Стих пушкина мой друг забытый мной анализ

Анализ стихотворения Пушкина Мой друг забыты мной

Мой друг, забыты мной следы минувших лет (Пушкин)

‎ Мой друг, забыты мной следы минувших лет
И младости моей мятежное теченье.
Не спрашивай меня о том, чего уж нет,
Что было мне дано в печаль и в наслажденье,
‎ Что я любил, что изменило мне.
Пускай я радости вкушаю не в полне;
Но ты, невинная! ты рождена для счастья.
Беспечно верь ему, летучий миг лови:
Душа твоя жива для дружбы, для любви,
10 ‎ Для поцелуев сладострастья;
Душа твоя чиста; унынье чуждо ей;
Светла, как ясный день, младенческая совесть.
К чему тебе внимать безумства и страстей
‎ Не занимательную повесть?
Она твой тихий ум невольно возмутит;
Ты слезы будешь лить, ты сердцем содрогнешься;
Доверчивой души беспечность улетит,
И ты моей любви. быть может ужаснешься.
Быть может, навсегда. Нет, милая моя,
20 Лишиться я боюсь последних наслаждений.
Не требуй от меня опасных откровений:
Сегодня я люблю, сегодня счастлив я.

  1. ↑ Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л. Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 2, кн. 1. Стихотворения, 1817—1825. Лицейские стихотворения в позднейших редакциях. — 1947. — С. 209.

«МОЙ ДРУГ, ЗАБЫТЫ МНОЙ СЛЕДЫ МИНУВШИХ ЛЕТ».
(Стр. 209 и 694.) ‎ Напечатано Пушкиным впервые в «Новостях Литературы», 1825, книжка XI, № 3, март, стр. 149. (НЛ). Вошло в «Стихотворения А. Пушкина» изд. 1826, стр. 8, в отдел «Элегии» (СП) и без изменений в «Стихотворения А. Пушкина», часть первая, 1829, стр. 103—104, в отдел стихотворений 1821 г. (СП1). ‎ Автографы: 1. Черновой в тетради ЛБ № 2365, лл. 46 об. — 47. «Описано» В. Е. Якушкиным в описании рукописей Пушкина — «Русская Старина» 1884, апрель, стр. 101. Транскрипция дана Морозовым в акад. изд. собр. соч. Пушкина, т. III, 1912, прим. стр. 143—145. 2. Перебеленный с поправками в тетради ЛБ № 2367, лл. 11—11 об. Опубликован один стих В. Е. Якушкиным в описании рукописей Пушкина — «Русская Старина» 1884, май, стр. 341. Опубликованы варианты Саитовым в «Материалах для акад. изд. соч. А. С. Пушкина» Майкова, СПб. 1902, стр. 127. 3. Публикации по тетради Капниста, л. 16—16 об. (Кп) Майкова — «Автографы Пушкина, принадлежащие гр. П. И. Капнисту» — «Известия Отделения русского языка и слов. имп. Академии Наук», т. I, 1896, кн. 3, стр. 579 и «Материалы для акад. изд. соч. Пушкина» Майкова, СПб. 1902, стр. 127. ‎ Печатается по СП1. ‎ Датируется, согласно пометам в автографах, 24 и 25 августа 1821 г. (Т. З.)

Это произведение перешло в общественное достояние .
Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет.

План-конспект урока (6 класс) на тему: Литература.

Предварительный просмотр:

Урок литературы по теме "А.С. Пушкин. Лицейские годы. Тема дружбы в стихотворении "И.И. Пущину"

  • Обучающая - формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина; познакомить с лицейским периодом жизни поэта, с новым лирическим произведением, с понятием послание .
  • Развивающая – развивать умения структурировать и использовать информацию, навыки анализа лирического произведения и выразительного чтения; развивать монологическую и диалогическую речь.
  • Воспитывающая – научить видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события; воспитывать чувство гордости за славное имя поэта А.С.Пушкина.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина работы В.Тропинина, компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация ( приложение 1 ). стихотворение «И.И.Пущину» в исполнении Владимира Завьялова (фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс).

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
А.Ахматова, 1911.

1. Слово учителя. Эмоциональный настрой. Определение темы, целей, задач урока.

С ранних лет мы знакомы с творчеством А.С.Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы открываем новую страничку жизни этого замечательного поэта, больше читаем, узнаем о его творчестве, его окружении, его времени. Сегодня мы снова возвращаемся к творчеству А.С. Пушкина. Эпиграфом к уроку служат стихи Анны Андреевны Ахматовой «В Царском Селе». Эти стихи написаны почти сто лет назад.

- Помните ли вы, как Пушкин вошел в вашу жизнь?

- Что вы знаете о Пушкине?

- Какие его произведения читали, слышали?

Сегодня мы с вами познакомимся с лицейскими годами А.С.Пушкина, с его друзьями и прочитаем стихотворение, посвященное одному из них. Попытаемся понять, какое место в жизни А.С.Пушкина занимал Лицей, чем была для поэта дружба, какие чувства передаёт стихотворение «И.И.Пущину».

2. Лицейские годы.

2.1. Слово учителя.

СЛАЙД № 1 Пушкина привезли в Царское Село летом 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии Лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в своё время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературное влияние. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он и жил все то время, пока готовился к экзаменам в Лицей. Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства.

2.2. Самостоятельная работа по учебнику (в группах).

Каждая группа находит ответ на вопрос, предложенный учителем.

  • 1 гр. - Откуда Лицей получил такое название? Какие задачи ставил русский государь перед этим учебным заведением?
  • 2 гр. - Чем интересно было открытие Лицея.
  • 3 гр. - Каковы были внутренние покои в Лицее, одежда лицеистов, режим в Лицее.

2.3. Составление связного рассказа о лицейском периоде жизни А.С.Пушкина.

  • Слово 1 группе. СЛАЙД № 4
  • Слово 2 группе.
  • Слово 3 группе. СЛАЙД № 5
  • Слово 4 группе.
  • Слово 5 группе.
  • Физминутка. Игра «Качели»
  • Станьте прямо, ноги врозь, руки на поясе. Качаться, поднимаясь на носки и опускаясь на пятки под счет учителя («раз» - на носки, «два» - на пятки. 10 раз).

3. Дружба в жизни А.С. Пушкина.

3.1. Слово учителя.

- Каких лицейских друзей А.С.Пушкина вы знаете?

У А.С.Пушкина было много друзей. В лицее процветал культ дружбы. Это не значило, что никто ни с кем не ссорился. Давайте посмотрим на слайд №6 и и узнаем вторые имена лицеистов.

Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. СЛАЙД № 7

Двое из них были поэтами. Все лицейские друзья Пушкина – и он сам прежде всего – были более всего увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством. Это не могло не иметь влияния на Пушкина. Так называемое Лицейское поэтическое братство вырастало и воспитывалось. Лицеисты по существу почти не знали притеснений, дружеские отношения связывали их не только между собой, но и с некоторыми профессорами. СЛАЙД № 8

Пушкинские обращения к друзьям. Сколько в них свежести, новизны, оригинальности! Какой задушевностью веет от них, каким человеческим теплом они согреты. Поистине нужно было именно по-пушкински обладать даром такой «всемирной отзывчивости», чтобы найти теплые, светлые слова для всех и для каждого, к кому он обращался.

Конечно, особое место в сердце поэта занимали лицейские друзья. Друзьям посвящены многие лирические произведения Пушкина.

Встретились и подружились некогда в царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. Казалось, они были очень разными. Пушкин — порывист и вспыльчив, Пущин — уравновешен, упорен, рассудителен.

11 января 1825 год. Пушкин в ссылке в Михайловском. На предрассветном морозе зазвенел в парке поддужный колокольчик. Пушкин сквозь сон услышал — и не поверил. Думал, чудится. Снова звякнуло. Еще, еще. Сердце бешено заколотилось. Кто это? За ним? К нему? С бедой ли, с радостью? Не помня себя, босиком, в одной рубашке выбежал Пушкин на крыльцо. Кто-то высокий, румяный, в тяжелой медвежьей шубе вылез из саней, схватил его в охапку, потащил в дом. Пущин! Жано! СЛАЙД № 8

На шум прибежала Арина Родионовна. Видит, Александр Сергеевич босиком, неодетый, с ним незнакомец в шубе. Смотрят друг на друга, целуются, плачут. Няня поняла: приехал друг — и кинулась к Пущину. Спокойная беседа началась за кофе и трубками. Пущин расположился в удобном кресле. Пушкин не мог усидеть от радости. Его обычная живость проявлялась во всем. Вспоминали Лицей, Петербург, шутили, смеялись от полноты души.

Возможно, что именно этот момент встречи на своей картине изобразил художник Ге:

СЛАЙД № 9 Пушкин, жестикулируя, читает рукопись. Он изображен в центре картины, в центре своего кабинета. Справа от него, удобно расположившись в кресле, внимательно слушает друга Пущин. На заднем плане слева мы видим няню. Она даже прервала свою работу, тоже заслушавшись чтением Пушкина.

В три часа ночи двенадцатого января друзья расстались. Как оказалось потом, навечно. Пущину предстояла Сенатская площадь и тридцать лет сибирской каторги. Стариком он помнил: «Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него: он остановился на крыльце со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: "Прощай, друг!"»

Пушкин остался один. Но долго согревал ему душу день, проведенный с другом, вспоминалась их беседа. Этой встрече Пушкин посвятил стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный”. Они не знали, что видятся в последний раз: в 1826 году декабрист И.И. Пущин был сослан на каторгу в Сибирь.

4. Прослушаем стихотворение «И.И.Пущину» чтение учителем.

4.1. Анализ стихотворения.

- Стихотворение “И.И.Пущину” написано в жанре послания. СЛАЙД № 10

- Прочитайте еще раз первую строку. С какой интонацией мы ее должны прочитать? Почему?

Наверное, задушевно, грустно, светло.

- Какие обращения подбирает поэт? К кому человеку мы можем обратиться с такими словами?

Друг, друг бесценный; к близкому человеку, к другу.

- Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?

Благодарностью и нежностью.

- Что соединяет вторую половину стихотворения с первой?

Слова «то же утешенье» - ответ на те давние события; невозможно увидеться с друзьями, но есть другой способ соединения – «голос» и «душа», для них расстояния не преграда.

- Объясните выражение “… я судьбу благословил, когда мой двор… твой колокольчик огласил”?

Чувство благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском. Радость встречи так велика, что лирический герой примирился с жизненными невзгодами, даже порадовался своей судьбе, подарившей счастье иметь такого друга.

А.С.Пушкин относился к дружбе как к необходимому явлению жизни. Настоящая дружба по убеждению поэта может поддержать человека в самые тяжёлые минуты. Дружба дарит счастье общения, понимания, сопереживания. Она помогает выстоять. Друзья сохраняют верность на всю жизнь.

- Проследите по тексту стихотворения развитие чувства дружбы к Пущину. Переживает ли лирический герой чувство дружбы как важное явление своей жизни?

Детская дружба с Пущиным лирическим героем называется «лучом», дни рядом с другом – «ясные дни». Посещение Пущиным опального поэта сравнивается с бесценным даром судьбы. Лирический герой надеется, что его любовь к другу, горячее участие в его трагической судьбе поможет Пущину, утешит в «заточенье».

- Как нужно читать это стихотворение?

4.2. Работа над выразительным чтением стихотворения.

Постарайтесь выразить в своём чтении грусть и благодарность в первой части (воспоминание о встрече в Михайловском), чувства дружбы, поддержки, утешения во второй части стихотворения (обращаясь к ссыльному другу).

5. Подведение итогов.

6. Задание на дом.

Выразительное чтение стихотворения наизусть (для всех).

Сочинение-миниатюра «Дружба в моей жизни» (по желанию учащихся).

7. Выставление оценок.

« И. И. Пущину» Александр Пушкин

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

« И. И. Пущину» Александр Пушкин

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Анализ стихотворения Пушкина «И. И. Пущину»

Среди своих лицеистских друзей Александр Пушкин особенно выделял Ивана Пущина, с которым поэта связывали очень теплые и доверительные отношения. Двух молодых людей объединяли не только общие взгляды на жизнь, но и любовь к литературе. В юности они даже соревновались между собой на предмет того, кто быстрее и лучше напишет стихотворение на заданную тему.

Судьба Ивана Пущина сложилась трагически. Он был одним из участников декабристского восстания, после провала которого получил пожизненную каторгу. Последний раз друзья встретились как раз накануне этих трагических событий, зимой 1825 года. В это время Пушкин жил в родовом имении Михайловское, куда по распоряжению властей был сослан за вольнодумство. И Пущин стал одним из первых, кто навестил поэта в этот сложный для него период. Встреча друзей была короткой, однако смысл ее стал Пушкину понятен гораздо позже, уже после того, как восстание декабристов было безжалостно подавлено, а его лицеистский товарищ оказался узником Читинского острога. Иван Пущин предполагал подобное развитие событий, поэтому приехал к Пушкину для того, чтобы проститься, хотя и словом не обмолвился о том, что ему предстоит стать одним из участников тайного заговора и покушения на жизнь императора Николая-I. Эта встреча друзей оказалась последней, больше им не суждено было увидеться.

Накануне годовщины восстания декабристов, зимой 1826 года, Пушкин написал стихотворение-обращение под названием «И. И. Пущину», которое было передано каторжнику спустя несколько лет через супругу декабриста Никиты Муравьева. В нем поэт вспоминает их последнюю встречу, отмечая, что он «судьбу благословил», когда Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. В этот момент лучший друг морально поддержал Пушкина, который находился на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна. Поэтому когда Пущин оказался в схожей ситуации, автор посчитал своим долгом направить ему ободряющее стихотворное послание, в котором признался: «Молю святое провиденье». Этим поэт хотел подчеркнуть, что не только беспокоится о судьбе своего друга, но и верит, что его жертва была принесена обществу не напрасно, и будущие поколения смогут оценить этот самоотверженный поступок по достоинству. В это время поэту уже известно, что Иван Пущин отказался бежать за границу после провала восстания декабристов и дожилался ареста в своем петербургском доме. Обращаясь к другу, поэт мечтает о том, чтобы его голос, облаченный в стихи, даровал ему утешение. «Да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней!», — отмечает Пушкин. Позже Иван Пущин напишет в своем дневнике: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». Имен это короткое послание впоследствии легло в основу мемуаров бывшего каторжанина, которые он посвятил своей дружбе с великим русским поэтом.

Пушкин очень тяжело переживал разлуку с другом, и впоследствии адресовал ему еще несколько стихов. Через своих высокопоставленных знакомых он даже пытался повлиять на решение властей, надеясь, что приговор о пожизненной каторге для Ивана Пущина все же будет смягчен. Однако император Николай-I, переживший весь ужас покушения в день своего восхождения на престол, отказал декабристу в помиловании. Лишь спустя почти 30 лет Иван Пущин получил право вернуться в Петербург. Он побывал на могиле поэта, расположенной на территории Святогорского монастыря, а также в Михайловском, отдав дань уважения своему лицеистскому другу, который не отвернулся от него в трудную минуту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся.

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол.

Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в.

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из.

Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока.

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры.

Контрольная работа по литературе "Древнерусская литература. Литература 18 века". 7класс.

Контрольная работа по литературе .7 класс.

Помогите сделать анализ стихотворения "И. И. Пущину" Пушкин

Зарина Ученик (82), закрыт 4 года назад

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Lesenka *** Мыслитель (8264) 6 лет назад

Стихотворение написано Пушкиным 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. Посвящено оно лицейскому другу Пушкина Ивану Пущину, который для поэта был и оставался всегда самым близким другом. История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга далеко на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране в переписанных от руки листках ходят его запретные «вольные» стихи. В Одессе поэт вступил в резкий конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское. Пущин первым из друзей Пушкина посетил «поэта дом опальный» в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина, и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Когда Пушкина освободили из ссылки, Пущин был уже под арестом.

16 января 1827 года через жену декабриста Муравьёву Пушкин послал своему другу стихотворение. Пущин получил его 5 января 1828 года в первый день своего приезда в Читинский острог. «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». - вспоминал об этом Пущин.

По роду литературы – это небольшое лирическое стихотворение, состоит из двух пятистиший. По жанру – стихотворное послание, по своему характеру – дружеское письмо, которое обращено к конкретному лицу – Пущину. Здесь нет определенного сюжета, нет героев. Главный и единственный лирический герой – сам автор, передаются мысли и чувства самого автора. Написанием его послужил момент встречи с другом в определенный период жизни автора, а именно – период ссылки в Михайловском: «Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный твой колокольчик огласил». В первом пятистишии поэт раскрывает свои чувства к единственному другу, которого он очень любил и ценил с лицейских времен, со дня их первой встречи: «Мой первый друг, мой друг бесценный! » Пущин многое значил для поэта, вот почему Пушкин «судьбу благословил». встретившись с ним в Михайловском.

Второе пятистишие содержит пожелания, обращенные к своему опальному товарищу:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Эти строки исполнены большой силы искренности и чистоты чувств, передают сильное переживание поэта за трагическую судьбу друга и желания хоть чем-то светлыми лицейскими воспоминаниями) поднять дух товарища в тяжелый для него момент жизни. О силе внутреннего переживания поэта свидетельствует момент обращения его к богу:

Молю святое провиденье…

В целом стихотворение передает большую тоску за судьбу Пушкина за судьбу своего друга, переживания о своем бессилии, о том, что он ничего не может для него сделать, предчувствие, что они больше никогда не увидятся.

Стихотворение написано ямбом. Во втором пятистишии есть художественный прием – анафора:

По звучанию – ритмичное, звучное, что подчеркивает глубину эмоционального состояния автора. Когда читаешь это небольшое стихотворение, то живо представляешь себе, как встретились друзья, как они рады друг другу, как они вместе провели день, как трудно им было расстаться. Изобразительные ассоциации очень талантливо воплотил в своей картине русский художник Н. Ге.

Богдан Гальченко Ученик (126) 11 месяцев назад

тихотворение «И. И. Пущину» написано Пушкиным во время пребывания опального поэта в ссылке в селе Михайлов­ском Псковской губернии в 1826 г. Нужно сказать, что царь отправил Пушкина на север, в родо­вое имение село Михайловское, в 1824 г. Поэт из шумной жар­кой Одессы попадает в уединённое селение, которое находится вдали от шума городского, от блестящей столичной жизни Мо­сквы и Петербурга, от преданных друзей и светских красавиц. Стихотворение, которое состоит всего из двух строф, при­надлежит к лучшим образцам дружеской лирики поэта. Тема стихотворения: описание встречи настолько радостной для ссыльного поэта и его лицейского друга, что событие это яви­лось ярким памятным знаком, осветившим их жизнь в после­дующие годы. Идея стихотворения — показать те события и факты, которые надолго их сдружили. «Дружество» для Пушкина — это единение дорогих для него людей, с которыми его связала судьба в незабываемые лицей­ские годы. Мой первый друг! Мой друг бесценный! Этой строкой начинается стихотворение, и эпитет бесценный передаёт не только глубину чувств молодых людей, но бес­конечное их доверие и преданность друг другу. Друзей связала и светлая юношеская пора становления харак­теров, и общие идеалы, и чистота жизненных целей и помыслов. Пушкин становится прославленным поэтом России, кото­рый «душой не покривил» в суровых жизненных ситуациях, требующих от него и великого трудолюбия, и огромного чело­веческого мужества. Пущин же оказывается в числе декабри­стов, дворянских революционеров, каждый из которых мог бы сказать о себе: Отчизны внемлем призыванье. Каждый из друзей мог бы пожертвовать собой во имя идеа­лов борьбы за Россию просвещённую, свободную от оков деспо­тизма и тирании. В конце стихотворения Пушкин выражает надежду на то, что луч лицейской дружбы озарит его «заточенье» немеркнущим светом и утешит, успокоит его. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Число строк в строфе пять. Стихотворение написано высоким торже­ственным стилем с использованием старославянской лексики. Вот примеры: «судьбу благословил», «колокольчик огласил», «святое провиденье». Поэт во второй строфе использует дважды частицу «да», что придаёт тексту громкость и декларативность звучания. Слова «уединенный», «занесенный» произносится с е (йе) под ударением, так как с этими словами рифмуется «бесценный». Эпитеты: первый друг, друг бесценный, печальным снегом, яс­ных дней.

Станислав Яковенко Ученик (124) 4 месяца назад

а по меньше нильзя?

Яна Кот Ученик (122) 4 месяца назад

В своем знаменитом стихотворении «19 октября 1825 года» молодой поэт Александр Пушкин написал: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Кому же из своих лицейских товарищей посвятил Пушкин эти проникновенные слова? Конечно, своим ближайшим для него на всю жизнь товарищам: Ивану Пущину, Вильгельму Кюхельбекеру и Антону Дельвигу.

Но самым близким лицейским другом стал Пущин. Многие ученики Лицея любили его за доброту, ум и справедливость. А еще за честность, мужество и общительный нрав. Его любили и в Лицее, и в гвардии, и потом, на гражданской службе. Он везде был в самом центре внимания, у всех на виду, его считали надежным и верным товарищем. Самым первым все эти качества оценил именно Пушкин, будучи ближайшим соседом по лицейской комнате. Сам Француз (как звали его в Лицее), неровный в обращении, подчас вспыльчивый и несдержанный, доверял своему другу Жанно первые мучительные раздумья о жизни, делился первыми огорчениями и радостями, а Пущин умел не только успокоить, но и помочь. Неслучайно один из декабристов позже скажет о нем: «Кто любит Пущина, тот, верно, сам прекрасный человек».

После окончания Царскосельского лицея Пущин не раз встречался с Пушкиным в Петербурге. Открытый и бескомпромиссный характер Ивана Ивановича, его взгляды на действительность царской России привели его в тайное общество будущих декабристов. Он думал привлечь туда и Пушкина, но опасался за него. Когда молодой поэт оказался в опале у государя и был сослан сначала на юг, а после в Михайловское, Пущин единственный навестил его в псковской глуши. Это их единственное свидание стало неожиданностью для ссыльного поэта, и позже он посвятил этому событию небольшое, но очень проникновенное стихотворение, начинавшееся таким обращением:

Мой первый друг, мой друг бесценный…
Но появилось оно не сразу: лишь узнав в 1826 году о судьбе декабристов и их ссылке, он пишет свое послание и в январе 1827 года переправляет его в Сибирь. Позже Пущин будет вспоминать о том, как после долгих мытарств он наконец соединился с товарищами его изгнания и заточения, раньше его прибывшими в острог. И он почувствовал, как его лицейский товарищ Пушкин «первым встретил его в Сибири задушевным словом». В день приезда в Читу Пущина позвали к частоколу, где Александра Муравьева (жена декабриста Никиты Муравьева) отдала ему лист бумаги: на нем неизвестною рукою было написано стихотворение.

Жанр этого произведения — дружеское послание. Об этом говорит и название — «И. И. Пущину». В то же время это воспоминание о той последней встрече, когда Пущин, вопреки запретам со стороны царской власти, навестил поэта в его имении Михайловском, «когда «двор уединенный … колокольчик огласил». Чем это грозило самому Пущину, можно только догадываться, поэтому Пушкин и называет его «мой друг бесценный». Две части стихотворения, пятистишия, представляют собой своеобразную перекличку событий. В первом пятистишии — воспоминание о встрече в Михайловском, а вторая часть произведения адресована уже сосланному в Сибирь Пущину, который после провала Декабрьского отказался бежать за границу и дожидался ареста в своем доме в Петербурге.

Строфа, состоящая из пяти строк, позволила объединить поэту общей рифмой такие высокопарные слова, как «провиденье», «утешенье», «заточенье». Это не только придавало стихотворению особенное звучание, но и у самого адресата вызвало необычное состояние. Вот как написал об этом впоследствии Иван Иванович Пущин: «Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять своего лицейского друга, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнанье». Далее Пущин с горечью отмечал, что не мог даже пожать руку той женщине, которая «так спешила утешить воспоминанием друга».

Но мольба Пушкина, обращенная к «святому провиденью», о том, чтобы все декабристы получили утеш

Елена Труханова Знаток (308) 4 месяца назад

Стихотворение написано Пушкиным 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. Посвящено оно лицейскому другу Пушкина Ивану Пущину, который для поэта был и оставался всегда самым близким другом. История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга далеко на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране в переписанных от руки листках ходят его запретные «вольные» стихи. В Одессе поэт вступил в резкий конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское. Пущин первым из друзей Пушкина посетил «поэта дом опальный» в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина, и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Когда Пушкина освободили из ссылки, Пущин был уже под арестом.

16 января 1827 года через жену декабриста Муравьёву Пушкин послал своему другу стихотворение. Пущин получил его 5 января 1828 года в первый день своего приезда в Читинский острог. «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». -вспоминал об этом Пущин.

По роду литературы – это небольшое лирическое стихотворение, состоит из двух пятистиший. По жанру – стихотворное послание, по своему характеру – дружеское письмо, которое обращено к конкретному лицу – Пущину. Здесь нет определенного сюжета, нет героев. Главный и единственный лирический герой – сам автор, передаются мысли и чувства самого автора. Написанием его послужил момент встречи с другом в определенный период жизни автора, а именно – период ссылки в Михайловском: «Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный твой колокольчик огласил». В первом пятистишии поэт раскрывает свои чувства к единственному другу, которого он очень любил и ценил с лицейских времен, со дня их первой встречи: «Мой первый друг, мой друг бесценный! » Пущин многое значил для поэта, вот почему Пушкин «судьбу благословил». встретившись с ним в Михайловском.

Даниил Гуров Ученик (190) 4 месяца назад

А. С. Пушкин (1799—1837)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев.

Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться в 1811 году. О роли Лицея в становлении личности Пушкина сказано очень много. Вспомним имена друзей, которых Пушкин нашел в Лицее: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг. Они навсегда остались верными и близкими Пушкину друзьями. В Лицее Пушкин начал писать стихи, в 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу».

После окончания Лицея Пушкин не возвратился в Москву, в 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он общался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» — первое крупное произведение.

За эпиграммы, вольные стихи, быстро распространявшиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку. За четыре года он переезжал в разные города: Екатеринослав, Кишинев, Одессу. Во время этой ссылки им были написаны романтические южные поэмы «Кавказский пленник». «Бахчисарайский фонтан». «Братья разбойники». а в 1823 году он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

В 1824 году Пушкин был отправлен в северную ссылку в имение родителей Михайловское, где после отъезда семьи жил с няней. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным». писал «Бориса Годунова». стихотворения. Там, в Михайловском, навещали его друзья, туда Пущин привез Пушкину «Горе от ума». находясь там, Пушкин вел переписку. Там застало его известие о восстании декабристов, в котором участвовали многие его друзья, и об их казни.

4 сентября 1826 года Николай 1 неожиданно вызвал Пушкина в Москву. Но свобода, предоставленная царем, была недолгой. Уже в 1328 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.

В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.

15 мая. 1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург. В эти годы он много работал в архивах, писал произведения на исторические темы. Это «Дубровский». «Капитанская дочка». «История Пугачева». Пушкин журнал «Современник». был его редактором, общался Белинским, Гоголем, с художниками.

Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден был общаться в придворных кругах. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.

Меленский Картофель Ученик (230) 4 месяца назад

Так как строфа называется. Воды много налили-ответа четкого нет.

Шавира Знаток (303) 3 месяца назад

леонид балуев Ученик (230) 3 месяца назад

В своем знаменитом стихотворении «19 октября 1825 года» молодой поэт Александр Пушкин написал: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Кому же из своих лицейских товарищей посвятил Пушкин эти проникновенные слова? Конечно, своим ближайшим для него на всю жизнь товарищам: Ивану Пущину, Вильгельму Кюхельбекеру и Антону Дельвигу.

Но самым близким лицейским другом стал Пущин. Многие ученики Лицея любили его за доброту, ум и справедливость. А еще за честность, мужество и общительный нрав. Его любили и в Лицее, и в гвардии, и потом, на гражданской службе. Он везде был в самом центре внимания, у всех на виду, его считали надежным и верным товарищем. Самым первым все эти качества оценил именно Пушкин, будучи ближайшим соседом по лицейской комнате. Сам Француз (как звали его в Лицее), неровный в обращении, подчас вспыльчивый и несдержанный, доверял своему другу Жанно первые мучительные раздумья о жизни, делился первыми огорчениями и радостями, а Пущин умел не только успокоить, но и помочь. Неслучайно один из декабристов позже скажет о нем: «Кто любит Пущина, тот, верно, сам прекрасный человек».

После окончания Царскосельского лицея Пущин не раз встречался с Пушкиным в Петербурге. Открытый и бескомпромиссный характер Ивана Ивановича, его взгляды на действительность царской России привели его в тайное общество будущих декабристов. Он думал привлечь туда и Пушкина, но опасался за него. Когда молодой поэт оказался в опале у государя и был сослан сначала на юг, а после в Михайловское, Пущин единственный навестил его в псковской глуши. Это их единственное свидание стало неожиданностью для ссыльного поэта, и позже он посвятил этому событию небольшое, но очень проникновенное стихотворение, начинавшееся таким обращением:

Мой первый друг, мой друг бесценный…
Но появилось оно не сразу: лишь узнав в 1826 году о судьбе декабристов и их ссылке, он пишет свое послание и в январе 1827 года переправляет его в Сибирь. Позже Пущин будет вспоминать о том, как после долгих мытарств он наконец соединился с товарищами его изгнания и заточения, раньше его прибывшими в острог. И он почувствовал, как его лицейский товарищ Пушкин «первым встретил его в Сибири задушевным словом». В день приезда в Читу Пущина позвали к частоколу, где Александра Муравьева (жена декабриста Никиты Муравьева) отдала ему лист бумаги: на нем неизвестною рукою было написано стихотворение.

Жанр этого произведения — дружеское послание. Об этом говорит и название — «И. И. Пущину». В то же время это воспоминание о той последней встрече, когда Пущин, вопреки запретам со стороны царской власти, навестил поэта в его имении Михайловском, «когда «двор уединенный … колокольчик огласил». Чем это грозило самому Пущину, можно только догадываться, поэтому Пушкин и называет его «мой друг бесценный». Две части стихотворения, пятистишия, представляют собой своеобразную перекличку событий. В первом пятистишии — воспоминание о встрече в Михайловском, а вторая часть произведения адресована уже сосланному в Сибирь Пущину, который после провала Декабрьского отказался бежать за границу и дожидался ареста в своем доме в Петербурге.

Строфа, состоящая из пяти строк, позволила объединить поэту общей рифмой такие высокопарные слова, как «провиденье», «утешенье», «заточенье». Это не только придавало стихотворению особенное звучание, но и у самого адресата вызвало необычное состояние. Вот как написал об этом впоследствии Иван Иванович Пущин: «Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять своего лицейского друга, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнанье». Далее Пущин с горечью отмечал, что не мог даже пожать руку той женщине, которая «так спешила утешить воспоминанием друга».

Но мольба Пушкина, обращенная к «святому провиденью», о том, чтобы все декабристы получили утеш

Мефис Леденева Ученик (202) 3 месяца назад

Жанр этого произведения — дружеское послание. Об этом говорит и название — «И. И. Пущину». В то же время это воспоминание о той последней встрече, когда Пущин, вопреки запретам со стороны царской власти, навестил поэта в его имении Михайловском, «когда «двор уединенный … колокольчик огласил». Чем это грозило самому Пущину, можно только догадываться, поэтому Пушкин и называет его «мой друг бесценный». Две части стихотворения, пятистишия, представляют собой своеобразную перекличку событий. В первом пятистишии — воспоминание о встрече в Михайловском, а вторая часть произведения адресована уже сосланному в Сибирь Пущину, который после провала Декабрьского отказался бежать за границу и дожидался ареста в своем доме в Петербурге.

Владимир Подольский Знаток (344) 2 месяца назад

Жанр этого произведения — дружеское послание. Об этом говорит и название — «И. И. Пущину». В то же время это воспоминание о той последней встрече, когда Пущин, вопреки запретам со стороны царской власти, навестил поэта в его имении Михайловском, «когда «двор уединенный … колокольчик огласил». Чем это грозило самому Пущину, можно только догадываться, поэтому Пушкин и называет его «мой друг бесценный». Две части стихотворения, пятистишия, представляют собой своеобразную перекличку событий. В первом пятистишии — воспоминание о встрече в Михайловском, а вторая часть произведения адресована уже сосланному в Сибирь Пущину, который после провала Декабрьского отказался бежать за границу и дожидался ареста в своем доме в Петербурге.

«Пора, мой друг, пора!», анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит» написано в 1834 году, Пушкину 35 лет. Стихотворение адресовано жене Наталье и связано с неудачной попыткой поэта выйти в отставку и уехать в деревню. Николай I не хотел отпускать от себя поэта, боясь его свободомыслия. Кроме того, Николаю нравилась жена Пушкина. Поэт был произведён в камер-юнкеры (звание, которое получали юноши). Таким образом царь обязал поэта, отчаянно нуждающегося в деньгах, ходить на службу. Пушкин был оскорблён назначением. В январе 1834 г. он писал: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам)».

Можно только догадываться, хотела ли жена Пушкина вести уединённую жизнь в деревне, или ей больше нравились балы в Петербурге.

Литературное направление, жанр

Стихотворение написано в реалистический период творчества Пушкина. Произведение не закончено. В рукописи есть план продолжения стихотворения, соответствующий законам реализма. Предполагалась эволюция лирического героя, который с возрастом удаляется со своей подругой в деревню и наслаждается радостями бытия: поля, сад, крестьяне, книги, труды поэтические, семья, любовь, религия – и так до самой смерти.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Анализируя стихотворение, нужно помнить, что произведение не закончено. Вывод о теме, основной мысли и композиции нужно делать исходя из нереализованного замысла Пушкина. Тогда между первой и второй строфами, которые кажутся противопоставленными друг другу, появляется тесная связь.

Первая строфа о быстротечности бытия. В неё Пушкин не вкладывал того трагического смысла, который усматривают некоторые исследователи. Он не говорит о предчувствии своей гибели. Лирический герой рассуждает о том, что в его жизни наступил момент, когда молодость ушла и близится старость, естественно заканчивающаяся смертью. Зрелость и старость лирический герой хочет провести с «другом», подразумевая любимую, жену.

Вторая строфа начинается афоризмом: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Этот афоризм – приобретение зрелости. Человек разочаровывается в счастье, но находит для себя отраду в покое и воле, то есть освобождении. «Усталый раб» жизни нашёл новую цель. И это счастье не от бурных переживаний и событий, а труды и наслаждения вдали от общества, со своей семьёй. Дальше Пушкин предполагал описать эту по-своему счастливую жизнь зрелого, а затем старого человека до самой его смерти.

Тема стихотворения – спокойная и свободная жизнь в деревне. Основная мысль высказана самим Пушкиным. Юность не ищет домашнего уюта, а зрелость ужасается одиночества. Счастлив тот, кто находит подругу и создаёт с ней семью, селится в деревне и наслаждается природой, работой, семьёй, религией до самой смерти. Лирический герой, вступивший в пору зрелости, мечтает о такой жизни.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Оно очень ритмично, почти нет пропусков ударения. Рифмовка парная, чередуется пара женской и пара мужской рифмы. Это стихотворение задумано как жизненная программа зрелого поэта, что требует чёткости не только содержания, но и формы.

Тропы и образы

Для создания художественного образа Пушкин использует очень точные метафоры и один из их видов – олицетворение. Все абстрактные понятия выступают у него как деятельные существа: сердце просит покоя. дни летят. каждый час уносит частичку бытия. Этой деятельной жизни абстрактных понятий противопоставлена усталость и даже смерть человека, лирического героя. Он метафорически называет себя усталым рабом. Не рабом жизни, желающим умереть, а рабом рутины, привычек, обязанностей, который как раз собирается жить в полную силу, несмотря на неизбежную смерть.

Отрывок строится на антитезе жизни и смерти, счастья и покоя, воли. Вторая строфа, которая начинает ненаписанный рассказ о жизни в деревне, рисует идиллию с помощью старославянизмов и эпитетов. Пушкин называет деревню дальней обителью трудов и чистых нег. используя перифраз.

Эпитет усталый (раб) выражен прилагательным, обозначающим постоянный во времени признак. Уставший отдыхает и становится бодрым, но усталый раб светской жизни может только убежать от неё.

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин написал множество стихов на тему дружбы. Несомненно, эта тема играла важнейшую роль в его жизни. Я бы сказала, что это редкий дар, иметь огромное количество друзей и быстро завоёвывать их доверие. Одно из своих блестящих стихотворений Пушкин посвятил близкому другу лицеисту И. Пущину.
Стихотворение написано поэтом 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране ходят его запретные «вольные» стихи. В Одессе поэт вступил в конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – село Михайловское. Пущин первым из друзей Пушкина посетил его в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, последний день проведенный вместе. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и очень хотел повидать Пушкина, проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
«Пущину» - это небольшое лирическое стихотворение, состоящее из двух пятистиший. Жанр - послание, характер - дружеское письмо. Главный герой произведения - сам автор. В первом пятистишии поэт раскрывает свои чувства к другу, которого он очень любил и ценил со дня их первой встречи: «Мой первый друг, мой друг бесценный!». Второе пятистишие содержит пожелания, обращенные к своему товарищу. Эти строки передают сильное переживание Пушкина за судьбу друга и желание поднять его дух хоть чем-то хорошим. В общем, это произведение- это тоска о товарище и предчувствие, что они больше никогда не увидятся. Стихотворение написано ямбом. Во второй части присутствует художественный прием - анафора: «Да голос.… Да озарит…»
Я выбрала тему дружбы в лирике Пушкина, потому что она мне очень близка. Я ценю своих друзей. И надеюсь, когда пройдет много лет, я буду верна своим школьным друзьям так же как и А. С. Пушкин.

11074 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Послушайте стихотворение Пушкина Мой друг забыты мной

А.С. Пушкин «Храни меня, мой талисман…» полный анализ

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи —

Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,

Души волшебное светило…

Оно сокрылось, изменило…

Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда; спи, желанье;

Храни меня, мой талисман.

Стихотворение «Храни меня, мой талисман…» принято связывать с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. С ней А. С. Пушкин познакомился во время пребывания в Одессе. Ее портреты долгое время украшали поля рукописей поэта. Под имением «Элиза» фигурирует она в так называемом донжуанском списке, составленном Александром Сергеевичем в 1829 году.

Перед отъездом Пушкина из Одессы Воронцова преподнесла ему подарок – перстень, сделанный из золота и украшенный крупным сердоликом. На камне была вырезана надпись на древнееврейском языке. Александр Сергеевич очень перстнем дорожил, верил в его чудодейственную силу. После смерти поэта кольцо перешло к Жуковскому.

Именно Василий Андреевич снял его с руки убитого на дуэли Пушкина. Среди других владельцев драгоценности – И. С. Тургенев и Виардо. В 1917 году перстень был украден из Пушкинского музея. Местонахождение его до сих пор не выяснено.

«Храни меня, мой талисман…» — первое стихотворение, созданное в Михайловском среди тех, что посвящены Воронцовой. Точная дата его написания неизвестна. Литературоведы указывают на промежуток от августа 1824 до первой половины 1825. В любом случае – это был сложный жизненный период для поэта, что видно по минорной тональности произведения, по царящей в нем атмосфере беспросветного горя.

В то время Александр Сергеевич всерьез думал о бегстве с родины, где власти периодически подвергали его гоненьям. Вот только Пушкин прекрасно понимал, что отъезд из Российской империи повлечет за собой тотальное одиночество («в уединеньи чуждых стран»). Лирический герой предчувствует страшные кары («когда подымет океан вокруг меня валы ревучи, когда грозою грянут тучи»). В качестве варианта наказания он рассматривает испытания бездействием («на лоне скучного покоя»). Ближе к финалу стихотворения упоминается расставание с дорогой сердцу женщиной.

И только талисман способен уберечь лирического героя от невзгод. Под ним имеется в виду как раз перстень, подаренный Пушкину Воронцовой. С помощью этого кольца Александр Сергеевич запечатывал свои письма. Драгоценность можно рассмотреть, как минимум на двух портретах поэта.

Один из них принадлежит кисти Василия Андреевича Тропинина, второй – Карла Петера Мазера. Упоминания о кольце встречается и в других стихотворениях Пушкина – «Сожженное письмо» («уж перстня верного утратя впечатленье») и «Талисман» («сохрани мой талисман, в нем таинственная сила»).

Анализ стиха «Если жизнь тебя обманет…» А. С. Пушкин

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

Александр Сергеевич написал это небольшое стихотворение в 1825 году, когда находился в ссылке в своем имении в Михайловском. Соседнее имение, Тригорское, соседствовало с имением Вульфов. Для альбома их дочери Евпраксии и предназначалось это произведение. Философское рассуждение – странная тема для альбома юной девушки, и все же по какой-то причине Пушкин выбрал именно его.

Автор рассуждает о сложности жизни, говоря, что с человеком в один день может произойти что-то плохое, другой будет предназначен для веселья. В любом случае нужно быть готовым принять все, что подарит судьба. Лирический герой произведения настроен оптимистически и передает это настроение читателю.

В этом простом двухстрофном произведении Пушкин использует одночастную композицию, развивая одну мысль.

В первой строфе он рассуждает о том, что жизнь может обмануть человека, но это не повод сердиться и печалиться. Нужно просто переждать день уныния, потому что за ним непременно последует день веселья.

Вторая строфа – это продолжение философских рассуждений о жизни, но уже в другом ключе. Пушкин говорит о том, что настоящее всегда уныло. Человек увидит то, что было в нем хорошего, только когда оно станет прошлым. И он предчувствует это хорошее, пока оно ждет его где-то в будущем.

Такова человеческая природа – верить в лучшее. Верит в него и сам поэт, размышляя о своей жизни. Он говорит о том, что все испытаний надо воспринимать философски, ведь и они когда-то станут прошлым.

Это философская лирика – автор рассуждает о вопросах, которые считаются вечными: смысле жизни (в том числе своей), о том, как человек относится к настоящему и будущему. Он говорит о том, что жизнь очень сложна, но эта сложность состоит не только из дней уныния, но и из дней веселья. Философский стих настраивает читателя на оптимистический лад.

Он написан одним из любимых стихотворных размеров зрелого Пушкина – ямбом. Также поэт использует кольцевую рифмовку, показывая, что каждая строфа содержит в себе законченную мысль.

Из привычных тропов поэт использует только метафоры – “сердце в будущем живет”, “день уныния”, день веселья”. Но это далеко не все художественные средства, которые помогают ему выразить главную мысль произведения.

Так, в первой строфе поэт использует множество глаголов, показывая, что к жизни души следует относиться деятельно. Вторая строфа наполнена словами, говорящими о времени – прошлое, настоящее, будущее. Таким образом автор показывает, что человек как бы живет в трех временах сразу: настоящее кажется ему унылым, так что он все время стремится заглянуть в будущее, одновременно постоянно оглядываясь в прошлое.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Цветок»

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

Стихотворение “Цветок” Пушкина можно отнести к позднему периоду философской лирики известного поэта. Впервые опубликовали данное произведение на страницах журнала “Галатея”, который в то время был достаточно популярным.

Тематика стихотворения заключена в философских рассуждениях на тему того, как меняется любовь, отношения между людьми с течением времени, или, возможно, сегодня эти люди уже вовсе не вместе. В основу мысли легла необычная находка героем лирического произведения между страничками книжки засохшего цветка, который давно утратил яркость и жизнь.

Внимание автора сосредоточено, прежде всего, на течении времени, и на том, как меняет нас всех каждый прошедший день или год. В целом переживания переданы достаточно традиционными эпитетами, и до читателя мысль доносится очень простыми, красивыми фразами, наполненными лирической печалью, глубокими чувствами, которые переживают и автор, и его персонаж.

Особенностью в данном случае является тот факт, что произведение начинается и заканчивается одним и тем же словом — “Цветок”. Это очень символично, и подчеркивает основную мысль автора.

Для стихотворения использован был классический четырехстопный ямб, который является одним из излюбленных вариантов формата стиха данного автора. Характерная для классических вариаций перекрестная рифмовка также не выходит за границы характеристик большинства стихотворных произведений поэта.

Практически все подобранные поэтом рифмы очень точные, емкие и правильные. Некоторые слова, как “Безуханный” или “сей” на сегодняшний день в русском языке отсутствуют, но во время жизни автора это были совершенно обычные обыденные слова. Впрочем, даже современным людям, несмотря на устаревшие слова, суть стихотворения абсолютно понятна, и человек, читая, способен ощутить душевные переживания, которые вкладывал в слова Пушкин в данном случае.

Произведение довольно короткое, но наполнено яркими эмоциями и содержит глубочайшие переживания. Тут автор в очередной раз продемонстрировал свой необыкновенный талант выражать чувства, мысли или эмоции всего в нескольких строчках.

Несмотря на некоторые устаревшие слова, и довольно типичные конструкции предложений, стихотворение до сих пор актуально, и заставляет человека в любой ситуации задуматься над проблемой старения, увядания и угасания чувств и нежности между людьми, как и старения самих людей.

Гениальность поэта проявляется в том, насколько точно и глубоко он сумел передать в нескольких строках свою великую и серьезную мысль, которая понятна как пожилым людям, так и молодому поколению, совершенно одинаково.

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Я вас любил…»

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

«Я вас любил…» А.С.Пушкина (1829 г.) – образец любовной лирики автора. Это стихотворение — целый мир, где царствует любовь. Она безгранична и чиста.

Все строки в поэтической работе напоены нежностью, светлой грустью и благоговением. Неразделенная любовь поэта лишена какого-либо эгоизма. (Текст «Я вас любил…» А.С.Пушкина смотрите в конце текста). Он по-настоящему любит женщину, о которой идёт речь в произведении, проявляет заботу о ней, не хочет волновать её своими признаниями. И лишь желает, чтобы её будущий избранник любил её также нежно и сильно, как он сам.

Проводя анализ «Я вас любил…», можно сказать, что это лирическое стихотворение созвучно с другой поэтической работой Пушкина — «На холмах Грузии». Тот же объем, та же чёткость рифм, часть из которых просто повторяется (в обеих работах, например, рифмуется: «может» — «тревожит»); одинаковый структурный принцип, простота выражения, соблюдение насыщенности словесными повторами. Там: «тобою, тобой, одной тобой», здесь трижды: «Я вас любил…». Все это придаёт обеим поэтическим работам необыкновенный лиризм, искрящуюся музыкальность.

Кто та, к кому обращены строки в «Я вас любил», не совсем ясно. Вполне возможно, что это А.А. Оленина. Но, скорее всего, для нас это останется тайной.

Развития лирической темы в поэтическом произведении не происходит. Поэт говорит о своей любви в прошедшем времени. Все мысли поэта не о себе, а о ней. Не дай бог, он потревожит её своей настойчивостью, причинит какое-либо беспокойство, любя её. «Я не хочу печалить вас ничем…»

Знаменитое стихотворение «Я вас любил…» Пушкина исполнено в сложном, четком ритме. У него тонкая «синтаксическая, интонационная и звуковая структура». Размер этого лирического произведения –  пятистопный ямб. За исключением двух случаев, ударения в каждой строке падают на второй, четвертый, шестой и десятый слоги.

Четкость и упорядоченность ритм еще более усиливается от того, что в каждой строке после четвертого слога, есть отчетливая пауза. Уникальной кажется способность Пушкина при предельной стройности и организованности ритма, создать текст абсолютно естественный.

Слова «безмолвно – безнадежно», «робостью – ревностью» — это рифмы, но настолько органично вписавшиеся, что это совершенно незаметно.

Симметрична и упорядочена система рифм. «Все нечетные рифмы инструментированы на звук «ж»: «быть может, тревожит, безнадежно, нежно», а все чётные – на «м»: «совсем, ничем, томим, другим». Умно и чётко построено.

Стихотворение «Я вас любил…» — поэтическая работа, входящая в «программу любовного наследия» поэта. Она необычна тем, что все эмоции лирического героя передаются напрямую – путём непосредственного называния. Заканчивается произведение примирительно: внутреннее напряжение лирического героя спало в то время, когда он расставил для себя все точки над «i».

Стихотворение «Я вас любил…» Пушкина А.С. передаёт тончайшие оттенки нежной, всепоглощающей любви. Волнующая эмоциональность содержания, музыкальность языка, композиционная завершенность – всё это великий стих великого поэта.

А. С. Пушкин «Анчар»: анализ стихотворения по плану

 В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит —

И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Одной из ярких и бесценных жемчужин в творчестве гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина является стихотворение «Анчар», которое он создал в 1828 году. В 1832 году оно было опубликовано в литературном альманахе «Северные цветы».

В период написания данного произведения поэт уже несколько лет живет в Москве после длительной четырехлетней кишиневской ссылки и находится под негласным наблюдением царской цензуры. Наученный горьким опытом Пушкин остерегается открыто выступать против царского самодержавия, и использует в данном произведении тонко завуалированную аллегорию, сделав центральным персонажем своей псевдосредневековой баллады с уклоном восточной притчи, ядовитое дерево упас-анчар, произрастающее на острове Ява, расположенном в далеком Индийском океане.

Главная тема стихотворения

Сюжетом для стихотворения послужили прочитанные Пушкиным в русской периодике того времени заметки врача из Голландии одной Вест-Индийской торговой компании об удивительном зловещем дереве упас-анчар, которое выделяет ядовитый сок, добываемый местными жителями с большим риском для собственной жизни и используемый ими в качестве пропитки для стрел и другого метательного оружия.

Также некоторыми исследователями творчества Пушкина выдвигается идея, что данное произведение было создано Пушкиным как противопоставление поэме известного поэта того времени Павла Катенина «Сожаление» (в нем присутствовал образ некого «древа жизни», символизировавшего царское милосердие).

Композиционно стихотворение «Анчар» состоит из двух противопоставляемых структурных частей, основанных на принципах антитезы. В первых пяти строфах, представляющих собой зачин произведения и относящихся к первой части, автор дает нам описание легендарного дерева анчар, произрастающего в бесплодной пустыне и имеющего ядовитую смолу. Гениальный поэт создает образ дерева, воплощения абсолютного зла, который отличается яркостью и выразительностью: «к нему и птица не летит, и тигр не йдет», а все что к нему приближается, пропитывается смрадом смерти и разложения.

Следующие три строфы, являющиеся основным развитием сюжета и относящиеся ко второй части, показывают нам образ неумолимого и жестокого владыки, который посылает раба «одним лишь властным взглядом» за ядовитой смолой, прекрасно зная, что тот обречен на мучительную смерть. Последняя строфа рассказывает для чего владыке нужен яд, чтобы пропитать им стрелы и принести смерть и разрушение соседним государствам.

Главной темой данного произведения является изображение образа мирового зла, рассматриваемого как с философской, так и с социальной позиции. Образ всемирного зла, который воплощен в ядовитом дереве анчар, по мнению Пушкина, является наравне с вопросом жизни и смерти, одной из главных проблем человечества на протяжении всего его существования.

Также в стихотворении «Анчар» затронуты такие важные для поэта темы, волнующие его на протяжение всей его деятельности как поэта и гражданина своей Родины, как свобода и тирания. Только в данном случае эти темы раскрыты в общефилософском смысле, характерном для позднего этапа его творчества.

Структурный анализ стихотворения

По жанровой направленности данное произведение является лирико-эпическим сюжетным стихотворением, написанное любимым стихотворным размером поэта четырехстопным ямбом с применением специального пропуска ударения на особо ритмически сильном месте (так называемый пиррихий, специальный прием стихосложения) для того, чтобы усилить драматизм происходящих событий.

Для образного раскрытия идейного содержания в произведении автором использованы яркие эпитеты (пустыня чахлая и скупая, песок горючий, черный вихрь), метафоры (природа напоила, вихрь набежит), антитеза (раб — владыка). Особенную торжественность и величавость произведению придает использование автором древнеславянских архаизмов (древо, хладное чело, вихорь, послушливый).

Большое количество в первой части таких согласных букв как «п» и «ч» на звуковом уровне создает мрачное и гнетущее впечатление, которым автор и хотел подчеркнуть унылую и печальную атмосферу, царящую в «пустыне чахлой и скупой».

В стихотворении «Анчар» на суд читателей Пушкин представляет систему, в которой безраздельная власть принадлежит одному человеку (владыке или князю, как в более ранних версиях) и он может делать со своими подчиненными все, что ему угодно, являясь подобно Богу вершителем их судьбы, хозяином жизни или смерти. Такая власть и является настоящим источником зла, губящим подобному ядовитому дереву анчар все вокруг.

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Черновик стихотворения был обнаружен Жуковским уже после смерти Пушкина. Оно датируется 1836 г. Впервые было опубликовано в посмертном издании произведений поэта (1841 г.).

Известное стихотворение Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” положило начало продолжающимся до сих пор спорам. Первый вопрос касается источника, вдохновившего Пушкина. Многие считали произведение простым подражанием многочисленным одам русских поэтов на тему памятника. Более распространена версия о том, что Пушкин взял основные идеи из оды Горация, откуда и взят эпиграф к стихотворению.

Более серьезным камнем преткновения стали смысл и значение произведения. Прижизненное восхваление своих заслуг, убежденность автора в своей будущей славе вызывали нарекания и недоумение. В глазах современников это, как минимум, представлялось чрезмерным самомнением и дерзостью. Даже те, кто признавал огромные заслуги поэта перед русской литературой, не могли потерпеть подобной наглости.

Пушкин сравнивает свою славу с «нерукотворным памятником», который превышает «Александрийский столп» (памятник Александру I). Более того, поэт утверждает, что его душа будет существовать вечно, а творчество распространится по всей многонациональной России.

Произойдет это потому, что на протяжении всей жизни автор нес людям идеи добра и справедливости. Он всегда защищал свободу и «милость к падшим призывал» (вероятно, к декабристам). После таких заявлений Пушкин еще и бросает упрек тем, кто не понимает ценность его творчества («не оспоривай глупца»).

Оправдывая поэта, некоторые исследователи заявляли, что стих является тонкой сатирой автора над самим собой. Его утверждения считали шуткой над своим непростым положением в высшем обществе.

Спустя почти два столетия произведение можно оценить по достоинству. Годы показали гениальное предвидение поэтом своего будущего. Стихотворения Пушкина известны по всему миру, переведены на большинство языков. Поэт считается величайшим классиком русской литературы, одним из основателей современного русского языка.

Высказывание «весь я не умру» полностью подтвердилось. Имя Пушкина живет не только в его произведениях, но и в бесчисленных улицах, площадях, проспектах и во многом другом. Поэт стал одним из символов России. Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» — заслуженное признание поэта, не дождавшегося этого от современников.