Стих пушкина паситесь мирные народы вас не разбудит

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Свободы сеятель пустынный.
История создания – Стихи были написаны в 1823 году во время пребывания поэта в Южной ссылке, опубликован после смерти Пушкина.

Тема стихотворения – порабощение народа.

Композиция – Анализируемое стихотворение имеет форму монолога лирического героя. По содержанию текст делится на две части: рассказ о тщетной попытке получить плоды «живительного семя», обращение героя к народам. Формально стих разделен на два семистишья.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА

Метафоры – «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».

Эпитеты – «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».

Образы и символы

Стихотворение создано автором от первого лица, что дает читателю возможность лучше понять лирического героя, рассмотреть его вблизи. Поэт нарекает главного героя «сеятелем пустынным», акцентируя тот факт, что он первопроходец, то есть он первый, кто пытался посеять семена, олицетворяющие свободу.

Лирический герой не добивается желаемого, что приводит его в отчаяние. Разочаровавшись, он сравнивает мирные народы со стадами животных, обрекших себя и своих потомков на рабство. Это сравнение высмеивает не только крепостное право, но и тех дворян, которые добровольно ограничивают себя в правах, повинуясь царю-батюшке.

Ярмо с гремушками да бич – атрибуты пастбища, которые указывают на схожесть народа со скотом, который гонят на убой.

История создания

История создания стихов связана с революционными событиями в Западной Европе и личными жизненными перипетиями А. Пушкина. Произведение было написано в 1823 г., когда Александр Сергеевич пребывал в Южной ссылке. Он на протяжении 4 лет находился под строгим присмотром, и это угнетало поэта. Он считал такой распорядок унижением.

Масла в огонь подливали революционные события в Западной Европе, где люди боролись за свои права. Русский народ же отвергал такой путь к свободе, предпочитая оставаться в ярме. Свое отношение к такой позиции Пушкин выразил в анализируемом стихотворении. При жизни поэта его не публиковали, так как мастер пера поднял очень острую проблему.

Тема, идея, композиция

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный» показывает, что тема и идея стихотворения очень созвучны. Это глубокое разочарование в силе поэтического слова. Пушкин всегда воспевал силу поэта, он считал, что его призвание «глаголом жечь сердца людей», но в стихотворении «Свободы сеятель» чувствуется, что его вера в это пошатнулась. Здесь лирический герой, разочаровавшись в бездействии толпы, обращается к народам в надежде разбудить отзывчивых, понимающих, небезразличных людей. Основной мыслью является желание заставить некоторых людей осознать своё значение в исторической судьбе родной земли.

Композиционно стихотворение делится на две части. Анализируя их, можно увидеть, что в первой автор знакомит читателя с поэтом-сеятелем. Его семенами являются идеи, содержащиеся в политических стихотворениях. Во второй части стихотворения герой взывает к народам, и не получив от них ответа, сравнивает их с безмолвными «овцами», довольными своей жизнью и боящимися признать необходимость перемен.

Тема

В литературе XIX века проблема порабощения народа имела широкий резонанс в литературе. Мало таких произведений допускалось цензурой к публикации, но писателей это не останавливало. Эта тема развивается и в строках анализируемого стихотворения. Начинается оно эпиграфом, взятым из Библии. Чтобы донести свои идеи до читателя, Александр Сергеевич интерпретировал притчу про сеятеля, который засевал разные почвы. В благодатной зерна прорастали, а те, которые попали в неблагоприятные условия, гибли.

Произведение написано от первого лица, что позволяет читателю приблизиться к сеятелю, понять его переживания и выводы. В эпицентре стихотворения лирический герой (это и есть сеятель), который рассказывает, как засевал семена. Не зря мужчина называет себя «сеятелем пустынным»: так он намекает, что кроме него еще никто не пытался засеять «порабощенные бразды» семенами свободы. К сожалению, его труд не дал плодов. Герой считает, что попусту потратил время.

Он очень разочаровался, когда увидел, что его усилия не привели ни к чему. Из-за этого из уст сеятеля вылетают резкие гневные слова. Мирные народы он называет пасущимися стадами, которые обрекли на рабскую жизнь не только себя, но и потомков.

Образы, созданные Пушкиным, символичные. Так, сеятель – человек с высокими помыслами, готовый вести людей к справедливости и свободе. Семена – это его идеи. Фразу «Я вышел рано, до звезды» тоже нельзя воспринимать дословно. Она означает, что человек начал свой путь в то время, когда его позиция еще не стала популярной.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта. Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы. Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв. Так что основная мысль – разбудить личности в стадах мирных народов.

Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле. В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье. Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче – это сам Иисус. Пушкин сопоставляет своё дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса. В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».

Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чьё «живительное семя» — политические стихотворения и высказывания. Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения «Моё беспечное незнанье», а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение. Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.

Вторая часть – обращение к «мирным народам», которых Пушкин сравнивает с овцами (стадо Божье – это евангельский образ послушных верующих). Но в Евангелии речь идёт о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме (это уже не овцы, а волы), его бьют бичом.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору интерпретировать сюжет из Библии.

Преобладают в тексте метафоры: «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич». В наборе метафор много традиционных образов: сеятель, семена, стада. Эпитеты придают мыслям завершенности: «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».

Речь сеятеля эмоциональная, поэтому значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, «с», «ч», «з»: «Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы?».

Средства художественной выразительности

Пушкин в стихотворении «Свободы сеятель пустынный» отсылает читателя к евангельским образам, использует высокий слог, что предает стихотворению особенно торжественную эмоциональную окраску.

Среди тропов можно выделить эпитеты («сеятель пустынный», «живительное семя», «мирные народы) и метафоры («чести клич», «дары свободы», «свободы сеятель»). Они особенно важны в первой строфе, в которой автор иносказательно говорит о своих попытках изменить существующий порядок. Так же в произведении используется прием инверсии («Но потерял я только время»). Однако самой важной здесь является аллегория: себя лирический герой ассоциирует с сеятелем (что, как говорилось ранее, является отсылкой к Евангелие), а народ с покорными стадами.

Автор: Дарья Маковеева

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием почти в каждой строке, что делает стройное и ритмичное стихотворение более живым, ритм в нём как будто «спотыкается». В стихотворении чередуются женская и мужская рифма. Рифмовка первой строфы имеет своеобразную структуру: первые четыре строчки связаны перекрёстной рифмовкой, причём четвёртая строчка одновременно связана кольцевой рифмовкой с последними тремя: АбАбВВб. Вторая строфа состоит из 6 строчек, связанных перекрёстной рифмовкой.

История притчи

Кто-то из великих людей сказал, что на творчество лучших мастеров литературного слова, таких, как Пушкин, Лермонтов и Достоевский, надо смотреть сквозь призму Евангелия. Оттуда они черпают мудрость и великолепные образы. Вот и в стихотворении «Свободы сеятель пустынный» анализ говорит о том, что Пушкин использует известный библейский сюжет. Притча о сеятеле рассказывается Иисусом Христом своим апостолам.

В этот день Господь вышел из дома и направился к морю, и пришло к нему много народа, чтобы послушать его. Тогда он сел в лодку и стал поучать, рассказывая разные притчи. На этот раз он поведал о сеятеле, который стал сеять зерно, и одна его часть рассыпалась на дороге, и птицы ее склевали. Другая упала на камни, и семена тут же взошли, но погибли из-за слабого корня. Несколько зерен попали в терновый куст, который потом заглушил рост семени. И еще одна часть упала в хорошую удобренную почву, и принесла многократные плоды. Притча объяснялась тем, что сеятель — это сам Бог, семя — Его слово, а поле — народ.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»

В 1823 году Пушкин переживает глубокий кризис. Состояние духовного упадка, пессимизма, овладевшего поэтом, нашло отражение в ряде стихотворений, в том числе в стихотворении «Сво­боды сеятель пустынный…».

Пушкин использует сюжет

евангельской притчи о сеятеле. Эту притчу произносит Христос в присутствии двенадцати учеников при стечении народа: «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный». Если в евангельской притче хотя бы часть «семян» принесла «плод», то вывод пушкинского лирического героя гораздо менее утешителен:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя — Но потерял я только время, Благие мысли и труды…

Композиция

. Композиционно и по смыслу стихотворение распадается на две части. Первая посвя­щена сеятелю, ее тон — возвышенно-приподнятый, чему способствует использование евангельской образности («сеятель», «живительное семя»). Вторая — «мирным народам», здесь тон лирического ге­роя резко меняется, теперь это гневное обличение, « мирные народы » сравниваются с покорным стадом:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.

С помощью знаменитой притчи Пушкин по-новому разрешает традиционную для романтизма тему поэта-пророка в столкновении с толпой. «Свободы сеятель пустынный» — поэт (причем не только сам Пушкин, но поэт как таковой), «живительное семя», которое сеет лирический герой, символизирует слово, поэзию вообще и политические стихотворения и радикальные вы­сказывания, ознаменовавшие жизнь поэта в Петербурге и Кишиневе, в частности. В результате лирический герой приходит к мысли, что все его труды напрасны: никакие призывы к свободе не в состоянии пробудить «мирные народы».

823 год ознаменовался для Пушкина глубоким кризисом. В это время он находился в четырехлетней ссылке, полной печальных событий для поэта. Он был лично оскорблен решением правительства о его заточении.

Он находился в духовном упадке, ничто не могло его обрадовать. Эти негативные чувства овладели им всецело. Под действием этих ощущений, обдумывая свою судьбу, он написал стихотворение.

За основу взята притча из Евангелия о сеятеле. Притчу эту рассказал Иисус своим ученикам и последователям, когда они оказались в толпе. Семена, которые бросал пахарь, имели разную судьбу. Одни падали на дорогу, камень, пропадая. Иные же взрастали и давали обильный урожай. На деле же все гораздо печальнее.

Как и многие стихотворения Пушкина, это состоит из 2 частей. В первой перед нами предстает сеятель, о нем рассказывается в приподнятом тоне, с ним связана тема жизни, надежды, добра. Сеятель – это образ поэта в широком смысле слова. Семена же – поэзия. Плодородной землей для Пушкина есть свобода от оков общества. Во второй части за «мирным» народом скрыта безликая толпа без своего мнения, подобная покорному стаду. Две стороны начинают свое противоборство. И лирический герой приходит к выводу: ничто не в силах остановить толпу, заставить ее прислушаться к истине, пробудить от рабства. Все свои силы он потратил впустую.

Эта притча раскрывает новую эпоху в романтизме, с новой стороны описав проблему взаимоотношений личности и толпы. Между строк можно прочитать разочарование поэта в политической пропаганде.

История создания

Данное стихотворение было написано в то время, когда автор отбывал Южную ссылку. Датируется оно 1823 годом. Написал его поэт, находясь в Бессарабии. В ссылку автора отправили из-за эпиграмм, которые были весьма удачно направлены в адрес самого императора. За это творцу пришлось отбывать наказание целых четыре года. Это было самой слабой мерой наказания за проступок поэта. Немаловажную роль в смягчении гнева императора сыграли товарищи поэта, которые имели очень большое влияние. Это все не могло не оставить свой след на настроении автора, поэтому мысли его были далеко не радужными.

Творец находился под надзором полицейских, а так же не мог наслаждаться свободой, которую ценил больше всего на свете. Европа в этот период полностью подверглась переменам, которые происходили благодаря движению революционеров. Что же касается России, то из-за молчаливой покорности населения, перемены были лишь в мечтах и планах. Поэта разочаровывает все его окружающее: мир в целом, то, что поэт не имеет права свободно выражать свои мысли, все это можно отметить в стихотворении «Свободы сеятель пустынный».

Жанр, размер

Данное стихотворение относится к гражданской лирике, которая наполнена свободолюбием. Александр Сергеевич не разделял эти два понятия. Свобода, независимость и гражданственность для него всегда были одним целым. От власти он хотел одного – свободы.

Поэт ассоциирует народ со стадом овец, чем подчеркивает неготовность людей отстаивать свои права. Людей не устраивает то, что происходит в государстве, но они молча покоряются происходящему.

Стихотворение «Свободы деятель пустынный» стало ярким примером романтизма в творчестве поэта. Здесь показаны характерные черты, такие как: конфликт личности с общественностью. Он показывает, что толпа бездействует в то время, как поэт пытается отстоять свои права. Он жаждет свободы не только для себя, но и для родного народа.

Стихотворный размер – это любимый Пушкиным четырехстопный ямб. Рифмовка используется перекрестная, рифмы используются как женские, так и мужские.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения линейная. Благодаря этому поэт удачно показывает последовательность происходящих событий, а так же развивает сюжетную линию.

Стихотворение состоит из тринадцати строк, которые делятся на две части.

В первой части стихотворения, которая включает в себя семь строк,  автор прославляет сеятеля, показывая, какую огромную роль играет свобода в жизни людей.

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…


Во  второй части поэт осуждает толпу, которая не хочет бороться за свои права.

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Образы и символы

Огромная роль в стихотворении отводится символам. Они напоминают читателю евангельскую притчу о сеятеле. Если вспомнить данную притчу, то в ней идет речь, что далеко не все семена, посеянные Христом, смогут дать плоды. Но в притче взошла хоть часть семян. Что же касается стихотворения Пушкина, то у него плоды отсутствуют вовсе. Все время было потрачено впустую.

Под символом семян автор пытается показать слово поэта, которое было переполнено свободой и честностью. Он сравнивает себя с сеятелем. Народ же автор показывает в роли стада, которое все устраивает. Их устраивает висящее на шее ярмо.

В роли лирического героя мы видим самого поэта. Он показывает его как человека, который должен сеять разумное и вечное. Но он видит всю бесполезность своих трудов, поэтому не хочет продолжать свое великое дело. Он будоражит покой народа, но это не дает никакого результата.

Стадом автор показывает народ, который смирился с своим существованием и не хочет ничего менять. Он показывает покорность не как некую добродетель, которая присутствовала в Библии. Нет, здесь автор считает данное поведение пороком, который не сулит ничего хорошего. Они полностью покорились власти, позволяя тем издеваться над собой. Таким людям не нужна свобода, они выбрали свой путь.

В роли живительного семени автор показывает стихотворения, которые направлены против правительства. Они способны были пробудить народ и направить их в нужное русло. Но народ не захотел бороться, поэтому труды поэта были напрасны.

Темы и проблемы произведения

Главной проблемой стихотворения Александр Сергеевич показывает его разочарование в том, что он делает. Так же он полностью разочаровался в обществе, которое его окружало. Он понял то, что он не в силах пробудить в народе жажду свободы, которая направила бы их на борьбу. Автор очень тяжело переживает данное обстоятельство. Ему жаль сил и времени, которые он потратил, стараясь пробудить население.

Второй темой произведения можно выделить тему бунта. Автор призывает людей понять, что они не являются стадом овец, которые покорно шествуют за своим пастухом. Нет, люди являются личностями, которые должны быть свободными. Они не должны бояться выражать свои мысли и отстаивать свои взгляды. Люди должны бунтовать и бороться, пытаясь отстоять свою свободу.

Тема одиночества так же присутствует в произведении. Лирический герой – это одинокий борец. Он понимает, что в одиночку не сможет ничего добиться. Поэтому он пытается пробудить людей, заставляя их действовать решительно. Но его попытки остаются лишь попытками. Семена, который он сеет, не дают никаких всходов. Он одинок в своей борьбе.

Лирический герой разочаровывается в том, что делал. Ему жаль своего времени, которое он потратил, стараясь пробудить народ. Он боролся за свободу, которая оказалась не нужна людям. Но народ не нуждается в помощи поэта. Их устраивает все как есть. Его поэзия оказалась бесполезной. Народ не услышал того, что пытался донести до них автор.

Он выделяет главную проблему того времени – это рабство. И здесь в основе лежит вина самого народа. Они так привыкли кому-то подчиняться, бояться, что не представляют свою жизнь иначе. И дело здесь касается не только крепостных, а всех слоев населения. Никто из них не хочет перемен. Люди не будут бороться и отстаивать свои права, потому что им это попросту не нужно.

Средства выразительности

Используя в стихотворении евангельские образы, автор пользуется высоким слогом. Данный прием делает стихотворение более торжественным и эмоциональным.

Так е мы видим здесь использование различных троп, а именно: эпитеты, метафоры. Присутствуют аллегория и инверсия.