Стих пушкина вновь я посетил о чем

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вновь я посетил.
История создания – стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1835 году во время его возвращения в Михайловское и встречи с родными местами после долгой разлуки.

Тема – лирический герой возвращается на Родину спустя десять лет, он переосмысливает свое прошлое и настоящее, строит планы на будущее.

Композиция – произведение не делится на части, но по смыслу можно выделить три основные: появление у поэта потребности в переосмыслении жизни, воспоминания и размышления о жизни, ее ходе и неизбежной смене поколений.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, рифма не используется.

Метафоры – “Минувшее меня объемлет живо”, “кропотливого ее дозора”, “озеро… синея, стелется широко“, “неведомые воды”, “По брегам отлогим рассеяны деревни”.

Эпитеты – “опальный домик”, “шагов ее тяжелых”, “нив златых”, “приветный шум”, “веселых и приятных мыслей”.

Сравнения – “Кусты теснятся под сенью их как дети”, “Как старый холостяк…”.

Метонимия – “…уголок земли”.

Аллитерация – “Знакомым шумом шорох их вершин”, “знакомый уху шорох”, “Но около корней их устарелых”, “Услышит ваш приветный шум”.

История создания стихотворения А. С. Пушкина

В 1835 году Александр Сергеевич прибыл в Михайловское, то самое село, в котором он проживал ранее и провел два ссыльных года. Приехав в родовое имение, он понимает, что не молод, и часть его жизненного пути позади.

Своеобразные, ностальгические, романтические и грустные чувства «переплетаются» в произведении, при этом у поэта четко прослеживается желание «передать» свое наследие.

Печаль Пушкина объяснима его финансовым положением, наличием долгов, а также положением в обществе.

Отношения с властями не задались, ведь Александр Сергеевич всегда говорил и писал, что думает. Его едкие эпиграммы и высказывания в адрес власти привели к определенным последствиям.

Месть царя была тонкой и ранила поэта глубоко, он посчитал ее оскорблением личности. Император пожаловал Александру Сергеевичу титул камер-юнкера. Оскорбительным было то, что подобного чина удостаивались юноши, а не зрелые мужи.

Стараясь пережить непростое время, справиться с обидами, поэт уезжает в село Михайловское.

Композиция

Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт осознает, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой. Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.

В третьей части, в описании природы скрывается размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то росло три сосны – а теперь у их подножия выросла целая роща молодых деревьев. Пушкин не увидит, какими они станут высокими, но это сделает его внук: “Веселых и приятных мыслей полон, пройдет он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет”. В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.

Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.

Стихотворение «Вновь я посетил» – анализ по плану

Вариант 1

В творчестве Пушкина принято выделять несколько больших тем. Наряду с пейзажной лирикой, любовной лирикой, гражданской лирикой, традиционно выделяют и философскую лирику. К ней относятся стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.

Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение “…Вновь я посетил…”.

По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно иным содержанием.

Тематически стихотворение посвящено возвращению Пушкина в Михайловское. В первых строках поэт приветствует “уголок земли”, где ему пришлось провести “изгнанником два года незаметных”. Через десять лет, во многом переменившись внутренне, он возвращается в знакомые места. Поэт отмечает, что в его отсутствие тут почти все осталось по-прежнему. Хотя Пушкин и называет проведенные в изгнании годы “незаметными”, оказывается, что более того мельчайшие детали картин окружающей природы врезались ему в память.

Композиционно стихотворение делится на три части. В первой поэт видит “опальный домик”, где он жил с няней, своей верной спутницей с рождения. Во второй его поэтическому взору предстает озеро, напоминающее ему “иные берега, иные волны”, его юношеские мечты. В третьей поэт любуется “тремя соснами” на возвышенности, мимо которых он прежде часто скакал верхом. Эти три образа – символы детства, юности и зрелости поэта. На всем кругом Пушкин замечает признаки запустения, увядания, печать старения и смерти: няни уже нет в живых, рыбак, плывучий по озеру, тянет за собой “убогий невод”, мельница “насилу ворочает крыльями”.

Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. В этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, старость так же естественна и прекрасна, поскольку совместно с ней к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее кругом, как делает это лирический герой стихотворения.

Его воспоминания о прошлом светлы, отношение к будущему спокойно. Рядом с парой сосен он видит молодые деревца, которых не было тут раньше. Пушкин сравнивает их с детьми и радостно приветствует. Образ дерева, печально стоящего в стороне от шумной, веселой, многочисленной семьи, говорит о том, что поэт аллегорической форме сожалеет о тех, кто одинок в мире людей.

Если у поэтов – романтиков одиночество считалось естественным состоянием исключительной личности, противопоставляющей себя миру и обществу, то пустота кругом “угрюмого” “старого холостяка”, по мысли Пушкина, — свидетельство неправильности прожитой одинокой жизни. Образ “племени младого, незнакомого”, пришедшего на смену старому поколению, не вызывает у поэта ни отторжения, ни раздражения. Он принимает молодых как равных, признает за новым поколением право быть лучше, чем их “отцы”. Пушкин не жалеет о том, что ему не суждено будет увидеть далекое будущее. В финале стихотворения появляется символический образ внука поэта, который сделает это за него. Пушкин как должное принимает вечное течение, непрерывность жизни, приветствует естественную связь между поколениями.

Для придания большей выразительности языку, Пушкин использует такие выразительные средства как метафоры (“опальный домик”), сравнения (“угрюмый их товарищ, как старый холостяк”), эпитеты (“нивы златые”), олицетворения (“минувшее меня объемлет живо”).

Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человека. Рождение, ребячество, молодость, зрелость, старость и смерть воспринимают поэтом как естественные, ниспосланные более вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы.

Вариант 2

В творчестве А. С. Пушкина нашли свое отражение все литературные жанры и направления. Среди поэм, сказок, романов и повестей достойное место занимают так называемые стихи — послания, обращенные к будущим поколениям.

К их числу относится и стихотворение «Вновь я посетил…». Оно было написано автором осенью 1835 года, при посещении им села Михайловское, после длительного перерыва. Для России это было время царствования Николая I, разрешившего Пушкину жить в Москве после ссылки. Начало тридцатых знаменуется значительной творческой активностью Пушкина.

Его писательский и поэтический гений в тот период достигли подлинной зрелости и мудрости. Наряду с большими историческими произведениями, Пушкин создает тихие стихи, небольшие размышления, поэтические послания потомкам.

Посещая семейное имение Тригорское, Пушкин останавливается и в Михайловском и находит там все прежним, кроме смерти старой няни и выросшей молодой поросли возле старых знакомых сосен. В письме к жене Пушкин пишет, что ему «досадно смотреть на эту молодую сосновую семью, как досадно видеть молодых кавалергардов на балах, на которых он сам уже не пляшет».

В начале стихотворения ясно угадывается грусть о былом, о безвозвратно ушедших днях молодости. Но по ходу повествования грусть рассеивается и уступает место светлым чувствам, связанным с приходом нового поколения, с зарождением молодой жизни. По-моему, основной идеей стихотворения можно назвать слова автора «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» — как символ передачи молодому поколению наследия отцов, надежду на достойное продолжение жизни.

По содержанию стихотворение можно разделит на три части. В первой автор повествует о себе, упоминает о своей ссылке в Михайловское,

«…где я провел изгнанником два года незаметных».

С момента его ссылки прошло десять лет, и за эти годы автор сильно переменился:

«И сам, покорный общему закону, переменился я…»

Можно догадаться, что с годами Пушкин «сделался иным».

Вторая часть стихотворения посвящена изображению дорогого сердцу уголка, описанию природы, воспоминаниям о прошедшей молодости:

«Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим — и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…»

И третья, финальная часть, в которой поэт приветствует новую молодую жизнь, как символ нового поколения.

При этом изображенные автором «опальный домик», «лесистый холм»,“три сосны” являются символическими образами, переносящими нас в былые времена. И вот рядом с ними появляются образы нового поколения:

«…младая роща разрослась,

Зеленая семья, кусты теснятся

Под сенью их как дети».

Очень просто и верно изобразил Пушкин в своем стихотворении воспоминания о былых, безвозвратно ушедших днях, прошедшей молодости, неизбежную смену поколений и принятие другой молодой жизни.

Его напутственные строки «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» стоят в начале начал каждого поколения.

Вариант 3

Стихотворение можно разделить на три части. Первая – это ностальгия, грусть, раздумья и сожаления о прошедшем. Пушкин вспоминает свою двухлетнюю ссылку, перемены, которые произошли в его жизни с тех пор. Его охватывает печаль. Он думает детстве, о няне, которой давно уж нет. Вторая часть произведения описывает читателю всё, что видит лирический герой, сливающийся с самим Пушкиным, о чем он размышляет.

Автор смотрит на родные, до боли знакомые места: холма, озера, нивы, деревни – слышит шум старых деревьев и осознает, что не всё осталось прежним. Третья часть – это обращение к потомкам, будущим поколениям. Пушкин как будто чувствует близкую смерть, которая настигает его в 1837 году, и понимает, что скоро его не станет, но «опальный домик», «холм лесистый», «дорога, изрытая дождями» и три сосны останутся, их увидят его дети и внуки. Создается ощущение, что поэт прощается с родными краями.

Для того, чтобы читатели могли представить природу села, А.С. Пушкин использует многочисленные выразительные средства. Произведение наполнено эпитетами («тяжелые шаги», «злачные нивы», «приветливый шум»), сравнениями («как старый холостяк»), олицетворением («скривилась мельница», «кусты теснятся»). Несколько раз используется инверсия («бродил я в этих рощах», «по той дороге теперь поехал я…») Меня это стихотворение очень тронуло. Казалось, что я проживаю те же чувства, что и сам Пушкин.

Перечитывая несколько раз произведение «Вновь я посетил…» я находила какие-то новые глубокие мысли между строк. Это стихотворение оставляет легкий осадок на душе, будто задевает что-то внутри, заставляет сердце отозваться на переживания автора.

***

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.