Стих пушкина или лермонтова для 3 класса

История написания стихов

А. С. Пушкин написал своего «Пророка» в 1826 году. Стихотворение было посвящено восстанию и казни декабристов. Поэт хорошо знал казнённых, дружил с ними и считал их благороднейшими людьми своего времени. Свой протест случившемуся он выразил в строках этого стихотворения. В это время его более всего заботил духовный аспект человеческой жизни.

Произведение Лермонтова преисполнено душевной боли и горьких переживаний. Его стихотворение служит как бы продолжением пушкинского. Между произведениями отслеживается духовная преемственность.

Своё стихотворение Лермонтов создал накануне гибели. Он как будто предсказывал собственную трагическую судьбу и непростой жизненный путь. За серию стихов («На смерть поэта», «Родина» и др.) Лермонтов попал в опалу и был сослан на передовые линии Кавказской войны. Официальным предлогом для ссылки была дуэль с сыном французского посла. Однако его стихи становились всё более прямыми и открыто выражали взгляды поэта.

Подавленность и обречённость, пронизывающие стихотворения Лермонтова – это не только его реакция на опалу и ссылку. Такие настроения царили тогда среди просвещённого российского общества. В целом авторов обоих произведений постигла одна и та же участь – непонимание окружающих и ранний уход из жизни.

Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» Пушкина и Лермонтова.

В 1826

году Пушкин написал стихотворение «Пророк», спустя пятнадцать лет Лермонтов напишет своего «Пророка». Оба стихотворения навеяны поэтическими и страстными образами Книги пророка Исаии из Ветхого Завета, оба написаны, когда поэтам было по
26
лет. Но для Александра Сергеевича — это возраст творческого расцвета и стремления к служению, для Михаила Юрьевича – итог жизненного пути, осознание тяжелой и неблагодарной участи «глаголом жечь сердца людей». Эти тексты — лирические размышления о предназначении поэта, которому дано увидеть и познать то, что недоступно многим другим. Но эту пророческую миссию поэты воспринимали каждый по-своему. Их поэтические монологи тому доказательство. Пушкин, находясь в изгнании в Михайловском, узнает о казни декабристов и ссылке многих своих друзей на каторгу в Сибирь. Он пишет в душевном порыве стихотворение, в котором аллегорично говорится о мученической участи ради служения людям. И он, как поэт, готов эту участь разделить и жечь сердца словами истины, служа своим творчеством. «Пророк», насыщенный старославянизмами, стилистически напоминает сакральные тексты библейских сказаний. Стихотворение начинается со встречи лирического героя, томимого духовной жаждой в мрачной бездуховной пустыне, с ангелом, шестикрылым Серафимом – посланником Бога. У древних иудеев понятие «сераф» мифологически связано с летающим змеем, драконом, извергающих пламя в виде молнии. С этой змеиной сущностью и культом огня связано большинство чудес, совершаемых библейскими пророками. Серафим, явившись к герою на жизненном перепутье, касается легкими перстами зениц и ушей, даруя зоркое, орлиное, вещее зрение и особо чувствительный слух, обостряя восприятие мира настолько, что возможно сразу внять и небесное содрогание, и полет ангелов, и тайны морских глубин. Вырвав грешный и празднословный язык, вкладывает в уста мудрое жало змеи, вместо трепетного сердца в разверстую грудь горящий жертвенный уголь. Приняв мучения и погибнув для бренной жизни, грешный человек, восстав, возрождается иным для духовного служения людям. После гибели Лермонтова на дуэли, во время обыска в его доме нашли альбом с дарственной надписью князя Одоевского с просьбой вернуть ему альбом, весь исписанный стихами. Последним стихотворением в этом альбоме был «Пророк». Лермонтов, словно подхватывая тему Пушкина, пишет тем же стихотворным размером своеобразное продолжение, начиная с того, на чем пятнадцать лет назад закончил Пушкин свое творение. Герой Пушкина, получив божественный дар, следует призыву ангела к высокому служению людям. Пушкин не пишет о самих людях, о дурном или хорошем в них, его пророк не судит никого, его предназначение исполнять божественную волю и нести знания. Герой Лермонтова, уже получивший от Бога всеведение пророка, пытаясь сначала провозглашать учение любви и правды, бежит от людей, в чьих глазах видит злобу и пороки. Ближние не приняли пророка, бросая бешено в него каменья. Поучая детей, даже старцы глумятся над его нищетой. Для них он горд и глуп со своим учением. В этом есть отражение библейских сказаний, многие пророки были отвергнуты и не только камнями биты, но и приняли мученическую смерть. Путь пушкинского пророка начитается в пустыне, но он должен со своим словом идти к людям, обходя моря и земли. Пророк Лермонтова, презираемый и гонимый, удаляется из мира людей и возвращается в пустыню, где он живет даром божьим, как птица, слившись с природой, и находит там гармонию с внешним миром, но его слова слышны лишь звездам.

Содержание произведений

В произведениях Пушкина и Лермонтова главные герои наделены даром провидения. Прототипом пушкинского персонажа стал библейский пророк Исайя, лермонтовского – Иеремия:

  1. Герою Пушкина открывается высшая истина, которую он должен донести до людей. Поэт описывает создание пророка. Всевышний посылает серафима наделить героя необходимыми качествами. Стихотворение отражает веру автора в высшую справедливость и человеческую душу.
  2. Герой Лермонтова, напротив, страдает от того, что люди не верят в истину, которую он пытается донести. Его окружает всеобщее презрение. Внешность персонажа вполне человеческая – он бледный и худой, одет в отрепья. Пророк бредёт по городу и слышит оскорбления в свой адрес. Он лишён надежды и не верит в будущее.

Популярные сочинения

  • Сочинение Санька в рассказе Конь с розовой гривой (образ и характеристика) Астафьева
    Санька – второй по старшинству сын Левонтия. Ему около семи лет, ведь как заметил автор рассказа, у мальчишки уже выпадают молочные зубы.
  • Сочинение Гордей Торцов в пьесе Бедность не порок (образ и характеристика)
    Гордей Торцов является одним из главных персонажей произведения А.Н. Островского «Бедность не порок». Он приходится братом Любима Торцова. Автор дал своему герою говорящее имя.
  • Сочинение на тему Путешествие на поле славы (5 класс)
    Уже прошло достаточно много лет, но до сих пор люди вспоминают это ужасное сражение. В бою на Бородинском поле воевали и погибли тысячи людей. Это сражение случилось в 1812 году.

Главная идея

Основная идея, которая прослеживается в стихотворениях обоих авторов – это противостояние поэта и общества. Однако пушкинский персонаж представлен как превосходящий человеческие пороки. Истина открывается ему в служении людям и донесении до них истины и воли Творца. Из «мрачной пустыни» пушкинский герой стремится к людям. По мнению автора, за полученный дар пророк обязан послужить людям и пожертвовать ради них своей жизнью. Его цель – нести свет и добро. Это главное, чем различаются образы поэта-пророка и писателя.

Лермонтовский пророк – абсолютная противоположность герою Пушкина. Поэт выражает свои взгляды, но не находит понимания среди окружающих его людей. В отчаянии он уходит от общества в пустыню. Стихотворение наполнено отчаянием и безысходностью. Поэт ощущает своё бессилие донести до людей истину. За свои старания он подвергается унижению и гонениям.

Основная идея у этих стихотворений одна. Оба они написаны как некие метафоры. Но авторы по-разному видят пророческую роль поэта в обществе и описывают разные стороны этого пути:

  1. В стихах Пушкина описывается процесс преображения поэта в пророка и даётся направление следования.
  2. Стихи Лермонтова больше внимания уделяют тому, насколько труден и наполнен страданиями этот путь.

Произведение Пушкина

Свою работу Александр Сергеевич написал после казни декабристов. Это событие не могло не оставить следа в душе и творчестве поэта. Среди них Пушкин имел много друзей, считал их очень честными и искренними людьми с благородными порывами, настоящими патриотами своей Отчизны. Расправа, учиненная властями, казалась поэту несправедливой и жестокой. Это была его личная боль, трагедия. Под влиянием такой тяжелой ситуации и написан был стих о назначении поэта, поиске духовного смысла жизни.

Прототип персонажа

Создавая образ пророка, А. С. Пушкин обращается к библейским мотивам. Кто же явился прототипом героя стихотворения и почему? Это очень важный момент в анализе произведения, так как материал, на основе которого поэт создал свое творение, накладывает отпечаток на образ героя, на содержание.

А. С. Пушкин обращается к биографии библейского пророка Исайи. С иврита имя этой знаковой фигуры переводится как «спасение, посланное Богом». Здесь указывается и на божественный источник таланта поэта, и на его предназначение — проповедовать добро и уберегать людей от зла.

Жизнь пророка Исайи окончилась трагически, мученически по приказу одного из власть имущих. Это говорит о том, что поэт понимает: служение людям не будет оценено, придется терпеть нападки и жестокость окружающих.

В стихотворении А. С. Пушкин показывает трансформацию: из человека грешного, земного герой превращается с помощью божественного вмешательства в чистого, возвышенного пророка. Эти изменения даются непросто. Очищение от греховной прежней жизни проходит через муки и страдания не только физические, но и духовные.

За стремление к высоким идеалам, к поиску смысла жизни Создатель проводит героя самой трудной и тернистой дорогой. Пророк выстоял, вытерпел, за это и был награжден даром предвиденья. С этого момента герой перестает принадлежать только себе, он должен проповедовать людям благородные помыслы и идеалы.

Настроение стихотворения поразительно оптимистично. Несмотря на то что героя ждет непонимание и отторжение общества, пророк стремится к людям, верит в светлое будущее человечества.

Он знает, что рано или поздно мир очистится от грехов, от дурных помыслов, исправится. Нет и тени сомнения в том, что его труды, жизнь, полная страдания, не окажутся бессмысленными.

Главная идея и жанр

Замысел автора заключался в определении места поэта в обществе и его гражданском долге перед людьми. Словно пророк, он должен нести свет. Для этого необходимо:

  • направить свою энергию на исправление пороков;
  • твердо и упорно трудиться на этом поприще.

Только вера в лучшие качества людей, надежда на светлое будущее помогут не отступить от своей миссии под гнетом непонимания и осуждения. А. С. Пушкин утверждает: чтобы служить обществу, надо жить в нем, не избегать. Молодым поэтам направление пути в этом мире было дано.

Написано произведение А. С. Пушкина в жанре оды, присущей классицизму. Здесь наблюдается ирония поэта. Александр Сергеевич всегда неодобрительно относился к назначению оды, потому что обычно именно с помощью таких восхваляющих строк люди добивались расположения, внимания, очередных званий и наград у властителей. Сам поэт осуждал подобное поведение, оно превращало искусство во что-то низменное и пошлое.

Пушкин никогда не стремился к славе, не добивался благосклонности властей (об этом свидетельствуют его сложные отношения с государством, вольнолюбивые настроения, последующие за этим ссылки). Если говорить кратко, он считал, что поэт должен жить высокими идеалами, а не заниматься обогащением, материальными ценностями.

Нельзя назвать А. С. Пушкина состоятельным человеком. Поэт был занят творчеством всегда, жилки торговца и хозяйственника не имел вовсе (это доказывает убыточность его имения в Болдино).

Тем не менее, несмотря на негативное отношение А. С. Пушкина к оде, он выдержал ее стиль от начала и до конца. Можно сказать, вернул этому жанру первоначальный вид. Поэт наделяет героя возвышенными качествами, использует старославянизмы, чтобы подчеркнуть это.

Злые языки замечали, что в этом стихотворении А. С. Пушкин восхваляет сам себя. На это поэт отвечал: его изменение и обретение жизненного смысла произошли в результате тяжелых испытаний и непростой душевной работы. И целью этого произведения было желание направить будущих творческих личностей в нужное, благородное русло.

Темы и проблемы

Оба стихотворения затрагивают схожие проблемы. Основные темы, раскрытые авторами:

  1. Предназначение поэта и поэзии – быть избранными Богом пророками. Их главное предназначение – донести до человечества истину.
  2. Проблема отношения поэта и толпы – у Пушкина она не раскрыта, но Лермонтов наглядно показывает её. Пророк у него не понят окружающими, унижен и изгнан из общества.

В обоих случаях поэты представляют народные массы тёмными, невежественными и порочными.

Особенности жанра и техники

Оба великих произведения русских поэтов созданы в едином жанре – лирической исповеди. Пушкин делает своего персонажа величественным и значительным. Для этого он пользуется старославянизмами и другими приёмами для усиления торжественности описания. Всё стихотворение составлено в стиле, близком к классической оде, написано в возвышенном духе.

В этом заключался намёк Пушкина на то, что поэзия в целом и оды в частности не должны служить только власть имущим. Ранее оды посвящали монаршим особам и писали по особо торжественным случаям: ко дню рождения, коронации и пр. В своём творении Пушкин бросает вызов мастерам старой школы – Ломоносову, Державину, Карамзину.

Судьба главного героя описывается последовательно. Этот приём носит название линейной композиции. Однако здесь отчётливо прослеживается и кольцевая композиция, при которой описание некоторых событий повторяется:

  1. В самом начале бредущему по пустыне герою является высшая сила в образе шестикрылого серафима. Она открывает ему неведомую доселе истину и преображает его духовно и физически.
  2. В конце сочинения пророк вновь сталкивается с высшей силой – Бог направляет его и диктует дальнейшие поступки.

Стихотворный размер рифмы, которым написаны оба «Пророка» — четырёхстопный ямб.

Сравнение лирических героев Пушкина и Лермонтова показывает, что второй персонаж выглядит более «земным» и реальным. Лексика стихотворения более современная. Оно написано в стиле неоромантизма. Каждая строка пронизана глубокой душевной печалью и тяжестью возложенного на себя бремени. Жанр произведения – лирический. Однако в нём присутствует не столько описание событий, сколько исповедь героя. Читателю открываются его переживания и внутренний мир.

Лермонтов также объединяет в своём творении линейную и кольцевую композиции. Благодаря первой, смысл стиха легко воспринимается, вторая добавляет ему глубины и красок. Герой Лермонтова не встречается с высшей силой напрямую. Однако его пророческий дар – ссылка на Божью волю.

Композиция лермонтовского стиха включает:

  1. Жизнь героя до уединения с попытками донести до людей истину.
  2. Изгнание и жизнь в пустыне.
  3. Возвращение в город.

Таким образом, поэт даёт возможность читателю ощутить остроту каждой из раскрытых проблем – гениальность поэта как Божий дар, его отрешённость от мира и отношения с толпой.

Жанр

Великие произведения великих авторов написаны в жанре лирической исповеди. И в первом и во втором случае произведение основано на библейском прототипе. Александр Сергеевич наделяет своего пророка величественными качествами, используя в произведении различные старославянизмы. У Михаила Юрьевича пророк наделен более земными качествами, а само произведение построено в стиле современной лексики. Проявлений Пушкинской торжественности в стихотворении Лермонтова практически не ощущается, зато чувствуется глубокая душевная печаль от возложенной миссии.

Средства художественной выразительности

Эти средства применяются авторами обоих произведений. Наиболее значимыми являются следующие:

  1. Эпитеты – они придают речи экспрессивности и выразительности (пример: мудрые, пылающий, чистые, грешный, лукавый).
  2. Метафора – более обобщённый приём, перенос значения по похожему признаку.
  3. Олицетворение – придание признаков живого существа («звёзды слушают» и пр.).
  4. Сравнение.
  5. Гипербола – используется, чтобы подчеркнуть мысль о богоизбранности пророка, его исключительную роль.
  6. Антитеза – поэты противопоставляют любовь злобе, жизнь — смерти и пр. Это усиливает яркость образов главного героя и среды, в которой он существует.

Персонаж Пушкина одолеваем духовной жаждой. Он нуждается в сильном потрясении, чтобы возродиться морально. Таким потрясением для него становится встреча с серафимом. Теперь герой совсем по-другому видит окружающий его мир, почему его сознание коренным образом меняется. Если раньше его язык был «празднословным и лукавым», теперь его основная задача – жечь людские сердца словами (глаголом).

Образ толпы у Пушкина практически не прорисован. О её существовании можно догадаться только по тому, что пророк будет затрагивать людские сердца. Неизвестно, как будут восприняты слова поэта людьми, не знающими истины.

Пророк Пушкина отличается от пророка Лермонтова. Последний уже познал отношение и неприязнь толпы. Невежественные люди оттолкнули его и подвергли насмешкам. Единственные, кто его понимают – это звери в пустыне и высокие звёзды. Но герой не испытывает тоски, он наслаждается тишиной и гармонией пустыни.

Город в стихотворении Лермонтова описывается как средоточие невежественности. Живущие в нём не желают принимать истину и знания. Толпа забрасывает камнями пророка.

Детство и образование

Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой. Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе Тарханы в Пензенской губернии.

Он получает домашнее образование. В биографии Лермонтова начинается новый этап: он учится в университетском пансионе Москвы (1828–1830 гг.). Там были написаны первые его стихотворения.

Затем в жизни Лермонтова было обучение в Московском университете (1830–1832 гг.). В это время Лермонтов увлекался произведениями Фридриха Шиллера, Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона.

Последующие два года после учебы в университете Михаил Юрьевич провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.

Служба и начало литературного пути

В 1834 году начал служить в гусарском полку в Царском Селе.

Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837 г.), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василия Жуковского наказание удалось немного смягчить. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837 г.) к годовщине Бородинского сражения.

Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает; кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

Творчество поэта и вторая ссылка

Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией журнала “Отечественные записки”.

За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840 г.), где участвует в военных действиях.

Лирика Лермонтова выражает темы отчужденности, одиночества, тяготения к вечности. Самые знаменитые произведения Лермонтова: «Парус» (1831 г.), «Маскарад»(1835 г.), “Боярин Орша”(1835–1836 гг.), «Мцыри» (1839 г.), «Бородино»(1837 г.), «Узник»(1837 г.), «Демон»(1839 г.), «Герой нашего времени» (1838–1840 гг.) – входят в перечень главных шедевров русской литературы.

“Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы”, – так кратко и точно А.А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы.

Последняя дуэль

Во время возвращения из второй ссылки в Пятигорске Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбленный злой шуткой поэта, вызывает Лермонтова на дуэль.

Хронологическая таблица

Цитаты Лермонтова

Цитаты Лермонтова собираем на отдельной странице. Если есть, что добавить, – пишите в комментариях.

Список произведений

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Первое и единственное издание стихотворений при жизни поэта было выпущено в 1840 году.
  • Лермонтов не был привлекателен для женского пола, но он посвятил немало произведений любовной теме. Однажды познакомившись с молодой девушкой из соседнего имения – Екатериной Сушковой, Лермонтов не получил взаимной симпатии. Из-за этого решает отомстить ей и через некоторое время влюбляет в себя и расстраивает ее предстоящую свадьбу. После чего «бросает» Сушкову и признается, что никогда ее не любил.
  • Будучи человеком дерзким, за всю свою недолгую жизнь Лермонтов три раза был на дуэли, а четыре раза дуэли удалось избежать благодаря здравомыслию окружающих.
  • На последней дуэли все были уверены в промахе оппонента Лермонтова, так как тот слыл плохим стрелком, не имевшим достаточного опыта в этом деле. Однако Мартынов попал Михаилу Лермонтову прямо в грудь, что привело к смерти поэта.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Лермонтова

Квест

Мы подготовили интересный квест о жизни Михаила Юрьевича – пройти.