Стих пушкина написанное под впечатлением от расправы над декабристами

История создания

Стихотворение было написан поэтом во время его пребывания в Петербурге весной 1828 года. В следующем году творение опубликовывается в печати. Работа над произведением была для Пушкина непростой. Первоначальный вариант состоял из 36 строк, в готовом стихотворении их осталось лишь 16. Было изменено и название. Изначально предусматривалось два варианта — «Бдение» и «Бессонница».

В итоге поэт назвал — «Воспоминание». Необычность стихотворения в том, что оно не характерно для пушкинской лирики. Большая часть творений поэта несет в себе светлые и легкие образы, а на этот раз произведение получилось мрачным. То, каким настроением проникнуто стихотворение, объясняется произошедшими реальными событиями.

Пушкин создал «Воспоминание», находясь под впечатлением от казни декабристов. Это было его посвящение погибшим друзьям.

Жанр и композиция

Большинство литературоведов относят стихотворение к лирическому жанру. На это указывают особенности восприятия главным героем всего происходящего. Лирика автора в этом случае имеет философский уклон. Поэт рассказывает о своих размышлениях во время бессонницы. Пушкина переполняют эмоции, он:

  • жалуется;
  • трепещет;
  • проклинает;
  • предается воспоминаниям;
  • мучается угрызениями совести.

Однако в итоговом варианте стихотворение остается незаконченным, что свидетельствует в пользу реализма. В целом можно сказать, что произведение написано в жанре философской лирики.

Автор использует очень интересную стихотворную композицию, излагая всю суть в одном длинном предложении. Пушкиным используется перекрестная рифмовка с чередованием шестистопного и четырехстопного ямба. Применение этих инструментов придает стихотворению торжественность, основательность и одновременно живость.

Анализ стихотворения

Синтаксический анализ указывает на использование такого приема, как многосоюзие (множественные повторы союза «и»):

И, с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу, и проклинаю,

И горько жалуюсь,

и горько слезы лью, —

Но строк печальных не смываю.

С помощью этого средства выразительности «воспоминаньем упоенный» автор добивается эффекта нарастающей эмоциональной напряженности. Этому же способствует и применение ряда однородных глаголов в последних строках стихотворения, чередование мужской и женской рифмы. Заострить поэтическую мысль и точнее передать настроение Пушкину позволяют эпитеты и метафоры:

  • «ночное бездействие»;
  • «томительно бдение»;
  • «полупрозрачная тень»;
  • «тяжкие думы»;
  • «мечты кипят»;
  • «умолкнет день»;
  • «часы влачатся».

Архаизмы создают атмосферу торжественности, подчеркивают связь с прошлым. Анализ «Воспоминания» Пушкина показывает, что в стихотворении преобладает лексическая группа слов, выражающих сильные отрицательные эмоции. Отбросив 20 строк, написанных вначале, поэт сделал творение более обобщенным, что свойственно философской лирике.

Настроение перекликается с более ранним произведением поэта — «Возрождение». Здесь также звучит тема душевных метаний. К молодому Пушкину приходит осознание, что возродить душу можно, лишь очистив ее покаянием.

«Воспоминание» анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Воспоминание» написано 19 мая 1828 года в Петербурге и напечатано в альманахе «Северные цветы» 1829 года.
В черновом варианте стихотворение было длиннее более чем в два раза. Из 36 строчек Пушкин оставил только первые 16. В таком виде стихотворение оказалось даже более целостным, чем в первоначальном варианте.

Первые названия — «Бессонница», «Бдение».

Отброшенная часть конкретизирует воспоминания лирического героя. Ему приходит на ум только плохое: измены, обиды, клевета, зависть.

В этот период жизни Пушкин разочарован и подавлен.

Расправа с декабристами и политическая реакция угнетают поэта.

Литературное направление, жанр

Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой — романтик. Ночь для романтика — время философских рассуждений.

Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.

Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует

скорее в пользу реализма. В отвергнутой автором части не хватает кульминации. Романтический герой все переживания сводит к романтическим любовным историям и смерти возлюбленных, к тайнам «счастия и гроба».

Лирический герой Пушкина, хоть и угнетен, но не сломлен: «Но строк печальных не смываю». Он принимает прошлое, переживает воспоминания, но не погружается в них с головой. То, что Пушкин не напечатал конец стихотворения, говорит о позиции реалиста.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Все стихотворение — это только одно предложение с разными видами связи. Может быть, потому Пушкин и отверг его конец, что стихотворение, по замыслу автора, должно было читаться на едином дыхании.

Первая строфа описывает время действия и начинается словом «когда». Но она указывает и на место действия. «Полупрозрачная тень ночи» — это белые петербургские ночи.

Последняя строчка кульминационная. Лирический герой не может или не хочет освободиться от горестного прошлого, мешающего ему в настоящем. Дальнейшая конкретизация воспоминаний снижала бы поэтическое напряжение.

Тема стихотворения — тяготящие человека тяжелые воспоминания. Основная мысль в невозможности избавиться от мрачных воспоминаний. Они предначертаны судьбой, неизбежны.

Человек, охваченный ими, подобен древнегреческому герою, зависящему от воли судьбы, которой можно только подчиниться и нельзя противиться.

Размер и рифмовка

В стихотворении чередуются шестистопный и четырехстопный ямб. Такое чередование делает речь тяжеловесной и торжественной. Это ощущение усиливается пиррихиями.

Мужская рифма в длинных строчках чередуется с женской в коротких. Рифмовка перекрестная.

Тропы и образы

Высокий стиль создается старославянизмами стогны града, влачатся, бденье. Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.

С первой строчки стихотворение отсылает читателя к античным образам. Смертный здесь кукла в руке судьбы, богов. Длинный свиток воспоминаний, разворачивающийся перед лирическим героем, — это и библейская книга жизни, в которой записаны все дела человека, и нити жизни, которые прядут мойры . Таким образом, в стихотворении, как и в русской культуре 19 века, соединяются библейские и античные образы.

В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток. Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции: угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слезы лить, печальные строки. Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.

Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день — немые стогны града, полупрозрачная ночи тень. Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых — глаголов, обозначающих душевную работу героя: трепещу, проклинаю, жалуюсь, слезы лью.

Трем строкам противопоставлена кульминационная последняя: но строк печальных не смываю.

Похожая лирика других авторов

Одноименные творения были и у других авторов русской литературы:

  1. Есенин. Его «Воспоминание» было посвящено деду по материнской линии. Автор написал его в юном возрасте. Главный герой произведения выражал тоску и сожаление об ушедших молодых годах. Стихотворение проникнуто страхом Есенина перед грядущей старостью, нежеланием встречи с нею.
  2. Жуковский. Автор написал свое «Воспоминание» в жанре стихотворной миниатюры. Лирика посвящена друзьям поэта, которых уже нет рядом. В малом объеме (всего одно четверостишие) Жуковский сумел выразить свою признательность «спутникам», веру в бессмертие души и верную дружбу.
  3. Гумилев. Поэт Серебряного века придавал большое значение стилистике и фонетике своих творений. «Воспоминание» входило в ранний сборник Гумилева. Уже на том этапе прослеживался трагизм тонов и образов, созданных автором. Используя метафоры, поэт сравнивает душу человека с птицей, совершающей дальний перелет.
  4. Рылеев. Элегия «Воспоминания» посвящена автором своей жене. Поэт сожалеет об ушедшей молодости и былой любви. Романтизм произведения подчеркивают живые образы природы, ставшей свидетельницей свиданий двух молодых людей.

Тема воспоминаний часто проявляется и в творчестве современных поэтов. Пережитые человеком сильные эмоции не уходят «в никуда». Люди, одаренные поэтическими способностями, «переплавляют» живущие в душе чувства в стихи.