Стих пушкина в болдино во время эпидемии холеры

Стих пушкина в болдино во время эпидемии холеры

Содержание

История создания

Стихотворение «Бесы» положило начало творческого периода Александра Сергеевича, которое было названо Болдинской осенью. Кода в начале мая, а именно 6 числа, поэт объявил о своей помолвке с Натальей Гончаровой, он приступил к работе над произведением «Бесы», которое изначально называлось «Шалость». Закончил свой труд Пушкин 7 сентября 1830 года в Болдино, где вынужден был провести часть своей жизни для решения вопросов, связанных с имуществом. В планы поэта не входило оставаться там продолжительное время, но, к сожалению, из-за эпидемии холеры ему пришлось там задержаться на достаточно продолжительное время. Но, с другой стороны, поэт воспринял данное событие как возможность поработать в уединении. Благодаря данным событиям у нас есть возможность наслаждаться большим количеством произведений, которые создал автор, находясь в Болдино.

Жанр, размер

Данное произведение является балладой и относится к философской лирике. К жанру баллады неоднократно прибегали любители романтизма. Мы можем наблюдать все отличительные черты данного направления. Автор уходит от реального мира, передавая через природу и её явления все истинные чувства лирического героя. Его переживания и проблемы четко отражаются в природных явлениях.

В более зрелом возрасте автор в основном использовал направления реализма, именно поэтому его не однократно считали его основоположником. Что же касается более раннего творчества, то здесь все чётче проглядываются следы романтизма.

Если брать конкретное произведение «Бесы», то именно это произведение относится к романтизму. Автор очень ярко описывает природные явления, через что передает чувства лирического героя.

Размер, выбранный творцом, это четырехстопный хорей. Чаще всего данный размер использовался при написании частушек, именно это придает стихотворению ритмичность. Рифмовку Александр Сергеевич использует перекрестную, где мы видим чередование мужской и женской рифмы.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на семь восьмистиший и является кольцевой. Логически же стихотворение можно разделить на три части. Благодаря кольцевой композиции, произведение является замкнутым, что придает особой загадочности произведению. А правильно расставленные акценты помогают лучше читателю проникнуться атмосферой написанного.

Благодаря одинаковому началу всех трех частей, атмосфера таинственности ещё больше подчеркивается и наблюдается на протяжении всего произведения.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

В первой части произведения автор знакомит читателя с местом событий и передает те чувства, которые переполняют лирического героя.

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Мы видим не на шутку разыгравшуюся вьюгу, перерастающую в бурю.

Во второй части стихотворения, которая выступает кульминацией, мы можем наблюдать конфликт человека с сюрпризами судьбы. Лирический герой начинает понимать, что причиной происходящего являются не стихийные условия, а некие силы, которые выступают преградой. Мы уже отчетливо видим образ нечистой силы, которая находится на грани мистики и реальности.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их? куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Завершающая часть произведения показывает всю картину со стороны. Мистика до конца ещё не исчезла, но она уже не навевает такой кошмар, как в первых двух частях. Появилось различия настоящего мира с мифическим. Стихотворение возвращает нас обратно к лирическому герою.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

Образы и символы произведения

Здесь присутствует три образа. Первый образ выступает основным – это наш лирический герой, от которого и происходит все повествование. В образе лирического героя не сложно заметить самого автора.

Вторым образом произведения можно назвать образ бесов. Для Александра Сергеевича в роли беса выступали те проблемы, которые так внезапно на него навалились. Эпидемия холеры, которая не на шутку разыгралась и не давала ему возможности вернуться домой. Данная проблема стояла на пути поэта и рушила все его планы, отодвигая их в дальний угол.

В образе бесов автор так же показывает ту ситуацию в стране, которая происходила. Пушкин полностью разделял взгляды декабристов, которые были нацелены на отмену крепостного права.

В образе ямщика мы видим народ, который на себе ощущает все те перемены, которые происходят вокруг.

Автор показывает то, что ему не безразличны проблемы, с которыми довелось столкнуться простому народу. Он, так же как и они переживает все это, пропуская через себя всю информацию.

Темы и проблемы произведения

Александр Сергеевич Пушкин всегда относился с пониманием и переживал все трудности, происходящие в государстве. Он никогда не оставался в стороне от проблем, и всеми путями старался придать их огласке.

Данное произведение не является исключением. В нем основной проблемой показано то, что простому народу пришлось столкнуться с большими переменами, без которых не возможно дальнейшее существование. Основной темой является свобода, которую так ценил и высоко преподносил автор. Именно в борьбе за свободу и заключается основная тема произведения.

Само стихотворение носит весьма мрачный характер, что вполне обосновано, учитывая происходящее вокруг.

Средства выразительности

Эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения – это далеко не весь список, который использует автор в своем произведении, чтобы придать ему большей выразительности.

Благодаря лексическому повторению четырех строк на протяжении всего стихотворения, читатель находится в напряжении. Данный прием придает стихотворению особой напряженности и загадочности, немного запутывая читателя.

Основной смысл произведения

Основной мыслю произведения можно назвать то, что автор пытается показать дорогу – выход из любого положения, в которое пришлось попасть человеку. Здесь он показывает весь тот непростой путь, который приходится преодолевать человеку, стремящегося к лучшей и свободной жизни.

Он показывает то, насколько остро сам относится к данной проблеме, а так же насколько важна для людей свобода. Будучи очень свободолюбивым человеком, он отводит данной теме очень много места в своем творчестве.

Автор: · Опубликовано 07.06.2020 · Обновлено 07.06.2020

Имя Александра Сергеевича Пушкина известно каждому! При упоминании о русской поэзии в мыслях автоматически всплывает именно это имя. Сказки, драматические, прозаические произведения, поэмы, романы, стихи–всего более 800 произведений было написано автором за его относительно короткую, но насыщенную жизнь. Александр Сергеевич – яркий центральный представитель русской поэзии Золотого века. Его считают родоначальником русского реализма в литературе. Очень многое можно сказать об этом удивительном человеке. Его имя можно найти в числе фаворитов многих поэтов, писателей последующих лет. Он – легенда! Им восхищались, восхищаются и, без сомнения, будут восхищаться Многомудрый Литрекон разобрал по плану стихотворение А. С. Пушкина «Бесы».

История создания

Со стихотворения «Бесы» начинается плодотворнейший период творческой деятельности Пушкина, именуемый Болдинской осенью.

6 мая 1830 года было объявлено о помолвке Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Именно в этот период поэт приступил к созданию произведения «Шалость» (в дальнейшем «Бесы»). Окончено же стихотворение было осенью (7 сентября) этого же года, в Болдино, куда поэт прибыл недавно, для решения некоторых имущественных вопросов.

Александр Сергеевич и не думал надолго задерживаться в имении, так как, во-первых, шла активная подготовка к свадьбе, а во-вторых, наступила осень – любимое, вдохновляющее автора время года.Но страну вновь решила посетить страшная эпидемия холеры… Пушкин воспринял необходимость остаться в родовой усадьбе на неопределённый срок как возможность уединиться и посвятить себя творчеству.

Осень 1830 года подарила множество чудесных творений А. С. Пушкина. В это же время Александр Сергеевич закончил работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

«Что Пушкин для нас? Великий писатель? Нет, больше: одно из величайших явлений русского духа. И ещё больше: непреложное свидетельство о бытии России. Если он есть, есть и она. И сколько бы ни уверяли, что её уже нет, потому что самое имя Россия стерто с лица земли, нам стоит только вспомнить Пушкина, чтобы убедиться, что Россия была, есть и будет.» (Д. С. Мережковский)

Жанр, направление, размер

По форме данное произведение является балладой, а по содержанию относится к философской лирике.

Баллада – лиро-эпический жанр, излюбленный приверженцами романтизма. Характерной чертой баллады, как жанра, и романтизма, как направления в целом, является уход от реальности, создание своего удивительного, мистического мира, где природа является зеркалом, отражающим чувства лирического героя, или же напротив, она изображается враждебной, бушующей, с которой приходилось сражаться главному персонажу.

Пушкина считают родоначальником реализма в литературе, но в произведениях раннего периода творчества поэта можно заметить черты романтизма. Стихотворение «Бесы» относится именно к романтизму, что могут подтвердить красочные описания природы в произведении, яркое противоборство человека и судьбы.

Размер произведения «Бесы» – четырёхстопный хорей. Такой размер называют размером русской частушки, но он совсем непростой. Произведения, написанные данным размером очень ритмичные, что не единожды доказано Александром Сергеевичем.В стихотворении «Бесы» использована перекрёстная рифмовка с чередующейся женской и мужской рифмой.

Композиция

Стихотворение «Бесы» состоит из 7 восьмистиший. Композиция произведения кольцевая, имеет три выраженные части.

Такое построение стихотворения позволяет автору акцентировать внимание читателя на более значимых деталях, описаниях, которые важны для верного восприятия, ощущения атмосферы всего произведения, для правильного осознания основной идеи. Также кольцевая композиция создаёт ощущение замкнутости, что повышает уровень напряжения, запутанности.

Все три части начинаются с четырёх одинаковых строк, которые создают таинственную атмосферу и, соответственно, поддерживают её на протяжении всего повествования.

Первая часть – это первые три строфы, из которых первое восьмистишие – вступление, а два последующих – основная часть.

Вступление задаёт направление мысли читателя. В нём автор рассказывает о месте событий, о преобладающих в лирическом герое чувствах.

Основная часть – это завязка. Автор рисует нам картину сильной вьюги, бури.

«Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно;».

Затем в произведение добавляются мистические краски.

«В поле бес нас водит, видно…».

В следующей строфе они набирают яркость и звучат уже ни как догадка, а как свершившийся факт.

Вторая композиционная часть – это следующие три строфы, которые являются кульминацией произведения. В них конфликт человека и сложившихся обстоятельств достигает своей вершины.

Лирический герой уже не видит ненастной погоды, а видит сверхъестественные силы, которые стоят у него на пути. Грань между реальностью и небывалым стирается, напряжение возрастает, нечистая сила приобретает визуальный образ. Скорость смены картин возрастает.

Третья часть – развязка, последняя строфа. Здесь мы видим всю происходящую картину как бы из далека, абстрактно. Атмосфера необъяснимого присутствует, но она уже ни так страшна, как в первых двух частях. Вновь просматривается граница между реальностью и сверхъестественным. Композиционное кольцо замкнулось, то есть внимание наше вновь сконцентрировано на главном герое, которого теперь, пройдя вместе с ним «средь неведомых равнин», мы узнали лучше.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Бесы», от которого ведётся повествование – путник, в образе которого можно рассмотреть самого автора. Также героями баллады являются ямщик и бесы.

Проводя параллель между фактами из жизни Александра Сергеевича и произведением, можно предположить, что бесы – это жизненные проблемы, неприятные непредвиденные обстоятельства, которые не дают двигаться вперёд, дальше по дороге жизни.

«…Вдруг получаю известие, что холера в Москве. Я попался в западню, как-то мне будет вырваться на волю. Страх меня пронял: в Москве!.. Я тотчас собрался в дорогу и поскакал. Проехав 20 вёрст, ямщик мой останавливается; застава!…» (из личных писем А. С. Пушкина)

Таким обстоятельством, «бесом» для Александра Сергеевича стала эпидемия холеры. Неосязаемая, пугающая, опасная, она не пускала поэта в Москву.

Также можно предположить, что нечистая сила – это образное представление безысходности, несправедливости и дефективности устоявшегося социального неравенства. Пушкин был на стороне декабристов и поддерживал их идею об отмене крепостного права, так как осознавал, что это неправильно, что больше так продолжаться не может.

Также можно предположить, что кони тоже являются неким образом. Интересным фактом является то, что в своих произведениях Александр Сергеевич упоминает лошадей 579 раз, что говорит о его особом отношении к этим животным. В данном произведении кони судьбоносные. Они «чуткие» проводники, которые ведут ямщика и путника сквозь «бесов».

Темы, проблемы, настроение

Стихотворение «Бесы» относится к философской лирике поэта. Отличием произведений данной тематики Пушкина от произведений других авторов является проверенность, опробованность, то есть автор пишет только о том, что пережил сам, передаёт те мысли и переживания, которые пропустил через себя. Александр Сергеевич часто затрагивает в своих произведениях извечные проблемы, размышляя о добре и зле, о сущности бытия, о предназначении человека.

Одно из важнейших мест в философской лирике поэта занимает тема свободы, которую в разных произведениях автор раскрывает по-разному. Стихотворение «Бесы» тоже затрагивает проблему свободы, к которой стремится весь народ, минуя обман и хитрости не желающих давать вольную господ.

Настроение произведения «Бесы» довольно мрачное, напряжённое. С первых строк читателю передаются волнение и тревога, которые завладевают лирическим героем.

Основная идея

Смысл стихотворения «Бесы» — показать дорогу, которую приходится преодолевать человеку, народу, всему миру стремясь к чему-то желанному, конкретному. Стихотворение «Бесы» – это ухабистый путь русского народа к свободе! Пушкин был против несправедливости, против кражи свободы у родного народа.

Последние строки произведения очень точно передают отношение автора к данной теме. Они отражают главную мысль стихотворения «Бесы».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Бесы» перечислены ниже:

  1. Поэтом использован ассонанс. В повторяющихся четырёх строках преобладают гласные звуки «у», «ю», что создаёт впечатление завывания вьюги.
  2. Использована аллитерация в 6-м восьмистишии, а именно повторение звуков «з», «с», что создаёт эффект неприятного звона.
  3. Звукоподражание: «Колокольчик дин-дин-дин…».
  4. Эпитеты: «снег летучий», «чистом поле», «неведомые равнины», «одичалый конь», «малая искра», «чуткие кони», «мутная игра», «бесконечны, безобразны… бесы разны», «жалобно поют», «беспредельная вышина», «жалобный визг».
  5. Сравнение: «невидимкою луна», «сверкнул он искрой малой», «будто листья в ноябре».
  6. Метафоры: «мутно небо, ночь мутна», «вьюга злится, вьюга плачет», «надрывая сердце».
  7. Олицетворение: «мчатся тучи, вьются тучи», «вьюга слипает очи», «вьюга злится, вьюга плачет».
  8. Архаизм: очи.
  9. Лексический повтор: «мчатся тучи, вьются тучи», «мутно небо, ночь мутна», «страшно, страшно поневоле», «вьюга злится, вьюга плачет».
  10. На протяжении всего повествования используется такая стилистическая фигура, как инверсия.

Автор: Кристина Асаулова

Стихотворение “Бесы” – едва ли не самое известное из всего пушкинского наследия. И ничего удивительного в этом нет, если учесть историю его создания и другие факторы. Краткий анализ “Бесы” по плану рассматривает все, что нужно знать об этом произведении. Разбор можно использовать на уроке русской литературы в 9 классе как основной или дополнительный материал для лучшего понимания темы.

analiz-stihotvoreniya-besy-pushkina-48246.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бесы.

История создания – написано стихотворение в один день, 7 сентября 1830 года, в Болдино, том самом пушкинском имении, где было создано так много его знаменитых произведений. Оно стало первым, написанным в знаменитую “Болдинскую осень”.

Тема – сложное положение русского народа. котоому правящая элита закрывает путь к счастливой жизни.

Композиция – симметрично кольцевая, создаваемая повторяющимся четверостишием, которое делит произведение на три части.

Жанр – лирическая баллада.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.

Метафоры“мутно небо”, “ночь мутна”, “вьюга плачет”.

История создания

История создания этого произведения начинается еще в мае 1830 года, когда поэт сделал предложение своей будущей жене Наталье Гончаровой. Несмотря на согласие невесты и ее родителей свадьба все откладывалась: сначала готовилось приданое, без которого девушку не хотели отпускать замуж, потом неожиданно умер дядя Пушкина. А в начале сентября поэту пришлось отправиться в Большое Болдино, решать имущественные вопросы.

Пушкин прибыл в свое имение 3 сентября и не планировал пробыть там долго, однако его отъезду помешала холера. Стихотворение “Бесы” написано 7 сентября, когда Пушкин еще не знал, что ему придется задержаться. Он был раздражен и встревожен, поскольку упускал свое любимое творческое время – осень. Известие же о холере, которое пришло позже, не испугало, а обрадовало его. Сама атмосфера опасности очень волновала поэта, и он имел предлог для того, чтобы спокойно творить. Впоследствии именно этот период будет назван знаменитой Болдинской осенью.

Тема

С одной стороны, Пушкин использует в стихотворении мистические образы, которые делают его похожим на лирическую балладу: это классическое путешествие в буран, когда путник заплутал потому, что его водят бесы. Выразителем мысли о бесах выступает представитель народа, ямщик, что дополняет историю фольклорным элементом. На самом деле тема стиха несколько иная – поэт иносказательно показывает тяжелое положение русского народа, которого дворяне (“бесы”) водят по кругу, не давая выбраться на свободу.

Композиция

Композиция стихотворения трехчастная, причем сюжет закольцовывается в конце каждой части с помощью повторяющегося фрагмента.

Первая часть – это описание ненастья, которое. по мнению ямщика, вызвано бесом – он кружит путников, желая свести их с дороги в поле. Мистическая составляющая усиливается и во второй части, где и сам путник как будто видит бесов, кружащих вокруг. Третья часть разъясняет символический смысл произведения: путник не желает иметь ничего общего с бесами, отстраняется от них, точно так же, как и сам Пушкин отстранялся от власть имущих, будучи по праву рождения одним из них. Это главная мысль произведения, которая выражается через переживания лирического героя. Сравнение бесов и дворянства проявляется в последнем восьмистишии особенно явно.

Жанр

С одной стороны, это классическая лирическая баллада, наполненная фольклорными мотивами. С другой, символическое содержание приближает стихотворение к такому жанру, как философская лирика. Таким образом, его можно назвать балладой с философскими элементами.

Такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, использован Пушкиным неслучайно – он достаточно характерен для балладного звучания. Перекрестная рифма в сочетании с восьмистишием делает композиционное деление более явным.

Средства выразительности

Для того, чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует следующие средства выразительности:

  • Эпитеты “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.
  • Метафоры “мутно небо”, “ночь мутна”,

Бесовской разгул, надрывающий душу, передается также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году А. Пушкин написал стихотворение «Бесы»?

(новая вкладка)

1. История создания

«Бесы» были написаны в самый продуктивный период творчества великого русского поэта – Болдинскую осень. Более того, это оказалось первое произведение, вышедшее из-под пера Пушкина в знаменитом имении.

Текст датируется 7 сентября 1830 года.

Тогда еще поэт не знал, что будет вынужден остаться в Болдино на неопределенное время, пока бушует эпидемия холеры.

Однако он ощущал внутреннее раздражение из-за необходимости решать имущественные вопросы (поэт готовился к свадьбе) в самый любимый свой период – осень. Ведь именно в золотую пору года Пушкина посещало особенное вдохновение.

Известие о страшной болезни, окутавшей округу, успокоило и взбодрило писателя. С одной стороны, его захватывало ощущение опасности, находящейся так близко. А с другой – радовала неожиданная возможность отрешиться от всего мира и целиком отдаться творчеству.

Именно в такой обстановке и появились «Бесы»: удивительно многогранное, загадочное и по-настоящему мистическое произведение.

2. Литературное направление

Без сомнения, стихотворение относится к романтизму.

3. Род

По роду литературы данное произведение относится к лирике.

4. Жанр

С первого взгляда, жанр определяется как лирическая баллада. Однако Пушкин вложил в него и философский смысл.

Вот почему «Бесы» – яркий пример жанрового смешения. Это лирическая баллада с признаками философской лирики.

5. Проблематика

Произведение иносказательно затрагивает животрепещущую для Пушкина (и вообще, для всего прогрессивного общества того времени) проблему – народной несвободы.

В образе бесов он изображает богатеев, равнодушное дворянство. Подобно хитрым злым силам, господа пугают и обманывают народ, не давая ему жить вольно и спокойно.

6. Тематика

Тема стихотворения – тяжелая жизнь русского народа.

7. Идея

В своем творении автор в метафорической форме показал современное ему положение дел в обществе.

Крестьяне утомлены господами. Они, подобно изображенным в стихотворении путешественникам, запутаны и угнетены. Правящая верхушка не дает простому народу проложить путь к собственному счастью.

8. Пафос

Читателю передается тревога главных персонажей «Бесов». Он чувствует растущее напряжение, некий страх.

Автор очень искусно изобразил мрачные картины окружающей реальности, создав довольно тяжелый, гнетущий эмоциональный фон.

9. Система образов

В произведении представлена четкая система противопоставления художественных образов.

С одной стороны, это ямщик и его спутник, то есть, образ реального мира, привычный всем. Оба напуганные, растерянные, слегка сбитые с толку мелькающими перед ними странными, ужасающими существами.

С другой стороны, это сами бесы — образ потустороннего мира. Они, как и положено настоящим представителям темной стороны, обманывают, путают и запугивают. То предстают чем-то высоким и страшным, то мелькают едва заметной искрой.

Вся природа как будто помогает силам зла: свет луны мутен, вокруг ходят тяжелые тучи, не видно звезд, и бесконечной пеленой идет снег. Угнетающая, страшная и по-настоящему мистическая картина предстает перед глазами завороженного читателя.

Тут Пушкин проявляет себя как гениальный мастер психологического параллелизма. Страшный пейзаж – одна большая, развернутая метафора несправедливости, происходящей в современном писателю обществе. Пушкин был лично знаком со многими декабристами, отлично понимал остроту поднятой ими проблемы, ощущал, что так дальше продолжаться не может и не должно. Он в ярких художественных образах передал безысходность, сложность и неправильность устоявшегося социального неравенства.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения «Бесы» – мужчина, от чьего имени идет повествование, и ямщик, сообщающий ему о разгулявшихся в полях бесах.

Последний является олицетворением всего народа. Именно он первым догадывается, что их «водит бес», а затем описывает своему пассажиру, какую именно видит нечисть.

Бесы тоже являются персонажами стихотворения. Нечистые пугают путников, пытаются сбить их с дороги.

11. Лирический герой

Произведение написано от лица некого мужчины, оказавшегося вместе с ямщиком в ночном поле.

Зачем и куда они едут – непонятно, но это и неважно. Читатель получает эмоции именно от персонажа-рассказчика. Значит, он и есть лирический герой, своеобразная проекция автора. Ему страшно, его пугает непредсказуемое поведение разгулявшейся нечисти.

Стихотворение заканчивается словами «… визгом жалобным и воем надрывая сердце мне». Тут явно проступает образ самого поэта, которого беспокоит сложившаяся социальная ситуация и не отпускают тяжелые мысли, предчувствия.

12. Сюжет

Сюжет прост: по темному, заметаемому сплошным снегом, мрачному ночному полю едет карета, запряженная конями.

Находящийся внутри пассажир не видит, что именно происходит на дороге. Он спрашивает у ямщика, почему встали, подгоняет его, интересуется, что вообще случилось.

На эти вопросы простой мужик отвечает: ехать невозможно, водят бесы, пугают коня. Далее описываются проделки нечистой силы, душевное состояние путников.

13. Композиция

Композиция – кольцевая, трехчастная. Она хорошо просматривается.

Первая часть описывает ненастье, бушующие силы природы, в которых суеверный ямщик, простой мужик, видит мистических бесов. Лирическому герою передается его страх. Можно назвать эту часть завязкой, в которой особенно ярко проявляются фольклорные черты произведения.

Вторая часть кульминационная. Лирический герой уже сам видит творящуюся вокруг чертовщину, напряжение нарастает и достигает предела.

В третьей наступает развязка. Лирический герой уходит в созерцание собственного внутреннего мира, отстраняясь от нечистой силы. Он перестает наблюдать за бесами и только ощущает, как их вой надрывает ему душу.

Эта часть считается самой символически наполненной. Во-первых, в ней явно проступает параллель между мистическими бесами и реальными господами. Во-вторых, Пушкин показывает, что он отрекается, не хочет быть таким, как большинство представителей высшего света: эгоистичным, жестоким, равнодушным к тяжелому положению крестьян.

14. Художественное своеобразие произведения

Произведение написано четырехстопным хореем – размером, характерным для всего стихотворного фольклора. Это приближает авторскую балладу к народной.

Восьмистишия с перекрестной рифмой (АВАВCDCD) помогают выделить композиционные особенности не только по содержанию, но и по форме.

Повторяющиеся строчки «мчатся тучи, вьются тучи» выступают в качестве сигнала окончания предыдущей и начала следующей части.

15. Средства художественной выразительности

Автор использует различные выразительные приемы.

Обстановка нагнетается при помощи повторений «вьюга злится, вьюга плачет», звукописи «колокольчик дин-дин-дин».

Много эпитетов: «снег летучий», «ночь мутна», «неведомые равнины», «верста небывалая» и т.д.

Поэт олицетворяет природу, делая ее сообщницей нечистой силы: «вьюга злится, вьюга плачет», «мчатся тучи».

16. Значение произведения

Произведение имело большое значение для всего творчества поэта и развития русской литературы в целом. В XIX веке вопрос освобождения народа от крепостного права встал очень остро, и одним из первых среди писателей его поднял Пушкин.

17. Актуальность

Оно актуально до сих пор, так как в интересной, оригинальной форме затрагивает социальные вопросы отношений между людьми.

18. Моё отношение

Мне нравится стихотворение «Бесы», потому что написано необычно, ярко и захватывающе. В нем отлично передана напряженная атмосфера и затронуты вопросы, актуальные для общества того времени. Причем, сделано это в художественной форме.

Весна и лето 1830 года[править | править код]

6 мая 1830 года было официально объявлено о помолвке Пушкина и Гончаровой. Но свадьба постоянно откладывалась — мать Натальи Гончаровой не хотела выдавать дочь без приданого, однако денег у разорённой семьи не было. В августе того же года умер дядя Пушкина, Василий Львович. 10 августа 1830 г. в последний раз Пушкин встречается с Дельвигом — лицейским другом. Пушкин тогда уезжал из Петербурга в Москву. Дельвиг захотел тогда проводить Пушкина до Царского Села. Отправились пешком. Дельвига не стало 14 января 1831 г.

Свадьба была снова отсрочена на три недели из-за траура, и Пушкин 31 августа выехал из Москвы в Болдино, чтобы вступить во владение близлежащей деревней Кистенёво, выделенной ему по случаю женитьбы отцом. Перед отъездом Пушкин поссорился с будущей тёщей и в письме, написанном под влиянием объяснения с ней, объявил, что Наталья Николаевна «совершенно свободна», он же женится только на ней или не женится никогда[1].

Осень[править | править код]

Усадьба Пушкиных в Большом Болдине

В Болдино Пушкин приехал 3 сентября, рассчитывая за месяц управиться с делами. Поначалу он опасался, что лучшая рабочая пора (обычно осенью он много писал) должна быть заполнена хлопотами по введению во владение и закладу Кистенёва[K 1]. В эту поездку Пушкин взял с собой всего три книги: второй том «Истории русского народа» Полевого, «Илиаду» в переводе Гнедича и сочинения английских поэтов, в том числе Барри Корнуолла.

Планы Пушкина нарушила прокатившаяся по России эпидемия холеры — из-за карантина он задержался в Болдино на три месяца, которые стали одним из самых плодотворных периодов в его творчестве[2].

Отражением его тревог стали появившиеся вскоре после приезда «Бесы» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»)[3]. Вскоре, однако, письмо невесты[K 2] вернуло ему утраченное душевное равновесие. Своему другу и издателю Плетнёву Пушкин сообщил, что в своём «премиленьком письме» она «обещает выйти за меня и без приданого» и зовёт его в Москву[4]. Дела по Кистенёву были доверены писарю Петру Кирееву, и поэт, уверенный, что Гончаровы покинули холерную Москву, уже известил друга, что появится там не ранее, чем через месяц[5].

13 сентября Пушкин написал назидательную «Сказку о попе и о работнике его Балде»[2].

Осень 1830 года стала для Пушкина временем подведения итогов. Уже в своём послании родителям с извещением о помолвке (6—11 апреля 1830) он писал, что начинается новый период; о том же он говорит Плетнёву уже из Болдина: «Доселе он я — а тут он будет мы. Шутка!» (XIV, 113, 29 сентября 1830). Перемены в личной жизни совпали с началом нового этапа литературной деятельности. Заключительную главу «Евгения Онегина» поэт открывает ретроспективной картиной своего творчества, символически представив его развитие через «смену обликов Музы», а направление своей литературной эволюции, по словам Благого, как «движение через романтизм к реализму, от „поэзии“ к „прозе“»[6].

19 октября — дата окончания Пушкиным Императорского Царскосельского лицея.

В первых числах октября Пушкин попытался уехать из Болдина, но ему не удалось преодолеть карантинные оцепления. 5 декабря 1830 года Пушкин вернулся с третьей попытки в ещё окружённую холерными карантинами Москву. 9 декабря Пушкин писал Плетнёву:

Скажу тебе (за тайну) что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 [гл] последние главы Онегина, 8-ую и 9-ую, совсем готовые в печать. Повесть писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme. Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: Скупой Рыцарь, Моцарт и Салиери, Пир во время Чумы, и Д. Жуан. Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё: (Весьма секретное) Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся — и которые напечатаем также Anonyme.

Пушкин А. С. Письмо Плетнёву П. А., 9 декабря 1830 г., Москва[7]

Болдинские сочинения[править | править код]

Повести Белкина[править | править код]

«Повести Белкина» — первое из сохранившихся завершённых произведений пушкинской прозы. Уже в 1821 году Пушкин определил закон повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат»[8]. Становление Пушкина как мастера прозы началось «Арапом Петра Великого» (1827). «Повести Белкина» завершили этот этап и определили дальнейшее направление творчества Пушкина: в последующие годы он обращался преимущественно к прозе.

Время окончания работы над каждой из повестей Пушкин отметил в автографах: 9 сентября был завершён «Гробовщик», 14 сентября — «Станционный смотритель», 20 сентября — «Барышня-крестьянка», 14 октября — «Выстрел», 20 октября — «Метель». Книга вышла в свет в октябре 1831 года под заглавием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» и не имела успеха ни у читателей, ни у критиков. Так, Н. Полевой назвал повести «фарсами, затянутыми в корсет простоты без всякого милосердия». В разговоре с одним из своих знакомых Пушкин, отвечая на вопрос «Кто этот Белкин?», сказал: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно»[9].

Маленькие трагедии[править | править код]

Рукой Пушкина в ноябре 1830 года написан список драматических произведений, созданных в Болдино, к которым он добавил «Домик в Коломне» («повесть, писанная октавами»; окончена 9 октября[2]):

I."Окт." (то есть Октавы — «Домик в Коломне»). II."Скупой". III."Сальери". IV. «Д. Г.» (Дон Гуан—"Каменный гость"). V."Plague" («Пир во время чумы»).

Критические статьи[править | править код]

Положение, сложившееся в российском литературном мире к началу 1830-х годов, изоляция, в которой оказались сотрудники «Литературной газеты» и, особенно, обострившиеся отношения с Булгариным — всё это заставило Пушкина впервые обратиться к литературной полемике и подвергнуть переоценке все свои важные произведения («Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Граф Нулин», «Полтава»). 2 октября, после неудачной попытки вырваться в Москву, он начинает свои заметки: «Нынче в несносные часы карантинного заключения, не имея с собою ни книг, ни товарища, вздумал я для препровождения времени писать опровержение на все критики, которые мог только припомнить, и собственные замечания на собственные же сочинения»[10]. В распоряжении Пушкина не было ни газет, ни журналов, однако, он, по-видимому, помнил все полученные им значимые критические отзывы. Пушкин писал два больших литературно-критических цикла для «Литературной газеты», но все статьи остались неопубликованными, так как 15 ноября 1830 года издание газеты было приостановлено.

Другие поездки в Болдино[править | править код]

В жизни Пушкина было ещё две «болдинских осени». Он провёл в Болдине октябрь 1833 года, причём на этот раз написал почти так же много произведений: поэмы «Медный всадник» и «Анджело», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Пиковую даму» и ряд стихотворений, а также закончил «Историю Пугачёва».

Осенью следующего года Пушкин снова довольно долго прожил в Болдине, но написал всего одно произведение: это была «Сказка о золотом петушке».

Культурные аллюзии[править | править код]

В 1965 году был снят научно-популярный фильм «Болдинская осень» (Московская студия научно-популярного фильма, режиссёр Я. Миримов).[11]

В 1969 году в Пушкинском театре была поставлена пьеса Ю. М. Свирина «Болдинская осень», в 1974 году пьеса экранизирована как фильм-спектакль.[12][13][14]

На фоне осеннего поэтического праздника в Большом Болдине происходит действие советского кинофильма «Храни меня, мой талисман» (1986).

Башкирский художник Энгель Насибулин создал на пушкинские темы обширную серию офортов «Болдинская осень»[15].

Комментарии[править | править код]

  1. Несмотря на ссору с будущей тёщей, Пушкин собирался, получив за заложенное имение деньги, одолжить часть Н. И. Гончаровой на приданое.
  2. Отметка о получении письма 9 сентября стоит на последней странице рукописи «Гробовщика».

Примечания[править | править код]

  1. Ободовская, И.; Дементьев, М. Наталья Николаевна Пушкина. — 2-е изд. — М.: Советская Россия, 1987.
  2. 123 Ардов, Михаил.  Болдинская осень // Metro Москва. — 2015. — № 32 за 5 июня. — С. 20.
  3. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 21—184. с. 141.
  4. Пушкин А. С. Письмо Плетневу П. А., 9 сентября 1830 г. Болдино // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 14. Переписка, 1828—1831. — 1941. — С. 112—113.
  5. Болдинская осень. Стихотворения, поэмы, маленькие трагедии, повести, письма, критические статьи, написанные А. С. Пушкиным в селе Болдине Лукояновского уезда Нижегородской губернии / Составитель Н. В. Колосова. Сопроводительный текст В. И. Порудоминского и Н. Я. Эйдельмана. Предисловие и научная консультация Т. Г. Цявловской. — М.: Молодая гвардия, 1974. — С. 23.
  6. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826—1830). — М.: Советский писатель, 1967. — 723 с. — С. 465—466.
  7. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 14. Переписка, 1828—1831. — 1941. — С. 133.
  8. Пушкин А. С. // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 11. Критика и публицистика, 1819—1834. — 1949. — С. 18—19.
  9. Петров С. Художественная проза Пушкина // Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах / Под общей редакцией: Д. Д. Благого, С. М. Бонди, В. В. Виноградова, Ю. Г. Оксмана. — М.: Государственное издательство художественной литературы; 1960. — с. 621
  10. Пушкин А. С. Опровержение на критики // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 7. Критика и публицистика. — 1978. — С. 116—137. С. 116
  11. Ю. И. Левина. Пушкинское Болдино: экскурс. очерк [по музею-заповеднику]. — Волго-Вят. кн. изд-во, 1974. — С. 65. — 93 с.
  12. Винчи Леонид. Болдинские страницы. (Пьеса Ю. Свирина «Болдинская осень» в Ленингр. театре драмы им. Пушкина. К гастролям в Москве) — Известия, 1970, 20 июня; 19 июня, Моск. вечерний выпуск.
  13. М. Е. Крастин. Театральный Ленинград, сезон 1969—70 г. — Ленинградский гос. театральный музей, 1973. — С. 132. — 366 с.
  14. Николай Александрович Абалкин. Театральная хроника. — Всероссийское театральное общество, 1975. — С. 311. — 393 с.
  15. Выставка «Пушкин и Болдино в графике Э. Насибулина», Культура.РФ (2016). Дата обращения 9 августа 2019.

История создания

Стихотворение «Бесы» положило начало творческого периода Александра Сергеевича, которое было названо Болдинской осенью. Кода в начале мая, а именно 6 числа, поэт объявил о своей помолвке с Натальей Гончаровой, он приступил к работе над произведением «Бесы», которое изначально называлось «Шалость». Закончил свой труд Пушкин 7 сентября 1830 года в Болдино, где вынужден был провести часть своей жизни для решения вопросов, связанных с имуществом. В планы поэта не входило оставаться там продолжительное время, но, к сожалению, из-за эпидемии холеры ему пришлось там задержаться на достаточно продолжительное время. Но, с другой стороны, поэт воспринял данное событие как возможность поработать в уединении. Благодаря данным событиям у нас есть возможность наслаждаться большим количеством произведений, которые создал автор, находясь в Болдино.

Жанр, размер

Данное произведение является балладой и относится к философской лирике. К жанру баллады неоднократно прибегали любители романтизма. Мы можем наблюдать все отличительные черты данного направления. Автор уходит от реального мира, передавая через природу и её явления все истинные чувства лирического героя. Его переживания и проблемы четко отражаются в природных явлениях.

В более зрелом возрасте автор в основном использовал направления реализма, именно поэтому его не однократно считали его основоположником. Что же касается более раннего творчества, то здесь все чётче проглядываются следы романтизма.

Если брать конкретное произведение «Бесы», то именно это произведение относится к романтизму. Автор очень ярко описывает природные явления, через что передает чувства лирического героя.

Размер, выбранный творцом, это четырехстопный хорей. Чаще всего данный размер использовался при написании частушек, именно это придает стихотворению ритмичность. Рифмовку Александр Сергеевич использует перекрестную, где мы видим чередование мужской и женской рифмы.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на семь восьмистиший и является кольцевой. Логически же стихотворение можно разделить на три части. Благодаря кольцевой композиции, произведение является замкнутым, что придает особой загадочности произведению. А правильно расставленные акценты помогают лучше читателю проникнуться атмосферой написанного.

Благодаря одинаковому началу всех трех частей, атмосфера таинственности ещё больше подчеркивается и наблюдается на протяжении всего произведения.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

В первой части произведения автор знакомит читателя с местом событий и передает те чувства, которые переполняют лирического героя.

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Мы видим не на шутку разыгравшуюся вьюгу, перерастающую в бурю.

Во второй части стихотворения, которая выступает кульминацией, мы можем наблюдать конфликт человека с сюрпризами судьбы. Лирический герой начинает понимать, что причиной происходящего являются не стихийные условия, а некие силы, которые выступают преградой. Мы уже отчетливо видим образ нечистой силы, которая находится на грани мистики и реальности.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их? куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Завершающая часть произведения показывает всю картину со стороны. Мистика до конца ещё не исчезла, но она уже не навевает такой кошмар, как в первых двух частях. Появилось различия настоящего мира с мифическим. Стихотворение возвращает нас обратно к лирическому герою.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

Образы и символы произведения

Здесь присутствует три образа. Первый образ выступает основным – это наш лирический герой, от которого и происходит все повествование. В образе лирического героя не сложно заметить самого автора.

Вторым образом произведения можно назвать образ бесов. Для Александра Сергеевича в роли беса выступали те проблемы, которые так внезапно на него навалились. Эпидемия холеры, которая не на шутку разыгралась и не давала ему возможности вернуться домой. Данная проблема стояла на пути поэта и рушила все его планы, отодвигая их в дальний угол.

В образе бесов автор так же показывает ту ситуацию в стране, которая происходила. Пушкин полностью разделял взгляды декабристов, которые были нацелены на отмену крепостного права.

В образе ямщика мы видим народ, который на себе ощущает все те перемены, которые происходят вокруг.

Автор показывает то, что ему не безразличны проблемы, с которыми довелось столкнуться простому народу. Он, так же как и они переживает все это, пропуская через себя всю информацию.

Темы и проблемы произведения

Александр Сергеевич Пушкин всегда относился с пониманием и переживал все трудности, происходящие в государстве. Он никогда не оставался в стороне от проблем, и всеми путями старался придать их огласке.

Данное произведение не является исключением. В нем основной проблемой показано то, что простому народу пришлось столкнуться с большими переменами, без которых не возможно дальнейшее существование. Основной темой является свобода, которую так ценил и высоко преподносил автор. Именно в борьбе за свободу и заключается основная тема произведения.

Само стихотворение носит весьма мрачный характер, что вполне обосновано, учитывая происходящее вокруг.

Средства выразительности

Эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения – это далеко не весь список, который использует автор в своем произведении, чтобы придать ему большей выразительности.

Благодаря лексическому повторению четырех строк на протяжении всего стихотворения, читатель находится в напряжении. Данный прием придает стихотворению особой напряженности и загадочности, немного запутывая читателя.