Стих прощание анализ стиха а с пушкина

Стих прощание анализ стиха а с пушкина

История создания

Написано это стихотворение в особый период жизни поэта, который носил название Болдинской осени. Это уже не произведения юноши, полное мечтаний и грез. Данное стихотворение относится к зрелой лирике автора. Напечатано оно было в 1830 году 8 сентября.

Данное творение носит автобиографические черты, где Александр Сергеевич подводит своего рода итог прожитым годам, а так же строит некие планы на будущее.

Поэт готовится к серьезному шагу – женитьбе. Уехав решать семейные дела в Болдино, автор вынужден задержаться из-за вспышки холеры. Эти три месяца Пушкин проводит очень плодотворно, занимается творчеством. Одним из таких произведений и является «Элегия». Существует мнение, что стихотворение было посвящено избраннице Александра Сергеевича Наталье Гончаровой, с которой он планировал связать себя узами брака.

Жанр, размер произведения

Стихотворение относится к элегии, что не сложно понять по названию стихотворения. Это одна из разновидностей философской лирики – автор поднимает такие важные темы как: быстротечность времени и переоценку прожитых лет.

Хоть романтизм больше присущ ранней лирике Пушки, в стихотворении «Элегия» мы видим его черты.

Для написания автор выбрал пятистопный ямб, рифму использует парную.

Композиция

Композиционно это очень интересное стихотворение. Построена композиция на антитезе – в первой и второй строфе описывается жизнь и смерть.

Первая строфа представляет собой переосмысливание прожитых лет и подведение итогов. Поэт придается воспоминаниям о тех временах, когда он был окружен весельем. С каждым прожитым годом воспоминания становятся тяжелее, как груз прожитых лет опускается на плечи. Весь прожитый путь не приносит ему радости и удовлетворения. Он пытается угадать, что ждет его впереди, но будущее кажется ему совсем нерадостным.

Предчувствие какого-то несчастья, смерти начинает преследовать его.

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино,— печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Во второй строфе мы начинаем видеть антитезу жизни и смерти. Играя на контрасте, автор показывает цену жизни для его лирического героя. Он боится смерти и не хочет умирать.

Он готов и дальше нести свой тяжкий крест поэта, творить и быть непонятым, бороться за свободу слова и справедливость. Все это он предпочитает смерти.

В последних строках произведения мы можем видеть то, что настроение лирического героя становится намного лучше, он успокаивается и готов для новых влюбленностей и творений.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Название автор выбрал такое не зря, он изначально сообщает читателю, о чем будет произведение. Оно соответствует жанру и является своего рода анонсом содержания.

Образы и символы произведения

В роли лирического героя представлен сам автор, его внутренние переживания . Он придается воспоминаниям своих прожитых лет, вспоминает безудержное веселье, но не получает от этого никакого удовольствия. Ему жаль потраченные годы. Но и будущее не рисует радостной картины перед ним.

Автор хандрит, а вместе с ним хандрит и его лирический герой.

Но уже во второй части стихотворения он выбирает жизнь, со всеми ее горестями и радостями. Он готов страдать, творить, выслушивать критику. Лирический герой знает, что без страданий не бывает радости. Он готов открыть себя для новых чувств и для любви. Поэтому творец начинает практически оптимистично смотреть на будущее.

«Смутное похмелье» — этим выражением автор как нельзя лучше передает то состояние, в котором оказался лирический герой. Он переосмысливает смысл прожитых лет, анализирует ошибки и придается воспоминаниям.

В роли вина автор подразумевает печаль, которая точно так же опьяняет и затягивает.

Море – при помощи этого символа Александр Сергеевич показывает жизненные перемены, а так же страх перед неизвестным.

Темы и проблемы произведения

Основной темой стихотворения можно выделить оценку прожитых лет. Лирический герой придается воспоминаниям и подводит итоги прошлого. Он вспоминает шумное веселье и легкомыслие юности. Данные воспоминания не приносят ему удовлетворения, а еще больше вгоняют в тоску.

Попытки представить будущее так же изначально не приносят положительного результата. Но, начиная размышлять, герой приходит к выводу, что даже тяжелое будущее лучше смерти. Он готов бороться дальше и распахивает свою душу для новой любви.

Второй темой произведения выступает антитеза жизни и смерти. Вечная борьба, и вечный выбор. В роли смерти показывается уныние и тоска, на другой же чаше весов мы видим жизнь – надежду и любовь.

Александр Сергеевич поднимает тему того, насколько быстро проходит наша жизнь. Ведь только вчера он был легкомысленным юношей, а уже сегодня зрелый мужчина. Ко всему теперь он относится более осмысленно и начинает думать о дальнейших последствиях.

Ну и, конечно же, тема любви. Без неё наша жизнь не имела бы смысла. Пока человек любит – он живет и готов все к новым и новым вершинам.

Средства выразительности

В данном стихотворении автор использует эпитеты, для передачи более яркой картинки. Антитезу – благодаря контрасту хорошо видна разница между жизнью и смертью, унынием и радостью, одиночеством и любовью.

Сравнения – с их помощь Александр Сергеевич так же четче передает смысл произведения, делая его художественно ярким и запоминающимся.

Благодаря всем использованным средствам выразительности автор максимально четко и красиво передает смысл произведения, показывая, что во всем плохом всегда можно отыскать что-то хорошее.

История создания

Это стихотворение поэт написал в тот период своей жизни, когда находился в Южной ссылке. Ведь в 1820 году за произведения, которые носили весьма либеральный характер, поэта выслали из Петербурга. Изначально было решено отправить автора в Сибирь в монастырь, но благодаря влиянию друзей, которые имели определенный вес в обществе, решено было отправить Пушкина на юг.

Но когда автор прибыл на место назначения – он был вынужден отправиться в незапланированный отпуск по причине болезни. Там, вместе с семейством Н.Н. Раевского, который был героем войны 1812 года, он отправился в путешествие В Крым и на Кавказ. Данное путешествие положительно отразилось на творчестве автора. Главную роль сыграли пейзажи, которые окружали поэта, а так же знакомство с новыми людьми.

Александр Сергеевич увлекается дочками Раевского, которых звали Екатерина и Мария. Именно на корабле, следовавшем в Гурзуф из Феодосии, и появилось на свет произведение «Погасло дневное светило». В данной элегии мы можем видеть романтика, который жил внутри Александра Сергеевича.

Насчет того, кому именно адресуется произведение «Погасло дневное светило», существует несколько вариантов. Одним, из которых является то, что данное стихотворение было написано для Екатерины Бакуниной, сестры лицейского друга Пушкина. Все дело в том, что поэт был влюблен в эту девушку, будучи еще юношей. Мы можем предположить, что чувство было достаточно сильным, потому что её образ встречается в лирических произведениях поэта вплоть до 1825 года.

Второй версией выступает то, что стихотворение «Погасло дневное светило» имеет отношение к Авдотьи Голицыной. Это была хозяйка литературного салона, где очень часто любил бывать поэт. К данной даме Александр Сергеевич так же имел определенные чувства, которые так и остались без взаимности.

Жанр, размер

Данное стихотворение является своего рода одним из самых главных во всей романтической лирике Александра Сергеевича. Относится данное стихотворение к романтизму. В нем хорошо прослеживаются черты Байроновского стиха, ведь именно его творчество занимало последнее время Александра Сергеевича.

Что же касается жанра, то это элегия. Это легко заметить по содержанию стихотворения, которое пронизано печальными мыслями и размышлениями, относительно молодости, которая осталась в прошлом. Так же автор сожалеет о своей Родине, с которой ему пришлось расстаться.

Размер стихотворения – разностопный ямб. Рифму поэт использует как перекрестную, так и кольцевую. Этим самым Пушкин создает ощущение разговора, чем позволяет читателю ощутить на себе размышления поэта.

Композиция

Стихотворение «Погасло дневное светило» можно разделить на три части. Каждая отделяется от другой при помощи рефрен.

Первая часть стихотворения включает в себя всего две строки, которые строят всю экспозицию произведения, создавая романтический пейзаж.

На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,

Во второй части мы можем узнать о настроении самого лирического героя, прикоснуться к его воспоминаниям.

Третья, она же заключительная часть, выступает антитезой второй части стихотворения. Лирический герой опять же придается воспоминаниям, но на сей раз носящим позитивный характер. Он вспоминает веселые моменты молодости, о своих ошибках в любовных отношениях, которые оставили определенный след в душе поэта. Но автор постарался забыть об этом.

И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной…

В самом конце поэт использует рефрен, чем подчеркивает, что жизнь имеет быстротечный и непрерывный ход. Но лирический герой решает смириться с этим, потому что впереди его ждет много счастливых дней.

Образы и символы

Главным образом, который использует Александр Сергеевич в данном стихотворении, это образ океана. Он проводит параллель водной стихии с быстротечностью нашей жизни, себя же он сравнивает с куда-то бегущим «ветрилом».

Океан автор показывает весьма мрачным и угрюмым. Он сравнивает его с судьбой, которая всегда пугает человека своей неизвестностью. Главное то, что ни на судьбу, ни на океан мы не имеем никакого влияния. Это и пытается донести автор в своем произведении.

Образ мечты поэт передает при помощи упоминания отдаленного берега. Автор хочет туда попасть всей душой, поэтому призывает в помощь судьбу, чтобы та помогла ему туда перенестись.

Есть мнение, что таким образом поэт показывал желание эмигрировать.

Свою Родину поэт показывает в образе печальной и туманной земли. Александр Сергеевич не мог знать наверняка, чем ему обернется его творчество. Из-за царского гнева он мог оказаться как в ссылке, так и в тюрьме.

Вспоминая столицу, у автора невольно возникают ассоциации с красивой женщиной, которая полностью покорила его сердце.

В образе лирического героя не сложно увидеть самого Александра Сергеевича Пушкина. Все мысли, которыми был награжден лирический герой произведения, это мысли самого поэта.

Образ моря как нельзя лучше создает настроение произведения – печального и грустного.

Темы и проблемы

Все произведение пронизано философскими мыслями, которые заключаются в сути человеческой жизни. Хоть автор и уделяет большое внимание описанию непревзойденных пейзажей, но это не помогает скрыть тему Родины, которая очень сильно тревожит поэта. Основная часть воспоминаний весьма печальна, но и это не может отвернуть поэта от любви к своей земле и желанию туда вернуться. Слишком много связывает автора с родным краем. Именно это многое и не отпускает его, заставляет грустить и печалиться.

Стихотворение «Погасло дневное светило» поэт написал, находясь в ссылке. Благодаря этому в произведении так же присутствуют политические мотивы.

Поэт придается воспоминаниям о былой любви, которая не была взаимной, но, в то же время, в его мыслях слышится тоска о том времени.

Поднятая тема Родины так же занимает не последнее место в произведении. Он показывает Родину в загадочном свете.

В теме природы поэт показывает свою жизнь, которая постоянно готовит автору неожиданные повороты.

Так же присутствует тема мечты. Автор не теряет надежды на то, что рано или поздно его мечты осуществятся.

Проблемы произведения напрямую связаны с основной мыслью. Поднятая проблема вынужденного изгнания, слегка приукрашена автором, но это и свойственно такому направлению, как романтизм. Все произведение имеет весьма печальное настроение. Лирического героя очень печалит его одиночество, а так же невозможность полноценно оценивать будущее.

Основная мысль

 Основная мысль, которую вложил поэт в анализируемое стихотворение – это невозможность изменить волю судьбы. Невозможно бороться с законами природы, так и невозможно изменить те факторы, которые от нас не зависят, но меняют нашу жизнь. Человеку приходится приспосабливаться и двигаться дальше вперед. Далеко не все происходит так, как мы того хотим или запланировали. К сожалению, с этим невозможно ничего сделать. Остается лишь смириться.

Пушкин показывает, что там, на далеком берегу, его ждет исполнение его желаний. Но туда еще предстоит добраться, а этому очень мешают многие факторы.

Скорее всего, Александр Сергеевич задумывался об эмиграции, ведь в его родной стране его не всегда понимали.

Он сравнивает себя с морским путником, который так же не может самостоятельно выбрать свой путь. Чаще всего его передвижение зависит от воли судьбы.

А. С. Пушкин «Сожженное письмо»

Прощай, письмо любви! прощай: она велела… Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди…В 

В 

Живучий Пушкин

— А помните знаменитые шуточки Хармса: «брат Пушкин».

Читайте также:  Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 9 класс тест по литературе (9 класс) на тему

— Его тоже раздражало и гимназическое, и советское преклонение.

Много было анекдотов, шуток, в том числе филологических, без этого никуда. Но к Пушкину многие поколения русской интеллигенции, особенно после революции, относились как к последней святыне. В советское время не было снято о нем ни одного настоящего большого кинофильма — настолько преклонялись перед ним, что не могли обнаружить достойного исполнителя.

— Но Ленина-то сумели снять.

— Это было идейно необходимо. Хотя когда в первый раз снимали, то говорили: а может, нужен только документальный Ленин? Сможет актер передать его гений?

— Безрукова тогда не было, чтобы грим наложить.

— Был кошмарный спектакль с Всеволодом Якутом в роли Пушкина. Сценарий поэта Глобы далеко до классика не дотягивал, но даже к этому спектаклю относились как к святыне. С Пушкиным сверяли часы, на него молились. Такое отношение через века — большая редкость, исключением можно назвать Гомера или Гете в Германии.

— Если брать рассказы Пушкина, то там устаревших слов практически единицы.

— А если брать отдельные лирические его шедевры — они по восемь, 12, 16 гениальных строк. И нынешнему нетерпеливому читателю по ним легче познавать литературу. Вот поэтому Пушкин живее всех живых.

— А вот Лермонтов уже тогда бросал обвинение монархам в стихе «На смерть поэта»: «Ведь вы, стоящие у трона…»

— Можно трактовать стихотворение и как направленное против клевретов около трона. Лермонтов хорошо догадывался, что первыми провокаторами стали родовитые гвардейцы. Они любили так шутить, в том числе друг над другом. Просто Пушкин оказался неподходящей фигурой для таких шуточек.

Прощание с Пушкиным. Текст изложения

Но люди не расходились. Между тем пульс поэта был едва ощутим. Жизнь его с каждой прошедшей минутой навечно уходила. В кабинете, где он умирал, собрались все близкие. Жуковский сидел и беззвучно рыдал. Наталью Николаевну, найдя предлог, вывели. Друзья молча стояли рядом с кроватью умирающего, как вдруг он слегка поднялся на кровати и произнес: «Жизнь кончена». Его лицо сковала маска смерти, в эти минуты оно стало выражать торжественное спокойствие. Жуковский вышел к толпе и объявил, что Александр Сергеевич скончался. В воздухе повисло скорбное молчание. Приближались сумерки, пошел мягкий густой снег. Это случилось 29 января (10 февраля) 1837 года.

proshchanie-s-pushkinym-tekst-izlozheniya.jpg

Александр Пушкин — Прощание: Стих читать бесплатно

Александр Пушкин — Прощание: Стих Смотреть Видео запись стихотворения

Александр Пушкин — Прощание: Стих Стихотворение

Анализ произведения[править | править код]

Стихотворение построено на диалоге Поэта с Книгопродавцем. По умозаключению Б. В. Томашевского, данное произведение является прощанием с романтизмом, которое также можно увидеть в стихотворении «К морю».[5] Интересна мысль о том, что данный диалог является размышлением двух сторон сознания Пушкина, то есть поэт согласен с обоими героями произведения. Е. А. Маймин весьма ёмко определил суть стихотворения:

"В лирическом диалоге излагается довольно цельная концепция поведения поэта в современном мире, основанном на торгово-денежных отношениях".[6]

Б. В. Томашевский видит драматизм произведения, который заключён в двух «объективированных образах»[5]: Поэта, сознание которого возвышено, а образ идеализирован, и Книгопродавеца, который стал воплощением «рационалистического представления о мире»[5]. Через Книгопродавца поэт извещает нас, что пришёл к пониманию действительности с товарно-денежными отношениями.

Последняя реплика Поэта, которая уже является прозаической, крушит поэтическое мировоззрение романтика и идеалиста. Поэт соглашается на данный вид отношений(товарно-денежный):

"Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся."

А. М. Гуревич, анализируя последнюю реплику Поэта, пишет: «Не видя ничего лучнего, Поэт вынужден, именно вынужден перейти на язык этой презренной прозы и в буквальном, и в переносном смысле слова…»[7]

О. Б. Лебедева отмечает, что в диалог Книгопродавца с Поэтом через многочисленные литературные ассоциации и автореминисценции (неявное самоцитирование) вступает сам Пушкин. Исследователь приводит многочисленные отсылки к творчеству Жуковского и Байрона, она отмечает, что данные имена важны для понимания концепции диалога.[8]

Критика[править | править код]

А. А. Бестужевым в статье «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов» назвал данное произведение «счастливым подражанием Гёте» (имеется в виду произведение «Пролог в театре», где разговор о зависимости поэтического творчества ведут трое: Поэт, Директор и Комический актёр).[9] Я. Л. Левкович не соглашается с таким категоризмом, заключая, что «Книгопродавец не посягал на творческую свободу поэта, а всего лишь покупал продукт вдохновения, готовую рукопись, тем самым наставляя поэта на путь практицизма».[10]

Е. А. Маймин отмечает, что главные достоинства произведения заключены в «поэтических мыслях и образах, которые только внешне подчинены основному сюжету стихотворения и которые возникают в нём как бы непроизвольно.»[5]А. А. Григорьев не видит ничего душевнее данного произведения: «Ничего во всей лирической поэзии нельзя найти задушевнее стиха, как будто случайно вырвавшегося из сердца поэта в разговоре с книгопродавцем: „Вся жизнь — одна ли, две ли ночи“».[11]

Н. В. Измайнов, как и многие, отмечает, что произведение явилось в своё время «декларацией отказа Пушкина от романтического взгляда на сущность и задачи поэтического творчества».Измайлов Н. В. — Лирические циклы в поэзии Пушкина конца 20—30-х годов. Часть 3.

«Но Разговор с книгопродавцем верх ума, вкуса и вдохновения. Я уж не говорю о стихах: меня убивает твоя логика. Ни один немецкий профессор не удержит в пудовой диссертации столько порядка, не поместит столько мыслей и не докажет так ясно своего предложения. Между тем какая свобода в ходе! Увидим, раскусят ли это наши классики?», — подмечает П. А. Плетнёв в письме к Пушкину.[12]

Ссылки[править | править код]

Стихотворения А. С. Пушкина по годам Стихотворение А. С. Пушкина «Разговор книгопрадавца с поэтом»

Текст стихотворения

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

«Буря мглою небо кроет» – этими словами начинается пушкинская поэзия Александра Сергеевича под названием «Зимний вечер». Ярко и образно описывает он снежную бурю, которая «мглою небо кроет», подобную его внутреннему состоянию безысходности и событиям, которые разворачиваются в его жизни. Именно так чувствует себя литератор, доведенный до отчаяния несвободой и вынужденным домашним арестом в Михайловском.

История создания произведения

История написания стихотворения важна для лучшего, полного понимания его сути. Строки «Зимнего вечера» родились в 1825 году. В этот период поэта приютили стены родового поместья, Михайловского, куда литератора отправили после южной ссылки. Яркие краски юга резко сменились серыми унылыми тонами. Связь с друзьями, как и любая деятельность, находилась под жестким надзором. Публикация пушкинского шедевра состоялась в 1826 году, его строки стали афоризмами, что говорит о его популярности.

Атмосфера пушкинских стихов

Описывая стихию, которая, «то плачет, словно ребенок, то воет диким зверем», автор передает перепады собственного настроения, изменяющегося от детской беспомощности до яростной звериной злости человека, над которым совершено насилие, попрана его свобода. Ураган, что свирепствует извне – аналог могущества государственной системы. Ее сила, подобно торнадо, сметает все на своем пути без разбора. Она преследует одну цель – защитить свою власть.

Контрастность произведения

Противостоит этой мощи убогая нищая лачуга. Ее прообраз – растерзанная душа поэта. Разве может маленький человек противостоять машине общественного строя? А рядом кто? Кто друг? Безграмотная старушка. И все же жизненная сила бессмертна. Она превосходит ущербные состояния и возрождает себя.

Страдания наградили автора и героя способностью переосмыслить и двинутся дальше по жизни, прокладывая новой, свой путь. Внутри жалкой лачуги тепло и уютно. В действительности есть все для счастья и больше – ценное и дорогое сокровище, которое не продается и не покупается. Его можно получить только в дар.

Это мудрость человеческого опыта, накопленная поколениями. Носителем этого бесценного богатства является няня. Кто автор знаменитых пушкинских сказок? Поколения предков русского народа. Там, под крышей ветхого дома зрел и обретал силу великий гений Пушкина, непревзойденный и сейчас.

Истоки пушкинского вдохновения

Внутреннее состояние поэта не позволяет ему замечать и воспринимать красоту окружающего мира. В действительности, после ссылки, воспоминания об этом времени согревали душу Александру Сергеевичу. Он говорил, что период уединения необычайно поднял дух творчества.

Произведение, начинающееся фразой «Во глубине сибирских руд», – не единственное, где Александр Пушкин упоминает общественные потрясения в России начала XIX-го века. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого стихотворения

Позже Пушкин приезжал в Михайловское за этим ощущением вдохновения и внутреннего покоя. Не удивительно, ведь здесь его всегда ждали и были рады видеть. Но сейчас, в моменте потерянности, когда все его верования вдруг оказались ложью, существо поэта поглотила боль. Мир, который он знал, неожиданно разрушился. Казалось бы, ничто не предвещало «бури», разыгравшейся в его жизни.

Буря мглою небо кроет

Но, как известно, ничто не происходит случайно. С одной стороны представляется, что грозный ветер нагрянул и сломал устои прежней беззаботной жизни, отношения в семье Пушкиных. «Злобный, воющий как зверь нежданный гость», ворвался и отнял святое – любовь близких. С другой стороны, «гость» оказал услугу, сорвал маски. «Морозный холод» протрезвил. Как никогда прежде прояснилось, что по-настоящему близкие люди не по крови, а по духу. Этим родным человеком, его истинной семьей оказалась необразованная, простолюдинка.

Образ кормилицы

Не сразу юный литератор смог принять ее как равную. Воспитание и правила, принятые в обществе накладывают печать на образ мышления, преодолеть которую практически не возможно. Но Пушкину повезло. То, что изначально было воспринято им как великая беда, в последствии вспоминается как приятный опыт. Стресс и последовавшее за ним состояние депрессии, которые были пережиты и прочувствованны каждой клеточкой его существа, помогли преодолеть кастовые предрассудки. Красной линией сквозь творчество великого русского гения проходит она – обычная крестьянка.

Буря мглою небо кроет

История сохранила образ Арины Родионовны, пушкинской кормилицы, которая преданно и бескорыстно заботилась о будущем гении литературы. Длинные снежные вечера скрашивала няня сказками и песнями, сидя за веретеном. И тогда отступали печали, и сердцу становилось веселей. Образ любимой старушки и доброй подруги его бедной юности запечатлен в произведениях поэта не просто так. В самое тяжелое время жизни для Пушкина она по-настоящему искренне поддерживала его, стала единственной опорой. В то время как семья не оправдала надежд. Родные люди отвернулись, обратились в судей и надзирателей.