Стих пушкина безумных лет угасшее веселье анализ

Стих пушкина безумных лет угасшее веселье анализ

Содержание

1. История создания

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» было написано в имении Болдино в 1830 году, куда Пушкин приехал для того, чтобы привести в порядок финансовые дела перед предстоящей женитьбой.

По воле судьбы поэту пришлось остаться в наследственном имении почти на три месяца из-за эпидемии холеры, свирепствующей в России. Это время стало самым плодотворным периодом творчества Пушкина и получило название «Болдинская осень».

Стихотворение с жанровым подзаголовком «Элегия» подводит итоги размышлениям поэта перед началом новой (семейной) жизни.

Пушкин добился согласия на брак у родителей Н. Н. Гончаровой не сразу, а лишь спустя 2 года после первой неудачной попытки. Можно назвать пророческим предощущение трагедии, различимое в строках «Элегии».

По русской традиции перед венчанием молодые должны были исповедаться, да и само событие предполагало переосмысление собственной жизни. Первая часть стихотворения – это покаяние, вторая – предчувствие грядущих трудностей и робкая надежда на счастье в любви.

2. Литературное направление

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» написано в жанре элегии, который по преимуществу относят к сентиментальному или романтическому направлению в литературе.

Классические элегии («печальные песни») должны были заканчиваться на пессимистической ноте. Однако «Элегия» Пушкина имеет нетрадиционное завершение: её финальным аккордом становится надежда на счастье, приятие собственного заката, смирение перед волей судьбы.

Вот почему, несмотря на жанровую принадлежность произведения, его можно с полным правом признать реалистическим.

3. Род

Стихотворение представляет собой образец философской лирики и имеет все признаки лирического произведения.

4. Жанр

Автор уточняет жанр произведения в подзаголовке. Называя своё произведение элегией, Пушкин отдаёт дань сложившейся традиции и вместе с тем реформирует саму суть этого жанра, озаряя его классическую безотрадность нотами тихой радости.

Поэт преодолевает статику бездействия и верит, что судьба человека в его руках, а потому не теряет надежды на счастливый закат жизни.

5. Проблематика

Стихотворение посвящено проблеме переосмысления жизненных ценностей в процессе человеческого взросления.

Становясь зрелым человеком, Пушкин по-иному оценивает свои молодые годы. Он сожалеет о напрасно потраченном времени и острее чувствует мимолётность жизни.

Противопоставить смерти поэт намерен творчество. Именно оно подарит ему живые восторги, слёзы умиленья и радость любви. Только бытие в творчестве можно считать жизнью.

6. Тематика

Помимо заявленной проблемы, в стихотворении можно выделить следующие темы:

  • прощание с молодостью;
  • покаяние;
  • вера в бессмертие творящей души;
  • приятие дальнейшей судьбы;
  • надежда на счастье.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что быстротечная человеческая жизнь, прожитая в бездумной лёгкости, оставляет в душе отпечаток горечи и печали, который всё сильнее проявляется с годами.

Однако нельзя поддаваться унынию. Пока мы живём, у нас есть время всё исправить и насладиться лучшим, что есть в мире: творчеством и любовью.

8. Пафос

Две строфы стихотворения на первый взгляд заряжены прямо противоположно. Первое шестистишие дышит горечью, второе – жизнеутверждением.

Две итоговые строки содержат вывод. Их связывает логика духовной работы, внутренней исповеди. Чем глубже и серьёзнее сожаление о прошлом, тем больше сил пережить настоящее и принять прошлое.

9. Система образов

В первой строфе стихотворения Пушкин использует анакреонтические образы (вино, тяжкое похмелье).

Начиная свой творческий путь, поэт отдал щедрую дань пиршественным мотивам. Но молодая пора веселья миновала – её осмысление тяготит героя.

При описании новых чувств и мыслей, посетивших его накануне серьёзных жизненных перемен, Пушкин использует масштабные стихийные образы: «грядущего волнуемое море», «закат печальный».

Так всё временное, человеческое уступает место вечному, космическому.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем стихотворения выступает сам автор или лирический герой.

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении вполне сопоставим с образом автора. Можно с уверенностью сказать, что Пушкин пишет эти строки от первого лица.

Его признания глубоко личны, исповедальны. Гениальность поэта проявляется в том, что практически каждый читатель, перешагнувший за порог тридцатилетия, может прочесть «Элегию» как стихотворение о себе самом.

Таким образом, обнажая собственные сокровенные душевные переживания, Пушкин говорит об общечеловеческом и становится близким каждому, кто прикасается к его творчеству.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения представляет собой обращение к самому себе или кому-то из самых близких друзей.

Поэт рассказывает о тяжести своих воспоминаний, подобно вину, с годами набирающих силу и крепость. Он предчувствует впереди труд и горе, но всё же выражает надежду на то, что в оставшиеся ему сроки его не оставит муза – главная утешительница поэта.

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» можно назвать пророческим.

Пушкин спокойным и ясным взором смотрит в будущее, предчувствуя печали, нужду и возможную гибель. Но он не отрекается от выбранного пути и готов принять всё, что ему уготовано.

13. Композиция

Линейная композиция стихотворения упрощает понимание его смысла.

  • Зачин произведения, развитие мысли и кульминация содержатся в первой его строфе.
  • Вторая строфа отражает спад эмоционального напряжения.
  • Итоговое двустишие завершает стихотворение светлым аккордом.

Композиционно поэт следует логике духовного роста, поэтапно описывая взросление и перерождение человеческой души.

14. Размер, рифма, строфика

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье» написано пятистопным ямбом с чередованием мужских и женских окончаний.

В каждом из шестистиший содержится по три пары параллельных рифм: ААББВВ ГГДДЕЕ.

В итоговом двустишии также имеется параллельная рифма (АА).

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись первой строфы настраивает на мрачный лад. Поэт использует ассонансы «у», «ы», «о», аллитерации с «л» и «р», создающие эффект раскачивания на волнах.

Кажется, будто поэт плывёт по крутым валам тёмного волнующегося моря и не видит на горизонте земли.

Но музыка второй строфы звучит как сопротивление:

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

В этих строках чувствуется энергия и решимость, они произносятся звонко, уверенно и твёрдо. Так автор выражает уверенность в том, что человек – не безвольная игрушка в руках судьбы.

Синтаксически текст можно воспринимать как большой двухчастное предложение, в первой части которого перечислены житейские горести поэта, а во второй – мысли и действия, которые он готов им противопоставить.

Формально же стихотворение составлено из 5-ти предложений, осложнённых однородными членами и сравнительными оборотами.

Пушкин употребляет высокую книжную лексику («минувших», «грядущего», «о други»), отдавая долг старинному жанру элегии и подчёркивая важность затронутой в стихотворении проблемы.

16. Средства художественной выразительности

Язык стихотворения украшен:

  • эпитетами («безумных лет угасшее веселье», «тяжкое похмелье»),
  • метафорами («грядущего волнуемое море», старость и зрелось как «закат печальный»),
  • сравнением («но, как вино — минувших дней в моей душе чем старе, тем сильней»).

Кроме того, в тексте встречается овеществление «гармонией упьюсь», в котором абстрактное существительное «гармония» представляется в виде живительного напитка.

Яркости добавляет стихотворению итоговое олицетворение «блеснёт любовь улыбкою прощальной». Кроткая улыбка любви озаряет элегию нежным солнечным отсветом.

17. Значение произведения

Данное произведение подводит итог печальным размышлениям Пушкина о завершении безмятежной молодости. Поэт на собственном примере показал нам переходное состояние человека, которого одолевают тревоги и сомнения.

В минуты горести, стыда и сожаления мы можем обратиться к стихотворению «Безумных лет угасшее веселье…» и поучиться у Пушкина мужеству в восприятии будущего.

Пока человек жив, он надеется на лучшее – эту ценную мысль доносит до нас поэт.

18. Актуальность

Стихотворения Пушкина посвящены вневременным ценностям. Люди всегда будут сожалеть о прошлом и опасаться туманного будущего – такова уж человеческая природа.

Состояние смятения и тревоги, которое чувствуется в первой строфе «Элегии», побеждается светоносной верой в возможность радости и гармонии.

Пушкин учит нас стойко преодолевать трудности, какими бы неминуемыми они ни казались. Актуальность стихотворения заключена в его нестареющей живительной силе.

19. Моё отношение

Так как моя молодость ещё только впереди, мне трудно понять печаль, с которой Пушкин сожалеет о прошлом. Но я думаю, что каждому есть о чём печалиться и чего стыдиться.

Чтобы не горевать о напрасно прожитых годах, нужно быть внимательным к себе с детства. Не стоит тратить время на пустяки, обижать людей вокруг, обманывать, совершать другие глупые и злые поступки. Тогда на пороге зрелости душа не будет болеть так сильно.

Вторая часть стихотворения мне близка. Пушкин подтверждает мою любимую мысль о том, что в каждом возрасте есть свои радости. Для поэта — это, прежде всего, творчество и, конечно, любовь. Хотелось бы, чтобы все люди умели радоваться, несмотря на трудности, и сохраняли веру в хорошее.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье")

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Безумных лет угасшее веселье № 1

«Элегия» создана сразу же вслед за «Бесами», осенью 1830 года. При публикации Пушкин дал этому стихотворению жанровый подзаголовок «Элегия». Как известно, в молодые годы поэт отдавал предпочтение этому жанру. Однако именно анализируемое стихотворение стало в нем вершинным.

Композиция. Стихотворение состоит из двух строф, которые составляют смысловой контраст: в первой речь идет о драме жизненного пути, во второй звучит пафос жизненной активности, личной воли.

В «Элегии» подхватывается и получает развитие та же тематика. что и в «Бесах» — сосре­доточенный поиск пути. Начинается стихотворение с переоценки прошлого, которое оставило неизгладимый след печали в душе героя. Мысли о будущем, казалось бы, не оставляют места надежде:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но во второй строфе такое пессимистическое и пассивное мировосприятие сменяется противо­положным. После довольно мрачных строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг следует легкий взлет:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Душу лирического героя переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством трево­ги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную жизнь, в которой «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». Они даруют новые творческие плоды и — «может быть» — любовь:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ стихотворения Пушкина «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)» (1)

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Безумных лет угасшее веселье № 2

А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт.

Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором.

В первых строках («безумных лет угасшее веселье, мне тяжело, как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть.

Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».

После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» — это ещё и способность к состраданию.

Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:

Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь…

Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения. Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение.

И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть (поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя.

«Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» — к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.

Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобная песня». Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков. Жуковский. позже Лермонтов. Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких», обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.

Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.

Минувших = будущих
старе = старше
сулит = предвещает (обещает)
грядущего = будущего

«грядущего волнуемое море» — метафора из канона заупокойной церковной службы:

Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею.

Но Пушкин стремится от этого моря не к «тихому пристанищу», но снова в стихию чувств и переживаний.

други = друзья
ведаю = знаю
треволненья = тревоги

Следует заметить, что если сгруппировать слова из текста по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.

Существительные почти только абстрактные:
веселье – печаль – труд – горе – грядущее – наслажденья – заботы – треволненья – гармония – вымысел – закат – любовь.

В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:
безумных – тяжело – смутное – минувших – старе – сильней – уныл – волнуемое.

Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души:
умирать – жить – мыслить – страдать – упьюсь – обольюсь – блеснёт.

А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:
веселье – похмелье
упьюсь – обольюсь – тут даже отзвуки оргии.

На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина .

Стихотворение написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской и мужской. Оно может служить образцом жанра как со стороны формы, так и содержания.

©"" .

Анализ стихотворения Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Безумных лет угасшее веселье № 3

Стихотворения А.С.Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…» написано в 1930 году. Несмотря на то, что стих написан осенью, в любимую пору года автора, он наполнен грустью. В этом стихотворении автор с высоты хочет посмотреть на свою жизнь, подвести итоги, построить планы на будущее.

В 1828 году А.С.Пушкин познакомился с Н.Н. Гончаровой и два года добивался у ее родственников разрешения на свадьбу. В жизни поэта наступил тот момент, когда он начал задумываться о семейной жизни, детях, обустройстве быта. В связи с этим начинается новый этап для него, и завершается холостое веселье.

Сам автор назвал стихотворение «Элегия» — это своеобразная вершина в произведениях данного жанра, написанных Пушкиным в молодости.

Произведение исполнено в виде монолога, оно отражает внутренний мир лирического героя, в нем много личных местоимений и слов, описывающих состояние человека. Именно в данном стихотворении образ лирического героя тождественен самому автору.

Произведение можно условно поделить на две части, которые противопоставляются друг другу. В первой части Пушкин создает тревожные образы — горесть, тяжесть, смутные предчувствия. Образ волнующегося моря добавляет тревоги. Своеобразным переломным моментом в стихе является фраза, в которой автор говорит о том, что не хочет умирать.

Однако во второй части Пушкин употребляет глаголы уже только в будущем времени. Мы видим, как в нем рождается надежда на светлую дальнейшую жизнь. Произведение Пушкина хотя и короткое, однако, очень сильное. Оно наполнено значащими метафорами, уникальными эпитетами, рассказывает нам очень много о самом поэте.

Несмотря на несколько унылый стиль написания стихотворения «Элегия», оно наполнено жизнеутверждающим смыслом. Пушкин в нем обращается не только к современникам, но и к будущим поколениям с посылом, что жизнь прекрасна, даже, если в ней есть только горести, испытания и труд.

Автор считает, что в этом и есть настоящая жизнь и только тогда она прекрасна, когда в ней есть и слезы, и любовь, и вдохновение.

«Безумных лет угасшее веселье. », анализ стихотворения Пушкина

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Безумных лет угасшее веселье № 4

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье. » было написано Пушкиным 8 сентября 1830 года в Болдино. Александр Сергеевич дал ему жанровое название «Элегия». В это время поэт вторично предложил руку и сердце Наталье Гончаровой и получил согласие. Чтобы привести перед женитьбой в порядок дела, он отправился в имение отца. Там Пушкин вынужден был задержаться на целых три месяца в связи с эпидемией холеры. Это был очень плодотворный период в жизни поэта, вошедший в историю как Болдинская осень.

Основу произведения «Безумных лет угасшее веселье. » составляют философские размышления Пушкина о конце холостяцкой вольницы и новом этапе жизненного пути. «Элегия» состоит из двух частей, контрастных по смыслу. В первой строфе поэт жалеет о минувших днях бурной юности и осознает, что теперь «грядущего волнуемое море» не сулит ему ничего хорошего. Дело в том, что финансовые дела Пушкиных и Гончаровых оставляли желать лучшего. Поэт понимал: ему придется много трудиться, чтобы обеспечить семью.

Промелькнувшая юность вызывает грусть не только потому, что миновала. Чем старше становится поэт, тем больше осознает свои ошибки и потраченное зря время. Печаль об этом становится все сильнее.

Но вторая строфа неожиданно звучит оптимистично. Несмотря на предстоящую жизнь «меж горестей, забот и треволненья». лирический герой верит, что его еще ждут наслаждения, гармония и любовь. Две последние строки стихотворения соединяют грусть первой части и оптимизм второй в красивый заключительный аккорд: «блеснет любовь улыбкою прощальной» .

Позитивный финал не характерен для романтической элегии, но традиционен для Пушкина, который принимал жизнь со всеми бедами и радостями. Источником вдохновения для поэта могло стать любое событие. Чтобы творить, ему нужны перемены в жизни, даже страдания. Поэтому герой провозглашает: «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» .

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» – это монолог лирического героя, который полностью отождествляется с автором. Написано оно самым удобным для философской лирики размером – «медленным» пятистопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм. Традиционно в подобных стихотворениях поэты применяют высокопарную книжную лексику. Пушкин не нарушил традицию, использовав в тексте следующие слова: «сулит», «минувших», «други», «грядущего», «ведаю», «треволненья». Тем не менее, читается и воспринимается стихотворение легко.

Пушкин весьма оригинально использовал символы романтической поэзии: бурное море, вино, похмелье, закат. Здесь как бы все перепутано. Напрашивается сравнение веселья с вином, а у Пушкина – «смутное похмелье». да еще «угасшее». хотя молодость обычно ассоциируется с рассветом, утром или днем. В то же время с вином сравнивается печаль. Слово «волнуемое» больше подходит к молодости, прошлому героя. А у поэта оно соотносится с «грядущим морем». Но эти несоответствия перекликаются с образами второй строфы и создают цельное впечатление. В будущем поэт станет упиваться не безумствами молодости, а гармонией. Закат жизни будет окрашен любовью.

В произведении «Безумных лет угасшее веселье…» Пушкин не обошелся без своего любимого приема – антитезы. Печаль здесь противопоставлена веселью, смерть – жизни, наслаждения – заботам. Образы первой строфы имеют в основном негативную окраску, а во второй строфе они наполнены позитивом.

Первая часть «Элегии» посвящена прошлому и статична. Поэтому в ней только один глагол – «сулит». Зато есть много эпитетов: «безумных лет», «смутное похмелье», «угасшее веселье», «волнуемое море». Во второй строфе множество глаголов придают размышлениям автора живость и оптимизм: «не хочу умирать», «мыслить», «страдать», «ведаю», «будут», «блеснет». Почти все существительные в стихотворении абстрактны: печаль, труд, горе, любовь, веселье, заботы, вымысел. Это обусловлено глубиной философского обобщения в размышлениях поэта.

Как и большинство стихотворений Пушкина, «Безумных лет угасшее веселье. » удивительно музыкально. Гласные «о», «у», «е» преобладают над глухими и шипящими согласными, а их последовательное чередование создает красивый, задумчивый ритм.

Как известно, в молодые годы Пушкин написал немало романтических элегий. «Безумных лет угасшее веселье. » по праву считается вершиной среди произведений этого жанра.

«Элегия (Безумных лет угасшее веселье)» А.Пушкин

«Элегия (Безумных лет угасшее веселье)» Александр Пушкин

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Анализ стихотворения Пушкина «Элегия (Безумных лет угасшее веселье)»

Знаменитая Болдинская осень 1830, сыгравшая в творчестве Александра Пушкина очень важную роль, подарила миру огромное количество литературных произведений. К их числу относится и стихотворение «Элегия», написанное в философском ключе. В нем автор подводит итоги период беззаботной юности и прощается с ней на пороге вступления в новую жизнь.

Поездка в Болдино, где Пушкин вынужден был из-за холерного карантина задержаться на долгих три месяца, была вызвана необходимостью вступления в права наследства имением. Поэт, никогда не обременявший себя решением подобных вопросов, задался целью привести в порядок все дела. И это неудивительно, так как после повторного сватовства к Наталье Гончаровой он все же получил положительный ответ и стал готовиться к свадьбе. Однако поэт подверг тщательной ревизии не только деловые бумаги, но и собственную душу, осознав, что отныне его жизнь меняется безвозвратно. Тогда-то и родились строчки о том, что «безумных лет угасшее веселье» оставило в душе поэта горечь сожаления и боль утраты. Пушкин понимает, что ночные кутежи с друзьями и посещение игорных домов теперь уже – удел более молодых людей, которые еще только постигают радости жизни. Себе же поэт пророчит весьма печальное будущее. «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море», — пишет автор. Что же должно заставить человека пребывать в таком невеселом расположении духа накануне собственной свадьбы? Все дело в том, что финансовые дела Пушкина оставляют желать лучшего, и он прекрасно понимает, что для обеспечения достойной жизни своей семьи ему предстоит очень много работать. Именно в этот период он ведет бурную переписку со своей будущей тещей, торгуясь за размеры приданого. Но, по сути, он пытается отвоевать не деньги, а собственную свободу, которой лишается после вступления в брак, пусть даже и с горячо любимой женщиной. Тем не менее, в словах поэтом все же есть надежда, что он сможет быть счастливым. «И ведаю, мне будет наслажденье средь горестей, забот и треволненья», — отмечает Пушкин. Действительно, как и любой нормальный человек, он мечтает обрести счастье в семье и рассчитывает, что в его жизни все же «блеснет любовь улыбкою прощальной». Таким образом, поэт отрекается от возможных взаимоотношений с другими женщинами, которые всегда были его музами, и рассчитывает стать примерным мужем, понимая, что брак отнимает у него частичку той радости и вдохновения, которые он черпал в свободе.

Послушайте стихотворение Пушкина Безумных лет угасшее веселье

Темы соседних сочинений

В Царскосельском лицее

В 1811 году родители Пушкина решили отдать сына в Иезуитский коллегиум, но их планы изменились, когда в Царском Селе открылся лицей для дворянских детей. По протекции друзей Пушкины устроили 12-летнего сына в элитное заведение. Изначально здесь собирались готовить детей из императорской семьи и их сверстников к высшим гражданским чинам. Но статус Лицея понизился: Пушкин учился в привилегированном и закрытом учреждении, но среди равных себе детей из обедневших фамилий. В стенах Лицея многие крепко сдружились. Три товарища — Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер — остались друзьями Пушкина на всю жизнь.

В Лицее преподавали известный юрист Александр Куницын, философ Александр Галич, филолог Николай Кошанский. Именно профессора в большей степени влияли на интеллектуальное и нравственное становление лицеистов — родные могли навещать своих детей только по выходным. В будние дни занятия начинались в семь утра и продолжались до позднего вечера. В годы учебы Александр Пушкин воспринимал альма-матер как «монастырь» и мечтал о свободе, которая наступит с окончанием Лицея.

Учился Пушкин не очень хорошо, особенно тяжело юному писателю давались логика и математика. При блестящей памяти ему недоставало усидчивости и внимания. Однако преподаватели отмечали эрудицию воспитанника. В Лицее он продолжал много читать и писать тексты на французском языке. Лицеист Сергей Комовский вспоминал, что из-за любви к этому языку Пушкина «называли… в насмешку французом, а по физиономии и некоторым привычкам обезьяною и даже смесью обезьяны с тигром».

На русском языке Александр Пушкин составлял небольшие эпиграммы и послания, а также намечал структуру будущей автобиографии. Юного автора настолько увлекало литературное творчество, что идеи произведений рождались одна за другой на несколько месяцев вперед: «Вчера написал я третью главу «Фатама, или Разум человеческий». <...> Начал я комедию — не знаю, кончу ли ее. Третьего дня хотел я написать ироическую поэму «Игорь и Ольга». Летом напишу я «Картину Царского Села»». Писал Пушкин и стихотворения. В 1814 году он впервые опубликовал одно из них — «К другу-стихотворцу» — под псевдонимом Александр Н.к.ш.п. в журнале «Вестник Европы».

Первый крупный успех ждал Пушкина в 1815 году во время зимнего переводного экзамена — 15-летний лицеист прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». На экзамене присутствовал Гавриил Державин, он был потрясен творением юного поэта. Пушкин позже писал: «Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли».

Служба и карьера Пушкина

В 1817 году Александр Пушкин окончил Лицей. По успеваемости он был 24-м из 29 выпускников. Пушкина направили в Коллегию иностранных дел — чиновником X класса. Но там он только числился: государственная служба мало привлекала юношу. После шести лет учебы Пушкин с головой окунулся в светскую жизнь столицы и, как известный и заслуженный автор, попал в общество петербургских писателей. Еще в Лицее он стал членом литературного кружка «Арзамас», который боролся с архаическими языковыми традициями.

Окончив Царскосельский лицей, Александр Пушкин был зачислен в Коллегию иностранных дел чиновником десятого класса. Но государственная служба его не интересовала, Александра Сергеевича больше увлекала светская жизнь, особенно он был востребован в литературных кружках и обществе петербургских писателей.

В 1819 году Пушкин вступил в литературно-театральное общество «Зеленая лампа» при декабристском «Союзе благоденствия». Его участники пропагандировали свободолюбивые идеи. На собраниях читали стихи, обсуждали театральные премьеры, критиковали публицистические статьи. Здесь велись не только светские споры, но и политические беседы. Все это отразилось на творчестве Пушкина: он написал несколько эпиграмм на государственных деятелей того времени, оду «Вольность», стихотворения «К Чаадаеву» и «Деревня».

Острые политические произведения навлекли гнев Александра I, и император решил сослать Пушкина в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Однако за поэта заступился Николай Карамзин: по службе Пушкина перевели из столицы на Юг. Перед отъездом, в 1820 году, Александр Пушкин закончил поэму «Руслан и Людмила». Василий Жуковский очень высоко оценил это произведение и подарил поэту свой портрет с подписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

Южная ссылка

Весной 1820 года Александр Пушкин отправился в Кишинев, в канцелярию главного попечителя колонистов Южного края. По пути к новому месту службы поэт сильно заболел. Чтобы поправить здоровье, Пушкин поехал сначала на Кавказ, затем — в Крым. Путевые впечатления от юга империи позже отразились в некоторых его произведениях. Наконец, в сентябре 1820 года Пушкин прибыл в Кишинев.

Новый начальник генерал-лейтенант Иван Инзов относился к службе своего подчиненного снисходительно и никаких должностных дел ему не поручал. Своим временем Пушкин распоряжался как хотел: общался с членами «Союза благоденствия», вступил в масонскую ложу «Овидий». В свободные часы он по-прежнему писал. В этот период появились «Кавказский пленник», «Гавриилиада», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Песнь о вещем Олеге». Также Пушкин начал работать над романом в стихах «Евгений Онегин».

В это время в Петербурге стали выходить книги поэта — «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». С них и началась профессиональная деятельность Пушкина: он первым из писателей в России стал зарабатывать литературным трудом.

В 1823 году Пушкин переехал в Одессу. Здесь он устроился в канцелярию графа Воронцова. Однако вскоре служебные и личные конфликты привели к тому, что Пушкин попросил отставки.

Меж тем в Москве в 1824 году полиция вскрыла письмо Пушкина: тот писал Кюхельбекеру об увлечении «атеистическими учениями». За такие высказывания поэту грозила не просто отставка. Пушкина отправили в настоящую ссылку в семейное имение в селе Михайловском Псковской губернии — Юг все-таки выдавали за принудительную командировку. Писателя лишили скромного жалованья, установили надзор, а конец срока наказания никак не обозначили.

Пушкин в Михайловском

В Михайловском Пушкин вел уединенный образ жизни. Родители вместе с сестрой Ольгой и братом Львом покинули имение, чтобы ссыльный дурно не влиял на семью. Поэт поначалу обрадовался тишине и спокойствию, но с наступлением осенних холодов затосковал. Единственным развлечением для Пушкина стали беседы с няней Ариной Родионовной. Ее сказки, как говорил поэт, исправляли недостатки французского воспитания. Он записывал сюжеты волшебных историй, а позднее использовал их в своих произведениях.

Затворнический образ жизни не стал губительным для Пушкина, скорее наоборот: писатель много читал, работал, размышлял о творчестве. В первую михайловскую осень он начал писать «Бориса Годунова». Эта трагедия стала важным этапом в творчестве поэта: он перешел от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению персонажей.

Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 г., в котором принимали участие многие друзья и знакомцы Пушкина, переменили его судьбу. Новый царь Николай I вызвал срочно поэта в Москву, разрешил жить, где он захочет, и объявил себя личным цензором Пушкина. Последнее обстоятельство порой затрудняло печатание некоторых сочинений Пушкина, чем он был постоянно озабочен, не имея иных источников дохода. Пушкину не разрешают ехать на Кавказ (в действующую армию), отказывают в поездке за границу.

До 1831 г. Пушкин живет попеременно то в Москве, то в Петербурге.

Личная жизнь Пушкина

В 1829 году на одном из балов Александр Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой. Девушке на тот момент было 16 лет, поэту — почти 30. Первая красавица Москвы сразу покорила Пушкина, и через несколько месяцев он сделал Гончаровой предложение. Однако ее мать сослалась на юный возраст девушки и сразу согласия не дала. Расстроенный литератор уехал из Москвы к брату на Кавказ, где в то время шла война. 6 мая 1830 г. состоялась, наконец, помолвка Пушкина с Н. Н. Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от собственного его имения с. Болдино. Поэт отправился туда, чтобы оформить дела по введению во владение имением, рассчитывая быстро управиться, затем заложить имение и вернуться в Москву, чтобы справить свадьбу. Однако начавшаяся в Москве

эпидемия холеры и установленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдине с 7 сентября по 2 декабря 1830 г. Он тревожился за жизнь невесты, так как оставаться в холерной Москве ей было опасно, он устал и подавлен. Первые его стихотворения в Болдине – «Бесы» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье ...»).

Вскоре нежное письмо невесты успокоило его. Соединение тишины и досуга, и одновременно напряжение, рождаемое чувством приближения грозных событий (революционные потрясения в Европе, холера в России), выплеснулось неслыханным даже для Пушкина творческим подъемом. «Болдинская осень» 1830 г. стоит особняком в творчестве поэта, когда им созданы были «Повести Белкина», «маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», - поэма «Домик в Коломне», закончен весь роман «Евгений Онегин» (кроме письма Онегина), повесть «История села Горюхина», «Сказка о попе и работнике его Балде», критические статьи, множество стихотворений. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

5 декабря 1830 г. поэт вернулся в Москву, и 18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения у Никитских ворот состоялось его венчание с Н. Н. Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве, сняв квартиру на Арбате в доме Хитрово (ныне дом 53).

В мае 1831 г. молодые Пушкины переехали в Царское Село - место счастливых лицейских воспоминаний поэта. Здесь написана «Сказка о царе Салтане», 5 октября – «Письмо Онегина к Татьяне». В июле 1831 г. Пушкин получил разрешение пользоваться государственными архивами для написания «Истории Петра Великого». Со средины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге. В 1832 г. рождается дочь Мария, 1833 - сын Александр, 1835 - Григорий, 1836 - Наталия.

Болдинская осень

Болдинская осень — период небывалого творческого взлета. В Болдине Пушкин закончил «Евгения Онегина», написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Историю села Горюхина», «Маленькие трагедии», драму «Русалка», поэму «Домик в Коломне» и множество стихотворений.

В Москву Пушкин вернулся в декабре 1830 года, а через несколько месяцев обвенчался с Натальей Гончаровой. Поэт мечтал об уединении, тихой семейной жизни и спокойной работе над книгами. Однако его желаниям не суждено было сбыться.

Николай I пожаловал Пушкину младшее придворное звание — чин камер-юнкера. Теперь чету Пушкиных могли официально приглашать на придворные балы. Эту должность поэт считал оскорбительной для своего возраста. Писатель хотел отказаться от нового звания, но пришлось смириться.

Дуэль и смерть поэта

В 1831 году Александра Пушкина приняли на службу в качестве историографа, чтобы тот писал «Историю Петра». Но писателя больше увлекала биография бунтаря Емельяна Пугачева. Пушкин замыслил создать эпический роман об этой эпохе. Сначала он собирал информацию в архивах, затем отправился по районам пугачевского восстания — Поволжью и Приуралью, чтобы достоверно описать события того времени.

После экспедиции Александр Пушкин уехал в Болдино. В родовом имении он работал над научным сочинением «История Пугачева», написал «Медного всадника», «Анджело», «Пиковую даму», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Вторая Болдинская осень оказалась вдвое короче предыдущей, но не менее продуктивной для Пушкина.

В 1830-е годы Пушкин писал уже только реалистичные произведения. Но его современники не были готовы к новому литературному направлению, которое описывало социальное неравенство, исторические феномены и другие сложные стороны жизни. Собратья по перу не принимали новые произведения писателя, в придворных кругах он тоже не встречал поддержки. В Петербурге ходили сплетни о жене Пушкина и ее поклонниках, поэту приходили анонимные письма. Поэт не мог оставаться хладнокровным и выносить оскорбительные слухи.

8 февраля 1837 года состоялась дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом — главным интриганом, порочащим репутацию Натальи Пушкиной. Во время поединка поэт был тяжело ранен и скончался через два дня. Похоронили Александра Пушкина на территории Святогорского монастыря Псковской губернии.

История создания

Написано это стихотворение в особый период жизни поэта, который носил название Болдинской осени. Это уже не произведения юноши, полное мечтаний и грез. Данное стихотворение относится к зрелой лирике автора. Напечатано оно было в 1830 году 8 сентября.

Данное творение носит автобиографические черты, где Александр Сергеевич подводит своего рода итог прожитым годам, а так же строит некие планы на будущее.

Поэт готовится к серьезному шагу – женитьбе. Уехав решать семейные дела в Болдино, автор вынужден задержаться из-за вспышки холеры. Эти три месяца Пушкин проводит очень плодотворно, занимается творчеством. Одним из таких произведений и является «Элегия». Существует мнение, что стихотворение было посвящено избраннице Александра Сергеевича Наталье Гончаровой, с которой он планировал связать себя узами брака.

Жанр, размер произведения

Стихотворение относится к элегии, что не сложно понять по названию стихотворения. Это одна из разновидностей философской лирики – автор поднимает такие важные темы как: быстротечность времени и переоценку прожитых лет.

Хоть романтизм больше присущ ранней лирике Пушки, в стихотворении «Элегия» мы видим его черты.

Для написания автор выбрал пятистопный ямб, рифму использует парную.

Композиция

Композиционно это очень интересное стихотворение. Построена композиция на антитезе – в первой и второй строфе описывается жизнь и смерть.

Первая строфа представляет собой переосмысливание прожитых лет и подведение итогов. Поэт придается воспоминаниям о тех временах, когда он был окружен весельем. С каждым прожитым годом воспоминания становятся тяжелее, как груз прожитых лет опускается на плечи. Весь прожитый путь не приносит ему радости и удовлетворения. Он пытается угадать, что ждет его впереди, но будущее кажется ему совсем нерадостным.

Предчувствие какого-то несчастья, смерти начинает преследовать его.

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино,— печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Во второй строфе мы начинаем видеть антитезу жизни и смерти. Играя на контрасте, автор показывает цену жизни для его лирического героя. Он боится смерти и не хочет умирать.

Он готов и дальше нести свой тяжкий крест поэта, творить и быть непонятым, бороться за свободу слова и справедливость. Все это он предпочитает смерти.

В последних строках произведения мы можем видеть то, что настроение лирического героя становится намного лучше, он успокаивается и готов для новых влюбленностей и творений.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Название автор выбрал такое не зря, он изначально сообщает читателю, о чем будет произведение. Оно соответствует жанру и является своего рода анонсом содержания.

Образы и символы произведения

В роли лирического героя представлен сам автор, его внутренние переживания . Он придается воспоминаниям своих прожитых лет, вспоминает безудержное веселье, но не получает от этого никакого удовольствия. Ему жаль потраченные годы. Но и будущее не рисует радостной картины перед ним.

Автор хандрит, а вместе с ним хандрит и его лирический герой.

Но уже во второй части стихотворения он выбирает жизнь, со всеми ее горестями и радостями. Он готов страдать, творить, выслушивать критику. Лирический герой знает, что без страданий не бывает радости. Он готов открыть себя для новых чувств и для любви. Поэтому творец начинает практически оптимистично смотреть на будущее.

«Смутное похмелье» — этим выражением автор как нельзя лучше передает то состояние, в котором оказался лирический герой. Он переосмысливает смысл прожитых лет, анализирует ошибки и придается воспоминаниям.

В роли вина автор подразумевает печаль, которая точно так же опьяняет и затягивает.

Море – при помощи этого символа Александр Сергеевич показывает жизненные перемены, а так же страх перед неизвестным.

Темы и проблемы произведения

Основной темой стихотворения можно выделить оценку прожитых лет. Лирический герой придается воспоминаниям и подводит итоги прошлого. Он вспоминает шумное веселье и легкомыслие юности. Данные воспоминания не приносят ему удовлетворения, а еще больше вгоняют в тоску.

Попытки представить будущее так же изначально не приносят положительного результата. Но, начиная размышлять, герой приходит к выводу, что даже тяжелое будущее лучше смерти. Он готов бороться дальше и распахивает свою душу для новой любви.

Второй темой произведения выступает антитеза жизни и смерти. Вечная борьба, и вечный выбор. В роли смерти показывается уныние и тоска, на другой же чаше весов мы видим жизнь – надежду и любовь.

Александр Сергеевич поднимает тему того, насколько быстро проходит наша жизнь. Ведь только вчера он был легкомысленным юношей, а уже сегодня зрелый мужчина. Ко всему теперь он относится более осмысленно и начинает думать о дальнейших последствиях.

Ну и, конечно же, тема любви. Без неё наша жизнь не имела бы смысла. Пока человек любит – он живет и готов все к новым и новым вершинам.

Средства выразительности

В данном стихотворении автор использует эпитеты, для передачи более яркой картинки. Антитезу – благодаря контрасту хорошо видна разница между жизнью и смертью, унынием и радостью, одиночеством и любовью.

Сравнения – с их помощь Александр Сергеевич так же четче передает смысл произведения, делая его художественно ярким и запоминающимся.

Благодаря всем использованным средствам выразительности автор максимально четко и красиво передает смысл произведения, показывая, что во всем плохом всегда можно отыскать что-то хорошее.