Стих пушкина о любви и к нему анализ

История создания

Знаменитое стихотворение «Осень» Пушкин написал в 1833 году, когда поэт находился Болдино. Здесь он имел прекрасную возможность отдохнуть и заняться творчеством. Об этом говорят письма, написанные Пушкиным жене. Недаром этот период называют «болдинской осенью». Александр Пушкин таким образом описывал свою болдинскую жизнь: созерцание пейзажей и единение с природой. Когда вокруг него не было городской суеты,  он мог отдаться творческому порыву и посвятить все свое время литературе. Именно творчество данного периода критики называют одной из самых удивительных и продуктивных ступеней мастерства Пушкина.

До нас дошел отрывок из письма поэта, адресованного супруге — Наталье Гончаровой:

Ты спрашиваешь как я живу и похорошел ли я? Во первых, отпустил я себе бороду: ус да борода — молодцу похвала; выду на улицу, дядюшкой зовут. 2) Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трёх часов. Недавно расписался, и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой кашей. До девяти часов — читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо

В произведении автор акцентировал внимание на достоинствах осени для поэта. Спокойное и прохладное время года прекрасно подходит для творчества. Осень и сама погружена в творческое созидание: она раскрашивает листья и рисует очаровательные картины.

Жанр, направление, размер

В своём произведении (по жанру — лирическом стихотворении) Александр Сергеевич искренне радуется осени. Свои размышления автор передаёт, используя форму обращения к читателю.

Автор восхищается красотой окружающего мира, следовательно, данное стихотворение относится к пейзажной лирике.

Стихотворение «Осень» написано в размере шестистопного ямба для более спокойного прочтения и восприятия произведения. При этом Александр Пушкин использовал два вида рифмовки: перекрестную и параллельную.

Композиция

Стихотворение Пушкина «Осень» состоит из 12 строф. Произведение начинается с изображения пейзажных зарисовок. Здесь Александр Сергеевич предстаёт талантливым художником и кистью мастера показывает всю красоту осенней природы. Затем поэт переходит к описанию других времён года. При этом, автор, главным образом, акцентирует внимание на их недостатках:

«Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен»

Не привлекает Пушкина и тёплое лето. Об этом он говорит в четвёртой части:

«Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…»

Поразмышляв над летом, зимой и весной, поэт приступает к описанию уютной осени. Он противопоставляет её другим временам года. Пушкин утверждает, что обожает осень необычной любовью, похожей на чувство к «чахоточной деве». Писателя привлекает осень именно своей увядающей красотой и печальным видом. Знаменитая фраза, являющаяся антитезой, «Унылая пора! Очей очарованье!» передаёт все настроение мечтающего поэта.

В последней части стихотворения Александр Сергеевич описывает душевный настрой лирического героя. Писатель заявляет, что осенью он полон сил и энергии для великого творчества. В конце нелегкий труд поэта олицетворяется автором в образе корабля, готового к странствованию. Заканчивается стихотворение простым вопросом: «Куда ж нам плыть?». Это объясняет множество размышлений и вопросов, возникших в сознании Пушкина. Под успокаивающем влиянием осени автор задается философскими вопросами о своем предназначении.

Образы и символы

Образ лирического героя выступает главным в произведении «Осень». Это критичный и не лишенный юмора наблюдатель, который анализирует все времена года и доказывает свою позицию. Он очень ценит комфорт и не боится высказать своих земных и обыденных желаний. Герой раскрывается полностью, и это новаторство Пушкина: вместо устаревших слов возвышенного слога, в которых перед нами выражается не человек, а миссия, мы видим простые и понятные слова, отражающие мысли каждого человека, который не любит комаров, зноя, слякоти и других капризов природы. Если сравнить творчество Державина и какого-либо другого современника Пушкина с тем, что мы видим в «Осени», каждый читатель ощутит контраст. Пушкин пишет о людях и для людей, подмечая совсем не возвышенные, но такие универсальные и жизненные черты времен года, близкие всем нам. Его лирический герой откровенен и честен с нами, он показывает себя таким, каким он предстает наедине с домочадцами и близкими друзьями. Поэтому он не стесняется описывать недостатки времен года и очернять всеми любимый образ весны.

Именно через этот образ Пушкин делится с читателями своими впечатлениями от осени. Получается, что Александр Пушкин и есть тот самый лирический герой, который пытается донести свои мысли и чувства. В теории литературы не принято отождествлять лирического героя и автора, но в данном случае это вполне уместно. Любовь автора к осени подтверждается тем фактом, что большинство его произведений написаны в это время года.

Также можно сказать, что героем в стихотворении является и осень, которую воспевает автор. Он сравнивает ее с «чахоточной девой», которая пленяет наблюдателя утонченным изяществом увядающей красоты. Также ему нравится мимолетность этого времени года, быстрота его ухода. Осень нужно еще поймать, ведь очень быстро ее яркий убор сменяется голыми ветками и заморозками. Она уникальна тем, что так быстро стремится убежать от нас, как курортный роман, как порыв вдохновения, как полет птицы. Поэту тяжело выразить словами ту любовь, которую он к ней испытывает: 

«Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет»

Образы других времен года не менее интересны. Зима — хлебосольная и праздничная «старушка», которая дает много новых развлечений и острых ощущений. Автор описывает поездки на санях с возлюбленной, катание на коньках, праздничное застолье. Зима у него уютная, длительная, основательная. Она нарядна и добра, как сама Русь-матушка. Это время года передает русский дух. А вот весна совсем разочаровывает поэта: слякоть, грязь, вонь — таков его отзыв. Обычно поэты наделяют весну красотой, силой обновления и молодости, описывают птичий гомон и апрельские ручьи, но герою скучна оттепель. Лето же вызывает ностальгию по зиме, ведь всюду зной и мухи. Никаких средств против паразитов поэт не застал, поэтому, надо полагать, очень мучился от нападок крылатых соседей. Летом ему тяжело работать, потому что он думает только о том, как бы спастись от жары.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения Пушкина «Осень» могут быть дополнены Многомудрым Литреконом. А пока они предстают на страницах его анализа в таком виде:

  1. Основной темой произведения «Осень» является, конечно, удивительное разнообразие природы и восхищение ею. Пушкин высказывает свою точку зрения о каждом времени года, поэтому можно сказать, что в произведении есть темы весны, осени, лета и зимы. О каждой поре автор высказался предельно ясно, что и отражено в предыдущем пункте разбора. Больше всего лирический герой ценит осень, на втором месте у него зима, а потом идет лето. Весне достается последнее место. Каждым описанием Пушкин подводит нас к мысли о том, что человек должен ощущать единение с природой, ценить её. Ведь окружающий мир очень разнообразен и интересен. Прелесть времен года заключается именно в наших ощущениях, поэтому нужно уметь насладиться каждым из них.
  2. Также в стихотворении поднимается тема русского образа жизни. Автор перечисляет типично русские традиции и обычаи, делает акцент на том, как чувствует себя наш соотечественник в каждом времени года. «Здоровью моему полезен русской холод» — говорит он. Лирический герой повествует о своем досуге на природе: о прогулках верхом, о катании на коньках, о домашнем застолье, о вечернем чтении. Из этого стихотворения мы можем узнать, как проводили свои дни дворяне.
  3. Тема поэта и поэзии тоже поднимается в стихотворении «Осень». Автор описывает, как и когда к нему приходит вдохновение. Осенью он сидит перед огнем в камине и читает. В этот момент его уносит воображение, и появляются поэтические грезы. В этом ему способствует русский холод, который позволяет сосредоточиться на работе и очистить ум. В финале поэт уже забывает об осени: его фантазия уносится в далекие страны и плывет туда… куда он заведет нас в своих следующих произведениях.
  4. Также в стихотворении поднята проблема закономерности бытия. Пушкин не забывает, что вслед за рождением и рассветом приходят увядание и смерть. Поэт показывает, что осень проходит мимолётно подобно жизни чахоточной девы. 
  5. Вместе со светлым, жизнерадостным настроением в стихотворении присутствуют минорные мотивы

Основная идея

Смысл стихотворения «Осень» заключается в защите преимуществ осени и благодарности поэта по отношению к поре творчества и созидания. Александр Пушкин выражает свою точку зрения о каждом времени года и подробно объясняет, почему ему не нравится то или иное время. Основная задача поэта — донести до читателя прелесть увядания осени. Поэт хочет говорить с нами на языке своих ощущений и раскрывает душу. Теперь мы знаем, какие эмоции он испытывал, какие впечатления получал от той или иной поры.

Пушкин признаётся, что с началом оспенного сезона он расцветает и пробуждается вновь — такова главная мысль стихотворения «Осень». Автор призывает каждого разглядеть в осени не только «унылую пору», но и прекрасное время, наполненное вдохновением, творчеством и позитивными мыслями. 

История создания

История создания данного произведения очень трогательна. Она пронизана теплом и настоящей дружбой.

Ни для кого не секрет, что Александр Сергеевич Пушкин достаточно продолжительное время находился в ссылках. Во время своей ссылки в Михайловском, которая пришлась на 1824-1826 года, у поэта полностью отсутствовала возможность общаться со своими товарищами. Стоит вспомнить о том, что Александр Сергеевич всегда очень высоко ценил дружбу, поэтому ему было очень нелегко пережить вынужденное одиночество.

И вот однажды его навестил его лучший и ближайший друг Иван Иванович Пущин. Александр Сергеевич очень оценил данный поступок, потому что для него он был очень важен.

Когда же Ивана Ивановича пожизненно сослали в Сибирь, как одного из декабристов, Александр Сергеевич и написал прекрасное стихотворение, которое посвятил своему лучшему другу. Написано оно было в конце 1826 года.

Главной целью автора было поднять дух Ивана Ивановича, как тот когда-то. Он понимал, что прочитав данные строки, Пущин оценит ту дружескую поддержку и тепло, которое вложил поэт в стихотворение «И.И. Пущину».

Жанр, размер

Стихотворение «И.И. Пущину» относится к романтизму. Автор передает настроение одиночества и уединения. Это является одними из признаков данного литературного направления.

Но, поскольку в основе стихотворения лежит реальная жизненная история, которая и дала толчок для написания произведения, то так же можно отметить, что здесь присутствуют и черты реализма.

Конечно же, стихотворение «И.И. Пущину» — это лирика. Если говорить о жанре данного произведения, то это дружеское послание. Для написания произведения автор выбрал четырехстопный ямб.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части Александр Сергеевич вспоминает то, как Иван Иванович навестил его тогда в Михайловском. Так же поэт передает все свои чувства, которые тогда переполняли его.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

В этих строках хорошо прослеживается, насколько важен был приезд Пущина для Александра Сергеевича. Как глоток свежего воздуха наполнил он душу поэта, потому что пребывание в одиночестве очень негативно сказывалось на его душевном состоянии.

Вторая же часть произведения наполнена словами поддержки, которую старается оказать поэт своему товарищу. Он понимает то, насколько тяжело на данный момент его другу и всеми путями старается его подбодрить.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Мы видим ту любовь и теплоту, с которой автор относится к Ивану Ивановичу. Он вместе с ним переживает тяжелые минуты жизни.

Темы, проблемы

Александр Сергеевич поднимает такую важную проблему, как вынужденное одиночество и заточение. В момент, когда от тебя отворачиваются все друзья, остро необходима чья-то поддержка и дружественное плечо. Именно его и подставил в свое время автору Иван Иванович.

К огромному сожалению у Александра Сергеевича не было возможности лично приехать к товарищу, так как к нему никого не допускали.

Он так же поднимает самую важную для себя тему – это дружба. Больше всего поэт ценил и дорожил именно друзьями. В его понимании для настоящих друзей не может быть никаких препятствий и преград.

Образы

В образе лирического героя мы видим самого автора, который пытается помочь своему товарищу. Поскольку Александр Сергеевич был очень искренним человеком, то теми же эмоциями наделен и лирический герой произведения. Он переживает горе друга как свое собственное.

Так же в образе «друга бесценного» Александр Сергеевич выдает Ивана Ивановича Пущина. Он оказался в очень непростой жизненной ситуации, поэтому ему крайне необходима поддержка и помощь родного и близкого человека.

Описание унылого двора, печального снега – все это передает настроение, как лирического героя, так и его товарища. Все стихотворение пронизано грустью и печалью, с помощью которых автор доносит до читателя весь трагизм ситуации. Но параллельно с этим мы можем видеть и теплые чувства любви и преданности, которые автор испытывал к человеку, который сумел поддержать его в трудную минуту его жизни.

Александр Сергеевич заработал славу открытого и прямолинейного человека, который следовал своим принципам и идеалам. Для него вопрос дружбы всегда занимал особое место в жизни. Это все хорошо видно из послания, которым он пытается поддержать боевой дух своего товарища.

Средства выразительности

В данном стихотворении поэт использует достаточно редкий литературный прием, который называется анафора.

Богатое использование эпитетов и метафор передают настроение автора. Так же Пушкин использует олицетворения, чем делает текст более ярким.

Весь стих вселяет надежду, и помогает справиться с жизненными ситуациями и невзгодами.

История создания

Стихотворение «Поэт» было написано Александром Сергеевичем в 1827 году. Первое полугодие, из которого он жил в Москве, где полностью окунулся в светскую жизнь. Постоянные приглашения на мероприятия отвлекали Александра Сергеевича от работы, что негативно сказывалось на его творчестве. Он не мог сконцентрироваться, и собраться с мыслями. Второе же полугодие автор проводит в Михайловском, где не так давно отбывал ссылку. Находясь именно там, автор публикует данное произведение.

Жанр, размер произведения

Поскольку в то время на пике популярности был романтизм, то и Александр Сергеевич не стал исключением данного направления. Автору было очень близко это направление литературы, поэтому немалое количество произведений были написаны именно в этом русле.

Безусловно, это лирика, где все действие происходит вокруг лирического героя. Его чувствам и мыслям так же отводится большое внимание. Это стихотворение можно так же назвать философским, поскольку поэтом были подняты размышления на весьма глобальные темы. Не обошла стороной тема поэта в обществе, отношение общества к творческой личности.

Размер произведения – это любимый размер поэта – пятистопный ямб. Используется перекрестная рифмовка, но во второй строфе встречается кольцевая.

Композиция

Композиционно данное стихотворение можно разделить на две смысловые части.

Первая часть описывает жизнь обычного человека, который живет повседневностью. Он не творит, и мысли его не летают далеко в облаках в поисках новой музы.

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Во второй же части перед нами предстает творец, который полностью растворяется в творчестве. Ему чужды человеческие проблемы, а миссия, которая стоит перед ним, очень высока. Творчество – это вся жизнь поэта, поэтому окунаясь в него, он перестает видеть все вокруг. Он полностью растворен в своих мыслях и написании шедевра.

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы…

Образы и символы

Конечно же все события происходят вокруг главного лирического героя. В его образе легко увидеть самого автора строк. Пушкин очень хорошо показывает то, что в обычной «мирской» жизни наш поэт ничем не выделяется среди толпы. Он такой же обычный человек, как и все вокруг. Ничего примечательного в нем нет.

Но это все только лишь на первый взгляд. Как только к нему приходит вдохновение и он начинает творить, то он превращается совершенно в другого человека. Ему становится безразличны все окружающие его проблемы, ему не интересно общество – он начинает его попросту избегать и сторониться.

Вторым образом показана природа – колыбель для творца. Уединившись от человеческой толпы, автор полностью растворяется в природе и занимается написанием шедевра. Природа действует на него умиротворяюще, успокаивает его самого и его мысли. Окунувшись с головой в природу – автор вдохновляется.

Темы и проблемы произведения

Главной темой произведения является поэт и его поэзия. Автор пытается донести до нас, насколько ценно в минуты вдохновения для творца уединение. Ему мешает общество, оно отвлекает его и не дает возможности сосредоточиться. То ли дело природа. В ней автор черпает вдохновение, успокаивается и готов творить.

Так же поднимается проблема непонимания, с которой сталкивался неоднократно каждый поэт. Не всегда творчество сразу же принимается толпой. Иногда приходится сталкиваться с негативом, непринятием произведения. Поэтому в минуты вдохновения автор старается уединиться и побыть наедине с собой.

Тема природы больше выступает в роли музы в данном произведении. Именно из неё автор черпает свое вдохновение и идеи.

Средства выразительности

В этом стихотворении Александр Сергеевич прибегает к помощи метафор, эпитетов и сравнений. С помощью них, произведение становится ярче и намного лучше доносит до нас мысли автора.

История создания стихотворения

«Я вас любил» воспринимается читателем как отдельное стихотворение. Однако это не так. Само по себе произведение- это сонет. Но по своему строению это не классический сонет.  Произведение является шестым  в цикле сонетов «Двадцать сонетов к Марии Стюарт».

Во время прогулки по Люксембургскому саду поэт увидел аллею скульптур. Они изображали выдающихся женщин. Был там и образ Марии Стюарт. Эта легендарная женщина всегда приковывала его внимание. Выдающаяся женщина, королева Шотландии и Франции, была очень-очень похожа на Марианну Басманову, его тогдашнюю возлюбленную. Поэт в то время все стихи посвящал этой женщине, будучи пламенно влюбленным в нее.

Еще в детстве Бродский посмотрел фильм о Марии Стюарт. Он назывался «Сердце королевы». Роль королевы в нем сыграла Цара Леандер. На всю жизнь образ королевы запечатлелся в памяти поэта. И вот тогда родился цикл сонетов, посвященный королеве.

Жанр и размер стихотворения

Бродский написал стихотворение «Я вас любил» в форме сонета. По классическим канонам, принятым во французских и итальянских сонетах, каждая строфа заканчивается точкой. Поэт грубо нарушил это правило. Его сонеты скорее можно отнести к постмодерническому направлению. К этом и заключается талант и необычность Бродского. Он умел объединить классику и современность.

Композиция

По правилу классического сонета «Я вас любил» написано в 14 строк. Это приближает произведение к классике. Но, грубо нарушая правила, поэт делит стихотворение на отрезки по семь строк.

«Я вас любил» делится на четыре части:

  • Тезис
  • Антитезис
  • Синтез
  • Развязка

Рассматривая каждую часть, можно четко увидеть нарушения канонов сонета.

  1. В первой части завязывается сам сюжет и задается тон произведения
  2. Вторая часть показывает конфликт, разъясняет действия героя
  3. Третья часть повествует о принятии твердого решения и ясного выхода их конфликта. Герой решил перестать бороться за свою любовь
  4. В третьей части нет философского заключения. В ней дается разъяснение конфликта и действий героя.

Образ героя стихотворения

Не следует забывать, что в стихотворении обращение идет не к живому человеку, а к статуе. Слова героя резки и беспощадны. Но герой Бродского – это особенный человек. Он не согласен с общеустановленными правилами.

В образе лирического героя воплощены мысли и взгляды самого автора. Слова «сверлит», «застрелиться», «хруст» слышатся скорее революционными, чем нежными и лирическими. В образе героя поэт скорее показывает не характер, а личность героя, готового на все, даже «застрелиться».

Тема, идея и настроение стихотворения

Стихотворение написано о любви. Но, по мнению автора, настоящая любовь не может иметь счастливого конца. Она всегда заканчивается разлукой. Вот одно его высказывание:

«Любовь- сильней разлуки, но разлука сильней любви»

Какая основная тема стихотворения? Любовь не может быть счастливой. Герой ненавидит возлюбленную после расставания. Да и можно ли любить статую. Такие злые и жестокие слова можно сказать только мрамору.

Основная идея этого стихотворения – это горькая, безответная любовь. Муки и страдания героя выражены очень жестко: «сверлит мои мозги», «все разлетелось к черту на куски».

Сколько боли! Герой делится о своих страданиях и способах борьбы с этим недугом. Даже виски пробовал пить.

За основу своего сонета Бродский взял одноименное стихотворение Пушкина. Но сколько отличий между этими произведениями. Кисейная нежность Пушкина и жестокая правда Бродского. Это отличается как небо и земля. Прощание со своей возлюбленной у двух героев в корне различно. Пушкинский герой оставляет в своей памяти образ нежного существа, богини. Герой Бродского уходит с ненавистью.

История создания стихотворения «Весна, весна, пора любви»

Уникальный стих А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В седьмой главе этого произведения можно найти стихотворение о весне. «Весна, весна, пора любви» была создано в 20 годы XIX века. Александру Сергеевичу было уже 28 лет. Пушкин никогда не писал об этом времени года. Поэтому обращение к данному стихотворению наиболее важно для анализа душевного состояния автора. Предыстория написания стихотворения такова: Пушкин долгое время находился в ссылке, он отвык от всего того изобилия, которое его стало окружать. Он вернулся в город и ощутил уныние и одиночество, состояние апатии и душевной нестабильности. Особое внимание заслуживает и любовная предыстория. Потеря близкого человека тоже принесла, поэтому душевное разочарование. Данное произведение относится к жанру лирики. Автор отмечает, что он весне не рад. Весна для поэта — время разочарования, скуки и усталости. «Метель» и «вьюга» для поэта — это время, когда перестаешь чувствовать любовь, счастье и трепет к любимому человеку. И он хочет вернуться к нему, чтобы притупить все яркие и теплые чувства. Поэтому трудно ощущать пробуждение листвы, оживление природы, так как на душе нестабильность. Не зря поэт отмечает, что весна для него — это волнение. Поэт пишет, что ему «чуждо наслаждение», которое приносит весна. Автору не нужны перемены, он не желает, чтобы окружающий мир изменялся, он хочет, чтобы все осталось в том состоянии, которое было.

Тема стихотворения

Стихотворение, в первую очередь посвящено весне. Если углубляться в смысл стихотворения, то можем выделить подтемы. Поэт поднимает тему любви и духовного разочарования.

Идея стихотворения

Идеей стихотворения является мысль о противопоставлении чувств. Она выражена в образах, который поднимает поэт. Весна — для всех вокруг — символ пробуждения, озарения, любви. Для поэта – это огорчение, грусть и апатия. Зима для автора- символ стагнации, определенности, холода.