Стих пушкина о зиме зима недаром злится

Стих пушкина о зиме зима недаром злится

История создания

Поэт написал данное стихотворение в 1836 году. Но в печать попало оно далеко не сразу, а было опубликовано уже после кончины автора. В тридцатых годах автор уделял особое внимание весеннему времени года, что хорошо прослеживается при изучении произведений того времени. В данный период своего творчества поэт написал немало стихотворений. Автор по-особому относился к весеннему пробуждению природы. Он сам будто просыпался от зимней спячки и оживал вместе с природой.

Более того, данное время знаменательно еще одним событием. Автор был влюблен. Его избранницей стала Эрнестина Дёрнберг. Но все было не столь просто, как хотелось бы. Их обоих сдерживали узы брака, но это не помешало им общаться и любить друг друга. Благодаря своей влюбленности, поэт пробудился, в его творчестве так же отмечается некий подъем. Совокупность данных факторов и формирует сам образ весны.

Жанр, размер

Находясь за пределами границы, поэт познакомился с таким литературным направлением, как романтизм. Данное стихотворение не стало исключением. В нем так же хорошо проглядываются черты романтизма. Автор боготворит природу, восхищается ею. Так же в стихотворении затрагивается и внутренний мир человека, которому поэт уделяет особое внимание.

По жанру стихотворение «Зима недаром злится…» можно отнести как к пейзажной, так и к философской лирике. Здесь хорошо прорисованы картины, раскрывающие всю красоту природы. Но параллельно мы видим то, как автор размышляет о своих юных годах. Он раскрывает тему того, что все живое непременно побеждает. Вот в своеобразной схватке зимы с весной, победа остается за весной.

Что касается размера, то анализируемое стихотворение написано трехстопным ямбом. Данный размер написания придает строкам особой легкости и воздушности, что хорошо заметно при чтении произведения. Рифмовку поэт использует перекрестную.

Композиция

Данное стихотворение делится на пять строф и имеет кольцевую композицию. Первая строфа рассказывает читателю о торжестве весны над зимой, этим же и заканчивается произведение, заключая повествование в кольцо. Автор объясняет читателю, что на смену чему-то старому всегда придёт новое. И над этим процессом никто не властен, все происходит так, как должно происходить.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Что же касается смысла произведения, то тут оно делится на три части.

Первая часть рассказывает читателю о приходе весны, а так же о том, что зима не может ничего сделать с этим явлением.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Вторая часть стихотворения показывает последнюю «схватку» двух сезонов. Зима отчаянно пытается задержаться, но силы уже не равны.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

 Последняя, заключительная часть, показывает бесповоротную и однозначную победу весны. Зиме приходится сдаться.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Образы и символы

Автор использует несколько ярких образов в анализируемом стихотворении.

Первый образ – это образ зимы. Для автора данное время года ассоциируется с прошлым, то что давно должно уйти, но все пытается зацепиться. Даже лирический герой относится к зиме как к некой «злой ведьме».

В противовес автор раскрывает образ весны. С помощью него он показывает молодость, чистоту и красоту. Благодаря её приходу – человек начинает себя чувствовать счастливым, в его сердце зарождается надежда и любовь.

Автор оживляет образы зимы и весны, наделяя их реальными качествами и способностями. Они испытывают чувства, хохочут, ворчат, шумят. В этом и заключается особенность творчества Тютчева. Он видит природные явления как живые существа, обладающие душой и чувствами.

Темы, проблемы

Основной темой произведения является природа, со всеми своими проявлениями. В данном произведении показывается наступление столь долгожданной весны. Лирический герой замечает каждое изменение в окружающем мире. Поэтому такое явление, как смена времен года, является для него настоящим событием и «схваткой». Он отмечает каждое изменение, которое творится вокруг него.

Автор так же затрагивает тему молодости и жизни в целом. При помощи весны он показывает молодость, красоту, да и саму жизнь. Зима же вызывает негативные ассоциации. Он представляет её в мрачном виде, олицетворяющим все неживое. Именно на примере столкновения двух времен года, Тютчев пытается показать, что победа всегда будет за молодостью и жизнью.

Все стихотворение излучает радость. Оно воодушевляет и настраивает на позитивный лад. Человеческая душа расцветает вместе с природой, проснувшись от долгого сна. Сердце наполняется мечтами, надеждами, любовью и радостью. Ради этого всего стоило побороться с задержавшейся зимой.

Средства выразительности

Автор использует различные тропы, которые придают стихотворению мелодичность, а образам – яркость.

При помощи олицетворений автору удается оживить времена года. Он ярко описывает их схватку, которая становится для зимы заключительной. Благодаря сравнениям Тютчеву удается как можно точнее описать зиму и весну. Эпитеты придают динамичность данному произведению. Хотя их в произведении не так и много. Но даже малое их количество усиливают контраст между враждующими временами года. Так же в произведении используется аллитерация.

Текст стихотворения

Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

В литературных исследованиях Федора Тютчева порой называют «поздним автором». Поэт долго держал свои произведения в ящике письменного стола. Поэтому читатели познакомились с тютчевским творчеством поздно. «Зима недаром злится…» – яркая и красивая пейзажная поэзия автора. Писательская деятельность – второе по значению занятие Федора Ивановича. Писатель, уважаемый в обществе и обеспеченный человек, служил дипломатом. Иногда Тютчев отвлекался от государственных проблем с помощью литературы. Далее мы проанализируем историю написания тютчевской поэзии, художественные особенности, композицию и критику стиха.

История создания произведения

Для Федора Ивановича литературное поприще было забавой, способом отдохнуть и расслабиться. Дипломат и не планировал публиковать свои «стишки». Однако друзья Тютчева просили поэта познакомить читателей со своим творчеством. Общество высоко оценило талант писателя-дипломата. «Зима недаром злится…» относится к «легким» наброскам (каковыми считал свои тексты сам автор). Дата «рождения» поэзии – 1836 год.

Мировая литература знает Федора Тютчева как непревзойденного мастера пейзажных поэзий. «С поляны коршун поднялся…» – пример сочетания лирического пейзажа и философии. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого стихотворения

Товарищ, которому Федор Иванович посвятил свое произведение, был князем Гагариным. На самом деле писатель отправил другу обычный набросок – без художественной ценности (как считал автор). После кончины Тютчева поэзия наконец увидела свет. Литератор использовал обыкновенный дворовой язык: Федор Иванович задался целью, прежде всего, передать свои детские впечатления.

Особенность тютчевской лирики

1830-е годы в биографии русского автора считаются творческим подъемом. Федор Иванович писал письмо товарищу, снабдив свое послание этим стихотворением. При жизни автор так и не застал публикации «Зимы…». Подчеркнем, что Федор Иванович не собирался предавать свой текст широкой огласке. Поэзия предназначалась исключительно для товарища автора. Однако начинающий поэт, Тютчев, с этого момента уделял больше внимания технике и образности своих творений.

Зима недаром злится

В эти годы Федор Иванович начинает постепенно открываться широкой читательской публике, печататься в журналах и газетах. В этот же период намечаются и главные особенности тютчевской лирики (особенно пейзажного характера):

  • в поэзиях переплетаются несколько тематических линий;
  • лирическое изложение отличается легкостью;
  • строки включают размышления над философскими вопросами;
  • стихи буквально пылают любовью писателя к красоте природы.

Тематика стиха

Литературные критики разделились в мнении относительно тематики тютчевского произведения:

  • одни специалисты считают, что Федор Иванович вообще не заложил в строки своего шедевра какой-либо тонкой идеи;
  • другие же литературоведы подчеркивают, что автор, напротив, умело скрыл главную мысль своего лирического творения.

В чем же, в таком случае, состоит эта «главная мысль»? Первое впечатление: писатель изображает привычные (на первый взгляд) события. Это, например, смена сезонов года, когда на место зимы приходит весна. Федор Иванович тонко подмечал круговорот, отличающий природные процессы, цикличность мира. Читатели узнают личное отношение автора к происходящему: Тютчев не скрывает радости от прихода весенней поры. Образы Весны с Зимой отличаются живостью, человечностью, запоминаемостью. Весну автор изображает «прекрасным дитем», Зиму – «ворчливой старухой», «ведьмой злой». Старость зимы проигрывает весенней молодости. Это вечный цикл, который будет вновь и вновь еще много тысяч лет.

Художественные особенности поэзии

Тютчевское творчество отличается непосредственностью и легким разговорным стилем. «Зима недаром злится…» – не исключение. Федора Ивановича не беспокоило то, как читатели воспринимают эти произведения. Впрочем, от читающей публики поступали лишь положительные отзывы на тютчевское творчество.

Этот стих – отправная точка, поворотный момент в тютчевском творчестве. Впоследствии автор много работал над техникой своих произведений, созданием сложных образов, включением в поэзию философских размышлений. Но все это будет позже. А в 1830-х годах Тютчев еще не относится к своим литературным пробам серьезно, уделяя большую часть времени дипломатической карьере. В свободное время поэтом руководило исключительно вдохновение. Тютчевское творчество – безграничный и свободный потом образов.

Ключевые образы поэзии

Первая ассоциация, которая возникает в голове при чтении тютчевского произведения, – русская народная сказка. Писатель явно вдохновлялся фольклорными образами и мотивами. Поэзия «пропиталась» бинарными оппозициями – а это типичная черта фольклора и мифов. Так, автор упоминает о вечном противостоянии доброго и злого начала. Эти начала воплощаются через весну и зиму – классические образы для народного творчества.

Зима недаром злится

Тютчевская «Зима…» недаром признается прекрасным образцом пейзажной поэзии. На голову Федора Ивановича в этот период творчества еще не обрушилась критика и замечания от читателей и литераторов-коллег. Русский поэтический мир еще не показал начинающему автору свой злобный оскал.

В своем стихотворении “Снежные горы” Федор Тютчев обращается к описанию прекрасного зимнего полдня. Предлагаем читателям ознакомиться с анализом этого произведения

Тютчевская поэзия не отягощается пока что смысловой нагрузкой, отличается легкостью образов и свободой стиля. Эти характеристики – редкие «гости» для поэтических произведений XIX-го столетия. Даже авторы-современники нечасто хвастаются простой и одновременно выверенностью, точностью художественного слога.

Философские смыслы произведения

Тютчевские образы Весны с Зимой наполняются философским содержанием. Писатель проводит демаркационную линию между двумя периодами жизни мира – холодной зимой и теплой весной. Эта линия размежевания присутствует и в человеческой жизни – между молодостью и старостью. Автор сравнивает смену времен года, сезонов с циклом в существовании людей – процессы обновления и умирания вечно чередуются между собой. Молодость сменяет отжившую старость. Последняя, в свою очередь, должна уступить место новой жизни – юности.

Действующие лица стиха

Отличительная черта тютчевского шедевра – наличие реальных и активных персонажей, которые обеспечивают динамизм произведения.

Весна и Зима

Таким образом, в тютчевской поэзии выделяются два главных героя – это абстрактные персонажи: Весна и Зима. Автор не случайно употребляет прописные буквы в названиях этих действующих лиц. Писатель изображает Весну и Зиму живыми волшебными персонажами, которые проявляют обычные чувства. Эта черта уподобляет героев людям, ведь Весна с Зимой отличаются человеческими ощущениями и эмоциями. Весне все-таки удается победить Зиму.

Зима недаром злится

Финальный образ в шедевре Федора Ивановича – самый сильный. Писатель изображает снегопад – последний символ уходящей зимней поры. Весна победила Зиму, и та на прощание бросает в соперницу снежную горсть. Попытка оказалась тщетной: Весна даже не почувствовала этот зимний жест. Снег тает, превращаясь в воду, которой умывается Весна. Противница Зимы становится еще красивее.