Стих пушкина краткое содержание для читательского дневника

Стих пушкина краткое содержание для читательского дневника

Скупой рыцарь

(сцены из трагикомедии Ченстона)

Средневековая Франция, 20-летний рыцарь Альбер победил на турнире графа Делоржа, видел радость прекрасной Клотильды, но шлем пробит, а конь Эмир хром. Для нового турнира нет доспехов, для пира у герцога – платья (наряда). Пожаловаться, кроме слуги Ивана, некому. Барон Филипп, отец юноши – жадный богач, владелец сундуков (шестой – неполный) с золотом. Сам не тратит, и сыну денег не дает. Он «раб», «цепной пес» своего богатства.

Жид (еврей) ростовщик Соломон в этот раз под «рыцарское слово» юноше в долг не дает. Он пугает, что наследство юноша получит через 30 лет. Но Альбер хочет денег в молодости, а не старости. Может, отец скоро умрет. Тогда Соломон советует ему отравить отца каплями аптекаря Товия. Альбер возмущен, он не отцеубийца. Он гонит жида в шею, но червонцы (золото) его берет. Последнее средство – жалоба на отца влиятельному герцогу. Пусть тот заставит отца оплачивать расходы сына.

В это время скупой барон в подвале «чахнет» (не ест, не спит, любуется, боится потерять) над златом. В сундуках – «слезы, кровь и пот» бедняков. Барону их не жалко, его греет мысль, что, стоит только захотеть, и весь мир будет у его ног, как у царя. Даже после смерти он не хочет отдать ключи от сундуков сыну, готов призраком охранять их.

Во дворце герцог обещает Альберу помощь. Старый барон – боевой друг его деда. Альбер подслушивает разговор герцога и отца. Старик сообщает, что у него есть сын, но при дворе ему делать нечего. Он дикарь, хотел убить отца родного, более того – обокрасть! Альбер врывается в комнату с криком «лжец!» Отец в гневе бросает ему перчатку (вызов на дуэль). Альбер хватает ее. Герцог отбирает у него перчатку, стыдит отца и сына. Барону плохо, он умирает со словами: «Где ключи?» Ему кажется, что сын уже отнял их. Герцог подводит итог: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Моцарт и Сальери

Город Вена, конец 18 века. Сальери, известный композитор, завидует гению «праздного гуляки» Моцарта. Сальери отдал годы, чтобы изучить все секреты музыки. Только потом стал писать свои вещи. Но они ничто перед музыкой Моцарта. В этот момент входит Моцарт с уличным скрипачом. Тот бездарно играет музыку Моцарта. Автор смеется, Сальери – возмущен. Моцарт на фортепьяно играет приятелю новую вещь. Потрясенный красотой и глубиной музыки, Сальери принимает решение «остановить» гения – убить его. Дар Моцарта – не только предмет зависти других музыкантов, он непонятен этому миру, этой публике. Моцарт должен исчезнуть.

За обедом в трактире Моцарт делится, что 3 недели назад получил заказ от человека в черной одежде. Теперь он всюду ему мерещится как недобрый знак. Между тем заказ, «Реквием» (траурная церковная служба), готов. Моцарт уверен, что гений и злодейство – вещи несовместимые. Под эту фразу Сальери подсыпает ему яд в бокал. Моцарт пьет, а потом играет для друга свой «Реквием». Тот плачет. Моцарту плохо, он уходит домой. А Сальери неприятна мысль, что он злодей, а никакой не гений.

Каменный гость

Дон Гуан, развратник и дуэлянт, со слугой Лепорелло самовольно покинув ссылку, по темноте въезжает в столицу – Мадрит (Мадрид). Он был наказан королем за убийство на поединке командора де Сольва. Его тянет в дом хорошенькой актрисы 18-летней Лауры, но по пути он замечает на кладбище вдову командора, Дону Анну. И хочет с ней познакомиться.

Дон Карлос, оставшись у Лауры на ночь, сталкивается с Дон Гуаном, своим врагом, убийцей брата и соперником в любви. Они обнажают шпаги: Дон Карлос мертв. Дон Гуан из осторожности скрывается в монастыре. Под видом монаха он видится с Доной Анной прямо у могилы ее мужа, под тенью статуи командора.

Однажды он признается ей, «ангелу», в любви. Красавица смущена. За командора она вышла по воле матери, а не любви. Ей хочется еще раз увидеть незнакомца, раз уж он не монах. Дон Гуан на радостях зовет на их свидание статую командора. Статуя кивает в знак согласия.

В доме вдовы он называет свое настоящее имя. Его пыл, откровенность пугают и восхищают Дону Анну. Она влюбляется в него. Впрочем, второму свиданию не быть: на встречу, как и обещала, явилась статуя грозного командора. Дона Анна в обмороке, командор сжимает руку сердцееда. Земля разверзается под их ногами – и поглощает обоих.

Пир во время чумы

(из трагедии Вильсона)

Англия, 17 век, Лондонская чума. За уставленным едой и выпивкой столом сидят мужчины и женщины. Председательствует над компанией Вальсингам, бесстрашный и веселый. На днях здесь пил их друг, теперь он мертв, а они пьют в его память. Мери поет грустную песню, ее родные умерли. Луиза требует веселых песен. Мимо пирующих громыхает телега с трупами. После чего, для поднятия духа, Вальсингам исполняет гимн в честь чумы. Ее приход дал людям почувствовать вкус жизни. Теперь не тратят время на пустяки, обиды, страх. Любовь и веселье стали неподдельными. Так что чуму стоит поблагодарить.

К празднующим подходит священник. Он видит в их сборище в такое ужасное время что-то сатанинское, напоминает Вальсингаму о смерти матери и жены Матильды. Тот не хочет ничего вспоминает, ни о чем жалеть. Праздник должен продолжаться, никто не должен уйти. Все равно дома их пусты без близких. Слова священника ранят его. Он понимает его правоту, но просит без толку не терзать душу. Священник, сострадая безумцу, молится Богу и уходит прочь. А Вальсингам, задумчивый и печальный, сидит среди пирующих.

Скупой рыцарь

(сцены из трагикомедии Ченстона)

Средневековая Франция, 20-летний рыцарь Альбер победил на турнире графа Делоржа, видел радость прекрасной Клотильды, но шлем пробит, а конь Эмир хром. Для нового турнира нет доспехов, для пира у герцога – платья (наряда). Пожаловаться, кроме слуги Ивана, некому. Барон Филипп, отец юноши – жадный богач, владелец сундуков (шестой – неполный) с золотом. Сам не тратит, и сыну денег не дает. Он «раб», «цепной пес» своего богатства.

Жид (еврей) ростовщик Соломон в этот раз под «рыцарское слово» юноше в долг не дает. Он пугает, что наследство юноша получит через 30 лет. Но Альбер хочет денег в молодости, а не старости. Может, отец скоро умрет. Тогда Соломон советует ему отравить отца каплями аптекаря Товия. Альбер возмущен, он не отцеубийца. Он гонит жида в шею, но червонцы (золото) его берет. Последнее средство – жалоба на отца влиятельному герцогу. Пусть тот заставит отца оплачивать расходы сына.

В это время скупой барон в подвале «чахнет» (не ест, не спит, любуется, боится потерять) над златом. В сундуках – «слезы, кровь и пот» бедняков. Барону их не жалко, его греет мысль, что, стоит только захотеть, и весь мир будет у его ног, как у царя. Даже после смерти он не хочет отдать ключи от сундуков сыну, готов призраком охранять их.

Во дворце герцог обещает Альберу помощь. Старый барон – боевой друг его деда. Альбер подслушивает разговор герцога и отца. Старик сообщает, что у него есть сын, но при дворе ему делать нечего. Он дикарь, хотел убить отца родного, более того – обокрасть! Альбер врывается в комнату с криком «лжец!» Отец в гневе бросает ему перчатку (вызов на дуэль). Альбер хватает ее. Герцог отбирает у него перчатку, стыдит отца и сына. Барону плохо, он умирает со словами: «Где ключи?» Ему кажется, что сын уже отнял их. Герцог подводит итог: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Моцарт и Сальери

Город Вена, конец 18 века. Сальери, известный композитор, завидует гению «праздного гуляки» Моцарта. Сальери отдал годы, чтобы изучить все секреты музыки. Только потом стал писать свои вещи. Но они ничто перед музыкой Моцарта. В этот момент входит Моцарт с уличным скрипачом. Тот бездарно играет музыку Моцарта. Автор смеется, Сальери – возмущен. Моцарт на фортепьяно играет приятелю новую вещь. Потрясенный красотой и глубиной музыки, Сальери принимает решение «остановить» гения – убить его. Дар Моцарта – не только предмет зависти других музыкантов, он непонятен этому миру, этой публике. Моцарт должен исчезнуть.

За обедом в трактире Моцарт делится, что 3 недели назад получил заказ от человека в черной одежде. Теперь он всюду ему мерещится как недобрый знак. Между тем заказ, «Реквием» (траурная церковная служба), готов. Моцарт уверен, что гений и злодейство – вещи несовместимые. Под эту фразу Сальери подсыпает ему яд в бокал. Моцарт пьет, а потом играет для друга свой «Реквием». Тот плачет. Моцарту плохо, он уходит домой. А Сальери неприятна мысль, что он злодей, а никакой не гений.

Каменный гость

Дон Гуан, развратник и дуэлянт, со слугой Лепорелло самовольно покинув ссылку, по темноте въезжает в столицу – Мадрит (Мадрид). Он был наказан королем за убийство на поединке командора де Сольва. Его тянет в дом хорошенькой актрисы 18-летней Лауры, но по пути он замечает на кладбище вдову командора, Дону Анну. И хочет с ней познакомиться.

Дон Карлос, оставшись у Лауры на ночь, сталкивается с Дон Гуаном, своим врагом, убийцей брата и соперником в любви. Они обнажают шпаги: Дон Карлос мертв. Дон Гуан из осторожности скрывается в монастыре. Под видом монаха он видится с Доной Анной прямо у могилы ее мужа, под тенью статуи командора.

Однажды он признается ей, «ангелу», в любви. Красавица смущена. За командора она вышла по воле матери, а не любви. Ей хочется еще раз увидеть незнакомца, раз уж он не монах. Дон Гуан на радостях зовет на их свидание статую командора. Статуя кивает в знак согласия.

В доме вдовы он называет свое настоящее имя. Его пыл, откровенность пугают и восхищают Дону Анну. Она влюбляется в него. Впрочем, второму свиданию не быть: на встречу, как и обещала, явилась статуя грозного командора. Дона Анна в обмороке, командор сжимает руку сердцееда. Земля разверзается под их ногами – и поглощает обоих.

Пир во время чумы

(из трагедии Вильсона)

Англия, 17 век, Лондонская чума. За уставленным едой и выпивкой столом сидят мужчины и женщины. Председательствует над компанией Вальсингам, бесстрашный и веселый. На днях здесь пил их друг, теперь он мертв, а они пьют в его память. Мери поет грустную песню, ее родные умерли. Луиза требует веселых песен. Мимо пирующих громыхает телега с трупами. После чего, для поднятия духа, Вальсингам исполняет гимн в честь чумы. Ее приход дал людям почувствовать вкус жизни. Теперь не тратят время на пустяки, обиды, страх. Любовь и веселье стали неподдельными. Так что чуму стоит поблагодарить.

К празднующим подходит священник. Он видит в их сборище в такое ужасное время что-то сатанинское, напоминает Вальсингаму о смерти матери и жены Матильды. Тот не хочет ничего вспоминает, ни о чем жалеть. Праздник должен продолжаться, никто не должен уйти. Все равно дома их пусты без близких. Слова священника ранят его. Он понимает его правоту, но просит без толку не терзать душу. Священник, сострадая безумцу, молится Богу и уходит прочь. А Вальсингам, задумчивый и печальный, сидит среди пирующих.

История создания

«Повести покойного И. П. Белкина» — это цикл, состоящий из 5 коротких повестей. Позднее было написано предисловие от «издателя». Они были написаны Александром Сергеевичем Пушкиным примерно за 2 месяца во время Болдинской осени 1830 года:

  1. 9 сентября — «Гробовщик».
  2. 14 сентября — «Станционный смотритель».
  3. 20 сентября — «Барышня-крестьянка».
  4. 14 октября — «Выстрел».
  5. 20 октября — «Метель».
  6. В конце октября или начале ноября — предисловие.

Отдельной книгой повести вышли в 1831 году в Петербурге. Настоящий автор указан не был, но в предисловии Пушкин от лица «издателя» развернул его вымышленную биографию. По легенде Белкин — это молодой помещик, родившийся в 1801 году и умерший в 1828. Он родился и вырос в селе Горюхино, затем поступил в пехотный полк, но после смерти родителей ушел в отставку и поселился в имении. Белкин писал на досуге, пытался сочинить поэму о Рюрике, но понял, что поэт из него посредственный.

В результате Иван Петрович написал несколько анекдотов, повести и начал составлять сельскую хронику (неоконченная повесть «История села Горюхина», была напечатана уже после смерти Пушкина). Эти произведения нашли после смерти помещика в его бумагах — об этом сообщал «издатель» в предисловии.

Примечательно, что каждая часть была написана в определенном литературном направлении:

  1. Романтизм — «Выстрел».
  2. Сентиментализм — «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель» и «Метель».
  3. В «Гробовщике» можно встретить элементы готической литературы и романтизма.

Однако все 5 частей написаны в жанре реализма. В них поднимаются важные вопросы (социальное неравенство, тема «маленького человека», несхожесть мировоззрений), которые почти во всех случаях решаются удачно.

Краткое содержание

Каждая повесть представляет собой отдельную историю. Они не связаны между собой ни главными героями, ни местом действия — события происходят в разных местах России. Объединяет их только время — начало XIX века.

Главными героями стали:

Сильвио в «Выстреле» — меткий стрелок

  1. Сильвио в «Выстреле» — меткий стрелок, благородный, но вспыльчивый и мстительный.
  2. Марья Гавриловна в «Метели» — богатая невеста, романтичная, но очень наивная.
  3. Прохоров Адриан в «Гробовщике» — жадный гробовщик, постоянно обманывающий клиентов.
  4. Заботливый, но бедный смотритель Вырин Самсон и его красавица-дочь Дуня в «Станционном смотрителе».
  5. Муромская Лиза и Берестов Алексей в «Барышне-крестьянке» — взрослые дети враждующих соседей-помещиков, они влюбились друг в друга.

Для понимания рассказов необходимо прочитать краткое содержание «Повестей Белкина» для читательского дневника.

Автобиографичный «Выстрел»

Сперва повествование ведется от лица армейского офицера, который давно был знаком с главным героем Сильвио. О нем мало что было известно, и только перед отъездом он рассказал свою историю.

Спор между Сильвио и графом

Около 6 лет назад Сильвио был участником дуэли. Его соперник, граф, молодой повеса, стрелял первым и будто нарочно промахнулся — прострелил головной убор. После чего равнодушно начал есть черешню, выплевывая косточки в сторону врага. Такое пренебрежение взбесило Сильвио, и он ушел, оставив за собой право ответного выстрела — но уже тогда, когда жизнь противника будет ему намного дороже. Мужчина подал в отставку и уехал, а через несколько лет узнал, что граф женился на молодой красавице.

На этом история обрывается. Ее заканчивает тот самый граф, к которому в гости приехали слушатели. Сильвио нашел давнего врага и вынудил его начать дуэль заново, так как он не мог стрелять в безоружного. Граф вновь стрелял первым и промахнулся. На шум прибежала его жена, которая начала умолять пощадить ее супруга. Увидев, что противник испугался за свою жизнь (теперь ему было что терять), Сильвио выстрелил в стену, попал в застрявшую там пулю и уехал.

Как позднее стало известно, он погиб во время Греческой революции за освобождение народа в рукопашном бою.

Интересный факт: изначально Пушкин собирался оставить только первую главу, указав, что конец утрачен. Это сделало бы повесть автобиографичной: известно, что сам Александр Сергеевич пришел на дуэль с Зубовым в 1822 году с черешней, а когда противник промахнулся, не стал стрелять и ушел.

Романтичная «Метель»

Марья Гавриловна — единственная наследница богатого помещика. Она влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича, но отец никогда не согласится на этот брак. Юноша подговаривает любимую обвенчаться тайно в соседнем селе. Он устраивает всю церемонию, но не может приехать вовремя: из-за сильной метели дорогу совершенно не было видно. Владимир добрался только к утру, но никого в церкви не нашел.

На следующее утро Марья слегла с горячкой. В бреду она постоянно вспоминала любимого, и родители согласились с выбором дочери. Они написали Владимиру письмо, но тот ответил, чтобы о нем забыли. Через несколько дней он уехал в армию, проявил себя во время Бородинской битвы, но умер от ран.

Романтичная «Метель»

Вскоре у выздоровевшей Марьи Гавриловны появился новый поклонник — Бурмин. Между молодыми людьми вспыхнули чувства, но молодой человек не мог связать с девушкой судьбу. Однажды несколько лет назад он заблудился в метель и заехал в открытый храм, где его приняли за опаздывающего жениха. Решив пошутить, он ничего не сказал, только в конце церемонии бледная невеста посмотрела на него и увидела ошибку. Теперь же Бурмин не может найти ту девушку, которая теперь его жена. Побледневшая Марья призналась, что невестой была она.

Готический «Гробовщик»

Повесть начинается с переезда Адриана Прохова и его 2 дочерей на новое место. Герой — опытный, пожилой гробовщик, который сумел скопить достаточно денег и расширить дело. На новом месте его тут же приглашает в гости сосед-немец — отметить серебряную свадьбу.

Готический «Гробовщик»

В гостях собралось немало мастеров, которые вскоре начали пить за своих клиентов. Один из приглашенных в шутку предложил Адриану выпить за его клиентов — мертвецов. Это страшно обидело и разозлило нетрезвого гробовщика. Вернувшись домой перед сном, он объявил, что на самом деле пригласит на новоселье своих клиентов.

Вскоре Прохорова разбудили: потребовались его услуги. Когда же мужчина вернулся, то увидел возле своего дома незнакомого человека, пришедшего в гости. Войдя в дом, Адриан обомлел: за столом сидели и праздновали те, кого он когда-то хоронил. Незнакомец объяснил, что к гробовщику на новоселье пришли все его клиенты, которые еще могли вставать. Гробовщик оттолкнул одного из скелетов, собирающихся обнять его, и тот рассыпался. Возмущенные мертвецы начали приближаться, и тут Прохоров проснулся после вчерашнего праздника у немца.

Интересный факт: напротив дома невесты Пушкина Натальи Гончаровой находилась лавка гробовщика Адриана.

«Станционный смотритель»

Рассказчик во время путешествия несколько раз останавливался на одной станции. Там служил смотрителем вдовец Вырин Самсон, с ним жила красивая дочь Дуня.

Однажды на станции остановился богатый гусар Минский. Он притворился больным, несколько дней за ним ухаживала Дуня. Выздоровев, он предложил подвези девушку до церкви и увез с собой в Петербург.

«Станционный смотритель»

Безутешный Самсон узнал адрес гусара и пришел к нему, умоляя вернуть дочь. Минский сказал, что Дуня счастлива с ним, и прогнал. Тогда смотритель узнал место жительства дочери и пришел к ней. Та, увидев отца, упала в обморок, и Минский вновь выгнал его. Старик вернулся, запил с горя и вскоре умер.

Через некоторое время на станцию приехала богато одетая барышня с 3 детьми. Она долго сидела на могиле смотрителя, которого уже не застала.

«Барышня-крестьянка»

Соседи-помещики Берестов и Муромский не в ладах друг с другом уже много лет: первый живет как настоящий русский барин, второй предпочитает управлять имением и обрабатывать поля на английский манер.

После окончания учебы в деревню приезжает молодой Алексей Муромский. Дочь Берестова Лиза мечтает познакомиться с ним, переодевается в крестьянское платье и тайком пробирается в лес, где юноша охотится. Они знакомятся: Лиза называет себя дочерью кузнеца Акулиной и учится у Алексея грамоте. Несмотря на взаимные чувства, влюбленные не могут быть вместе: Алексею мешает социальное неравенство, Лизе — вражда отцов.

«Барышня-крестьянка»

Однажды на охоте помещик Муромский падает с лошади. Ему помогает Берестов, тоже охотящийся в том лесу. Оба соседа, разговорившись, мирятся, и Муромский приглашает отца с сыном на обед. Лизе едва удается не выдать себя: она приходит сильно накрашенная, в странном наряде и говорит на французском. Алексей не узнает Акулину.

Однако примирившиеся помещики решают женить детей. Разозлившись, Алексей пишет письмо Акулине, прячет в дереве (так они обменивались посланиями) и едет к Лизе Муромской, чтобы решительно отказаться от свадьбы. Войдя в комнату, он видит, как «Акулина» читает его письмо, все понимает и просит благословения у отца невесты.

Кратчайшая биография Лермонтова для детей

10 предложений о жизни Лермонтова:

  1. М. Ю. Лермонтов родился в 1814 году в офицерской семье, воспитывался бабушкой.
  2. Сначала он обучался дома, затем в Московском пансионате, где и написал первые стихотворения.
  3. С 1830 до 1832 Лермонтов учился в Московском университете, где увлекся творчеством знаменитых литераторов.
  4. В 1834 году он закончил обучение в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, после чего был назначен в гусарский полк.
  5. Поэма «Хаджи Абрек» — одно из первых произведений поэта, была опубликована в 1835 году.
  6. Лермонтов стал известен после публикации стихотворения о смерти Пушкина, но из-за него его отправили в ссылку на Кавказ. В это время он создал большое количество своих известных произведений.
  7. Благодаря ходатайствам бабушки, Лермонтов вернулся в Петербург и был восстановили на службе. Но за дуэль с французом­ Барантом в марте 1840 года, был вторично командирован на Кавказ.
  8. Возвращаясь из второй ссылки, в Пятигорске он столкнулся со своим старым знакомым Николаем Мартыновым.
  9. Между ними разгорелась ссора и 15 июля 1841 состоялась дуэль, во время которой Лермонтов был убит, в возрасте 26 лет.­
  10. Основные произведения: «Герой нашего времени», «Бородино», «Мцыри», «Парус», «Смерть поэта», «Демон», «Узник», «Маскарад» и другие.