Стих пушкина вечор ты помнишь вьюга злилась весь стих

Стих пушкина вечор ты помнишь вьюга злилась весь стих

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимнее утро.
История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причём известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строки.

Тема стихотворения – красота русской природы в зимний период года.

Композиция – на протяжении всех пяти шестистиший наблюдается линейная композиция.

Жанр – лирическое стихотворение, вид лирики – пейзажная.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с парной и кольцевой рифмовкой.

Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.

Сравнение – “как бледное пятно”.

Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”.

https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/zimnee-utro.html

“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе: с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.

Развернутый анализ

Вариант 1

А. С. Пушкин “Зимнее утро” написал всего за один день – 3 ноября 1829 года, когда он гостил у семьи друзей в селе Павловском Тверской губернии (имение П.И. Вульфа) по пути в Петербург. Имение расположено на правом берегу реки Тьма, которая и описана в «Зимнем утре» Пушкина. Именно эта блестящая подо льдом речка и именно Павловский прозрачный лес вдохновили поэта на такое красочное описание зимнего пейзажа.

В стихотворении присутствуют два героя: лирический герой и красавица, которой он адресует свой диалог, называя ее «друг прелестный» и «друг милый». Кому посвящено «Зимнее утро» – вопрос достаточно спорный, но многие литературоведы и критики сходятся во мнении, что, вероятно, Пушкин написал его для своей любимой жены – Натальи Николаевны Гончаровой.

Центральная тема произведения заложена в названии. Широко известно, что любимым временем года для Пушкина была осень. Второе место по праву занимала зима. Восторженная первая строка стихотворения (“Мороз и солнце; день чудесный!”) стала нарицательной и часто цитируемой. Пушкин вводит в произведение образ любимой женщины. Через него раскрывается непосредственная связь настроения человека с природой.

Прекрасное зимнее утро побуждает лирического героя как можно раньше разбудить “красавицу”, чтобы она разделила его восторг перед открывшимся пейзажем. В прошлый вечер бушевала вьюга, природа выглядела печально и зловеще (“мгла носилась”, “тучи мрачные”). Подруга лирического героя находилась в беспричинной тоске. Первые лучи утреннего солнца разогнали мрак, принесли с собой ощущение радости и счастья.

В центральной части произведения незамысловатыми, но удивительно точными словами, Пушкин описывает великолепный пейзаж. Это описание подтверждает известное утверждение о том, что все гениальное — просто. “Затопленная печь” усиливает приятное ощущение от начала нового дня у лирического героя. Ему в голову приходит блестящая идея, как разогнать неизбежную зимнюю скуку. Утренняя прогулка на санях с любимой — одно из самых веселых развлечений эпохи Пушкина. Лирический герой предлагает “другу милому” “предаться бегу… коня” и понаблюдать, какие изменения произошли в природе по сравнению с жарким летом.

Композиция произведения последовательная. Оно представляет собой монолог автора, обращенный к своей спутнице. Лишь третья строфа выглядит лирическим отступлением, целиком посвященным описанию пейзажа.

Размер стихотворения — четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.

Выразительные средства. Основным средством художественной выразительности в произведении являются многочисленные эпитеты, подчеркивающие красоту зимнего пейзажа: “чудесный”, “голубыми”, “прозрачный”. Резко контрастируют с ними эпитеты, применяемые поэтом в описании ненастного прошлого вечера: “мутном”, “бледное”, “мрачные”.

В целом, вторая строфа противопоставлена всему общему приподнятому настроению стихотворения. Для усиления этого контраста Пушкин использует олицетворения (“вьюга злилась”, “мгла носилась”) и сравнение (“как бледное пятно”). Применяя обращения (“друг прелестный”, “красавица”, “друг милый”), Пушкин создает ощущения сопричастности у читателей. Первая строфа написана в шутливо-восторженном духе. Лирический герой обращается к подруге в возвышенном тоне: “открой сомкнуты негой взоры”. Он приравнивает ее к божеству (Аврора — богиня утренней зари в древнеримской мифологии).

Основная мысль произведения заключается в том, что причины хорошего или плохого настроения часто обусловлены состоянием природы. Какие бы неприятности и трудности не испытывал человек в жизни, прекрасная погода способна развеселить его дать возможность вновь почувствовать себя счастливым. Эта мысль имеет непосредственное отношение к жизни самого поэта.

В 1829 г. Пушкин находился в тяжелом душевном состоянии. На его предложение Н. Гончаровой был дан неопределенный ответ. После возвращения с Кавказа поэта вызывал на допрос А. Х. Бенкендорф. Для друзей и близких Пушкина жизнерадостное “Зимнее утро” стало приятной неожиданностью.

Вариант 2

Лирические произведения в творчестве Александра Пушкина занимают весьма значительное место. Поэт неоднократно признавался, что с трепетом относится не только к традициям, мифам и легендам своего народа, но и не перестает восхищаться красотой русской природы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства. Он много раз предпринимал попытки запечатлеть самые разнообразные мгновения, мастерски создавая образы осеннего леса или же летнего луга. Однако одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.

С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад, в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы, когда дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение. Чтобы усилить эффект, поэт строит свое произведение на контрасте, упоминая о том, что еще вчера «вьюга злилась» и «на мутном небе мгла носилась». Пожалуй, каждому из нас хорошо знакомы подобные метаморфозы, когда в разгар зимы на смену бесконечным снегопадам приходит солнечное и ясное утро, наполненное тишиной и неизъяснимой красотой.

В такие дни просто грех сидеть дома, как бы уютно не потрескивал в камине огонь. И в каждой строчке пушкинского «Зимнего утра» ощущается призыв отправиться на прогулку, которая обещает массу незабываемых впечатлений. Особенно, если за окном простираются удивительные по красоте пейзажи – блестящая подо льдом река, припорошенные снегом лес и луга, которые напоминают белоснежное покрывало, сотканное чьей-то умелой рукой.

Каждая строчка этого стихотворения буквально пронизана свежестью и чистотой, а также восхищением и преклонением перед красотой родного края, который в любое время года не перестает удивлять поэта. Причем, Александр Пушкин не стремится скрывать переполняющие его чувства, как это делали многие его собратья по перу в 19 веке. Поэтому в стихотворении «Зимнее утро» нет вычурности и сдержанности, присущей другим авторам, но при этом каждая строчка пронизана теплотой, изяществом и гармонией. Кроме этого, простые радости в виде санной прогулки доставляют поэту подлинное счастье и помогают в полной мере ощутить все величие русской природу, изменчивой, роскошной и непредсказуемой.

Стихотворение «Зимнее утро» Александра Пушкина по праву считается одним из наиболее красивых и возвышенных произведений поэта. В нем отсутствует так свойственная автору язвительность, нет и привычного иносказания, которое заставляет искать в каждой строчке потаенный смысл. Это произведений – воплощение нежности, света и красоты.

Поэтому неудивительно, что написано оно легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто в тех случаях, когда хотел придать своим стихам особую изысканность и легкость. Даже в контрастном описании непогоды, которое призвано подчеркнуть свежесть и яркость солнечного зимнего утра, нет привычного сгущения красок: снежная буря представлена как мимолетное явление, которое не в состоянии омрачить ожидания нового дня, наполненного величественным спокойствием.

При этом сам автор не перестает удивляться столь разительным переменам, которые произошли всего за одну ночь. Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах.

История создания

1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связана с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта: его жене Наталье Гончаровой и его Няне Арине Родионовне.

Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении Александр Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться её красотами и не думать больше ни о чём.

Опубликовано стихотворение год спустя в альманахе “Царское село”.

Тема

Посвящёно это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму: его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, поэт стремился не просто описать картину зимы, но и передать своё настроение, навеянное этой картиной.

Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любое время года окружает красота. Важно не пропустить её, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.

Композиция

Классическая линейная композиция, тем не менее заслуживает подробного разбора.

В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.

Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придаёт ему колорит.

В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает с восхищением, а в четвёртой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.

Но последняя строфа вновь отправляет читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.

Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.

Образы и символы

Уже с первого предложения «Мороз и солнце; день чудесный!» природа выступает как основной персонаж стихотворения, а все образы и символы неотрывно связаны с мотивом зимнего утра, радостного и ясного.

В первом шестистишии отображена картина морозного утра, полная торжества жизни и света. Лирический герой обращается к возлюбленной, рисует образ безмятежной, пребывающей в неге сна красавицы. Он также называет ее «звездой севера», и под этим романтическим образом Пушкин подразумевает самую красивую женщину северной столицы России. Образ Авроры (в мифологии – богиня утренней зари) автор использует в нарицательном значении, то есть называет им саму утреннюю зарю, ведь в поэзии представление Авроры как символа восхождения солнца очень распространено.

Далее следует описание ненастного вечера, предшествующего ясному утру: на небе светит луна – символ одиночества, которую окружают злая вьюга, мутное небо, мгла и сидящая печально красавица. Но вот лирический герой снова изображает праздничное зимнее утро, появляются образы речки и леса – все эти красочные описания пейзажа не просто фон, через эти образы раскрывается внутренний мир героя.

Тем не менее, картины природы сменяются прелестью деревенского быта: вот уже «веселым треском трещит затопленная печь», появляется лежанка, и янтарный блеск, и бурая кобылка. Эта статичная картина плавно заменяется более живой, наполненной динамикой сценой, где читатель видит нового персонажа – «нетерпеливого коня». Его бег символизирует движение вперед, постоянное стремление жизни, нескончаемую энергию окружающей героев природы.

В стихотворении тесно переплетены две темы – тема любви и тема красоты природы. Лирический герой будит свою возлюбленную, чтобы та увидела мимолетную прелесть зимнего утра. Благодаря обращениям в первой строфе мы понимаем, что герой относится к любимой со всей нежностью и трепетом.

Но основная тема стихотворения – это описание солнечного зимнего утра. Пушкин рисует заснеженный пейзаж с присущим ему оптимизмом и любовью ко всему живому, и даже суровая русская зима не пугает героя – он хочет наслаждаться этим морозным утром, ведь именно родная природа поддерживает его силы.

Жанр

Вид лирики легко определить уже по названию, которое обещает прекрасные описания русской природы и зимние пейзажи. Поэтому данное произведение относится к пейзажной лирике, а его жанр – лирическое стихотворение, поскольку в нём отражены мысли и чувства лирического героя. Пушкин использует достаточно простой и традиционный для себя стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Он придает стихотворению особенную мелодичность. Интересен и способ рифмовки – парная и кольцевая. также поэт использует как женскую рифму, так и мужскую, и это тоже работает на передачу настроения.

Средства выразительности

Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:

  • Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”
  • Сравнение – “как бледное пятно”
  • Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”

Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “друг прелестный”, “красавица”.

В произведении яркие эпитеты сочетаются с мрачными, создающими контраст, чтобы ещё больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нём и метафоры (например, на мутном небе мгла носилась), аллитерации и анафоры. Всё это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.

Вечор в афоризмах и коротких цитатах[править]

  •  

Мой-то, ― сложив сердечком губы и дуя в пластмассовый стаканчик, сообщала Ариша косным лепетком, ― опеть вечор холосый пришел...[1]

  — Валентин Распутин, «Нежданно-негаданно», 1997
  •  

Привет из далекого Приемника Распряделителя. Добрий день или вечор, дорогой Николай Павлович и Александра Александровна. Хочу перыдать свой гарачый прывет что меня отправляют в спеть дет дом.[2]

  — Дмитрий Каралис, «Мы строим дом», 2001
  •  

Однако литературный вклад выходцев из черты оседлости поначалу оказался несколько жиже, чем мелодический. Это позже дети и внуки тех выходцев закрутили нешуточный роман с русской музой, а поначалу автору с приблизительным знанием русского языка ничего не стоило ославить роскошную музыку Дунаевского таким, к примеру, пассажем: «Приходи вечор, любимый», что в переводе на русский означает: «Приходи, любимый, вчера вечером…»[3]

  — Александр Городницкий, «И жить ещё надежде», 2001
  •  

Вечор верхом влачась одной тропой
И тяготой пути томясь в тревоге,
Я шел вперед с протянутой рукой,
Поочередно выставляя ноги...[4]

  — Екатерина Завершнева, «Высотка», 2012

Вечор в мемуарах, публицистике и научно-популярной прозе[править]

  •  

Ты же сам вечор сказал, что ты несчастлив мною, и хотел избавиться от меня смертию моею, но я и без этого избавлю тебя, ― и ты не будешь никогда видеть ту, которая столько делала жизнь твою несчастной, и жаловаться на тебя не буду, а буду молиться за тебя: да простит тебя Господь и даст тебе мир и спокойствие и счастие сего мира и будущего! Пусть совершается надо мной его определение: я с покорностию все снесу![5]

  — Анна Лабзина, Воспоминания, 1810
  •  

Я ждал всё возвращения Царя из Пруссии. Вечор он приехал. Великий Князь Михаил Павлович привез эту новость на бал Бутурлина.[6]

  — Александр Пушкин, Дневник, 1833
  •  

Мать отпустила меня без малейшего затруднения, и я без чаю поспешил с Евсеичем на озеро. Прав был Евсеич! Никогда так еще не клевала рыба, как в это утро.
«Вот видишь, соколик, ― говорил Евсеич, ― рыбы-то стало больше. Ее вечор напугали неводом, она и привалила сюда». Справедливо ли было заключение Евсеича или нет, только рыба брала отлично.[7]

  — Сергей Аксаков, «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением семейной хроники», 1858
  •  

В особом отделении образовался даже хор, человек из восьми. Они славно пели под аккомпанемент балалаек и гитар. Чисто народных песен пелось мало. Помню только одну, молодецки пропетую:
Я вечор млада Во пиру была. И здесь я услышал новый вариант этой песни, которого прежде не встречал. В конце песни прибавлялось несколько стихов: У меня ль, младой, Дома убрано: Ложки вымыла, Во щи вылила; С косяков сскребла, Пироги спекла.[8]

  — Фёдор Достоевский, «Записки из Мертвого дома», 1862

Вечор в беллетристике и художественной прозе[править]

  •  

― И, батюшка! мое дело бабье; вот кабы сынок мой был дома…
― А где же он?
― Вечор еще уехал на мельницу, да, видно, все в очередь не попадет; а пора бы вернуться. Постой-ка, батюшка, кажись, кто-то едет по улице!.. Уж не он ли?..[9]

  — Михаил Загоскин, «Рославлев, или русские в 1812 году», 1830
  •  

Проводник зашел в соседний дом.
― Вечор у нас приняли черного как смоль быка, без малейшей отметки, ― сказал он, вытаскивая оттуда свежую шкуру, ― и она-то будет нашим ковром-самолетом. Под мышкой нес он красного петуха, три ножа сверкали за поясом, а из-за пазухи выглядывала головка полуштофа, по его словам какого-то зелья, собранного на Иванову ночь.[10]

  — Александр Бестужев-Марлинский, «Cтрашное гаданье», 1831
  •  

Однажды в самую глухую зимнюю полночь входят к Андрею два незнакомые человека, скручивают его по рукам и по ногам и требуют денег. Долго допытывались они, ― стоит на одном старик: три гроша всего, вишь, у него, остальные вечор в монастырь отослал, а больше, видит бог, нетути! Они пуще пытать. Уж он им молился, молился, нет! уходили-таки старика обухом и сами принялись искать. Как перешарили все до ниточки, тут только и спохватились, что даром потеряли человека: в тряпице за печью всего-навсе было три гроша.[11]

  — Дмитрий Григорович, «Антон-горемыка», 1847
  •  

― То-то, шишковато больно говоришь; ты говори, да не ври, не вечор я родился, ― что, думаешь, не знаю! <...>
И все, сколько в избе ни было народу, не исключая даже Антона и самого хозяина, все полетели стремглав на двор. Антон бросился к тому месту, куда привязал вечор пегашку, и, не произнося слова, указал на него дрожащими руками… оно было пусто; у столба болталась одна лишь веревка… ― Взаправду увели лошадь! ишь вот, вот и веревка-то разрезана, ножом разрезана… и… и… и… <...>
― Братцы! ― закричал Антон, отчаянно размахивая руками, ― братцы, будьте отцы родные… он, он же и поил меня… вот как перед богом, он, и тот парень ему, вишь, знакомый… спросите хошь у кого… во Христа ты, видно, не веруешь!.. ― Ребята, ― вымолвил ярославец, ― я сам видел, как он вечор поил его… право слово, видел…[11]

  — Дмитрий Григорович, «Антон-горемыка», 1847
  •  

По последним штрихам, которыми я имею закончить Александрушку, весьма легко рассудить, каким именем лучше назвать коренную жилицу комнат снебилью. Во весь голос, без всякой помехи, задувает, бывало, Лукерья на кухне, примерно хоть про то, как некто «вечор был на почтовыем дворе» и как этот некто на том дворе на почтовом «получил от девицы письмо».[12]

  — Александр Левитов, «Московские «комнаты снебилью», 1863
  •  

Ну, а если? ну, если да она, под видом скромности, уж имеет с ним тайные отношения?.. то есть, не то чтобы тово́, а так, коман ву порте ву, «Я вечор в саду, младешенька, гуляла»… А не дурна она, чёрт возьми! этакую женку, я вам скажу, всякий возьмет за себя с удовольствием! Кругленькая, сочненькая, рассыпчатая, с перевальцем, так и катится, так и катится… нет, черт побери, не надо упускать такой случай… или пан, или пропал, нынче или никогда ― вот я как скажу![13]

  — Михаил Салтыков-Щедрин, «Жених», 1863
  •  

― Знаем мы вас! Уж лучше обожду.
Ластов с веселой улыбкой обернулся к посланнице, дожидавшейся еще у дверей ответа.
― Что ж вы не взойдёте, Мари? Мы вас не съедим.
― Кто вас знает, Naturfuscher’oв-то? Может, и съедите.
― Не бойтесь, не трону, мне надо сказать вам…
― Ну да, как вечор!..
Девушка, однако, сделала два коротеньких шага комнату.
― Что вам угодно?[14]

  — Василий Авенариус, «Бродящие силы: Современная идиллия», 1864
  •  

― Да, ― говорила она, ― что графиня Прасковья Ивановна польская шляхтянка и незаконно будто была в крепость Шереметевых записана, это неправда. Это вот с женою Доримедонта Рогожина так было, а Прасковья Ивановна была настоящая крестьянка, и про нее и песенка сложена: «Вечор поздно из лесочка я коров домой гнала», а что графиня Прасковья, помимо своей неоцененной красоты, умна, добра и благородна душою, а через то всякого уважения достойна ― это правда.[15]

  — Николай Лесков, «Захудалый род», 1874

Вечор в стихах[править]

  •  

От всенощной вечор идя домой,
Антипьевна с Марфушкою бранилась;
Антипьевна отменно горячилась.
«Постой, — кричит, — управлюсь я с тобой;
Ты думаешь, что я уж позабыла
Ту ночь, когда, забравшись в уголок,
Ты с крестником Ванюшкою шалила?
Постой, о всём узнает муженек!»

  — Александр Пушкин, «От всенощной вечор идя домой», ок. 1814
  •  

Вчера вечо́р, после концерта
Одна мне дама, сверх похвал
Преподнесла письмо в конверте
Но главное, вы мне поверьте,
Букет прекрасный белых калл...[18]

  — Михаил Савояров, «Странный букет» (из сборника «Не в растения»), 1914
  •  

Мне вечор, младой, скучен терем был,
Тёмен свет-ночник, страшен Спасов Лик.
Вотчим-батюшка самоцвет укрыл
В кипарисовый дорогой тайник![19]

  — Иван Бунин, «Песня», 24 января 1916

Вечор в песнях[править]

  •  

Я вечор молода
Во пиру была,
Во пиру была,
Во беседушке…[20]

  — Русская народная песня, XVIII век
  •  

Вечор поздно из лесочка,
Я коров домой гнала.
Вниз спустилась к ручеечку,
Близ зеленого лужка.
Слышу, вижу — едет барин
С поля на буланой лошади,
Две собачки впереди,
Да два лакея позади.[21]

  — «Вечор поздно из лесочку», русская народная песня из репертуара Прасковьи Жемчуговой, 1790-е
  •  

Вечор девки,
Вечор красны,
Вечор девки пиво варивали.
Зашел к девкам,
Зашел к красным,
Зашел к девкам да незваный гость.[22]

  — Александр Островский, «Бедность не порок», 1853
  •  

Приходи вечор, любимый,
Приголубь и обогрей,
А на зорьке, за работу,
за работу, веселей.

  — Владимир Волженин, музыка Дунаевского, «Ох, ты сердце, сердце девичье...», 1936
  •  

Не вечор ли при народе
Называл меня своей?
А сегодня, друг коварный,
Ты совсем меня забыл!

  — Владимир Круглик, музыка Г. Портнова, «Не вечор ли при народе...», 1971

Примечания[править]

  1. Валентин Распутин. «В ту же землю». — М.: Вагриус, 2001 г.
  2. Дмитрий Каралис, Мы строим дом. — СПб.: Родные просторы, 2014 г.
  3. А. М. Городницкий. «И жить еще надежде». — М.: Вагриус, 2001 г.
  4. Е. Завершнева. «Высотка». — М.: Время, 2012 г.
  5. Лабзина А. Е. Воспоминания Анны Евдокимовны Лабзиной (1758—1828)ю Предисл. и примеч. Б. Л. Модзалевского; вступ. ст. С. Ф. Ольденбурга. — Репринтное издание 1914 г. — СПб.: Альфарет, 2011. — 200 с.
  6. А. С. Пушкин, Записные книжки. — М.: «Вагриус», 2001 г.
  7. Аксаков С.Т. «Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек». Москва, «Художественная литература», 1982 г.
  8. Ф. Достоевский. Полное собрание сочинений в 30 томах. — Л.: «Наука», 1972 г.
  9. М. Н. Загоскин. Рославлев, или русские в 1812 году. — М.: «Художественная литература», 1980 г.
  10. А.А. Бестужев-Марлинский. «Кавказские повести». — СПб., «Наука», 1995 г.
  11. 11,011,1 Д.В. Григорович. Повести и очерки. — М.: «Советская Россия», 1983 г.
  12. А. И. Левитов Сочинения. — М.: «Художественная литература», 1977 г.
  13. М.Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в двадцати томах. Том 4. — Москва, Художественная литература, 1966 г.
  14. Авенариус В.П. Бродящие силы. Дилогия
  15. Н. С. Лесков. «Захудалый род». – Полное собрание сочинений, том 23. — СПб., 1903 г.
  16. А.А.Дельвиг. Сочинения. — Л.: Художественная литература, 1986 г. — стр. 358
  17. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений, 1837-1937: в шестнадцати томах, Том 2
  18. Михаил Савояров. «Слова», стихи из сборника «Не в растения»: «Странный букет»
  19. И. Бунин. Стихотворения. Библиотека поэта. — Л.: Советский писатель, 1956 г.
  20. Полевой Н. А. Избранная историческая проза. — М.: Правда, 1990 г.
  21. Прасковья Жемчугова. «Новейший российский песенник», СПб., 1818
  22. А. Н. Островский. Полное собрание сочинений в 12 томах. — Москва, Искусство, 1978 г.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дрем­лешь, друг прелестный —
Пора, кра­са­вица, проснись:
Открой сомкнуты негой [1] взоры
Навстречу север­ной Авроры [2] ,
Его воз­люб­лен­ная так кра­сива, что ее можно срав­нить только со звез­дой. [3] явись!

Вечор, ты пом­нишь, вьюга злилась,
На мут­ном небе мгла носилась;
Луна, как блед­ное пятно,
Сквозь тучи мрач­ные желтела,
И ты печаль­ная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голу­быми небесами
Вели­ко­леп­ными коврами,
Бле­стя на солнце, снег лежит;
Про­зрач­ный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся ком­ната янтар­ным блеском
Оза­рена. Весе­лым треском
Тре­щит затоп­лен­ная печь.
При­ятно думать у лежанки.
Но зна­ешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую [4] запречь?

Скользя по утрен­нему снегу,
Друг милый, пре­да­димся бегу
Нетер­пе­ли­вого коня
И наве­стим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

При­ме­ча­ния

[1] Удо­воль­ствие, насла­жде­ние, бла­жен­ство, упоение.

[2] Строки «Навстречу север­ной Авроры» нельзя рас­смат­ри­вать вне кон­тек­ста, чтобы пра­вильно понять их смысл. Строки обра­щены к воз­люб­лен­ной лири­че­ского героя, кото­рую он будит утром. Он про­сит ее открыть глаза навстречу север­ной Авроры. Аврора – рим­ская богиня зари. Пуш­кин упо­треб­ляет имя соб­ствен­ное Аврора в зна­че­нии нари­ца­тель­ного слова «заря». Пуш­кин исполь­зует уста­рев­шую форму датель­ного падежа с окон­ча­нием –Ы. Таким обра­зом, лири­че­ский герой про­сит люби­мую открыть глаза и уви­деть зарю.

[3] Воз­люб­лен­ная Пуш­кина так кра­сива, что ее можно срав­нить только со звездой.

[4] Бурый — один из оттен­ков корич­не­вого цвета.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». 3 класс, 6 класс. Краткий анализ: настроение, эпитеты, метафоры, олицетворения — средства художественной выразительности. Слушать «Зимнее утро» в исполнении Смоктуновского. Читать полный текст.

Стихи про зимнее утро

«Зимнее утро» — стихотворение А.С. Пушкина, написанное 3 ноября 1829 года. В это время поэт гостил в Павловском — в имении Вульфов в Тверской губернии. Последняя, пятая строфа могла быть написана на несколько дней позже (запись сделана перпендикулярно к тексту первых четырех строф).

«Зимнее утро» — одно из самых известных стихотворений Пушкина. В российских школах его впервые проходят еще в третьем классе, и для большинства «мороз и солнце» навсегда остается главным способом описать погожий зимний день.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом — излюбленным размером Пушкина.

Впервые «Зимнее утро» напечатано в альманахе «Царское село» за 1830 год.

«Зимнее утро» А.С. Пушкина. Полный текст

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Слушать «Зимнее утро» Пушкина

Послушать «Зимнее утро» можно, например, в исполнении Иннокентия Смоктуновского на YouTube (отрывок из фильма «Вновь я посетил. » 1982 года)

Анализ стихотворения

«Зимнее утро» — контрастное стихотворение. Оно пропитано оптимизмом, радостным предчувствием прекрасного дня и одновременно лиризмом, светлой грустью.

Произведение начинается с энергичной, веселой строки: «Мороз и солнце; день чудесный!» Затем, обращаясь к неназванной красавице, лирический герой торопит ее: проснись, открой глаза навстречу северному рассвету!

Во второй строфе автор рисует совсем другую, невеселую зиму — вчерашний мрачный вечер противопоставляется солнечному утру. Подчеркивая это различие, автор использует олицетворение («вьюга злилась», «тучи мрачные»), эпитеты («под голубыми небесами») и метафору («великолепными коврами снег лежит»).

Противопоставление темного вечера и светлого утра помогает усилить радостное впечатление от солнечного пейзажа: тьма и ненастье остались в прошлом. Но они не исчезли совсем, темные тона все равно присутствуют в красках утра, их просто надо разглядеть, объясняет Н.А. Клиншова в статье «О “Зимнем вечере” и “Зимнем утре” А.С. Пушкина»:

Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Мы продолжаем чувствовать неразрывную связь ночи и дня, радости и печали, видим игру света и тени.

В конце стихотворения лирический герой предлагает вспомнить о том, что скрыто под белым снегом:

И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

И вновь читатель чувствует: ничто не исчезает безвозвратно. Зимой мы помним и поля, и густые леса. Зима приходит и уходит. У нее есть и мрачная, и радостная сторона, как и у всего остального в мире, ведь природа в поэзии — нередко аллегория человеческой жизни.

Современник-рецензент в журнале «Вестник Европы» называл «Зимнее утро» истинно пушкинским стихотворением, но отмечал, что в нем «наивное близко уже граничит с ридикюльным» (то есть глупым). Сам Пушкин писал однажды по другому поводу, что «поэзия, прости Господи, должна быть глуповата». Однако за внешней простотой его произведений обычно скрывается нечто большее.

Как писал другой великий русский литератор, Андрей Платонов, за сочинениями Пушкина — «как будто ясными по форме и предельно глубокими, исчерпывающими по смыслу — остается нечто еще большее, что пока еще не сказано . У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное мнимой чертою».

Зимнее утро («Мороз и солнце; день чудесный. «)

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;

Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро»

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» передает светлые ощущения ясного зимнего пейзажа, которые явно перекликаются с настроением и чувствами автора. Лирический герой живописно рисует картины природы в диалоге с девушкой. Через яркие образы природы поэт передает чувства к прекрасной даме.

Композиция

Начало стихотворения - это обращение к девушке, к которой поэт питает нежные чувства. Об этом говорят обращения «друг прелестный», «красавица», «друг милый», «сомкнуты негой взоры».

Следом идет противопоставление в описании вчерашнего дня, когда «вьюга злилась». Неистовству бури вторит и мгла, которая «носилась», и бледность луны. Стихия природы описана в темных красках, которые выражают также печаль героини накануне. Это обращение к предыдущей мрачной картине позволяет еще ярче и светлее описать нежное зимнее утро со сверкающим снегом, блеском речки и ярким солнечным светом. Ярким пятном в этом безмятежном деревенском пейзаже выступает лишь чернеющий лес.

Но вдруг появляется динамика в представленной картине, когда герой предлагает запрячь сани и «предаться бегу нетерпеливого коня».
Завершается стихотворение светлым признанием в любви к родному краю, к которому автор испытывает чувства не меньшие, чем к любимой женщине.

Размер

Бодрость и динамику произведению придает размер. А.С. Пушкин использовал четырехстопный ямб, чтобы передать стремительность полета мысли героя и приподнятое настроение.

Ритм стихотворению задает чередование рифмы: первые строки завершаются женской рифмой, затем использована мужская и завершается строфа также мужским ударным слогом.

Образы и эпитеты

Стремительность, бодрость и ясность - основные настроения, которые передает поэт. Читатель сразу попадает в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Резкая смена картины - во второй строфе с описанием вечерней вьюги. Для описания стихии поэт использовал метафоры, перенося человеческие черты на силы природы: вьюга - злится, мгла - носится, луна - мрачно желтеет.

Ярким мазком в общей картине является противопоставление луны и образа любимой женщины, которая накануне так же «печальная сидела». Автору даже не нужно передавать бледность девушки - ассоциативное мышление читателя сразу же проводит параллель с бледностью луны.

Третья строфа описывает яркое блестящее погожее утро. Снег лежит «коврами». Яркость зимнего утра такова, что даже черный лес прозрачен. И ели блестят сквозь иней.

В описании домашнего уюта - яркий пример использования аллитерации. Поэт использует слова, насыщенные глухими и отрывистыми звонкими согласными. За счет этого при прочтении, казалось бы, слышится потрескивание дров в печи.

И особенной лирикой наполнены последние строки произведения. Особую любовь к родному краю автор выражает словом «милый», леса - «густые», поля - по-зимнему «пустые».

Все стихотворение пронизано ясным и жизнерадостным ощущением счастья. В нем - любовь к женщине, светлые сочные краски в пейзажах, радостное любование природой родного края.

Особой возвышенности строкам придают высокие слова, книжный стиль. Одухотворение и особое преклонение выражается при помощи слов «Аврора», «озарение», «друг прелестный», «нега».

Свежестью, чистотой и романтикой пронизана каждая строфа произведения. «Зимнее утро» А.С. Пушкина - яркий пример созвучности поэтического искусства и живописи.

Романс на стихи А. С. Пушкина «Зимнее утро». Исполняет Костя Егоров.

Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

А. С. Пушкин «Отрывки из поэмы «Евгений Онегин»» Зимы ждала, ждала природа. , Зима!.. Крестьянин, торжествуя

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.