Стих пушкина дар напрасный дар случайный текст

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пора, мой друг, пора.
История создания – Стих написан в 1834 году и посвящен супруге Наталье.

Тема стихотворения – Мечты об уединении и спокойной, праведной жизни.

Композиция – Стихотворение так и не было закончено, оно состоит из двух четверостиший. Построена на антитезе «жизнь – смерть».

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с использованием парной рифмовки.

Метафоры – «дни летят».

Эпитеты – «усталый», «дальняя», «завидная».

Сравнения – «усталый раб».

Олицетворения – «покоя сердце просит».

Анализ стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора!»

Существует предание о том, что Александр Пушкин загодя знал о своей гибели на дуэли. Такую смерть нагадала ему цыганка и даже предрекла, что убийцей поэта будет светловолосый молодой человек. Сам Пушкин в это предсказание верил и не верил одновременно. Начнем с того, что поэт никогда не был заядлым дуэлянтом и на оскорбления предпочитал отвечать не пулей, а едкой эпиграммой. Впрочем, поэт не предполагал, что в роковой дуэли 1837 года он будет отстаивать честь своей супруги, поступиться которой он не имел права. Однако все это произойдет несколько позже, а в 1834 году поэт создает стихотворение «Пора, мой друг, пора». очевидный смысл которого становится понятным только после роковой гибели автора этих строк.

Стихотворение состоит из двух четверостиший, которые, на первый взгляд, по смыслу совершенно противоречат друг другу. Обращаясь к самому себе, Пушкин словно бы говорит в первом из них, что дни его сочтены. «Покоя сердце просит», — прислушиваясь к внутренним мироощущениям, отмечает поэт. Но при этом речь идет не о банальном отдыхе и попытках избавиться от повседневной суеты, потому как поэт чувствует, что «каждый час уносит частичку бытия».

Поэт еще полон сил и не хочет думать о смерти. Однако предсказание цыганки не выходит у него из головы, поэтому он философски замечает, что мы «предполагаем жить, и глядь – уже умрем». Однако переход в мир иной пот воспринимает не как трагедию, а как долгожданное освобождение от земных обязательств. И именно об этом Пушкин рассказывает во втором четверостишии, пытаясь донести до читателя простую мысль о том, что «на свете счастья нет». Конечно, поэт несколько лукавит, потому что искренне любит жизнь во всех ее проявлениях. Однако он устал от постоянных унижений и необходимости решать повседневные проблемы, поэтому признается: «Давно, усталый раб, замыслил я побег». Поэт мечтает уединиться в «обитель дальнюю трудов и чистых нег», что можно расценить, как попытку оставить службу и перебраться в Михайловское. Однако у финальной строчки этого стихотворения более глубинный смысл: Пушкин действительно предвидит собственную гибель, однако воспринимает это как дар небес. Подтверждают эту догадку и воспоминания современников поэта, которые были очевидцами жестокого унижения Пушкина, получившего в 1834 году звание камер-юнкера, присуждаемое 17-летним юношам. Поэт готов был в прямом смысле слова умереть от стыда и считал, что это – самый лучший выход из сложившейся ситуации.

©»» .

История создания

Александр Сергеевич всегда имел славу вольнодумца, что очень не нравилось государю Николаю I. Он опасался свободомыслия поэта и той силы пера, которой тот обладал. Узнав, что Пушкин решил покинуть Санкт-Петербург и обосноваться с семьей в родной деревне, он поступил весьма хитро – произвел поэта в камер-юнкеры и тем самым обязал Александра Сергеевича исправно ходить на службу. К слову сказать, это назначение было весьма оскорбительным для 35-летнего поэта, поскольку звание камер-юнкера получали юноши.

Однако главная причина разочарования поэта крылась в другом. Устав от придворной жизни и отчаянно нуждаясь в тишине и покое, Александр Сергеевич планировал покинуть шумную столицу и жить в уединении в своей деревне. Однако его попытка уйти в отставку оказалась неудачной. Подавленный этим событием, Пушкин адресовал стихотворение «Пора, мой друг, пора» своей любимой жене Наталье.

Как было написано произведение

Проводя анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора», школьник может рассказать, что Пушкин написал его в довольно зрелом возрасте, когда ему было 35 лет. Считается, что произведение адресовано его супруге Наталье, и его написание связано с неудачной попыткой Пушкина уйти в отставку и уехать в деревню. Царь Николай I не хотел так далеко отпускать поэта, поскольку боялся его свободомыслия. Помимо этого, ему нравилась супруга поэта. Николай I присвоил Пушкину звание камер-юнкера – обычно его удостаивали только юношей. Этим поэт был очень оскорблен. Читатель может только догадываться о том, хотела ли супруга Пушкина Наталья остаться в городе или уехать вместе с мужем в деревню.

Тема

При анализе «Пора, мой друг, пора» следует помнить, что произведение не было завершено. На это указывают некоторое противопоставление между двумя строфами стихотворения.

В первой строфе ведется речь о быстротечности жизни, которая может оборваться в любой миг. Лирический герой размышляет о естественном ходе жизни: стремительно уходящей юности, мудрой зрелости, которая неизменно заканчиваются смертью. И зрелые годы лирический герой хочет встретить в тишине и покое, вместе со своим верным «другом», то есть женой. В этой строфе нет трагизма, лишь спокойные рассуждения о бытие.

Во второй строфе лирический герой делает акцент на том, что в зрелости есть своя прелесть – «покой и воля». С возрастом каждый человек разочаровывается в счастье, то есть в своих юношеских идеалах и грезах, однако на смену им приходят более основательные качества. Лирический герой видит отраду в освобождении от лицемерного общества и жизни в кругу своей семьи.

По замыслу поэта далее должно было быть описание счастливой и умиротворенной жизни человека преклонных лет, окруженного близкими людьми, однако произведение так и не было завершено.

Центральная тема заключается в спокойной жизни на свободе, в данном случае – в деревне, где не нужно жить по правилам столичного общества. Юность не нуждается в тепле домашнего очага, однако с возрастом приходит понимание того, что истинное счастье заключается в семье, спокойной, размеренной жизни, возможности заниматься любимым делом. Именно о такой жизни и мечтает лирический герой.

«Пора, мой друг, пора!», анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит» написано в 1834 году, Пушкину 35 лет. Стихотворение адресовано жене Наталье и связано с неудачной попыткой поэта выйти в отставку и уехать в деревню. Николай I не хотел отпускать от себя поэта, боясь его свободомыслия. Кроме того, Николаю нравилась жена Пушкина. Поэт был произведён в камер-юнкеры (звание, которое получали юноши). Таким образом царь обязал поэта, отчаянно нуждающегося в деньгах, ходить на службу. Пушкин был оскорблён назначением. В январе 1834 г. он писал: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам)».

Можно только догадываться, хотела ли жена Пушкина вести уединённую жизнь в деревне, или ей больше нравились балы в Петербурге.

Литературное направление, жанр

Стихотворение написано в реалистический период творчества Пушкина. Произведение не закончено. В рукописи есть план продолжения стихотворения, соответствующий законам реализма. Предполагалась эволюция лирического героя, который с возрастом удаляется со своей подругой в деревню и наслаждается радостями бытия: поля, сад, крестьяне, книги, труды поэтические, семья, любовь, религия – и так до самой смерти.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Анализируя стихотворение, нужно помнить, что произведение не закончено. Вывод о теме, основной мысли и композиции нужно делать исходя из нереализованного замысла Пушкина. Тогда между первой и второй строфами, которые кажутся противопоставленными друг другу, появляется тесная связь.

Первая строфа о быстротечности бытия. В неё Пушкин не вкладывал того трагического смысла, который усматривают некоторые исследователи. Он не говорит о предчувствии своей гибели. Лирический герой рассуждает о том, что в его жизни наступил момент, когда молодость ушла и близится старость, естественно заканчивающаяся смертью. Зрелость и старость лирический герой хочет провести с «другом», подразумевая любимую, жену.

Вторая строфа начинается афоризмом: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Этот афоризм – приобретение зрелости. Человек разочаровывается в счастье, но находит для себя отраду в покое и воле, то есть освобождении. «Усталый раб» жизни нашёл новую цель. И это счастье не от бурных переживаний и событий, а труды и наслаждения вдали от общества, со своей семьёй. Дальше Пушкин предполагал описать эту по-своему счастливую жизнь зрелого, а затем старого человека до самой его смерти.

Тема стихотворения – спокойная и свободная жизнь в деревне. Основная мысль высказана самим Пушкиным. Юность не ищет домашнего уюта, а зрелость ужасается одиночества. Счастлив тот, кто находит подругу и создаёт с ней семью, селится в деревне и наслаждается природой, работой, семьёй, религией до самой смерти. Лирический герой, вступивший в пору зрелости, мечтает о такой жизни.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Оно очень ритмично, почти нет пропусков ударения. Рифмовка парная, чередуется пара женской и пара мужской рифмы. Это стихотворение задумано как жизненная программа зрелого поэта, что требует чёткости не только содержания, но и формы.

Тропы и образы

Для создания художественного образа Пушкин использует очень точные метафоры и один из их видов – олицетворение. Все абстрактные понятия выступают у него как деятельные существа: сердце просит покоя. дни летят. каждый час уносит частичку бытия. Этой деятельной жизни абстрактных понятий противопоставлена усталость и даже смерть человека, лирического героя. Он метафорически называет себя усталым рабом. Не рабом жизни, желающим умереть, а рабом рутины, привычек, обязанностей, который как раз собирается жить в полную силу, несмотря на неизбежную смерть.

Отрывок строится на антитезе жизни и смерти, счастья и покоя, воли. Вторая строфа, которая начинает ненаписанный рассказ о жизни в деревне, рисует идиллию с помощью старославянизмов и эпитетов. Пушкин называет деревню дальней обителью трудов и чистых нег. используя перифраз.

Эпитет усталый (раб) выражен прилагательным, обозначающим постоянный во времени признак. Уставший отдыхает и становится бодрым, но усталый раб светской жизни может только убежать от неё.

Композиция

Стих состоит из двух строф, которые, на первый взгляд, мало связаны друг с другом. Подобный эффект вызван тем, что произведение не было завершено поэтом.

Оно начинается с рассуждений лирического героя о бренности всего сущего и желания уединиться с семьей вдали от общества. По идее, кульминацией произведения должен был послужить отъезд героя с любимой супругой в деревню, где он мог бы наслаждаться простыми радостями вплоть до самой смерти.

Композиция построена на антитезе «жизнь – смерть».

Средства художественной выразительности

Пушкин начинает свое произведение с обращения, чем сразу настраивает на диалог, однако перед нами философский монолог.

В тексте используется много эпитетов: «усталый раб», «завидная доля», «обитель дальняя», «чистые неги».

Кроме того, встречаются метафоры: «летят за днями дни», «каждый час уносит частичку бытия» и т.д.

Поэт вводит олицетворение «покоя сердце просит», тем самым подчеркивая, насколько он устал от повседневной светской суеты. Недаром он сравнивает лирического героя с «усталым рабом», замышляющим побег от всего этого.

История создания

Стихотворение было написан поэтом во время его пребывания в Петербурге весной 1828 года. В следующем году творение опубликовывается в печати. Работа над произведением была для Пушкина непростой. Первоначальный вариант состоял из 36 строк, в готовом стихотворении их осталось лишь 16. Было изменено и название. Изначально предусматривалось два варианта — «Бдение» и «Бессонница».

В итоге поэт назвал — «Воспоминание». Необычность стихотворения в том, что оно не характерно для пушкинской лирики. Большая часть творений поэта несет в себе светлые и легкие образы, а на этот раз произведение получилось мрачным. То, каким настроением проникнуто стихотворение, объясняется произошедшими реальными событиями.

Пушкин создал «Воспоминание», находясь под впечатлением от казни декабристов. Это было его посвящение погибшим друзьям.

Жанр и композиция

Большинство литературоведов относят стихотворение к лирическому жанру. На это указывают особенности восприятия главным героем всего происходящего. Лирика автора в этом случае имеет философский уклон. Поэт рассказывает о своих размышлениях во время бессонницы. Пушкина переполняют эмоции, он:

  • жалуется;
  • трепещет;
  • проклинает;
  • предается воспоминаниям;
  • мучается угрызениями совести.

Однако в итоговом варианте стихотворение остается незаконченным, что свидетельствует в пользу реализма. В целом можно сказать, что произведение написано в жанре философской лирики.

Автор использует очень интересную стихотворную композицию, излагая всю суть в одном длинном предложении. Пушкиным используется перекрестная рифмовка с чередованием шестистопного и четырехстопного ямба. Применение этих инструментов придает стихотворению торжественность, основательность и одновременно живость.

Анализ стихотворения

Синтаксический анализ указывает на использование такого приема, как многосоюзие (множественные повторы союза «и»):

И, с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу, и проклинаю,

И горько жалуюсь,

и горько слезы лью, —

Но строк печальных не смываю.

С помощью этого средства выразительности «воспоминаньем упоенный» автор добивается эффекта нарастающей эмоциональной напряженности. Этому же способствует и применение ряда однородных глаголов в последних строках стихотворения, чередование мужской и женской рифмы. Заострить поэтическую мысль и точнее передать настроение Пушкину позволяют эпитеты и метафоры:

  • «ночное бездействие»;
  • «томительно бдение»;
  • «полупрозрачная тень»;
  • «тяжкие думы»;
  • «мечты кипят»;
  • «умолкнет день»;
  • «часы влачатся».

Архаизмы создают атмосферу торжественности, подчеркивают связь с прошлым. Анализ «Воспоминания» Пушкина показывает, что в стихотворении преобладает лексическая группа слов, выражающих сильные отрицательные эмоции. Отбросив 20 строк, написанных вначале, поэт сделал творение более обобщенным, что свойственно философской лирике.

Настроение перекликается с более ранним произведением поэта — «Возрождение». Здесь также звучит тема душевных метаний. К молодому Пушкину приходит осознание, что возродить душу можно, лишь очистив ее покаянием.

«Воспоминание» анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Воспоминание» написано 19 мая 1828 года в Петербурге и напечатано в альманахе «Северные цветы» 1829 года.
В черновом варианте стихотворение было длиннее более чем в два раза. Из 36 строчек Пушкин оставил только первые 16. В таком виде стихотворение оказалось даже более целостным, чем в первоначальном варианте.

Первые названия — «Бессонница», «Бдение».

Отброшенная часть конкретизирует воспоминания лирического героя. Ему приходит на ум только плохое: измены, обиды, клевета, зависть.

В этот период жизни Пушкин разочарован и подавлен.

Расправа с декабристами и политическая реакция угнетают поэта.

Литературное направление, жанр

Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой — романтик. Ночь для романтика — время философских рассуждений.

Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.

Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует

скорее в пользу реализма. В отвергнутой автором части не хватает кульминации. Романтический герой все переживания сводит к романтическим любовным историям и смерти возлюбленных, к тайнам «счастия и гроба».

Лирический герой Пушкина, хоть и угнетен, но не сломлен: «Но строк печальных не смываю». Он принимает прошлое, переживает воспоминания, но не погружается в них с головой. То, что Пушкин не напечатал конец стихотворения, говорит о позиции реалиста.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Все стихотворение — это только одно предложение с разными видами связи. Может быть, потому Пушкин и отверг его конец, что стихотворение, по замыслу автора, должно было читаться на едином дыхании.

Первая строфа описывает время действия и начинается словом «когда». Но она указывает и на место действия. «Полупрозрачная тень ночи» — это белые петербургские ночи.

Последняя строчка кульминационная. Лирический герой не может или не хочет освободиться от горестного прошлого, мешающего ему в настоящем. Дальнейшая конкретизация воспоминаний снижала бы поэтическое напряжение.

Тема стихотворения — тяготящие человека тяжелые воспоминания. Основная мысль в невозможности избавиться от мрачных воспоминаний. Они предначертаны судьбой, неизбежны.

Человек, охваченный ими, подобен древнегреческому герою, зависящему от воли судьбы, которой можно только подчиниться и нельзя противиться.

Размер и рифмовка

В стихотворении чередуются шестистопный и четырехстопный ямб. Такое чередование делает речь тяжеловесной и торжественной. Это ощущение усиливается пиррихиями.

Мужская рифма в длинных строчках чередуется с женской в коротких. Рифмовка перекрестная.

Тропы и образы

Высокий стиль создается старославянизмами стогны града, влачатся, бденье. Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.

С первой строчки стихотворение отсылает читателя к античным образам. Смертный здесь кукла в руке судьбы, богов. Длинный свиток воспоминаний, разворачивающийся перед лирическим героем, — это и библейская книга жизни, в которой записаны все дела человека, и нити жизни, которые прядут мойры . Таким образом, в стихотворении, как и в русской культуре 19 века, соединяются библейские и античные образы.

В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток. Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции: угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слезы лить, печальные строки. Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.

Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день — немые стогны града, полупрозрачная ночи тень. Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых — глаголов, обозначающих душевную работу героя: трепещу, проклинаю, жалуюсь, слезы лью.

Трем строкам противопоставлена кульминационная последняя: но строк печальных не смываю.

Похожая лирика других авторов

Одноименные творения были и у других авторов русской литературы:

  1. Есенин. Его «Воспоминание» было посвящено деду по материнской линии. Автор написал его в юном возрасте. Главный герой произведения выражал тоску и сожаление об ушедших молодых годах. Стихотворение проникнуто страхом Есенина перед грядущей старостью, нежеланием встречи с нею.
  2. Жуковский. Автор написал свое «Воспоминание» в жанре стихотворной миниатюры. Лирика посвящена друзьям поэта, которых уже нет рядом. В малом объеме (всего одно четверостишие) Жуковский сумел выразить свою признательность «спутникам», веру в бессмертие души и верную дружбу.
  3. Гумилев. Поэт Серебряного века придавал большое значение стилистике и фонетике своих творений. «Воспоминание» входило в ранний сборник Гумилева. Уже на том этапе прослеживался трагизм тонов и образов, созданных автором. Используя метафоры, поэт сравнивает душу человека с птицей, совершающей дальний перелет.
  4. Рылеев. Элегия «Воспоминания» посвящена автором своей жене. Поэт сожалеет об ушедшей молодости и былой любви. Романтизм произведения подчеркивают живые образы природы, ставшей свидетельницей свиданий двух молодых людей.

Тема воспоминаний часто проявляется и в творчестве современных поэтов. Пережитые человеком сильные эмоции не уходят «в никуда». Люди, одаренные поэтическими способностями, «переплавляют» живущие в душе чувства в стихи.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вновь я посетил.

История создания – стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1835 году во время его возвращения в Михайловское и встречи с родными местами после долгой разлуки.

Тема – лирический герой возвращается на Родину спустя десять лет, он переосмысливает своё прошлое и настоящее, строит планы на будущее.

Композиция – произведение не делится на части, но по смыслу можно выделить три основные: появление у поэта потребности в переосмыслении жизни, воспоминания и размышления о жизни, её ходе и неизбежной смене поколений.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, рифма не используется – белый стих.

Метафоры “Минувшее меня объемлет живо”, “кропотливого её дозора”, “озеро… синея, стелется широко“, “По брегам отлогим рассеяны деревни”, “…уголок земли”..

Эпитеты “опальный домик”, , “неведомые воды”“шагов ее тяжелых”, “нив златых”, “приветный шум”, “веселых и приятных мыслей”.

Сравнения“Кусты теснятся под сенью их как дети”, “Как старый холостяк…”.

Аллитерация“Знакомым шумом шорох их вершин”, “знакомый уху шорох”, “Но около корней их устарелых”, “Услышит ваш приветный шум”.

История создания

Стихотворение “Вновь я посетил” Пушкин написал в сложный момент его жизни. В 1835 году по возвращении в родное село Михайловское он обдумывает дальнейшие планы. Его мысли устремлены одновременно назад, ведь за спиной – уже большая часть жизни, и вперёд, в будущее, которое пока не определено.

Тема

В качестве темы для стихотворения поэт выбрал свои размышления о местах, где он когда-то “провёл изгнанником два года незаметных” – о Михайловском. Ему одновременно приятно и горько: с этим местом связано много его воспоминаний, но оно и он сам сильно изменились с момента их последней встречи.

Композиция

Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт пишет, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой. Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.

В третьей части, в описании природы скрывается размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то росло три сосны – теперь у их подножия выросла целая роща молодых деревьев. Пушкин не увидит, какими они станут высокими, но это сделает его внук: “Веселых и приятных мыслей полон, пройдёт он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет”. В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.

Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.

Жанр

Жанр стихотворения можно определить как лирическое стихотворение. Лирический герой вспоминает прошлое, приводит свои размышления о жизни и смерти, о прожитых годах. Стихотворение наполнено чувствами и переживаниями лирического героя.

Стихотворение написано ямбом, что придает ему некую торжественность. Примечательно, что оно не имеет рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение изобилует различными художественными средствами, умело, красиво примененными поэтом. Среди них встречается много метафор: “Минувшее меня объемлет живо”, “кропотливого её дозора”, “озеро… синея, стелется широко”, “По брегам отлогим рассеяны деревни”, “Зелёная семья”, “угрюмый их товарищ”, “могучий поздний возраст”.

Также в тексте присутствуют эпитеты: “неведомые воды”, “опальный домик”, “шагов её тяжелых”, “нив златых”, “приветный шум”, “веселых и приятных мыслей”, и олицетворения: “Скривилась мельница, насилу крылья ворочая “, “…в гору подымается дорога, изрытая дождями”, “…кусты теснятся”, и сравнения: “Кусты теснятся под сенью их как дети”, “старый холостяк…”.

Для передачи звуков Пушкин пользуется таким средством, как аллитерация. Например, для создания эффекта шуршания листвы повторяются звуки “ш” и “х”: “Знакомым шумом шорох их вершин”, “знакомый уху шорох”, “Но около корней их устарелых”, “Услышит ваш приветный шум”.

Краткий анализ стиха «Телега жизни» А. С. Пушкин

Вариант 1

В стихотворении “Телега жизни” А. С. Пушкин отразил этот путь в древних образах-символах: жизнь — путь, молодость — утро, зрелость — день, старость — вечер, смерть — ночь. Для него жизненный путь — бессмысленное движение из небытия в небытие, свершающееся “само собой”, независимо от воли человека.

Сознательно сниженный, деромантизированный образ телеги, дребезжащей на рытвинах и ухабах, не дает обмануться насчет позиции автора: нет в жизни ничего возвышенного и прекрасного. Ужасает читателя подчеркнуто бесстрастный, равнодушный тон повествования: так есть, бороться бессмысленно, ибо как бы ни вел себя человек, чего бы ни хотел,

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

Пушкин дает нам тонкие психологические зарисовки каждого возраста. В молодости (метафора «утро жизни» ) человек полон энергии, радости жизни. Он несется жизни навстречу, жаждет познать все ее радости, испить жизнь до дна. В молодости человек не думает о том, что с ним может что-то случиться. Он – властелин мира. Юности не свойственны лень или стремление к покою.

Вариант 2

Каждый человек может охарактеризовать понятие «времени» по-своему. Если обратиться к словарю, то время — форма последовательной смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Существуют также универсальные свойства времени — неповторимость, необратимость, длительность. А ведь, действительно, время необратимо!

Наша жизнь изменчива — моменты счастья и печали. Как правило, человек хочет продлить мгновение радости, но мы не властны над временем. Все хорошее когда-нибудь заканчивается, начинается что-то новое, ведь от судьбы не убежишь, и кто знает, что будет завтра. Поэтому в таких случаях мы говорим, что время расставит все на свои места.

Для каждого периода жизни у человека есть свое отношение ко времени. В детстве нам кажется, что время тянется слишком долго. Нам хочется скорее стать взрослыми, устроиться на работу, создать семью. В юности мы уже немного осознаем свои поступки и не пытаемся «гнать лошадей».

В зрелом возрасте, оглядываясь назад, осознаем свои ошибки, и хочется вернуть время, но понимаем, что это невозможно. А в старости? В старости некоторые люди просто спокойно доживают свой век. Мне кажется, что жизнь можно сравнить с часами: в детстве пытаемся ускорить время, т. е. заводим часы, а потом уже невозможно их остановить.

Александр Сергеевич Пушкин отчетливо отобразил в стихотворении «Телега жизни» изменчивость нелегкого бытия. У автора время суток ассоциируется с периодами жизни:

С утра садимся мы в телегу

Кричим: пошел…

Но в полдень нет уж той отваги;

Кричим: полегче, дуралей!

Под вечер мы привыкли к ней

А время гонит лошадей.

На мой взгляд, время — мудрый советчик и наставник, поэтому не следует торопить события, пусть все будет, как задумано судьбой!

Стихотворение «Телега жизни» – анализ по плану

Вариант 1

Восприятие, толкование, смысл

Философская тематика в стихотворениях Пушкина, его жизненные размышления и наблюдения прослеживаются на протяжении всего творческого пути поэта. Одним из самых ранних философских произведений Александра Сергеевича является стихотворение «Телега жизни», написанное в 1823 году. Это был не лучший период в жизни Пушкина.

Поэт находился в Одессе, где служил в канцелярии генерал-губернатора Воронцова. Ему приходилось заниматься массой мелких и скучных поручений, которые день ото дня вгоняли поэта в депрессию и философское восприятие действительности.

Известно, что стихотворение «Телега жизни» впервые было напечатано в журнале «Московский телеграф» с литературными правками Вяземского. По просьбе самого Пушкина Петр Андреевич заменил в тексте некоторые нецензурные выражения. Данный факт красноречиво говорит о том, что «Телегу жизни» Пушкин писал не в лучшем расположении духа. Да и сам образ дребезжащей телеги сложно назвать оптимистичным. Не удалая русская тройка, не шикарная карета, а именно телега ассоциируется у поэта с человеческой жизнью.

В этом стихотворении автор применил традиционную перекрестную рифмовку, сочетая женские и мужские пары. Оно написано четырехстопным ямбом с использованием пиррихия.

Первые четыре строки произведения играют роль вступления. Неумолимый ямщик символизирует время, которое гонит телегу жизни вперед. Его никак нельзя остановить, даже сделать небольшую паузу для отдыха. «Телега на ходу легка», а жизнь человека – быстротечна. Все радостные и печальные моменты, сопровождающие ее, пролетают очень быстро. С помощью ярких и метких эпитетов Пушкин раскрывает весь драматизм человеческой жизни: «седое время», «лихой ямщик».

В «Телеге жизни» Александр Сергеевич тонко описывает психологические аспекты основных этапов человеческого бытия. Юность он считает утром жизни. Это время, когда человек полон радости и энергии. Он стремится навстречу новому, неизведанному, хочет все успеть и познать, выпить бокал до дна. В пору рассвета никто не задумывается о чем-то плохом. Молодость дает ложную, но приятную уверенность в том, что человеку принадлежит весь мир. Ей не свойственны лень и апатия, желание отдохнуть.

Зрелость Пушкин сравнивает с полднем. Она предполагает уже другое поведение, поскольку с ошибками и жизненным опытом к человеку приходит трезвая оценка действительности. В зрелости человек более осторожен, он опасается «косогоров и оврагов», обдумывает, как их преодолеть. Почти все поступки человек старается подчинить логике, хотя они достаточно хаотичны по своей природе.

В зрелые годы особенно остро ощущается стремительность жизни, а также опасности, которые подстерегают человека на каждом шагу. В зрелом возрасте в приоритете надежность и стабильность. Перемены переносятся достаточно болезненно. Поэтому все чаще приходится притормаживать ямщика, кричать ему: «Полегче, дуралей!».

Однако времени нет дела до наших переживаний и опасений. Оно беспрерывно гонит телегу жизни к финишу. Вместе с закатом в дверь стучится старость. «Вечер жизни» – состояние усталости, дремоты, желания заслуженного отдыха и покоя. Человек едет в телеге и ждет уютного «ночлега».

Жизнь в своем вселенском воплощении не меняется и в старости, она существует по тем же законам. Однако человеку очень сложно охватить и понять их своим разумом, проникнуть в глубины бытия. Последняя строка стихотворения «…а время гонит лошадей» – философский акцент всех размышлений автора. Против законов природы нет противодействия. Жизнь все предусмотрела заранее.

Следует отметить, что предложения в стихотворении «Телега жизни» довольно обобщенны. Это говорит о том, что лирический герой не выделяется из общей массы людей, не противопоставлен обществу. В равной мере все стараются приспособиться к жизни и ее законам, привыкнуть к сюрпризам и причудам, встречающимся на пути.

Произведение «Телега жизни» наполнено особенной пушкинской гармонией, принятием жизненных правил и законов, которые невозможно изменить.

Вариант 2

Лирика А.С. Пушкина всеобъемлюща и универсальна. Она затрагивает все стороны человеческой жизни, дает ответы на множество вопросов, отражает ценные наблюдения поэта.

Одной из самых обширных тем в лирике Пушкина является, безусловно, философская тематика. Размышления и наблюдения о жизни, о законах Вселенной всегда тревожили ум поэта. Одним из ранних философских стихотворений, посвященных вопросам человеческого существования, является стихотворение «Телега жизни» (1823).

Это произведение имеет интересную форму. Поэт уподобляет жизнь каждого человека поездке на телеге. Поэтому стихотворение имеет иносказательный смысл, поездка на телеге здесь становится символом жизненного пути человека. Первое четверостишие играет роль некоего вступления, вводной части:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

Неумолимый ямщик – время – везет телегу жизни. Время не остановится, не сделает передышки, паузы. Поэтому человеческая жизнь пролетает быстро («телега на ходу легка»), несмотря на все тяготы и заботы, которые могут ее сопровождать. Пушкин с помощью эпитетов раскрывает весь драматизм быстротечности человеческой жизни: «ямщик лихой», «седое время».

Второе четверостишие рисует нам юность и молодость человека:

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошел! …

Пушкин дает нам тонкие психологические зарисовки каждого возраста. В молодости (метафора «утро жизни») человек полон энергии, радости жизни. Он несется жизни навстречу, жаждет познать все ее радости, испить жизнь до дна. В молодости человек не думает о том, что с ним может что-то случиться. Он – властелин мира. Юности не свойственны лень или стремление к покою. Человек гонит жизнь, кричит ей «пошел!», ведь хочется поскорей повзрослеть, узнать и испробовать все.

В зрелости человек ведет себя уже иначе:

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас; нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Полдень жизни приносит человеку опыт. Жизнь уже «порастрясла», то есть наставила шишек, позволила сделать множество ошибок. Теперь человек ведет себя более осмотрительно: он опасается «косогоров и оврагов», думает, как бы их преодолеть, не попасть в них. Поэтому теперь человеку кажется, что жизнь очень стремительна, она несет много опасностей. Можно было бы и сбавить темп, быть более осмотрительной и осторожной. Мне кажется, что такие мысли – признак приближающейся старости. Человек начинает выпадать из общего ритма, начинает отставать, бояться. Ему больше хочется покоя и стабильности, чем перемен. Человек считает, что жизнь не поддается никаким закономерностям, а просто несется, как «дуралей».

И вот незаметно наступает старость:

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И, дремля, едем до ночлега —

А время гонит лошадей.

Жизнь все та же: она существует по своим, высшим, законам. Человек не понимает и не осознает их, но привыкает к причудам и сюрпризам, которые она ему преподносит. «Вечер жизни» — это дремотное состояние, полусон. Человек просто едет в телеге, ожидая «ночлега», то есть смерти.

Знаменательна последняя строка стихотворения: «А время гонит лошадей». Несмотря ни на что, жизнь идет своим чередом. Люди умирают и рождаются — и это вечный закон природы. Происходит круговорот, мудрая жизнь идет вперед, все предусмотрено ею и предсказано заранее.

Уподобление человеческой жизни одному дню (развернутая метафора) несет в себе очень глубокий смысл. С одной стороны, жизнь быстротечна, она пролетает, как один день. С другой стороны, человек – часть природы, Вселенной. Он живет по одним с ней ритмам, проживает одинаковые состояния: утро – веселая молодость, полдень – разумная зрелость, вечер – спокойная, умиротворенная старость.

Примечательно, что предложения в стихотворении носит обобщенный характер (за счет личных местоимений 1 лица мн. числа). Это говорит о том, что и лирический герой относит себя к основной массе людей, которым не под силу осознать и понять законы природы. Они лишь стремятся приспособиться к жизни, привыкнуть к ней. На мой взгляд, это подтверждает мысль Пушкина о глобальности и великой мудрости Вселенной, познать которую никому не дано.

Вообще, на мой взгляд, это стихотворение наполнено удивительной, только Пушкину присущей, гармонией, любовью к жизни, пониманием и приятием ее законов. Поэтому можно с полной уверенностью говорить об оптимистичности стихотворения «Телега жизни».

Это произведение написано четырехстопным ямбом с пиррихием. Для его создания использована традиционная перекрестная рифмовка, сочетание мужских и женских рифм. Все вместе делает это произведение шедевром ранней философской лирики А.С. Пушкина.

Вариант 3

Лирика Пушкина слишком универсальна и всепоглощающа. Она не только интригует она, будто затрагивает всю жизнь человека. Через свои произведения автор словно передает собственные жизненные наблюдения и даже пытается познать и дать ответы на многие вопросы, интересующие его так давно. Широко спектра в лирике писателя обретают философские темы. Пушкин старается размышлять о жизни в целом, увлекаться законами Вселенной.

Это словно не дает ему покоя. Ярким философским стихотворением того времени стало “Телега жизни”. Когда писателя отправили в ссылку подальше от Петербурга, он все время был в плохом расположении духа. Он будто проклинал время и людей, которые так с ним поступили. Именно эти события в жизни поэта и подтолкнули его искать в происходящем какой-то философский смысл.

Данное стихотворение достаточно интересное. Автор описывает простую поездку на телеге, которую уподобляет жизни. Получается, что сама телега — это символ самого жизненного пути, со всеми преградами и неудобствами. Повозкой управляет ямщик, он словно время, неумолимое и беспощадное, везет вперед по начертанному пути. Время пролетает так незаметно, словно не было всяких проблем и тягостей. С помощью применения эпитетов автор раскрывает весь драматизм ситуации.

Пушкин прекрасно описывает каждый возраст. Жизнь начинается с молодости, Пушкин сравнивает этот период с утром. В это время человек полон сил и энергии, он стремится жить. У него есть цель, он к ней движется. Человек словно хочет испытать и попробовать все на свете. Будучи молодым, герой не всегда задумывается о том, что его ждет. Он ощущает себя властелином мира. Человек словно прогоняет свою жизнь, он стремится скорее стать взрослым, не думая о том, что это время быстро пройдет, его не вернешь.

Полдень для героя словно зрелость. Здесь к нему приходит опыт. Он уже получился шишки от ошибок. Герой ведет себя уже более осмотрительно и уверенно. Познав реальность человек, старается опасаться неприятностей. Но если уже получается в них попасть, каждый старается поскорее выбраться и разобраться с ними. Теперь люди понимают, что жизнь не вечна, она принимает стремительных оборотов. Оказывается, она может быть жестокой и коварной, за каждым углом может таиться опасность.

Такие мысли возникают в голове зрелого человека. Это полностью приближает его к старости. Старость, словно тот тихий, уютный вечер. Но в то же время человек чувствует себя лишним в суете мирской. Он все больше отстает от других, больше боится и не хочет перемен. Его устраивает покой, тишина и стабильность. Жизнь остается прежней, только вот герой начинает ее понимать, потихоньку привыкая к ее переменам.

Люди рождаются и умирают, это естественный порядок в природе. Жизнь может пролететь, словно один день. Но герой живет с ней в одном ритме, стараясь не теряться и не отставать. Все произведения наполнено некой гармонией и пониманием правил жизни, которые, к несчастью, изменить нельзя.