Стих пушкина который не входит в школьную программу

История создания

В анализе стихотворения «Зимнее утро» школьник может упомянуть, что оно было написано не в самый лучший период жизни поэта. В то время А. С. Пушкин находился в ссылке в Михайловском. Однако эти годы были полны не только ощущением одиночества, но и счастливыми чувствами, связанными с искренней дружбой и любовью, приливом творческого вдохновения. Стихотворение стало приятной неожиданностью для друзей великого поэта и критиков. «Зимнее утро» было написано Пушкиным очень быстро, за один день. Произведение можно назвать одним из наиболее удачных стихотворений поэта в жанре пейзажной лирики.

Структура

Стихотворение «Зимнее утро» — одно из самых популярных поэтических произведений великого русского поэта. Начать анализ стихотворения «Зимнее утро» можно с описания его первой строки. Стихотворение начинается с полного восхищения восклицания: «Мороз и солнце; день чудесный!». И после этого лирический герой сразу же использует приятные и теплые слова, чтобы обратиться к своей возлюбленной: «красавица», «друг прелестный». Лексика хорошо передает настроение рассказчика, и поэтому стихотворение можно по праву назвать лирическим. Яркие, вдохновенные образы утра тесно переплетены с темой любви. Природную картину можно сравнить с чувствами влюбленного лирического героя.

В анализе стихотворения «Зимнее утро» учащийся также может рассказать, что по своему строению оно разделяется на пять строф. Каждая из них является шестистишием. В начале произведения поэт передает свой восторг русской зимой и нежно призывает свою возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение меняется – лирический герой вспоминает хмурый вчерашний день, который был полон негодования природной стихии, буйства ненастья. В лирическом анализе стихотворения «Зимнее утро» можно упомянуть, что такой контраст придает еще больше восхищения красотой природы наутро. После того как была описана красота зимнего пейзажа, читатель возвращается в теплую комнату, слышит треск поленьев в печи.

Основная информация о стихотворении

В своем стихотворении великий русский поэт описывает красоту родной природы, зимнего утра, которое пришло на смену зимней ночи. Это и есть тема произведения, которую требуется упомянуть в анализе стихотворения «Зимнее утро». Идея же заключается в том, что поэт хочет показать необыкновенную прелесть зимних пейзажей, выразить свою любовь и восхищение родиной и ее природой. Что касается размера, поэт использовал для создания своего произведения четырехстопный ямб. Рифмовка в стихотворении – смешанная. Лирический сюжет в произведении выражен слабо. В его основе лежит созерцание рассказчиком красот природы, которое и стало для него импульсом к действию. Произведение относится к жанру пейзажной лирики и принадлежит к литературному течению под названием романтизм.

Анализ стихотворения «Зимнее утро» по плану

Иногда требуется не просто написать сочинение, а подготовить структурированный анализ произведения. Приблизительный план, согласно которому школьник проанализирует произведение, может быть таким:

  • История создания стихотворения.
  • Тема и основная мысль.
  • Композиция.
  • Каким представляет поэт лирического героя.
  • Художественные средства.
  • Размер, рифма.
  • Мое мнение о стихотворении «Зимнее утро».

Это приблизительный алгоритм для анализа стихотворения «Зимнее утро» Пушкина по плану. Школьник может добавлять в него свои пункты.

Языковые средства выразительности

В стихотворении можно найти немало положительно окрашенных эпитетов. Это выражения «прозрачный лес», «янтарным блеском», «милый друг» и многие другие. Есть и эпитеты с негативной эмоциональной окраской: «мутном небе», «тучи мрачные», «поля пустые». Используется поэтом также и прием метафоры: «луна желтела». Читатель встречает олицетворение: «вьюга злилась». Сравнение в стихотворении: «Луна, как бледное пятно…».

Синтаксические средства

В начале стихотворения читатель обнаруживает повествовательные предложения. Именно с их помощью поэт выражает спокойную интонацию своего произведения. Но постепенно голос лирического героя становится все более беспокойным и взволнованным. Несмотря на то, что в стихотворении практически нет восклицательных предложений, за внешним спокойствием рассказчика скрывается глубина его эмоциональных переживаний. Есть в стихотворении и вопросительное предложение – это риторический вопрос.

Фонетика произведения

Великий русский поэт использует и прием аллитерации, что также нелишне упомянуть школьнику при анализе стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Это проявляется в нагнетании шипящих ж, ч, ш, з. Также используются и звонкие согласные – б, в, р, л, н. Используется в стихотворении и прием ассонанса – нагнетаются гласные звуки а, о, и, е. При помощи данных звуковых средств поэт стремится передать топот лошади, скрип снега на морозе, звон льда.

Лексические особенности первых двух строф

iv>

В первой строфе стоит обратить внимание на 4-ю и 6-ю строки. В них читатель может увидеть два примера употребления устаревшей грамматики. Проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро», можно рассказать и об этих особенностях. Во-первых, это словосочетание «открой… взоры». В настоящее время последнее слово используется совершенно иначе. Взор можно потупить, отвести или же устремить, однако никак не открывать. Дело в том, что стихотворении оно имеет устаревшее значение – «глаза». И именно в этом смысле оно употребляется во многих стихотворениях поэтов первой половины XIX века.

Также интерес представляет и другое слово – «сомкнуты». Оно является усеченным причастием – его использование представляет собой одну из самых любимых вольностей многих поэтов того времени.

Строчкой ниже также читателя поджидают интересные факты, которые требуют дополнительного объяснения. Во-первых, поэт упоминает слово «Аврора». Оно написано с большой буквы, однако здесь является не именем собственным, а нарицательным. А. С. Пушкин использует имя богини зари, чтобы обозначить сам рассвет. С другой стороны, по правилам русского языка оно должно быть в дательном падеже: «Навстречу северной Авроре». Однако здесь нет опечатки или ошибки – это устаревшая форма. Когда-то предлог навстречу по правилам грамматики требовал родительного падежа, и для Александра Сергеевича и его современников это была норма.

Также стоит упомянуть и о том, что словосочетание «звезда севера» здесь употребляется не в прямом своем значении – «небесное светило», а значит «самая красивая и достойная дама Петербурга». Во второй строфе упомянуты слова «вечор» и «мгла». Первое обозначает «вчера вечером». Слово «мгла» в своем обычном значении обозначает тьму или мрак. А. С. Пушкин использует это слово для обозначения снега, который скрывает в своем тумане все вокруг, словно пелена.

Третья и четвертая строфы

Здесь описывается зимний пейзаж. И та картина, которую описывает поэт, во многом создается при помощи описания цветов: «под голубыми небесами», «лес один чернеет». В третьей строфе стихотворения нет никаких устаревших форм, она не нуждается в дополнительных пояснениях. В последней строфе встречается необычная словоформа «запречь» вместо привычного «запрячь». Это – поэтическая вольность, которая допускается поэтом для рифмовки, что также можно упомянуть, проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Кратко описать все устаревшие грамматические средства усердный школьник вряд ли сможет, поэтому, если нужно предоставить сжатый анализ, можно упомянуть одно или два.

>

Последние две строфы связаны словом «блеск», с помощью которого читатель еще более ясно представляет себе как природный пейзаж, так и уют теплой комнаты. Если в третьей строфе блеск зимний, то в последней – теплый, янтарный. Пушкин использует и тавтологию, однако в данном случае она вполне оправдана. Слыша выражение «треском трещит», читатель будто бы слышит звук затопленной печи.

Итак, мы рассмотрели краткий анализ стихотворения «Зимнее утро». Ощущение радости поэта возрастает к концу произведения. Ему все больше хочется навестить «поля», «леса» и «берег». Под последним не стоит понимать буквально речной берег – скорее, поэт хотел рассказать о тех местах, что являются для него близкими и родными.

Источник: www.syl.ru

Стихотворение «Зимнее утро».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано 3 ноября 1829 года в селе Пав­ловском Тверской губернии, куда А.С. Пушкина пригласила П.А. Осипова-Вульф. Поэт очень любил эти места, был дружен с детьми Осиповой — Алексеем, Анной и Евпраксией.

Стихотворение мы можем отнести к пейзажной лирике, стиль его — романтический. Основная тема — соотношение настрое­ний человека и природы, смена контрастных состояний в при­роде и человеческой душе.

В основе композиции стихотворения лежит антитеза. Откры­вается оно прелестным зимним пейзажем и обращением к лю­бимой:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Антитезу мы имеем уже в первой строчке стихотворения — «мороз» (скованность, нечто мертвенное, застывшее) и «солн­це» (тепло, жизнь, любовь). В этой же строфе представлен образ героини — это красавица, «звезда севера», холодная, гордая и неприступная. Она погружена в негу, спокойствие, сон, ей труд­но «пробудиться к жизни». Образ героини здесь сближается с образом долгой, холодной зимы. Лирический герой же, напро­тив, жив, весел, полон жизненных сил, устремлен к теплу и свету. И уже в этом мы видим определенное противопоставление.

Во второй строфе, вспоминая о вчерашнем вечере, поэт со­здает контрастный по отношению к сегодняшнему утру пейзаж:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела, —

А нынче… погляди в окно…

Состояние природы здесь созвучно состоянию человеческой души. Мрачная, унылая атмосфера вечерней природы придает особую остроту утренним впечатлениям героя. Нельзя оценить по достоинству радостное, солнечное утро, если в жизни не было ненастного вечера. И эта мысль поэта символична. Речь здесь идет не только о перемене погоды, но и о чередовании жизнен­ных бурь и безоблачного счастья в жизни человека.

В третьей строфе мы вновь видим чудную картину, полную красок, жизни:

Под голубыми небесами Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В этой строфе также присутствует антитеза: великолепные ковры снега противопоставлены лесу, чернеющему вдали, про­зрачному и обнаженному, речке, скованной льдом.

В четвертой строфе мы видим описание комнаты, перено­симся в атмосферу тепла, уюта, света. Душа героя распахнута на­встречу будущему — новому прекрасному дню:

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Здесь также присутствует антитеза. Веселому треску печки противопоставлена лежанка, ассоциирующаяся со сном, поко­ем, неподвижностью. «Энергия огня здесь противопоставлена инертности быта».

В последней строфе возникает мотив движения, бега в проти­вовес покою и неподвижности в застывшей зимней природе:

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Здесь герой говорит о местах, близких его сердцу. Он словно приглашает свою возлюбленную разделить с ним его привязан­ность.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, секстина­ми. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («друг прелестный», «тучи мрачные», «нетерпеливому коня»), олицетворение («вьюга злилась»), срав­нение («луна, как бледное пятно»), намеренную тавтологию и аллитерацию («Веселым треском трещит затопленная печь»).

Таким образом, природа в этом произведении созвучна на­строению человека, испытывающего удивительное чувство ра­дости и полноты жизни.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения зимнее утро
  • зимние утро описание стиха по этапам
  • сочинение по стихотворению зимнее утро

Источник: Sochineniye.ru

История создания

1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связано с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта – его жене Наталье Гончаровой, и его Няне Арине Родионовне.

Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении, Александ Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться ее красотами и не думать больше ни о чем.

Опубликовано стихотворение год спустя в альманахе “Царское село”.

Тема

Посвящено это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму – его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, и которую стремился не просто описать, но и передать свое настроение.

Зимнее утро пушкин анализ стихотворения» onload=»$(document).ready(function(){ga(‘send’, ‘event’, ‘AdsImpressions’, window.location.href, ‘video_essay_center’, {nonInteraction: true});});»/>

Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любой время года окружает красота. Важно не проспать ее, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.

Композиция

Классическая линейная композиция, тем не менее, заслуживает подробного разбора.

В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.

Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придает ему колорит.

В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает самым восхищенным способом, а в четвертой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.

Но последняя строфа вновь возвращает читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.

Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.

Жанр

Его легко определить уже по названию, которое обещает прекрасные описания русской природы и зимние пейзажи. Итак, жанр – это пейзажная лирика. Пушкин использует достаточно простой и традиционный для себя стихотворный размер – четырехстопный ямб. Он придает стихотворению особенную мелодичность. Интересен и способ рифмовки – так называемый смешанный: женская рифма в сочетании с мужской работает на передачу настроения.

Средства выразительности

Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:

  • Эпитеты “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.
  • Сравнение “как бледное пятно”.
  • Олицетворения “мгла носилась”, “вьюга злилась”.

Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “подруга дней моих суровых”, “красавица”.

В произведении радостные эпитеты сочетаются с мрачными, создающими противопоставление, чтобы еще больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нем и метафоры (например, снег “лежит”, блестя на солнце), гипербола, аллитерации и анафоры. Все это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.

Источник: obrazovaka.ru

Анализ стихотворения Зимнее утро Пушкина

«Зимнее утро» Пушкина – это стихотворение, описывающее красоту русской зимы. Оно все пронизано ярким солнечным светом и звучит как призыв обратить внимание на все это великолепие. Так же, это произведение пробуждает чувство бодрости, желание к действию.

Написано оно в легком побуждающем стиле. Восторженность и активность звучит в нем. Самая первая его строка, восклицание, сразу же настраивает читателя на оптимистичный лад, ведь наступивший новый день так чудесен!

Автор стихотворения обращается не напрямую к читателю, а к некой особе. Из слов, обращенных к ней, сразу ясно, что он испытывает к своей лирической героине теплые и нежные чувства. Он называет ее прелестным другом, красавицей. Эпитеты, употребленные по отношению к ней, призваны подчеркнуть всю прелесть собеседницы автора.

Во второй строфе поэт противопоставляет нынешнему ясному утру вечер накануне. Тогда свирепствовала вьюга, и героиня стихотворения была печальна. Но теперь все переменилось. Автор призывает женщину полюбоваться видом за окном, в надежде развеять ее недавнюю грусть.

А дальше идет описание того, что же так обрадовало автора и разбудило в нем такие радостные чувства. Пейзаж, и впрямь, великолепен. Голубое небо – ясно. Снег блестит на солнце. Блестит и река подо льдом. Комната, в которой находятся лирические герои, вся залита светом солнечных лучей. Янтарным светом, как пишет Александр Сергеевич.

После описания красот природных, автор плавно переходит к описанию внутреннего уюта помещения. Начинается оно с того самого света, который проник в комнату. А затем – подчеркивание комфорта, царящего там. Здесь автор выражает все это просто – весело трещит печь. Этого уже достаточно для того, чтобы представить всю внутреннюю обстановку. Но и печь горит не просто, а весело.

Пушкин выражает то, что в доме хорошо и уютно. Но проскальзывающее в каждой строке его приподнятое настроение не может в этот день удержать автора в четырех стенах. И, он предлагает своей подруге прокатиться в санях, полюбоваться всем этим великолепием не через окно, а в его владениях.

Это легкое и поднимающее настроение стихотворение заставляет взглянуть на привычный глазу пейзаж по-новому. Большое обилие эпитетов подчеркивает еще больше все прелести окружающего мира. И, еще звучит в его строках мысль о том, что человек очень тесно связан с природой: плохая погода – он грустит, а солнечная и ясная – наоборот.

Вариант №3

В знаменитом произведение «Зимнее утро» великий русский писатель Пушкин Александр Сергеевич очень красиво, грамотно, а главное правильно описывает русскую природу, её разнообразие, многогранность, неповторимость, своеобразие в каждой мелочи.

Начинается это произведение с некого разговора между писателем и девушкой, которая становится своеобразной музой, пробуждающей его к новому дню. Кстати нужно отметить, что девушка является в этом произведении ярким и довольно таки активным действующим лицом. Проснувшись, утром она решает поехать прокатиться в санях по морозному утру. Нужно отметить, что начало произведения очень радостное и умиротворенное.

Небольшая часть произведения уделена предшествующему вечеру, и буре которая разыгрывалась. Поэт находится в удивление от того, насколько быстро природа может изменяться и совершенствоваться.

Красочные прилагательные, которые Александр Сергеевич использует в данном стихотворении, помогают показать красоту морозного, зимнего утра. Благодаря им поэту удается описать красивый пейзаж, природу, каждую её мелочь, которая на взгляд поэта является очень важной.

Зимний деньТак же поэт широко использует метафоры и описания, поэтому картина утра становится еще более красочной и насыщенной. Каждый читатель с легкостью может уловить настроение поэта.

От любования и описывания природы Александр Сергеевич переходит к описанию интерьера. Ему очень хотелось передать спокойную домашнюю обстановку, в которой он находился. Это для поэта было важно.

Так же нельзя не заметить, что в данном стихотворении присутствует тема любви, которая прослеживает практически в каждой строчке.

Все стихотворение пронизано радостными нотками, светлыми образами, ощущением счастья и умиротворения.

В целом данное стихотворение получилось весьма легким, практически воздушным, при этом очень насыщенным, полным и законченным. Александр Сергеевич полюбил это произведение с первых минут его создания. Ему хотелось, чтобы его так же полюбили и читатели, и нужно отметить, что у него это получилось. Каждый, кто прочтет это произведение, не сможет остаться равнодушным.

3, 6 класс по плану

Картинка к стихотворению Зимнее утро

Зимнее утро Анализ стихотворения

Отрывок стихотворения «Бесы»

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

Анализ стихотворения «Бесы»

Осенью 1830 года Пушкин приехал в Болдино улаживать имущественные дела перед женитьбой и надолго остался там из-за холерных карантинов. Тогда и было написано стихотворение «Бесы».

Стихотворение построено на множестве повторов разных уровней: композиционных, лексиче­ских, звуковых.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Это четверостишие повторено трижды, оно звучит лейтмотивом стихотворения и делит его на три композиционных отрезка. Первые две части — по три восьмистишия каждая; последняя часть гораздо короче и состоит из одного восьмистишия. Многочисленные повторы прекрасно пе­редают круговое движение снежных вихрей. Постоянно повторяются образы кружения, мутного освещения, мглы, сбивающие с толку.

Второе четверостишие возвращает взгляд на землю при помощи чисто фольклорной реплики: «Еду, еду в чистом поле…» Со второго восьмистишия появляется бес. В появлении своем он про­ходит как бы несколько ступеней, становясь все более и более реальным. Сначала ямщик выска­зывает предположение: «В поле бес нас водит, видно…». Затем он придает воображаемому бесу все более и более осязаемые черты:

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вот — теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой.

Присутствие нечистой силы нарастает. Следом за суеверным ямщиком почуяли неладное кони:

Кони стали… «Что там в поле?» — «Кто их знает? пень иль волк?»

Автор постоянно акцентирует внимание на дороге, на конях, на колокольчике, подчеркивает, что путники сбились с дороги, заблудились, им страшно. В тот момент, когда «кони снова понеслися», наступает кульминация: бесы приобретают вполне реальные черты, теперь их видит не только ямщик, не кони, а сам седок, обозначенный лирическим «я». С этого момента земля в стихотворении совсем исчезает и начинается вакханалия, шабаш:

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Образ бесов вводится здесь целым комплексом средств, обрушивается, как настоящий обвал. По­следняя строфа вновь возвращает читателя к началу стихотворения, заставляя по-другому взглянуть на ту же картину. Тучи параллельны бесам, напрямую связаны с ними.

Мчащиеся тучи оказывают­ся мчащимися бесами. Невозможно понять, кто есть кто. В результате резко ослабевает реальность и тех, и других:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

В «Бесах» изображен символический образ мира, сбившегося с пути, и состояние души, охваченной трагическими страстями. С первых же строчек читатель погружается в стихию тоски и тревоги, жутких предчувствий (образ кружения, снежного вихря, бесконечного, бесовского кру­говорота метели — эти мотивы помогают воссоздать картину мира, сбившегося с пути).

В «Бесах» воплощена своеобразная иерархия зла, многоликость враждебных стихий, опутавших личность и сбивающих с пути Россию.

Сочинение по стихотворению Бесы

Стихотворение «Бесы» — одно из самых известных стихотворений солнца русской поэзии. На первый взгляд оно рассказывает о путнике, попавшем во вьюгу. Из-за жуткой атмосферы ночной непогоды ему чудятся бесы, и, кажется, на этом смысл произведения заканчивается. Но мог ли столь простой сюжет пронести себя через века? Разумеется, нет. «Бесов» следует читать между строк.

Изначально стихотворение называлось «Шалость», и, возможно, было простой зарисовкой о проказах нечисти. Но события жизни поэта, отклик которых в его работах критики находили не единожды, повлияли на смысл.

Отклик с мотивами произведения нагляден. Поэта преследовали та же жизненная необходимость и вместе с тем невозможность выбраться из западни, чувство безысходности, страха, нервное напряжение, граничащее то ли с яростью, то ли с безрассудством. Происходящее со временем «закрутило» значительно больше, чем могла бы просто «шалость», и главным в стихотворении стали эти самые бесы жизни автора, повлиявшие на название стиха.

Помимо бесов мы видим ещё одно зло – вьюгу, собственно, заставившую путников остановиться и вызвавшую появлению бесов. Сама вьюга на протяжении всего произведения только «слипает очи» (в самом начале, до упоминания бесов), «злится» и «плачет» — о ней говорится всего три раза. Не дают увидеть дорогу, дуют в лицо, сбивают с ног лошадей, кружатся повсюду бесы, по сути, вьюга передаётся через них.

Этим автор подчёркивает символичность проблемы путников – она не в погоде, она в бесах. А вьюга безОбразна, безмолвна, разве что звук плача ей присвоен, да и того в реальной, неодушевлённой вьюге не услышишь, её самой будто бы и нет, только страхи заполонили всё пространство и кружат путника и ямщика.

Впрочем, читателя «кружит» ещё кое-что – кольцевая композиция произведения. Начальное четверостишье повторится в середине, станет предпоследним, зацикливая историю и разделяя её на две симметричные части. В первых четверостишьях симметрия построчна, во вторых бесы мешаются путникам, в третьих предстают перед нами во всей красе. Читатель вместе с персонажами «ходит кругами», проникаясь атмосферой вьюги.

Значение образа бесов, вьюги хорошо прослеживаются, если узнать об истории написания. Но служат ли образами дорога, путник, ямщик, колокольчик, кони или же это способ встретить нас с бесами? Путник в дороге, скорее всего, подразумевает человека на своём жизненном пути. Ямщик проводник между реальным миром и миром потусторонним, он сказал, что бес водит в поле, после чего воображение поэта заполонили образы.

Ямщик в принципе выполняет функцию проводника из одной точки в другую, к тому же, дорожные песни были чуть ли не единственной точкой соприкосновения дворян с фольклором, откуда явились бесы.

Колокольчик издревле служит оберегом от нечистой силы, и он впервые появляется непосредственно перед тем, как путнику становится страшно, после перестаёт звенеть в момент наибольшего напряжения – когда «пень иль волк», или, возможно, та самая нечистая сила показалась совсем близко в поле. Как только кони понеслись, унося от опасности, колокольчик зазвучал, оповещая о своей защите.

А вот кони, видимо, не являются метафорой. «Коням, барин, тяжело», «толкает одичалого коня», «колокольчик вдруг умолк; кони стали», «вьюга злится, вьюга плачет; кони чуткие храпят» — самостоятельно кони не фигурируют. С ними что-то делают, о их звуках вспоминают в противопоставлении с вьюгой, даже останавливаются они из-за молчания колокольчика, а не наоборот. Единственный эпитет – «чуткие» — весьма распространён по отношению к коням.

Итак, стихотворение «Бесы» имеет глубокий смысл – противостояние человека жизненным трудностям в целом, не только непогоде, страх перед ними, неуверенность в своей победе. Александр Сергеевич так чётко выразил свои переживания через образы, что стихотворение ценится по сей день.

Краткий анализ стиха «Бесы» А. С. Пушкин

Стихотворение Бесы – это уникальное произведение, которое было написано Пушкиным в 1830 году. Здесь мысли поэта сплетаются с философскими идеями. Литературоведы относят этот стих к лучшим произведениям философской лирики.

  • История создания – написано стихотворение в один день, 7 сентября 1830 года, в Болдино, том самом пушкинском имении, где было создано так много его знаменитых произведений. Оно стало первым, написанным в знаменитую Болдинскую осень.
  • Тема – вера в возможности человека, в его умение противостоять жизненным трудностям.
  • Композиция – симметрично кольцевая, создаваемая повторяющимся четверостишием, которое делит произведение на три части.
  • Жанр – лирическая баллада.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.
  • Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.
  • Метафоры – “мчатся бесы рой за роем”, “Визгом жалобным и воем надрывая сердце мне”, “в мутной месяца игре”.

Смысл названия и проблематика кроются в событиях, которые стали поводом для появления стихотворения. Дело было в 1830 году, когда Пушкин был помолвлен с Натальей Гончаровой. Их свадьбе постоянно что-то мешало. Она переносилась снова и снова.

Стихотворение Пушкина Бесы – анализ по плану

Вариант 1

История создания

История создания этого произведения начинается еще в мае 1830 года, когда поэт сделал предложение своей будущей жене Наталье Гончаровой. Несмотря на согласие невесты и ее родителей свадьба все откладывалась: сначала готовилось приданое, без которого девушку не хотели отпускать замуж, потом неожиданно умер дядя Пушкина. А в начале сентября поэту пришлось отправиться в Большое Болдино, решать имущественные вопросы.

Пушкин прибыл в свое имение 3 сентября и не планировал пробыть там долго, однако его отъезду помешала холера. Стихотворение “Бесы” написано 7 сентября, когда Пушкин еще не знал, что ему придется задержаться. Он был раздражен и встревожен, поскольку упускал свое любимое творческое время – осень.

Известие же о холере, которое пришло позже, не испугало, а обрадовало его. Сама атмосфера опасности очень волновала поэта, и он имел предлог для того, чтобы спокойно творить. Впоследствии именно этот период будет назван знаменитой Болдинской осенью.

Сообщив невесте, что ему придется остаться в Болдино на неопределенный промежуток времени, Пушкин полностью отдается творческому порыву, сделав этот период самым продуктивным в своем творчестве. Но начиналась “Болдинская осень” именно с “Бесов”.

Тема

С одной стороны, Пушкин использует в стихотворении мистические образы, которые делают его похожим на лирическую балладу: это классическое путешествие в буран, когда путник заплутал потому, что его водят бесы. Выразителем мысли о бесах выступает представитель народа, ямщик, что дополняет историю фольклорным элементом. На самом деле тема стиха несколько иная – поэт иносказательно показывает тяжелое положение русского народа, которого дворяне (“бесы”) водят по кругу, не давая выбраться на свободу.

Композиция

Композиция стихотворения трехчастная, причем сюжет закольцовывается в конце каждой части с помощью повторяющегося фрагмента.

Первая часть – это описание ненастья, которое. по мнению ямщика, вызвано бесом – он кружит путников, желая свести их с дороги в поле. Мистическая составляющая усиливается и во второй части, где и сам путник как будто видит бесов, кружащих вокруг.

Третья часть разъясняет символический смысл произведения: путник не желает иметь ничего общего с бесами, отстраняется от них, точно так же, как и сам Пушкин отстранялся от власть имущих, будучи по праву рождения одним из них. Это главная мысль произведения, которая выражается через переживания лирического героя. Сравнение бесов и дворянства проявляется в последнем восьмистишии особенно явно.

Жанр

С одной стороны, это классическая лирическая баллада, наполненная фольклорными мотивами. С другой, символическое содержание приближает стихотворение к такому жанру, как философская лирика. Таким образом, его можно назвать балладой с философскими элементами.

Такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, использован Пушкиным неслучайно – он достаточно характерен для балладного звучания. Перекрестная рифма в сочетании с восьмистишием делает композиционное деление более явным.

Средства выразительности

Для того, чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует следующие средства выразительности:

Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.

Метафоры – “мутно небо”, “ночь мутна”, “вьюга плачет”.

Бесовской разгул, надрывающий душу, передается также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.

Вариант 2

Стихотворение «Вновь я посетил» написано Пушкиным в предпоследнюю в его жизни поездку в Михайловское, в сентябре 1835 года. Следующий приезд поэта в деревню был связан с печальным событием —  похоронами матери. А через полгода и гроб с телом самого Пушкина был привезен в родовое поместье к месту последнего приюта на Святых Горах.

Главная тема стихотворения 

Поэта связывали с Михайловским детские воспоминания и два года ссылки, с июля 1825 по сентябрь 1827 года, которые пришлись на пору юношества. Одиночество, удаление от привычного образа жизни были тягостны для Пушкина, хотя и дали ему бесценный опыт творчества, переосмысление жизненных установок, взросление, становление, как личности.

Утешением в ссылке для Пушкина стала его няня, под «кропотливым надзором» которой он чувствовал любящую, сострадательную заботу. Теперь «старушки нет – уж за стеною не слышу я шагов ее тяжелых». Воспоминаниями о годах изгнания, печалью от потери близкого человека объясняется тот мотив грусти, которой наполнены первые строки стихотворения.

Произведение тематически можно поделить на три части. В начале поэт предается воспоминаниям о прошедшем времени. Он грустит о няне. Вспоминает, как «сиживал недвижим и глядел на озеро», сравнивая его с южным морем, где был еще недавно так счастлив.

Видя три сосны у дороги, он замечает изменения, произошедшие за годы его отсутствия – в тени их крон растут молодые деревья. Мысли поэта возвращаются в сегодняшний день, ему посвящена вторая часть.

Сегодня Пушкин – отец большого семейства и это для него отрадно знать. В композиции трех сосен он видит, что одна сосна стоит в отдалении от двух других, вокруг нее не растет молодая поросль. Она — «как старый холостяк», отмечает поэт.

Третья часть – гимн новой жизни. Поэт освобождается от грусти и приветствует «племя младое, незнакомое». Течение времени принимается им, как естественная закономерность жизни. Он принимает перемены, которые происходят с ним и с миром вокруг него.

Структурный анализ стихотворения 

Произведение строится, как записанные на бумагу в ту минуту, когда возникли, размышления. Ощущению непосредственности происходящего служат многоточия в начале и других местах текста. Как будто бы поэт выхватил мысль из череды других и перенес ее на бумагу.

Строки не имеют рифм, многие слова и образы приближены к разговорным формам. Использование торжественной манеры пятистопного ямба говорит о значимости для поэта мыслей, которые звучат в произведении.

Искренность и непосредственность поэтического повествования, которые поэт хочет передать читателю, требуют скупого использования эпитетов. Их в стихотворении немного, но применяются они всегда к месту. «Унылый невод», которым управляет рыбак, создает ассоциацию с образом старца Харона, перевозящего пойманные души умерших через Лету. «Зеленая семья» подсказывает читателю, что размышляет здесь поэт и о своей семье.

Сердце главного героя, жаждущего для народа лучшей жизни, мучается при виде праздности высшего света. Он понимает, что высший свет – это «игра бесов». которые готовы погубить кого угодно забавы ради. Лирический герой – изгой, который поневоле принадлежит правящей касте, но не хочет более соприкасаться к ней, зависеть от нее.

Список Дон Жуана

Да, об этом ученики часто слышат на литературе. В письме Вере Вяземской поэт признается, что она была его 113-й возлюбленной! Но вот каким образом пополнялся данный список, никто не задумывался.

Пушкин был очень любвеобильным человеком. Еще до того, как он стал известной личностью, девушки постоянно обращали на него внимание. Поэтому он не отказывал себе в удовлетворении плотских порывов, не пренебрегал разными любовными связями. После учебы Александр Сергеевич решил и вовсе пуститься во все тяжкие.

Даже когда женился на Наталье Гончаровой, не прекратил похождения. Изменял супруге, хоть и был счастлив с ней. В это время жена родила ему 4-х детей. Каждый раз, когда она вынашивала ребенка, Пушкин ходил налево.

Комплексы из-за внешности

Александр Сергеевич адекватно оценивал собственную внешность, считая ее далеко не привлекательной. Но при этом никому не позволял нелицеприятно высказываться по этому поводу. Несмотря на его внешний вид, супруга ему досталась — настоящая красавица.

Сам Пушкин признавался, что он проигрывает на ее фоне. Даже на балах они находились порознь. Поэт в такие моменты очень ревновал жену, но не мог себе позволить быть рядом с ней, потому что считал себя особенно некрасивым с Гончаровой.

К тому же у них была существенная разница в росте. Из-за этого пара выглядела достаточно забавно. Пушкин был примерно на 15 см ниже возлюбленной! Чтобы хоть немного решить эту проблему, поэт стал облачаться в высокий цилиндр, который внешне увеличивал его рост.

Что скрывается под звездочками?

Наверняка все знают стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Подписано оно так: «К***». Написан стих Анне Керн. Кажется, что же тут необычного, расшифровка ведь вполне ясна и безобидна! В этом случае действительно ничего странного и тайного.

Но в некоторых его произведениях такими звездочками маскировались непристойные слова. В стихотворениях Пушкина присутствовало большое количество нецензурных слов. Конечно же, такие произведения в школьную программу не входят.