Стих пушкина вас любил любовь еще быть может

Стих пушкина вас любил любовь еще быть может

История создания

Стихотворение «Я Вас любил…» Александр Сергеевич написал в 1829 году, а в печать оно попало через год. Первая публикация данного произведения была в альманахе «Северные цветы».

Но вот кому было посвящено данное стихотворение, до конца не ясно до сих пор. Существует две версии того, кому именно поэт посвятил эти прекрасные строки.

Первым вариантом является то, что данное стихотворение было посвящено Каролине Собаньской. С ней автор свел свое знакомство, находясь в ссылке на юге. На тот момент это был ещё юноша, которого очаровала светская львица своей элегантностью и уверенностью. Молодой человек был настолько очарован, что тут же начал посвящать ей стихотворения. Более того, творец неоднократно писал письма своей даме сердца, но она, к сожалению, не отвечала на них.

По второй версии стихотворение «Я Вас любил…» посвящается Анне Олениной. Поэт был увлечен этой женщиной, и даже делал ей предложение, на которое она ответила ему отказом. Дело в том, что ее родители надеялись на брак с более обеспеченным человеком. Данный отказ и натолкнул автора на создание данного произведения.

Но главным в стихотворении является не то, кому автор посвящает данные строки. Основной темой стихотворения можно назвать то, что автор полностью отрекается от прошлой любви. Данным произведением поэт переворачивает страницу своей жизни и начинает все с чистого листа. Ведь буквально через год он делает предложение руки и сердца Наталье Гончаровой, которая впоследствии и стала его женой.

Жанр, размер

Данное стихотворение можно назвать посланием, ведь автор посвящает его своей любимой женщине. Это любовная лирика, которая по своему направлению относится к романтизму.

В образе лирического героя мы видим своего автора. Он умело переплетает две свои жизни. Первая – где он влюбленный юноша, чувства которого живы и не приносят ему ничего хорошего. Вторая – это его будущее, в котором нет места прошлым чувствам. Он перевернул страницу своей жизни, и прошлое его больше не интересует. Его любимая счастлива с другим мужчиной, а он отрекается от выбранного идеала, оставляя себе лишь воспоминания и тоску.

Он идет на жертву, отрекаясь от своей любви, в чем видно черты романтизма.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, рифмовка – перекрестная.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения одночастная. В стихотворении автор полностью обнажает свою душу, посвящая бумагу в свои самые сокровенные переживания. Он изливает свою душу, показывает свои чувства и переживания.

Состоит стихотворение всего из восьми строк, но все они насквозь пропитаны переживаниями автора.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;

В первых двух строках поэт показывает, что его чувства еще не до конца угасли. И мысли о возлюбленной еще тревожат его душу. Пусть не так, как это было изначально, но все равно искра в его груди еще не угасла.


Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Далее автор говорит о том, что впредь не побеспокоит предмет своего обожания своим присутствием и вниманием. Он понимает, что его любовь доставляет девушке определенные проблемы, а он не хочет портить ей жизнь своими чувствами.


Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

В заключительных четырех строках поэт раскрывает свои чувства, показывая, что он был искренним в своей любви. Он желает любимой, чтобы человек, которого выберет её сердце, любил её так же, как он. Здесь хорошо видно, насколько чистая и огромная любовь жила в сердце поэта.

Образы и символы

Главный образ произведения – это образ самого лирического героя. Конечно, в нем невооруженным взглядом мы видим самого Александра Сергеевича. Девушку, которую выбрало его сердце, он ни к чему не обязывает и не упрекает. В его душе посилилась боль и тоска, но будучи сильным человеком, он смог понять её выбор и отпустить.

Он любит её всем сердцем. Его любовь огромна и бескорыстна. Своей любимой он желает лишь счастья и взаимной любви. Пусть не с ним, а с другим мужчиной рядом, она обретет истинное счастье и любовь. А он? Он переживет. Главное для него – это счастье любимой.

Второй образ – это образ возлюбленной поэта. Он не рисует её четко, её образ призрачен и туманен. Но мы можем сделать вывод, что девушка была честной и прямолинейной. Она не опустилась до обмана, а рассказала ему честно, что он ей не интересен. Что она предпочла другого мужчину, которому и дарила свою любовь.

Темы и проблемы

Главная тема произведения – это тема неразделенной любви поэта. Но он находит в себе силы отпустить и начать жить заново. Все произведение пропитано нежностью и любовью, что дает понять, насколько автор любил эту женщину.

В стихотворении он не стесняется показывать свои чувства и переживания. Он доверяет читателю всю свою любовь и боль, которые терзали его душу.

Хоть по жанру данное стихотворение и является посланием, но больше похоже на исповедь. Автор исповедуется перед своей любимой, полностью  раскрывая перед ней свои чувства и эмоции. Он не скрывает от неё ничего. Но он твердо принимает решение отпустить её, чтобы не причинять возлюбленной неудобства своими чувствами. Данное решение нелегко дается поэту, он делает это выбор, понимая, что облегчит жизнь девушки.

Данным произведением он ставит финальную точку в их отношениях. Ему приходится пожертвовать своими чувствами и любовью, ради счастья любимого человека. Своеобразное самопожертвование присуще автору, но это все делается ради любимой. Он искренне желает ей счастья, и надеется, что её избранник будет любить, так же как и он. Он готов страдать. Главное для него – это счастье любимого человека.

Поэтому все настроение произведение достаточно печально. Страдания поэта передаются читателю. Мы видим то, насколько нелегко дается данное решение поэту. Но приняв такое решение, он следует ему. Грустная любовь видна в последних строках, которые поэт пишет своей возлюбленной, оставляя её навсегда.

Средства выразительности

В стихотворении автор использует некую цикличность, используя выражение «я Вас любил», которое повторяется не один раз. Так же в тексте встречаются метафоры, но автор практически не использует эпитеты. Он не считает, что стоит подчеркивать всю глубину его жертвенности. Достаточно самого поступка как такового.

Истинные чувства Александра Грибоедова

Э. Десен. Портрет Нины Чавчавадзе

Единственной большой любовью создателя «Горя от ума» была Нина Чавчавадзе, дочь его друга, князя Александра Чавчавадзе. Драматург был знаком с нею с самого ее детства, даже учил девочку французскому языку и игре на фортепиано. Разница в их возрасте составляла 17 лет.

В 1828 году 33-летний Грибоедов приехал на несколько месяцев в Тифлис, где остановился у своего друга Чавчавадзе в его родовой усадьбе. Он увидел Нину, которой к тому времени уже исполнилось 15, — и пропал. Грибоедов был совершенно очарован ее ангельской внешностью, манерами, острым умом. В это же время к ней сватались многие не менее достойные женихи, но девушка отказывала всем — ждала настоящую любовь. Чувство, накрывшее драматурга с головой, оказалось взаимным.

За Грибоедова Нина вышла спустя всего два месяца после той встречи. Их супружеская жизнь была очень счастливой, пусть и недолгой: Александр Сергеевич вскоре погиб — во время нападения религиозных фанатиков на русское посольство в Тегеране. Накануне отъезда в этот город он писал своей возлюбленной:

«Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя, и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим еще несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда боле не разлучаться» (из письма от 24 декабря 1828 года).

«Нетерпение сердца» Александра Пушкина

А. Брюллов. Портрет Натальи Пушкиной. 1831—1832 годы

Александр Пушкин был известным сердцеедом. Он посвящал восхищенные стихи фрейлине и художнице Екатерине Бакуниной, таинственной греческой красавице Калипсо Полихрони, дочери австрийского банкира Амалии Ризнич, графине Елизавете Воронцовой, соседке по Михайловскому Евпраксии Вульф, дворянке Анне Керн и многим другим. Обо всех них он забыл, когда в 1828 году познакомился с юной Натальей Гончаровой, делавшей свои первые шаги в высшем свете. Поэт решил жениться.

Ее родители были против: дочь слишком молода. Пушкин пришел в отчаяние, но не оставил попыток свататься, постоянно переживая. Когда лед стал оттаивать, он писал письма Наталье Ивановне, матери возлюбленной, о том, что жизнь без ее дочери ему не мила: «Вы позволяете мне надеяться… Но извините нетерпение сердца больного, которому недоступно счастье» (из письма от 1 мая 1829 года).

В другом послании, датированном 5 апреля 1830-го, покоритель дамских сердец говорит будущей теще: «Первый раз в жизни я был робок, а робость в человеке моих лет никак не может понравиться молодой девушке в возрасте вашей дочери».

В конце концов благословение было получено: в 1831-м он сочетался с юной Гончаровой браком. Чувства разгорались ярче и сильнее, в вынужденных разлуках счастливый муж постоянно отправлял ей письма, справлялся о ее здоровье. Например, вот что он пишет ей 16 декабря того же года из Москвы в Петербург:

«Милый мой друг, ты очень мила, ты пишешь мне часто, одна беда: письма твои меня не радуют. Что такое vertige («головокружение». — Прим. mos.ru)? обмороки или тошнота? виделась ли ты с бабкой? пустили ли тебе кровь? Все это ужас меня беспокоит. Чем больше думаю, тем яснее вижу, что я глупо сделал, что уехал от тебя. Без меня ты что-нибудь с собой да напроказишь. Того и гляди выкинешь. Зачем ты не ходишь? а дала мне честное слово, что будешь ходить по два часа в сутки. Хорошо ли это? Бог знает, кончу ли здесь мои дела, но к празднику к тебе приеду».

Беспокойство о том, как супруга (которую Пушкин ласково называет «жинка», «мой ангел») проводит время без него, с годами только усиливается. От бывшего дамского искусителя не осталось и следа — поэта заботит только его семейная жизнь. Вот что он писал 1 октября 1833 года жене, которая в то время была беременна вторым ребенком (или «брюхата», как предпочитал говорить Пушкин):

«Что твои обстоятельства? что твое брюхо? Не жди меня в нынешний месяц, жди меня в конце ноября. Не мешай мне, не стращай меня, будь здорова, смотри за детьми, не кокетничай с царем, ни с женихом княжны Любы» (из письма от 11 октября 1833 года).

Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве

Михаил Лермонтов, не желавший «счастия любимой женщине»

Автор неизвестен. Портрет Екатерины Сушковой

«Я однажды (три года назад) украл у одной девушки, которой было 17 лет, и потому безнадежно любимой мною, бисерный синий снурок; он и теперь у меня хранится. Кто хочет узнать имя девушки, пускай спросит у двоюродной сестры моей. — Как я был глуп!..»

Такую запись в своем дневнике сделал в 1830 году 15-летний Михаил Лермонтов. О ком именно говорил молодой человек, доподлинно неизвестно: есть версия, что он имел в виду Агафью — дочь Александра Столыпина, адъютанта полководца Суворова. Впрочем, если оно и так, то красавица была быстро забыта: юный Мишель, охваченный романтическим томлением и зачитывающийся Жан-Жаком Руссо и Байроном, вскоре увлекся другой. Ею стала Miss Black-Eyes — Екатерина Сушкова, будущая мемуаристка, а тогда просто 17-летняя барышня. Она тоже не ответила ему взаимностью, посмеивалась над его робкими стихами и с удовольствием устраивала ему жестокие розыгрыши.

В 1834 году Екатерина и Михаил поменялись местами: он совершенно потерял к ней интерес, а она, напротив, искала его расположения, несмотря на то что готовилась выйти замуж за Алексея Лопухина. Сестра жениха попросила Лермонтова соблазнить Сушкову, чтобы расстроить эту свадьбу: семья жениха ее не принимала, о ее вольности ходили нехорошие слухи. Тот, помня давнишние унижения, с удовольствием взялся за дело со свойственным ему коварством вперемешку со сладкими речами. Сушкова вспоминала в своих мемуарах, как на одном из вечеров они слушали романс на стихи Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может...», а Мишель комментировал ей на ушко каждую строфу. Когда прозвучали последние слова «...дай вам бог любимой быть другим!», коварный соблазнитель сказал:

«Это совсем надо переменить; естественно ли желать счастия любимой женщине, да еще с другим? Нет, пусть она будет несчастлива; я так понимаю любовь, что предпочел бы ее любовь ее счастию; несчастлива через меня, это бы связало ее навек со мною! А ведь такие мелкие, сладкие натуры, как Лопухин, чего доброго, и пожелали бы счастия своим предметам!»

Месть удалась: Сушкова не устояла перед напором Лермонтова, а вскоре была оставлена им. Вообще на женщин поэт оказывал поистине гипнотическое воздействие, хотя вовсе не слыл красавцем. Вот как, например, о нем говорил его современник Александр Меринский:

«Лермонтов, как сказано, был далеко не красив собой и в первой юности даже неуклюж. Он очень хорошо знал это и знал, что наружность много значит при впечатлении, делаемом на женщин в обществе. С его чрезмерным самолюбием, с его желанием везде и во всем первенствовать и быть замеченным, не думаю, чтобы он хладнокровно смотрел на этот небольшой свой недостаток. Знанием сердца женского, силою своих речей и чувства он успевал располагать к себе женщин, но видел, как другие, иногда ничтожные, люди легко этого достигали».

Гид по лермонтовской Москве: памятник, дом-музей и университет

«Яркий луч солнца» Ивана Тургенева

Т. Нефф. Портрет Полины Виардо. 1842 год

«Мне приятно ощущать в себе, спустя семь лет, все то же искреннее, глубокое, неизменное чувство к вам; влияние его на меня благотворно и живительно, как яркий луч солнца; какой я счастливец, если заслужил, чтобы отблеск вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться стать достойным такого счастья; я начал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище» (из письма, написанного в ноябре 1850 года).

Такие строки Тургенев написал своей подруге, певице Полине Виардо, в которую был влюблен. Они много лет состояли в переписке, она в числе первых читала его новые сочинения. Полина была замужем, но это совершенно не смущало ни ее, ни ее мужа, ни писателя.

«Мой дорогой друг, постарайтесь убить медведя, но настоящего, большого. Только будьте осторожны, не простудитесь. Вы ведь знаете, что петербургский климат не шутит ни с кем, а с вами — меньше, чем с кем-либо иным» (из письма Ивана Тургенева Полине Виардо, написанного в январе 1853 года).

Писатель выказывал беспокойство о своей дорогой Виардо при каждом удобном случае. Неизвестно, чем закончилась история, о которой он упоминает в письме, и действительно ли певица была на охоте. Зато известность получил другой случай. Тургенев вместе с сыном директора императорских театров Степаном Гедеоновым, майором А. Комаровым и поэтом Иваном Мятлевым сами убили медведя и привезли его шкуру в подарок блистательной Полине. Этих четырех мужчин объединяли две страсти — охота и пение Виардо.

По Москве Тургенева: с Остоженки на Моховую и к Чистым прудам

Текст стихотворения:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.