Стих пушкина воспоминания в царском селе анализ

Стих пушкина воспоминания в царском селе анализ

Содержание

1. История создания

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» — одно из самых ранних произведений Пушкина. Оно было написано юным лицеистом осенью 1814 года и предназначалось для чтения на публичном экзамене, который состоялся 8 января 1815 года.

Упомянутый в стихотворении Г. Р. Державин, стилю которого отчасти подражал Пушкин, присутствовал на экзамене и высоко оценил дарования молодого поэта. «Вот тот, кто заменит меня», — произнёс первый стихотворец России, убелённый к тому времени сединами.

Лицеисты поздравляли товарища с настоящим триумфом, а Пушкин засвидетельствовал произошедшее в поэме «Евгений Онегин»: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

2. Литературное направление

Произведение написано в традициях классицизма.

Его темой Пушкин избирает величие России, большая часть произведения отведена прославлению славных дел Екатерины Великой и Александра I. Также упоминаются имена знаменитых литераторов, благодаря чему Пушкин как бы вписывает себя в современный ему литературный контекст.

Помимо классицистических черт (одическая приподнятость, обращение к гражданским темам, античная символика), в произведении присутствуют романтические и сентиментальные черты.

Они проявляются в поэтике пейзажей, описании героики (вместо конкретных образов современных воинов, как, например, в стихотворении Лермонтова «Бородино», у юного Пушкина упоминаются архаические кольчуги).

В 1814 году поэт находится в поиске собственного языка и стиля. Титаническая работа по созданию моста между старой и новой литературой только начата.

3. Род

Данное произведение можно назвать лиро-эпическим, так как в нём сюжеты русской истории, кратко изложенные рассказчиком, освещены личным отношением автора.

Прошлое, настоящее и будущее находятся в фокусе зрения лирического героя.

4. Жанр

Стихотворение сочетает черты оды и элегии.

Гражданская тема выполнена в одической традиции, а пейзажно-философская – в элегической.

Пушкин смело совмещает жанры, становясь новатором в первых же поэтических опытах.

5. Проблематика

Проблема произведения может быть определена формулировкой «Человек в истории».

Лирический герой произведения, находясь в Царском селе, постигает смысл российской истории, восхищаясь славными победами предков и вдохновенным творчеством поэтов-предшественников.

Образы прошлого, подобно царскосельским монументам, обступают его и требуют продолжения.

6. Тематика

В стихотворении звучит тема величия России, прославления её воинских побед и гражданских добродетелей, отражающих победоносный дух зарождающегося нового искусства.

7. Идея

Идея произведения – в утверждении державного величия России, связи настоящего с прошлым и будущим.

8. Пафос

Пафос стихотворения зиждется на энергии жизнеутверждения, молодых надеждах, предчувствии широких горизонтов.

9. Система образов

Образы государственных деятелей, о которых вспоминает лирический герой, любуясь статуями царскосельского парка, олицетворяют славу России.

Образы русских стихотворцев, явленные не только через называние фамилий, но и через стилистику, усиливают героико-патриотическое звучание текста.

Наиболее оригинальным представляется образ лирического героя, в восприятии которого сливаются образы природы (пейзаж) и образы человеческой культуры (статуи, эпизоды истории, строки стихотворений, «звуки лиры»).

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж стихотворения – лирический герой, от лица которого ведётся повествование. Он выступает в роли современника-очевидца, прогуливающегося по Царскому селу и наслаждающегося его красотами.

В тексте упоминаются герои прошлого (Орлов, Румянцев, Суворов), императрица Екатерина Великая, император Александр Павлович, одержавший победу над Наполеоном, поэты Державин и Петров.

В конце стихотворения дан намёк на Жуковского, которого Пушкин именует «скальд России вдохновенный».

11. Лирический герой

Лирический герой выглядит «взрослее» автора стихотворения, тем не менее, поэт говорит от первого лица. Это его глазами описаны великие события русской истории, вдохновляющие его победы русского оружия.

Повествование эмоционально окрашено, оценочно. Поэт всем сердцем отзывается на эхо событий 12-го года, быть участникам которых ему не довелось:

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал!..

12. Сюжет

Стихотворение начинается с описания царскосельского сада.

Затем наблюдатель обращает взор к памятнику Екатерине и вспоминает легендарное Чесменское сражение, определившее победный исход русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Славные полководцы екатерининских времён вызывают в его памяти не менее значимые события ближайшего прошлого.

Только что отгремела война с Наполеоном, поработитель мира бежал из разорённой Москвы, а император Александр был встречен освобождённой Европой как победитель и миротворец.

Стихотворцы воспели славные дела русских воинов и государей, а о будущих победах ещё возвестит вдохновенная лира Жуковского.

13. Композиция

Стихотворение обладает линейной композицией

Первые 3 строфы (восьмистишия) представляют собой пролог, описывающий красоты Царского села.

Следующие 4 строфы посвящены блестящей екатерининской эпохе.

Затем в 12 строфах описывается победа русских над французами в Отечественной войне 1812 года. Это описание представляет собой основную часть сюжета.

Завершающая строфа стихотворения, обращённая к Жуковскому, выполняет функцию эпилога.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано разностопным (от 4 до 6 стоп) ямбом с чередованием мужских и женских рифм.

Перекрёстная рифмовка и одинаковое количество строк в каждой строфе (8) напоминают планировку регулярного парка. Пушкин старается выдержать традиции классической оды.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения соответствует его композиции.

В первой части при описании озарённого луной пейзажа используются аллитерации с сонорами «л», «н», «р».

Когда же речь заходит о ратных победах, встречается множество шипящих, твёрдых и звонких согласных, передающих настроение решительного натиска.

В стихотворении преобладают сложные предложения с рядами однородных членов. Действие приобретает динамичность за счёт использования глагольных рядов. Имеются предложения с побудительной интонацией и развёрнутыми обращениями.

Лексика стихотворения – книжная, местами – архаичная. Даже для пушкинской эпохи упоминание о воинских кольчугах было анахронизмом. Лексика и стилистика текста как будто позаимствованы из словаря Державина и Сумарокова.

Всего через несколько лет из-под пера Пушкина выйдут легчайшие для слуха и произнесения, ювелирно обработанные стихи. Этот контраст покажет масштаб языковой работы, проделанной поэтом, ставшим реформатором русского литературного языка.

16. Средства художественной выразительности

Стихотворение содержит:

  • сравнения («луна, как лебедь величавый, плывёт в сребристых облаках»),
  • метафоры («водопады стекают бисерной рекой»),
  • эпитеты («валы седые», «угрюмых сосен»).

Эти средства художественной выразительности оживляют пейзаж, создают атмосферу таинственности.

В создании эффекта торжественности поэту помогают анафоры (чуть слышится, чуть дышит – в 1-й строфе), инверсии (орел младой).

17. Значение произведения

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» помогло Пушкину войти в русскую литературу. Поэт предопределил в нём своё место в мире, осознав себя как часть российской истории и культуры.

18. Актуальность

Актуальность «Воспоминаний» состоит скорее в факте обращения к важнейшим эпизодам отечественной истории допушкинского периода, нежели в значимости стихотворения для последующих поколений.

Оно дорого нам, как триумфальная проба сил юного гения, как пушкинский рассвет, озаривший собой весь 19 век.

19. Моё отношение

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» показалось мне сложным для восприятия. Оно написано старинным слогом, в нём много устаревших слов.

В то же время поражает, что Пушкин написал это стихотворение в 15 лет! В столь юном возрасте поэт уже чувствовал себя гражданином, отзывался на исторические события, знал современную ему литературу.

Трудно представить, что кто-то из моих ровесников напишет сегодня что-то подобное. Мне стало понятно, как тяжело было Пушкину реформировать русский поэтический язык.

Он сделал огромный шаг вперёд, благодаря чему высокая поэзия стала доступна каждому человеку.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминания в Царском селе.
История создания – стихотворение написано в 1814 году (ориентировочный период создания – октябрь-ноябрь) и было прочитано на публичном экзамене в 1815 году.

Тема стихотворения – величие России, ее военная слава и подвиги.

Композиция – трехчастная.

Жанр – сочетание оды и элегии.

Стихотворный размер – сочетание четырех– и шестистопного ямба.

Эпитеты – “священный сумрак”, “родимая обитель”, “скоротечные восторги”, “сердечные сокровища”, “недоступные мечты”, “предел благословенный”.

Метафоры – “до капли истощив раскаянья фиал”, “расточил сокровищ я сердечных”, “летит брадатая пехота”, “узы строгие наук”.

Основная тема и идея

Основная тема произведения — величие Российской Империи и воспевание ее воинских подвигов. Столь патриотичные идеи, скорее всего, появились в голове юного поэта из-за недавнего окончания Отечественной войны 1812 года.

Другая тема, которую поднимает в своем произведении автор — роль поэта в мире и обществе. По мнению Александра, именно поэзия способна вдохновить человека на свершение героических поступков.

Идеей произведения является утверждение величия Российской Империи. Проблема стиха — это место человека в истории. Лирический герой произведения понимает всю глубину и трагизм судьбы России, восхищается победами своих предков.

История создания

Это стихотворение Пушкина тесно связано с его лицейскими годами. Оно написано незадолго до выпуска. Поэт работал над ним около двух месяцев, в октябре-ноябре 1814 года. В 1815 году пятнадцатилетний автор представил свое творение на публичном экзамене, где присутствовал сам Гавриил Державин. Он очень положительно отреагировал на написанные юным поэтом строки и назвал его своим преемником. Этот факт стал хрестоматийным, хотя на самом деле впервые произведение прозвучало на несколько дней раньше – на “репетиции” публичного экзамена.

Экзамен Пушкина

Сам экзамен в Царскосельском лицее проходил в самом начале 1815 года. Приехавший Державин чувствовал себя неважно. Он был стар, а экзамен длился слишком долго. Оживился он, только когда оценивали русскую словесность.

Лицеисты читали наизусть и разбирали стихотворения самого Державина. Он слушал внимательно и с удовольствием.

Пушкин позднее писал, что прочел стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.), находясь в нескольких шагах от Державина. Едва закончив чтение, он тут же убежал, не помня куда. Державин был восхищен, он требовал привести к нему поэта, чтобы обнять его. Он сразу заявил, что этот поэт сможет его заменить.

Композиция

У этого стихотворения три части. В первой поэт описывает эмоциональное состояние лирического героя, передавая через него свои эмоции, которые он испытывает, гуляя по Царскому Селу, которое за годы учебы стало для него по-настоящему родным местом.

Вторая часть произведения посвящена знаменитым памятникам, которыми поэт любовался несколько лет. Особенно его влечет Чесменская колонна, посвященная одной из самых значимых побед за всю русско–турецкую войну, и обелиск, который также напоминает об этой войне, но посвящен другому важному событию – победе при Кагуле.

Наконец, третья часть стиха – это дань совсем недавно отгремевшей Отечественной войне. Он рассказывает не только о Бородинском сражении и сожженной Москве, но и о том, как русская армия победоносно дошла до Парижа. Завершает эту часть и все произведение обращение юного стихотворца к Жуковскому. Именно в этой части Пушкин говорит о предназначении поэта – таком, каким он его видит.

Воспоминания в Царском Селе («Навис покров угрюмой нощи. «)

ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

Навис покров угрюмой нощи На своде дремлющих небес; В безмолвной тишине почили дол и рощи, В седом тумане дальний лес; Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы, Чуть дышит ветерок, уснувший на листах, И тихая луна, как лебедь величавый, Плывет в сребристых облаках.

С холмов кремнистых водопады Стекают бисерной рекой, Там в тихом озере плескаются наяды Его ленивою волной; А там в безмолвии огромные чертоги, На своды опершись, несутся к облакам. Не здесь ли мирны дни вели земные боги? Не се ль Минервы росской храм?

Не се ль Элизиум полнощный, Прекрасный Царскосельский сад, Где, льва сразив, почил орел России мощный На лоне мира и отрад? Промчались навсегда те времена златые, Когда под скипетром великия жены Венчалась славою счастливая Россия, Цветя под кровом тишины!

Здесь каждый шаг в душе рождает Воспоминанья прежних лет; Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает: «Исчезло всё, великой нет!»

И, в думу углублен, над злачными брегами Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух. Протекшие лета мелькают пред очами, И в тихом восхищенье дух.

Он видит: окружен волнами, Над твердой, мшистою скалой Вознесся памятник. Ширяяся крылами, Над ним сидит орел младой. И цепи тяжкие и стрелы громовые Вкруг грозного столпа трикратно обвились; Кругом подножия, шумя, валы седые В блестящей пене улеглись.

В тени густой угрюмых сосен Воздвигся памятник простой. О, сколь он для тебя, кагульский брег, поносен! И славен родине драгой! Бессмертны вы вовек, о росски исполины, В боях воспитанны средь бранных непогод! О вас, сподвижники, друзья Екатерины, Пройдет молва из рода в род.

О, громкий век военных споров, Свидетель славы россиян! Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов, Потомки грозные славян, Перуном Зевсовым победу похищали; Их смелым подвигам страшась дивился мир; Державин и Петров героям песнь бряцали Струнами громозвучных лир.

И ты промчался, незабвенный! И вскоре новый век узрел И брани новые, и ужасы военны; Страдать — есть смертного удел. Блеснул кровавый меч в неукротимой длани Коварством, дерзостью венчанного царя; Восстал вселенной бич — и вскоре новой брани Зарделась грозная заря.

И быстрым понеслись потоком Враги на русские поля.

Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком, Дымится кровию земля; И села мирные, и грады в мгле пылают, И небо заревом оделося вокруг, Леса дремучие бегущих укрывают, И праздный в поле ржавит плуг.

Идут — их силе нет препоны, Всё рушат, всё свергают в прах, И тени бледные погибших чад Беллоны, В воздушных съединясь полках, В могилу мрачную нисходят непрестанно Иль бродят по лесам в безмолвии ночи. Но клики раздались. идут в дали туманной!— Звучат кольчуги и мечи.

Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны; Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных. Сердца их мщеньем зажжены. Вострепещи, тиран! уж близок час паденья! Ты в каждом ратнике узришь богатыря, Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья За Русь, за святость алтаря.

Ретивы кони бранью пышут, Усеян ратниками дол, За строем строй течет, все местью, славой дышат. Восторг во грудь их перешел. Летят на грозный пир; мечам добычи ищут, И се — пылает брань; на холмах гром гремит, В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут, И брызжет кровь на щит.

Сразились.— Русский победитель! И вспять бежит надменный галл; Но сильного в боях небесный вседержитель Лучом последним увенчал, Не здесь его сразил воитель поседелый; О бородинские кровавые поля! Не вы неистовству и гордости пределы! Увы! на башнях галл Кремля.

Края Москвы, края родные, Где на заре цветущих лет Часы беспечности я тратил золотые, Не зная горести и бед, И вы их видели, врагов моей отчизны! И вас багрила кровь и пламень пожирал! И в жертву не принес я мщенья вам и жизни; Вотще лишь гневом дух пылал.

Где ты, краса Москвы стоглавой, Родимой прелесть стороны? Где прежде взору град являлся величавый, Развалины теперь одни; Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен! Исчезли здания вельможей и царей, Всё пламень истребил. Венцы затмились башен, Чертоги пали богачей.

И там, где роскошь обитала В сенистых рощах и садах, Где мирт благоухал и липа трепетала, Там ныне угли, пепел, прах. В часы безмолвные прекрасной, летней нощи Веселье шумное туда не полетит, Не блещут уж в огнях брега и светлы рощи: Всё мертво, всё молчит.

Утешься, мать градов России, Воззри на гибель пришлеца. Отяготела днесь на их надменны выи Десница мстящая творца. Взгляни: они бегут, озреться не дерзают, Их кровь не престает в снегах реками течь; Бегут — и в тьме ночной их глад и смерть сретают, А с тыла гонит русский меч.

О вы, которых трепетали Европы сильны племена, О галлы хищные! и вы в могилы пали. О страх! о грозны времена! Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны,

Презревший правды глас, и веру, и закон, В гордыне возмечтав мечом низвергнуть троны? Исчез, как утром страшный сон!

В Париже росс!— где факел мщенья? Поникни, Галлия, главой. Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья Грядет с оливою златой. Еще военный гром грохочет в отдаленье, Москва в унынии, как степь в полнощной мгле, А он — несет врагу не гибель, но спасенье И благотворный мир земле.

О скальд России вдохновенный, Воспевший ратных грозный строй, В кругу товарищей, с душой воспламененной, Греми на арфе золотой! Да снова стройный глас героям в честь прольется, И струны гордые посыплют огнь в сердца, И ратник молодой вскипит и содрогнется При звуках бранного певца.

ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ. Впервые стихотворение было напечатано в журнале «Российский музеум», 1815 г. № 4, с примечанием; «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, талант которого так много обещает». Это было первое стихотворение, напечатанное за полной подписью поэта «Александр Пушкин».

Стихотворение было написано по предложению профессора Галича для переходных экзаменов с младшего курса (первого трехлетия) на старший. Экзамены предполагались в октябре 1814 г. Экзамены были отложены и состоялись 4 и 8 января 1815 г. Стихотворение было прочитано на экзамене 8 января в присутствии многочисленных приглашенных гостей, среди которых был и Державин. Пушкин в своих воспоминаниях (см. т. VIII) описал обстановку экзамена. В первоначальном виде стихотворение написано в октябре 1814 г. Когда выяснилось, что на экзамене будет присутствовать Державин, Пушкин (в декабре) приписал две последние строфы; в таком виде стихи были прочитаны на репетиции экзамена в присутствии министра Разумовского за несколько дней до экзаменов.

В 1819 году, подготовляя текст стихотворения для предполагавшегося сборника стихотворений, Пушкин внес ряд изменений. Он исключил из текста две строфы: вторую («Плывет — и бледными лучами. ») и предпоследнюю, где говорится об Александре («Достойный внук Екатерины. »). Стихи, где упоминался царь Александр, были заменены (вместо «За веру, за царя» — «За Русь, за святость алтаря» и вместо «Но что я зрю? Герой с улыбкой примиренья» — «Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья»); кроме того, были внесены некоторые мелкие стилистические изменения. Этот новый текст, печатаемый в настоящем издании, при жизни Пушкина не был опубликован. В свои сборники стихотворений Пушкин данного стихотворения не включал, хотя первоначально и хотел сделать это, сопроводив стихотворение примечаниями.

В стихотворении много конкретных деталей, связанных с пейзажем царскосельского парка: большой пруд («в тихом озере»), Екатерининский дворец с примыкающей Камероновой галереей («огромные чертоги»), Чесменская колонна (описание в строфе, начинающейся стихом «Он видит, окружен волнами. »), кагульский обелиск («памятник простой»).

«Ты видел, как Орлов, Румянцев, и Суворов» — А. Г. Орлов, П. А. Румянцев-Задунайский и генералиссимус А. В. Суворов.

«Державин и Петров героям песнь бряцали». Василий Петров (1736—1799) писал оды А. Г. Орлову (1771), П. А. Румянцеву (1775) и на отдельные победы Суворова (1790, 1795); о подвигах Румянцева и Суворова неоднократно писал Державин.

«Воитель поседелый» — М. И. Кутузов.

«О скальд России вдохновенный» (в последней строфе) — В. А. Жуковский как автор «Певца во стане русских воинов». Его же имел в виду Пушкин в предыдущей строфе лицейской редакции (см. «Из ранних редакций», стр. 412), в стихе:

Как наших дней певец, славянской бард дружины.

Когда Державин пожелал иметь копию стихотворения, Пушкин, переписывая, изменил этот стих, применив его к самому Державину:

Как древних лет певец, как лебедь стран Эллины.

Жанр

Поскольку молодой поэт работал еще в подражательной манере, нет ничего удивительного в том, что “Воспоминание в Царском Селе” написано в духе классицизма и соединяет в себе черты классической элегии и оды. В то же время в первой части произведения явно прослеживаются черты сентиментализма и романтизма. В целом ощущается сильное влияние Жуковского и Батюшкова.

Что касается стихотворного размера, то в этом произведении Пушкин использует сочетание четырех- и шестистопного ямба. В то время поэт находился в творческом поиске и испробовал почти все размеры, кроме, пожалуй, анапеста.

Значение стихотворения в творчестве Пушкина

В судьбе поэта это стихотворение сыграло большую роль. То, что Державин, умерший через год, публично назвал Пушкина своим преемником, произвело большое впечатление на современников. А когда гений Пушкина раскрылся во всей красе, событие стали считать символическим. В нем видели передачу творческой эстафеты из XVIII в XIX век.

Большое влияние на Пушкина оказал и сам Державин. Поэт неоднократно обращался к нему в своих произведениях.

Например, в «Евгении Онегине» фраза «Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил» вскоре стала крылатой.

Средства выразительности

Это стихотворение действительно богато выразительными средствами. Так, поэт использовал:

  • Эпитеты – “священный сумрак”, “родимая обитель”, “скоротечные восторги”, “сердечные сокровища”, “недоступные мечты”, “предел благословенный”.
  • Метафоры – “до капли истощив раскаянья фиал”, “расточил сокровищ я сердечных”, “летит брадатая пехота”, “узы строгие наук”.

С помощью этих троп он создал торжественный настрой произведения, показал возвышенность дум поэта и его серьезный настрой.

Система образов

Образы государственных деятелей, о которых вспоминает лирический герой, любуясь статуями царскосельского парка, олицетворяют славу России.

Образы русских стихотворцев, явленные не только через называние фамилий, но и через стилистику, усиливают героико-патриотическое звучание текста.

Наиболее оригинальным представляется образ лирического героя, в восприятии которого сливаются образы природы (пейзаж) и образы человеческой культуры (статуи, эпизоды истории, строки стихотворений, «звуки лиры»).

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминания в Царском селе.
История создания – стихотворение написано в 1814 году (ориентировочный период создания – октябрь-ноябрь) и было прочитано на публичном экзамене в 1815 году.

Тема стихотворения – величие России, ее военная слава и подвиги.

Композиция – трехчастная.

Жанр – сочетание оды и элегии.

Стихотворный размер – сочетание четырех– и шестистопного ямба.

Эпитеты – “священный сумрак”, “родимая обитель”, “скоротечные восторги”, “сердечные сокровища”, “недоступные мечты”, “предел благословенный”.

Метафоры – “до капли истощив раскаянья фиал”, “расточил сокровищ я сердечных”, “летит брадатая пехота”, “узы строгие наук”.

«Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи…») – анализ стихотворения Пушкина

Проводя анализ стихотворения «Воспоминания в царском селе» глубже понимаешь степень таланта Пушкина, написавшего это произведение всего в 15 лет.

Этот подросток совсем недавно не знал русского языка вообще, но за короткий срок он впитал в себя не только современный для его времени язык, но и ознакомился со старорусским языком, употребляемым при написании литературных произведений той эпохи.

Написание стихотворения «Навис покров угрюмой нощи…» было знаменательно, в первую очередь для самого Пушкина. Лицеисты знали, что в числе экзаменаторов будет сам Гаврила Романович Державин: поэт и драматург, министр и сенатор.

Юному Саше очень хотелось испытать свои силы, показать себя корифею русской литературы, перед которым он преклонялся и которого боготворил. Поэтому и тема стихотворения, и жанр оды, и использование старославянских слов были выбраны неслучайно.

Этим Пушкин хотел приблизиться к стилю Екатерининской эпохи и к стилю державинского стихосложения.

Немного истории

Об этом экзамене сохранилось воспоминание самого Пушкина:

В воспоминаниях свидетелей этого удивительного события сохранилось высказывание сенатора: «Я не умер. Вот, кто заменит меня».

После экзамена в стенах лицея состоялся парадный обед, на котором Разумовский сказал Сергею Львовичу, отцу поэта: «Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе…» На что Державин ответил: «Оставьте его поэтом».

Гаврила Романович умер через год в возрасте 73 лет. И тем символичнее стала своеобразная передача эстафеты от Державина к Пушкину. Стихотворение было опубликовано в 1815 году в журнале «Российский музеум, или Журнал европейских новостей». Это было первое произведение, напечатанное в публичном издании и подписанное полным именем Пушкина.

В 1819 году Александр Сергеевич готовил стихотворение к публикации и удалил из него хвалебные строчки, посвященные Александру I. Но сборник тогда не был опубликован.

Стиль, жанр и особенности

В этом стихотворении еще прослеживается подражательство Державину и Карамзину. Стихотворение написано в жанре оды, но в нем заметны интонации, характерные для элегии. Это произведение создано в стиле классицизма, подчеркиваемом архаизмами: нощи, златые, брега. Архаистика отражена и в грамматике.

Несмотря на подражательство, уже прослеживается чисто пушкинская наблюдательность, любовь к природе:

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках.

Стихотворение довольно крупное для пятнадцатилетнего подростка. Оно состоит из 20 восьмистрочных строф. Рифмы перекрестные. Нечетные строфы – с безударными женскими рифмами, четные строфы – с мужскими. Размер стиха смешанный, сочетающий четырех-шестистопный ямб.

Произведение состоит из трех частей. В первой части поэт говорит о Царскосельском лицее, описывает ночную природу, окружающую Царское село, свои ощущения в ней и постепенно переходит ко второй части, отразившей историю царской семьи, начиная от Петра, который

… льва сразив, почил орел России мощный

На лоне мира и отрад?

Затем в истории России наступает передышка, которую дала супруга Петра Екатерина I. Пушкин обращает внимание на памятники, возведенные во дворе лицея, И вспоминает Елизавету Петровну. При ней был дан толчок к развитию науки и искусств.

https://www.youtube.com/watch?v=eCxBiar4_o4

Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:

«Исчезло все, великой нет!»

Несколько строф посвящено эпохе Екатерины Великой, к которой собственно принадлежал Гаврила Романович. Он воспевает храбрость русского оружия.

Вторая часть также плавно перетекает в третью часть, посвященную Отечественной войне, сожжению Москвы французом.

В этом стихотворении Пушкин применяет следующие средства выразительности:

  • метафоры – навис покров, дремлющих небес, в седом тумане, сребристых облаках, бисерной рекой, угрюмых сосен;
  • эпитеты – прекрасный (сад), в безмолвной (нощи), твердой, мшистою (скалой) младой (орел);
  • сравнения – луна, как лебедь величавый, исчез, как утром страшный сон.

Основная мысль, идея произведения

В этом произведении в форме воспоминания, навеянного памятниками, архитектурными ансамблями показывается великая история России от Петра до Отечественной войны 1812 года. Величие России служит основной мыслью произведения. Юный автор признается, что не мог быть в Москве в тяжкий для нее период.

И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;

Вотще лишь гневом дух пылал!..

Через все произведение проходит идея патриотизма и героизма русского народа, возглавляемого царями и полководцами.

Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/grazhdanskaya-lirika/vospominaniya-v-tsarskom-sele-analiz.html

История создания

«Воспоминания о Царском Селе» были написаны в октябре — ноябре 1814 года для чтения на публичном экзамене при переходе с младшего трехлетнего курса Царскосельского лицея на старший.

Когда стало известно, что на экзамене будет присутствовать Державин, учитель словесности Галич предложил 15-летнему Пушкину, уже регулярно публиковавшему свою лирику, написать достойное такого события стихотворение.

За несколько дней до экзамена министр просвещения Алексей Разумовский потребовал, чтобы при нем провели «репетицию». Тогда-то Пушкин впервые продекламировал «Воспоминания в Царском Селе».

Экзамен

И. Е. Репин. «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». Холст, масло. 123.7 × 195.5 см. Царскосельский Лицей (Всероссийский музей А. С. Пушкина), Санкт-Петербург.

Экзамен состоялся 8 января (21 января) 1815 года. Державин был уже очень стар. Экзамены шли долго, и поэт утомился. Он оживился, когда начался экзамен по русской словесности. Все лицеисты читали, разбирали и хвалили державинские стихотворения. Старик внимательно и с удовольствием слушал.

Затем вышел Пушкин. Позднее он вспоминал:

Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…

Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, и хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…

«Я не умер, — воскликнул Державин. — Вот, кто заменит меня».

На последовавшем за экзаменом парадном обеде Разумовский, довольный впечатлением произведенным на гостей молодым поэтом, сказал отцу Пушкина: «Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе…» На что Державин ответил: «Оставьте его поэтом».

Судьба стихотворения

По просьбе Державина Пушкин послал ему список «Воспоминаний в Царском Селе», второй список попал в руки дяди молодого поэта Василия Львовича и через него стал известен многим поэтам и писателям того времени.

В том же 1815 году «Воспоминания в Царском Селе» были опубликованы в журнале «Российский музеум, или Журнал европейских новостей», став первым стихотворением, напечатанным с полной подписью поэта.

Подготавливая в 1819 году к печати первый сборник своих стихов (не осуществленный тогда), Пушкин переработал текст стихотворения, освободив его от похвал Александру I (как спасителю Европы).

В 1825 году стихотворение было включено по желанию Пушкина в рукопись его сборника, посланного в цензуру; однако в вышедшей книге его не оказалось.

Возможно, цензор обратил внимание на отсутствие строфы, посвященной царю: стихотворение было хорошо известно в первоначальном виде, так как именно в этой первой редакции печаталось в «Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах|Собрании образцовых русских сочинений и переводов в стихах» (1817 и 1823).

В 1829 году Пушкин написал одноименное стихотворение: «Воспоминания в Царском Селе» («Воспоминаньями смущенный…»). Эти два стихотворения часто путают.

Значение события

Этюд к картине Репина

Уже на современников сцена, когда патриарх литературы (Державин умер через год) благословил 15-летнего лицеиста в свои преемники, произвела большое впечатление. В дальнейшем, когда раскрылся гений Пушкина, событие приобрело вид символической передачи творческой эстафеты от первого поэта XVIII века первому поэту XIX века.

Одобрение Державина произвело огромное влияние и на самого Пушкина. Он неоднократно возвращался к нему в своих произведениях, а во II строфе восьмой главы «Евгения Онегина» сказал свое знаменитое:

Старик Державин нас заметил,

И, в гроб сходя, благословил.

Эта фраза стала крылатой в значении символической передачи традиции от представителя старшего поколения его молодому коллеге.

Ссылки


  1. Эйдельман Н. Я. Твой XVIII век / Прекрасен наш союз…

  2. Пушкин А. С. Державин

  3. Два губернатора

  4. Untitled Document
  5. 12
    Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

  6. Пушкин – Homo universale

История создания

Это стихотворение Пушкина тесно связано с его лицейскими годами. Оно написано незадолго до выпуска. Поэт работал над ним около двух месяцев, в октябре-ноябре 1814 года. В 1815 году пятнадцатилетний автор представил свое творение на публичном экзамене, где присутствовал сам Гавриил Державин. Он очень положительно отреагировал на написанные юным поэтом строки и назвал его своим преемником. Этот факт стал хрестоматийным, хотя на самом деле впервые произведение прозвучало на несколько дней раньше – на “репетиции” публичного экзамена.

Создание стихотворения

Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) Пушкина писал осенью 1814 года. Он это сделал по необходимости — собственное произведение требовалось прочитать на экзамене в Царскосельском лицее, где учился поэт.


Смотреть галерею

Открытый публичный экзамен проводился при переходе с младшего на старший курс. Свое участие в экзамене подтвердил известный поэт того времени Гавриил Державин. Узнав об этом, учитель словесности лицеистов Галич предложил Пушкину, который уже неоднократно публиковал свою лирику, написать для этого события какое-то достойное стихотворение.

Незадолго до экзамена прошла репетиция. Такое требование выдвинул министр просвещения при правительстве Алексей Разумовский. Он сам и присутствовал на ней. Тогда-то впервые и представил свое произведение Пушкин. «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) произвели на всех большое впечатление.

Композиция

У этого стихотворения три части. В первой поэт описывает эмоциональное состояние лирического героя, передавая через него свои эмоции, которые он испытывает, гуляя по Царскому Селу, которое за годы учебы стало для него по-настоящему родным местом.

Вторая часть произведения посвящена знаменитым памятникам, которыми поэт любовался несколько лет. Особенно его влечет Чесменская колонна, посвященная одной из самых значимых побед за всю русско–турецкую войну, и обелиск, который также напоминает об этой войне, но посвящен другому важному событию – победе при Кагуле.

Наконец, третья часть стиха – это дань совсем недавно отгремевшей Отечественной войне. Он рассказывает не только о Бородинском сражении и сожженной Москве, но и о том, как русская армия победоносно дошла до Парижа. Завершает эту часть и все произведение обращение юного стихотворца к Жуковскому. Именно в этой части Пушкин говорит о предназначении поэта – таком, каким он его видит.

Экзамен

И. Е. Репин. «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года».
Холст, масло. 123.7 × 195.5 см. Царскосельский Лицей (Всероссийский музей А. С. Пушкина), Санкт-Петербург.

Экзамен состоялся 8 января (21 января) 1815 года. Державин был уже очень стар. Экзамены шли долго, и поэт утомился. Он оживился, когда начался экзамен по русской словесности. Все лицеисты читали, разбирали и хвалили державинские стихотворения. Старик внимательно и с удовольствием слушал. Затем вышел Пушкин. Позднее он вспоминал:

Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…

Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, и хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…[2]

«Я не умер, — воскликнул Державин. — Вот, кто заменит меня».[3]

На последовавшем за экзаменом парадном обеде Разумовский, довольный впечатлением произведенным на гостей молодым поэтом, сказал отцу Пушкина: «Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе…» На что Державин ответил: «Оставьте его поэтом».[4]

Жанр

Поскольку молодой поэт работал еще в подражательной манере, нет ничего удивительного в том, что “Воспоминание в Царском Селе” написано в духе классицизма и соединяет в себе черты классической элегии и оды. В то же время в первой части произведения явно прослеживаются черты сентиментализма и романтизма. В целом ощущается сильное влияние Жуковского и Батюшкова.

Что касается стихотворного размера, то в этом произведении Пушкин использует сочетание четырех- и шестистопного ямба. В то время поэт находился в творческом поиске и испробовал почти все размеры, кроме, пожалуй, анапеста.

Александр Пушкин

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Царское село № 1

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Царское село № 2

«Воспоминания в Царском Селе» — самое известное стихотворение Пушкина из тех, что написаны во время обучения в Лицее. Оно создавалось в период с октября по ноябрь 1814 года и предназначалось для чтения на публичном экзамене, состоявшемся в начале января 1815-го. На нем присутствовал Гавриила Романович Державин, которому на тот момент было более семидесяти лет. Один из величайших русских поэтов восемнадцатого столетия от «Воспоминаний в Царском Селе» пришел в восторг. После экзамена он сказал, что Пушкин – тот стихотворец, который заменит его. Положительная реакция Гавриила Романовича произвела на Александр Сергеевича сильнейшее впечатление. О ставшей хрестоматийной истории говорится в «Евгении Онегине»: Старик Державин нас заметил, И, в гроб сходя, благословил.

В стихотворении соединяются черты оды и элегии. Лирический герой рассказывает читателям о знаменитых памятниках Царского Села, которыми ему посчастливилось любоваться на протяжении нескольких лет. В их числе – Чесменская колонна, символизирующая могущество русского флота и возведенная в честь победы в сражении в бухте Чесма. Оно произошло в 1770 году и определило исход русско-турецкой войны. От славных лет правления Екатерины Великой герой переходит к недавнему прошлому. Он повествует об основных этапах Отечественной войны, среди которых сожжение Москвы и Бородинская битва, и победоносном шествии русской армии по просторам Европы до Парижа. Освобождение Старого света от Наполеона подается как избавление от «бича вселенной». Завершается стихотворение обращением к Жуковскому, названному «скальдом России». Его лирический герой призывает воспеть новые победы родной страны.

Произведение «Воспоминания в Царском Селе» несет в себе признаки классицизма. Оно написано торжественным слогом. При этом Пушкин часто употребляет архаизмы. Рассказывая об Отечественной войне, поэт упоминает звон мечей и кольчуг. Ни того, ни другого в девятнадцатом столетии не использовали. Музыка битв того времени – это грохот артиллерии. Не только на классицистические образцы ориентируется Александр Сергеевич. Просматриваются в стихотворении и сентиментально-романтические черты. Наиболее яркий пример – пейзаж в начале «Воспоминаний в Царском Селе». Конечно, рассматриваемый текст носит во многом подражательный характер. Пушкин старался брать лучшее у поэтов старшего поколения и на основе их произведений вырабатывать индивидуальный стиль.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Любовь мертвеца»
  • Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Я и Вы»
  • Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Я в лес бежал из городов…»
  • Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Чудо»
  • Анализ стихотворения Сергея Есенина «Свищет ветер, серебряный ветер»

Воспоминание в Царском Селе

Исполнен сладкою тоской,

Сады прекрасные, под сумрак ваш священный

Вхожу с поникшею главой.

Так отрок библии, безумный расточитель,

До капли истощив раскаянья фиал,

Увидев наконец родимую обитель,

Главой поник и зарыдал.

В пылу восторгов скоротечных,

В бесплодном вихре суеты,

О, много расточил сокровищ я сердечных

За недоступные мечты,

И долго я блуждал, и часто, утомленный,

Раскаяньем горя, предчувствуя беды,

Я думал о тебе, предел благословенный,

Воображал сии сады.

Воображаю день счастливый,

Когда средь вас возник лицей,

И слышу наших игр я снова шум игривый

И вижу вновь семью друзей.

Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,

Мечтанья смутные в груди моей тая,

Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,

Поэтом забываюсь я.

И въявь я вижу пред собою

Дней прошлых гордые следы.

Еще исполнены великою женою,

Ее любимые сады

Стоят населены чертогами, вратами,

Столпами, башнями, кумирами богов

И славой мраморной, и медными хвалами

Садятся призраки героев

У посвященных им столпов,

Глядите; вот герой, стеснитель ратных строев,

Перун кагульских берегов.

Вот, вот могучий вождь полунощного флага,

Пред кем морей пожар и плавал и летал.

Вот верный брат его, герой Архипелага,

Вот наваринский Ганнибал.

Среди святых воспоминаний

Я с детских лет здесь возрастал,

А глухо между тем поток народной брани

Уж бесновался и роптал.

Отчизну обняла кровавая забота,

Россия двинулась и мимо нас летят

И тучи конные, брадатая пехота,

И пушек медных светлый ряд.

На юных ратников взирали,

Ловили брани дальний звук

И детские лета и …. проклинали

И узы строгие наук.

И многих не пришло. При звуке песней новых

Почили славные в полях Бородина,

На кульмских высотах, в лесах Литвы суровых,

Вблизи Монмартра ……

Анализ стихотворения А. С. Пушкина "Вспоминания в царском селе".

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Царское село № 3

виталий витальев Знаток (281), закрыт 3 месяца назад

Анализ стихотворения "Воспоминания в царском селе" (А. С. Пушкин).
1) Истолковать название стихотворения; в какой форме оно написано
2) Найдите описание царско-сельского парка
3) С помощью какого приема показан пейзаж
4) Какие чувства и мысли рождают лирического героя пейзажа парка
5) Установите о каких событиях XV||| - X|X веков вспоминает лирический герой

ГАЛИНА Высший разум (746930) 4 месяца назад

1..В стихотворении соединяются черты оды и элегии.
Воспомина́ния в Ца́рском Селе́-стихотворение 14-летнего Пушкина,
известное не столько своим содержанием, сколько одобрением
Гавриила Державина.
2. Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.
Так отрок библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.
3..В стихотворении много конкретных деталей, связанных
с пейзажем царскосельского парка: большой пруд ("в тихом озере"),
Екатерининский дворец с примыкающей Камероновой галереей
("огромные чертоги"), Чесменская колонна (описание в строфе,
начинающейся стихом "Он видит, окружен волнами. "),
кагульский обелиск ("памятник простой").
. Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.

5.Лирический герой рассказывает читателям о знаменитых
памятниках Царского Села, которыми ему посчастливилось
любоваться на протяжении нескольких лет.
В их числе – Чесменская колонна, символизирующая
могущество русского флота и возведенная в честь победы
в сражении в бухте Чесма. Оно произошло в 1770 году и
определило исход русско-турецкой войны.
От славных лет правления Екатерины Великой герой
переходит к недавнему прошлому.
Он повествует об основных этапах Отечественной войны,
среди которых сожжение Москвы и Бородинская битва,
и победоносном шествии русской армии по просторам
Европы до Парижа. Освобождение Старого света
от Наполеона подается как избавление от "бича вселенной".
Завершается стихотворение обращением к Жуковскому,
названному "скальдом России".
Его лирический герой призывает воспеть новые победы
родной страны.

Анализстихотворения «Воспоминания в Царском Селе»

1) Прочитайте стихотворение, истолкуйте его название; в какой форме оно написано?

2) Какое начало данная форма привносит в поэтический текст?

3) Найдите в предложенном фрагменте описание Царскосельского парка.

4) С помощью какого приёма показан пейзаж?

5) Какие чувства и мысли рождают у лирического героя пейзажи парка.

6) Установите, о каких событиях ХУШ-Х1Х вв. вспоминает лирический

"Воспоминания в Царском Селе".

Стихотворение было написано в октябре — ноябре 1814 г. для чтения на публичном экзамене (8 января 1815 г.) при переходе с младшего трехлетнего курса лицея на старший.

Чтение стихов в присутствии многочисленных гостей стало подлинным триумфом юного поэта. Державин, уже старик, «был в восхищении». Товарищ Пушкина Дельвиг написал и тогда же напечатал стихотворение «Пушкину», в котором говорит об этом событии:

И ланиты его от приветствия
Удивленной толпы горят пламенем.

(А. А. Дельвиг, Полн. собр. стихотворений. Библиотека поэта, Л. 1934, стр. 191.)

Сам Пушкин не раз вспоминал об этом: в послании 1816 г. «К Жуковскому», в своих «Записках», которые он вел в ссылке и уничтожил «при открытии несчастного заговора», причем страничку о Державине поэт сохранил; наконец, во II строфе восьмой главы «Евгения Онегина». «Воспоминания в Царском Селе» было первым произведением, напечатанным поэтом в 1815 г. с полной подписью. Подготовляя в 1819 г. к печати первый сборник своих стихов (не осуществленный тогда), Пушкин переработал текст стихотворения, освободив его от похвал Александру I (как спасителю Европы). В 1825 г. стихотворение было включено по желанию Пушкина в рукопись его сборника, посланного в цензуру; однако в вышедшей книге оно не появилось. Возможно, цензор обратил внимание на отсутствие строфы, посвященной царю: стихотворение было хорошо известно в первоначальном виде, так как именно в этой первой редакции печаталось в «Собрании образцовых русских сочинений и переводов в стихах» (1817 и 1823 гг.).

Огромные чертоги — «Камеронова галерея» близ Екатерининского дворца в Царском Селе.

Минерва — италийская богиня мудрости. Минерва росская — Екатерина II.

Элизиум — по верованиям древних греков, место пребывания душ усопших, в поэтическом словоупотреблении — рай.

Полнощный — северный.

Под скипетром великия жены — то есть в эпоху царствования Екатерины II.

Над. скалой вознесся памятник — ростральная колонна посреди большого пруда, воздвигнутая Екатериной II в память морской победы над турками под Чесмою в 1770 г.

Памятник простой — обелиск в память победы над турками при реке Кагуле в 1770 г. которую одержали русские войска под руководством гр. П. А. Румянцева.

Петров Владимир Петрович (1736—1799) — поэт-одописец.

Вселенной бич — Наполеон.

Беллона — в римской мифологии богиня войны.

Воитель поседелый — М. И. Кутузов.

Скальд России — В. А. Жуковский, автор стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812).

Читаем, думаем, размышляем*

1. Белинский писал: «Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России». Как вы понимаете эти слова? Почему Белинский связывал поэзию Пушкина с 1812 г.

2. Кто из лицейских учителей Пушкина оказал особенно большое влияние на формирование вольнолюбивых убеждений поэта? Что вы знаете об этих учителях?

3. Как относился Пушкин-лицеист к войне 1812 г. к порядкам в самодержавно-крепостнической России, к тогдашним русским писателям и поэтам?

4. С кем из лицеистов был дружен Пушкин? Что сблизило поэта с ними? В каких стихотворениях поэт воспел товарищество, возникшее в лицейские годы.

Задание ко 2-му уроку

1) Как вы думаете, почему любовь, надежду, тихую славу поэт называет "юными забавами", а мечты об этом - обманом?

2) Теперь уже иные чувства владеют поэтом. Какие?

3) Почему власть названа "роковой"?

4) Какое слово повторяется в стихотворении? Почему?

5) Почему А.С.Пушкин сравнивает ожидание "минуты вольности святой" с ожиданием любовного свидания?

6) Как движется пушкинская мысль в стихотворении?

7) Почему поэт ставит рядом слова "Отчизна" и "свобода"?

8) Почему свободу Пушкин называет "звездой пленительного счастья"?

9) Определите ключевые образы каждой части стихотворения, основные художественные средства их создания.

1) Создайте из названия стихотворения "Анчар" новые слова, добавляя, убирая или переставляя слоги. Запишите, что у вас получилось.

2) Какие ассоциации вызывают у вас эти слова?

3) Выделите в стихотворении композиционно-тематические части и определите, какие образы являются глав­ными в каждой из них.

4) Какие два мира противопоставляются в сюжете стихотворения?

5) Подберите 3-4 слова, которыми можно охарактеризовать образ зла.

6) Что, на ваш взгляд, в пафосе, в основной мысли стихотворения связано с современными для поэта событиями в обществе?

7) Во второй части стихотворения повторяются слова: послушный, послушно, послушливые. Является ли это, по вашему мнению, призывом к послушанию?

8) Выучите наизусть стихотворение "Анчар".

Читаем, думаем, размышляем*

Почему понятие «свобода» является для Пушкина основополагающим? По­кажите разносторонность этого понятия на примере лирики Петербургского периода.

Задание к 3-му уроку(на понедельник 30.11.)

Любовная лирика в творчестве А.С.Пушкина.

Прочитайте стихотворения: "На холмах Грузии лежит ночная мгла. ", "Я вас любил. ", "Я помню чудное мгновенье. ".

Я знал любовь, не мрачною тоской,

Я знал любовь прелестною мечтой,

Стихотворения «На холмах Грузии. » (1829)

  1. Определите тему этого стихотворения.
  2. Какие строки вы считаете самыми главными? Почему?
  3. Найдите художественные средства, помогающие передать мысли поэта.
  4. Как вы думаете, что является смыслом жизни поэта, цен­тром его мироощущения? Найдите строки стихотворения «На холмах Грузии. », подтверждающие ваш ответ.

Стихотворения «Я вас лю­бил. ».

  1. Почему это стихотворение было многократно положено на музыку?
  2. Чем поражает это стихотворение? В чем сила любви лирического героя?

3)Задание. Стихотворения «На холмах Грузии. », «Я вас лю­бил. ».

Д.Д. Благой считает, что «существует несомненная внутренняя преемственная связь между стихотворениями "На холмах Грузии. " и "Я вас любил. "». «Оба стихотворения даже внешне подобны друг другу: тот же объем, простота рифм, и вообще единый структурный принцип - предельная простота выражения при насыщенности сло­весными повторами, сообщающими обоим стихотворениям их про­никающий в душу лиризм, их чарующую музыкальность. Эта близость формы определена общностью содержания - единой развивающейся лирической темой».

  1. Согласны ли вы с мнением Д.Д. Благого в том, что между стихотворениями «На холмах Грузии. » и «Я вас любил. » существует внутренняя связь? Какие доказательства при­водит литературовед?
  2. Как вы думаете, какая тема и какое лирическое настроение объединяют эти стихотворения?

4)Задание. «В буквально напоенных любовью восьми строчках сти­хотворения "Я вас любил. " заключена целая история высокого и пла­менного, исключительного по своей самоотверженности и благородству любовного чувства». [Д.Д. Влагой)

  1. Докажите, что любовное чувство в стихотворении «Я вас любил. » можно назвать высоким, самоотверженным, бла­городным.
  2. Какие нравственные уроки получаем мы, читая это стихо­творение?

Стихотворения «Я помню чудное мгновенье. ».

1)Определите идею этого стихотворения.

2)Найдите художественные средства, помогающие передать мысли поэта.

3) Определите размер стиха и рифму.

4) Как построено стихотворение?( «Композиция стихотворения несложная: 1 часть – прошлое о «чудном мгновении»; 2 часть – вычеркнутые из жизни дни «без божества, без вдохновенья…»; 3 часть – пробуждение души.)

5) Кому посвящено это стихотворение? Что вы знаете об истории его создания?

Задание к 4-му уроку.( на вторник 1.12)

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина.

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы.

Чтение и анализ стихотворения «Поэт»

  1. Какие тайны приоткрыли вам пушкинские строки?
  1. Сравните лексику и рифмы 1 и II частей.

3)Любимый пушкинский союз «но»: какова его роль в стихотворе­нии?

Как меняется пушкинский Поэт?

  1. Как прервано стихотворение? Хотели бы вы, чтобы оно было продолжено?
  2. Как вы поняли выражение «берега пустынных волн», убежище Поэта?
  3. В чем тайна гениального пушкинского выражения «широкошумные дубровы»?
  4. Что это «священная жертва»? И почему «жертва»? Не слишком ли жестокая цена за поэтический да

Чтение и анализ стихотворения "Пророк".

Стихотворение это было написано в 1826 г. по дороге из Ми­хайловского в Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с ца­рем. В представлении романтиков поэт и пророк сливались в одном человеке. Пушкинская трактовка проблемы существенно иная.

- Сравните «Поэта» и «Пророка»: ведь в последнем - разверну­тая

картина того, что таится в предыдущем стихотворении в стро­ках:

«Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется. » - поэт приносит Господу «священную жертву». Вы увидели ее в «Пророке»?

  1. Сравните эти два стихотворения по тому, как они вылились из-под пушкинского пера (ритм, строфы, лексика и синтаксис).

Ка­кое из них тронуло вас сильнее, врезалось в память?

  1. Почему «Пророк» намного драматичнее «Поэта»?
  1. Что же произошло в пушкинском «Пророке»? Как движутся его картины? Где их кульминация? Где «священная жертва», в чем она? Как отозвались вы на действительно страшное: «Как труп в пустыне я лежал. ».
  2. Какова развязка «Пророка»? Почему Пушкин завершил «Пророка» «Бога гласом»? Что услышал Поэт в зове Бога?

Чтение и анализ стихотворения "Я памятник себе воздвиг. "

И все-таки, согласитесь, тайну поэтического творчества Пуш­кин так и не приоткрыл. И его Поэт в самом сокровенном - в соз­дании своих творений - остается загадкой.

Итак, «ты сам свой высший суд» («Поэту»). Не правда ли, бо­лее чем кто-либо из великих это право обрел Пушкин. И он посмел «воздвигнуть» себе Памятник. Но не только всем своим гениаль­ным творчеством, всей своей недолгой и блистательной жизнью, но и гордой, исполненной достоинства самооценкой: «Я памятник се­бе воздвиг нерукотворный. ».

Это одно из последних стихотворений Пушкина, написанное им за полгода до гибели.

В. Ф. Ходасевич считал, что оно - запоздалый ответ на лицей­ское стихотворение Дельвига «Два Александра», где Дельвиг пред­рекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин - как величайший поэт. Однако вре­мя показало, что пророчество сбылось лишь наполовину: начало XIX в. впоследствии стало называться пушкинской эпохой, но ни­как не эпохой Александра I.

1) Каково ваше отношение к пушкинской самооценке? Ощутили ли в строках его бессмертие поэта?

2)Каков жанр стихотворения? Какие традиции продолжает А.С.Пушкин в этом произведении?

  1. В чем заслуги поэта перед Россией:
  2. Найдите средства поэтической выразитель­ности.

Домашнее задание: «Я памятник себе воздвиг. » наизусть.

Задание к 5-му уроку

Подготовиться к анализу стихотворения А.С.Пушкина: "Бесы"(при подготовке воспользуйтесь статьей в учебнике литературы)

Примерный план анализа стихотворения

1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).

2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).

3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).

4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).

5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).

6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:

• фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);

• лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.);

• синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)

7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о еговзглядах на жизнь, на искусство и т.д.).

8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему? ).

При подготовке к уроку зайдите на страницу сайта "А знаете ли вы?" Посмотрите разделы: "Поэтический словарь","Литературоведческий словарик".

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 20.11.2015

Воспоминания в Царском Селе ("Навис покров угрюмой нощи. ")

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Царское село № 4


ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.

С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?

Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые,
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
Цветя под кровом тишины!

Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
«Исчезло всё, великой нет!»

И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищенье дух.

Он видит: окружен волнами,
Над твердой, мшистою скалой
Вознесся памятник. Ширяяся крылами,
Над ним сидит орел младой.
И цепи тяжкие и стрелы громовые
Вкруг грозного столпа трикратно обвились;
Кругом подножия, шумя, валы седые
В блестящей пене улеглись.

В тени густой угрюмых сосен
Воздвигся памятник простой.
О, сколь он для тебя, кагульский брег, поносен!
И славен родине драгой!
Бессмертны вы вовек, о росски исполины,
В боях воспитанны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдет молва из рода в род.

О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.

И ты промчался, незабвенный!
И вскоре новый век узрел
И брани новые, и ужасы военны;
Страдать — есть смертного удел.
Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя;
Восстал вселенной бич — и вскоре новой брани
Зарделась грозная заря.

И быстрым понеслись потоком
Враги на русские поля.

Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
Дымится кровию земля;
И села мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг,
Леса дремучие бегущих укрывают,
И праздный в поле ржавит плуг.

Идут — их силе нет препоны,
Всё рушат, всё свергают в прах,
И тени бледные погибших чад Беллоны,
В воздушных съединясь полках,
В могилу мрачную нисходят непрестанно
Иль бродят по лесам в безмолвии ночи.
Но клики раздались. идут в дали туманной!—
Звучат кольчуги и мечи.

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных.
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.

Ретивы кони бранью пышут,
Усеян ратниками дол,
За строем строй течет, все местью, славой дышат.
Восторг во грудь их перешел.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се — пылает брань; на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
И брызжет кровь на щит.

Сразились.— Русский победитель!
И вспять бежит надменный галл;
Но сильного в боях небесный вседержитель
Лучом последним увенчал,
Не здесь его сразил воитель поседелый;
О бородинские кровавые поля!
Не вы неистовству и гордости пределы!
Увы! на башнях галл Кремля.

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал.

Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни;
Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен!
Исчезли здания вельможей и царей,
Всё пламень истребил. Венцы затмились башен,
Чертоги пали богачей.

И там, где роскошь обитала
В сенистых рощах и садах,
Где мирт благоухал и липа трепетала,
Там ныне угли, пепел, прах.
В часы безмолвные прекрасной, летней нощи
Веселье шумное туда не полетит,
Не блещут уж в огнях брега и светлы рощи:
Всё мертво, всё молчит.

Утешься, мать градов России,
Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны выи
Десница мстящая творца.
Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
Их кровь не престает в снегах реками течь;
Бегут — и в тьме ночной их глад и смерть сретают,
А с тыла гонит русский меч.

О вы, которых трепетали
Европы сильны племена,
О галлы хищные! и вы в могилы пали.
О страх! о грозны времена!
Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны,

Презревший правды глас, и веру, и закон,
В гордыне возмечтав мечом низвергнуть троны?
Исчез, как утром страшный сон!

В Париже росс!— где факел мщенья?
Поникни, Галлия, главой.
Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья
Грядет с оливою златой.
Еще военный гром грохочет в отдаленье,
Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,
А он — несет врагу не гибель, но спасенье
И благотворный мир земле.

О скальд России вдохновенный,
Воспевший ратных грозный строй,
В кругу товарищей, с душой воспламененной,
Греми на арфе золотой!
Да снова стройный глас героям в честь прольется,
И струны гордые посыплют огнь в сердца,
И ратник молодой вскипит и содрогнется
При звуках бранного певца.

ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ. Впервые стихотворение было напечатано в журнале «Российский музеум», 1815 г. № 4, с примечанием; «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, талант которого так много обещает». Это было первое стихотворение, напечатанное за полной подписью поэта «Александр Пушкин».

Стихотворение было написано по предложению профессора Галича для переходных экзаменов с младшего курса (первого трехлетия) на старший. Экзамены предполагались в октябре 1814 г. Экзамены были отложены и состоялись 4 и 8 января 1815 г. Стихотворение было прочитано на экзамене 8 января в присутствии многочисленных приглашенных гостей, среди которых был и Державин. Пушкин в своих воспоминаниях (см. т. VIII) описал обстановку экзамена. В первоначальном виде стихотворение написано в октябре 1814 г. Когда выяснилось, что на экзамене будет присутствовать Державин, Пушкин (в декабре) приписал две последние строфы; в таком виде стихи были прочитаны на репетиции экзамена в присутствии министра Разумовского за несколько дней до экзаменов.

В 1819 году, подготовляя текст стихотворения для предполагавшегося сборника стихотворений, Пушкин внес ряд изменений. Он исключил из текста две строфы: вторую («Плывет — и бледными лучами. ») и предпоследнюю, где говорится об Александре («Достойный внук Екатерины. »). Стихи, где упоминался царь Александр, были заменены (вместо «За веру, за царя» — «За Русь, за святость алтаря» и вместо «Но что я зрю? Герой с улыбкой примиренья» — «Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья»); кроме того, были внесены некоторые мелкие стилистические изменения. Этот новый текст, печатаемый в настоящем издании, при жизни Пушкина не был опубликован. В свои сборники стихотворений Пушкин данного стихотворения не включал, хотя первоначально и хотел сделать это, сопроводив стихотворение примечаниями.

В стихотворении много конкретных деталей, связанных с пейзажем царскосельского парка: большой пруд («в тихом озере»), Екатерининский дворец с примыкающей Камероновой галереей («огромные чертоги»), Чесменская колонна (описание в строфе, начинающейся стихом «Он видит, окружен волнами. »), кагульский обелиск («памятник простой»).

«Ты видел, как Орлов, Румянцев, и Суворов» — А. Г. Орлов, П. А. Румянцев-Задунайский и генералиссимус А. В. Суворов.

«Державин и Петров героям песнь бряцали». Василий Петров (1736—1799) писал оды А. Г. Орлову (1771), П. А. Румянцеву (1775) и на отдельные победы Суворова (1790, 1795); о подвигах Румянцева и Суворова неоднократно писал Державин.

«Воитель поседелый» — М. И. Кутузов.

«О скальд России вдохновенный» (в последней строфе) — В. А. Жуковский как автор «Певца во стане русских воинов». Его же имел в виду Пушкин в предыдущей строфе лицейской редакции (см. «Из ранних редакций», стр. 412), в стихе:

Как наших дней певец, славянской бард дружины.

Когда Державин пожелал иметь копию стихотворения, Пушкин, переписывая, изменил этот стих, применив его к самому Державину:

Как древних лет певец, как лебедь стран Эллины.

Слушать стихотворение Пушкина Царское село

Темы соседних сочинений

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминания в Царском селе.

История создания – стихотворение написано в 1814 году (ориентировочный период создания – октябрь-ноябрь) и было прочитано на публичном экзамене в 1815 году.

Тема стихотворения – величие России, её военная слава и подвиги.

Композиция – трёхчастная.

Жанр – ода, есть и черты элегии.

Стихотворный размер – сочетание четырёх- и шестистопного ямба.

Эпитеты “в безмолвной тишине”, “бисерной рекой”, “времена златые”, “прекрасный Царскосельский сад” .

Метафоры“земные боги”, “Минервы росской храм”, “огромные чертоги, на своды опершись, несутся к облакам”, “венчалась славою счастливая Россия”.

Олицетворения“чуть дышит ветерок”, “каждый шаг в душе рождает”, “в тихом восхищенье дух”, “валы седые в блестящей пене улеглись”.

История создания

Это стихотворение Пушкина тесно связано с его лицейскими годами. Оно написано незадолго до выпуска. Поэт работал над ним около двух месяцев, в октябре-ноябре 1814 года. В 1815 году пятнадцатилетний автор представил своё творение на публичном экзамене, где присутствовал сам Гавриил Державин. Он очень положительно отреагировал на написанные юным поэтом строки и назвал его своим преемником. Этот факт стал хрестоматийным, хотя на самом деле впервые произведение прозвучало на несколько дней раньше – на “репетиции” публичного экзамена.

Тема

Основная тема этого произведение – величие России и военные подвиги её народа. Очевидно, что такой патриотический порыв продиктован недавним окончанием Отечественной войны 1812 года, чьи отголоски ещё слышались, в том числе и в Царском Селе.

Но есть и вторая тема, которой Пушкин также уделяет внимание – это роль поэта в обществе, ведь, по мнению молодого творца, именно поэзия вдохновляет людей на подвиги, в том числе ратные.

Композиция

У этого стихотворения три части. В первой поэт описывает эмоциональное состояние лирического героя, передавая через него свои эмоции, которые он испытывает, гуляя по Царскому Селу, которое за годы учёбы стало для него по-настоящему родным местом.

Вторая часть произведения посвящена знаменитым памятникам, которыми поэт любовался несколько лет. Особенно его влечёт Чесменская колонна, посвящённая одной из самых значимых побед за всю русско-турецкую войну, и обелиск, который также напоминает об этой войне, но посвящён другому важному событию – победе при Кагуле.

Наконец, третья часть стихотворения – это дань совсем недавно отгремевшей Отечественной войне. Он рассказывает не только о Бородинском сражении и сожженной Москве, но и о том, как русская армия победоносно дошла до Парижа. Завершает эту часть и всё произведение обращение юного стихотворца к Жуковскому. Именно в этой части Пушкин говорит о предназначении поэта – таком, каким он его видит.

Жанр

Поскольку молодой поэт работал ещё в подражательной манере, нет ничего удивительного в том, что “Воспоминание в Царском Селе” написано в духе классицизма, соединяет в себе черты классической оды и элегии. В то же время в первой части произведения явно прослеживаются черты сентиментализма и романтизма. В целом ощущается сильное влияние Жуковского и Батюшкова.

Что касается стихотворного размера, то в этом произведении Пушкин использует сочетание четырёх- и шестистопного ямба. В то время поэт находился в творческом поиске и испробовал почти все размеры, кроме, пожалуй, анапеста.

Средства выразительности

Это стихотворение действительно богато выразительными средствами. Так, поэт использовал:

  • Эпитеты “в безмолвной тишине”, “бисерной рекой”, “времена златые”, “прекрасный Царскосельский сад”.
  • Метафоры “земные боги”, “Минервы росской храм”, “огромные чертоги, на своды опершись, несутся к облакам”, “венчалась славою счастливая Россия”.
  • Олицетворения “чуть дышит ветерок”, “каждый шаг в душе рождает”, “в тихом восхищенье дух”, “валы седые в блестящей пене улеглись”.

С помощью этих тропов он создал торжественный настрой произведения, показал возвышенность дум поэта и его серьёзный настрой.

Немного истории

Об этом экзамене сохранилось воспоминание самого Пушкина:

В воспоминаниях свидетелей этого удивительного события сохранилось высказывание сенатора: «Я не умер. Вот, кто заменит меня».

После экзамена в стенах лицея состоялся парадный обед, на котором Разумовский сказал Сергею Львовичу, отцу поэта: «Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе…» На что Державин ответил: «Оставьте его поэтом».

Гаврила Романович умер через год в возрасте 73 лет. И тем символичнее стала своеобразная передача эстафеты от Державина к Пушкину. Стихотворение было опубликовано в 1815 году в журнале «Российский музеум, или Журнал европейских новостей». Это было первое произведение, напечатанное в публичном издании и подписанное полным именем Пушкина.

В 1819 году Александр Сергеевич готовил стихотворение к публикации и удалил из него хвалебные строчки, посвященные Александру I. Но сборник тогда не был опубликован.

Стиль, жанр и особенности

В этом стихотворении еще прослеживается подражательство Державину и Карамзину. Стихотворение написано в жанре оды, но в нем заметны интонации, характерные для элегии. Это произведение создано в стиле классицизма, подчеркиваемом архаизмами: нощи, златые, брега. Архаистика отражена и в грамматике.

Несмотря на подражательство, уже прослеживается чисто пушкинская наблюдательность, любовь к природе:

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках.

Стихотворение довольно крупное для пятнадцатилетнего подростка. Оно состоит из 20 восьмистрочных строф. Рифмы перекрестные. Нечетные строфы – с безударными женскими рифмами, четные строфы – с мужскими. Размер стиха смешанный, сочетающий четырех-шестистопный ямб.

Произведение состоит из трех частей. В первой части поэт говорит о Царскосельском лицее, описывает ночную природу, окружающую Царское село, свои ощущения в ней и постепенно переходит ко второй части, отразившей историю царской семьи, начиная от Петра, который

… льва сразив, почил орел России мощный

На лоне мира и отрад?

Затем в истории России наступает передышка, которую дала супруга Петра Екатерина I. Пушкин обращает внимание на памятники, возведенные во дворе лицея, И вспоминает Елизавету Петровну. При ней был дан толчок к развитию науки и искусств.

Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:

«Исчезло все, великой нет!»

Несколько строф посвящено эпохе Екатерины Великой, к которой собственно принадлежал Гаврила Романович. Он воспевает храбрость русского оружия.

Вторая часть также плавно перетекает в третью часть, посвященную Отечественной войне, сожжению Москвы французом.

В этом стихотворении Пушкин применяет следующие средства выразительности:

  • метафоры – навис покров, дремлющих небес, в седом тумане, сребристых облаках, бисерной рекой, угрюмых сосен;
  • эпитеты – прекрасный (сад), в безмолвной (нощи), твердой, мшистою (скалой) младой (орел);
  • сравнения – луна, как лебедь величавый, исчез, как утром страшный сон.