Стих пушкина письмо онегина к татьяне слушать стих

Стих пушкина письмо онегина к татьяне слушать стих

Главные герои

Евгений Онегин

– молодой дворянин. Образован. Воспитан. Видный собой юноша. Всегда одевается с иголочки. Умеет вести себя в обществе. Нравится женщинам.

Татьяна Ларина

– старшая сестра Ольги Лариной. Девушка 17 лет. Спокойна, рассудительна. Любит одиночество. Большую часть времени проводит за чтением книг.

Владимир Ленский

– молодой помещик. Натура мечтательная и романтичная. Поэт. Друг Онегина и жених Ольги Лариной.

Ольга Ларина

– младшая в семье Лариных. Невеста Владимира Ленского. Общительная, жизнерадостная девушка. Любит жизнь и наслаждается ей.

Краткое содержание «Евгений Онегин» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Евгений Онегин

Число страниц: 224. Пушкин Александр Сергеевич. «Евгений Онегин». Издательство «Стрекоза». 2021 год

Жанр: Роман в стихах

Год написания: 1823-1830 гг

Глава первая

Знакомство с Евгением Онегиным, молодым дворянином из Петербурга, прибывшему к смертельно больному дяде, доживающему последние деньки.

Когда-то семья Онегиных была богата. Сам Евгений считался завидным женихом. Отец Евгения любил жить на широкую ногу, не отказывая себе ни в чем. Постоянные балы, устраиваемые у них дома, загнали мужчину в долги. От прежнего состояния не осталось и следа.

Родители давно умерли, родных братьев и сестер у него не было. Евгений остался сиротой. Тоска и непонятная хандра стали его постоянными спутниками, хотя жизнь молодого парня была насыщенной.

В обществе его приняли на ура. Красавчик. Образован, воспитан. Женщины кружились вокруг него роем, желая обратить на себя внимание. На светских вечерах он был звездой. Болтал на французском языке, как на родном. Станцевать мазурку, да без проблем. Мог поддержать разговор на любую тему, но больше всего парень любил амурные дела. Дамы, несмотря на семейное положение, теряли голову, забывая о мужьях, когда Евгений оказывался рядом.

Просыпался Онегин ближе к вечеру. Потом театры, балы, танцы до утра. Снова сон до обеда. Каждый день похож на предыдущий. Внезапно ему все надоело. Он начинает искать занятие по душе. Пробовал писать, но толку не было. У него ни черта не получалось. Решил увлечься литературой, но книги не смогли принести должного удовлетворения. Из некогда общительного юноши, Евгений превращался в занудного, скучного парня, предпочитавшему родной дом, ранее любимому светскому обществу.

Раньше в планы Евгения входил отъезд за границу, но смерть отца нарушила их. Наследство разлетелось на погашение отцовских долгов. Пришлось остаться в Петербурге.

Неожиданно Онегин получает приглашение от дяди в деревню. Дядя находился при смерти и желал увидеть племянника. Пока Евгений собирался, дядя скончался, оставив имение в подарок, куда входили заводы, огромные земли и леса.

Глава 1

В первой главе Пушкин знакомит читателя с главным героем романа в стихах Евгением Онегиным, молодым человеком 26 лет. Он едет на почтовых лошадях в деревню. И пока он в пути, Пушкин успевает рассказать о воспитании, образовании светского молодого человека. Онегин получил домашнее образование. Его воспитывали на французский манер, как и большинство русских дворян.

Когда ему исполнилось 18, Онегин появился в светском обществе, которое приняло его.

Свет решил, Что он умен и очень мил.

Он в совершенстве владел французским, знал немного латынь, умел танцевать, знал пару десятков эпиграмм, которыми позволял себе блеснуть в дамском обществе. Этого было достаточно. Но главная наука, которой он владел в совершенстве, была наука страсти нежной.

Пушкин показывает один день «петербуржского светского денди», а увлекшись, вспоминает свое время препровождение в Санкт-Петербурге, свое посещение театров.

Первая глава служит экспозицией романа.

Глава вторая

Место, куда приехал Онегин, было весьма живописно. Дом у реки, вокруг дивный сад. Живи да радуйся, но Евгений и здесь заскучал. Желая себя развлечь, придумал новые порядки в своих владениях. Нововведения не понравились соседям. Они перестали с ним общаться. Онегин был этому рад. Он не хотел, чтобы к нему не лезли с разговорами и набивались в друзья.

Знакомство с Владимиром Ленским встряхнуло и оживило Онегина. Молодой помещик был натурой романтичной. Любил писать стихи. Витал в облаках и пытался найти смысл жизни.

Ребята много времени проводили вместе. Так и сдружились.

В Онегине Ленский нашел хорошего слушателя. С радостью декламировал ему свои стихи. Они часто рассуждали на философские темы. В один из вечеров во время разговора Владимир признается другу, что влюблен. Его музой была Ольга Ларина. В деревне все знали, что молодые люди увлечены друг другом. Ольга и Владимир дружили с детства. За глаза их давно называли жених и невеста.

У Ольги была родная сестра Татьяна. Полная ее противоположность. Девушка все время проводила с книгой у окна, когда ее ровесники беззаботно развлекались.

Мать сестер княжна Полина в свое время была отдана замуж за нелюбимого. Так решили родители. Ее мужем стал Ларин. Женщина погоревала над судьбой, но вскоре смирилась и привыкла. Сам Ларин прожил недолго, оставив вдовой супругу с двумя дочерями на руках.

Глава третья

Владимир так увлеченно рассказывал Онегину о семье Лариных, что Евгению стало интересно, что это за люди, и он напросился к ним в гости.

Ольга не произвела на него никакого впечатления. Татьяна показалась ему интересной девушкой, но влечения к ней не было.

Зато Татьяна после приезда Онегина была не похожа на себя. Дни и ночи девушка думала о Евгении, представляя в мыслях, как они гуляют вечером вдвоем по тенистой аллее. Он читает стихи, а она восхищенными глазами смотрит на предмет обожания.

Девушка решила первой признаться в чувствах. Она пишет Онегину признание на французском языке.

Утром через няню просит доставить письмо до адресата. Два дня прошло в томительном ожидании ответа. Владимир успокаивает девушку, говоря ей, что Онегин собирался к ним с визитом.

Увидев его на пороге, Татьяна испугалась, убежав в сад. Отдышавшись немного и придя в себя, она выходит к нему навстречу, но вместо ответного признания, слышит исповедь Онегина, где он ясно дает понять, что к браку не готов.

Глава четвертая

Евгения письмо Татьяны зацепило. Он понял, что девушка влюблена. В разговоре с ней он пытается донести до нее, что не хочет обманывать и дает понять, что между ними не может быть серьезных отношений. Это было благородно с его стороны. Честный и достойный поступок.

Татьяна после разговора в саду стала еще печальней. Любовь из сердца не вырвать. Девушка страдала от несчастной любви.

Зато между Ольгой и Владимиром складывалось все хорошо. Молодые люди все время проводили вместе. Дело двигалось к свадьбе.

В жизни Онегина ничего не менялось. Он ни с кем не общался, грустил и хандрил. В один из вечеров заскочил Владимир с новостью о том, что у них скоро с Ольгой свадьба.

Между делом Ленский вспоминает, что Ларины настаивали на том, чтобы Онегин был среди гостей, приглашенных ради именин Татьяны. Отказ не принимался.

Глава пятая

Татьяна верила в приметы. Зимой, как все девушки, всегда гадала. В один из Крещенских вечеров, следуя правилам гаданья, Татьяна под подушку кладет зеркало и загадывает желание.

Сон, приснившийся ей, был страшным. Во сне Онегин убил Ленского. Татьяна, в ужасе проснувшись, долго не может прийти в себя и дать объяснение увиденному. Несколько дней девушка переживает. Перерыла все толкователи снов, но растолковать сон не получалось.

Настал день именин. Все приглашенные были в сборе. Онегин среди них. Даже на празднике было видно, что он откровенно скучает. Раздражение вызывала виновница торжества своим грустным видом и влюбленным взором. Как назло за столом его посадили напротив Татьяны.

Онегин разозлился на друга, пригласившего его сюда. В отместку он решает приударить за Ольгой, намеренно только ее приглашая на танец.

Ревность взыграла в крови Владимира. Он взбешен. Последней каплей стал отказ Ольги танцевать с ним медленный танец. Оказывается, танец она уже пообещала Онегину.

Владимир уезжает. В голове его проносится мысль о дуэли. Это был единственный выход.

Основная сюжетная линия «Евгения Онегина», лирические отступления. Образ автора

Главный герой, «светский лев», пресытившись удовольствиями столичной жизни, уезжает в деревенское поместье своего дяди, полученное по наследству. Там Онегин подружился с владельцем соседнего имения Владимиром Ленским, который представляет нового друга семье своей невесты Ольги Лариной. Ее сестра Татьяна с первой встречи влюбляется в Онегина и посылает ему письмо с любовным признанием. Онегин ее чувства, хотя и понимает, но не разделяет.

На именинах Татьяны Онегин, разозлившись на Ленского за то, что попал на многолюдный пир вместо обещанного тихого семейного праздника, приглашает Ольгу танцевать и флиртует с ней. Обида Ленского послужила причиной вызова Онегина на дуэль. После смерти друга Онегин уезжает из своего поместья. Ольга выходит вскоре замуж за улана, а Татьяна соглашается поехать в Москву на «ярмарку невест» и становится женой важного генерала.

Вернувшись через два года, Евгений встречается на балу с Татьяной, которая стала княгиней и блистательной светской особой. Онегин, страдая от любви, пишет письмо Татьяне, но она, продолжая его любить, не может ответить на его запоздалые чувства.

Пушкин ломает привычные схемы, по которым пытаются жить его герои. Татьяна видит в Онегине героя романа, Ленский представляет свою жизнь как книжный сюжет, Онегин считает, что знает, какая жизнь была ба у них с Татьяной, и убежден, что никогда не сможет любить, а Татьяна со временем полюбит другого. Пушкин показывает, что жизнь гораздо богаче, сложнее и интереснее, чем представления героев о жизни. Поэтому Пушкин называл свой роман «свободным», его недоговоренность принципиальна и финал остается открытым, хотя с литературной точки зрения, роман заканчивается как бы ничем.


Онегин и Татьяна ()

В сюжетной линии «Евгения Онегина» постоянно присутствует образ автора. Этот безымянный персонаж сопровождает героев на протяжении всего сюжета, отзываясь о них и их поступках сочувственно, критически или иронически. Нет прописанного облика автора, но о нем известно, что он был когда-то приятелем Онегина, потом Татьяна стала его «милым идеалом».

В отступлениях автор, который близок Пушкину, делится своими воспоминаниями, житейским опытом, наблюдениями о жизни русского общества,семейными хрониками, представляет пейзажные картины, разнообразные зарисовки петербургской, московской и деревенской жизни. Он рассказывает о своих театральных увлечениях, моде и даже кулинарных предпочтениях. Благодаря авторским отступлениям,вымышленное повествование и персонажи переплетаются с реальными событиями и людьми. В «Онегине» упоминаются драматург Катенин, поэты Вяземский и Мицкевич, философ Чаадаев, актриса Семенова, балерина Истомина, балетмейстер Дидло и многие другие современники поэта.

Глава шестая

После отъезда Владимира, Онегину стало неинтересно ухаживать за его невестой. Он возвращается домой.

Утром на пороге появился курьер с запиской от Ленского, вызывающего его на дуэль. Евгений отказываться не стал, хотя в душе немного сожалел, что надсмеялся над чувствами друга. По условиям дуэли встреча должна состояться у мельницы до рассвета.

Перед дуэлью Владимир решает нанести визит Ольге. Девушка его встретила, как ни в чем не бывало. Он понял, что погорячился, обвиняя ее в легкомыслии.

Вечером Ленский не находил себе места, бродя по квартире и не зная чем себя отвлечь от тяжких дум. Он пишет стихи невесте, где просит ее не забывать его и в случае смерти хоть иногда приходить к нему на могилу.

Онегин видимо переживал не так сильно, как товарищ. Он проспал и не явился вовремя к назначенному месту. Владимир был на месте и ждал начала дуэли. Юноши стреляются. Ленский не успел даже прицелиться, как Онегин выпустил пулю. Рана оказалась смертельной. Владимир умирает. Онегин не может прийти в себя, глядя на тело друга. На могиле был установлен простой памятник.

Краткое содержание по главам

Ниже составлено краткое изложение по главам романа Пушкина «Евгений Онегин».

Глава I Сюжет начинается с описания главного героя – Евгения Онегина, 18-летнего выходца из богатой семьи, родившегося в Петербурге. Онегин отлично чувствует себя в высшем обществе: он уверенно танцует, умело говорит на любые темы и способен добиться расположения любой женщины, не вступая в конфликт с ее кавалером. В последнем ему не было равных.

Днем он прогуливается по столичным бульварам, а по вечерам посещает дорогие салоны и балы, откликаясь на приглашения своих богатых знакомых. Домой юноша приходит лишь к утру, спит до обеда и снова отправляется веселиться. Однако вскоре ему все это наскучивает, и Евгений теряет интерес к высшему обществу. «Русская хандра» настолько его одолевает, что он замыкается и практически не выходит в люди. Даже писательство и чтение перестают приносить ему удовольствие.

Рассказчик, как и Евгений, думает переехать из страны, однако их планы были разрушены из-за смерти отца главного героя. Юноша платит наследством по долгам родственника и остается в столице. Вскоре он получает письмо с известием о болезни дяди, который умирает еще до приезда племянника, оставляя ему огромное наследство.

Глава II Главный герой переезжает из столицы в красивую деревушку, дом в которой достался ему от покойного дяди. Желая поразвлечься и облегчить участь подданных, Евгений заменяет барщину на оброк. После этого местные стали считать его странноватым.

В деревню из Европы приехал Владимир Ленский, с которым Онегин быстро сдружился. Владимир был человеком мечтательным и любил писать стихи. Его взгляды казались Евгению бредом, однако герой не торопился поучать друга.

В соседней деревушке жила семья Лариных с дочерями Ольгой и Татьяной. Ольга считалась девушкой нежной, открытой и любила бывать в обществе, Татьяна же предпочитала проводить время в одиночестве и была преисполнена легкой тоской.

Их мать вышла за помещика Ларина не по любви. Однако спустя годы Полина прижилась с новым мужем и была довольна браком, пока супруг не скончался.

Глава III Владимир часто проводит время у Лариных. Онегин спрашивает у друга, почему тот предпочитает обычную семью светскому обществу. На это Владимир отвечает, что домашняя обстановка привлекает его сильнее.

Ленский приглашает главного героя съездить с ним к Лариным.

По приезде домой Евгений говорит, что остался доволен новым знакомством. Однако его интерес вызвала не Ольга, а Татьяна — молчаливая и загадочная. По деревне поползли сплетни о скорой женитьбе Евгения и старшей Лариной. Сама девушка испытывает к главному герою нежные чувства. Татьяна спрашивает у няни, была ли та когда-либо влюблена. На что Филипьевна поведала, что вышла замуж в слишком раннем возрасте не по своей воле.

Письмо Татьяны к Онегину Татьяна решается написать главному герою. В письме она рассказывает о своих чувствах и признается, что всю жизнь мечтала о таком человеке, как Евгений, и в снах своих видела только его. В завершении она «вручает» свое сердце Онегину и передает послание няне, чтобы та отправила его.

Глава IV Целых два дня Татьяна не получает от Евгения никаких вестей, пока еще через день он сам не является к ее дому. Юноша давно разочаровался в любовных чувствах, однако его поражает невинность Татьяны, поэтому он не мог растоптать надежды девушки. В диалоге он признается, что не стоит ее сердца, и просит быть аккуратней в своих чувствах. Тем самым Евгений хочет преподать ей важный урок и наделить Татьяну жизненным опытом.

Параллельно этому, назначается свадьба младшей дочери Лариных и Ленского. Евгения зовут на праздник в честь именин Татьяны.

Глава V В крещенский вечер девушка решает погадать на суженого и кладет под подушку зеркальце. В эту же ночь ей снится кошмар, в котором она стоит напротив ручейка и не может перейти по тонкому мосту. Внезапно выходит медведь и переводит ее через препятствие. Она пытается сбежать, но падает. Хищник берет девушку и несет ее в сторону какой-то хижины, а затем исчезает. Татьяна открывает дверь и ужасается, увидев Евгения в окружении нескольких монстров – его слуг. Тут же входят привидения, однако хозяин велит им уйти и приглашает девушку войти. Неожиданно появляется Владимир и его будущая жена. Во время спора Евгений убивает друга ножом. Проснувшись, Татьяна принялась толковать сон.

Главный герой вместе с Ленским приезжают к Лариным. Первого сажают напротив Татьяны, и он понимает, что девушке очень тяжело контролировать свои эмоции и у нее почти текут слезы. Желая наказать друга за то, что он его уговорил приехать сюда, Евгений решил волочиться за Ольгой. Весь вечер он уделяет ей внимание, Ленскому это не нравится, и он уезжает.

Глава VI На следующий день Зарецкий доставляет послание главному герою, в котором Ленский вызывает его на дуэль. Онегин принимает вызов, однако чувствует вину за издевательство над чувствами друга. Владимир едет к возлюбленной, и та без смущения его принимает. Он уже не испытывает той ненависти к другу, однако дуэль все равно должна состояться. К рассвету противники сходятся у мельницы. Первым выстреливает Евгений и убивает друга.

Глава VII В седьмой главе рассказывается о судьбе сестер Лариных. Ольга не долго горевала о смерти возлюбленного и вскоре вышла замуж за офицера. Татьяна часто приезжала к имению Онегина, рассматривая его дом, чтобы понять, какой он был человек. Девушке давно пора задуматься о свадьбе, поэтому мать отвозит ее в Москву, где проходит «ярмарка невест». Татьяну долгое время никто не замечает, да и она не желает найти себе мужа. Однако вскоре девушку приметил один князь.

Глава VIII Спустя годы главный герой встречает Татьяну на одном мероприятии в сопровождении генерала. Онегин влюбляется в ее новый образ, однако эта женщина стала недоступна для него. Муж Татьяны приглашает Евгения к себе в гости. Главный герой с огромным желанием отправляется в имение князя N., однако Татьяна ведет себя с гостем слишком равнодушно.

Письмо Онегина к Татьяне Отчаявшись, Онегин отправляет ей письмо с признанием в чувствах, но ответа не следует. Тогда он отправляет еще пару посланий, однако девушка никак не реагирует на них. Не в силах терпеть, Евгений едет к ней домой и находит Татьяну, плачущую за чтением его писем. Герой бросается ей в ноги, однако женщина просит его подняться.


Евгений склонился перед Татьяной, плачущей за чтением его писем

Она напоминает ему о том дне, когда она была им отвергнута, получив тем самым бесценный урок. Девушка понимает, что Онегин любит не ее саму, а образ богатой и недоступной женщины. Она признается, что до сих пор испытывает к нему чувства, однако отказывает ему, сказав, что перед Богом обещала всегда быть с мужем.

Глава седьмая

Недолго лила горькие слезы Ольга по жениху. Новой любовью младшей Лариной стал бравый офицер. Девушка вскоре вышла замуж и уехала в полк.

В жизни Татьяны ничего не изменилось. Они с матерью остались в деревне, и уезжать никуда не собирались. Девушка продолжала страдать по Онегину, мечтая о встрече с ним.

Однажды ноги сами вывели ее к дому Евгения. Слуги встретили девушку дружелюбно. Впустили в дом, разрешив зайти в комнату хозяина.

Татьяна с любовью перебирает вещи любимого. Читает книги из библиотеки. По заметкам на полях пытается лучше узнать, что он был за человек. Какие мысли его посещали, чем он жил и о чем мечтал. В этом доме девушка стала частой гостьей. Мать Татьяны переживала за дочь. В ее возрасте уже пора иметь семью и детей, а Татьяна всех женихов отвергает, не давая никому шансов.

Было принято решение отвезти Татьяну на «ярмарку невест». Поездка в Москву была назначена на зиму. Семь дней в пути. Дорога утомила Татьяну. Девушка жалела об отъезде. Если бы не маменька с навязчивой идеей выдать ее замуж, никогда бы не уехала из деревни.

Остановиться пришлось у тетки, княжны Полины, являющейся кузиной матери Татьяны.

Каждый день вместе с матерью они посещали балы. Море кавалеров, танцы, музыка, но ничто не радовало Татьяну. Она все так же грустила, вспоминая Онегина.

На одном из вечеров, на Татьяну обратил внимание немолодой генерал. Тетушка настоятельно рекомендовала ей не игнорировать его ухаживания.

Описание[править | править код]

Имя[править | править код]

Имя «Татьяна», выбранное поэтом для своей героини, позже стало чрезвычайно популярным во многом благодаря роману. Однако в начале XIX века оно считалось «простонародным», старомодным[1], и Пушкин даже специально оговаривает: «Впервые именем таким / страницы нежные романа / мы своевольно освятим». Сначала, как свидетельствуют черновики, он думал назвать её «Наташа»[3]. Примерно треть упоминаний о ней — как о «Тане»[4].

Внешность[править | править код]

Поэт противопоставляет тёмноволосую Татьяну прекрасной златокудрой и румяной Ольге: «никто б её назвать прекрасной не мог». Татьяна не привлекает ни красотой, ни румяной свежестью (2, XXV), имеет «бледный цвет и вид унылой» (4, XI). Когда она приезжает в Москву, местные барышни находят её «что-то странной, / провинциальной и жеманной, / и что-то бледной и худой, / а впрочем, очень недурной» (7, XLVI), при появлении в театре «не обратились на неё ни дам ревнивые лорнеты, ни трубки модных знатоков».

Характер и манеры[править | править код]

В начале книги нам представлена застенчивая барышня-подросток. Она «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива», не умеет ласкаться к родителям, «и часто целый день одна / сидела молча у окна» (2, XXV), задумчива. Мотив необщительных детей был распространён в романтической литературе[2]. По описанию Ленского, она «грустна и молчалива, как Светлана» (персонаж баллады Жуковского). Позже Пушкин упоминает «её рассеянную лень» (7, XLIV).

По прошествии нескольких лет замужняя дама Татьяна взрослеет и кардинально меняется: «Она была нетороплива, / Не холодна, не говорлива, / Без взора наглого для всех, / Без притязаний на успех (…) Всё тихо, просто было в ней, / Она казалась верный снимок / Du comme il faut…» (8, XIV). «Никто б не мог её прекрасной / Назвать; но с головы до ног / Никто бы в ней найти не мог / Того, что модой самовластной / В высоком лондонском кругу / Зовётся vulgar» (8, XV). Теперь это равнодушная княгиня, неприступная богиня роскошной царственной Невы.

Язык. Татьяна Ларина, как представительница дворянского сословия своего времени, отнюдь не свободно владела русским языком, переписку вела на французском: «Она по-русски плохо знала, / Журналов наших не читала, / И выражалася с трудом / На языке своём родном, / Итак, писала по-французски...» (III, XXVI). (Здесь, впрочем, поэт имеет в виду не бытовую, разговорную русскую речь, «а речь письменную, литературную», как уточняет Ю. М. Лотман в своём комментарии в к роману. «Она не владела письменным стилем и не могла свободно выражать в письме те оттенки чувств, для которых по-французски находила готовые, устоявшиеся формы. Любовное письмо требовало слога более книжного, чем устная речь», — поясняет литературовед.[5]) И всё же, по выражению Пушкина, Татьяна — «русская душою, / Сама не зная почему» (5, IV).

Занятия[править | править код]

Барышня Татьяна не предаётся традиционным девичьим занятиям: не вышивает, не играет в куклы; её, в отличие от сверстниц, не привлекают горелки и другие подвижные игры. Зато любит слушать страшные рассказы няни Филипьевны. «Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны. / Её тревожили приметы» (5, V). Возможно, страдает бессонницей, поскольку встаёт ещё затемно и встречает восход. «Предупреждать зари восход», как это делала Татьяна, было поведением романтическим[2]. Неоднократно упоминается, что она любила сидеть молча у окна[6]. Как отмечает Набоков, «селеноподобная душа Татьяны постоянно обращена к романтической уединенности, окно становится символом тоски и одиночества»[2].

Книги[править | править код]

Её главное занятие — чтение: «Ей рано нравились романы; / Они ей заменяли всё; / Она влюблялася в обманы / И Ричардсона и Руссо» (2, XXIX). В круг её чтения входят книги Ричардсона «История сэра Чарльза Грандисона» и «Кларисса» (очевидно[2], в выхолощенном французском переводе аббата Прево), Руссо «Новая Элоиза», Софи Мари Коттен «Матильда»[7], Юлия Крюденер «Валери, или Письма Гюстава де Линара к Эрнесту де Г…», мадам де Сталь «Дельфина», Гёте «Страдания юного Вертера». По мнению комментаторов, это характеризует иронично-критическое отношение Пушкина к чтению провинциальных барышень. Это книги добайроновского периода, особенно сентиментальные эпистолярные романы XVIII века[2]. Набоков, анализируя любимые романы Татьяны, отмечает, что их героини остаются такими же верными своим мужьям, как позже Татьяна своему. Он также обращает внимание на «чувство едва ли не патологического уважения и своеобразную экзальтированную сыновнюю любовь, которую испытывают юные герои этих произведений к зрелым и необщительным супругам молодых героинь»[2]. Также она читает сонник Мартына Задеки. Книги оказывают сильное влияние на её поведение. Юрий Лотман пишет: «Текст письма Татьяны представляет собой цепь реминисценций в первую очередь из текстов французской литературы (…) Её собственная личность — жизненный эквивалент условной романтической героини, в качестве которой она сама себя воспринимает».

Возраст[править | править код]

Юрий Лотман в комментариях к книге пишет, что Татьяна, вероятно, родилась в 1803 году, так как роман начинается в 1819-м, а летом 1820-го ей было 17. Это явствует из письма автора Вяземскому 29 ноября 1824 года в ответ на замечания относительно противоречий в письме Татьяны Онегину: «…письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюблённой!»[1][8].

По версии Баевского[9], она старше: во-первых, поскольку стремительный увоз её на ярмарку невест сигнализирует о том, что Татьяна уже выходит из брачного возраста, а во-вторых, поскольку она бы не сумела занять такое видное место в свете и вызвать преклонение других дам, будь она всего лишь 20-летней (и особенно 17-летней, в случае первой версии).

Александр Ужанков предположил, что Татьяне в начале произведения было 13 лет. В подтверждение своей теории он, в частности, говорит, что в тексте самого романа Пушкин не один раз указывает на эту цифру — когда Евгений, прочтя письмо, думает о Татьяне: «Всё те же слышать возраженья, / Уничтожать предрассужденья, / Которых не было и нет / У девочки в тринадцать лет!», а также в диалоге Татьяны с няней, которая вспоминает своё девичество «в эти лета», то есть в возрасте Тани[8]:

Иллюстрация Е. П. Самокиш-Судковской (до 1908 года)

— …В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

— Да как же ты венчалась, няня?

— Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.

Во времена Пушкина браки в столь юном возрасте считались обыденностью и для крестьян, и для дворян, что подтверждают живые примеры истории[10]. На детские, а не юношеские годы Татьяны указывают и такие строки: «Но куклы даже в эти годы / Татьяна в руки не брала; / Про вести города, про моды / Беседы с нею не вела. / И были детские проказы / Ей чужды…»[8]. Пушкин не раз называет Татьяну в момент первой встречи с Онегиным девочкой: «Но мой Онегин вечер целый / Татьяной занят был одной, / Не этой девочкой несмелой, / Влюблённой, бедной и простой, / Но равнодушною княгиней…» и через слова воспоминаний замужней Татьяны: «Не правда ль? Вам была не новость / Смиренной девочки любовь?»[8]. Однако, если предполагать столь юный возраст Татьяны, то это делает невозможным ухаживания Ленского за её сестрой Ольгой, которая ещё младше Татьяны [1].

Социальное положение[править | править код]

Иллюстрация Е. П. Самокиш-Судковской (до 1908 года)

Ларина — провинциальная барышня, её покойный отец — бригадир. Ларины жили в господском доме, состоящем по меньшей мере из 20 комнат, имели обширные земельные угодья, парк, цветник, огород, конюшни, скотный двор, поля и т. д. Вероятно, им принадлежало около 350 десятин (400 гектаров) земли, что считалось небольшим поместьем для этой области, и около 200 крепостных крестьян, не считая женщин и младенцев[2]. От деревеньки ехать до Москвы — семь суток «на своих», не на почтовых.

Муж — «важный генерал» («толстый этот генерал», «холоднокровный генерал»[11]), князь N, друг и родственник Онегина, «в сраженьях изувечен» и его за то «ласкает двор». К моменту его возвращения они женаты около двух лет и живут на набережной Невы, где обычно располагаются дворцы высшей аристократии. Расхожее представление, в том числе у Достоевского, что он был «старик». Однако «если в черновике строфы LIV главы 7-й[12] и в полубеловике[13] муж Татьяны — „[толстый] старый генерал“, то в болдинском варианте бывшей 9-й (ныне последней) главы романа Пушкин его омолодил, сделав почти ровесником Онегина и единомышленником его во „мненьях“: „С Онегиным он вспоминает [Затеи, мненья прежних лет] [Друзей, красавиц прежних лет] Они смеются…“[14]»[15]. Очевидно, это достаточно молодой или среднего возраста мужчина, участник (судя по ранениям) войны 1812 года либо заграничного похода 1813—1814 гг.

История[править | править код]

Впервые Татьяна появляется во 2-й главе (XXIV). (В предисловии к отдельному изданию первой главы Пушкин указывает, что начало событий романа совпадает с концом 1819 года[1].) Её младшая сестра Ольга — предмет страсти онегинского соседа Владимира Ленского, через которого в дом Лариных попадает Онегин. На обратном пути из поместья оба приятеля обсуждают сестёр (3, V), и Евгений удивляется, что Владимир, будучи поэтом, влюбляется в скучную Ольгу, а не в меланхоличную Татьяну. Далее мысли его не заходят, в то время как у Лариных начинают судить-рядить, и прочат его в женихи Татьяне. «Пора пришла, она влюбилась». Начитавшись любовных романов, девушка воображает Онегина их героем и пишет ему любовное признание «Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу ещё сказать?…» (III, «Письмо Татьяны к Онегину»). Через несколько дней после получения письма Онегин приезжает к ним в поместье, находит девушку в саду и делает ей выговор (4-я глава, начало).

Шюблер с рисунка И. Волкова. «Сон Татьяны» (1891)

Пять месяцев спустя, в Татьянин день, на именины Лариной, Евгений и Владимир приезжают к ним в гости, причём до свадьбы с Ольгой остаётся всего недели две. Накануне на святках (25 декабря — 5 января) суеверная Татьяна гадает (5, Х), и в ночь на 6 января ей снится сон про лес и медведя, который оборачивается Евгением. Этот большой медведь оказывается «Онегину кумом, точно так же, как по-медвежьи толстый генерал, муж Татьяны, появляющийся в восьмой главе, оказывается онегинским роднёй и другом»[2]. На именинах Онегин, разозлённый тем, что Ленский притащил его с собой, флиртует с Ольгой, что влечёт за собой вызов на дуэль (5, XLV). После убийства Ленского, отъезда Онегина, а затем и свадьбы Ольги с уланом скучающая Татьяна забредает в опустевшее поместье Онегина (7, XV). Там она начинает читать его книги, в частности Байрона, и её посещает ужасающая мысль о предмете своей страсти: «Уж не пародия ли он? Москвич в Гарольдовом плаще…» (7, XXIV). Мельком упоминается, что она отказала искателям своей руки — Буйнову, Ивану Петушкову, гусару Пыхтину. Примерно год спустя после дуэли, зимой, мать-старушка везёт Татьяну в Москву на ярмарку невест. Они останавливаются у кузины Алины в Харитоньевском переулке (бывший адрес самого Пушкина). На балу её замечает «какой-то важный генерал», «толстый этот генерал» (7, LIV), который берёт её в жёны.

Вернувшись из путешествия осенью 1824 года, Онегин при появлении в свете видит повзрослевшую Татьяну в малиновом берете (8, XIV), которая замужем около двух лет за важным генералом, князем, другом и родственником Онегина. «Ужель та самая Татьяна?» (8, XX). Он влюбляется безумно в светскую даму, которая вежливо его игнорирует. Ослабевший, он пишет письмо: «Но чтоб продлилась жизнь моя, / Я утром должен быть уверен, /Что с вами днем увижусь я» (8, «Письмо Онегина к Татьяне»). Затем он засыпает её кучей писем, на которые нет ответа. При встрече в свете она сурова, на лице лишь след гнева. Это происходит зимой, Онегин надолго запирается в своей квартире, а когда наступает март, нежданно приезжает к Татьяне и застает её плачущей над своим письмом. «Но я другому отдана; Я буду век ему верна», говорит она. Татьяна удаляется, Онегин застывает в одиночестве и слышит звон шпор входящего мужа.

Прототипы[править | править код]

Определение прототипов тех или иных персонажей «Евгения Онегина» занимало как читателей-современников, так и исследователей. В мемуарной и научной литературе накопился довольно обширный материал, посвящённый попыткам связать героев пушкинского романа с теми или иными реально существовавшими лицами. Критический просмотр этих материалов заставляет крайне скептически отнестись и к степени их достоверности, и к самой плодотворности подобных поисков.

Однако «так как сам Пушкин писал, что у Татьяны был прототип, то исследователи, естественно, его искали»[15].

Версии[править | править код]

  • Одна из барышень Тригорского[16][17] , например Анна Петровна Керн[18] или Евпраксия Вульф . День именин Евпраксии приходится на Татьянин день 12 января. Но Ольга и Татьяна обрисованы поэтом в Одессе, до его ссылки 1824—1826 годов. До этого он был в Михайловском в июле—августе 1817 года, когда «молодым Вульф-Осиповым было 8—12 лет; в поле зрения Пушкина могла быть только Анна Николаевна Вульф, но трудно найти женщину, характерологически менее похожую на Татьяну Ларину»[15].
  • Сёстры Раевские, в том числе жена декабриста Мария Волконская. Однако «они не были „уездными барышнями“, да и по многим другим причинам никто из них не подходит к Татьяне 2—6-й глав». Тем не менее Волконская может служить примером стойкости Татьяны из 2-й части[15].
  • Елизавета Воронцова. В условном языке разговоров и переписке с Александром Раевским Пушкин, видимо, именовал «Татьяной» какую-то близкую ему женщину (высказывалось предположение, что именно Воронцову, однако Лотман считает это сомнительным). С версией о Воронцовой согласен Губер[19]: он основывается на предположении, что характер Онегина основывается на Раевском, возлюбленном Воронцовой, таким образом, Воронцова оказывается «Татьяной».
  • Авдотья Норова, влюблённая в Чаадаева.
  • Наталья Фонвизина , жена декабриста-генерала, была твёрдо уверена, что послужила прототипом. Её второй муж — Пущин, друг Пушкина, был согласен с ней[15].
  • Сестра Пушкина Ольга — для Татьяны 1-го периода[15].

Черты Пушкина[править | править код]

  • Кюхельбекер пишет : «Поэт в своей 8 главе похож сам на Татьяну: для лицейского товарища, для человека, который с ним вырос и его знает наизусть, как я, везде заметно чувство, коим Пушкин переполнен, хотя он, подобно своей Татьяне, и не хочет, чтоб об этом чувстве знал свет»[20].

Оценка критиками[править | править код]

  • Сам Пушкин в предисловии к отдельному изданию «Путешествия Евгения Онегина» пересказывает: «П. А. Катенин (коему прекрасный поэтический талант не мешает быть и тонким критиком) заметил нам, что сие исключение [главы], может быть и выгодное для читателей, вредит, однако ж, плану целого сочинения; ибо чрез то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъясненным. — Замечание, обличающее опытного художника. Автор сам чувствовал справедливость оного…».
  • Белинский пишет: «Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для неё могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины — ровное, светлое пламя; в противном случае — упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, вся отдалась бы своим материнским обязанностям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы своё величайшее наслаждение, своё верховное блаженство. И всё это без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур»[21][22].
  • Достоевский: «Не такова Татьяна: это тип твёрдый, стоящий твёрдо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чём правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоз русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным. Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе — кроме разве образа Лизы в „Дворянском гнезде“ Тургенева…»[21][23].

  • Дмитрий Писарев относится к ней критически и выставляет практически деревенской дурочкой. «Её болезненно развитое воображение постоянно создаёт ей поддельные чувства, поддельные потребности, поддельные обязанности, целую искусственную программу жизни, и она выполняет эту искусственную программу с тем поразительным упорством, которым обыкновенно отличаются люди одержимые какой-нибудь мономанией. (…) Очутившись в руках своего нового хозяина, она вообразила себе, что она превращена в украшение генеральского дома; тогда все силы её ума и её воли направились к той цели, чтобы на это украшение не попало ни одной пылинки. Она поставила себя под стеклянный колпак и обязала себя простоять под этим колпаком в течение всей своей жизни. И сама она смотрит на себя со стороны и любуется своей неприкосновенностью и твёрдостью своего характера. (…) Само по себе чувство Татьяны мелко и дрябло, но по отношению к своему предмету это чувство точь-в-точь такое, каким оно должно быть; Онегин — вполне достойный рыцарь такой дамы, которая сидит под стеклянным колпаком и обливается горючими слезами; другого, более энергического чувства Онегин даже не выдержал бы; такое чувство испугало и обратило бы в бегство нашего героя; безумная и несчастная была бы та женщина, которая из любви к Онегину решилась бы нарушить величественное благочиние генеральского дома»[24].
  • Д. Овсянико-Куликовский: «Татьяна вышла у Пушкина сильнее духом, чем Онегин, но поэт вовсе не имел в виду представить свою героиню, как образец сильного женского характера. Вместе с тем, и столь необходимая в данном случае идеализация образа сделана Пушкиным с большой сдержанностью. Татьяна не поставлена на пьедестал. В создании этого образа Пушкин остаётся всё тем же реалистом не покидающим почвы действительности, каким он обнаружился в Онегине, столь же мало идеализированным». «Не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что художественный образ пушкинской Татьяны останется в нашей литературе навсегда. После него был создан целый ряд женских характеров, из которых некоторые принадлежат к первостепенным созданиям искусства. Но ни блестящий сонм тургеневских женщин, ни женские натуры, так глубоко разработанные Л. Н. Толстым, ни другие образы, которые, не будучи первостепенными созданиями искусства, однако, способны заинтересовать нас, по своему содержанию, больше Татьяны, — все они, вместе взятые, не могли до сих пор заставить нас забыть Татьяну Пушкина»[21].
  • Владимир Набоков комментирует: «Татьяна как „тип“ (любимое словечко русской критики) стала матерью и бабушкой бесчисленных женских персонажей в произведениях многих русских писателей — от Тургенева до Чехова. Литературная эволюция превратила русскую Элоизу — пушкинское соединение Татьяны Лариной с княгиней N — в „национальный тип“ русской женщины, пылкой и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и героической жены. В исторической действительности этот образ стал ассоциироваться с революционными чаяниями, в ходе последующих лет вызвавшими к жизни по крайней мере два поколения нежных, высокообразованных и притом невероятно отважных молодых русских дворянок, готовых жизнь отдать ради спасения народа от правительственного гнёта. Немало разочарований поджидало эти чистые татьяноподобные души, когда жизнь сталкивала их с реальными крестьянами и рабочими, простые люди, которых они пытались образовывать и просвещать, им не верили и их не понимали. Татьяна исчезла из русской литературы и из русской жизни перед самой Октябрьской революцией, когда власть взяли в свои руки мужчины-реалисты в тяжёлых сапогах. В советской литературе образ Татьяны был вытеснен образом её младшей сестры, ставшей теперь полногрудой, бойкой и краснощёкой девицей. Ольга — это правильная девушка советской беллетристики, она помогает наладить работу завода, разоблачает саботаж, произносит речи и излучает абсолютное здоровье»[2].

В культуре[править | править код]

  • Василий Львович Пушкин, дядя поэта, в благодарность за то, что племянник упомянул в «Евгении Онегине» персонажа его поэмы «Опасный сосед» Буянова, упомянул Татьяну в своей четырёхстопной поэме, «Капитан Храбров» (1829), где некая гостья сообщает капитану: «Я очень занимаюсь чтеньем, / И романтизм меня пленил: / Недавно Ларина Татьяна / Мне подарила Калибана»[2].

Кинематограф[править | править код]

  • «Евгений Онегин» (1911). В роли Татьяны — Любовь Варягина.
  • «Онегин» (1999). В роли Татьяны — Лив Тайлер.
экранизации опер:
  • «Евгений Онегин» (1958). В роли Татьяны — Ариадна Шенгелая, озвучивает Галина Вишневская.
  • «Евгений Онегин» (2002). В роли Татьяны — Ольга Гурякова.

В астрономии[править | править код]

В честь Татьяны Лариной назван астероид (769) Татьяна, открытый в 1913 году российским астрономом Григорием Неуйминым[25].

См. также[править | править код]

  • Тургеневская девушка
  • Некрасовская женщина

Примечания[править | править код]

  1. 1234567 ФЭБ: Лотман. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин": Комментарий. — 1995 (текст). feb-web.ru. Дата обращения: 2 сентября 2018.
  2. 123456789101112 Владимир Набоков. Комментарий к роману «Евгений Онегин»
  3. Набоков комментирует: «В черновике строфы (2369, л. 35) вместо имени Татьяна Пушкин пробовал для своей героини имя Наташа (уменьшительное от „Натальи“), Было это за пять лет до его первой встречи с будущей женой Натальей Гончаровой. „Наташа“ (как и „Параша“, „Маша“ и пр.) по сравнению с „Татьяной“ имеет значительно меньше возможностей рифмовки („наша“, „ваша“, „каша“, „чаша“ и несколько других слов). Это имя уже встречалось в литературе (например, „Наталья, боярская дочь“ Карамзина). У Пушкина Наташа появляется в „Женихе, простонародной сказке“ в 1825 г. (см. гл. 5, сон Татьяны) и в конце того же года в „Графе Нулине“».
  4. Набоков пишет: «Уменьшительное имя появляется в романе впервые после одиннадцати упоминаний полного (Татьяна). Няня разбивает лед отчужденности, обращаясь к девушке как к „Тане“ трижды в строфе XVII, один раз в строфе XVIII и один раз в строфе XXXV. С этого момента Пушкин назовет её „Таней“ тридцать три раза, что в сумме для всей поэмы составит тридцать восемь, то есть одну треть от частоты обращений „Татьяна“.»
  5. Читать - Оглавление - Книга. litlife.club. Дата обращения: 29 ноября 2020.
  6. Сидела молча у окна. — Гл. 3, V, 3-4: «…молчалива… / Вошла и села у окна»; гл. 3, XXXVII, 9: «Татьяна пред окном стояла»; гл. 5, I, 6: «В окно увидела Татьяна»; гл. 7, XLIII, 10: «Садится Таня у окна»; гл. 8, XXXVII, 13-14: «…и у окна / Сидит она… и все она!..»
  7. Рак. Коттен // Пушкин: Исследования и материалы. Т. 18/19. — 2004 (текст). feb-web.ru. Дата обращения: 2 сентября 2018.
  8. 1234 Радио «Маяк»; Ужанков Александр Николаевич. Неизвестное об известном. Евгений Онегин (27 мая 2015). Дата обращения: 13 ноября 2017.
  9. ФЭБ: Баевский. Время в "Евгении Онегине". — 1983 (текст). feb-web.ru. Дата обращения: 2 сентября 2018.
  10. Юрий Михайлович Лотман, Борис Фёдорович Егоров. Пушкин. — Искусство-СПБ, 1995. — 856 с. — ISBN 9785210014832.
  11. В декабристской строфе
  12. (ПД № 838, л. 74 об.; VI, 462)
  13. (ПД № 157, от 4 ноября 1828 г.; VI, 618)
  14. (гл. 8, строфа XXIII; VI, 626)
  15. 123456 ФЭБ: Дьяконов. Об истории замысла "Евгения Онегина". — 1982 (текст). feb-web.ru. Дата обращения: 2 сентября 2018.
  16. А. Н. Вульф записал в дневнике в 1833 г.: «…я даже был действующим лицом в описаниях деревенской жизни Онегина, ибо она вся взята из пребывания Пушкина у нас, „в губернии Псковской“. Так я, дерптский студент, явился в виде геттингенского под названием Ленского; любезные мои сестрицы суть образцы его деревенских барышень, и чуть не Татьяна ли одна из них» (Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 421).
  17. ФЭБ: Гофман. Из пушкинских мест. — 1914 (текст). feb-web.ru. Дата обращения: 2 сентября 2018.
  18. Из воспоминаний Е. Е. Синициной: «Чрез несколько лет встретила я в Торжке у Львова А. П. Керн, уже пожилою женщиною. Тогда мне и сказали, что это героиня Пушкина — Татьяна. „…и всех выше / И нос, и плечи подымал / Вошедший с нею генерал“. Эти стихи, говорили мне при этом, написаны про её мужа, Керн, который был пожилой, когда женился на ней» (Там же. Т. 2. С. 83).
  19. Дон-Жуанский список Пушкина. bibliotekar.ru. Дата обращения: 2 сентября 2018.
  20. Кюхельбекер В. К Путешествие. Дневник. Статьи. С. 99—100
  21. 123 Татьяна Ларина // Типы Пушкина. — 1912 (текст). feb-web.ru. Дата обращения: 2 сентября 2018.
  22. Белинский о Пушкине. Образ Татьяны Лариной. www.licey.net. Дата обращения: 2 сентября 2018.
  23. Достоевский: Татьяна Ларина — апофеоз русской женщины. Дата обращения 2 сентября 2018.
  24. Писарев Дмитрий Иванович. Пушкин и Белинский (1 гл.). Lib.ru/Классика. az.lib.ru. Дата обращения: 2 сентября 2018.
  25. Schmadel, Lutz D. Dictionary of Minor Planet Names (англ.). — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B., Heidelberg, N. Y.: Springer, 2003. — P. 73. — ISBN 3-540-00238-3.

Примеры цифровых стихов

В. Маяковский

2 46 38 1
116 14 20
15 14 21
14 0 17…

2 46 38 1
116 14 20
15 14 21
14 0 17

В. Маяковский
(Стихи о Советском паспорте)Я волком бы выгрыз бюрократизм.
К мандатам почтения нету.
К любым чертям с матерями катись
любая бумажка. Но эту…Я достаю из широких штанин
Дубликат бесценного груза.
Читайте, завидуйте, я — гражданин
Советского Союза.
В. Маяковский

40 3 05 0 100,
3 15 40:
100 08 00 100,
100 08 40?

В. Маяковский

Что такое хорошо?

В.Маяковский

47 3 9 5
3 4 20
220 305
2 105 17 ?

В.Маяковский

Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
– Что такое хорошо
и что такое плохо?

В. Маяковский

15 20 28
16 30 29
123 120 8
110 249

5 28 10 20
124 136
105
108 3 17
511 2106 ?

В. Маяковский

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?

А.С. Пушкин

138 5 15
12 8 45
17 19 20
4 225

А.С. Пушкин
(из романа в стихах “Евгений Онегин”)Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»
А.С. Пушкин

511 16
5 20 337
712 19
2000047

3 1512
16025
11 0 3 15
100006 0 23

А.С. Пушкин
(К ***) – к Анне КернЯ помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.В томленьях грусти безнадежной,
В тревоге шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
А.С. Пушкин

17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

А.С. Пушкин
(К ***) – к Анне КернЯ помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
А.С. Пушкин

17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

А.С. Пушкин
(письмо Татьяны к Онегину)«Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать…»
А.С. Пушкин

17 30 29
128 35
133 149
516 2 105

5020 6 108
15 30 47
127 5 2 08
2000 0 27

А.С. Пушкин
(из поэмы “Руслан и Людмила”)У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
С. Есенин

14 126 14
132 17 43…
16 42 511
704 83

170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02

С. Есенин
(Письмо к женщине)Вы помните, Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял, Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое В лицо бросали мне.Любимая! Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
С. Есенин

45 132 17
27 16 32
2 4 10 220
340 5 4 2

18 7 4 8
915 45
327 6 48
28 3 4 5

С. Есенин
(Письмо матери)Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
А. Блок

5 32 4 8
146 132

4 5 7 38
6 9 3 4 2

1 11 17
13 6 1 3 2

5 29 6 16
4 8 32

А. Блок
(из цикла “Пляски смерти”)Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Жили у бабуси…

40 38
2 128
1 10 1 10
2 128

Жили у бабуси…

Жили у бабуси
Два весёлых гуся,
Один – серый, другой – белый,
Два весёлых гуся.

Гимн Советского Союза

16 13
12 4
17 15 14 2
13 16
4 12
15 14 132!

Гимн Советского Союза

Союз нерушимый
республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный
волей народов
Единый, могучий Советский Союз!

Бодрые стихи

2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!

7 14 100 0
2 00 13
37 08 5
20 20 20!

38 46
0 4 20
7 08 33
20 20 20!

45 108 2
47 16
3 4 502
20 20 20!

7 14 100 0
0 0 0 13
37 08 5
20 20 20!

Бодрые стихи
Грустные стихи

511 16
5 20 337
712 19
2.000.047

3 1.512
16.025
11 0 3 15
100.006 0 2 0 5

Грустные стихи
А.Фет

40 18
42 06
20 8 20
219
300 40 6

А.Фет

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой

Считалка 1

40 9 3 15
30 8 2 17
20 10 60
7 13 50

Считалка 1

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить –
Всё равно тебе водить.

Считалка 2

2 12 46
48 3 06
33 1 102
8 30 32

Считалка 2
Частушки 1

2 4 37
42 15
230 5 6 7
29 20

Частушки 1
Частушки 2

10 40 5 15
1.000.000 14,
39 8 20,
25 11…

Частушки 2
А. Дольский

Арифметика

Однажды 2/12 позвали 3/13:
– Пойдемте, 3/13, пройдемся вечерком.
– Ах, что Вы, 2/12, – смутились 3/13, –
Увидят 5/15, что Вы со мной вдвоём.

– Пусть видят 5/15, – сказали 2/12, –
Мне это, 3/13, поверьте, все равно.
Пусть знают 5/15, – сказали 2/12, –
Что я Вас, 3/13, люблю уже давно.

– И я Вас, 2/12, – сказали 3/13, –
Пройдемте, 2/12, подайте мне пальто.
Ну что нам 5/15, ну что нам 6/16,
Ну что нам 7/17 и даже если 100!

Источник: mooseum.ru

Стих про цифру 9

Ой с шестёркой что-то стало, ой наверное упала
На дорожке подскользнулась, в воздухе перевернулась
Нет ребята это девять, девять знают все на свете
Нолик с хвостиком внизу нужно знать нам наизусть

На что похожа?

Интересным вопросом, который можно задать малышу, будет такой: на что похожа цифра 9?

на что похожа цифра 9

на что похожа цифра 9

стихи про цифру 9

Наверное, первым ответом будет «на перевернутую цифру 6». А уж потом начнем сравнивать с предметами и явлениями. В этом могут отлично помочь фото различных предметов, похожих на девятку, ребусы, где цифры часто бывают зашифрованы с помощью других слов и понятий, цифра 9 в картинках и т.д.

Существует еще множество различных заданий, где задействована цифра 9.

Развивать сообразительность и одновременно считать до 9 помогут загадки. Именно загадки как жанр фольклора дают богатую пищу для ума. Прочитайте загадки детям, и пусть они отгадают, о какой цифре идет речь. Загадки помогут интересно начать урок, чтобы малыши включились в работу.

стишки про цифру 9

загадка про цифру 9
стихотворение про цифру 9

Развивать речь, дикцию на занятиях помогут поговорки, пословицы, скороговорки, стихи. Они не только научат считать до 9, но и правильно выговаривать звуки и строить предложения. Интересен стишок С.Маршака «Веселый счет», где присутствуют все цифры, но вы можете взять из него только отрывок, в котором описывается число 9. Стихи есть и у других авторов, например, А.Барто. Скачать стихи про цифру 9 вы можете на нашем сайте. Попросите ребят дома вместе с родителями найти стишки о цифрах. Стихи также помогут интересно и неожиданно начать урок, если вы как учитель идете к ребятам в 1 класс.

Цифра 9 пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки, которые, как правило, имеют назидательный характер, могут использоваться в середине занятия или в качестве домашнего задания. Интересно будет предложить изобразить, о чем рассказывают пословицы и поговорки в картинках. Пусть малыши дома сами нарисуют, как они понимают заданные пословицы и поговорки. Также им придется потренироваться писать число 9, чтобы изобразить содержание фольклорных произведений.

цифра 9 по-английски
Цифра 9 в английском языке.

цифра 9 оригами

Развитию речи у детей будут способствовать скороговорки. Предложите их ребятам в качестве отдыха между письмом или другими видами работы.

Развивать мелкую моторику, аккуратность и творческое мышление поможет раскраска с цифрой 9. Малыш при этом не только изучает и запоминает число, но и учится обводить рисунки по контуру, раскрашивать, не вылезая за обозначенные линии. Раскраска представляет собой отличную подготовку перед тем, как ребенок начнет учиться писать. Также раскраска послужит домашним заданием для дошкольников или ребят, посещающих 1 класс. Многие учителя склонны считать, что раскраска для школы уже неактуальна: ее место занимают прописи. Однако напрасно: раскраска может стать отличным пособием для интегрированного урока математики и рисования.

цифра 9 раскраска
раскраска цифра 9
раскрашиваем цифру 9
цифра 9 картинка раскраска

Изучать цифру 9 можно, предложив малышу ребусы. Сами по себе ребусы представляют зашифрованное слово, в данном случае, число 9. Чтобы отгадать ребусы, потребуется немало сообразительности.

ребусы про цифры

Чтобы научиться писать число 9, ребенку обязательно потребуются прописи. Перед тем, как писать самостоятельно, пусть он попробует обвести цифру. Затем пусть пробудет писать сам. Стимулируйте ребенка, чаще хвалите его, тогда наверняка все получится.

цифра 9 прописи
как правильно писать цифру 9
как правильно писать цифру 9
Цифра 9 прописи для детей