление и размер

«Демон» — романтическое лирическое произведение философского характера. Относится оно к жанру элегии, так как проникнуто печальными рассуждениями героя. Четырехстопный ямб, размер, близкий к разговорной речи, придаёт сочинению исповедальный характер.

Тенденция, заданная в русской поэзии Пушкиным, была весьма популярна, как в высокой литературе, так и в массовой. А. Башилов, А. Зилов, К. Бахрушин и многие другие авторы были последователями, даже в некотором роде эпигонами поэта. Вслед за Пушкиным  начинает работу над своей великой поэмой «Демон» М.Ю. Лермонтов, а попутно с этим создает стихотворение «Ангел».

Образы и символы

В начале стихотворения Пушкин обращается к образам, наиболее характерным для романтизма. Женские взгляды, ночное пенье соловья – всё это находит отклик в юной, полной мечтаний душе.

Ей противопоставляется «злобный гений». Он символизирует отрицание, скептицизм. Демон не знает, что такое оптимизм, и призывает отказаться от веры в лучшее свою жертву. Его образ пронизан негативом, тёмная сила отвергает любовь, вдохновение – всё, что стимулирует жить, творить и дарит радость.

Темы и проблемы

Молодость. Эта тема представлена в стихотворении посредством упоминания чувств, свойственных для юного сердца, а также образом майской ночи, когда слышно пение соловья.

Сомнение. Проблему сомнения иллюстрирует демон, он отрицает веру, злой дух способен погубить душу стремлением отвергнуть светлые чувства.

Искушение. Демон провоцирует отказаться от поставленных целей, попросту сдаться. Слабый духом не способен противостоять такому соблазну: признать «прекрасное мечтою».

Борьба темного и светлого начал. В данном произведении автор изобразил извечное противостояние тьмы и света в масштабах человеческой души.

Смысл

Пушкин в стихотворении описывает состояние, знакомое многим из нас. Иногда возникают трудности при выполнении какой-либо работы, в такой момент хочется всё оставить и признать свои стремления бессмысленными. Главная мысль заключается в том, что такое угнетённое состояние навеивает злой дух, дух сомнения. Именно демон заставляет становиться скептиком и забыть былые мечты.

Кого посещает этот дух? Разочаровавшихся, отчаявшихся людей, чьи надежды не оправдались. Быть может, и сам автор испытывал подобные чувства, что и вдохновило его на создание столь печального произведения. Так Пушкин показывает, насколько угнетённым может быть состояние души, утратившей веру. Основная идея стихотворения в том, чтобы напомнить человеку, как важно сохранять силу духа и жизнелюбие.

Средства художественной выразительности

Первая часть стихотворения посвящена прекрасной юности, поэт обращается к эпитетам «возвышенные», «вдохновенные». С момента появления демона, встречаются такие определения как «язвительные», «печальны».

В этом кроется приём антитезы: поэт противопоставляет светлые мечтания юной души и коварные намерения злого духа. Демон в тексте сравнивается со злобным гением. Описывая его речи, Пушкин обращается к олицетворению: «Его язвительные речи //Вливали в душу хладный яд».

Чаще других средств художественной выразительности в этом произведении поэт использует анафору, а повтор направлен на привлечение читательского внимания.

Злобный демон – это метафора сомнения и отчаяния — чувств, что способны овладеть практически каждым человеком.

История создания

Стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» («К***", «Керн» или «К Керн») является своеобразным признанием в любви. В чувствах поэт признавался Анне Петровне Керн, с которой он впервые познакомился на светском приёме в Санкт-Петербурге в 1819 году. Ей удалось в тот же час очаровать его своей глубокой натурой и чувственной красотой.

Стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Ещё тогда Александр Сергеевич попытался произвести впечатление на барышню, но та так и оставила его попытку незамеченной, возможно, из-за того, что Анна на тот момент была замужем. Пушкин в то время был ещё малоизвестен, ведь он всего два года назад окончил лицей.

Анна Петровна, родившаяся в 1800 году, была племянницей соседки Пушкина П. А. Осиповой. Второй раз им суждено было встретиться через шесть лет, когда в 1825 году Пушкин отбывал ссылку за недозволенные стихи в Михайловском имении.

«В глуши, во мраке заточенья» поэт чувствовал себя морально поддавленным, ущемлённым в своих правах, ему даже было не с кем поделиться своими мыслями и чувствами. Когда же он узнал, что в соседнем Тригорском поместье гостит его знакомая Анна Петровна, чей образ пленил поэта на долгие годы, он готов был бежать к ней, лишь бы поскорее произошла долгожданная встреча.

Анна Петровна Керн

Керн тогда уже потеряла мужа и встретила Александра Сергеевича очень благосклонно. У них завязалась пылкая, но весьма короткая история любви. Анна Петрова была окружена вниманием многих мужчин, из-за этого у них с поэтом часто случались конфликты.

Одна из таких ссор поставила точку в их отношениях, а в день отъезда из Тригорского Анна Петровна Керн получила от Пушкина прощальный подарок — первую главу «Евгения Онегина», в которой находился вчетверо сложенный листочек бумаги со стихом «Я помню чудное мгновенье…». Как только женщина прочла его, через мгновение поэт забрал своё творение. Анне Петровне пришлось потратить много усилий на уговоры, чтобы вернуть свой подарок. Керн так и не удалось разгадать причину этого поступка.

Позднее женщина передала данное стихотворение лицейскому приятелю Пушкина А. А. Дельвигу, а тот опубликовал его в альманахе «Северные цветы» в 1827 году. В 1839 г. М. И. Глинка создал романс на стихи Пушкина после встречи с дочерью Анны Керн от первого брака Екатериной. Стихотворение с практически идеальным тактом и ритмом другими композиторами было положено на музыку более 20 раз.

Тема и композиция

Центральной темой в произведении является неразделенная любовь и весь спектр сопутствующих ей чувств и эмоций. Их плавный переход напрямую связан с событиями в жизни поэта: сначала чувства, пережитые героем после первой встречи со своей возлюбленной, его воспоминания о ней. Затем погружение лирического героя в обыденность, где душа чахнет и якобы умирает, так как любовь его не нашла отклика в сердце у героини.

Тема и композиция стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»

Однако спустя некоторое время снова «сердце бьётся в упоенье», и поэт красочно описывает незабытое за долгие годы воскресшее чувство, которое он испытывает при новой встрече с возлюбленной, и тогда жизнь его наполняется новым смыслом.

Идея стихотворения, его главная мысль в том, что человек не может проживать полноценную жизнь, если не испытывает любви. Как только наяву Пушкин встречает Керн, то в стихотворении (начало и конец) появляется описание оживлённых эмоций, эмоционального подъёма, любовного томления; а когда он находится с ней в разлуке или же чувствует себя отвергнутым, то и в произведении присутствуют нотки грусти, разочарования и усталости от жизни.

Поэт закладывает идейное представление о любви — можно влюбиться за один миг и нести в себе это чувство долгие годы. Несмотря на довольно небольшой размер стихотворения, в нём описываются годы жизни. Автор доносит собственное видение ситуации и позволяет вместе с ним пережить все испытанные чувства радости и печали.

Кольцевая композиция произведения имеет в основе антитезу, само стихотворение разделено на шесть катренов. Таким образом произведение состоит из описания двух встреч возлюбленных, которые наполняют их озарением, и промежуточной части, в которой описываются чувства ожидания предстоящих сладких моментов.

Жанр и размер

Жанр стиха — любовная лирика, которая характеризуется точной расстановкой лексических повторов нескольких фраз, усиливающих эмоциональное воздействие и изящество звучания. Стихотворение имеет вид любовного послания некого лирического героя к своей возлюбленной. Он, обращаясь к ней, как к «гению чистой красоты», рассказывает историю своих чувств: зарождение влюблённости, тоску от разлуки, забытье и печаль, возрождение былой любви и призыв к жизни.

Александр Сергеевич написал своё произведение пятистопным ямбом с перекрёстным типом рифмовки АВАВ. Именно поэтому при прочтении стихотворения появляется ощущение, будто бы герой неторопливо ведёт рассказ о своей жизни, излагая самые сокровенные мысли и чувства. Также огромную роль играет:

  1. Чередование ударных и безударных гласных, присущее ямбу. Текст начинается с безударного слога, стих приобретает спокойное, но постепенно нарастающее звучание.
  2. Преобладание сонорных согласных придает стиху грустное, минорное настроение.
  3. Сквозные рифмы (виденье — заточенья — вдохновенья — пробужденье) дополняют картину, делая стихотворение более мелодичным, но с отчётливым ритмом.

Текст стиха

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Из истории создания поэзии

Пушкинская лирика насчитывает массу примеров пейзажных произведений. Русский гений любил обращаться к экологической тематике. «Зимнее утро» прекрасно подтверждает эту мысль. Поэт в трепетной радости созерцает картины русской зимней поры. От поэзии веет оптимизмом: ссылка писателя закончилась, и он смог вернуться домой. Радость автора воплотилась в строках этого стиха.

В целом, природная стихия – одна из излюбленных тем русского литератора. Красота пейзажей родного края с ранних лет волновала писателя. Родные места привлекали творческую душу Пушкина. Симпатия к родной земле делала из Александра Сергеевича настоящего патриота. Анализируемое произведение принадлежит к позднему этапу пушкинского творчества. Поэзия составляет неотъемлемую часть современной школьной программы.

В центре внимания автора – праздничность, атмосферность утра русской зимой. Произведение отличается жизнерадостностью, ощущением новой жизни – новой страницы в жизни. Поэзия носит автобиографический характер.
Дата рождения стиха – 1829-й год. Этот период сопровождался для поэта определенными сложностями. Писатель долгое время считался опальным. Жизнь Александра Сергеевича велась под присмотром Третьего Отделения. Сам литератор не один раз был «в гостях» у Бенкендорфа – начальника Отделения. У писателя были серьезные покровители, друзья, которые часто заступались за поэта. Идея произведения появилась у Пушкина, когда тот гостил у одного из своих друзей. Речь идет о Петре Вульфе.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» считается одним из замечательнейших творений Александра Сергеевича Пушкина. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

На создание этого шедевра ушел всего один день. Это случилось третьего ноября. В то время поэт находился в Тверской губернии. Имение Вульфов располагалось в деревне под названием Павловское. Оттуда писатель планировал ехать в Северную столицу. Из поместья друзей открывался вид на реку, покрытую льдами. Рядом располагался лес, зимний, похожий на призрака. Краски и атмосфера зимы толкнули литератора взяться за перо.

Посвящение стиха

В тексте отчетливо видны две фигуры: самого рассказчика-героя и женщины. На поэта сильно повялила его няня – Арина Родионовна. В жизни писателя присутствовали две женщины, оказавшие влияние на его судьбу: это няня и супруга – Наталья Гончарова. Няня научила будущего классика обращать внимание на красоту окружающего мира, замечать чудо в обычных вещах. Именно няню поэт называет в этой поэзии «милым другом». Хотя некоторые литературные критики предполагают, что под образом «милого друга» все же скрывается жена писателя.

Дружелюбное окружение близких, родных людей, друзей вдохновляет поэта. Пушкин чувствует себя защищенно, расслабленно, и снова берется за перо. Зима, мороз, узоры на оконных стеклах развеивают проблемы писателя, отодвигают невзгоды на задний план.

Теперь можно успокоиться и просто насладиться красотой мира.
Публикация произведения состоялась в 1830-м году – на страницах «Царского села» (одного из альманахов того времени).

Стих как автобиография

Пушкинское произведение раскрывает личные подробности жизни автора. Александра Сергеевича восхищала идиллия деревни, атмосфера сельского размеренного бытия. Пушкин – опальный писатель. Однако он всегда отличался любовью к родной земле, был искренним патриотом. Это качество воплотилось в пушкинском творчестве. Поэт часто воспевал красоту русской природы.

Зимнее утро

Город – это вычурность, чрезмерная гордыня, ненужный фарс. Пушкин жаждет простоты, искренности, незатейливости и непосредственности. Эти ценности воплощаются в деревенском образе жизни. Произведение не наполняется философскими смыслами, здесь отсутствуют недомолвки и иносказания. В целом, Пушкин создает лаконичную поэзию, без декоративных фраз, лишних украшений. Простота слога обеспечивает этому шедевру читательскую любовь.

Язык поэта

Литературные критики обращают отдельное внимание на специфику пушкинского языка. Александра Сергеевича называют основоположником современного языка и литературы в России. Читатели, однако, подчеркивают, что не все смыслы, заложенные в строки текстов русского автора, им понятны. Но это утверждение не касается анализируемого произведения. Поэзия отличается простотой речи, ясностью и прозрачностью смысла.

Произведение Александра Пушкина под названием «Я вас любил…» поражает чувственностью, легкостью слога, точностью рифмы, глубоким эмоциональным накалом. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Правильные художественные средства (ямб, обилие прилагательных) тоже упрощают восприятие этого творения. Эпитеты отличаются многозначительностью. Эта черта – тоже свидетельство автобиографического характера произведения. В ноябре – незадолго до рождения стиха – Пушкин пребывал в тяжелом душевном состоянии. Впечатления от ссылки, неприятие высшим светом, одиночество все еще тревожили поэта. Поэтому писатель создает образ вчерашнего дня – мрачного, мутного, бледного. Настоящее – это начало новой жизни: великолепный, прозрачный, янтарный день.

Тематика стиха

Пушкинское творение посвящается популярной в русской классике теме – красоте окружающего мира. Русская зима – это особый герой пушкинских произведений. Заснеженность ландшафтов, чудо замороженной природы привлекали поэта с самого детства. Александр Сергеевич чувствовал связь с природной стихией, родство с окружающим миром. Этот факт объясняет, почему писатель прославился в том числе как мастер пейзажных поэзий.

Зимнее утро

Красота природной вселенной – это первая тема пушкинского творения. Второй тематический вектор – любовь. Читатель ощущает теплоту чувств героя к женщине. Автор очень трепетно относится к героине, волнуется, чтобы та увидела красоту этого утра. От произведения веет нежностью и радостью. Герой любит не только свою подругу, но и все живое в этом мире. Любовь – это глобальное, тотальное чувство, которое человек испытывает к миру в целом.

Идея произведения

Что же находится в центре размышлений писателя? Пушкин говорит о простых вещах, понятных каждому человеку. Мир дарит людям красоту. Прекрасное – это нечто, что находится вне времени, красота вечна. Каждое время года отличается своим уникальным портретом, колоритом. Поэт призывает читателя сделать паузу, остановиться, прервать жизненную суету, чтобы насладиться ландшафтом.

Природа не просто красива. В природе автор видит друга, который не бросит в трудную минуту и всегда поддержит. Стихия и человек соединены неразрывными узами.

Зимнее утро

Пушкинский литературный пейзаж – это не просто красивый текст. Александр Сергеевич мастерски описал полноту и радость жизни. Человеческая душа находит успокоение в гармонии со стихией. Пушкин, однако, не единственный русский писатель, который обращается к подобной тематике. Те же мысли проскальзывают и в лермонтовской лирике. Глубокая идея данной поэзии состоит в том, что контраст – естественное состояние вещей: мороз существует вместе с солнцем.

Композиционные особенности стиха

В данном случае поэт обращается к классической линейной композиции. Впрочем, структура текста заслуживает на более детальное внимание. Всего в произведении насчитывается пять шестистиший. Композиция отличается динамикой, стройностью, точностью деталей и образностью.

Первая часть

Первый фрагмент текста представляет зимнюю картину: морозное утро, разбавленное золотистыми лучами солнца. Героя пушкинского творения восхищает красота зимней поры. Рассказчик обращается к женщине – героине стиха, чтобы обратить ее внимание на эту чудную зиму.

Вторая часть

В этом фрагменте автор использует прием антитезы. Писатель противопоставляет вчерашний вечер, осеннюю бурю, печаль и нынешний мир – там, за оконным стеклом. Вчера героиня печалилась, потому что ее угнетала погода. Сегодня настал новый день, который предвещает радость, дает надежду на лучшие времена. «Жизнь прекрасна», – кажется, хочет сказать людям зима. Антитеза придает пушкинскому шедевру особый колорит.

Третья и четвертая части

Здесь писатель изображает красоту зимнего утра. Поэта восхищает природа в это время года. Затем герой вновь оказывается в своей комнате. В доме разожгли камин, здесь тепло и уютно. Так приятно ощутить после ободряющей прогулки этот домашний комфорт!

Пятая часть

Завершение произведения снова застает писателя на улице. Автор решил проехаться в санях. Читатель ощущает себя соучастником этого по-детски радостного события. Писатель создает атмосферу покоя, комфорта, безопасности, оптимизма. Проблемы ушли, и теперь можно спокойно любоваться красотами окружающего мира.