Стих пушкина на волю птичку выпускаю при светлом

Стих пушкина на волю птичку выпускаю при светлом

Иеромонах Иов (Гумеров). О каком празднике говорится в стихотворении А.С. Пушкина «Птичка»? / Православие.Ru

Каков идейный смысл стихотворения А.С. Пушкина «Птичка»? О каком празднике говорится в нем?

В литературе встречается устойчивая ошибка: это небольшое произведение связывают с праздником Благовещения. Однако из письма А.С. Пушкина к Н.И. Гнедичу (1784 – 1833) мы узнаем другое: «13-го мая. Кишиневъ. Благодарю вас, любезный и почтенный, за то что вспомнили вы Бессарабскаго Пустынника. Он молчит, боясь надоедать тем, которых любит, но очень рад случаю поговорить с вами об чем бы то ни было […]. Знаете ли вы трогательный обычай рускаго мужика въ светлое Воскресеніе выпускать на волю птичку? вотъ вамъ стихи на это —

В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку отпускаю

На светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью: За чем на Бога мне роптать Когда хоть одному творенью

Могу я волю даровать?»

(Соб. соч. в 10-ти томах. Т. 10). Окончательный вариант, опубликованный в журнале «Литературные листки» (1823, № 2), претерпел небольшие изменения: выпускаю (вместо отпускаю), На светлом празднике (При светлом празднике), За что (вместо – За чем), Я мог свободу даровать (вместо – Могу я волю даровать).

Птичка

В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать.

Из приведенного письма видно, что светлым праздником весны в стихотворении названа святая Пасха. Стихотворение написано в 1823 г. Тогда Светлое Христово Воскресение праздновалось 22 апреля (по юлианскому календарю). Письмо к Н.И. Гнедичу было написано 13 мая, ровно через три недели. День этот был воскресный – 4-я неделя по Пасхе (О раслабленном).

Стихотворение «Птичка» проникнуто личными переживаниями. Поэт был в ссылке в Бессарабии (в чужбине). Неволя сильно томила его. На Руси на святой праздник Пасхи был древний христианский обычай: люди, располагавшие средствами, употребляли их на выкуп из тюрьмы попавших туда невинных должников. В обычае выпускать в день святой Пасхи на волю птиц поэт видит символическое выражение данной Богом человеку свободы творить дела милосердия, в том числе и освобождать людей из неволи.

11 апреля 2008 г.

pravoslavie.ru

Александр Пушкин - Птичка: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать, Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

Анализ стихотворения «Птичка» Пушкина

Стихотворение «Птичка» (1823 г.) было написано Пушкиным в Южной ссылке. Поэт послал его в письме к Н. И. Гнедичу, объяснив, что оно посвящено трогательному русскому народному обычаю выпускать на волю птиц в Светлое воскресенье.

Несмотря на миниатюрный размер и внешнюю незамысловатость Пушкин затрагивает в произведении серьезные темы. В первую очередь, он подчеркивает свою святую преданность заветам родины. Юг Российской империи в то время воспринимался как совершенно особый регион, не имеющий ничего общего с русскими землями. Даже в сознании обычных людей это была чужбина. Что уж говорить о романтически настроенном Пушкине, который находился там по принуждению. Даже чисто русское высшее общество на Юге невольно перенимало местные обычаи и нормы поведения. Выпустив птицу в Светлое воскресенье, лирический герой демонстративно подчеркивает, что не намерен подчиняться местным правилам. Такое поведение свидетельствует о горячем желании Пушкина как можно скорее вернуться на родину.

Во втором четверостишии просматривается скрытый упрек поэта в адрес царской власти. В один из главных христианских праздников Пушкин окончательно смирился перед Богом с неизбежным наказанием. Заглушив в своей душе справедливое негодование, он тем самым возвысился над своими «судьями». Вдобавок лирический герой совершает богоугодное дело — дарует свободу живому существу, над которым имеет власть. Пушкин не развивает эту тему, но вывод напрашивается сам собой. Почему же император не может даровать свободу такому же беззащитному перед ним изгнаннику? Выходит, что для царя христианские заветы добра и милосердия ничего не стоят.

В философском плане физическая неволя не страшна для человека, если свободна его душа. Лирический герой смог духовно очиститься. Ему намного легче переносить свое изгнание, ощущая чистоту перед Богом.

В широком смысле в произведении Пушкин размышляет о присущей каждому божьему творению от рождения свободе. Это право стоит выше человеческих законов и произвола властей. Поэтому свою ссылку поэт считает грубым нарушением божьей воли.

При публикации стихотворение «Птичка» сопровождалось припиской издательства о том, что оно посвящено еще одному православному обычаю — выкупу из тюрьмы невинно осужденных должников. В Светлое воскресенье некоторые русские помещики отпускали на волю часть крестьян. Эти милосердные поступки придают вес завуалированному упреку Пушкина.

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Александр Пушкин — Птичка на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

rustih.ru

Птичку на волю - Православный журнал "Фома"

Сначала я хотел написать про канареек. Затем подумал, что правильнее будет написать сначала про британских шахтеров. Ну, или, в крайнем случае – про русские печки. В конце концов, махнул рукой и решил начать прямо с Пушкина:

В чужбине свято наблюдаюРодной обычай старины:На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;За что на Бога мне роптать,Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

Эти знаменитые стихи Александр Сергеевич написал в 1823 году, находясь в своей южной ссылке. Что привлекло здесь мое внимание? А то, что, судя по словам поэта, обычая выпускать птиц на весенний церковный праздник в Молдавии тогда не было. Все известные мне попытки этнографов объяснить этот обычай, как правило, сводятся к некоему туманному символизму.

Хотя, конечно, сам символ – выпущенная на свободу птица – очень яркий, глубокий и трогательный. Но почему – именно весной? Почему не на Юге, а – именно в наших холодных широтах?

И здесь на выручку мне пришли как раз – британские шахтеры. Правда, птиц они на волю не выпускали. Наоборот – сажали в клетки и брали их с собой в мрачные глубины угольной шахты. Делалось это вовсе не для того, чтобы насладиться их пением во время своей нелегкой работы. Тем не менее, именно птичьи песенки играли главную роль в этой странной шахтерской истории.

Дело в том, что главный враг шахтера – рудничный газ, метан – не имеет цвета и запаха. Он накапливается в заброшенных штреках, пустотах горной породы, под сводами действующих выработок. Обнаружить его без специальных приборов – газоанализаторов – практически невозможно.

Когда количество метана в забое превышает критическую величину, все загазованное пространство превращается в аналог вакуумной бомбы. От малейшей искры происходит взрыв, несущий гибель находящимся под землей людям.

Поэтому британские шахтеры еще несколько столетий назад придумали, как использовать «природный газоанализатор» – обычную канарейку. Оказалось, что птицы очень чувствительны к загазованности. И пока они весело щебетали в своих клетках, это означало, что можно спокойно рубить уголь, газа в забое нет. Но как только канарейка умолкала, начинала вести себя беспокойно или вовсе падала без чувств, шахтеры тут же оставляли работу и срочно поднимались на поверхность.

weezul_gg

На протяжении нескольких веков британское горное законодательство в обязательном порядке предписывало держать в шахтах канареек для обнаружения газа. Трудно поверить, но птичек использовали в такой роли до 1986 года, а соответствующая статья оставалась в правилах безопасности для горных работ вплоть до 1995 года. Оказалось, что даже в наши дни люди все ещё не придумали прибора, так же тонко и быстро реагирующего на присутствие газа, как организм канарейки.

Самоотверженное служение этих маленьких певчих птиц спасло под землей тысячи человеческих жизней от неминуемой гибели. В сравнении с русским обычаем здесь наблюдается интересный смысловой перевертыш. Можно сказать, что британские канарейки столетиями выпускали на волю спасенных ими шахтеров.

Но что же с нашими птичками? Откуда взялся обычай выпускать их в середине весны?

Думаю, причина этому очень похожа на ту, которая заставляла шахтеров брать с собой канареек в забой. На Руси зимой певчих птиц держали дома в качестве индикатора угарного газа – такого же страшного и невидимого убийцы, как метан в забое. Жилье раньше отапливали печками, как в деревне, так и в городе. И если закрывали на трубе заслонку раньше срока, ночью могла угореть вся семья. Поэтому предусмотрительные люди на зиму приносили в дом певчую птицу. Если она себя чувствовала нормально и спокойно пела свои песни, то и людям опасаться угара было нечего. А в конце отопительного сезона, птичек с благодарностью выпускали на волю. Заканчивали же активно топить печи где-то как раз к Благовещенью.

В Великобритании нерукотворным памятником птицам-спасателям стала поговорка miner’s canary – канарейка в шахте – обозначающая нечто, предупреждающее об опасности (например, Курт Воннегут называл miner’s canary писателей, которые, как наиболее чувствительные «клетки» общественного организма первыми должны реагировать на те идеологические «отравляющие вещества», что вредят или могут повредить человечеству).

Наш народ запечатлел свою благодарность пернатым помощникам в красивом обычае – выпускать птиц на волю в день праздника Благовещенья. И здесь, на мой взгляд, просматривается очень высокая символика.

Благовещенье – день, когда Бог через Своего посланника говорит человечеству о скором пришествии Того, кто спустится в глубины ада и выведет оттуда пленников, томящихся в ожидании Спасителя.

Сын Божий приходит в мир, чтобы даровать свободу творению, порабощенному грехом и смертью. Именно этот смысл уловил поэтический гений Пушкина в народном обычае. Именно эту символику русские люди вкладывают в праздничное освобождение птиц на Благовещенье.Лети, miner’s canary! Славь Господа своими радостными песнями на воле!

foma.ru

Обычай выпускать весною птиц на волю. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

Чиж — Spinus spinus

Александр Пушкин в своем письме из Кишинева Николаю Гнедичу 13 мая 1822 г.  писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:

В чужбине свято наблюдаю, Родной обычай старины; На волю птичку выпускаю,

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью: За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать!

(А.С.Пушкин. 1823г.)

Зоряночка

Обычай, о котором в стихах говорит Пушкин, сохранился у русского народа до XX столетия и был связан с весенними праздниками. В одних местах России птиц выпускали на  Пасху, в других местах — на праздник Благовещенья 7 апреля (25 марта по-старому стилю). Владимир Иванович Даль пишет: «Благовещенье — птиц на волю отпущенье». (В. И. Даль 1862 г., стр. 977). В Санкт-Петербурге обычай отпускать птиц на волю приходился на Пасху.

Чижик — Spinus spinus

Чиж — Spinus spinus

В книге «Быт русского народа» (1848 г.) этнограф и археолог Александр Власьевич Терещенко (1806 — 1865) писал об обычае освобождения птиц из неволи следующее: «В Петербурге сохранился умилительный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России.

синичка

В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль — и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. …Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на то, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» (А. В. Терещенко 1848, часть 6, стр. 97-98).

ласточки

У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю.

«Уж ты, ластовка, ты косатая, Ай лели-лели, ты косатая! Ты возьми ключи, лети на небо. Ай лели-лели, лети на небо! Ты запри зиму, отомкни лето.

Ай лели…»

синичка

Вот ещё одна из песенок, записанная в Симбирском Поволжье:

Синички-сестрички, Тетки — чечотки, Краснозобые снегирюшки, Щеглята — молодцы, Воры — воробьи. Вы по воле полетайте, Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите! За нас Божью Мать молите! Синички-сестрички… и т. д.»

(А.А. Коринфский 1901 г., стр. 195-196).

Украинский этнограф Пётр Васильевич Иванов (1837 – 1931 г.г.) писал в 1907 году о том, что украинцы, живущие в Купянске в Благовещенье «выпускают из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи». (П. В. Иванов 1907г., стр. 84). 

Обычай освобождения птиц из клеток известен всем восточнославянским народам — русским, украинцам, белорусам. Старое народное объяснение этого обычая гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил.

Зоряночка

В  Грузии был древний обычай выпускать птиц-посланников на волю. В начале XIX века, жившая в Москве грузинская княгиня купила на рынке множество зябликов и выпускала их всех на волю с напутствием: летите в Грузию и передайте привет от меня – это пример модернизованного понимания древнего обычая.

Щегол

В чём древний смысл обычая отпускать весной птиц на волю?

Чечётка — Acanthis flammea — Redpoll

Все древние обычаи известны не только одному народу, а многим или, во всяком случае, нескольким народам мира. В памяти одних народов обычаи сохранились лучше, у других — хуже, у одних народов сохранились древнейшие объяснения обычая, у других — более новые.

куропатки

Обычай отпускать птиц весной известен анатолийским туркам. В  1906 году Русский ученый востоковед, академик АН СССР Владимир Александрович Гордлевский (1876-1956), посвятивший многие годы изучению истории Турции. От уроженца Сиваского вилайета он записал в Стамбуле: «Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, турецкие крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, то есть в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее, приговаривая:  Азатбузат, дженнети гöзет! (Вот ты свободна, так сторожи рай).

А вслед улетающим куропаткам турки кричат: «Не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!» (В. А. Гордлевский 1910 г., стр. 177-178). Таким образом, анатолийские турки смотрят на выпускаемую птицу, как на вестника и посланца к Богу. Путешественник, исследователь Северного полюса, Ямала и севера Тюменской губернии Кушелевский Юрий Иванович (1825-1880) в «Путевых записках» 1868 года писал о том, что ненцы (самоеды) считают, что птицы летят к доброму и высшему богу Нуму, сотворившему мир. (Ю. И. Кушелевский 1868 г., стр. 116). У своих жилищ якуты ставят длинный кол, на вершине которого укрепляют деревянные фигуры летящей птицы: вороны, орла, чайки, или летящего жеребца. По старинным верованьям якутов, вид птицы принимает богиня Эехсит, она «посредник между божеством и человеком». Богиня принимает просьбы людей, относит Богу и приносит им божеские повеления». («Описание якутов», 1822 г., стр. 211-212).

кукушка

В древности у монгольских народов было обычай выпускать на волю диких зверей, заклеймив их. Первый  бурятский учёный, востоковед, Доржи Банзаров (1822-1855г.г.) упоминает о том, что иранский придворный историк Мирхонд (1433 -1498 г.г.) записал, что Чингисхан после охоты-облавы приказывал клеймить и выпускать зверей. (Д. Банзаров 1891, стр. 93, ).  Этнографы и исследователи Клеменц Д. А.  и   Хангалов М. Н. в 1910 году писали о том, что бурят-монголы,  в старину, тоже клеймили и отпускали на свободу зверей. (1910, стр. 150).

Коноплянка — Acanthis cannabina — Linnet

Московка — Parus ater — Coal Tit

Наложение клейма на пойманного зверя свидетельствует, что выпускаемый зверь был  посланцем, ходатаем перед демонами за человека, освободившего их. Древний русский обычай совершенно не связан с занятием охотой. Русские обычно выпускали в весенние праздники на волю лесных певчих птичек. В старой Москве, в Охотном ряду, на Птичьем рынке продавали лесных певчих птичек в качестве певчих комнатных птиц. Обычай держать в доме, в клетках, лесных певчих птичек был издавна широко распространён у русских, как бытовая традиция, именно, это способствовало сохранению древнерусского обычая. У анатолийских турок бытовая обстановка обычая выпускать птиц на волю, схожа с русским обычаем, но всё же несёт другую смысловую нагрузку.

Свиристель

Теплые страны, куда птицы улетают на зиму, украинцы называли словом «вирий». Это древнее слово встречается в поучении Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут». Древнерусское слово «ирья» (от слова ведического санскрита «саурьика» — «saurika» — рай, небеса) проникло к якутам и сохранилось в языке, как «рай» (Ионов 1914, стр. 349). Отсюда происходит объяснение турецкому поручению, выпускаемой куропатке: «Сторожи рай!».

www.evpatori.ru

Стихотворение А.С. Пушкина "Птичка"

В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать, Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

Философско-лирическое стихотворение «Птичка» было написано А. С. Пушкиным в 1823 году во время его пребывания в Бессарабии. Поэт находился в Молдавии не по своей воле, а был сослан за вольнолюбивые стихи. И хотя разношерстный Кишинев, наводненный самыми разными людьми из числа греков, молдаван, украинцев, был привлекателен и интересен поэту, душа его все равно рвалась в Петербург, к родным и друзьям.

Стихотворение «Птичка» Пушкин послал Гнедичу вместе с письмом, в котором сам говорит о русском обычае выпускать птиц в Светлое Воскресение (В Пасху). Письмо было отправлено 13 мая, или на 4-й неделе после светлого праздника.

В праздник Воскресения Христова существовал еще один обычай: богатые люди имели возможность выкупать из тюрьмы должников. Люди, стоявшие на более низкой социальной лестнице, и не имевшие такой возможности, выпускали птиц. В этом обычае поэт видит дарованную Богом возможность творить милосердие в Светлый пасхальный день. Традиция, которой поэт остается верен, духовно связывает его с родиной и близкими ему людьми.

Это небольшое произведение написано четырехстопным ямбом. В нем соблюдается перекрестная рифмовка с мужскими и женскими рифмами.

Это стихотворение, посланное Гнедичу для публикации, служит тонким намеком сильным мира сего, что они тоже могли бы проявить милосердие в отношении к нему. Оно было опубликовано во 2-м номере журнала «Литературные листки», который издавался Ф. Булгариным и Н. Гречем.

poetpushkin.ru

Вопрос:

Каков идейный смысл стихотворения А.С. Пушкина «Птичка»? О каком празднике говорится в нем?