Стих пушкина о дружбе и анализ стихах

Стих пушкина о дружбе и анализ стихах

Содержание

История создания

Стихотворение «Друзьям» написано поэтом в достаточно юном возрасте, в 1816 году. Пушкину было всего 17 лет, когда он уже до конца понял, что дружба — священный долг мужчины; этот мотив он проносит через большинство стихотворений.

Говоря о тех, кому именно поэт посвятил эти строки, следует назвать его самым близких и преданных друзей — лицеистов: Пущина, Кюхельбекера, Дельвига, Малиновского. Конечно, прямого перечисления имён или фамилий читатель не наблюдает, но оно и не нужно, бессчетное количество писем этим людям подтверждает, что друзьями Пушкин считал именно их.

Произведение «Друзьям» увидело свет не сразу. Первая версия стихотворения была более лирической, дружба была схожа с любовью, оно и понятно, ведь дружба в какой-то мере и есть любовь, но не романтическое чувство, а нечто совсем другое и не менее сильное. Пушкину пришлось немного исправить содержание стихотворения, и в 1816 году оно было опубликовано.

Наш товарищ Пушкин

Перед вами не попытка в тысячный раз рассказать о творческой биографии Пушкина. И не очередной строгий анализ его наследия. Это то, что обычно остается за скобками сухих научных исследований. Это мысли, чувства, догадки, интуиции человека, много лет читающего и перечитывающего Пушкина — и каждый раз открывающего в нем что-то, ранее ускользавшее от взгляда. Известный писатель, ректор Литературного института имени А. М. Горького Алексей Варламов рассказал о «своем Пушкине».

Молодой Пушкин искал политической свободы. Пушкин в зрелости хорошо понимал, что внешняя свобода недостаточна. Идеал свободы переносится вовнутрь, в душу человека. Это очень важное движение его мысли. Молодой Пушкин восставал против беззакония государства и жестокости власти. Поздний Пушкин не то чтобы примиряется с ними, но понимает глубину и суть русской истории. В 1826 году он писал: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство», а десять лет спустя будет написано знаменитое письмо Чаадаеву с теми строками, которые, на мой взгляд, могут считаться выражением нашей национальной идеи: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал». Это нежелание переменить историю и Отечество кажется мне очень важной, итоговой пушкинской и вечной русской мыслью, которая должна вдохновлять нас, живущих двести лет спустя после Пушкина, принимать ту историю, которая у нас была и продолжает быть.

***

В 1937 году, когда сгустились русские тучи, когда уже более двадцати лет повсюду лилась невинная кровь, было столько беззакония, столько отчаяния и страдания в жизни людей, — в это самое время Андрей Платонов написал статью с гениальным названием «Пушкин — наш товарищ». Статью, на первый взгляд, отвечающую политической конъюнктуре времени — «наш товарищ». А с другой стороны, как это глубоко и точно — понимать, что на всех этапах русской жизни Пушкин остается нашим товарищем. В платоновской статье были и такие слова: «Пушкин нас, рядовой народ, не оставил».

Я думаю, как бы нам ни приходилось трудно в нашей жизни, понимание того, что с нами Пушкин, что он нас не оставляет, если мы в детстве стали причастны его стихам, если прочитали эти стихи и сказки своим детям, дает надежду, что с ними, а значит с нами, все будет хорошо.

Продолжение читайте здесь:

Товарищ Пушкин: Был ли Пушкин счастлив в детстве?

Товарищ Пушкин: Южная ссылка

Товарищ Пушкин: Михайловский поворот

Товарищ Пушкин: «Нет, я не льщу…»

Товарищ Пушкин: «Медный всадник»

Товарищ Пушкин: «Капитанская дочка»

Текст целиком доступен в формате электронной книги epub:

Жанр, направление и размер

После редакции стихотворение «Друзьям» приобрело характер типичного послания — прямого диалога с теми, кому адресовано произведение. Пушкину удалось четко воссоздать атмосферу непринужденного разговора друзей. Такое ощущение складывается из совокупности двух приемов.

  1. Во-первых, Пушкин использует для написания стихотворения двусложный размер ямб, который не нагружает строку длинными и не всегда легкими фразами, создаёт динамичное и неформальное настроение от беседы.
  2. Во-вторых, автор мастерски использует разные типы рифмовки: в первом четверостишии — перекрестная рифма (АВАВ), в во втором — кольцевая (АВВА). Опять же создаётся ощущение постоянно развивающегося, а не застывшего во времени разговора. Такая живость языка только подтверждает то, что дружба для Пушкина была одним из важнейших чувств.

Малиновскому И.В.

Отрывок из стихотворения «Пирующие студенты»:

«А ты, повеса из повес, На шалости рожденный, Удалый хват, головорез, Приятель задушевный…»

Отрывок из стихотворения «19 октября»:

«Что ж я тебя не встретил тут же с ним, Ты, наш казак и пылкий и незлобный, Зачем и ты моей сени надгробной Не озарил присутствием своим? Мы вспомнили б, как Вакху приносили Безмолвную мы жертву в первый раз, Как мы впервой все трое полюбили, Наперсники, товарищи проказ… «

Образы и символы

Система образов и символов в данном стихотворении не очень многообразная. Центральным образом выступает лирический герой. Герой — отражение самого автора, значит, и все окружение Пушкина в какой-то мере представлено в стихотворении.

Остальные герои дружеской трапезы лишены имён, нам остаётся лишь догадываться, кто именно сидит с Пушкиным за одним столом. Стоит также упомянуть образ торжества. Игры, песни, чтение стихов — символы праздника, в котором участвует все самые дорогие и близкие друзья Александра Сергеевича.

Композиция

В произведении отсутствует конкретный сюжет, он имеет форму дружеского обращения. Лирическое стихотворение состоит из двух пятистиший.

Условно стих можно разделить на две части. В первой части лирический герой, который является прототипом самого Пушкина, выражает свою искреннюю дружескую привязанность к Пущину. Поэт всегда очень высоко ставил дружбу и дорожил теми крепкими узами, которые появились еще во времена обучения в Старосельском лицее.

Второе пятистишие посвящено Ивану Пущину, сосланному в Сибирь. После провала плана по свержению императора Николая I он, отказавшись бежать заграницу, дожидался ареста в своем доме в Петербурге. Пушкин надеется, что эти строчки смогут поднять дух товарища, которого постигла столь горькая участь.

Темы и настроение

Настроение всего стихотворения очень легкое и непринужденное. Основная тема, которую и раскрывает автор, тема дружбы. Пушкин рисует картину идеального вечера в компании друзей. Для автора дружба — некий божественный дар. Он рад, что у него ещё есть возможность вот так видеться, слушать истории близких людей и рассказывать собственные.

Также имеет место быть тема быстротечности жизни. Автор призывает друзей утратить вечер шумный, прожить остаток дней ярко и весело. Да, срок, отведенный нам судьбой, не велик, и это обязывает нас не тратить время понапрасну, жить каждый миг, как последний. Поэт хоть и находится в юном возрасте, но уже осознает, как коротка жизнь, поэтому на его глаза наворачиваются слезы. Он призывает товарищей к шумной веселости, зная, что они еще не сделали этого печального открытия. Он и сам находит счастье в их неведении.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – стремление прожить отведенное время весело и продуктивно. Поэт призывает друзей увидеть прелесть мгновения, которое запечатлело их молодость. Молодые люди любимы, уважаемы и сильны тем, что есть друг у друга. Так зачем предаваться бесплодным печалям о быстротечности бытия? Нужно любить и ценить то, что есть сейчас. И от этой взаимной радости уйдут все тревоги.

Также смысл пушкинских строк заключается в умении разделять чувства товарищей. Поэт счастлив лишь оттого, что его друзья веселы. Ему достаточно их радости, чтобы утешиться. Это говорит о том, что человек должен любить не только себя, но и свое окружение, тогда он быть жить ярко и полноценно.

Пишем анализ стихотворения

Светлана Берестовицкая » Читательский дневник » Пишем анализ стихотворения

Пишем анализ стихотворения

План (примерный) анализа стихотворения
1. Название стихотворения и его автор.

2. Текст стихотворения.

3. Ваши впечатления от стихотворения?

4. Какие картины вы видите, читая его?

5. Какова его тема?

6. О чем размышляет автор, какую мысль хочет донести до читателя?

7. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

8. На какие художественные приемы вы обратили внимание (эпитеты, метафоры, сравнения; антитеза, обращение, восклицание и др.)?

9. Главные образы стихотворения.

10. Какие мысли, чувства возникли у вас в связи с чтением стихотворения?

Возврат к списку

Страницы: 1 След.

0

Иван Бородулин

20.02.2015

И. И. Пущину А.С Пушкин

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! Дата написания 1826 год. село Михайловское. Это стихотворение посвящено лицейскому другу Пушкина Ивану Пущину который был самым близким другом поэта. Пущин был участником восстания декабристов, после провала которого получил пожизненную каторгу. Последний раз друзья виделись как раз перед восстанием зимой 1825 года. В это время Пушкин жил в селе Михайловское, в которое был сослан за вольнодумство. Встреча друзей была короткой и как будто прощальной. Через год после этой встречи и было написано это стихотворение. Читая это стихотворение, я как будто вижу печального поэта вспоминающего эту встречу и представляющего своего друга на каторге. Это лирическое стихотворение — дружеское письмо. В нём нет героя. Герой сам автор и его чувства. В первом пятистишии воспоминания о последней встрече, а во втором он пытается утешить его как Пущин утешал его в Михайловской ссылке. В стихотворении поэт использует множество эпитетов: «Друг бесценный», «Двор уединенный», «Печальным снегом», «Святое провиденье», «Ясных дней». Торжественность придают следующие слова: огласил, молю, дарует, огласил. На мой взгляд, главные образы этого стихотворения дружба и сопереживание. Когда я читал это стихотворение я понял, что можно только позавидовать тем у кого есть такие друзья. Кстати и у меня есть такие друзья!

Имя Цитировать 0
0

Скаскевич Ульяна

20.02.2015

Передо мной стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь» Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листям барабанит. Когда я первый раз прочитала это стихотворение я в него влюбилась, оно на столько простое и лёгкое, что читать его можно на одном дыхании. Здесь Афанасий Афанасиевич Фет описывает весну. Какая она солнечная, красивая, живописная, ароматная. Таким образом, автор хочет донести какая может быть весна. Афанасий Фет так любил природу, что писал больше всего о ней. Мне очень понравилось, как Афанасий Фет описал дождь, «завеса, золотая пыль». Мне очень понравилось это стихотворение я его буде ещё много раз перечитывать и размышлять. Спасибо Афанасию Афанасиевичу Фету за такое чудесное стихотворение.
Имя Цитировать 0
0

Сайгушева Анастасия

20.02.2015

Афанасии Афанасьевич Фет «Осенняя роза»

Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло. Но в дуновении мороза Между погибшими одна, Лишь ты одна, царица-роза, Благоуханна и пышна. Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты очертаньем и дыханьем Весною веешь на меня. Когда я читаю это стихотворение, я вижу картину осени. Мы в саду, вокруг деревья, с редкими листьями на ветках, воздух морозный, пустые аллеи и вдруг мы видим еще цветущую розу. Фет рассказывает о обычном осеннем дне, но он передает это так, что день кажется неповторимым. В начале стихотворения Фет показывает грусть, тоску по ушедшему лету, а к концу его настроение меняется, появляется роза, и она «веет весной». Мне нравиться, как автор сравнивает розу и царицу, в этом стихотворение есть и другие художественные приемы. Фет дает осеннему дню злой образ, а розе мягкий, добрый, душевный. Впечатление тоски, грусти и появившейся вдруг радости, весеннего настроение. Мне кажется, что Фет хотел сказать нам, что не смотря на окружающее на плохое, всегда есть хорошее, то что вызывает радость.

Имя Цитировать 0
0

Виталина

20.02.2015

Я прочла стихотворение Александра Алга «Кровь». (1943) Это стихотворение написано на фронте поэтом — участником сражения, на котором многие отдали свои жизни в боях с фашизмом. Изначально оно написано на чувашском языке. Тема этого стихотворения — Великая Отечественная война. В стихотворении написано о том, как молодой боец посреди боя не вытерпел и рухнул, как седой ворон уже собирался его склевать, но боец, увидев ворона, воспрянул духом и поднялся идти биться. Я думаю, идея этого стихотворения — рассказать о сильном духе бойцов. Как один из них, еще даже молодой, не сдался, не поддался возможной судьбе, и хоть он и был весь в крови и в поту, хоть у него уже и запекся рот. Читая стихотворение я вижу воспаленные глаза это бойца, я вижу лопанные сосуды в его глазах, я вижу взгляд этих глаз направленных в глаза седому ворону. «Вот он, подкравшись тайком к человеку, Клюв навострил и вскочил на плечо. Воин открыл воспаленные веки: — Нет, погоди… Я не умер еще!» В этом стихотворении используется прием олицетворения : «Мины летели

, пронзительно
воя
«; «Бой
отгремел, отступа
я назад»; «Солнце, ветра —
отведите
беду!»; » «Доброе солнце, казалось,
хотело
» Метафоры: » «
Доброе
солнце, казалось, хотело» Эпитеты: «под елью
кривою»
; «
воспаленные
веки»; «Глаз моих, жадный, тебе не клевать.»; » Воин поднялся — и вмиг отлетела
Черная
птица»; Я выбрала это стихотворение, потому что оно мне понравилось. В нем есть изюминка, некая загадка.

Имя Цитировать 0
0

Докичева Алиса

20.02.2015

Александр Сергеевич Пушкин. «Узник». Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году,когда Александра Сергеевича отправили в ссылку в Кишинев. Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленной в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ,махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. Клюет,и бросает,и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!» Мы вольные птицы;пора,брат,пора! Туда,где за тучей белеет гора, Туда,где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер…да я! Мои впечатления от стихотворение грустные,печальные,я проникаю всей душой в этот стих и понимаю,как трудно находится там где не хочешь быть. Читая это стихотворение,я вижу как автор сидит в темной,сырой комнате, возможно, в ней бегают крысы,в этом месте холодно и редко кормят. Автор находясь в этой комнате смотрит в окно и видит орла,который так «похож» на него,он прикован цепями,ему хочется летать,ведь он вольная птица,но нет,ему не выбраться.Орлу принесли его пищу-мясо,он ее клюет и бросает смотря в окно,как будто делится с автором. У автора и орла одинаковые мысли,они хотят поскорее уехать или улететь из этого ужасного места,а орел зовет автора,взглядом просит,чтобы автор освободил своего собрата по несчастью. Тема этого стихотворения поскорее освободится и выйти на свободу, и даже в таком ужасном месте у тебя всегда найдется товарищ который тебя поддержит и всегда будет с тобой за одно. У автора чувства печальные,ему грустно,что он попал в такую ситуацию. В начале стихотворения автор одинок,а в конце он уже не один,он с товарищем,они друг друга понимают,хотя могут общаться только взглядом. В стихотворение автор использует эпитеты такие как: «Мой грустный товарищ», «Зовет меня взглядом». Печальность стихотворению придают такие строчки как: «И вымолвить хочет:» Давай улетим!» «Мы вольные птицы;пора,брат,пора! Главный образ стихотворения это товарищество в сложной ситуации. Я читая стихотворение понимала,что не хочу оказать в такой же ситуации как автор.
Имя Цитировать 0
0

Всеволод Морин

20.02.2015

М.Ю. Лермонтов «Тучи

» Михаил Юрьевич Лермонтов любил писать стихи, и вкладывать в них свою душу. Им написано свыше 300 стихотворений, среди и нашлось стихотворение под названием «Тучи». Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурную, цепью жемчужную Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. (Написано в 1840 году) Прочитав это стихотворение, я понял, что люди жившие в обществе не одиноки, а тучи должны скитаться по небесным просторам. Изгнанники… Когда Лермонтов прочитал своим друзьям в Петербурге это стихотворение, у него глаза были влажные от слёз. Стихотворение очень трогательное и душевное. Мне кажется, что в мире очень много изгнанников, особенно зимой и осенью. Когда я читаю стихотворение, мне представляется поэт, который смотрит в окно и наблюдает за потоком туч изгнанников. Михаил Юрьевич Лермонтов постоянно был в изгнанники (То есть, перебирался во всякие города), и он сравнил своё изгнание с тучами. И смотря в окно он сочинил это стихотворение. Я думаю, Лермонтов хочет нам сказать что нужно держаться вместе с друзьями, близкими и приятелями, и жить в обществе как нормальные люди. А ни как тучи, всё время в изгнании. Лермонтов вложил в это стихотворение чувства любви, страданий и страсти, как написано в стихотворении. Автор переживает разлуку с любимым городом, и волнуется насчёт его личной жизни. В стихотворении автор использует сравнение: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники», эпитеты:»Нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные» и олицетворение, когда поэт оживляет тучи. Я понял, что надо дружить со всеми, но не заводить врагов, быть равным с обществом, стремиться к свободе, и не с кем не ссориться!

Имя Цитировать 0
0

Michael Kasatkin

20.02.2015

Я ВИДЕЛА МАЛО, И ЗНАЮ НЕМНОГО Ольга Партала

Я видела мало, и знаю немного, Мой тесный мирок не особо красив, Пряма и ухабиста жизни дорога, Но бог мой прекрасен и справедлив. А мир гениален и бесконечен, В нем хватит добра для любого из нас, И пусть он, как все во вселенной не вечен, Мне важно одно только слово: СЕЙЧАС. Иду я по жизни своею дорогою, И правду свою на откосах ищу, Мечтами дышу и прекрасной свободою, Которую в сердце навек сберегу.

Это стихотворение мне очень понравилось, оно красиво и в нём очень много смысла. Когда я читаю его, я представляю ухабистую дорогу, символизирующую жизнь. На ней нет верных путей, ведь для каждого он свой. Каждое препятствие на этой дороге это урок жизни, который надо усвоить вне зависимости от того, нравится он тебе или нет. На мой взгляд, основную свою мысль автор вместила в 2 строчки «А мир гениален и бесконечен, в нем хватит добра для любого из нас». Я согласен с автором и считаю, что эти строчки можно цитировать каждый раз, когда кто-то жалуется на жизнь. Каждая строчка этого стихотворения наполнена смыслом. Это не стихотворение, а сборник философских мыслей о жизни и вере в 3 абзацах. Этот стих я буду вспоминать, когда стану разговаривать о жизненном пути и смысле жизни.

Имя Цитировать 0
0

Вика Плетнева

20.02.2015

«Учись у них — у дуба, у березы» А.А.Фет Учись у них — у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыди слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнью дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. Как мне кажется, благодаря этому стихотворению, мы можем понять, что такое природа, как она живет и дышит. Читая это стихотворения мне виднеться, как по всюду лежит снег и рядом, почти вместе друг к другу стоят, как раз эти два дерева, дуб и береза, от напрасных и застывших слез, треснула кора. Как метель срывает, последние листы, но осталось только верить весне, как ее промчится гений и опять теплом, будет согревать эти одинокие, печальные деревья. У автора в начале были чувства, печали и жалости, что метель, сорвет все последние листы, злом и яростью, а в конце, уже, радости, что примчится весна и все согреет, теплом и радостью. Автор восклицательными знаками выделил «Жестокая пора!» и «Они стоят, молчат; молчи и ты!» В первом предложение , автор разъясняет, что в зимний сезон,зима не дружелюбна, а во втором предложение объясняется, то, что они стоят дуб и береза и молчат, так молчи и ты, зачем, портить их покой? При чтение этого стихотворения, мои чувства переполняются эмоциями, мне становиться жаль деревьев, хочется взять не нужную одежду и одеть им, чтобы не было им холодно, и дожидаться так весны! Под конец, мне хотелось бы сказать ю, берегите природу, ведь никакая не природа без , травы, деревьев и животных и т.д!
Имя Цитировать 0
0

Васильев Михаил

20.02.2015

Сергей Есенин «Восход солнца»

Загорелась зорька красная, В небе темно-голубом, Полоса явилася ясная, В своем блеске золотом. Лучи солнышка высоко, Отразили в небе свет. И рассыпались далеко От них новые в ответ. Лучи ярко-золотые, Осветили землю вдруг. Небеса уж голубые, Расстилаются вокруг. Дата написания 1911-1913 Когда я читал стихотворение, я был очень впечатлен красками и нежностью к природе поэта. Ведь описать все такими образами очень трудно. Если вдуматься, всмотреться в каждое слово, то можно раскрыть все, что хотел представить поэт. Это стихотворение ни что иное, как настоящая картина живой, бесконечно красивой Русской природы. Мне хотелось, когда я его читал, увидеть на темно-голубом небе, как первые лучи солнца начинают пробегать золотыми полосками по еще сонному небу. Как лучи начнут свое волшебное действие и разбудят небо, поля бескрайние и все великолепие русской природы. Во время чтения стихотворения я чувствовал какую-то невероятную энергетику стихотворения. Что автор, когда писал это стихотворение, был наполнен чувствами к природе, что на протяжении всего стихотворения идет движение жизни природы. В стихотворении встречаются множество эпитетов, такие как: «Зорька красная», « Рассыпались далеко», «Расстилаются вокруг». Главным образом стихотворения является природа, во всех ее проявлениях, а также рассвет. В главных образах чувствуется ликование природы, что она проснулась, ожила. Во время чтения я чувствовал любовь к самому дорогому, самому красивому … природе, к моей Родине!

Имя Цитировать 0
0

Пустовалов Дмитрий

20.02.2015

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пущину»

Все знают стихи Александра Сергеевича Пушкина: « Мороз и солнце», « Узник», « Няне» и другие. Сейчас передо мной стихотворение « Пущину» и я решил его проанализировать.
И. И. ПУЩИНУ
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! Стихотворение мне очень понравилось своей душой. Читая стихотворение, я вижу перед собой вдалеке зимний лес, поле, занесенное снегом, коня, сани, дом, веранду и лучшего друга. Тема этого стихотворения — дружба, вечная, долгая и бесценная. Автор пытается рассказать нам о том, что лучший друг это навсегда и в горе, и в радости. В начале стихотворения у автора печаль, он, скорее всего, вспоминает время, проведенное вместе. Ожидание, радость, грусть – все перемешалось в груди у нашего поэта. Мне стихотворение понравилось теплотой воспоминаний, трепетом ожидания близкого родного человека.

Имя Цитировать 0

Страницы: 1 След.

Особенности трактовки темы дружбы

Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина приобретали разную окраску в зависимости от периода написания стихотворения, объекта посвящения. Так, в стихах гениального поэта мы можем найти лишь упоминание о приятельстве, поддержке. В некоторых же работах дружеские отношения достигают огромных масштабов и развертываются в самоотверженность, жертвенность, чувство братства и неразделимого единства. Большая часть лицейской лирики поэта посвящена теме дружбы. Ведь Пушкин действительно любил мечтательного Дельвига, порой смешного Кюхельбеккера, решительного А. Чаадаева и других своих сверстников. Верность своим друзьям он пронес через всю жизнь и был благодарен за то, что и они не отвернулись от него, несмотря ни на какие невзгоды. Этим Пушкин отличается от других поэтов 19 века. Товарищество не так воспевалось, как любовь, оно не было ни у кого столь поэтизировано, как у Пушкина.

Лицейские друзья

Особую роль занимала в жизни Пушкина лицейская дружба. Будучи студентом в Царскосельском лицее, поэт не только открыл свой литературный талант, но и впервые обрёл настоящих друзей — И. Пущина, А. Дельвига, В. Кюхельбекера. Его ранее творчество восславляло дружбу как радостное, весёлое общение, полное шуток и освобождённое от гнетущего влияния «холодных мертвецов» и «учёных дураков». Он прославляет беззаботность, лёгкость жизни.

Своих друзей в своих ранних текстах Пушкин обрисовывает шутливо, акцентируя внимание на их смешных чертах и характеристиках. Он даже не стеснялся подтрунивать над ними, причём не всегда легко и безобидно. Позже поэт будет вспоминать беззаботные дни и студенческие выходы с ноткой грусти и ностальгии. При прочтении некоторых произведений становится ясно, что именно воспоминания о лицейских днях определили дальнейшее значение и роль дружбы в жизни Пушкина.

«Пущину»

Это стихотворение было написано Пушкиным во время его ссылки в Михайловском. Поэт был в одиночестве, он не имел связи с внешним миром, единственным развлечением оставались чтение и поэзия. И вот однажды к нему в гости приехал Пущин. Александр Сергеевич был несказанно рад его приезду, растроган. И впоследствии создал величайшее стихотворение о верной и преданной дружбе. Нужно было быть по-настоящему смелым и самоотверженным другом, чтобы в открытую написать такое послание декабристу. В произведении Пушкин вспоминает о приезде Пущина к нему в Михайловское (1825 год). Вторая строфа — это мольба поэта о том, чтобы и его голос также помог другу, находящемуся на пожизненной каторге, как когда-то пущинский приезд помог ему.

Пущину было посвящено много стихотворений. Одно из наиболее красивых так и названо — «К Пущину». Это поэтическое поздравление с днем рождения, в котором Пушкин наделяет своего друга такими яркими эпитетами, как «любезный именинник», «сердечный друг». Здесь поэт говорит о том, что настоящим друзьям не нужен прием по этикету, какие-либо условности, ведь они и так знают, как относятся друг к другу.

Стили и жанры

Свои сочинения Пушкин писал в самых разных жанрах и классах: среди них можно найти поэмы, оды, элегии, романсы. Многие из его первых стихов о дружбе выпускались в форме послания — личного обращения или письма, адресованного конкретному человеку. Среди адресатов были его коллеги-поэты, учителя, друзья. Целью послания было не только донести мысль или просьбу, но и выразить добрую волю, обрести союзника и единомышленника.

Любовь Пушкина к этому жанру во многом обусловлена тем, что он давал ему небывалую свободу самовыражения. Он не сковывал поэта литературными канонами, влияниями и традициями, позволяя выражать мысли и чувства наиболее удобным для себя путём. Кроме того, этот жанр был одним из наиболее лирических — в нём поэт раскрывал наиболее глубокие и скрытые позывы своей души, на равных «разговаривая» с читателем, которому были посвящены написанные стихи.

Поздняя «дружеская» поэзия

Одним из самых ярких произведений о дружбе, написанных в 30-х годах, стало «Чем чаще празднует лицей». Основанием для создания произведения послужил ряд причин. Во-первых, годовщина Царскосельского лицея, о которой Пушкин не мог забыть. Во-вторых, к этому времени самые верные и преданные его друзья Пущин и Кюхельбеккер находились в ссылке, в Сибири. А еще один товарищ уже умер — Дельвиг. Именно поэтому строки стихотворения наполнены глубокой печалью и тоской по минувшим дням.

Уже в 1836 году Александр Сергеевич напишет еще один стих, посвященный годовщине лицея — «Была пора». Тема дружбы в лирике Пушкина заиграла другими красками, стала более масштабной. Это своеобразный поэтический итог, объединяющий в себе мотивы всех произведений, посвященных товариществу. Лейтмотивом проходит фраза «Вы помните…», которая говорит о том, что поэт не забыл ни одного прекрасного мгновения, проведенного со своими лицейскими товарищами, и что он надеется на те же чувства в их сердцах. Но здесь звучит не только обращение к друзьям, произведение выходит на более масштабный уровень. Товарищество здесь — это связь между представителями одного поколения, которые пережили вместе много невзгод, иторических потрясений, но при этом в душе своей хранят воспоминания о «празднике молодом», о днях веселья и вольности.

Трактовка темы поэтом

Для гениального поэта темы дружбы и любви были ключевыми во всём его творчестве и жизни. Он называл эти чувства своей «отрадной звездой», а группу друзей считал «святым братством» единомышленников. Проведя анализ произведений писателя, можно легко понять, что товарищеские и партнёрские отношения были для него одной из важнейших жизненных ценностей. Они помогали ему преодолеть самые тёмные моменты жизни и вдохновляли на свершения в лучшие времена.

Некоторые стихи Пушкина касаются тематики дружбы мимоходом, в то время как в других она цельно раскрывается. Основными мотивами его произведений являются:

  • Жертвенность и самоотверженность. По мнению поэта, главное в дружбе — это готовность отдавать больше, чем получаешь, поддерживать друзей в любые времена и сохранять верность вне зависимости от обстоятельств.
  • Вечность нерушимых связей. Лирику Пушкина насквозь пронизывает желание навечно остаться со своими лицейскими друзьями — он считает, что их узы не способно разрушить ни время, ни расстояние. Тематика того, что дружба — это больше, чем просто беззаботные и весёлые дни и по-настоящему проверяется в моменты горечи и тягот, также рассматривается нескольких произведениях.
  • Ценность дружбы и братства. Пушкин верил, что иметь настоящих товарищей — одна из высших радостей жизни. Ни один из поэтов-современников не воспевал их так, как Александр Сергеевич. Он считал жизнь без дружбы неполноценной, а человека без друзей — неспособным к созданию и великим свершениям.
  • Отсутствие идеализации. Настоящий друг видит в товарище недостатки и помогает ему бороться с ними. Ссоры неизбежны, но временны и быстро разрешаются.

Большинство стихотворений Пушкина о дружбе происходят из его собственной биографии. Многие из работ он посвятил настоящим товарищам, среди которых И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, К. Н. Батюшков, П. Я. Чаадаев. Образы друзей поэта легко узнать в его лирических героях и второстепенных персонажах.

Прочитав стихи в хронологическом порядке, можно легко проследить личностный и духовный рост писателя через его взаимоотношения с друзьями.

Тема любви в лирике Пушкина

Дружеская и любовная лирика составляют основу пушкинского творческого наследия. Для поэта любовь — это светлое чувство, приносящее радость. Причем неважно было, взаимны ли чувства. Главное — это восторг влюбленной души, трепет сердца. В пример можно привести два наиболее известных стихотворения Пушкина о любви: «К***» и «Я вас любил». Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновение») посвящено Анне Керн. В данном тексте любовь является синонимами слов «вдохновение», «жизнь», «слезы». Слезы, которые вновь становятся возможными для лирического героя — это не печаль и не грусть, это признак жизни, признак того, что человек умеет чувствовать, умеет любить, а следовательно, он умеет творить.

«Я вас любил» — пример лирического стихотворения, темой которого ялвяется безотвеная любовь. Всего в несколько строк Пушкин смог уместить огромные чувства. Любовь, о которой автор говорит в прошедшем времени, совершенно очевидно, живет в нем и сейчас. Но он настолько деликатен, что никогда не скажет об этом своей избраннице, чтобы не тревожить и не огорчать ее. Великое, самоотверженное чувство изображено поэтом. Это не ревностная, собственническая любовь, а та, что дарит свободу, для которой главное, чтобы ее объект был счастлив: «как дай вам Бог любимой быть другим».

Пожалуй, ни одному из поэтов не удалось так мощно изобразить животворящую силу любви. Так, Лермонтов, продолжатель дела Пушкина, видел в ней только горечь и страдание. То же можно сказать и о Тютчеве, для которого любовь — это неравная борьба двух сердец, это смертный приговор, вынесенный обоим влюбленным.

Период взросления

Избавление поэта от наивных иллюзий и переход ко взрослой жизни хорошо виден в его известном стихотворении «К Чаадаеву», написанному через год после выпуска из лицея. Крах былых надежд особенно хорошо передаётся в этих коротких строках:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

Но Пушкин не теряет веры в дружбу. Наивные мечты рушатся, но на смену им приходит более трезвый, широкий и ответственный взгляд на мир вместе с желанием изменить его к лучшему. Следующие стихотворения Александра Сергеевича обращаются не только к его персональным товарищам, но и ко всей российской молодёжи — он считает способность людей сохранить единство в трудные времена одной из форм братства в совместно прожитой жизни.

Для молодого Пушкина дружба становится третьим элементом счастья вместе с любовью и свободой. В глазах молодого поэта все они тесно взаимосвязаны. Товарищеское общение, необременённое политическими и гражданскими темами, становится для него фундаментом личной свободы.

В период ссылки лирика писателя смещается в сторону романтики. Мотивы дружбы в его произведениях того времени редкие и довольно своеобразные — поэт больше не ищет утешения у друзей и мирится со своим прошлым. Примером этого служит прощальное стихотворение «К морю», в котором новыми товарищами поэта становятся волны и горы.

Позже романтическое рвение Пушкина стихает, сменяясь покоем и желание найти душевную гармонию. В этот период творец не забывает друзей и остаётся верен им, поддерживая их в трудные времена. Этого хорошо видно в стихотворении «Во глубине сибирских руд…» — оно игнорирует все политические события, оставляя только сочувствие и дружеское участие.

«19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Дружба № 1

19 октября 1811 года впервые распахнул свои двери Царскосельский Лицей. Александр Пушкин был в числе первых его выпускников. Этот курс всего из 29 человек оказался богат на личности, оставившие след в истории России. Вместе с Пушкиным здесь учились поэт Кюхельбекер, издатель Дельвиг, министр иностранных дел и вице-канцлер Горчаков, адмирал и полярный исследователь Матюшкин, декабрист Пущин, композитор Яковлев. По окончании Лицея выпускники постановили: каждый год 19 октября собираться вместе.

Эти ежегодные встречи стали доброй традицией. Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать на очередную встречу лицеистов. Но написал стихотворение «19 октября». которое было торжественно зачитано в кругу собравшихся друзей.

Произведение представляет собой дружеское послание, но в нем встречаются фрагменты, которые можно сопоставить с одой и элегией. Композиционно «19 октября» состоит из двух частей: минорной и мажорной.

Во многих стихотворениях Пушкина человеческие чувства гармонично связаны с временами года. «19 октября» – не исключение. Оно начинается с грустного осеннего пейзажа, который подчеркивает печаль и одиночество автора. В холодный осенний день Пушкин с бокалом вина пытается силой воображения перенестись в веселый круг друзей.

Грусть поэта усиливается, поскольку он понимает, что не только сам не смог приехать на встречу. Пушкин вспоминает умершего в Италии Корсакова, а также Матюшкина, который в то время находился в кругосветной экспедиции. Вслед за этими размышлениями поэт воспевает дружбу, навсегда соединившую лицеистов в «священный союз». разрушить который никто не в состоянии.

Пушкин сообщает, что новые друзья оказались «ложными». Только лицейские однокашники рискнули посетить его в ссылке: Дельвиг, Пущин и Горчаков. Автор хотел бы увидеть еще Кюхельбекера, чтобы поговорить с ним на интересные темы.

Затем настроение Пушкина меняется. Он предсказывает, что через год обязательно приедет на встречу с друзьями и предлагает несколько тостов для будущей вечеринки. Поэт призывает радоваться, что «пока еще мы тут». и сожалеет о горькой участи последнего лицеиста, который будет праздновать этот день в одиночестве. Окончание стихотворения полностью противоположно его началу. Автор говорит, что провел этот день «без горя и забот» .

«19 октября» написано пятистопным ямбом со смешанной рифмовкой. Поэт использовал довольно сложные предложения с многочисленными однородными членами. Этим обусловлено большое количество эпитетов и сравнений. «Он, как душа, неразделим и вечен – неколебим, свободен и беспечен». – такую красивую характеристику дает Пушкин союзу лицеистов. Александр Сергеевич, согласно жанру стихотворения, часто использует обращения: «друзья мои». «несчастный друг». «мой брат родной по музе, по судьбам». «мой запоздалый друг» и прочие.

Эмоциональность произведения подчеркивают многочисленные восклицания. В стихотворении также много вопросов, особенно в третьей строфе: «Кто не пришел? Кого меж вами нет?». «Еще кого не досчитались вы?» Такая структура произведения приближает его к разговорной речи.

«19 октября» стало гимном настоящей дружбе. В жизни Пушкина друзья играли большую роль. Даже умирал поэт не в окружении родственников, а на руках друзей. Зародилась и окрепла эта дружба именно в стенах Лицея. Годы учебы в нем были особенными. В Лицее проявился талант юноши, здесь были заложены основы вольнодумства, которому Пушкин оставался верен всю жизнь. Без преувеличения можно сказать, что в Лицее сформировалась личность поэта. Отсюда все выпускники вынесли чувство чести и достоинства, научились любить отечество. Поэтому наряду с «лицейским братством» в стихотворении возносится хвала и самому учебному заведению. Поэт с уважением вспоминает наставников, хранивших «юность нашу». и даже царя за то, что тот основал Лицей.

Многие строки из этого замечательного стихотворения стали крылатыми: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». «Служенье муз не терпит суеты». «Пируйте же, пока еще мы тут!»

Богатство мыслей и чувств, музыкальность построения, особая теплота и одновременно философская глубина поставили «19 октября» в ряд настоящих шедевров русской литературы.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор")

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Дружба № 2

19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей. Лицеисты первого выпуска, к ко­торому принадлежал и Пушкин, через всю жизнь пронесли особый «лицейский дух» — дух уважения к личности, ее достоинству, дух чести и товарищества, дружбы и братства. Именно в Лицее поэт обрел настоящих друзей. Кроме того, Лицей стал для него настоящим домом, и там же произошло его посвящение в поэты. В связи со всем этим день открытия Лицея Пуш­кин неизменно отмечал стихотворениями, обращенными к друзьям юности (Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру). Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября. В те го­ды, когда Пушкин был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся свое приветствие. Одно из таких дружеских посланий и представляет собой «19 октября».

Жанр — дружеское послание.

Сюжет. Стихотворение открывается описанием осеннего пейзажа и сразу же возникает тема одиночества. Поэт с тоской вспоминает о своих товарищах, которые в этот день «пируют» «на бре­гах Невы», размышляет о том, «еще кого не досчитались» его лицейские друзья. В его воспоми­наниях друзья, которых он обрел в Царскосельском лицее, предстают как единственно надежные и верные, а сам Лицей — как «отечество», родной дом:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Затем поэт вспоминает о тех, кто не оставил опального поэта и в ссылке. Так, он пишет о посе­щении его в Михайловском Пущиным:

Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил.

Оканчивается стихотворение печальными размышлениями о том, что с каждым днем круг дру­зей редеет. Но поэт выражает надежду на то, что в следующем году он будет отмечать этот день вместе со всеми:

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

Центральная тема стихотворения «19 октября» — тема дружбы. Здесь Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотив­шей их в единую семью. Не случайно в одной из строф поэт подчеркивает, что истинных друзей он обрел именно в Лицее, «иные» же «друзья» глубоко разочаровали его:

Из края в край преследуем грозой,

Запутанный в сетях судьбы суровой,

Я с трепетом на лоно дружбы новой,

Устав, приник ласкающей главой.

С мольбой моей печальной и мятежной,

С доверчивой надеждой первых лет,

Друзьям иным душой предался нежной;

Но горек был небратский их привет.

Все послание согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «19 октября 1825 года»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Дружба № 3

Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея.
В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.
Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным:
. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его, лицея превратил.
Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, «братья родные по музе». Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд «пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный», и внёс бодрость в душу изгнанника.
Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».
Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своём одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего в Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы присоединяется тема любви к родине. Всё стихотворение — это гимн дружбе.
Такое большое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы.

53123 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Анализ стихотворения А.С.Пушкина «19 октября 1825 года»

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

«Дружба» А.Пушкин

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Дружба № 4

«Дружба» Александр Пушкин

Что дружба? Легкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор.

Анализ стихотворения Пушкина «Дружба»

Тема товарищества, заявленная автором со времен лицейской юности, получает двоякую трактовку в дальнейшем пушкинском творчестве. Наряду с классической формулировкой «Прекрасен наш союз!» возникает устойчивый вариант, обличающий коварство друзей. Подобная особенность объясняется влиянием лирики Байрона, проповедующей романтическое одиночество, а также перипетиями судьбы поэта, вынужденного отбывать две ссылки подряд.

К 1822 г. мотивы уныния и разочарования набирают полную силу. К числу «неверных даров молодости» причисляются дружба и любовь. Лирический субъект полагает, что подобный «мрачный опыт» дает право презирать общество и отдалиться от него. Свобода осмысливается как высший идеал и единственный достойный выход для «онемевшей» души романтика.

Тема предательства близкого товарища, подробная изображенная в «Коварности» 1824 г. отзывается в тексте миниатюры «Дружба», созданной в 1825 г. Герой, размышляющий над ситуацией, когда «святая власть» высокого чувства оказывается бессильной, приходит к неутешительному, уничижительному и горькому определению. В стихотворении перечислены четыре слагаемых дружбы, поданные в форме метафор. Они вскрывают неблаговидные, постыдные мотивы, подвигающие к товариществу: желание весело провести досуг в пирушках или беседах, погоня за покровительством и славой.

Эмоциональный накал осуждения, презрения возрастает к финалу. Знаковый ряд, насыщенный негативной семантикой, начинают слова «тщеславие» и «безделье», а завершает кульминационно звучащая лексема «позор». Если позаимствовать выражение из стихотворения «Коварность », «последним приговором» здесь заклеймен не ложный друг, а само понятие вечного чувства.

По глубине интонаций отчаяния и безысходности анализируемое произведение созвучно знаменитому «Свободы сеятель пустынный… », увидевшему свет за два года до появления «Дружбы».

Пессимистические и скептические настроения, связанные с предательством близких, укрепились и развились в лермонтовской лирике. В дальнейшем творчестве Пушкина тема двуликости дружбы получает юмористическое осмысление в романе «Евгений Онегин». Здесь рождается полушутливая покаянная формула «От делать нечего друзья» и появляется образ искреннего друга, с усердием воспроизводящего весь запас «презренной клеветы» на лучшего товарища в обществе «порядочных людей».

Тема дружбы в лирике Пушкина. Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина

January 30, 2015

Значительное место в творчестве А.С. Пушкина отведено теме дружбы. Лицейское товарищество - это то, что стало опорой для всей последующей жизни поэта. В самые трудные минуты своей жизни он обращался к своим друзям за поддержкой, пусть даже на расстоянии. Тема дружбы в лирике Пушкина особенно ярко звучит в произведениях, написанных в годы его обучения в лицее.

Лицейские друзья А.С. Пушкина

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина появляется еще в самых ранних стихах, написанных им во время обучения в Царскосельском лицее. Но и впоследствии поэт обращался к жанру лирического послания друзьям, которых очень ценил. Особые дружеские чувства Пушкин питал к своим однокурсникам И. Пущину, В. Кюхельбеккеру и А. Дельвигу. Однако, помимо товарищей, которых писатель встретил в лицее, он посвящал свои работы К. Батюшкову, П. Чаадаеву.

Особенности трактовки темы дружбы

Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина приобретали разную окраску в зависимости от периода написания стихотворения, объекта посвящения. Так, в стихах гениального поэта мы можем найти лишь упоминание о приятельстве, поддержке. В некоторых же работах дружеские отношения достигают огромных масштабов и развертываются в самоотверженность, жертвенность, чувство братства и неразделимого единства. Большая часть лицейской лирики поэта посвящена теме дружбы. Ведь Пушкин действительно любил мечтательного Дельвига, порой смешного Кюхельбеккера, решительного А. Чаадаева и других своих сверстников. Верность своим друзьям он пронес через всю жизнь и был благодарен за то, что и они не отвернулись от него, несмотря ни на какие невзгоды. Этим Пушкин отличается от других поэтов 19 века. Товарищество не так воспевалось, как любовь, оно не было ни у кого столь поэтизировано, как у Пушкина.

Первые опыты. Послание "К Батюшкову"

Это стихотворение было написано в 1814 году и считается одним из первых опытов в области дружеской лирики. Здесь поэт обращается к своему другу Батюшкову прежде всего как к поэту, он дает ему советы относительно творчества. Главное - не забывать лиру даже ради любви. Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина всегда едина и неразрывна. Но здесь лирический герой превыше всего ставит верность своему творчеству.

"Послание к Галичу"

Галич был не только другом, но еще и преподавателем. Уже в этом стихотворении отчетливо звучит отношение Пушкина к дружбе, точнее, он дает ее определение. Дружба - это не "обмен тщеславья и веселья", не просто беззаботное времяпрепровождение, это единство помыслов, это благородство, это стремление совершенствовать друг друга, а не потакать мелочным чувствам и недостаткам другого человека.

Мотив верности

Тема дружбы в лирике Пушкина тесно связана с мотивом верности и дружеского долга. Особенно ярко он проявился в стихотворении "Разлука". Вообще, даное произведение ознаменовало переход от веселой беззаботности Пушкина-лицеиста к более серьезной, взрослой лирике. Здесь литератор дает клятву в верности святому братству, которая не выглядит преувеличением. Стихотворение посвящено другу Кюхельбеккеру.

Это стихотворение было написано Пушкиным во время его ссылки в Михайловском. Поэт был в одиночестве, он не имел связи с внешним миром, единственным развлечением оставались чтение и поэзия. И вот однажды к нему в гости приехал Пущин. Александр Сергеевич был несказанно рад его приезду, растроган. И впоследствии создал величайшее стихотворение о верной и преданной дружбе. Нужно было быть по-настоящему смелым и самоотверженным другом, чтобы в открытую написать такое послание декабристу. В произведении Пушкин вспоминает о приезде Пущина к нему в Михайловское (1825 год). Вторая строфа - это мольба поэта о том, чтобы и его голос также помог другу, находящемуся на пожизненной каторге, как когда-то пущинский приезд помог ему.

Пущину было посвящено много стихотворений. Одно из наиболее красивых так и названо - "К Пущину". Это поэтическое поздравление с днем рождения, в котором Пушкин наделяет своего друга такими яркими эпитетами, как "любезный именинник", "сердечный друг". Здесь поэт говорит о том, что настоящим друзьям не нужен прием по этикету, какие-либо условности, ведь они и так знают, как относятся друг к другу.

Поздняя "дружеская" поэзия

Одним из самых ярких произведений о дружбе, написанных в 30-х годах, стало "Чем чаще празднует лицей". Основанием для создания произведения послужил ряд причин. Во-первых, годовщина Царскосельского лицея, о которой Пушкин не мог забыть. Во-вторых, к этому времени самые верные и преданные его друзья Пущин и Кюхельбеккер находились в ссылке, в Сибири. А еще один товарищ уже умер - Дельвиг. Именно поэтому строки стихотворения наполнены глубокой печалью и тоской по минувшим дням.

Уже в 1836 году Александр Сергеевич напишет еще один стих, посвященный годовщине лицея - "Была пора". Тема дружбы в лирике Пушкина заиграла другими красками, стала более масштабной. Это своеобразный поэтический итог, объединяющий в себе мотивы всех произведений, посвященных товариществу. Лейтмотивом проходит фраза "Вы помните. ", которая говорит о том, что поэт не забыл ни одного прекрасного мгновения, проведенного со своими лицейскими товарищами, и что он надеется на те же чувства в их сердцах. Но здесь звучит не только обращение к друзьям, произведение выходит на более масштабный уровень. Товарищество здесь - это связь между представителями одного поколения, которые пережили вместе много невзгод, иторических потрясений, но при этом в душе своей хранят воспоминания о "празднике молодом", о днях веселья и вольности.

Тема любви в лирике Пушкина

Дружеская и любовная лирика составляют основу пушкинского творческого наследия. Для поэта любовь - это светлое чувство, приносящее радость. Причем неважно было, взаимны ли чувства. Главное - это восторг влюбленной души, трепет сердца. В пример можно привести два наиболее известных стихотворения Пушкина о любви: "К***" и "Я вас любил". Стихотворение "К***" ("Я помню чудное мгновение") посвящено Анне Керн. В данном тексте любовь является синонимами слов "вдохновение", "жизнь", "слезы". Слезы, которые вновь становятся возможными для лирического героя - это не печаль и не грусть, это признак жизни, признак того, что человек умеет чувствовать, умеет любить, а следовательно, он умеет творить.

"Я вас любил" - пример лирического стихотворения, темой которого ялвяется безотвеная любовь. Всего в несколько строк Пушкин смог уместить огромные чувства. Любовь, о которой автор говорит в прошедшем времени, совершенно очевидно, живет в нем и сейчас. Но он настолько деликатен, что никогда не скажет об этом своей избраннице, чтобы не тревожить и не огорчать ее. Великое, самоотверженное чувство изображено поэтом. Это не ревностная, собственническая любовь, а та, что дарит свободу, для которой главное, чтобы ее объект был счастлив: "как дай вам Бог любимой быть другим".

Пожалуй, ни одному из поэтов не удалось так мощно изобразить животворящую силу любви. Так, Лермонтов, продолжатель дела Пушкина, видел в ней только горечь и страдание. То же можно сказать и о Тютчеве, для которого любовь - это неравная борьба двух сердец, это смертный приговор, вынесенный обоим влюбленным.

Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина. Особенности трактовки (кратко)

1. Дружба для Пушкина - это способность человека видеть недостатки в товарище, бороться с ними.

2. Настоящая дружба вечна, она не может прекратиться из-за каких-либо внешних обстоятельств.

3. Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина - это источник вдохновения.

4. Любовь не может быть несчастной, даже если она безответна. Любовь - луч света в душе человека.

5. Без чувств человек не может жить полноценно, не может ничего создавать.

Таким образом, тема дружбы в лирике Пушкина является одной из основных, она неразрывно связана с любовью, преданностью, а также служением идеалам и отчизне.

Послушать стихотворение Пушкина Дружба

Темы соседних сочинений

План анализа

Однажды поэт не смог посетить встречу лицеистов, так и было создано стихотворение «19 октября» (Пушкин). Анализ этого произведения намного легче будет писать, имея перед глазами краткий план:

  1. Особенности содержания. В этом пункте необходимо написать все, что касается стихотворения и его автора. То есть указать: когда, где и кем был написан стих. В каком жанре, какая его тема, идея, основная мысль. Немаловажно обратить внимание на эмоциональный фон и лирического героя.
  2. Форма. В этот пункт стоит отнести все, что касается стилистики, рифмы и ритма.
  3. Система образов. Немаловажным фактором является характеристика и «расшифровка» образов. К примеру, если говорить о Пушкине, тогда в его стихотворении хмурый осенний день олицетворяет грусть, и в то же время радость встречи.

Это основные моменты, на которые стоит обратить внимание, проводя анализ стиха «19 октября» (Пушкин).

19 октября пушкин анализ

Пушкинская лирика

Каждое стихотворение поэта – это шедевр. И каждый его шедевр - это уникальные, сложнейшие соединения, в которых все имеет значение: от описания погоды до прощального слова автора. Очень часто в его стихах описание окружающей среды соответствует душевному состоянию главного героя. Каждое его произведение хранит в себе ключевые образы, за которыми скрывается определенный контекст. «Дружба», «преданность», «жизнь», «смерть», «любовь», «свобода» - не только эти, но множество других слов в стихах поэта обладают разными красками и значениями. В стихотворениях Пушкина сложно определить одну тему, так как произведения представляют собой симбиоз из нескольких основных идей. В этом отношении стихотворение «19 октября» (Пушкин), анализ которого будет приведен ниже, отличается. Здесь ярко выражена тема давней, верной дружбы и еще несколько сопутствующих ей подтем.

Как все начиналось?

Анализ стихотворения «19 октября» (Пушкин) по плану лучше начинать с исторических сведений. В частности, с информации о первопричине появления произведения.

Как известно из биографии поэта, в 1811 году (19.10) открыли Царскосельский лицей, в котором учился Пушкин. На его курсе училось еще 28 человек, и это был первый выпуск академии. Среди выпускников были личности, что оказали весомое влияние на развитие культуры и науки в стране. Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Матюшкин, Горчаков, Яковлев – эти фамилии вписаны в страницы истории.

пушкин 19 октября 1825 анализ

По окончании учебного заведения все выпускники сговорились о ежегодных встречах в день открытия лицея, а именно 19 октября. Никто не изменял этой традиции, однако обстоятельства бывают разными, и ряды выпускников постепенно начали редеть. В тот осенний день 1825 года не смог почтить товарищей своим присутствием и Пушкин, так как находился в ссылке. Он горестно вздыхал о своем несчастье и сочинил стих с многозначительным названием «19 октября» как оду дружбе и дань традиции.

Содержание

Рассматривая стихотворение «19 октября» (Пушкин), анализ по плану можно начинать с краткого пересказа произведения (специально для тех, кто не удосужился прочитать). Как уже было сказано, человеческие чувства в пушкинской лирике неизменно связаны с временем года.

Произведение начинается описанием унылого осеннего пейзажа, что отлично подчеркивает грусть, тоску и одиночество автора, который пытается мысленно перенестись с бокалом вина в компанию своих школьных друзей. Его грусть становится все сильнее, когда он вспоминает и тех, кто умер, так и не дождавшись этой встречи, и тех, кто находится на другом конце земли. Но тут же автор воспевает священную дружбу, навсегда соединившую школьных друзей, которую ничто не в состоянии разрушить.

Пушкин вспоминает о том, что его новые «други» оказались «ненастоящими». И лишь старые однокашники всегда оставались «на связи» и посещали его по мере возможности. Далее его настроение озаряется безмерной надеждой, он обещает-предсказывает, что спустя год встретится со своими друзьями. В заключении поэт закликает радоваться, пока все находятся вместе, и в то же время грустит об участи, которая постигнет последнего оставшегося в живых лицеиста.

19 октября пушкин анализ по плану

Дань дружбе

«19 октября» (1825, Пушкин) - стих, анализ которого должен включать общий лирический фон, представляющий собой дань школьной дружбе. «Мои товарищи, прекрасен наш союз!» В этом восклицательном предложении сосредоточено все: и преданность своим словам, и верность друзьям, и душевная близость, что сохранилась на долгие годы. Общий тон произведения – это размышления об одиночестве. День, когда все друзья собрались вместе, он встречает один. Но он не рассказывает о своем одиночестве как о постоянном жизненном уставе, а как о временном явлении.

Пушкин верит в дружбу и товарищество, он уверен, что нет в жизни ничего ценнее друзей. И пускай стихотворение несет общий грустный характер, в нем нет места унынию, ведь здесь торжествует оптимистичное начало.

анализ стихотворения 19 октября пушкин по плану

Особенности формы

Итак, Александр Сергеевич Пушкин, «19 октября 1825». Анализ произведения следует продолжить описанием стилистики и определением основных форм. Здесь ярко прослеживается смешанная рифма пятистопных ямбов. В его стихотворении превалируют сложные и длинные предложения, в которых присутствуют однородные члены. Этот прием награждает произведение великим множеством эпитетов и сравнений.

Еще одна особенность стихотворения – обращения. В них слово «друг» является ключевым, а в зависимости от контекста «друг» превращается в слово «брат». Например, «брат по музе».

анализ стиха 19 октября пушкин

Душевно и просто

Эмоциональный фон автор подчеркнул восклицаниями и вопросительными предложениями. К примеру, можно вспомнить третью строфу: «Кто не явился? Меж нами нет кого?» Благодаря такому подходу речь автора превращается в простой разговор, душевность которого понятна и аристократу, и крестьянину.

Стихотворение «19 октября» (Пушкин), анализ которого не более чем гимн дружбе, легко написать. Ведь у каждого есть что сказать по этому поводу.

Для Пушкина его друзья были всем. Даже умирал он у них на руках, а не в обществе своих родственников. Крепкая дружба родилась и окрепла в стенах учебного заведения, и годы, проведенные здесь, были чем-то особенным и запоминающимся. Именно тут начал проявляться талант поэта, здесь его научили свободно мыслить и находить собственные ответы.

19 октября пушкин стих анализ

Красивые стихи о дружбе и про друзей

Мои друзья, они со мною,
Всегда — и радости,  беде.
И в горе страшном за спиною,
И будут помогать везде.

Друг — это тот кто не оставит,
Протянет руку в час лихой.
Когда тоска на сердце давит,
Он будет и тогда с тобой.

Друг — это тот, который будет
Вести тебя за руку сам.
И даже, если бросят люди,
Друг будет рядом, здесь, и там.

С друзьями мы не одиноки,
Ведь друг дороже серебра.
И даже, если жизнь жестока,
Друзья — источники добра.

***

Как хорошо когда есть друг,
Всегда он рядом будет,
В час радости, и в миг недуг,
С ним горе всё забудешь,

Твой друг, как лучик впереди,
Источник он в пустыни,
И если на душе дожди,
И тучи в небе синем.

Друг — он всегда к тебе придёт,
Он тот, кто не оставит,
За руку он тебя ведёт,
Идти тебя заставит.

Цени друзей, не забывай,
Прощай им все ошибки,
Они тебе ответят, знай,
Любовью и улыбкой!

Автор — Дмитрий Веремчук

***

Стих о дружбе до слез

Друзей найти, бывает сложно,
Но очень просто потерять.
С друзьями надо осторожно,
Ценить, любить, и уважать.

Ведь друг, он сам тебя находит,
Его за деньги не купить.
Когда не ждёшь, к тебе приходит,
Чтоб дружбу верную дарить.

Друг верен, в горе не бросает,
С тобой идёт, ведёт тебя.
На все вопросы отвечает,
Твое внимание ценя.

Мы друга часто забываем,
Он тоже нашу помощь ждёт.
А вдруг  случится, потеряем,
То кто тогда его вернёт?

Друзей найти, бывает сложно,
Найдешь – не упускай, держи
Ведь в этой жизни всё возможно,
Цени его, и дорожи…

Автор — Дмитрий Веремчук

***

А разве друга надо звать? Очень красивый стих о настоящей дружбе

А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?

Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг…

Виктория Ватулко 

***

О дружбе — стих поздравление лучшему другу

Кто сказал, что друг в беде бросает,
или раненного на погибель обрекает,
или девушку внезапно уведёт,
или счастье подло украдёт?

Друг — он навсегда или навек!
Друг — он преданный, достойный человек.
Настоящий друг не предаёт друзей
и не променяет дружбу на компанию князей.

Для товарища хороший друг — и царь, и князь,
и не бросит он добро и веру в грязь.
Друг мой верный, словно брат родной,
будь всегда успешен, дорогой.

Буду рядом и всегда я помогу,
не предам коварному врагу.
Миллион и корка хлеба пополам.
Для тебя я всё достану и отдам.

Дружба верная — она, как клад.
Я нашёл сокровище и очень рад.
Я за друга каждый день молюсь,
за него и за родных его боюсь.

Поднимайте за друзей бокал,
чтобы каждый человек о дружбе вашей знал.

***

Позитивный стишок о дружбе

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

Энтин Юрий

***

Позитивный стишок о дружбе

Дружба — это дар

Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.

Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.

Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.

Юлия Белоусова

***

Лучший стих о дружбе

Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба — это ценный дар!

***

Анализ стихотворения Пушкина «Жених»

Александр Пушкин вырос на народных сказках и преданиях, за что искренне было благодарен своей няне Арине Родионовне. Именно она привила поэту любовь к народном творчеству и подсказала огромное количество сюжетов для произведений, которые впоследствии стали классикой русской литературы.

После окончания лицея Пушкин очень редко бывал в родовом поместье Михайловское, где прошло его детство. Здесь по-прежнему жила Арина Родионовна, которая обожала своего воспитанника и считала его собственным сыном. Пушкин относился к этой мудрой женщине с особой любовью, и нередко именно она становилась первой слушательницей его новых произведений и первым их критиком.

В 1824 году после нескольких лет южной ссылки поэт был заключен под так называемый домашний арест и отправлен в Михайловское, где ему предстояло прожить почти два года вдали от друзей и светских развлечений. Скрашивала его одиночество любимая няня, которая по-прежнему потчевала поэта народными преданиями. Одно из них легло в основу знаменитого стихотворения-баллады «жених, увидевшего свет в 1825 году.

Речь в нем идет о молодой девушке Наташе, которая на три дня пропала из дома, но на все вопросы родителей отвечал слезами или же упорным молчанием. Впрочем, скоро этот случай позабылся, и девушка «стала, как была, опять румяна, весела». Жизнь вошла в привычное русло, но однажды мимо купеческого дома проезжал статный юноша, и Наташа, увидев его, бросилась в дом, ища спасения у родителей. Впрочем, и на этот раз она не открыла своей тайны. А на следующий день в дом к красавице пожаловали сваты, и отец благословил девушку на брак с добрым молодцем, которому накануне приглянулась Наталья. Она не стала противиться родительской воле, хотя и вела себя достаточно странно, то плача, то хохоча.

У любой притчи или же баллады есть своя мораль. В этом произведении все тайное становится явным на свадебном пиру, когда перед собравшимися гостями Наташа рассказывает свой удивительный сон о том, как попала она в лесную избушку, богато обставленную, куда вскоре пожаловали 12 удалых молодцев. С ними была девушка-красавица, с которой гости жестоко расправились. Одним из убийц был жених Натальи, который взял себе на память колечко жертвы. И именно в этом она публично его уличает, тем самым, воплощая в жизнь свой замысел наказать человека, который готов погубить ее жизнь взамен на обретение богатства.

Жених

Три дня купеческая дочь Наташа пропадала; Она на двор на третью ночь Без памяти вбежала. Вопросами отец и мать К Наташе стали приступать. Наташа их не слышит, Дрожит и еле дышит.

Тужила мать, тужил отец, И долго приступали, И отступились наконец, А тайны не узнали. Наташа стала, как была, Опять румяна, весела, Опять пошла с сестрами Сидеть за воротами.

Раз у тесовых у ворот, С подружками своими, Сидела девица и вот Промчалась перед ними Лихая тройка с молодцом. Конями, крытыми ковром, В санях он стоя правит И гонит всех, и давит.

Он, поровнявшись, поглядел, Наташа поглядела, Он вихрем мимо пролетел, Наташа помертвела. Стремглав домой она бежит. «Он! он! узнала! — говорит, — Он, точно он! держите, Друзья мои, спасите!»

Печально слушает семья, Качая головою; Отец ей: «Милая моя, Откройся предо мною. Обидел кто тебя, скажи, Хоть только след нам укажи». Наташа плачет снова. И более ни слова.

Наутро сваха к ним на двор Нежданая приходит. Наташу хвалит, разговор С отцом её заводит: «У вас товар, у нас купец; Собою парень молодец, И статный, и проворный, Не вздорный, не зазорный.

Богат, умён, ни перед кем Не кланяется в пояс, А как боярин между тем Живёт, не беспокоясь: А подарит невесте вдруг И лисью шубу, и жемчуг, И перстни золотые, И платья парчевые.

Катаясь, видел он вчера Её за воротами; Не по рукам ли, да с двора, Да в церковь с образами?» Она сидит за пирогом, Да речь ведет обиняком, А бедная невеста Себе не видит места.

«Согласен, — говорит отец; — Ступай благополучно, Моя Наташа, под венец: Одной в светелке скучно. Не век девицей вековать, Не всё косатке распевать, Пора гнездо устроить, Чтоб детушек покоить».

Наташа к стенке уперлась И слово молвить хочет — Вдруг зарыдала, затряслась, И плачет и хохочет. В смятеньи сваха к ней бежит, Водой студеною поит И льёт остаток чаши На голову Наташи.

Крушится, охает семья. Опомнилась Наташа И говорит: «Послушна я, Святая воля ваша. Зовите жениха на пир, Пеките хлебы на весь мир, На славу мёд варите, Да суд на пир зовите».

«Изволь, Наташа, ангел мой! Готов тебе в забаву Я жизнь отдать!» — И пир горой; Пекут, варят на славу. Вот гости честные нашли, За стол невесту повели; Поют подружки, плачут, А вот и сани скачут.

Вот и жених — и все за стол. Звенят, гремят стаканы, Заздравный ковш кругом пошел; Всё шумно, гости пьяны.

«А что же, милые друзья, Невеста красная моя Не пьёт, не ест, не служит: О чём невеста тужит?»

Невеста жениху в ответ: «Откроюсь на удачу. Душе моей покоя нет, И день, и ночь я плачу. Недобрый сон меня крушит». Отец ей: «Что ж твой сон гласит? Скажи нам, что такое, Дитя моё родное?»

«Мне снилось, — говорит она, — Зашла я в лес дремучий, И было поздно; чуть луна Светила из-за тучи; С тропинки сбилась я: в глуши Не слышно было ни души, И сосны лишь да ели Вершинами шумели.

И вдруг, как будто наяву, Изба передо мною. Я к ней, стучу — молчат. Зову — Ответа нет; с мольбою Дверь отворила я. Вхожу — В избе свеча горит; гляжу — Везде сребро да злато, Всё светло и богато».

«А чем же худ, скажи, твой сон? Знать жить тебе богато».

«Постой, сударь, не кончен он. На серебро, на злато, На сукна, коврики, парчу, На новгородскую камчу Я молча любовалась И диву дивовалась.

Вдруг слышу крик и конский топ. Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп, И спряталась за печку. Вот слышу много голосов. Взошли двенадцать молодцов, И с ними голубица Красавица-девица.

Взошли толпой, не поклонясь, Икон не замечая; За стол садятся, не молясь И шапок не снимая. На первом месте брат большой, По праву руку брат меньшой, По леву голубица Красавица-девица.

Крик, хохот, песни, шум и звон, Разгульное похмелье. »

«А чем же худ, скажи, твой сон? Вещает он веселье».

«Постой, сударь, не кончен он. Идет похмелье, гром и звон, Пир весело бушует, Лишь девица горюёт.

Сидит, молчит, ни ест, ни пьёт И током слёзы точит, А старший брат свой нож берёт, Присвистывая точит; Глядит на девицу-красу, И вдруг хватает за косу, Злодей девицу губит, Ей праву руку рубит».

«Ну, это, — говорит жених,— Прямая небылица! Но не тужи, твой сон не лих, Поверь, душа-девица». Она глядит ему в лицо. «А это с чьей руки кольцо?» Вдруг молвила невеста, И все привстали с места.

Кольцо катится и звенит, Жених дрожит бледнея; Смутились гости. — Суд гласит: «Держи, вязать злодея!» Злодей окован, обличён, И скоро смертию казнён. Прославилась Наташа! И вся тут песня наша.