Стих пушкина зимний вечер как он его читал

Стих пушкина зимний вечер как он его читал

История создания

Стихотворение «Признание» имеет интересную историю создания, и является весьма интимным произведением поэта. Когда Александр Сергеевич Пушкин находился в Михайловском, то очень много времени проводил в разговорах со своей соседкой. Позже автор влюбился в её падчерицу Александру, но стихотворение, которое он посвятил именно ей, так девушке в руки на тот момент и не попало. Александр Сергеевич уехал из Михайловского, забрав с собой текст произведения. Более того, в печать он его так же не отдал, потому что на тот момент оно могло опорочить честь девушки.

Александр Сергеевич на то время был уже опытным мужчиной, который прошел через многое и познал различные чувства. Ему знакомо и чувство любви, преданности, разочарований. Это не первая его влюбленность, которая была не взаимна. К сожалению, автору уже приходилось переживать подобное. Но его тонкая и влюбчивая натура шла на это снова и снова.

Хоть поэт и написал его в 1826 году, но при жизни автора оно издано не было. Впервые в печать оно попало лишь в 1837 году. И как гласит легенда, что в печать его отнесла сама Александра Осипова.

Краткий анализ стиха «Признание» Пушкин А. С.

Вариант 1

А.С. Пушкин посвятил стихотворение «Признание» Александре Осиповой. В 1824 году поэт оказался в ссылке в Михайловском. Там он был под контролем, и его свобода была ограничена. К нему не приходили друзья, и он стал общаться с семьями помещиков, проживающих по соседству.

Среди них была овдовевшая помещица с детьми. Пушкин часто бывал в ее доме и играл с ее детьми. Однако приемная дочь Александра, которой на тот момент было 19 лет, предпочитала проводить время в одиночестве. Она читала романы, вышивала и гуляла в саду.

Пушкин моментально влюбился в нее, но прекрасная юная особа не обращала на него внимания. Ему приходилось лишь украдкой наблюдать за ней и восхищаться ее красотой. За все время они перекинулись лишь несколькими фразами. Поэт влюбился, как мальчишка и в 1826 году посвятил ей стихотворение «Признание».

В нем Пушкин выплескивает все свои чувства, испытываемые к Александре. Он уехал в Петербург, так и не передав девушке стихотворение. Спустя несколько лет, когда она приехала к мачехе, он написал ей записку, но она не ответила. Больше они не виделись, Пушкин посвятил ей еще несколько стихотворений.

Здесь лирический герой является прообразом Пушкина. Он говорит о том, что пора думать головой, но ведь сердцу не прикажешь. Он понимает, что его любовь так и будет безответной, и это заставляет его еще больше страдать. Вообще Пушкин влюблялся во многих женщин, такой уж у него был темперамент. Из-за этого он постоянно страдал, а чувство влюбленности помогло ему написать столько великих произведений. Поэт был рад даже мимолетному свиданию с Александрой.

По жанру лирическое стихотворение относится к элегии. Экспрессии добавляет большое количество глаголов. Размер стихотворения можно определить, как четырехстопный ямб. Используется смешанная рифмовка. Произведение наполнено переживаниями и волнениями лирического героя. Создается ощущение, что «Признание» написано в едином порыве чувств и эмоций.

Вариант 2

Пушкин «Признание» написал в возрасте 27 лет. Это стихотворение посвящалось одной из его многочисленных муз – Александре Осиповой. Как и многие другие творческие люди, Пушкин имел чрезмерно влюбчивую и страстную натуру. Личные переживания помогали развиваться и переводить свою любовную лирику Пушкина на новый уровень.

Каждому объекту своего обожания поэт посвящал многочисленные стихи. То время, когда Александр Сергеевич был очарован очередной музой, было для него самым лучшим и худшим одновременно, потому что на его чувства мало кто отвечал взаимностью, красавицы лишь дразнили мужчину, заставляя страдать и ревновать.

Именно одной такой неприступной возлюбленной посвятил Пушкин «Признание». Кому посвящено это стихотворение, интересует всех поклонников поэта, ведь он восхищался многими дамами. С одними девушками Александру Сергеевичу приходилось видеться довольно часто, с другими же судьба сводила лишь на короткое время и разлучала навсегда. Предпосылкой к написанию стихотворения стало отстранение Пушкина в 1824 году от государственной службы. Тогда его сослали в родовое поместье Михайловское за резкие и опрометчивые высказывания по отношению к царскому режиму.

В усадьбе поэту пришлось провести два года, уезжать из поселка категорически запрещалось. Друзья и знакомые к опальному дворянину приезжали очень редко, поэтому Александр Сергеевич развлекал себя общением с соседями. Он часто наведывался в гости к овдовевшей помещице, у которой жила 19-летняя Александра Осипова. Пушкин «Признание» написал не сразу, а после двух лет знакомства с красавицей. Александра была приемной дочерью помещицы, поэтому чувствовала себя неуверенно и стесненно. Поэт часто играл с родными детьми соседки, а вот девушка в этих забавах не принимала никакого участия.

Стихотворение Пушкина «Признание» проникнуто искренними чувствами к красавице, поэт страдает от того, что не может поведать ей о своей любви. Он дорожит каждым мгновением, когда она рядом, смотрит на него или разговаривает. В то же время поэт понимает, что он не самая лучшая партия для юной красавицы, и она никогда не ответит на его чувства взаимностью, поэтому и просит хотя бы притвориться в благосклонности к нему.

Написал Пушкин «Признание» в 1826 году, но преподнести его своей избраннице так и не успел, потому что как раз в то время получил разрешение вернуться в Петербург. После расставания с объектом обожания поэт не забыл об Александре Осиповой. Он посвятил ей еще несколько романтичных и волнующих стихотворений. Только через 10 лет вновь в Михайловское возвращается Пушкин. «Признание» до этого времени так и не было прочитано Александрой, поэтому поэт обрадовался, когда узнал, что его муза гостит у мачехи.

Осипова получила короткую записку от Александра Сергеевича с просьбой задержаться на несколько дней, до того времени, пока он не приедет в поместье, но девушка ему не ответила. Александра удачно вышла замуж, поэтому ее не интересовали ни Пушкин, ни его стихи. Больше они нигде не пересекались и не встречались, но Осипова в истории литературы так и осталась одной из муз великого поэта.

Вариант 3

«Признание» Александра Пушкина — одно из стихотворений, относящихся к жанру интимной лирики. Оно написано в 1826 году и посвящено Александре Осиповой – соседке поэта по поместью в Михайловском. Но стихотворение так и не было вручено адресату, да и напечатано при жизни поэта не было.

Красивая, женственная, спокойная и скромная Александра привлекла внимание Александра Сергеевича. Стихотворение было написано тогда, когда Пушкин уже имел определенный жизненный опыт и когда достаточно хорошо узнал образ и уклад жизни девушки.

В стихотворении Пушкин признается в любви. В нем и начало любви, и ревность, и попытка избавиться от чувства. И хоть автор говорит о любви, но внимание его привлечено менее к внешности своей возлюбленной, а более – к своим собственным ощущениям, хотя ему, конечно, нравилось наблюдать за девушкой во время работы за пяльцами; ему нравились ее кудри, красиво ложащиеся на плечи. Главное, о чем просит поэт – это мольба полюбить его, и, хоть он и пишет: «Быть может я… любви не стою», но все же считает: «…я достоин Алины».

В начале стихотворения Пушкин признается в любви, и мы понимаем, что герой не может справиться с нахлынувшими на него чувствами и его злит это состояние.

Далее влюбленный просто наблюдает за предметом своей страсти: как Алина входит в гостиную, как вышивает или разговаривает. Он как бы просто любуется ею.

В следующей части стихотворения герой пишет о нахлынувшей на него ревности, которая, вероятно, и подтолкнула его сделать признание. В это время у Алины Осиповой, по слухам, был роман со сводным братом, который так и не закончился браком.

В конце стихотворения Пушкин призывает девушку хотя бы притвориться влюбленной, ведь он «…и сам обманываться рад».

Поэт не получил взаимности. Но Александра Осипова стала одной из его многочисленных муз, а стихотворение, посвященное ей, увидело свет только в 1837 году, уже после смерти автора.

Жанр, размер

По жанру данное стихотворение относится к интимной лирике, поскольку раскрывает очень много личных подробностей, которые не принято выставлять на всеобщее обозрение. Здесь раскрываются те истинные чувства, которые присущи влюбленным.

Если брать во внимание литературное направление, то это – реализм. В стихотворении есть определенный сюжет, который постепенно развивается.

Александр Сергеевич пишет стихотворение «Признание» четырехстопным ямбом. Рифмовку при этом он выбирает кольцевую, которая периодически чередуется с перекрестной. Рифмы присутствуют как женская, так и мужская.

Композиция

В данном произведении автор использует линейную композицию. То есть вся кульминация сосредоточена в самом начале произведения. Далее мы наблюдаем лишь развитие сюжета.

В этом стихотворении нет строф. Написано оно сплошным текстом, что так же указывает на любовное послание. Но если брать интонационно, то стихотворение можно разделить на девять четверостиший и одно пятистишие.

В первом четверостишье заложена кульминация произведения. Автор признается в своих чувствах, за которые ему самому стыдно, но он не в силах противится самому себе.

Я вас люблю — хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Со второго по девятое четверостишье мы можем видеть развитие сюжета. Здесь проглядывается и признание лирического героя, и его тоска. Так же, поскольку автор использует имя, мы можем догадываться, что произведение изначально писалось конкретному человеку. Пусть и не сразу автор признался в своих чувствах. Он оставил их лишь на бумаге. И только лишь спустя большое количество времени его сможет прочесть та, которой оно посвящалось.

В последнем пятистишье автор приводит нас к развязке.

Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд

Все может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!…

Я сам обманываться рад!

Лирический герой не проявляет никаких решительных действий относительно любимой, но он больше не в состоянии держать внутри свои чувства. Именно поэтому он изливает их на бумагу. Здесь он уже не сдерживает себя и полностью выплескивает свои эмоции и переживания.

Стихотворение написано очень легко и читается на одном дыхании. Весь текст пронизан любовью и нежностью, которые лирический герой испытывает к своей возлюбленной. Он полностью раскрывает свою душу и свои чувства, «обнажаясь» перед читателем. Возможно, именно поэтому стихотворение так глубоко западает в душу, пробуждая у читателя собственные чувства, эмоции и переживания.

Анализ стихотворения «Признание» Пушкин А. С.

Вариант 1

А. С. Пушкин посвятил женщинам большое количество произведений. Поэт влюблялся очень часто и полностью отдавался возникшей страсти. Это чувство всегда вызывало у него мощный прилив вдохновения. В 1826 г. Пушкин написал стихотворение «Признание», посвященное приемной дочери П. Осиповой – Александре. Имение Осиповой находилось недалеко от Михайловского, и поэт был ее постоянным гостем. Чувство приличия не позволило Пушкину передать свое стихотворное послание молодой девушке. При жизни поэта оно так и не было опубликовано.

Далеко не все увлечения Пушкина заканчивались романами. Ему часто приходилось страдать от неразделенной любви. Эти переживания он описывает в «Признании». Поэт понимает всю безнадежность своей любви. Он осужден властью и обществом, многие люди испытывают к нему презрение. Финансовое положение Пушкина оставляет желать лучшего. А молодая девушка находится в самом расцвете сил, ей на роду написано найти достойного и богатого мужа. Поэтому свое чувство поэт откровенно называет «глупостью несчастной».

При этом он понимает, что вновь попал во власть непреодолимой страсти, которую сравнивает с болезнью. Воображение поэта полностью захвачено любимой девушкой, от нее зависит его физическое и душевное состояние. Поэт из последних сил сдерживается от страстного признания. Даже звук шагов или «голос девственный» производят в душе автора мгновенную перемену. Он признается, что сразу же «теряет весь свой ум».

Автор подмечает все перемены в поведении и выражении лица своей возлюбленной. Для окружающих они не имеют значения, а для него оборачиваются или «отрадой», или «тоской». Душа поэта постоянно мечется между состояниями огромного счастья и глубокой печали. «Золотой середины» просто не существует.

Пушкин перечисляет обычные будничные занятия девушки, которые имеют для него глубокое значение: вязание, прогулки, музыка. Поэт счастлив просто молча присутствовать при этом и «в умиленьи» наблюдать за любимой.

В качестве последнего средства Пушкин просит хотя бы пожалеть его и притвориться в несуществующей любви. Поэт заверяет, что сделать это будет нетрудно, так как он «сам обманываться рад».

Пушкин покинул Михайловское, так и не сделав признания А. Осиповой. Спустя много лет, когда она уже была замужем, он хотел встретиться с ней и передать бывшей возлюбленной свое стихотворение, но не получил ответа.

Вариант 2

Не секрет, что Александр Пушкин был человеком страстным, и влюбчивым. Он постоянно находил новые и новые объекты для обожания, и каждой из женщин посвящал огромное количество стихов — “Мадонна”, “Я вас любил”, “Я помню чудное мгновенье”, “Что в имени тебе моем…” и другие.

С некоторыми из своих муз, как ласково называл Пушкин многочисленных возлюбленных, ему приходилось встречаться довольно часто, с другими же судьба сводила его лишь на короткое время, которое становилось для поэта самым счастливым и, одновременно, несчастным. Ведь в большинстве случаев чувства Пушкина так и оставались без ответа, а коварные красавицы специально дразнили поэта, заставляя его ревновать, страдать и — осыпать их стихотворными признаниями в любви.

В 1824 году из-за своего вольнодумства и довольно резких высказываний в адрес царского режима поэт был отстранен от государственной службы и сослан в родовое поместье Михайловское, где ему предстояло провести два долгих года. Покидать имение Пушкину было строжайше запрещено, друзья наведывались к нему в гости нечасто, поэтому очень скоро поэт сошелся с немногочисленными соседями-помещиками, среди которых оказалась 19-летняя Александра Осипова.

Она была приемной дочерью овдовевшей помещицы, поэтому в ее доме чувствовала себя несколько стесненно и неуверенно. Тогда как Пушкин с азартом играл с родными детьми помещицы и даже организовывал с их участием шуточные театрализованные представления, Александра предпочитала гулять по саду в одиночестве или же читать французские романы.

За все время знакомства с девушкой Пушкину удалось переброситься с ней лишь несколькими незначительными фразами. Однако он был поражен удивительной красотой и сдержанностью девушки, постепенно осознавая, что влюбился в Александру, как мальчишка. Именно ей в 1926 году он посвятил свое стихотворение «Признание», которое так никогда и не было прочитано его избранницей. Автор попросту не успел его вручить Александре, так как получил разрешение вернуться в Петербург. Но он не забыл о предмете своих увлечений и впоследствии посвятил Александре Осиповой еще несколько волнующих и романтических стихотворений.

Что касается «Признания», то уже в первой строчке Пушкин раскрывает перед избранницей свои истинные чувства, о. Столь противоречивые слова связаны с тем, что поэт не может добиться расположения девушки, и понимает, что она никогда не ответит ему взаимностью. Пушкин восклицает: «Пора, пора мне быть умней!». Однако ничего не может с собой поделать, чувствуя характерные симптомы болезни, именуемой любовью. Любое мимолетное свидание с предметом своей страсти поэт воспринимает, как дар небес, считая для себя наградой услышать звонкий голос девушки или же поймать украдкой ее взгляд. Ее появление для Пушкина сродни восходу солнца, и автор честно признается – при виде Александры «я вдруг теряю весь свой ум».

Пушкин понимает, что не может стать достойной партией для девушки, так как находится в опале, лишен должности и благосклонности светского общества. Поэтому он даже не смеет молить ее о любви. Но при этом очень надеется, что избранница ему искусно подыграет, сделав вид, что интересуется поэтом. «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!», — восклицает автор.

Спустя 10 лет, собираясь вновь в Михайловское, Пушкин вдруг узнает, что совсем недавно в гостях у мачехи побывала Александра, к тому времени успешно вышедшая замуж. Он отправляет ей послание с просьбой задержаться еще на несколько дней, чтобы иметь возможность увидеть ту, которой когда-то принадлежало его сердце. В коротком письме Пушкин сообщил, что хочет передать свои стихи, которые когда-то посвятил ей, но ответа так и не получает. Им не суждено больше встретиться, однако в истории русской литературы Александра Осипова остается одной из муз поэта.

Вариант 3

В 1824 году за вольнодумство и резкие суждения о царе Александр Сергеевич Пушкин был сослан в село Михайловское в имение своей матери. По словам самого писателя, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой, но все это нравилось мне недолго». Ему предстояло провести в поместье долгих два года.

Друзья поэта опасались, что уединение в деревне станет губительным для поэта. Но их страхи были напрасными. Писатель много работал, размышлял, быстро свёл знакомства с соседями по имению. Стал часто бывать у помещицы П.А. Осиповой в Тригорском. Именно там он встретил Александру Осипову (Алину), которой посвятил одно из самых известных своих стихотворений о любви — «Признание».

Александра Осипова приходилась падчерицей хозяйке поместья Прасковье Александровне Осиповой. Сашенька восхитительно играла на фортепьяно, была весьма артистична, нрава весёлого, чувственна и кокетлива. Во время появления в их доме поэта она была увлечена своим сводным братом Алексеем Вульфом, отношения с которым давно перестали быть романтическими. Любовники ругались, расставались, но неизбежно опять сближались. Этот роман длился годами.

Стихотворение «Признание» начинается с чувственных строк неподдельной страсти поэта к тригорской красавице:

Я вас люблю, хоть и бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный…

В следующих строках, поэт молит о любви Алину, прекрасно понимая, что поступает глупо:

Мне не к лицу и не по летам…

Пора, пора мне быть умней!…

Поэт догадывался, что чувства его безответны. Сердце прекрасной Алины занято. Он знал о ее романе с Алексеем Вульфом:

Сказать ли вам мое несчастье,

Мою ревнивую печаль,

Когда гулять, порой в ненастье

Вы собираетеся в даль?

Поэт любил женщин, был натурой страстной и влюбчивой. Возникает вопрос, под влиянием каких чувств написал своё «Признание» Пушкин, была ли это искра пылкой влюблённости, или любовь в «силу привычки»? Пушкинисты склоняются к тому, что всё-таки любовь поэта к Алине Осиповой была только лишь капризом писателя:

Без вас мне скучно, — я зеваю;

При вас мне грустно, – я терплю;

Все произведение пронизано строками любовного признания поэта к тригорской красавице, но последнее четверостишие всё-таки заставляет читателя с улыбкой отнестись к чувствам писателя:

Но притворитесь! Этот взгляд

Всё может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!…

Я сам обманываться рад! Поэт просит барышню об игре, не настаивая на серьёзности чувств к себе. Он подтрунивает над девушкой: «Мой ангел, я любви не стою!». Скорее всего, поэт относится к Алине как к очаровательному ребёнку:

Я в умиленьи, молча, нежно

Любуюсь вами, как дитя!…

«Признание» — это не элегия: несмотря на искренность писателя, в словах присутствует легкая ирония и тонкий юмор, никоим образом неоскорбительный для Алины.

Стихотворение датируется 1826 годом. Через несколько месяцев он покинет Михайловское. Поэт уедет, чтобы через несколько лет (в 1833 году) еще раз вернуться в родовое имение на похороны матери. Писатель будет просить Сашеньку Осипову о встречи, но просьба останется без ответа.

К тому времени Александра выйдет замуж за полицмейстера Петра Николаевича Беклешева. Этот брак не принесёт ей счастья. Роман с Алексеем Вульфом будет ещё продолжаться долгие годы. Поэт больше никогда не встретится со своей «мимолётной» музой, подарившей миру, может быть, одни из самых чувственных строк о любви.

Темы, проблемы

Темой данного стихотворения, как и многих других произведений автора, является неразделенная любовь лирического героя. Лирический герой страдает от своей любви, потому что с возлюбленной у них нет будущего. Он любит. Но любит не взаимно. Именно поэтому он испытывает мучения от разрывающего из нутрии его чувства.

В то же время он получает удовольствие от внимания возлюбленной, но это удовлетворение очень кратковременно.

Автор восхищается женской красотой, превознося её.

Александр Сергеевич был очень влюбчивым человеком, но в своих чувствах был очень честен. Если он любил – то любил всем сердцем, без утайки.

Он так же показывает то, что даже обман будет для него хоть кратковременным счастьем. Он понимает, что его чувства не взаимны, поскольку сердце возлюбленной принадлежит другому человеку. Лирический герой с состраданием смотрит на нее, поскольку понимает её состояние как никто другой. Ему жаль девушку, которая, как и он влюблена безответно.

Основная мысль произведения

Основной мыслью произведения является неразделенная любовь лирического героя, в котором можно увидеть самого поэта. Он доверил все свои чувства, которые переполняли его, бумаге. Здесь мы можем увидеть нежность и любовь поэта. Конечно, ведь он делится самым сокровенным и интимным. В произведении «Послание» вино душу автора, которую он не стесняется раскрыть и показать.

Любовь переполняет поэта, но, к сожалению, она не взаимна. Его возлюбленная так же влюблена, но, увы, не в него. Он страдает от этого, ревнует её. Он готов заниматься самообманом, ведь это доставляет ему хотя бы мимолетное облегчение и радость.

В самом конце стихотворения автор принимает свою участь и желает своей любимой ответного и взаимного чувства, пусть и не с ним. Только по-настоящему любящий человек способен пойти на самопожертвование во имя любимого человека.

Данное стихотворение являлось личным посланием, поэтому большую часть своей жизни провело в личном архиве поэта. Александр Сергеевич признает, что Александра Осипова стала одной из тех женщин, которая оставила в судьбе поэта существенный след. Её даже можно назвать музой, благодаря которой мы имеем возможность наслаждаться прекрасными строками произведения. Она воплотила в себе образ невинности и красоты.

Воспитание и образование

Детство Александра Сергеевича Пушкина отличалось холодностью и отсутствием родительской ласки. Родители А. С. Пушкина, хоть и по-особому любили старшего сына, не обращали особого внимания на воспитание своих детей. Мальчик был близок со своей сестрой Ольгой и бабушкой, отношения с родителями же всегда были довольно прохладными. Строгость матери и бережливость отца отделяли А. С. Пушкина от своих родителей.

Александр быстро научился читать, поэтому принимался за все, что находил в библиотеке отца, который был тесно связан с литературными кругами того времени. В основном А. С. Пушкин читал французские книги, что повлияло и на первые творческие работы мальчика. Уже к одиннадцати годам А. С. Пушкин знал почти все книги из отцовской библиотеки наизусть, так как память у писателя с рождения была феноменальной. Это позволяло мальчику почти не готовиться к изучаемым предметам, А. С. Пушкину достаточно было прочитать материал один раз.

А. С. Пушкин в детстве был любознательным ребенком. Он изучал русский, французский, немецкий и английский языки. Одним из его преподавателей был священник А. И. Беликов, который являлся литератором и переводчиком. Занимался с А. С. Пушкиным и его дядя Василий Львович.

Когда мальчику было двенадцать лет (1811 г.), А. С. Пушкин, показав достойные знания на вступительных экзаменах, поступил в Царскосельский лицей, который он закончил в 1817 году.

О детстве А.С. Пушкина

Пушкин-ребенок, худ. Ксавье де Местр 1800-1802 гг.

Воспоминания, написанные в Санкт-Петербурге 26 октября 1851, со слов сестры его О.С. Павлищевой),

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году, мая 26-го, в четверг, в день Вознесения.

От самого рождения до вступления в Царскосельский лицей он был неразлучен с сестрою Ольгою Сергеевною, которая только годом была старше. Детство их протекло вместе, и няня сестры Арина Родионовна, воспетая поэтом, сделалась нянею для брата, хотя за ним ходила другая, по имени Улиана.

До шестилетнего возраста Александр Сергеевич не обнаруживал ничего особенного; напротив, своею неповоротливостью, происходившею от тучности тела, и всегдашнею молчаливостью приводил иногда мать в отчаяние. Она почти насильно водила его гулять и заставляла бегать, отчего он охотнее оставался с бабушкою Марьею Алексеевною [Ганнибал, бабушка со стороны матери поэта], залезал в ее корзину и смотрел, как она занималась рукодельем. Однажды, гуляя с матерью, он отстал и уселся посереди улицы; заметив, что одна дама смотрит на него в окошко и смеется, он привстал, говоря: «Ну, нечего скалить зубы».

Достигнув семилетнего возраста, он стал резов и шаловлив. Воспитание его и сестры Ольги Сергеевны вверено было иностранцам, гувернерам и гувернанткам. Первым воспитателем был французский эмигрант граф Монфор, человек образованный, музыкант и живописец; потом Русло, который писал хорошо французские стихи, далее Шедель и другие: им, как водилось тогда, дана была полная воля над детьми. Разумеется, что дети и говорили и учились только по-французски.

Учился Александр Сергеевич лениво, но рано обнаружил охоту к чтению и уже девяти лет любил читать Плутарха или «Илиаду» и «Одиссею» в переводе Битобе. Не довольствуясь тем, что ему давали, он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги; библиотека же отцовская состояла из классиков французских и философов XVIII века. Страсть эту развивали в нем и сестре сами родители, читая им вслух занимательные книги. Отец в особенности мастерски читывал им Мольера.

Первые его попытки были, разумеется, на французском языке, хотя учили его и русской грамоте. Чтению и письму выучила его и сестру бабушка Марья Алексеевна; потом учителем русским был некто Шиллер, а, наконец, до самого вступления Александра Сергеевича в Лицей священник Мариинского института Александр Иванович Беликов, довольно известный тогда своими проповедями и изданием «Духа Масилиона»: он, уча закону Божию, учил русскому языку и арифметике. Прочие предметы преподавались им по-французски домашними гувернерами и приватными учителями. Когда у сестры была гувернанткою англичанка (M-me Бели), то он учился и по-английски, но без успеха. Немецкого же учителя у них никогда не бывало; была одна гувернантка-немка, но и та всегда говорила по-русски. Между тем родители возили их на уроки танцевания к Трубецким (князю Ивану Дмитриевичу), Бутурлиным (Петру Дмитриевичу), Сушковым (Николаю Михайловичу), а по четвергам на детские балы к танцмейстеру Иогелю, переучившему столько поколений в Москве.

Итак, любимым его упражнением сначала было импровизировать маленькие комедии и самому разыгрывать их перед сестрою, которая в этом случае составляла всю публику и произносила свой суд. Однажды как-то она освистала его пьеску «Escamoteur». Он не обиделся и сам на себя написал эпиграмму:

— Скажи, за что «Похититель»

Освистан партером?

— Увы, за то, что бедняга сочинитель

Похитил его у Мольера

В то же время пробовал сочинять басни, а потом, уже лет десяти от роду, начитавшись порядочно, особенно «Генриады» Вольтера, написал целую герои-комическую поэму, песнях в шести, под названием «Toliade», которой героем был карла царя-тунеядца Дагоберта, а содержанием — война между карлами и карлицами. Она начиналась так:

Пою бой, в котором Толи одержал верх,

Где немало бойцов погибло, где Поль отличился,

Николая Матюрена и красавицу Нитуш,

Коей рука была наградою победителю в ужасной схватке

Гувернантка подстерегла тетрадку и, отдавая ее гувернеру Шеделю, жаловалась, что m-r Alexandre занимается таким вздором, отчего и не знает никогда своего урока. Шеделъ, прочитав первые стихи, расхохотался. Тогда маленький автор расплакался и в пылу оскорбленного самолюбия бросил свою поэму в печку. И в самом деле, полагаясь на свою счастливую память, он никогда не твердил уроков, а повторял их вслед за сестрою, когда ее спрашивали. Нередко учитель спрашивал его первого и таким образом ставил его в тупик. Арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами.

М.Н. Макаров

Александр Сергеевич Пушкин в детстве

(Из записок о моем знакомстве)

Я обыкновенно посещал Сергея Львовича или с братом его Василием Львовичем, или еще чаще, ибо Василий Львович не всегда жил в Москве, с князем… или с Ст…ром…

Молодой Пушкин, как в эти дни мне казалось, был скромный ребенок; он очень понимал себя; но никогда не вмешивался в дела больших и почти вечно сиживал как-то в уголочке, а иногда стаивал, прижавшись к тому стулу, на котором угораздивался какой-нибудь добрый оратор, басенный эпиграммист, а еще чаще подле какого же нибудь графчика чувств; этот тоже читывал и проповедовал свое; и если там или сям, то есть у того или другого, вырывалось что-нибудь превыспренне-пиитическое, забавное для отрока, будущего поэта, он не воздерживался от улыбки. Видно, что и тут уж он очень хорошо знал цену поэзии.

Однажды точно, при подобном же случае, когда один поэт-моряк провозглашал торжественно свои стихи и где как-то пришлось:

И этот кортик, и этот чертик! —

Александр Сергеевич так громко захохотал, что Надежда Осиповна, мать поэта Пушкина, подала ему знак — и Александр Сергеевич нас оставил. Я спросил одного из моих приятелей, душою преданного настоящему чтецу: «Что случилось?» — «Да вот шалун, повеса!» — отвечал мне очень серьезно добряк-товарищ. Я улыбнулся этому замечанию, а живший у Бутурлиных ученый-француз Жиле дружески пожал Пушкину руку и, оборотясь ко мне, сказал: «Чудное дитя! как он рано все начал понимать! Дай Бог, чтобы этот ребенок жил и жил; вы увидите, что из него будет». Жиле хорошо разгадал будущее Пушкина; но его «дай Бог» не дало большой жизни Александру Сергеевичу.

В теплый майский вечер мы сидели в московском саду графа Бутурлина; молодой Пушкин тут же резвился, как дитя, с детьми. Известный граф П… упомянул о даре стихотворства в Александре Сергеевиче. Графиня Анна Артемьевна (Бутурлина), необыкновенная женщина в светском обращении и приветливости, чтобы как-нибудь не огорчить молодого поэта, может быть, нескромным словом о его пиитическом даре, обращалась с похвалою только к его полезным занятиям, но никак не хотела, чтоб он показывал нам свои стихи; зато множество живших у графини молодых девушек, иностранок и русских, почти тут же окружили Пушкина с своими альбомами и просили, чтоб он написал для них хоть что-нибудь. Певец-дитя смешался. Некто N N. желая поправить это замешательство, прочел детский катрен поэта, и прочел по-своему, как заметили тогда, по образцу высокой речи на о. Александр Сергеевич успел только сказать: О, Господи! — и выбежал.

Я нашел его в огромной библиотеке графа Дмитрия Петровича; он разглядывал затылки сафьяновых фолиантов и был очень недоволен собою. Я подошел к нему и что-то сказал о книгах. Он отвечал мне: «Поверите ли, этот г. NN так меня озадачил, что я не понимаю даже и книжных затылков».

В детских летах, сколько я помню Пушкина, он был не из рослых детей и все с теми же африканскими чертами физиономии, с какими был и взрослым, но волосы в малолетстве его были так кудрявы и так изящно завиты африканскою природою, что однажды мне И.И. Дмитриев сказал: «Посмотрите, ведь это настоящий арабчик». Дитя рассмеялось и, оборотясь к нам, проговорило очень скоро и смело: «По крайней мере, отличусь тем и не буду рябчик». Рябчик и арабчик оставались у нас в целый вечер на зубах.

Бабушка и няня

Так как родители не особо тепло относились к А. С. Пушкину, будущий поэт любил проводить свое время с бабушкой и няней.

Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, которая обладала мягкостью характера, не только нанимала для будущего писателя учителей и гувернеров, но и сама обучала Александра русской грамоте и письму. Бабушку А. С. Пушкина можно назвать его первым учителем, которому поэт позже посвятит несколько стихотворений.

Особую роль в жизни А. С. Пушкина играла няня Арина Родионовна Яковлева, которая делилась с мальчиком фольклорными сведениями: народными поверьями, сказками, поговорками и пословицами. Это сказалось в дальнейшем на творчестве А. С. Пушкина, который не только посвятил своей няне несколько произведений, но и воспользовался сюжетами рассказанных ею сказок для написания своих работ.

Детство Пушкина

А вы знаете, что великий русский поэт А.С. Пушкин в детстве говорил и писал только по-французски? О детстве Пушкина – наш рассказ.

6 июня исполняется 221 год со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837 гг.)

6 июня 1799 года в Москве в семье майора Сергея Львовича Пушкина и его супруги Надежды Осиповны родился сын Александр. В раннем детстве Саша Пушкин был не шустрым и шумным, а толстеньким и неповоротливым, чем приводил свою маменьку, Надежду Осиповну, если не в отчаяние, то в крайнее замешательство. Ну не хотел кудрявый мальчик ни прыгать, ни бегать, ни с детьми играть, ни по улицам гулять. Бывало, пойдёт мальчик с мамой на улицу. А мама быстро идёт. Мальчик не поспевает за ней, устанет да и усядется посреди улицы — отдыхать. А маменька расстраивается. Экий увалень растёт! Бывало и так, что журила мама Сашу. Да Саше что! Возьмёт и убежит к бабушке. Хорошо, что есть бабушка! Она была доброй и терпеливой. Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал писала: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо. То его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь, нет у него середины». К семи годам из молчаливого увальня Саша превратился в подвижного, остроумного шалуна!

Он очень любил свою бабушку, а ещё — няню Арину Родионовну. Няня знала бесчисленное количество русских народных пословиц, поговорок и сказок, которые рассказывала Саше перед сном. У Пушкиных была домашняя библиотека из французских книг. И маленький Саша часто тайком пробирался в кабинет папы, чтобы читать книги. Не удивительно, что первые свои стихи в девять лет он написал на французском языке. А ещё Саша очень любил играть в домашний театр. Он усаживал старшую сестру Олю на диван и разыгрывал перед ней представление. Однажды он написал пьесу, очень похожую на пьесу французского писателя Мольера «Похититель». А Оля, которую деревенские мальчишки научили свистеть, за это освистала брата. Саша совсем не обиделся, а написал эпиграмму1 на самого себя:

Скажи, за что «Похититель» освистан партером2?

Увы, за то, что бедняга сочинитель похитил его у Мольера.

На лето бабушка забирала внуков — Сашу, Олю и Лёвушку — в своё имение Захарово. Домашнее французское воспитание здесь полностью заменялось влиянием русской природы и деревенской жизни. Берёзовая рощица росла неподалёку от дома, почти у самых ворот. Здесь стоял стол, и когда погода была хорошей, за столом обедали и пили чай. Как любил это время маленький Саша! И рощу, и пруд за рощей. А ещё любил деревенские праздники, хороводы и русские народные песни. Любил бродить в роще или подолгу сидеть на скамейке под старой липой и любоваться густым еловым лесом на другом берегу пруда.

Но вот Саше исполнилось одиннадцать лет, и его решили отдать в только что открывшийся лицей: учебное заведение для дворянских детей в Царском Селе недалеко от Петербурга. 19 октября 1811 года Саша Пушкин стал лицеистом. Его жизнь полностью изменилась. Вставать нужно было рано и семь часов заниматься в классе. Лицеисты учили иностранные языки, историю, литературу, математику и естественные науки. Занимались танцами, гимнастикой и фехтованием. Но для Пушкина самым главным занятием по-прежнему оставалась поэзия, поэтому он часто сочинял стихи на уроках, не слушая учителя.

Незабываемым для юного Александра стал день выпускного экзамена — 8 января 1815 года. На экзамене он читал своё стихотворение в присутствии знаменитого поэта Гавриила Романовича Державина. «Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. …Не помню, как я кончил чтение, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять. Меня искали, но не нашли». Сам же Гавриил Романович произнёс: «Вот кто заменит Державина».

1Эпигра´мма (от древнегреческого «надпись») — короткое стихотворение, высмеивающее кого-то или что-то.

2Парте´р (от французского «на земле») — первый этаж зрительного зала в театре или кинотеатре.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вновь я посетил.
История создания – стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1835 году во время его возвращения в Михайловское и встречи с родными местами после долгой разлуки.

Тема – лирический герой возвращается на Родину спустя десять лет, он переосмысливает свое прошлое и настоящее, строит планы на будущее.

Композиция – произведение не делится на части, но по смыслу можно выделить три основные: появление у поэта потребности в переосмыслении жизни, воспоминания и размышления о жизни, ее ходе и неизбежной смене поколений.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, рифма не используется.

Метафоры – “Минувшее меня объемлет живо”, “кропотливого ее дозора”, “озеро… синея, стелется широко“, “неведомые воды”, “По брегам отлогим рассеяны деревни”.

Эпитеты – “опальный домик”, “шагов ее тяжелых”, “нив златых”, “приветный шум”, “веселых и приятных мыслей”.

Сравнения – “Кусты теснятся под сенью их как дети”, “Как старый холостяк…”.

Метонимия – “…уголок земли”.

Аллитерация – “Знакомым шумом шорох их вершин”, “знакомый уху шорох”, “Но около корней их устарелых”, “Услышит ваш приветный шум”.

История создания стихотворения А. С. Пушкина

В 1835 году Александр Сергеевич прибыл в Михайловское, то самое село, в котором он проживал ранее и провел два ссыльных года. Приехав в родовое имение, он понимает, что не молод, и часть его жизненного пути позади.

Своеобразные, ностальгические, романтические и грустные чувства «переплетаются» в произведении, при этом у поэта четко прослеживается желание «передать» свое наследие.

Печаль Пушкина объяснима его финансовым положением, наличием долгов, а также положением в обществе.

Отношения с властями не задались, ведь Александр Сергеевич всегда говорил и писал, что думает. Его едкие эпиграммы и высказывания в адрес власти привели к определенным последствиям.

Месть царя была тонкой и ранила поэта глубоко, он посчитал ее оскорблением личности. Император пожаловал Александру Сергеевичу титул камер-юнкера. Оскорбительным было то, что подобного чина удостаивались юноши, а не зрелые мужи.

Стараясь пережить непростое время, справиться с обидами, поэт уезжает в село Михайловское.

Композиция

Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт осознает, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой. Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.

В третьей части, в описании природы скрывается размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то росло три сосны – а теперь у их подножия выросла целая роща молодых деревьев. Пушкин не увидит, какими они станут высокими, но это сделает его внук: “Веселых и приятных мыслей полон, пройдет он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет”. В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.

Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.

Стихотворение «Вновь я посетил» – анализ по плану

Вариант 1

В творчестве Пушкина принято выделять несколько больших тем. Наряду с пейзажной лирикой, любовной лирикой, гражданской лирикой, традиционно выделяют и философскую лирику. К ней относятся стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.

Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение “…Вновь я посетил…”.

По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно иным содержанием.

Тематически стихотворение посвящено возвращению Пушкина в Михайловское. В первых строках поэт приветствует “уголок земли”, где ему пришлось провести “изгнанником два года незаметных”. Через десять лет, во многом переменившись внутренне, он возвращается в знакомые места. Поэт отмечает, что в его отсутствие тут почти все осталось по-прежнему. Хотя Пушкин и называет проведенные в изгнании годы “незаметными”, оказывается, что более того мельчайшие детали картин окружающей природы врезались ему в память.

Композиционно стихотворение делится на три части. В первой поэт видит “опальный домик”, где он жил с няней, своей верной спутницей с рождения. Во второй его поэтическому взору предстает озеро, напоминающее ему “иные берега, иные волны”, его юношеские мечты. В третьей поэт любуется “тремя соснами” на возвышенности, мимо которых он прежде часто скакал верхом. Эти три образа – символы детства, юности и зрелости поэта. На всем кругом Пушкин замечает признаки запустения, увядания, печать старения и смерти: няни уже нет в живых, рыбак, плывучий по озеру, тянет за собой “убогий невод”, мельница “насилу ворочает крыльями”.

Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. В этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, старость так же естественна и прекрасна, поскольку совместно с ней к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее кругом, как делает это лирический герой стихотворения.

Его воспоминания о прошлом светлы, отношение к будущему спокойно. Рядом с парой сосен он видит молодые деревца, которых не было тут раньше. Пушкин сравнивает их с детьми и радостно приветствует. Образ дерева, печально стоящего в стороне от шумной, веселой, многочисленной семьи, говорит о том, что поэт аллегорической форме сожалеет о тех, кто одинок в мире людей.

Если у поэтов – романтиков одиночество считалось естественным состоянием исключительной личности, противопоставляющей себя миру и обществу, то пустота кругом “угрюмого” “старого холостяка”, по мысли Пушкина, — свидетельство неправильности прожитой одинокой жизни. Образ “племени младого, незнакомого”, пришедшего на смену старому поколению, не вызывает у поэта ни отторжения, ни раздражения. Он принимает молодых как равных, признает за новым поколением право быть лучше, чем их “отцы”. Пушкин не жалеет о том, что ему не суждено будет увидеть далекое будущее. В финале стихотворения появляется символический образ внука поэта, который сделает это за него. Пушкин как должное принимает вечное течение, непрерывность жизни, приветствует естественную связь между поколениями.

Для придания большей выразительности языку, Пушкин использует такие выразительные средства как метафоры (“опальный домик”), сравнения (“угрюмый их товарищ, как старый холостяк”), эпитеты (“нивы златые”), олицетворения (“минувшее меня объемлет живо”).

Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человека. Рождение, ребячество, молодость, зрелость, старость и смерть воспринимают поэтом как естественные, ниспосланные более вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы.

Вариант 2

В творчестве А. С. Пушкина нашли свое отражение все литературные жанры и направления. Среди поэм, сказок, романов и повестей достойное место занимают так называемые стихи — послания, обращенные к будущим поколениям.

К их числу относится и стихотворение «Вновь я посетил…». Оно было написано автором осенью 1835 года, при посещении им села Михайловское, после длительного перерыва. Для России это было время царствования Николая I, разрешившего Пушкину жить в Москве после ссылки. Начало тридцатых знаменуется значительной творческой активностью Пушкина.

Его писательский и поэтический гений в тот период достигли подлинной зрелости и мудрости. Наряду с большими историческими произведениями, Пушкин создает тихие стихи, небольшие размышления, поэтические послания потомкам.

Посещая семейное имение Тригорское, Пушкин останавливается и в Михайловском и находит там все прежним, кроме смерти старой няни и выросшей молодой поросли возле старых знакомых сосен. В письме к жене Пушкин пишет, что ему «досадно смотреть на эту молодую сосновую семью, как досадно видеть молодых кавалергардов на балах, на которых он сам уже не пляшет».

В начале стихотворения ясно угадывается грусть о былом, о безвозвратно ушедших днях молодости. Но по ходу повествования грусть рассеивается и уступает место светлым чувствам, связанным с приходом нового поколения, с зарождением молодой жизни. По-моему, основной идеей стихотворения можно назвать слова автора «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» — как символ передачи молодому поколению наследия отцов, надежду на достойное продолжение жизни.

По содержанию стихотворение можно разделит на три части. В первой автор повествует о себе, упоминает о своей ссылке в Михайловское,

«…где я провел изгнанником два года незаметных».

С момента его ссылки прошло десять лет, и за эти годы автор сильно переменился:

«И сам, покорный общему закону, переменился я…»

Можно догадаться, что с годами Пушкин «сделался иным».

Вторая часть стихотворения посвящена изображению дорогого сердцу уголка, описанию природы, воспоминаниям о прошедшей молодости:

«Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим — и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…»

И третья, финальная часть, в которой поэт приветствует новую молодую жизнь, как символ нового поколения.

При этом изображенные автором «опальный домик», «лесистый холм»,“три сосны” являются символическими образами, переносящими нас в былые времена. И вот рядом с ними появляются образы нового поколения:

«…младая роща разрослась,

Зеленая семья, кусты теснятся

Под сенью их как дети».

Очень просто и верно изобразил Пушкин в своем стихотворении воспоминания о былых, безвозвратно ушедших днях, прошедшей молодости, неизбежную смену поколений и принятие другой молодой жизни.

Его напутственные строки «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» стоят в начале начал каждого поколения.

Вариант 3

Стихотворение можно разделить на три части. Первая – это ностальгия, грусть, раздумья и сожаления о прошедшем. Пушкин вспоминает свою двухлетнюю ссылку, перемены, которые произошли в его жизни с тех пор. Его охватывает печаль. Он думает детстве, о няне, которой давно уж нет. Вторая часть произведения описывает читателю всё, что видит лирический герой, сливающийся с самим Пушкиным, о чем он размышляет.

Автор смотрит на родные, до боли знакомые места: холма, озера, нивы, деревни – слышит шум старых деревьев и осознает, что не всё осталось прежним. Третья часть – это обращение к потомкам, будущим поколениям. Пушкин как будто чувствует близкую смерть, которая настигает его в 1837 году, и понимает, что скоро его не станет, но «опальный домик», «холм лесистый», «дорога, изрытая дождями» и три сосны останутся, их увидят его дети и внуки. Создается ощущение, что поэт прощается с родными краями.

Для того, чтобы читатели могли представить природу села, А.С. Пушкин использует многочисленные выразительные средства. Произведение наполнено эпитетами («тяжелые шаги», «злачные нивы», «приветливый шум»), сравнениями («как старый холостяк»), олицетворением («скривилась мельница», «кусты теснятся»). Несколько раз используется инверсия («бродил я в этих рощах», «по той дороге теперь поехал я…») Меня это стихотворение очень тронуло. Казалось, что я проживаю те же чувства, что и сам Пушкин.

Перечитывая несколько раз произведение «Вновь я посетил…» я находила какие-то новые глубокие мысли между строк. Это стихотворение оставляет легкий осадок на душе, будто задевает что-то внутри, заставляет сердце отозваться на переживания автора.

[править] См. также

  • Чёрная шаль (стихотворение)

Текст стихотворения

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

«Буря мглою небо кроет» – этими словами начинается пушкинская поэзия Александра Сергеевича под названием «Зимний вечер». Ярко и образно описывает он снежную бурю, которая «мглою небо кроет», подобную его внутреннему состоянию безысходности и событиям, которые разворачиваются в его жизни. Именно так чувствует себя литератор, доведенный до отчаяния несвободой и вынужденным домашним арестом в Михайловском.

История создания произведения

История написания стихотворения важна для лучшего, полного понимания его сути. Строки «Зимнего вечера» родились в 1825 году. В этот период поэта приютили стены родового поместья, Михайловского, куда литератора отправили после южной ссылки. Яркие краски юга резко сменились серыми унылыми тонами. Связь с друзьями, как и любая деятельность, находилась под жестким надзором. Публикация пушкинского шедевра состоялась в 1826 году, его строки стали афоризмами, что говорит о его популярности.

Атмосфера пушкинских стихов

Описывая стихию, которая, «то плачет, словно ребенок, то воет диким зверем», автор передает перепады собственного настроения, изменяющегося от детской беспомощности до яростной звериной злости человека, над которым совершено насилие, попрана его свобода. Ураган, что свирепствует извне – аналог могущества государственной системы. Ее сила, подобно торнадо, сметает все на своем пути без разбора. Она преследует одну цель – защитить свою власть.

Контрастность произведения

Противостоит этой мощи убогая нищая лачуга. Ее прообраз – растерзанная душа поэта. Разве может маленький человек противостоять машине общественного строя? А рядом кто? Кто друг? Безграмотная старушка. И все же жизненная сила бессмертна. Она превосходит ущербные состояния и возрождает себя.

Страдания наградили автора и героя способностью переосмыслить и двинутся дальше по жизни, прокладывая новой, свой путь. Внутри жалкой лачуги тепло и уютно. В действительности есть все для счастья и больше – ценное и дорогое сокровище, которое не продается и не покупается. Его можно получить только в дар.

Это мудрость человеческого опыта, накопленная поколениями. Носителем этого бесценного богатства является няня. Кто автор знаменитых пушкинских сказок? Поколения предков русского народа. Там, под крышей ветхого дома зрел и обретал силу великий гений Пушкина, непревзойденный и сейчас.

Истоки пушкинского вдохновения

Внутреннее состояние поэта не позволяет ему замечать и воспринимать красоту окружающего мира. В действительности, после ссылки, воспоминания об этом времени согревали душу Александру Сергеевичу. Он говорил, что период уединения необычайно поднял дух творчества.

Произведение, начинающееся фразой «Во глубине сибирских руд», – не единственное, где Александр Пушкин упоминает общественные потрясения в России начала XIX-го века. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого стихотворения

Позже Пушкин приезжал в Михайловское за этим ощущением вдохновения и внутреннего покоя. Не удивительно, ведь здесь его всегда ждали и были рады видеть. Но сейчас, в моменте потерянности, когда все его верования вдруг оказались ложью, существо поэта поглотила боль. Мир, который он знал, неожиданно разрушился. Казалось бы, ничто не предвещало «бури», разыгравшейся в его жизни.

Буря мглою небо кроет

Но, как известно, ничто не происходит случайно. С одной стороны представляется, что грозный ветер нагрянул и сломал устои прежней беззаботной жизни, отношения в семье Пушкиных. «Злобный, воющий как зверь нежданный гость», ворвался и отнял святое – любовь близких. С другой стороны, «гость» оказал услугу, сорвал маски. «Морозный холод» протрезвил. Как никогда прежде прояснилось, что по-настоящему близкие люди не по крови, а по духу. Этим родным человеком, его истинной семьей оказалась необразованная, простолюдинка.

Образ кормилицы

Не сразу юный литератор смог принять ее как равную. Воспитание и правила, принятые в обществе накладывают печать на образ мышления, преодолеть которую практически не возможно. Но Пушкину повезло. То, что изначально было воспринято им как великая беда, в последствии вспоминается как приятный опыт. Стресс и последовавшее за ним состояние депрессии, которые были пережиты и прочувствованны каждой клеточкой его существа, помогли преодолеть кастовые предрассудки. Красной линией сквозь творчество великого русского гения проходит она – обычная крестьянка.

Буря мглою небо кроет

История сохранила образ Арины Родионовны, пушкинской кормилицы, которая преданно и бескорыстно заботилась о будущем гении литературы. Длинные снежные вечера скрашивала няня сказками и песнями, сидя за веретеном. И тогда отступали печали, и сердцу становилось веселей. Образ любимой старушки и доброй подруги его бедной юности запечатлен в произведениях поэта не просто так. В самое тяжелое время жизни для Пушкина она по-настоящему искренне поддерживала его, стала единственной опорой. В то время как семья не оправдала надежд. Родные люди отвернулись, обратились в судей и надзирателей.